Акт налоговой проверки

Что не стоит обжаловать

Все, что касается деятельности фирмы по части документов, финансов, бухгалтерии и налогов можно и нужно обжаловать в случае несогласия.

Но есть некоторые моменты, против которых подавать возражение в налоговую нецелесообразно. Это:

  • сроки проведения процедуры проверки (даты начала и окончания),
  • неточности в оформлении протокола,
  • небольшие процессуальные нарушения.

Все эти незначительные мелочи на данном этапе стоит оставить без внимания, сосредоточившись на сути претензии. Здесь пометка «на данном этапе» означает, что их следует приберечь для суда, где в случае чего можно будет постараться дискредитировать акт (т.е. признать его незаконным).

Кроме того, следует иметь ввиду, что составленное по всем правилам, с приложением всех необходимых бумаг, возражение на предмет именно процедуры проведения проверки вполне может привести к дополнительным контрольным мероприятиям со стороны налоговиков. А их результаты, в свою очередь, запросто могут выявить более серьезные ошибки и нарушения в деятельности предприятия.

Как обосновывать возражение

Перед тем как «затевать дискуссию» с налоговой, желательно запастись стопроцентной аргументацией и комплектом убедительных документов, удостоверяющих правоту организации, которые нужно присовокупить к возражению. Для этого необходимо самым тщательнейшим образом изучить акт налоговой проверки, и все выявленные спорные пункты несколько раз перепроверить.

Если в момент написания акта налоговой проверки у компании по каким-то причинам не хватало некоторых документов, но она в кратчайшие сроки успела восстановить их или смогла исправить небольшие неточности в имеющихся бумагах, в возражении это надо обязательно отразить.

Это позволит снизить размер доначисленного налога, если таковой был назначен, а также избежать всевозможных штрафов и пени.

Все свои доводы нужно тщательно и подробно пояснять, указывая обстоятельства, приведшие к тому или иному недочету и ссылаясь на законодательство РФ в сфере налогов, гражданского права, судебную практику и нормативно-правовые акты компании.

С грамотно обоснованными аргументами налоговикам спорить будет трудно, к тому же они, в случае чего, станут доказательной базой при обращении компании в суд (если, конечно, до этого дойдет дело). Здесь же необходимо отметить и то, что в суде можно будет поднимать только те пункты акта налоговой проверки, которые ранее были обжалованы в вышестоящей налоговой инспекции.

В какой срок в общем случае должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

1) в течение 2 месяцев со дня выявления налоговых правонарушений;

2) в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке;

3) при проведении выездной налоговой проверки акт проверки не составляется.

217. Отметьте правильную последовательность действий налогового органа при проведении выездной налоговой проверки:

1) фактическое проведение проверки — принятие решения о проведении проверки — составление справки о проверке — составление акта проверки;

2) принятие решения о проведении проверки — фактическое проведение проверки — составление акта проверки — составление справки о проверке;

3) принятие решения о проведении проверки — фактическое проведение проверки — составление справки о проверке — составление акта проверки.

Вправе ли суд признать решение о назначении выездной налоговой проверки недействительным по основанию нецелесообразности ее проведения (декларации плательщика не вызывали нареканий, проверка существенно затруднит хозяйственную деятельность и т.д.)?

1) вправе, поскольку контрольные действия налогового органа не могут затруднять хозяйственную деятельность налогоплательщика;

2) не вправе, поскольку решение налогового органа о проведении выездной налоговой проверки не подлежит обжалованию в суде;

3) не вправе, поскольку суд не может оценивать целесообразность назначения налоговым органом выездной налоговой проверки.

219. Подписание акта проверки проверенным налогоплательщиком означает:

1) согласие налогоплательщика с выводами проверяющих, изложенными в акте;

2) подтверждение факта ознакомления с актом проверки;

3) подтверждение факта получения акта проверки.

220. Проверенный налогоплательщик, не согласный с выводами проверяющих, изложенными в акте проверки, вправе:

1) представить в вышестоящий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям;

2) представить в налоговый орган, проводивший проверку, письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям;

3) представить в прокуратуру письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

221. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан:

1) известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка;

2) рассмотреть материалы налоговой проверки только в присутствии лица, в отношении которого проводилась эта проверка;


3) вынести решение по результатам налоговой проверки только в присутствии лица, в отношении которого проводилась эта проверка.

222. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не известил о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Указанное обстоятельство:

1) не имеет правового значения, поскольку проверенное лицо не лишено права оспорить в суде решение налогового органа по результатам проверки;

2) может быть признано судом основанием для отмены решения налогового органа по результатам проверки, если данное нарушение повлекло принятие незаконного решения;

3) является безусловным основанием для отмены решения налогового органа по результатам проверки.

223. Акт налоговой проверки направлен проверенному лицу по почте заказным письмом вместе с извещением о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В этом случае:

1) датой вручения акта считается шестой рабочий день, считая с даты отправки заказного письма, для вручения извещения презюмируемый срок получения не установлен;

2) датой вручения акта и извещения считается шестой календарный день, считая с даты отправки заказного письма;

3) датой вручения извещения считается шестой рабочий день, считая с даты отправки заказного письма, для вручения акта презюмируемый срок не установлен.

224. Материалы проверки были рассмотрены в присутствии проверенного лица заместителем руководителя налоговой инспекции. Решение по результатам проверки вынесено руководителем налоговой инспекции. Указанное обстоятельство:

1) является основанием для признания недействительным решения налогового органа, если указанное обстоятельство привело к вынесению незаконного решения;

2) является безусловным основанием для признания недействительным решения налогового органа;


3) является безусловным основанием для признания недействительным решения налогового органа в части налоговых санкций.

225. Материалы проверки были рассмотрены в присутствии проверенного лица заместителем руководителя налоговой инспекции. Решение по результатам проверки вынесено тем же заместителем руководителя налоговой инспекции. Указанное обстоятельство:

1) безусловно свидетельствует о незаконности решения налогового органа;

2) может свидетельствовать о незаконности решения налогового органа;

3) не свидетельствует о незаконности решения налогового органа;

226. Налоговый орган по результатам выездной (камеральной) проверки принял решение о привлечении проверенного лица к налоговой ответственности. В этом решении:

1) всегда применены штрафы за налоговые правонарушения, а также всегда доначислены налоги и пени;

2) всегда применены штрафы за налоговые правонарушения, а также могут быть доначислены налоги и пени;

3) могут быть применены штрафы за налоговые правонарушения.

227. Налоговый орган по результатам выездной (камеральной) проверки принял решение об отказе в привлечении проверенного лица к налоговой ответственности. В этом решении:

1) отсутствуют какие-либо доначисления (налогов, пени, санкций);

2) отсутствуют налоговые санкции, но могут доначисляться налоги и пени;

3) отсутствуют налоговые санкции, но могут быть применены меры административной ответственности.

228. Решение по результатам выездной (камеральной) налоговой проверки в общем случае:

1) вступает в силу немедленно, в момент его вынесения;

2) вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения проверенному лицу (если оно не обжаловалось в апелляционном порядке);

3) вступает в силу только после его утверждения вышестоящим налоговым органом.

229. Решение по результатам выездной (камеральной) налоговой проверки направлено проверенному лицу по почте заказным письмом вместе с требованием об уплате налога, доначисленного в этом решении. Данное действие налогового органа:

1) законно как в части направления решения, так и в части направления требования;

2) незаконно ни в части направления решения, ни в части направления требования;

3) законно в части направления решения, незаконно в части направления требования.

Уклонение от получения акта

Если вы откажетесь расписываться в акте либо будете иным образом уклоняться от его получения, инспектор сделает на последней странице всех экземпляров акта соответствующую запись, заверив ее своей подписьюп. 4 Требований (приложение № 24 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@). И тогда акт проверки вам направят по почте заказным письмомп. 5 ст. 100 НК РФ:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения обособленного подразделения — если проводилась камералка налоговой отчетности, сдаваемой по месту нахождения ОП (например, декларации по налогу на прибыльп. 1 ст. 289 НК РФ), либо самостоятельная выездная проверка филиала или представительства компаниип. 7 ст. 89 НК РФ;
  • по месту жительства предпринимателя.

Сделать это должны также в течение 5 рабочих дней со дня составления актап. 29 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57; Письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 (пп. 28, 29). В этом случае датой вручения акта будет считаться шестой рабочий день, исчисляемый со дня, следующего за днем отправки письмапп. 2, 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 100 НК РФ.

Избегать получения акта или отказываться от его подписания смысла нет. На дальнейшее рассмотрение материалов проверки это никак не повлияет, а вот вызвать негативную реакцию со стороны налоговиков может.

Однако если ИФНС направит вам акт письмом, не имея доказательств того, что вы уклонялись от его получения, и, например, из-за плохой работы почты вы не получите акт либо получите его слишком поздно, суд может признать решение по проверке незаконнымсм., например, Постановления ФАС МО от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013; ФАС ЦО от 25.10.2013 № А09-674/2013. Ведь было нарушено ваше право на ознакомление с актом проверки и представление на него возражений.

Кто подписывает акт налоговой проверки

По общему правилу со стороны инспекции акт должен быть подписан теми должностными лицами, которые проводили соответствующую проверкуп. 2 ст. 100 НК РФ; п. 4 Требований (приложение № 24 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@). Например, в случае с выездной проверкой это все инспекторы, указанные в решении о проведении ВНПприложение № 3 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ в составе проверяющей группы.

Однако подписание акта инспектором, не участвовавшим в проверке, — это малозначительный недочет. Ведь он никак не нарушает ваших прав как налогоплательщика и не мешает участвовать в процессе рассмотрения материалов проверкиПостановление Президиума ВАС от 24.01.2012 № 12181/11. Так же как и отсутствие в акте выездной проверки подписей всех инспекторов, принимавших в ней участиеПостановления ФАС ЗСО от 18.06.2014 № А03-6805/2013; ФАС ВСО от 24.08.2012 № А33-18616/2011. Поэтому такие нарушения со стороны ИФНС вы вряд ли сможете использовать как повод для отмены решения по проверке.

После проведения камеральной или выездной проверки, в случае обнаружения нарушений законодательства о страховых взносах, Пенсионный фонд или Фонд социального страхования выносит акт в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя. Но если Вы не согласны с мнением контролирующих органов, то у Вас есть возможность в течении 15 рабочих дней подать возражение на акт камеральной или выездной проверки. Федеральным законом 212-ФЗ определен определенный порядок после вынесения акта.

Итак, после вынесения акта камеральной или выездной проверки Пенсионный фонд или Фонд социального страхования обязан пригласить Вас для подписания и получения акта проверки. Акт проверки должен быть вручен плательщику в течении 5 рабочих дней. Если получить акт проверки не является возможным, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может обратиться письменно в органы контроля с просьбой прислать акт по почте.

Кроме того, с актом проверки органы контроля должны вручить Вам уведомление о дате рассмотрения акта камеральной или выездной проверки и принятия решения о привлечении к ответственности.

Со следующего дня, после получения акта, у плательщика начинается отсчет 15 рабочих дней на подачу возражений. Возражения на акт камеральной или выездной проверки подаются письменно и передаются в Пенсионный фонд или Фонд социального страхования по почте или нарочно, с отметкой о принятии на втором экземпляре.

После получения возражений органы контроля обязаны рассмотреть их до принятия решения, по результату рассмотрения возражений составляется протокол комиссии. В данном протоколе указывается факт поступления возражений, суть поданных возражений, решение комиссии по данным возражениям. Рассмотрение возражений должно происходить в присутствии плательщика, при этом о дате рассмотрения решения он должен быть заблаговременно уведомлен.

В большинстве случаев, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования отказывают в доводах плательщика и не принимают во внимание возражения. Но, в определенных моментах, причиной данного отказа является недостаточное знание законодательства и неумение отстаивать свою позицию.

Правильно выработанная позиция и грамотно составленные документы являются основой для успешной защиты прав плательщика страховых взносов. В результате Вы сможете доказать свою позицию, не доводя до судебного разбирательства.

Юридическое Бюро Е.Романовой готова оказать высококвалифицированную помощь и провести анализ документов, подготовить возражения на акт камеральной или выездной проверки и представлять Ваши интересы при рассмотрении возражений.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Поможем!