Акт списания материальных запасов

Как правильно оформить акт о списании материальных запасов?

Для их учета в бухгалтерии используют следующие типы счетов:

  • №10 – отражает фактическую ставку изготовленных и приобретенных материалов по учетным ценам;
  • №15 – обобщает сведения об оборотных денежных средствах;
  • №16 – отражает данные об изменении цены на материалы.

Вычет ценностей проводится в обязательном порядке в ситуации обнаружения недостатков, утрате запасов и при обнаружении непригодности для их будущей эксплуатации. По каким причинам списывают ТМЦ Акт представляет собой документ для списания с баланса ТМЦ по целому ряду обстоятельств. Причины, по которым товары не могут быть реализованы в дальнейшем:

  • порча товара;
  • выход из строя;
  • поломка;
  • лишение свойств;
  • истечение времени хранения.

В период хранения, товары теряют потребительские свойства и приходят в непригодное состояние вследствие поломки.

  • проводка Д94 К10– отражает бухгалтерскую стоимость запасов, которые подлежат изъятию;
  • проводка Д20 К94 – показывает величину денежной стоимости ухудшения или недостачи запасов (в границах разумной естественной убыли);
  • проводка Д20/2 К73 – показывает сумму возмещения недостачи на виновное лицо (в случае, когда количество единиц списанных запасов превышает лимит естественной убыли);
  • проводка Д99 К10 – отражает уничтожение запасов в результате стихийного бедствия;
  • проводка Д99 К68 – восстанавливает НДС (налог на добавленную стоимость), который был уплачен ранее;
  • проводки Д91/2 К10 и Д91/2 К68 – списание запасов по договору безвозмездного пользования.

Причем, перед тем, как бухгалтер оформит указанную в последнем пункте проводку, нужно составить большое количество документов.

Любое производство нуждается в определенном количестве расходного сырья, и грамотно рассчитать его, значит увеличить свою рентабельность. Однако когда дело касается стройки, в особенности крупной, может возникать большой или небольшой перекос ресурсопотребления. И тогда важным моментом становится, как по всем правилам списать использованные и наличные материалы, рассчитанные на строительство объекта, но оставшиеся без применения. Независимо от объема расхода, процедура должна быть проведена и соблюдена по всем пунктам.

На ком ответственность?

Первый вопрос – кто ответственен за списание строительных материалов во время производства. Ответ – специально назначенные сотрудники, непосредственно участвующие в реализации товарных, материальных ценностей ТМЦ. На 2018 год это: инженеры, представители бухгалтерского штата, руководители производственных участков, материально ответственные лица. Их задача, дополняя состав ПТО стройки (производственно-технический отдел), контролировать использование матресурсов, скалькулированных инженерами-сметчиками.

Список назначенных утверждает директор предприятия, попутно расписывая функции каждого и указывая на необходимость подписывать итоговые документы главным инженером и руководителем ПТО.

Отдельно за бухгалтерами крепятся обязанности:

  • следить, чтобы потребление и перерасход материалов в строительстве не превышал допустимые нормативы;
  • пресекать попытки списать рабочее сырье без должных оснований, например, под видом мифической утраты;
  • распознавать и ликвидировать случаи внесения в перечень списываемых ресурсов стройматериалов более высшего качества, чем ушло на самом деле;
  • оформлять списательную документацию.

Чем профессиональнее организован документооборот и списание строительных материалов в бухгалтерии или заменяющем ее органе, тем легче следить за материальной базой в производстве, оградить дело от воровства и удорожания.

Инструменты процесса

Следующая основа – сочетание алгоритма, законодательных актов и соответствующих знаний.

Алгоритм подразумевает 3 способа реализации:

  1. По себестоимости одной единицы матресурса – удобен для списывания по цене закупки особо ценных товаров.
  2. По средней себестоимости – больше всего подходит при большом ассортименте материальных производственных запасов, выглядит как среднее арифметическое между количеством единиц и их общей стоимостью.
  3. Способ FIFO – учитывает ресурсы, начиная с самых ранних приобретений, но в порядке обратной очередности, первыми «уходят» те спецматериалы, что числятся появившимися последними. Также в России используется альтернатива ФИФО – LIFO. Здесь порядок ликвидации носит обычный, хронологический характер.

Таким образом, действующие правила списания материалов в строительстве опираются, прежде всего, на правильное определение стоимости сырья. Фактическая себестоимость исчисляется с включением:

  • исходной ценности (цены);
  • расходов на транспортировку;
  • оплаты сервисных услуг (консультанты, посредники и т.д.);
  • таможенных трат.

Способ списания выбирается какой-то один, он должен будет применяться далее в течение всего отчетного периода.

Сопроводительные документы

Весь пакет документации по списыванию стройматериалов на производстве складывается в основном из отношений с поставщиками и их поведения по договору поставок. Но основа для любых строительных предприятий обязательна.

Это такие документы, как:

  • утвержденный директором предприятия норматив потребления стройсырья для конкретного строительства;
  • рабочая смета;
  • журнал регистрации проделанных работ;
  • отчетная сводка о реальном расходовании предоставленных ресурсов с указанием разницы с заложенными нормами.

На 2018 год в России фирмы вправе ставить собственные нормы реализации производственных запасов, однако они не должны идти вразрез с требованиями Госреестра СИ. Потому правильнее всего использовать стандарты формы М29 вкупе с типовыми действующими инструкциями по ее ведению.

Форму можно и нужно дополнять и адаптировать под определенное дело индивидуально, но две главы должны быть в ней всегда:

  • расчетный объем ресурсов и количество совершенных работ;
  • сверка расчетных объемов с реальным потреблением в рамках установленных стандартных нормативов.

За первый раздел отвечает ПТО, за второй – прорабы, начальники участков.

Непосредственные действия

Пошаговый алгоритм списывания сырья своими силами выглядит так:

  • исходное условие – руководству производства ежемесячно предоставляется матотчет о наличных ТМЦ на складе;
  • в назначенный руководством срок, но не позднее отчетного периода, ответственное материально лицо составляет форму М29 и передает ее в ПТО для сверки;
  • сотрудник техотдела проводит проверку, а глава отдела утверждает сверенные документы, после чего передает их дальше главному инженеру;
  • ГИ изучает полученную документацию, ставит свою визу о подтверждении, передает пакет финансистам;
  • бухгалтерский отдел сверяет стоимость поступивших и выбывших стройматериалов, выводит действительный остаток по результатам;
  • ответственный специалист бухотдела заносит данные в сетку движения материальных запасов, применяет необходимые проводки для закрытия, после чего списываемые единицы считаются полностью отработанными.

Схема закупки и документооборота

Чтобы все прошло гладко, движение ТМЦ надо начинать учитывать уже со стадии подготовки проектно-сметного обеспечения.

Формирование Требование-накладной

Последствия перерасхода или недостачи

Случается, что итоговая отчетность по спецматериалам демонстрирует нестыковку прихода-расхода. Здесь главному лицу участка следует составить объяснительную, опирающуюся на соответствующей М29, и приложить к ней акт на списание материалов в строительстве по установленной форме. Акт проводится и утверждается специальной комиссией.

Результатом изучения акта с объяснительной становится два сценария:

  • устанавливается, что расхождение связано с хищением, недобросовестным выполнением обязанностей (порча, утеря) – управление предприятия должно привлечь контролирующие органы для подтверждения случившегося;
  • перерасход (недостача) признаются уважительными – руководство вправе дать добро на снятие их с баланса.

В целом, ответственность за верное оформление движения стройматериалов и их растрату отвечает глава всей строительной кампании. Так что именно в его интересах грамотно организовать должный учет и выявление истинных виновников убытков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — заполните форму ниже или позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 692) (Москва)
+7 (812) 426-14-07 (доб. 610) (Санкт-Петербург)
+8 (800) 500-27-29 (доб. 926) (Россия)
Это быстро и бесплатно!

Образец заполнения

Приведем образец акта списания материальных ценностей, пришедших в негодность, на примере столовой детского учреждения.

Шаг 1. Заполняем номер и дату, наименование организации, структурное подразделение, код по ОКПО, ИНН и КПП учреждения, материально ответственное лицо, членов комиссии по поступлению и выбытию активов, реквизиты приказа, на основании которого действует комиссия.

Шаг 2. Комиссия в присутствии (в нашем случае) заведующего столовой проверяет, действительно ли ценности пришли в негодность, что и удостоверяет подписями. Принимает решение о необходимости исключить из ценностей предметы, не удовлетворяющие требованиям к ним.

Шаг 3. После заполнения всех необходимых полей заполняется последний лист с подписью председателя и членов комиссии. Ими могут быть административный персонал организации, работники бухгалтерии, иные специалисты.

Оформляется в двух экземплярах. Один из них передается в соответствующую службу с целью отражения данных в бухгалтерском учете. Второй остается у материально ответственного лица как документ, подтверждающий выбытие материала.

>Сколько хранить

Документ хранится в архиве учреждения не менее пяти лет.