Анализ системы налогообложения

Обзор литературных источников по теме исследования

Упрощенная система налогообложения — это особый налоговый режим, который предназначен, в основном, для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

  • — налога на прибыль организаций;
  • — налога на добавленную стоимость;
  • — налога на имущество организаций;

Условия для перехода на упрощенную систему налогообложения:

  • — среднегодовая численность работников не превышает 100 человек;
  • — стоимость основных фондов не превышает 100000000 рублей;
  • — по итогам налогового периода выручка не превышает 60000000 рублей.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

  • — налога на доходы физических лиц;
  • — налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом),
  • — налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).(www.dist-cons.ru)

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан представлять налоговую отчетность по налогу, исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ)

Налоговые агенты должны:

  • — правильно и своевременно исчислить суммы соответствующего налога;
  • — удержать налог из средств налогоплательщика;
  • — перечислить налог в бюджет.

За несоблюдение данных обязанностей может быть наложен штраф в размере 20% от суммы налога, подлежащей к перечислению (ст. 123 НК РФ). (www.pnalog.ru)

Порядок расчёта УСН

Расчет единого налога при УСН согласно налоговому кодексу устанавливается на основе налоговых ставок двух видов:

Общие правила расчёта единого налога при УСН изложены в статье 346.21 Налогового кодекса РФ. Расчёт зависит от выбранной налоговой ставки:

  • 6% — объектом налогообложения являются доходы. Единый налог (авансовый платёж) рассчитывается исходя из доходов, полученных за отчётный (налоговый) период. Для этого суммируются все доходы, и с них определяется 6%;
  • 15% — объектом налогообложения является разница доходов и расходов. Расчёт единого налога (авансового платежа) осуществляется следующим образом: из суммы полученных доходов вычитаются расходы, учитываемые при УСН. С полученной разницы определяется налог по установленной ставке, причем она может быть ниже 15%. Дело в том, что с 1 января 2009 года субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки от 5 до 15% в зависимости от категории налогоплательщиков.(www.regberry.ru)

Анализ налогообложения предприятия

На первом этапе выполнения аналитической части работы рассмотрим коэффициенты прироста имущества, выручки и от реализации и прибыли предприятия за период 2012-2013 гг., являющихся налогооблагаемой базой для основных налогов предприятия: налога на имущество, НДС и налога на прибыль. Данные отразим в таблице 1.

Проводя анализ полученных данных, можно отметить, что среднегодовая стоимость имущества за анализируемый период возросла и составила 20015 тыс.руб., коэффициент прироста составил 1,03, что можно интерпретировать как рост на 3 %.

Выручка от реализации продукции также имела тенденцию к росту и составила в 2013 г. 7 % от аналогичного показателя в 2012 г.

Прибыль, полученная предприятием в 2013 г., возросла в абсолютном выражении на 271 тыс.руб., что составляет 47 % от аналогичного показателя в предыдущем году, то есть можно высказать мнение о значительном росте налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Анализ налогового поля ООО «Старт»

Для того, чтобы проанализировать налоговое поле предприятия, составим таблицу 2, в которой отразим такие данные по налогам как:

— нормативная база;

— ставка;

— сроки уплаты.

Отметим, что составляемое нами налоговое поле включает налоги, уплачиваемые предприятием ООО «Старт» в 2013 г.

Отметим, что налоговое поле предприятия не является постоянным. Ввиду постоянных изменений в части налогового законодательства могут происходить значительные изменения в части исчисления и уплаты налога.

Анализ налоговой нагрузки на предприятие

Одним из показателем эффективной работы предприятия, и в том числе оптимизации налогов, является размер налоговой нагрузки на предприятие.

Для определения уровня совокупной налоговой нагрузки нам необходимо рассчитать отношение суммы всех налогов, уплаченных предприятием, к общей сумме доходов, полученной предприятием.

Данные отразим в таблице 3.

При анализе данной таблицы следует учесть, что как правило, размер налоговой нагрузки на российские предприятия и организации( за исключением мелкого предпринимательства) значительно выше оптимального значения и составляет 35-40 %, в то время как оптимальный размер — не более 25 %. Поэтому важность расчета и анализа данного показателя для ООО «Старт» не вызывает сомнений.

Отметим, что такой показатель как общая величина доходов предприятия мы определяли как сумму выручки от реализации с учетом НДС и прочих налогов, а также прочих доходов, учтенных на бухгалтерском счете «Прибыли и убытки».

Анализируя представленные в таблице 3 данные, следует отметить что за анализируемый период уровень налоговой нагрузки на наше предприятие имел тенденцию к росту и составил в 2013 г. 26,2 %, что на 0,7 % больше аналогичного показателя в 2012 г.

Отметим также, что исчисленный показатель налоговой нагрузки превышает предельный уровень (25 %), то есть с можно сделать вывод, что предприятие нуждается в мерах по налоговой оптимизации и необходимые регулярные, своевременные мероприятия в части налогового планирования.

Данные таблицы 3 позволяют оценить влияние общей величины доходов предприятия и суммы налоговых платежей на уровень совокупной налоговой нагрузки. Так, учитывая, что темп роста доходов составил 108,3 %, а темп роста налоговых платежей — 113,5 %, можно сделать вывод о том, что причиной уменьшения налоговой нагрузки стал менее быстрый рост общих доходов предприятия в сравнении с резким ростом размера налоговых платежей.

В таблице 4 конкретизируем показатели налоговой нагрузки и проведем их анализ.

Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что практически все показатели налоговой нагрузки имели тенденцию к росту, за исключением налоговой нагрузки на чистую прибыль(снижение на 0,7 тыс.руб.) и налоговой нагрузки на финансовый ресурсы (снижение на 0,5 %), а это достаточно важные и существенные показатели. Интерпретируя их, можно отметить, что рост налоговой нагрузки был менее значительным, чем рост чистой прибыли и финансовых ресурсов предприятия.

Что касается сравнительного анализа динамики показателей, то можно сделать вывод о том, что наиболее значительно возросла налоговая нагрузка на по отношению к реализации — рост на 2,5 %.

Далее перейдем к рассмотрению структуры налоговых платежей, уплачиваемых предприятием.

Для оценки структуры налоговых платежей рассмотрим таблицу 5.

Анализируя данные, представленные в таблице 5, можно сделать вывод о том, что на протяжении последних двух лет в ООО «Старт» наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей приходился на НДС (более 39,1 % в 2013 г.).

Отметим, что сложившаяся в ООО «Старт» структура налоговых платежей является типичной для российских предприятий, высокий удельный вес налога на добавленную стоимость — не редкость.

3.3 Предложения по оптимизации налогообложения ООО «Старт»

Для оптимизации налогообложения ООО «Старт» необходимо вести налоговое планирование.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора «оптимального» сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства .

Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в «налоговых воротах» и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их «компенсация» может повлечь за собой крупные финансовые потери.

Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Государственной Думы и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д.

Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции.

НБ=НН/ОРП*100%

НБ — налоговое бремя

НН — налоги начисленные за отчетный период

ОРП — объем реализованной продукции

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговая оптимизация — процесс, связанных с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта.

Таблица 6. Уровни и необходимость налогового планирования

НБ/ВНП

Уровень налогового планирования

Необходимость НП

10-15%

четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот уровень профессионального бухгалтера разовыми консультациями внешнего налогового консультанта

минимальна, разовые мероприятия

20-40%

налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора абонентское обслуживание в специализированной компании

необходимо, регулярные мероприятия

45-60%

важнейший элемент создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям требуется наличие специально подготовленного персонала и организация тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со стороны члена Совета Директоров постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового адвоката специальная программа развития, обязательных налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами

жизненно необходимо, ежедневные мероприятия

более 60%

смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции

без комментариев

Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. В этом случае ее часто называют налоговой минимизацией.

Многие задают вопрос: если можно законным способом оптимизировать налоговые платежи, то почему бы не создать такую схему работы организации, при которой они будут минимальны?

Существует некая усредненная статическая модель деятельности организации, которая может быть рассчитана государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности. Разработанные поведенческие модели с соответствующими экономическими параметрами, которые рассчитываются на основании обработки статистических данных, описывают работу предприятий и организаций.

В практике работы консультантов часто встречаются случаи, когда необходимо проведение работ по составлению сбалансированных налоговых отчислений, в первую очередь связанное с существующими негласными нормативами сумм платежей в бюджет по разным налогам, которые могут быть взаимно зачтены.

При резком изменении или значительном и постоянно несоответствии указанным параметрам Вы рискуете подвергнуться внеплановой пристрастной налоговой проверке контролирующих органов, которая может существенно затормозить текущую деятельность организации или сделать ее практически невозможной.

Как правило, эта неприятная процедура при отсутствии квалифицированного юриста или финансового адвоката может закончиться значительными потерями даже при корректном ведении бухгалтерского учета.

Кроме того, следует отдавать себе отчет, что при безоглядном применении налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что вызывает пристальное и заслуженное внимание фискальных служб.

Налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальна и практические советы даются так же, как и врачебное заключение, — только в конкретном случае после предварительной экспертизы.

Налоговое планирование на уровне предприятия — это выбор между разными вариантами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и размещения активов с целью достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств, которые при этом возникают.

Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:

— придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;

— свести к минимуму налоговые обязательства;

— максимально увеличить прибыль;

— разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;

— эффективно руководить денежными потоками;

— избегать штрафных санкций .

Налоговое планирование целесообразное всегда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на гране рентабельности или, что худшее, на гране банкротства. При грамотном подходе улучшение финансового состояния предприятия не будет связано с налоговыми нарушениями.

Классификация видов налогового планирования

Налоговое планирование могут осуществлять как граждане — субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, — производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).

В зависимости от организационной структуры субъекта предпринимательства налоговое планирование бывает индивидуальное и корпоративное. Особенностью корпоративного налогового планирования является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование реализуется субъектами предпринимательства, которые не имеют корпоративной структуры, и субъектами предпринимательства, которые осуществляют деятельность без создания юридического лица.

Представляется, что традиционную систему индикаторов необходимо дополнить (табл. 7).

Таблица 7. Система индикаторов предлагаемых для оценки оптимальности налоговой политики ООО «Старт»

Система индикаторов

Алгоритм расчета

Индикаторы налогоемкости

Налогоемкость реализованной продукции

Нр / РП

Налогоемкость затрат (издержек)

Нз / З

Налогоемкость прибыли

Нп / П

Налогоемкость совокупных доходов

Н / П

Локальные индикаторы эффективности налогообложения

Коэффициент совокупной эффективности налогообложения

Пч / Н

Коэффициент эффективности налогообложения доходов от обычных видов деятельности

Пч / До

Коэффициент эффективности налогообложения затрат (издержек)

Пч / Нз

Коэффициент эффективности налогообложения совокупных доходов

Пч / Н

Относительная экономия (перерасход) суммы налоговых платежей

Нф — (Нб * IДо)

Удельная эффективность оптимизации налоговой политики УЭнп

Эн / Зн

Обобщающий индикатор оценки эффективности налоговой политики — рентабельность собственного капитала

В табл. 2.2 приняты следующие условные обозначения:

Нр — сумма косвенных налоговых платежей на выручку от реализации;

РП — выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

Нз — сумма налоговых платежей, относящихся на себестоимость или издержки;

З — себестоимость товарной продукции или издержки обращения;

Нп — сумма налоговых платежей, относящихся на прибыль или произведенных за счет прибыли;

П — прибыль до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль);

Н — общая сумма налоговых платежей;

Пч — чистая прибыль;

До — доходы от обычных видов деятельности;

Нф — общая сумма налоговых платежей в отчетном периоде;

Нб — общая сумма налоговых платежей в базисном периоде;

IДо — темпы роста доходов от обычных видов деятельности;

Эн — экономия на налогах (сборах) в результате оптимизации налогообложения, руб.,

Зо — затраты на создание и поддержание схем оптимизации налогообложения, руб.

Rsc — рентабельность собственного капитала, определяемая по шестифакторной мультипликативной модели

Каждый из представленных в авторской модели индикаторов несет определенную смысловую нагрузку. Так, показатель относительной экономии (перерасхода) суммы налоговых платежей отражает вовлечение в оборот (высвобождение из оборота) абсолютно ликвидной части мобильных активов — денежных средств.

Как нам представляется, эффективность управленческих решений в области налоговой политики можно объективно оценить по рентабельности собственного капитала. Значение данного показателя, на наш взгляд, может быть вычислено путем перемножения ряда сомножителей по формуле:

Rsc = Пч / РП бр * РПбр / Нз * Нз / Нп * Нп / РП * РП / А * А / СК

где: РПбр- выручка-брутто (с учетом косвенных налогов);

А — средняя стоимость совокупных активов;

Ск- средняя стоимость собственного капитала.

Отношение сомножителей перечислено ниже.

Первый сомножитель (отношение чистой прибыли к брутто-выручке) отражает эффективность основной деятельности с учетом налоговых платежей, формирующих отпускную цену товара ( работы, услуги).

Второй сомножитель (отношение брутто-выручки к сумме налоговых платежей, относящихся на себестоимость или издержки) отражает оборачиваемость налогов, формирующих себестоимость продукции (товаров, услуг) или издержки обращения в сфере товарного обращения.

Третий сомножитель (отношение суммы налоговых платежей, формирующих себестоимость или издержки, к сумме налоговых платежей, осуществляемых за счет финансовых результатов).

Четвертый сомножитель (отношение суммы налоговых платежей, производимых за счет прибыли, к выручке-нетто) — индикатор эффективности налогообложения по уставной деятельности.

Пятый сомножитель (отношение нетто-выручки к средней стоимости активов) — показатель деловой активности (оборачиваемость активов).

Шестой сомножитель (отношение средней стоимости активов к средней стоимости собственного капитала) -мультипликатор капитала, отображающий долю собственного капитала (обратная величина).

Представляется, что целевая установка управления денежными активами — минимизация отрицательного потока (отток путем уменьшения объема или замедления скорости оборота) может быть трансформирована на налоговую политику ООО «Старт» с позиции ее оптимизации. Отсутствие оптимальной налоговой политики у предприятия приводит: к наличию несвоевременно уплаченных налоговых платежей, что сопровождается штрафными санкциями или, наоборот, к соответствующей их переплате, что приводит к уменьшению экономических выгод со стороны хозяйствующего субъекта.

Для количественной оценки величины упущенной экономической выгоды из-за переплаты налоговых платежей, предлагается ввести в практику налогового и финансового менеджмента предприятий индикатор «упущенная экономическая выгода по преждевременному оттоку денежных средств в виде налоговых платежей» YVnp, расчет которого производится по следующему алгоритму:

YVnp = PVnp — FVnp

Где YVnp — настоящая стоимость денежной суммы, переплаченной в виде налогов и сборов;

FVnp — прогнозируемая будущая стоимость денежной суммы, переплаченной в виде налогов и сборов.

Прогнозирование будущей стоимости денежной суммы производится из расчета ставки рентабельности основной деятельности ООО «Старт» и фактического срока переплаты против закрепленного в нормативных актах.

Рост и максимизации уровня рентабельности собственного капитала — результат эффективности общей системы менеджмента ООО «Старт», в том числе и налогового. Для целей управления как суммой налогового изъятия, так и налоговой политикой ООО «Старт» в целом, предлагается ввести в научно-практический оборот индикатор «налоговый леверидж» (NL), расчет которого производится с использование следующего алгоритма: