Банкротство сельскохозяйственных организаций

Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственной организации. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственной организации

Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий

Список литературы

Введение

Институт несостоятельности (банкротства) регламентирует отношения, связанные с правовым положением неплатежеспособного должника. В российском дореволюционном праве применительно к данному институту использовался термин «конкурсное право», что нашло отражение в работах Г.ФШершеневича, К.И.Малышева, Е.А.Нефедьева, А.Х. Гольмстена.

В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности проблема прекращений предприятий, кооперативов и колхозов ввиду их несостоятельности не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в качестве таковых в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования , периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованных перераспределительных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.

В рыночных условиях такая возможность исключается, в том числе и для государственных или муниципальных предприятий. Каждый хозяйствующий субъект должен обеспечить рентабельный воспроизводственный процесс в равных условиях хозяйствования, заранее определенных законами экономической сферы.

В настоящее время сельское хозяйство России находится в сложном положении. Отсутствие весомой государственной поддержки привело к существенному спаду сельскохозяйственного производства. На данный момент в России у 60-70% сельхозпредприятий фактически имеется угроза банкротства. Значимость сельского хозяйства как стратегического ресурса, способного обеспечить продовольственную и экономическую независимость государства, обуславливает необходимость проведения процедуры банкротства сельхозпредприятий компетентной командой специалистов.

Юристы, обладающие комплексными знаниями в области сельского хозяйства, способны разработать индивидуальные подходы к восстановлению платежеспособности конкретного сельхозпроизводителя в рамках процедуры несостоятельности (банкротства).

Если финансовое оздоровление сельхозпроизводителя представляется невозможным, задачей специалистов в области антикризисного управления является пропорциональное погашение требований кредиторов. Представляется особенно важным, чтобы банкротство сельскохозяйственных организаций способствовало тому, что прекращение у сельскохозяйственного производителя финансовых проблем со сменой собственника или руководителя предприятия происходило при сохранении неизменной сельскохозяйственной направленности использования земли, а объем производимой продукции не только не уменьшался, а систематически возрастал.

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Целесообразность применения специальных процедур несостоятельности для сельскохозяйственных товаропроизводителей объясняется сложностью сельскохозяйственного производства, зависимостью его от природных факторов, а также особой значимостью сельского хозяйства для государства как стратегического ресурса, способного обеспечить продовольственную и экономическую независимость страны. В связи с этим в работе рассмотрена специфика функционирования сельскохозяйственного товаропроизводителя, его статус вне процедур несостоятельности, его экономическое положение, поскольку все это создает предпосылки применения положения о несостоятельности (банкротстве) к сельскохозяйственному товаропроизводителю. Такой подход позволяет более глубоко понять необходимость и пути восстановления платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе в рамках процедуры несостоятельности.

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее пятидесяти процентов общей суммы выручки.

Банкротство сельскохозяйственных организаций имеет отличительные особенности, продиктованные особым характером их деятельности, который, как правило, связан с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения); с сезонным характером их работы; с использованием специфического имущества, в т.ч. объектов недвижимости (строений, сооружений).

Указанные особенности выражаются в особых правилах процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций:

В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности.

Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.

Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

Аналогичные особенности имеет процедура банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства. несостоятельность банкротство фермерский кризис

Отметим отдельные специфические черты банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства:

Заявление индивидуального предпринимателя — главы хозяйства о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — заявление) может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Для проведения внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством арбитражным судом утверждается внешний управляющий. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой крестьянского (фермерского) хозяйства с согласия внешнего управляющего.

В случае вынесения арбитражным судом решения о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства и открытии конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права. Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий

Экономическая ситуация в сельском хозяйстве России на сегодняшний день такова, что деятельность хозяйствующих субъектов происходит в условиях глубокого кризиса, сопровождающегося неустойчивостью производственных связей, ростом инфляции, невозможностью получения кредитов, недостаточностью государственной поддержки и ростом взаимных неплатежей.

Реформирование агропромышленного комплекса (АПК), осуществляемое в стране в течение последних лет, поставило большинство сельскохозяйственных предприятий на грань банкротства. Преобразования свелись в основном к передаче земли и имущества в собственность трудовых коллективов и к изменению статуса сельскохозяйственных предприятий, но не затронули сути внутрихозяйственных отношений, не сопровождались появлением новых движущих сил экономического развития села. Таким образом, в настоящее время подлежит банкротству преобладающая часть сельскохозяйственных предприятий.

Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность — это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

Найти формальные основания для инициации процедуры банкротства сегодня не составляет труда: достаточно, чтобы предприятие имело задолженность в объеме 100 000 рублей и более и не погашало ее более трех месяцев.

Банкротство в строго юридическом смысле слова наступает по решению суда, либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации. До этого можно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии.

Предпосылки для банкротства предприятия складываются в течение нескольких лет. Обычно за несколько лет до банкротства появляются значительные убытки, которые руководство предприятия, не занимаясь анализом ситуации, покрывает за счет оперативных действий, продавая часть активов. Однако поскольку причины, приведшие к кризису на предприятии, не были проанализированы, через два-три года предприятие сталкивается с неизбежностью банкротства.

Причины банкротств предприятий различны и многочисленны. Предпосылки банкротства следует рассматривать как взаимодействие целого ряда причин, одни из которых являются внешними по отношению к предприятию, и на них у предприятия нет практических возможностей влиять или это влияние может быть слабым. Другие причины носят внутренний характер. Как правило, группа внутренних причин непосредственно зависит от организации работы на самом предприятии.

К основным внешним причинам, влияющим на финансово-хозяйственную деятельность предприятий и угрозу банкротства, следует также отнести банкротство должников, политическую нестабильность общества, усиление международной конкуренции, демографические факторы, культурный уклад, политические риски и прочие.

Механизм банкротства применительно к сельскому хозяйству должен учитывать следующие специфические особенности:

1. В настоящее время в России актуальной является проблема обеспечения продовольственной безопасности страны. Поэтому одним из условий реализации механизма банкротства должно быть сохранение, а в перспективе и увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции.

2. Сельскохозяйственное производство, в отличие от промышленности, связано с использованием естественных биологических процессов. Отсюда организованное оформление передачи собственности, и в первую очередь земли, основных и оборотных средств должно осуществляться по завершении сбора сельскохозяйственных культур, до начала очередного цикла сезонных работ.

3. В ходе анализа финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

4. Введение механизма банкротства требует подготовки специалистов по антикризисному управлению, которые в одном лице должны быть профессионально грамотными технологами сельскохозяйственного производства, экономистами, финансистами и юристами.

5. Механизм банкротства, ипотечная ответственность при выдаче кредитов и другие факторы предполагают оценку стоимости имущества сельскохозяйственных предприятий, основные средства которых зачастую продаются по ценам в 5-6 раз ниже их реальной стоимости. Поэтому необходимо в конкретные сроки создать институт профессиональных риэлторов-аграрников.

6. Банкротство производителей связано с воздействием факторов внешних и внутренних. К первым относят факторы, воздействие которых производители не в состоянии изменить, например политику государства, конъюнктуру рынка и др.; ко вторым — факторы, которые связаны с непосредственной деятельностью самих товаропроизводителей — организация производства, маркетинг и так далее. В мировой практике считается нормальным, когда 8-10% банкротств в сельском хозяйстве связано с воздействием внешних факторов, а 90% и более — внутренних. В России тенденция противоположная. Здесь преобладает негативное воздействие внешних факторов: диспаритет цен, сложность с финансированием и кредитованием производственных процессов и так далее. Следует также учесть, что, как показывает мировой опыт, предельно допустимый уровень банкротств, даже в период кризиса с характерным массовым разорением сельскохозяйственных производителей, не должен превышать 10-12%. Иначе происходит снижение объемов производства, на восстановление которых у общества просто не хватает сил и средств.

Внутренние причины банкротств сельскохозяйственных предприятий условно можно выделить в следующие группы:

-отсутствие маркетинговой стратегии на рынке, слабая адаптация процессов производства и реализации произведенной продукции к требованиям конъюнктуры рынка. До 90% руководителей хозяйств чисто психологически вопросы технологии производства ставят выше организационно-экономических. В условиях рынка это недопустимо, так как важно не только произвести продукцию, но и продать ее с выгодой для себя. Отсюда возникает необходимость создания маркетинговых служб в хозяйствах и маркетинговых центров на районных и областных уровнях управления;

-износ материально-технических ресурсов и невыполнение технологических операций. Учитывая сложное финансовое положение большинства хозяйств, для предотвращения их потенциального банкротства санационные мероприятия правительства должны включать развитие лизинга и материально-техническое обеспечение фьючерсных контрактов правительства под государственные закупки сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

-слабая организация производства, падение технологической дисциплины характерны для 75% хозяйств-банкротов. Выход здесь один — менять собственников с возможной продажей ресурсов более крупным и рентабельным предприятиям, способным наиболее эффективно их использовать;

-невозможность диверсификации производства. Опыт наиболее рентабельных хозяйств показывает, что, как правило, это крупные высокотоварные предприятия с замкнутым технологическим циклом. Кроме производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, у них налажено производство товаров народного потребления и оказание услуг населению.

Заключение

Ни к одной форме прекращения предприятия не имеется столь значительного публичного интереса, как к прекращению его вследствие несостоятельности. Получение вместо ожидаемых платежей по долгам отрицательного финансового результата затрагивает самые существенные интересы участников экономического оборота. Задача максимально смягчить последствия такого эксцесса делает защиту частных интересов одновременно и интересом публичным.

Признание предприятия банкротом создает остроту и болезненность ситуации не только для кредиторов, но и для самого должника, в большинстве случаев заинтересованного в спасении своего дела, защите имущества, на базе которого функционировало предприятие.

Таким образом банкротство достаточно острая, но и одновременно интересная ситуация (в правовом смысле), отличающаяся на мой взгляд очень интересным правовым регулированием.

Список литературы

Конституция Российской Федерации. 1993.

Федеральный закон РФ от 02.11.2002 г. О несостоятельности (банкротстве)

Гражданский кодекс РФ.

Баренбойм Л. Правовые основы банкротства. М. 1994.

Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2008.

Трудовой кодекс Российской Федерации: с последними изм. и доп. по состоянию на 10.11.2009. — М.: , ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.

Аграрное право ,под. ред. С.А.Боголюбова -М.: НОРМА,2002.

Размещено на Allbest.ru

Условия признания КФХ банкротом

  • У хозяйства имеется задолженность перед кредиторами, которая не погашена дольше чем 90 дней;
  • Задолженность составляет сумму, превышающую полмиллиона рублей.

Если эти условия выполнены,то процедура может быть инициирована и подано заявление в Арбитражный суд.

Нюансы

Процедура банкротства фермерского хозяйства на всех этапах обладает важными особенностями. Кроме того, обязательно должен соблюдаться особый порядок признания главы КФХ банкротом. Подать заявление о банкротстве он сможет только в том случае, если все члены хозяйства на это согласны.

Лицо, являющееся главой КФХ, может в двухмесячный срок предоставить план оздоровления своей организации и график, согласно которому он будет погашать возникшие задолженности.

Когда процесс банкротства уже запущен, все-таки стоит подождать того момента, когда будут окончены все полевые работы, например уборка урожая, так как по итогу их проведения хозяйство может получить серьезную прибыль, с помощью которой сможет выправить свое финансовое положение. Если эта сумма сможет закрыть долги перед кредиторами, судом вводится так называемая процедура для восстановления платежеспособности.

Если причиной спада производства стали обстоятельства, не зависящие от воли лица (различные природные катаклизмы, эпидемии болезней животных), КФХ будет предоставлен год на то, чтобы попытаться провести финансовое оздоровление.

Срок всей процедуры может быть продлен и на других этапах, если это будет необходимо.

Следующая особенность: если ведется конкурсное производство, продано будет только то имущество, которое принадлежит КФХ на праве общей собственности. Личное имущество главы хозяйства или членов хозяйства затрагиваться не будет. Когда имущество будет распродаваться, приобрести его в приоритетном порядке смогут лица, которые тоже ведут фермерское хозяйство. Если в течение месяца не появится желающих приобрести его, оно будет продано в общем порядке.

Перед продажей имущество оценивают и желающим покупателям оно будет предложено по результатам оценки.

Как избежать банкротства

Как поступить, если кредиторы требуют погасить все долги в кратчайшие сроки, угрожая в противном случае стать инициаторами процедуры банкротства? Возможно несколько сценариев, по которым будут развиваться события дальше. Каким путем пойти, решает руководство хозяйства.

Итак, варианты следующие:

  • Реорганизовать предприятие и сменить юридический адрес. Эти действия, конечно, очень похожи на уклонение от уплаты задолженности и от ответственности вряд ли помогут уйти. Но в практике известны также случаи успешного применения данного метода;
  • Высказывание возражений требованиям кредиторов. Условие: возражения должны быть основаны на реальных фактах, а не выдуманные. Например, если были приобретены удобрения и они оказались ненадлежащего качества, можно оспорить сумму оплаты;
  • Погашение задолженности по заработной плате. Если таковая имеется, ее обязательно нужно погасить, чтобы избежать поддержки требований кредиторов своими же работниками;
  • Заключение с кредитором (кредиторами) мирового соглашения. Самый легальный и законный способ предотвращения банкротства. Кроме того, мировое соглашение позволит продолжить ведение дел и сохранить свою репутацию в деловых кругах.

Актуальные вопросы практики

В этой части нашего разговора обсудим некоторые вопросы, которые актуальны относительно тематики материала.

1. Куда будут направлены средства от реализованного имущества банкрота?

Этими средствами,прежде всего будет оплачен труд арбитражного управляющего, оставшимися средствами погасят кредиторскую задолженность.

2. Как погасить задолженности банкрота, если средств, полученных в результате реализации имущества на это не хватает?

Задолженность в таком случае погасится частями, которые пропорциональны предъявляемым требованиям;

3. По какой цене продается имущество банкрота?

Закон не определяет этого четко. Стоимость может быть как остаточной, так и назначенной арбитражным управляющим. Но она обычно ниже, чем рыночная;

4. В течение какого времени КФХ оздоравливают финансово?

Обычно до момента окончания сельхоз. работ либо до момента полной реализации продукции.

Завершая разговор, хотелось бы сказать, что вся процедура банкротства требует определенной подкованности в юридических вопросах. Ее нельзя назвать простой, она имеет много особенностей. Поэтому не стоит бояться потратить некоторые средства на обращение за помощью к профессионалам.

Ознакомьтесь также со статей о регистрации КФХ.

Особенности банкротства сельхозпредприятий

Два века назад британский аристократ Уильям Питт Амхерст остроумно заметил, что самым надежным способом разориться является сельское хозяйство. Смех смехом, а статистика показывает, что не менее 70 процентов сельхозпредприятий в нашей стране находятся на грани банкротства.

Остановить дальнейшее падение отрасли, от состояния которой во многом зависит экономическая стабильность государства, поможет взятие процедур банкротства сельхозпредприятий под контроль грамотных специалистов. Благодаря своевременному и умелому антикризисному управлению процедура банкротства будет проведена с минимальными потерями.

Стадии банкротства сельхозпредприятий и их особенности

В целом процедура банкротства сельскохозяйственных предприятий схожа с признанием финансовой несостоятельности любого другого предприятия. Однако здесь существует ряд особенностей, вызванных спецификой сельскохозяйственной бизнес-структуры:

  • использование в бизнесе земельных участков сельскохозяйственного назначения
  • специфическое имущество и объекты недвижимости, находящиеся в собственности сельхозпредприятия
  • сезонный характер бизнеса

Таким образом, уже известные стадии процедуры банкротства – наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление – проводятся по определенным правилам, учитывающим данные особенности.

Так, процесс наблюдения и анализ финансового положения юридического лица, занятого в сельскохозяйственном бизнесе, протекает с учетом сезонности предприятия и природно-климатических условий его функционирования. Например, в отличие от наблюдения при банкротстве другого предприятия, в случае с сельскохозяйственной организацией кредиторы могут отсрочить предъявление требований по задолженности, как говорится, «до ближайшего урожая», когда, получив очередную сезонную прибыль, предприятие будет в состоянии погасить накопившийся долг.

Аналогичная ситуация складывается и с финансовым оздоровлением, вводимым на срок до завершения сельскохозяйственных работ и реализации продукции. При этом срок может быть продлен, если установлено, что в ходе оздоровления наблюдались ухудшения в бизнесе сельхозорганизации, связанные с природными форсмажорами (ураганы, наводнения и т. п.), эпизоотиями (инфекционные болезни домашнего скота, носящие характер эпидемии) и другими внешними обстоятельствами.

Внешнее управление при банкротстве сельскохозяйственных предприятий принято вводить до завершения сельхозработ. При этом также учитывается время, требуемое для извлечения денежной прибыли путем реализации продукции. При возникновении природных форсмажоров, влияющих на финансовое состояние предприятия, срок действия внешнего управления могут продлить еще на один год.

Также существенные отличия обнаруживаются и при введении конкурсного производства. Например, при конкурсной реализации недвижимого имущества, приобретенного на доходы от коммерческой деятельности сельхозпредприятия, преимуществом на его приобретение пользуется администрация района, в котором находится данное предприятие, а также другие сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства. Что же касается перехода или отчуждения участков земли, принадлежащих сельхозпредприятию, данный порядок регулируется земельным законодательством.

Конкурсные торги имущества сельхозпредприятия могут проводиться до семи раз.