Бой посуды списание

Вход на сайт

Столовая посуда, столовые приборы, столовое белье, санспецодежда и производственный инвентарь поступают в кладовую предприятия общественного питания под материальную ответственность кладовщика и подлежат немедленному оприходованию. 6.2. Принятые санспецодежда и столовое белье маркируются (несмываемой краской в местах, не доступных для обозрения с внешней стороны, проставляется штамп предприятия) и хранятся в отдельном помещении или приспособленных для этого шкафах, на стеллажах. Маркировка производится материально ответственным лицом в присутствии заместителя директора или лица, им уполномоченного, и представителя комитета профсоюза в установленном порядке.

Хранение и выдача из кладовой немаркированных столового белья и санспецодежды не разрешается. 6.3.

Для этого организация должна составить соответствующие акты о наличии ущерба и возможных причинах его возникновения. Пример расчета списания посуды за год по установленным нормам

  • Исходные данные: Объем реализации ресторана «Золотая лилия» за 2016 год составила 2 000 000,00 рублей по залу и 1 500 000,00 рублей по бару. Внутренними нормативными актами закреплены нормы боя посуды в размере 1,5% по залу и 2,5% по бару.
  • Расчет: Предельная сумма ущерба за год по залу = 2 000 000,00 * 0,015 = 30 000,00 рублей
  • Предельная сумма ущерба за год по бару = 1 500 000,00 * 0,025 = 37 500,00 рублей

Типовые ошибки учета посуды и столовых приборов Ошибка №1.

Нормы списания столовых приборов

Возможно, такой способ покажется простым, однако бухгалтерский учет МПЗ в такой ситуации не выполняет функцию контроля за их сохранностью.Второй вариант — включить в состав расходов стоимость столовых принадлежностей только после окончания установленного срока их использования, который организация определяет исходя из технологических особенностей эксплуатации имущества и сложившейся практики. Кроме того, нужно «разбить» субсчет учета МПЗ на два, на которых отражается информация о наличии (стоимости) имущества на складе и в обороте. Но опять же рассчитывать норматив эксплуатационных потерь придется в отдельном организационно-распорядительном документе по учету и контролю за столовыми принадлежностями.
При этом нельзя сказать, что в бухгалтерском учете обобщается точная информация о стоимости МПЗ, которые будут учитываться до своего списания, как только что приобретенное имущество.
Процент потерь может быть определен технологической картой, сметой производственного процесса или иным аналогичным документом, которые являются внутренними документами, не имеющими унифицированной формы. При этом методику расчета потерь столовых принадлежностей можно позаимствовать из отраслевого нормативного акта — Приказа N 276, в котором предусмотрен различный порядок расчета эксплуатационных потерь для столовой посуды, приборов, столового белья, санспецодежды и инвентаря.Столовая посуда и приборы. Средние нормы потерь столовой посуды определяются по ее видам: фарфоро-фаянсовая, сортовая стеклянная, металлическая.
Перед тем как рассчитать нормы эксплуатационных потерь, согласно отраслевому документу следует определить в общей стоимости посуды долю фарфоро-фаянсовой и металлической.

Списание столовых приборов в бюджетном учреждении

Кроме того, организация вести журнал по учету боя посуды (ОП-8). При этом он должен вестись в двух экземплярах:

  • Выдается материально-ответственному лицу;
  • Выдается бухгалтеру для учета.

Данный журнал составляется за отчетный период по факту проведения инвентаризации, где указываются все материальные потери (столовые предметы, которые по каким-либо причинам больше невозможно использовать в производстве) и отдельно указываются утерянные предметы. Налоговый учет посуды и столовых приборов При приобретении посуды организация — продавец должна оформить соответствующие документы (счет-фактуры), с указанием включенного в стоимость НДС.

Так как это будет основанием для принятия входящего НДС к вычету, что является, несомненно, положительным моментом в деятельности компании, выступающей налоговым агентом по уплате налога на добавленную стоимость.

«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 5

СТОЛОВЫЕ ПОСУДА И ПРИБОРЫ В ОБЩЕПИТЕ

Независимо от характера деятельности и типа предприятия общественного питания все в процессе осуществления своей деятельности используют столовые посуду и приборы (одноразовые или многоразовые), а также столовое белье. Какие требования предъявляются нормативными актами к данным предметам в конкретном заведении? Каков порядок бухгалтерского учета и налогообложения операций с такими видами имущества? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в настоящей статье.

Минимальные требования

Минимальные требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов приведены в таблицах 1 — 2 ГОСТа Р 50762-2007 <1>. Они определены в том числе к столовым посуде, приборам, белью. В частности, могут использовать:

— металлическую посуду и столовые приборы из мельхиора, нейзильбера, нержавеющей стали или из других современных сплавов — рестораны и бары класса «люкс» и «высший»;

— фарфоровую посуду, художественно оформленную, — рестораны и бары класса «люкс» и «высший»;

— хрусталь, художественно оформленную посуду из выдувного стекла — рестораны и бары класса «люкс» и «высший»;

— посуду из керамики и дерева для тематических предприятий и предприятий национальной кухни — рестораны и бары класса «люкс», «высший», «первый» и кафе;

— металлическую посуду и приборы из нержавеющей стали — рестораны, бары первого класса и кафе;

— полуфарфоровую, фаянсовую посуду — рестораны и бары первого класса, кафе, столовые, закусочные, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, кофейни;

— сортовую стеклянную посуду с рисунком и без него — рестораны и бары первого класса, кафе, кофейни;

— столовую посуду из полимерных материалов — закусочные, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии;

— сортовую посуду из прессованного стекла — столовые, закусочные, кафетерии;

— столовые приборы: из нержавеющей стали — столовые, закусочные, предприятия быстрого обслуживания, кафетерии, кофейни; из полимерных материалов (одноразовые) — закусочные, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии;

— скатерти: фирменные — рестораны и бары класса «люкс»; белые или цветные — рестораны класса «люкс», «высший», «первый», бары класса «люкс» и «высший»;

— салфетки индивидуального пользования: полотняные — рестораны класса «люкс», «высший», «первый», бары класса «люкс» и «высший»; бумажные — бары первого класса, кафе, столовые, закусочные, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, кофейни.

———————————

<1> Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст.

После каждого обслуживания потребителя в ресторане класса «люкс», «высший» и «первый», баре класса «люкс» и «высший» происходит смена столового белья.

Нормы обеспечения предприятия общепита посудой и приборами

Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов, в соответствии с п. 6.8 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (СП 2.3.6.1079-01 <2>), должно обеспечивать потребности организации.

———————————

<2> Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001.

В настоящее время такие нормы не утверждены. В советское время потребность в посуде и приборах рассчитывалась по Нормам оснащения предприятий общественного питания посудой, столовыми приборами, мебелью и кухонным инвентарем, утвержденным Приказом Минторга СССР от 09.02.1973 N 38. По ним определялось количество посуды, столовых приборов, мебели и кухонного инвентаря, обеспечивающее нормальную деятельность предприятия. Нормы посуды и столовых приборов основных видов предприятий (ресторан, кафе и др.) в данном документе разработаны с учетом 3, 3,5, а иногда и 4 комплектов на место (исходя из того, что два из них находятся в обращении, а третий — в мойке). Такое количество посуды и столовых приборов обеспечивает нормальное обслуживание посетителей при условии двух- и трехкратной оборачиваемости места в час. Если место используется только один раз, потребность в посуде и приборах сокращается до полутора комплектов. Нормы применялись для расчета потребности в названных предметах во вновь открываемых предприятиях и для анализа данных об их наличии в действующих предприятиях. Документ не является обязательным для применения, однако, по мнению автора, заведение может взять эти расчеты за основу.

Поступление столовой посуды, приборов и белья

Столовая посуда, приборы и белье поступают в кладовую предприятия общепита под материальную ответственность кладовщика и приходуются. В соответствии с п. п. 2, 5, 6 ПБУ 5/01 <3> данные активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве МПЗ по фактической себестоимости <4>. Согласно Инструкции по применению Плана счетов <5> принятие их к учету отражается по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Для принятия посуды, приборов и белья к учету материально ответственным лицом оформляется приходный ордер по форме N М-4 <6> в одном экземпляре в день поступления их на склад (п. 53 Методических указаний <7>). Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов могут оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру (п. 49 Методических указаний). Данный порядок должен быть закреплен в учетной политике предприятия.

———————————

<3> Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

<4> Сумма фактических затрат на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов: суммы, уплачиваемые поставщику, таможенные пошлины, оплата консультационных и посреднических услуг и др.

<5> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

<6> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

<7> Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Сумму НДС, предъявленную поставщиком посуды, приборов и белья, предприятие общепита имеет право принять к вычету после принятия их на учет при наличии счета-фактуры поставщика (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Сумма НДС отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счетов 60, 71.

Отпуск посуды, приборов и белья для их использования

Поскольку посуда, приборы и белье принимаются к учету в составе МПЗ, в расходы они списываются сразу в момент передачи их из кладовой для использования, например, в ресторане или баре (п. 93 Методических указаний). При передаче их стоимость отражается по дебету счета 44 в корреспонденции с кредитом счета 10-9. ПБУ 5/01 не предусматривает списание посуды, приборов и белья по нормам. Однако, несмотря на то, что их стоимость списывается в расходы, предприятию нужно организовать надлежащий контроль за их использованием (п. 6 Методических указаний).

Расходы на их покупку в бухгалтерском учете учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности на основании п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» <8>. В силу п. п. 17, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления выплат, от намерения получить выручку, прочие или иные доходы, и при наличии условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99.

———————————

<8> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Списание столовой посуды, приборов и белья в расходы осуществляется одним из выбранных в учетной политике предприятия методов <9> (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО) <10>).

———————————

<9> В соответствии с п. 16 ПБУ 5/01, п. 73 Методических указаний.

<10> В налоговом учете (п. 8 ст. 254 НК РФ) в данный перечень входит еще метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Порядок отпуска посуды и приборов зависит от характера работы заведения. Из кладовой посуда, приборы и белье выдаются по распоряжению руководителя предприятия, при этом оформляется требование-накладная (форма N М-11). Составляется она материально ответственным лицом, сдающим ценности, в двух экземплярах: один остается у него, другой передается принимающему посуду и приборы лицу. Ответственность за сохранность находящихся в обращении предметов может быть возложена на работников, занимающих должности или выполняющих работы, непосредственно связанные с использованием столовой посуды, белья и приборов. С ними заключается договор о материальной ответственности. Например, такая ответственность может быть возложена на бригадира официантов. В его обязанности входят получение и выдача в залы предприятия общепита столовой посуды, приборов, белья, ведение учета этих предметов, а также представление в бухгалтерию документов по их движению. Бригадир получает перед началом работы из кладовой необходимые предметы, организует обращение их в зале, выдает их под отчет официантам, участвует в списании боя, лома, порчи предметов, проведении инвентаризации. Последующая выдача этих предметов, обращение посуды и приборов между официантами и мойщиками посуды в течение дня производятся в порядке обмена. По окончании дня предметы возвращаются бригадиру, который должен следить за состоянием каждого предмета.

Контролировать движение посуды и приборов и их сохранность помогает ведение журнала учета столовой посуды и приборов, выдаваемых под отчет работникам (форма N ОП-19 <11>). Ведет журнал лицо, ответственное за сохранность столовой посуды и приборов (заместитель директора, распорядитель зала, бригадир официантов). Ставят подпись в журнале материально ответственное лицо и работники, которым выдаются под отчет столовая посуда и приборы (пример заполнения см. ниже).

———————————

<11> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.