Что проверяет Роспотребнадзор

Проверки Роспотребнадзора: причины, порядок, последствия

Комиссаров Андрей

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Не меньший интерес для предпринимателей представляют проверки, осуществляемые Роспотребнадзором. Роспотребнадзор – это государственный орган, которому на сегодняшний день переданы полномочия СанЭпидемСтанции. Он контролирует, чтобы продажа товаров, оказание услуг и выполнение работ на территории Российской Федерации осуществлялись максимально качественно и безопасно для потребителей.

Роспотребнадзор стал лидером по количеству проверок в 2015 году, не считая МЧС – им было проверено 266 тыс. организаций.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322, Роспотребнадзор интересуют следующие аспекты деятельности фирмы.

  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и норм (проверяются наличие контрольно-кассовых аппаратов, прейскурантов на товар, правильность оформления ценников, наличие медкнижек у работников, соответствие закону торговой точки (метраж, размеры дверных и оконных проемов, освещение, вентиляция, наличие предусмотренных выходов), качество товаров, соблюдение правил товарного соседства, маркировка и температура хранения товаров, выполнение требований по фасовке товара, наличие договоров на вывоз мусора и дезинфекцию и многое другое).
  • Соблюдение законодательства о защите прав потребителей.
  • Соблюдение правил продажи определенных видов товаров, оказания услуг, выполнения работ (проверяется наличие санитарно-эпидемиологических заключений в отношении товаров, реализация которых требует получения таких заключений (пищевые продукты, детские товары, косметика и парфюм, текстильные изделия, издательская продукция и пр.), наличие сертификатов и деклараций о соответствии в отношении отдельных категорий товаров (топливо, некоторые приборы, оборудование, инструменты).
  • Соблюдение иных нормативных требований (правильность размещения рекламных вывесок, наличие знаков информационной продукции, обеспечивающих информационную безопасности детей и др.).

Что делать, если внеплановая проверка в отношении компании инициирована по анонимной жалобе? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право».

Оставить заявку

Закон предписывает Роспотребнадзору осуществлять проверку всех субъектов предпринимательской деятельности каждые три года. Также отдельным поводом для проверки может стать начало ведения организацией новых видов деятельности (к примеру, фирма начинает торговать алкогольной продукцией).

Исключение составляют организации социальной, образовательной сфер и сферы здравоохранения, которые проверяются гораздо чаще.

Роспотребнадзор может проверить общество и во внеплановом порядке (например, по жалобе гражданина, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, истечения срока на устранение организацией нарушений, выявленных ранее).

О проведении плановой проверки надзорный орган обязан уведомить проверяемого за три дня до начала проверки, о внеплановой – за 24 часа. С 23 января 2015 года организации, занимающиеся продажей продуктов питания или оказывающие услуги общественного питания, о проведении внеплановой проверки не уведомляются (ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок»).

Это значит, что по жалобе потребителя на нарушение его прав проверяющий из Роспотребнадзора может выехать в течение 24 часов.

Сама проверка не может длиться более 20 рабочих дней (в исключительных случаях этот срок может быть продлен).

В ходе проверки проверяющий производит внешний осмотр объекта, на котором осуществляется предпринимательская деятельность, анализирует документы организации, проводит различные исследования испытания, экспертизы (например, исследование продукции).

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из Роспотребнадзора в вашем офисе:

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении проверки.
  • Внимательно изучите приказ (распоряжение), а именно каковы цели, задачи, предмет проверки, срок проведения проверки, перечень мероприятий по контролю, список документов, которые требуются от проверяемого.
  • Воспользуйтесь журналом проверок (журнал учета контрольных мероприятий должен быть в каждой организации) и внесите в него данные о проводимой проверке, обязательно предоставьте его проводящему для простановки подписи.
  • По окончании контрольных мероприятий ознакомьтесь с актом проверки, особенно с ее результатами и выявленными нарушениями.

Проверяющий не имеет права:

  • проверять выполнение требований, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции Роспотребнадзора;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки;
  • проводить отбор образцов (пробы) продукции для проведения их исследований без оформления соответствующего акта отбора;
  • отбирать образцы (пробы) продукции в количестве, превышающем установленные нормы;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, составляющую охраняемую законом тайну;
  • превышать сроки проведения мероприятий по контролю.

Руководитель организации, в отношении которой проводится проверка, имеет право:

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;
  • получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем несогласии с ним;
  • обжаловать действия проверяющих.

Последствия проверки

По итогам проверки организация получает акт, содержащий результаты проверки, с приложениями (итоги исследований, испытаний, экспертиз и иные документы, составленные в ходе проверки).

Также вы можете получить протокол об административном правонарушении, если таковое будет выявлено, например, в случае следующих нарушений.

  • Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
  • Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям закона.
  • Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством.
  • Неприменение контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка ее регистрации и применения.
  • Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
  • Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
  • Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
  • Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

В результате Вы можете быть подвергнуты административному штрафу или наказанию в виде приостановления деятельности на определенный срок с конфискацией товаров, не соответствующих требованиям, предъявляемым законом. Размер штрафов за подобные нарушения может достигать 500 тыс. рублей (статьи 6.3, 14.4, 14.5, 14.7, 14.8 КоАП РФ).

Обжаловать привлечение к административной ответственности можно в течение 10 календарных дней с момента получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

Акт Роспотребнадзора обжалуется в порядке главы 22 КАС РФ в течение трех месяцев с момента получения копии предписаний государственного органа.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой ФНС России, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры, читайте в моей предыдущей авторской колонке.

Какие функции выполняет Роспотребнадзор?

Как уже сказано, основная задача Роспотребнадзора – следить за тем, чтобы не нарушались права потребителей. Сама организация была создана в 2005 году. А её деятельность регламентируется постановлением правительства РФ №322 от 20 июня 2005 года. У организации достаточно много полномочий, поэтому проверять она может практически любые организации. Но чаще всего под пристальное внимание Роспотребнадзора попадают:

  • Магазины;
  • Аптеки;
  • Точки питания (рестораны, кафе, столовые и т.п.);
  • Бюджетные организации (больницы, детские сады, школы, центры образования и пр.).

Проверке могут подвергаться разные сферы деятельности. В законе прописаны основные функции федерального орагна:

  • Поиск и ликвидация нарушений закона, касающихся прав потребителя. Предупреждение возможных нарушений со стороны компаний путём проверок деятельности этих компаний.
  • Участие в контроле за уровнем качества ввозимых на территорию страны продуктов: выдача различных сертификатов и лицензий на товары.
  • Контрольные закупки и использование услуг различных фирм с целью проверки, соответствует ли товар (услуга) нормам качества.
  • Проверка квалификации сотрудников, их прав на выполнение определённого вида деятельности (чаще всего проверяют наличие медкнижек и т.п.).
  • Медицинское обследование сотрудников.
  • Проверка соблюдения санитарно-гигиенических норм на предприятии.

Проверки Роспотребнадзора

Как и многие государственные организации подобного типа, Роспотребнадзор может проводить два типа проверок: плановые и внеплановые. И эти два типа достаточно сильно отличаются друг от друга.

Плановые проверки. Они всегда проводятся по определённому графику. Обычно Роспотребнадзор проверяет:

  • Документы компании (трудовые договора, медицинские книжки сотрудников, данные проверок других государственных органов);
  • Соблюдение закона о защите прав потребителя;
  • Координацию работы сотрудников;
  • Санитарно-гигиенические нормы;
  • Квалификацию работников (Роспотребнадзор может проводить аттестацию сотрудников).

Каждая плановая проверка должна проходить с чётким соблюдением правил:

  • Проверки могут проводиться не чаще, чем раз в три года во всех компания, кроме медицинских организаций. В последних проверки проводятся раз в два года.
  • Любые действия проверяющих производятся только в присутствии руководителя компании. Без него представитель государственного органа не имеет права даже просто осмотреть рабочие места.
  • Роспотребнадзор обязан предупредить компанию, которую собирается проверять, не менее чем за 3 дня до проверки. Официальное уведомление должно прийти руководителю организации по почте, либо представитель от Роспотребнадзора вручает документ руководителю лично в руки под подпись.
  • С графиком проверок можно ознакомится либо на региональном сайте местной прокуратуры, либо на официальном сайте местного отделения Роспотребнадзора.
  • Все проверки проводятся только специально уполномоченным сотрудником государственного органа.

Руководителю компании обязательно нужно знать все эти правила, чтобы не допустить произвола со стороны проверяющих.

Внеплановые проверки. Эти проверки проводятся не по графику, а по причине возникновения какого-либо внешнего фактора (о том, что может послужить причиной внеплановой проверки, скажем чуть позже). В отличие от плановых проверок, внеплановые менее комплексные. Представитель Роспотребнадзора будет проверять не всё, а только некоторые определённые сферы деятельности компании. Зато в отличие от плановых, эти проверки проводятся более тщательно. Представитель государственного органа в случае внеплановой проверки обычно знает, какое точно нарушение он должен обнаружить, и приложит все силы, чтобы найти его.

Причинами таких внеплановых проверок могут быть:

  • Жалоба клиента (это работает не всегда; например, если жалоба анонимная, её могут отказаться рассматривать);
  • Информация в СМИ о нарушении компанией прав потребителя;
  • Какое-либо ЧП на производстве;
  • Износ техники, использующейся на производстве и закупка нового оборудования;
  • Изменение технологии производства;
  • Заболевания, отравления, эпидемии на предприятии или по причине работы предприятия (например, массовое отравление продуктами, которые производит компания).

Если случилось какое-либо подобное происшествие, и оно непосредственно связано с вашей фирмой, можете быть уверены, что в ближайшее время к вам нагрянет уполномоченное лицо с проверкой.

Так же, как и при плановой проверке, вам должны прислать уведомление. Но уведомить компанию Роспотребнадзор в этом случае обязан не позднее, чем за 24 часа.

Внеплановые проверки могут проводится и без каких-либо вышеперечисленных причин. Вас это может коснуться, если ваша компания каким-то образом связана с производством или продажей продуктов питания (супермаркет, ресторан, фабрика, на которой производится пищевая продукция). На такие проверки даёт разрешение статья 523 ФЗ от 31 декабря 2014 года.

Если Роспотребнадзор найдёт нарушения, это моет привести к серьёзным последствиям (вплоть до уголовной ответственности). Поэтому к их проверкам надо быть готовым.

Как подготовится к проверке Роспотребнадзора?

В первую очередь нужно проверить все документы (насколько правильно там всё заполнено, нет ли неточностей и ошибок). Самые важные документы здесь:

  • Учредительные документы;
  • Различные лицензии и сертификаты;
  • Документы, связанные с установкой цен на товары (услуги);
  • Всё, что связано с помещением, в котором расположена организация (право собственности, договора аренды и т.п.);
  • Трудовые договора и медкнижки персонала;
  • Программа контроля за производством;
  • Договора с другими организациями, обслуживающими компанию (клиннинговые фирмы, поставщики материалов);
  • Журнал чёта санитарно-эпидемиологических проверок.

Всё остальное зависит от типа организации. Обязательно нужно проверить всё оборудование – оно должно быть достаточно новое и исправное. Если вы – образовательный центр, особое внимание будут уделять составлению расписания. Конечно же, будут проверять товары, которые вы производите или продаёте, на предмет качества. В магазинах особое внимание обращают на наличие ценников и соответствие цены в ценнике и реальной стоимости.

Виды проверок и порядок их проведения

Для обеспечения более тщательного контроля над соблюдением законодательных норм и других требований, предъявляемых к действующим субъектам, проверки могут проводиться совместно с несколькими контролирующими структурами. Часто они проходят совместно с пожарной, ветеринарной, налоговой службами, то есть теми, которые при выявлении подконтрольных им нарушений заводят дела в соответствии с ведомственными правилами. Контроль осуществляется посредством проведения плановых, а также внеплановых проверок. Для первых устанавливается график, сигналом для начала вторых служит заявление о нарушении.

О том, как проводятся проверки индивидуальных предпринимателей, можно почитать подробнее в нашей статье: https://ipshnik.com/vedenie-ip/otchetnost-ip/kak-provodyatsya-proverki-individualnyih-predprinimateley.html

Проверки Роспотребнадзора в 2015 году не затронут предприятия, у которых срок работы менее трех лет. Они подпадают под действие федерального закона от 26 декабря 2008 года под номером 294-ФЗ. Только после прохождения трех лет с момента регистрации предпринимателей всех форм ответственности включают в план проверок Роспотребнадзора на 2015 год. До этого времени действуют ограничения.

Оповещение организаций о предстоящей плановой проверке происходит заблаговременно. На адрес, по которому она зарегистрирована, посылают копию приказа, подписанного начальником или заместителем районного отделения проверяющего органа. Не менее чем через три дня после даты получения извещения начнутся контрольные мероприятия. Продолжительность проверки не может превышать двадцати дней. В редких случаях ее продлевают еще на двадцать дней.

Для малых торговых предприятий предусмотрен особый режим проверок. Для них продолжительность не должна превышать пятидесяти часов в год. План проверок Роспотребнодзора на 2015 год в обязательном порядке должен быть согласован с прокуратурой по месту проведения соответствующих мероприятий. Для срочных контрольных действий применяются внеплановые проверки. Они назначаются при возникновении определенных условий, например:

  • если предприятиями и индивидуальными предпринимателями были нарушены сроки, предоставленные на исправление недостатков, обнаруженных контролирующими службами;
  • если по письменному обращению граждан, бизнесменов, муниципальных и государственных органов будет принято решение, что подымаемые вопросы относятся к компетенции Роспотребнадзора и для их решения необходимы срочные меры;
  • если при возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера было зафиксировано причинение вреда здоровью или жизни граждан, проживающих в зоне поражения;
  • если имеется заявление от пострадавших лиц о нарушении прав потребителей.

Внеплановые проверки обычно проводятся после оповещения предприятия за 24 часа до начала контрольных мероприятий. Они могут быть назначены и без соблюдения этого правила в случае угрозы здоровью или жизни граждан, животным и растениям по причине действий индивидуальных предпринимателей или юрлиц. Для проведения внеплановой проверки, как и в случаи плановых мероприятий, требуется согласование с прокуратурой. В исключительных ситуациях, когда безопасность жизни и здоровья людей находится под угрозой, прокуратура ставится в известность в течение суток.

Процесс осуществления контрольных мероприятий

Когда приходят проверяющие для проведения контрольных мероприятий необходимо придерживаться стандартных правил поведения в подобных ситуациях. Первое, что следует сделать — попросить предъявить служебные удостоверения. Второе — изучить содержание документа, разрешающего проверку. Обычно он оформлен в виде приказа или распоряжения.

Данный документ является самым важным для обоснования действий контролирующих служб. В нем должны быть отражены следующие сведения:

  • название проверяющей службы;
  • полная информация о лицах, уполномоченных для проведения проверочных действий, включая прикрепленных к проверочной комиссии сотрудников из других ведомств. Необходимо проверить фамилии, а также звания и занимаемые должности на совпадение с указанными данными в приказе. Несоответствие информации с фактическим составом комиссии может считаться основанием в признании дальнейших действий незаконными;
  • правильное наименование юридического лица и индивидуального предпринимателя;
  • цель проведения проверки, задачи и ее предмет, дата и сроки проведения контрольных мероприятий;
  • список документов, необходимых для комплексной проверки.

Любое несоответствие сведений или отсутствие, какого-либо документа — нарушение со стороны проверяющих. Это может стать достаточным основанием для отказа впустить их на предприятие. Основное внимание необходимо обратить на то, что проверяют в Роспотребнадзоре при проверке предприятия на соответствие санитарным нормам. Обычно проводят следующие действия:

  • осмотр внешнего состояния помещений для принятия решения о возможности заниматься в них указанной деятельностью;
  • проверка и анализ соответствия имеющихся документов реальной деятельности предприятия;
  • проведение различных лабораторных и инструментальных анализов, направленных на поиск запрещающих фактором использования помещений.

Для получения разрешения предприятие должно соответствовать всем санитарным и эпидемиологическим требованиям. Оно должно иметь необходимое оборудование и помещения, которые обеспечат сохранность товара при его хранении и реализации. Информацию о проверках Роспотребнадзора, а также других контролирующих органов предприятия и индивидуальные предприниматели должны фиксировать в специальном журнале. В нем отображается сведения о проведенных контрольных мероприятиях.

Оформление журнала должно соответствовать требованиям делопроизводства, то есть листы должны быть пронумерованы и прошиты, а также скреплены печатью организации. В нем отражается полная информация о проведенной проверке. Она состоит из следующих отметок:

  • о проверяющей организации, включая полное наименование контролирующей службы;
  • о времени и дате проведения мероприятия;
  • о выявленных недостатках и нарушениях положений обязательных для осуществления подконтрольного рода деятельности;
  • о задачах и целях, а также предмете проверки и правовые обоснования (делается на основании приказа на проведение контрольных действий);
  • о составленных протоколах, в случае нарушений и выданных предписаниях на исправление недостатков;
  • о должностных лицах, прибывших для проверки (личные данные — фамилия, звание и должность контролера; информация должна быть заверена подписью проверяющего).

Ведение журнала очень важно для предприятий. По сделанным в нем записям можно отследить сроки осуществления контрольных мероприятий, а также соответствие с установленной законодательством периодичностью проведения проверок. С 2015 года вступили в силу изменения, касающиеся требований к оповещению предприятий контрольными службами. С этого года проверки Роспотребнадзором будут проводиться в соответствии с законом № 532-ФЗ от 31 декабря 2014 года. Во втором пункте статьи 13 говорится о том, что при осуществлении внеплановых мероприятий госнадзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов предварительное оповещение не обязательно. Эта пункт актуален для проверок на предприятиях по производству и реализации пищевой продукции, а также в сфере общественного питания

Документы, оформляемые по результатам проверки

Когда все контрольные мероприятия закончены, проверяющими из Роспотребнадзора оформляется акт в двух экземплярах. Предпринимателю передается один, другой остается у них. В акте должны содержаться определенные сведения:

  • название предприятия, где проводилась проверка, время и дата;
  • название госоргана, осуществляющего контрольные мероприятия;
  • номер распоряжения о назначении проверки (с датой его подписания);
  • перечень должностных лиц, допущенных к контрольным действиям, с указанием фамилий, званий и занимаемых должностей;
  • полное наименование ИП или юрлица (ФИО руководителя или другого должностного лица, представляющего интересы проверяемого хозяйствующего субъекта);
  • дата и место проведения проверки;
  • перечень нарушений, обнаруженных во время проведения контрольных мероприятий, и должностных лиц предприятия, которые допустили данные нарушения;
  • подписи проверяемого лица или его уполномоченного представителя, подтверждающие факт ознакомления с результатами проверки. При отказе проверяемого лица поставить подпись в акте делается соответствующая запись;
  • запись о внесении в журнал учета контрольных мероприятий сведений о ходе проверки и ее результатах (при его отсутствии в акте делается отметка о невозможности внесения сведений);
  • подписи лиц, которые проводили проверку.

Узнать, что такое журнал учета контрольных мероприятий, можно здесь: https://ipshnik.com/vedenie-ip/otchetnost-ip/dlya-chego-neobhodim-zhurnal-ucheta-proverok-individualnyih-predprinimateley.html

К документу о проведении контрольных действий прилагаются доказательства, свидетельствующие о факте нарушения, а также объяснительные должностных лиц, которые их допустили. Все материалы передаются для лабораторных исследований. В зависимости от результатов экспертизы выносится постановление об административной ответственности. Оно может быть выписано на юридическое лицо (руководителя, сотрудника) или индивидуального предпринимателя.

Для предприятий, не нарушающих требования санитарных и эпидемиологических норм, периодичность контрольных мероприятий назначается в соответствии с графиком проверок Роспотребнадзора. Он публикуется на официальном сайте — inspect.rospotrebnadzor.ru/2015 или доводится до сведения юрлиц и ИП через средства массовой информации. График составляется на календарный год. В нем должны быть указаны:

  • полное наименование юрлица или ИП;
  • реквизиты предприятий (ОГРН или ОГРНИП, ИНН и адрес фактического места нахождения);
  • цель назначения контрольных мероприятий;
  • дата начала проверки;
  • длительность проверка (указывается в часах или календарных днях);
  • государственные контролирующие службы, уполномоченные для совместной проверки.

Предпринимателям дается достаточно времени, чтобы подготовиться к проверке. Руководитель обязан ответственно подходить к соблюдению санитарных норм. Приведем типичные нарушения. В салонах красоты, например, часто фиксируются нарушения следующего порядка:

  • несоответствие размеров помещений количеству созданных рабочих мест;
  • отсутствие отдельных помещений для оказания разных видов услуг;
  • отсутствие изолированной системы вентиляции;
  • недостаточное внимание к стерильности инструментов;
  • отсутствие сроков годности на емкостях с дезинфицирующими веществами;
  • нарушение санитарных норм при хранении чистого белья;
  • отсутствие подробной инструкции для пользователя в салонах, оборудованных соляриями; отсутствие информации о периодичности замены ламп в аппаратах для загара;
  • отсутствие в свободном доступе информации о прохождении персоналом медицинских осмотров и документов, подтверждающих обучение санитарным нормам;
  • нарушение установленных правил оповещения контролирующих служб о начале работы или смене фактического местонахождения.

Типичные нарушения в учреждениях здравоохранения:

  • в договорах на оказание платных услуг отсутствует информация о гарантиях предоставляемых услуг, сроках их действия и порядке оплаты; отсутствует информация об ответственности предприятия оказывающего услугу;
  • отсутствие информации о квалификации персонала и наличии лицензий на право оказывать медицинские услуги;
  • недостаточное внимание, уделяемое стерилизации используемого оборудования и складированию отработанного материала;
  • несоответствие условий хранения личной и рабочей одежды.

Медицинские предприятия находятся под пристальным вниманием контролирующих органов. Нарушения санитарно-эпидемиологических норм допускают в аптечных организациях, на предприятиях общепита и при торговле пищевыми продуктами. Они могут быть разными по содержанию и форме. Соблюдение санитарно-гигиенических норм напрямую связано с обеспечением безопасности и здоровья граждан. Проверки предприятий Роспотребнадзором служат обеспечительной мерой для гарантии безопасности и поддержания благоприятной обстановки.

Проверка Роспотребнадзора

На основании пункта 1 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор). Роспотребнадзор осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль и надзор в сфере защиты прав потребителей.

В настоящей статье мы рассмотрим, какие виды проверок вправе производить Роспотребнадзор, особенности проведения данных проверок, права должностных лиц и проверяемых.

Виды и цели проверок Роспотребнадзора

Роспотребнадзор наделён обширными полномочиями и осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на службу; организует приём граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством срок.

Как видим, одна из функций Роспотребнадзора — проверка деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей,

По общему правилу такие проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года. Но данное правило касается только плановых проверок. Также существуют ещё внеплановые проверки. Указанные проверки бывают выездными и документарными. Срок проведения документарной и выездной проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Любая проверка должна проводиться с учётом режима работы проверяемого. Сотрудники Роспотребнадзора не вправе приходить в нерабочее время юридического лица или предпринимателя.

Разберём более подробно особенности проведения каждого вида проверок.

Особенности документарных и выездных проверок

Особенности документарной проверки

Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного или муниципального контроля, что отличает такую проверку от выездной, которая проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.

Предметом документарной проверки (в рамках плановой и внеплановой проверок) являются сведения, содержащиеся в документах лиц, подлежащих проверке, устанавливающие организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении ими их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений должностных лиц Роспотребнадзора. Требуемые документы проверяемое лицо должно направить в адрес органа, который осуществляет проверку в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса.

Должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, не вправе требовать у лиц, подлежащих проверке, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки. Контролёры не должны запрашивать у проверяемого лица документы, которые также имеются в распоряжении иных госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных данным органам учреждений. С полным списком документов, получаемых контролёрами по системе межведомственного электронного взаимодействия, можно ознакомиться в Перечне, утверждённом Правительством РФ.

Если в ходе данной проверки Роспотребнадзор выявит ошибки (противоречия) в представленных документах либо несоответствие сведений, то он вправе направить в адрес проверяемого информацию об этом и потребовать представить необходимые пояснения в письменной форме.

Документарная проверка, как правило, предваряет выездную. То есть при проведении мероприятий по плановым или внеплановым проверкам сначала запрашиваются документы для проведения документарной (невыездной) проверки. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений будут установлены признаки нарушения обязательных требований должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, вправе провести выездную проверку.

Особенности выездной проверки

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

— удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в его распоряжении документах;

— оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям, установленным законодательством.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах проверяемого лица сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанным лицом при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые проверяемым лицом товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Повторимся, что выездная проверка должна проводиться с учётом режима работы проверяемого. Сотрудники Роспотребнадзора не вправе приходить в нерабочее время юридического лица или предпринимателя.

Процедура проведения проверки деятельности проверяемых лиц включает следующие административные действия:

  • рассмотрение документов лиц, подлежащих проверке;
  • обследование используемых лицами, подлежащими проверке, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, производимых и реализуемых ими товаров, результатов выполняемых ими работ, оказываемых услуг;
  • отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды, проведение их исследований, испытаний;
  • проведение экспертиз и (или) расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.

Сотрудники Роспотребнадзора должны предъявлять проверяемому распоряжение (приказ) о начале проверки, подписанное руководителем Роспотребнадзора (его заместителем) либо руководителем территориального органа Роспотребнадзора (его заместителем).

В документе обязательно указывается:

  • наименование органа надзора;
  • Ф.И.О. и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование поверяемого лица, проверка которого проводится, место нахождения организации (её филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или место жительства предпринимателя, а также место фактического осуществления ими деятельности;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок её проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;
  • перечень административных регламентов по осуществлению государственного надзора;
  • список документов, представление которых проверяемым лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

По итогам проверки проверяемое лицо получает акт, содержащий результаты проверки, с приложениями (итоги исследований, испытаний, экспертиз и иные документы, составленные в ходе проверки). В случае выявления правонарушения проверяемое лицо получает протокол об административном правонарушении.

Плановые проверки

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут быть включены в план проверок, если прошло три года со дня:

  • государственной регистрации организации или предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки;
  • начала осуществления отдельных видов деятельности, которые носят уведомительный характер.

Ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Роспотребнадзора сети Интернет либо иным доступным способом. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 установлена типовая форма ежегодного плана, а также порядок подготовки, проведения плановых проверок.

В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:

1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;

4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, сфере электроэнергетики, сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

О проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала её проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора); о начале проведения плановой проверки — заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Если уведомление поступило в более поздний срок, в частности в один из трёх рабочих дней, предшествующих проверке, результаты проверки можно оспорить на основании части 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ, ссылаясь на грубое нарушение Закона № 294-ФЗ в части срока уведомления о проверке.

Проверочные листы при плановых проверках

С 1 июля 2018 года все юридические лица и предприниматели будут проверяться по списку контрольных вопросов в проверочных листах. Проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые применяются при проведении плановых проверок, разработаны и утверждены приказом Роспотребнадзора.

Данные листы применяются:

  • при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях (объектах) общественного питания;
  • при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях торговли;
  • при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований в парикмахерских, салонах красоты, соляриях.

Проверочные листы будут представлены в виде таблицы, состоящей из трёх граф. В первой содержится вопрос, вторая предназначена для указания ответа, в третью графу включено указание на нормативный правовой акт (его структурную единицу), в котором содержится проверяемое обязательное требование. Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включённых в соответствующий проверочный лист. При этом ответы на указанные вопросы однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении лицом обязательных требований.

Преференция субъектам малого предпринимательства

Полезным будет знать, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесённых к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ.

Тем не менее, если ранее при проверке юридического лица или индивидуального предпринимателя, отнесённых к субъектам малого предпринимательства было выявлено грубое нарушение и с момента её проведения прошло менее трёх лет, Роспотребнадзор имеет право провести плановую проверку.

В том случае если субъект малого предпринимательства, не имеющий вышеуказанных нарушений, всё равно будет включён в ежегодный план проведения проверок, то он имеет право подать в Роспортебнадзор заявление об исключении из ежегодного плана проведения проверок проверки в его отношении, если полагает, что проверка включена в обозначенный план в нарушение положений пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

Случаи и особенности внеплановых проверок

Внеплановые проверки Роспотребнадзора проводятся в следующих случаях:

  • истечение срока выполнения полученного предпринимателем предписания об устранении замечаний, найденных во время плановой проверки;
  • обращение (заявление) граждан, организаций, ИП, органов исполнительной власти;
  • возникновение угрозы причинения или нанесение в ходе производственной деятельности предприятия ущерба жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера;
  • нарушение прав потребителей (по обращениям-жалобам граждан);
  • нарушение требований к маркировке товаров;
  • отклонение от утверждённых органом государственного контроля (надзора) индикаторов риска;
  • приказ (распоряжения) руководителя контрольного органа, изданного в соответствии с поручениями президента РФ или Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Примите во внимание, что при проведении внеплановой проверки по указанному основанию предмет такой проверки должен быть ограничен вопросами, изложенными в поручениях Президента РФ или Правительства РФ.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала её проведения любым доступным способом. Но в том случае если внеплановая проверка происходит на основании части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, то предварительного уведомления проверяемого лица не требуется. В случае, если в результате деятельности лиц, подлежащих проверке, причинён или причиняется вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление лиц, подлежащих проверке, о начале проведения в отношении них внеплановой выездной проверки также не требуется.

Заметим, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в атьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Таким образом, законодатель оградил проверяемых лиц от анонимных заявлений и жалоб.

В отличие от плановых проверок количество и частота внеплановых проверок не регулируются законодательством. Это значит, что внеплановая проверка может быть проведена по каждому обращению граждан.

Контрольные закупки как основание для проверки

В 2018 году Роспотребнадзор получил право проводить контрольные закупки. Ранее у него таких полномочий не было. В случае если при проведении контрольной закупки будут выявлены нарушения обязательных требований закона, информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после её завершения. Должностное лицо Роспотребнадзора должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки. Если нарушения обязательных требований при проведении контрольной закупки не выявлены, проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.

Однако, по нашему мнению, данную форму контроля, скорее всего, пока применять не будут. Это связано с тем, что до настоящего момента правил проведения контрольной закупки, которые должно установить правительство, еще нет.

Права должностных лиц Роспотребнадзора при проведении проверки

При проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора вправе беспрепятственно проверять выполнение лицами, подлежащими проверке, обязательных требований, если такие требования относятся к полномочиям Роспотребнадзора:

  • требовать от лиц, подлежащих проверке, представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они являются объектами проверки или относятся к предмету проверки;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений;
  • проводить измерения факторов среды обитания при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 15 Федерального закона № 294-ФЗ;
  • привлекать к проведению выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с лицами, подлежащими проверке, и не являющиеся их аффилированными лицами;
  • посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;
  • проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам.

Попытки воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц Роспотребнадзора могут повлечь за собой нежелательные последствия для проверяемого: привлечение к административной ответственности согласно положениям части 1 статьи 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)), статьи 19.4.1 (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)), статьи 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений (информации)).

При проведении проверки должностному лицу Роспотребнадзора запрещается:

  • проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям Роспотребнадзора;
  • проводить выездную проверку в случае отсутствия при её проведении руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта (за исключением внеплановой проверки, проводимой в связи с поступлением в Роспотребнадзор информации о фактах таких нарушений, которые причиняют вред жизни, здоровью людей, окружающей среде, а также в связи с природными или техногенными катастрофами);
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не выступающих объектами проверки или не относящихся к предмету проверки;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей и производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки;
  • превышать установленные сроки проведения проверки.

Права проверяемых лиц

В целях минимизаций последствий проверок необходимо знать, что проверяемые лица также наделены правами, которые можно и нужно отстаивать.

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от Роспотребнадзора, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294-ФЗ;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своём ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Роспотребнадзора;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжаловать можно как предписание об устранении выявленных нарушений и акт проверки, так и постановление об административном правонарушении;
  • привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Проверяемое лицо имеет право пригласить юриста для юридического сопровождения проверки, ознакомиться с документами проверяющих лиц и распоряжением о проведении проверки, вносить данные о проведении проверки в журнал проверок и ознакомиться с результатами проверки и найденными нарушениями.