Доля вычетов по НДС

Безопасная доля вычетов по НДС

Налоговый вычет по НДС – это сумма входного налога, на которую налогоплательщик вправе уменьшить рассчитанную к уплате сумму НДС. Порядок предоставления такого вычета регламентирован ст. 171 НК РФ.

Существует ряд условий, при невыполнении которых налог заявить к вычету нельзя:

  1. Приобретенные ресурсы, по которым был заявлен вычет, должны использоваться в дальнейшем при операциях с НДС;
  2. ТМЦ приняты к учету;
  3. НДС подтвержден корректно заполненным счетом-фактурой.

Учет входного НДС ведется на 19 счете.

Согласно письму ФНС от 17.07.2003 N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов о легализации налоговой базы», налоговики вызовут на комиссию, если в течение нескольких кварталов, налогоплательщик заявлял к вычету более 89% налога исходящего. 89 % — это базовый показатель безопасной доли вычетов.То есть, если фирма заявила к вычету НДС выше ожидаемой налоговиками отметки, значит инспекторы обратят на нее более пристальное внимание.

Доля вычетов по НДС – инструмент, с помощью которого налоговики определяют какого налогоплательщика проверить в первую очередь.

Компании вправе сами решать брать во внимание данный показатель или нет. Поскольку за превышение данной нормы налоговых санкций не предусмотрено.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Безопасная доля вычетов по НДС в регионах

Помимо общей цифры в 89% по РФ, налоговики рассчитывают предъявленную долю вычетов в разрезе каждого отдельного субъекта РФ.Для этого данные о сумме исчисленного налога и величине заявленного НДС к вычету сводятся в единый отчет 1-НДС на основании деклараций, сданных в конкретном регионе. На основании данной формы можно рассчитать безопасную долю вычетов в интересующем регионе самостоятельно. Для этого используется формула:

Дв = Нв ÷ Нр × 100, где

Дв – % вычетов;

Нв – налог, предъявленныйк вычету;

Нр – налог с реализации.

По состоянию на 01.02.2016 г. необходимо ориентироваться на значения, указанные в таблице

N п/п

Регион

Доля вычетов, %

1 Адыгея 91,2
2 Алтай 93,1
3 Алтайский кр. 89,4
4 Амурская об. 88,6
5 Архангельская об. 91,1
6 Астраханская об. 79,5
7 Башкортостан 90,6
8 Белгородская об. 93,6
9 Брянская об. 91,2
10 Бурятия 83,7
11 Владимирская об. 84,1
12 Волгоградская об. 87,8
13 Вологодская об. 87,2
14 Воронежская об. 95,4
15 Дагестан 85,7
16 Еврейская AO 94,9
17 Забайкальский кр. 99
18 Ивановская об. 93
19 Ингушетия 92,9
20 Иркутская об. 87,7
21 Кабардино-Балкарская р. 95,2
22 Калининградская об. 66,9
23 Калмыкия 127,1
24 Калужская об. 89
25 Камчатский кр. 82,6
26 Карачаево-Черкесская р. 92,8
27 Карелия 84,7
28 Кемеровская об. 86,2
29 Кировская об. 88,2
30 Коми 75,9
31 Костромская об. 88,1
32 Краснодарский кр. 90,1
33 Красноярский кр. 80,9
34 Курганская об. 83,4
35 Курская об. 89,5
36 Ленинградская об. 80,1
37 Липецкая об. 92,2
38 Магаданская об. 76
39 Марий Эл 88,1
40 Мордовия 90,4
41 Москва 90,4
42 Московская об. 90,4
43 Мурманская об. 79
44 Ненецкий АО 148
45 Нижегородская об. 89,1
46 Новгородская об. 86,6
47 Новосибирская об. 91,3
48 Омская об. 86,5
49 Оренбургская об. 82
50 Орловская об. 92,8
51 Пензенская об. 90,1
52 Пермский кр. 85,2
53 Приморский кр. 93,2
54 Псковская об. 91
55 Ростовская об. 89,8
56 Рязанская об. 87,1
57 Самарская об. 88,3
58 Санкт-Петербург 91,4
59 Саратовская об. 88,8
60 Саха (Якутия) 78,8
61 Сахалинская об. 90,3
62 Свердловская об. 88,1
63 Северная Осетия-Алания 90,5
64 Смоленская об. 90,7
65 Ставропольский кр. 93,6
66 Тамбовская об. 94,5
67 Татарстан 91,7
68 Тверская об. 89,9
69 Томская об. 83,6
70 Тульская об. 91,5
71 Тыва 88,2
72 Тюменская об. 90,1
73 Удмуртская р. 87,7
74 Ульяновская об. 92,2
75 Хабаровский кр. 89,6
76 Хакасия 90,6
77 Ханты-Мансийский-Югра АО 69,3
78 Челябинская об. 89,4
79 Чеченская р. 100,2
80 Чувашская р. 84,9
81 Чукотский АО 76,7
82 Ямало-Ненецкий АО 82,4
83 Ярославская об. 87,2
84 Севастополь 86,8
85 Симферополь 84,5

Как видно из таблицы в некоторых субъектах РФ (Ненецкий АО или респ. Калмыкия) налоговики лояльно отнесутся даже к возмещению НДС из бюджета.

Например, компания находится в Орловской обл. За налоговый период собралось 354 000 руб. входного НДС и 387 000 руб. – исходящего. Доля вычетов составляет 91,47%. Показатель превышает общую норму по РФ, но проверяющие не вызовут на комиссию, так как на уровне субъекта установлена норма в 92.2%.

Что делать если сумма вычета выше рекомендуемых норм?

В случае, если входного НДС много, и он превышает рекомендуемые показатели, возможны 2 варианта:

  1. Оставить фактические данные и ждать вызова на комиссию;
  2. Перенести часть вычетов на более поздние периоды.

В первом случае к декларации можно приложить пояснительное письмо с указанием причин превышения допустимого процента доли вычета.

Если организация выбрала 2 метод, то вычеты можно перенести на более поздние налоговые периоды, но не более 3 лет с момента оприходования ТМЦ. Такое право появилось у налогоплательщиков с 01.01.2015 г.,и оно регламентировано пп.1.1 ст. 172 НК РФ.Налог предъявляется к вычету в том налоговом периоде, когда компания решила его фактически заявить. При этом входящий счет-фактура фиксируется в книге покупок именно за этот квартал.

Однако, из данного правила есть исключения. Налог должен быть предъявлен к вычету единовременно, если:

  • последующая реализация активов облагается по ставке 0% (Письмо ИФНС России от 13.04.2016 N СД-4-3/6497@);
  • приобретаются объекты ОС, оборудование к установке или НМА (Письмо Минфина России от 09.04.2015 N 03-07-11/20293);
  • оплачены авансы поставщикам или получены счета-фактуры от налоговых-агентов (Письмо Минфина РФ от 09.04.2015 N 03-07-11/20290). ⊕ Учет НДС с полученных авансов в 2018 году

Рассмотрим на примере.

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

НК РФ позволяет плательщикам НДС использовать вычет по налогу позднее, чем в квартале принятия к учету товаров, работ или услуг. Поэтому организация или ИП, заявляя НДС к вычету, задумываются: какую часть НДС-вычетов показать в текущем налоговом периоде, а какую перенести на следующий квартал или кварталы.

Этот вопрос вызван тем, что если в НДС-декларации заявить налог к возврату из бюджета, пристального внимания налоговиков не избежать. И дело в этом случае не ограничится стандартной камеральной проверкой, которая обычно проходит без участия налогоплательщика. Налоговики, которых вы попросили вернуть налог, наверняка направят вам требование о представлении документов и каждый счет-фактуру и сопутствующие документы будут проверять с особой тщательностью.

Но, даже заявляя НДС к уплате, может оказаться, что при ваших оборотах сумма налога покажется налоговикам подозрительно маленькой. Этот факт без дополнительного внимания к вам также не останется. Но ведь очень не хочется, чтобы «неправильная» доля налоговых вычетов спровоцировала выездную проверку.

Именно поэтому часто возникает вопрос, как посчитать безопасную долю вычетов по НДС и сколько такая доля составляет.