Экологический сбор

Налоги в сфере природопользования

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Минеральные и водные ресурсы являются базисом развития экономики и в большей степени определяют размещение и развитие производительных сил. Но с тех пор, как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход не возобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, реки мелеют и пересыхают, многообразие флоры и фауны сменяются порой неприглядными картинами.

Актуальность: важное значение приобретает формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов. Построение рациональной системы налогообложения, установление платности пользования природными ресурсами преследуют цели экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Однако в настоящее время доля платы за пользование природными ресурсами в доходной части Федерального бюджета составляет порядка 3%.. Цель работы: изучить налоговую систему природопользования и защиты окружающей среды, рассмотреть налоговую базу, ставку, а так же определить эффективность всей системы.

Задачи работы: выполняя работу следует более подробно разобраться в особенностях построения системы природопользования и защиты окружающей среды, рассмотреть каждый вид налоговых платежей и сборов и неналоговых платежей в зависимости от вида ресурса.

В России сложилась система платежей за природные ресурсы, которая включает в себя, во-первых, налоговые платежи и сборы порядок начисления и уплаты которых регулируется Налоговым кодексом РФ: сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов; налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог; во-вторых, ряд неналоговых платежей, регулируемых законами неналогового характера: платежи за пользования недрами.

Налоги в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Общие положения

Использование природных ресурсов осуществляется за соответствующую плату, в основу которой положена рентная составляющая. Разнообразие рентных составляющих определяет различный уровень платы за пользование природными ресурсами. Кроме того, на виды и размеры этих платежей влияют вид ресурса, его качественные свойства, цели использования. Обсуждение перспектив ресурсного налогообложения (1995-2005 гг.) носило характер жестких становлений сторонников и противников ресурсного налогообложения. Одни специалисты доказывают, что опора на рентную составляющую при формировании структурного состава налоговой системы России явится залогом развития экономики и препятствием неэкономического использования экспортного потенциала ресурсодобывающих отраслей.

Экспертами ВИЭМС были проведены фундаментальные расчеты, подтверждающие потери национальной экономики из-за несовершенства экономики и несоблюдения отечественного законодательства о недропользовании. Другая группа экспертов, напротив, считает, что в России не созданы необходимые условия для перехода — к ресурсному налогообложению. Следует полагать, что перспективным и важным направлением совершенствованием налоговых отношений в России является разработка принципов геофискальной политики и создание алгоритма их практической реализации.

Большинство ученых считает, что ресурсные налоги не создают налоговой нагрузки, затрудняющие экономический рост плательщика и страны в целом. В подтверждении важности рационального хозяйствования в сфере ресурсопользования уместно привести некоторые результаты фундаментальных исследований научного коллектива одного из сырьевых регионов России — Европейского Севера, возлагаемого профессором В. Лаженцевым. Обращают на себя внимание принципы, которые, по мнению В. Лаженцева, «пока недостаточно четко вписанных в технологию государственного управления». К важным принципам автор относит «соблюдение приоритета национальной безопасности над частными интересами, внутреннего рынка над внешним, стремление к пропорциональности между различными объектами развития хозяйственных систем».

В настоящее время в России действует система различных государственных платежей в бюджет, внебюджетные и другие фонды, дополнительные акцизы на углеродное сырье, газ. Основными платежами этого пользования недрами, отчисления на воспроизводство водохозяйственных темпов. Кроме того, в состав этой системы включены также экологические налоги. Ими обычно называют санкции, взимаемые за нарушение правил природопользования, уплата штрафных сумм за нарушение правил природопользования. Роль так называемых ресурсных налогов принято ориентировать по отношению к бюджетным потребностям козны государства и по отношению к реализации мер экологической защиты окружающей среды. Как налоговый источник бюджетов всех уровней ресурсные налоги играют несущественную роль. Экономическая роль ресурсных налогов с каждым годом повышается по мере осознания обществом опасности загрязнения окружающей среды.

Различают два направления, по которым можно определить эту роль ресурсных налогов. Одним является установление платежей санкционального свойства, например, за сверх нормативные выбросы в атмосферу вредных веществ, а в особых случаях взимается финансовый штраф или накладывается на виновных административное взыскание. Вторым направлением налогового регулирования сферы эксплуатации природных богатств является установление поощрительных мер, когда разрабатывается регрессивная шкала уплаты, например, налога на доход корпорации, ежеквартально (ежегодно) снижающей коэффициенты окружающей среды.

В российской практике в основном используются налоговые санкции, система специальных экологических налогов только создается. Вопрос о защите эколого-защитных мероприятий, реализуемых корпорациями, и их реальной налоговой нагрузки в 2000 году поставлен только концептуально. Разработка систем регрессивного налогообложения особенно в сфере ресурсных платежей, является проблемой, которую необходимо решить в ближайшее время.

Экономическое значение платежей за природные ресурсы

Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки, полученных бумаг и приносимого вреда в сферах использования земли, недр земли, воздушных и водных средств. Если приведенные методы экологической оценки природных ресурсов позволяют оценить частичное использование ценного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи, например, жидкой нефти, перетекающей по закону сообщающихся сосудов. Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по становлению и производству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы.

Существуют следующие методы оценки природных ресурсов: воспроизводственный метод позволяет определить стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;

результативный метод позволяет вести экономическую оценку только природных ресурсов, приносящих доход через разницу доходов и текущих затрат;

рентный и монопольно-ведомственный метод расчета исходит из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.

Система платежей за природные ресурсы включает:

— плату за право пользования природными ресурсами;

— плату за частичное восстановление;

— штрафные платежи за превышение минимального использования природных ресурсов.

Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и местным бюджетом. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены:

— налог на пользование недрами;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

— водный налог; лесной налог;

— экологический налог.

К местным налогам относится земельный налог.

Форум для экологов

  • оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
  • обязаны осуществлять производственный экологический контроль согласно статье 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

К ним относятся предприятия, где осуществляются:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Деятельность таких предприятий контролирует Росприроднадзор и его территориальные органы.

  • Темы:
  • Кадровое делопроизводство
  • Педагоги, медики, работники транспорта и др.

Вопрос В каких организациях обязательно наличие штатного экологического подразделения (штатного эколога)??? Ответ Ответ на вопрос: Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (категории объектов см. в ст. 4.2 рассматриваемого закона), разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

ВниманиеТребования и руководство по применению».Пунктом 4.6 ГОСТ Р ИСО 14001-2007 установлены конкретные требования ксоставу подготавливаемой для руководства предприятия исходной информации(куда должны войти и обоснованные предложения по численности работниковэкологической службы), с целью принятия руководством соответствующегорешения. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… Анатолий РФ, Казань #3 23 июля 2014, 10:35 Елена писал(а): Существует ли нормативный документ, устанавливающий количество экологов на предприятии? Если штат нашей организации – 3000 человек, а количество подразделений – 15, сколько у нас должно быть экологов? Елена!Вы ничего не написали о том, чем занимаются Ваши 3 000 чел.
в 15-ти подразделениях., но уж явно не бумаги по столам передвигают .В нашей организации 3,5 тыс. в 10 филиалах.
Системы качества, например ИСО, также предполагают наличие в штате этих специалистов и даже регламентируют их количество. Зачастую, должностные обязанности, которые должен выполнять эколог на предприятии, решением руководства передаются «на сторону», это происходит при заключении договора на экологический аутсорсинг со сторонней организацией, заключении соглашения об экологическом обслуживании или оказания разовых услуг, составления экологических проектов. В целом, количество специалистов по экологии на предприятии остается на совести руководства.
Принцип работы и оплаты труда эколога на предприятии также целиком зависит от готовности руководителей тратиться для обеспечения «экологического тыла» предприятия.

Как выглядит форма расчета суммы экологического сбора

Для сохранения природы и ее ценных ресурсов государство ввело ряд платежей, один из них носит название экологический сбор. Он представляет собой оплату за утилизацию, взимаемую с организаций, которые импортируют или производят определенную продукцию. Перечень данной продукции утвержден на государственном уровне, он включает в себя 36 категорий товаров.

Это означает, что если предприятие не занимается утилизацией продукции, то обязуется выплачивать за ее утилизацию экологический сбор. Эти платежи не относятся к налогам, однако, они все равно носят обязательный характер. Экологический сбор был введен в качестве стимула для предприятий к их самостоятельной утилизации отходов.

Средства от уплаты сбора Правительство РФ направляет на постройку и модернизацию предприятий, занимающихся утилизацией опасных и вредных отходов, а также на усовершенствование прочих мероприятий по охране окружающей среды.

Согласно приказу Росприроднадзора № 488 была утверждена форма расчета суммы экологического сбора. Она включает в себя 2 раздела. Первый раздел должен содержать данные о производителе, импортере товаров. В последнем необходимо приводить расчет суммы экологического сбора.

Отчетность по экологическому сбору следует предоставлять не позднее апреля в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Кто и по каким ставкам платит

Подсчет суммы экологического сбора (ЭС) производится по следующей формуле:

ЭС = С*М*Н

Где:

С Ставка, по которой платится сбор.
Н Норматив по утилизации.
М Масса упаковки/товаров.

Поскольку сроки уплаты сбора в текущем году уже прошли, в таблице приведены только ставки оплаты сбора и нормативы утилизации товаров за 2019 год. Оплату по экологическому сбору необходимо будет произвести до апреля 2019 года.

Группа товаров Норматив утилизации, % за 2019 год Ставка, рублей за 1 тонну
Деревянные изделия 5 3 066
Картон и бумажные изделия 20 2 378
Нефтепродукты 15 3 431
Санитарно-гигиенические принадлежности, бумажные пакеты 10 2 378
Покрышки и шины 20 7 109
Изделия из резины 20 8 965
Упаковка из пластика 15 3 844
Тара из пластика 10 3 844
Строительный пластик 5 4 701
Иные пластиковые изделия 5 4 156
Зеркала и стеклянные изделия 5 2 858
Листовое стекло 15 2 858
Консервные банки 30 2 423
Полое стекло 15 2 564
Металлическая тара 10 2 423
Аккумуляторы 15 2 025
Оргтехника, компьютеры, бытовая и коммуникационная техника, фотографическое и оптическое оборудование 5 26 469
Бытовые электроприборы, электрические осветители 5 9 956
Аккумуляторные батареи 15 33 476
Ручной полумеханизированный инструмент, промышленное вентиляционное/холодильное оборудование 5 26 469
Газетные изделия 5 2 378
Иные машины, оборудование 5 3 037
Спецодежда, белье и иная одежда 0 11 791
Готовые текстильные изделия 0 16 304
Жалюзи, ставни, рамы, пороги, оконные и дверные короба 0 4 701

Пример расчета:

Допустим, организация за год изготовила 70 тонн деревянной продукции. Для деревянных изделий предусмотрен норматив утилизации, равный 5%. К завершению года необходимо отправить на утилизацию 3,5 тонны (5%*70 тонн = 3,5 тонны). Но предприятие не занимается утилизацией самостоятельно, значит, оно должно уплатить сумму экологического сбора. Ставка для этой группы изделий составляет 3 066 руб./ 1 тонна.

Когда заполняется форма расчета суммы экологического сбора, в ней должен приводиться следующий расчет:

Размер сбора = 3 066 руб.*5%*70 тонн = 10 731 руб.

Основные моменты процедуры

В списке товаров приведены все изделия, которые должны подлежать утилизации, едва их потребительские качества исчерпаются. Важно знать, что выплачивать экологической сбор должны не только те предприятия, которые не занимаются утилизицией товаров вообще, но и те, которые утилизируют, однако, не в полном объеме.

В том случае, когда нормативы по утилизации не выполняются, экосбор необходимо уплачивать в виде разницы между реальным и установленным значением числа утилизированных отходов.

Сбор взимается лишь за упаковку, если она содержит товар, который не пригоден к использованию. Если товар, который подлежит утилизации, вывозится за пределы Российской Федерации, то экосбор за него платить не обязательно.

Как его заполнять

Скачать образец заполнения расчета суммы экологического сбора можно www.buh.ru. Отчетность разрешается предоставлять в бумажном варианте и в электронном виде. Отчет необходимо предоставлять вместе с ксерокопией документа, удостоверяющего оплату.

Для правильного перечисления экосбора рекомендуется уточнять предварительно реквизиты территориальных органов Росприроднадзора на его сайте gov.ru. На странице Росприроднадзора необходимо указать нужный регион и пункт в меню, где написано «Реквизиты».

Документы и популярные схемы

В отчетность должны входить следующие документы:

  • отчет о выполнении норм по утилизации;
  • декларация о товарах и об упаковке;
  • расчет размера экологического сбора.

Последний документ может подаваться в бумажном варианте. При этом он должен быть заверен печатью, если ее наличие у лица, подающего документы, предусмотрено законодательством РФ.

После определения федерального бюджета на три года вперед размер материнского капитала в 2019 году и вплоть до 2020 года решили не индексировать.

Заявление на материальную помощь при рождении ребенка можно посмотреть в статье.

При подаче отчета в бумажном варианте листы должны сшиваться и нумероваться. При этом необходимо приложить опись всех предоставленных документов. Когда бумажную отчетность сдает представитель предприятия, он должен предъявить документ, которые дает право представлять организацию.

Действующая схема уплаты экосбора состоит из следующих основных моментов:

  • Существует перечень товаров и упаковки, которые в обязательном порядке подлежат утилизации.
  • Когда предприятие занимается импортом или производством товаров из представленного перечня, то на него возлагается обязательство по утилизации конкретного норматива отходов, возникших после эксплуатации.
  • Когда фирма не занимается утилизацией или же утилизирует меньше установленного норматива, то раз в каждый год, в апреле, оно должно выплачивать экосбор.
  • Сумма сбора связана со ставкой, нормативом утилизации и весом товаров.

Подробный алгоритм шагов

Шаг 1 Основание для ежегодной уплаты утверждено в 1 параграфе ст. 24-5 ФЗ РФ № 89 от 24.06.1998, где указано о необходимости утилизации отходов от потребления и производства.
Шаг 2 Выплачивать экосбор необходимо в соответствии с перечнем товаров и упаковки.
Шаг 3 Сумма сбора выплачивается ежегодно, по месту, где произведена регистрация, в местный орган Росприроднадзора.

Главные правила и требования

Экологический сбор является отдельным неналоговым платежом. К оплате за загрязнение внешней среды он никак не относится.

За прошлый год расчет по установленной форме необходимо было предоставить не позднее апреля текущего года. Однако, за предыдущие года (2014, 2019 года) уплачивать не нужно.

С расчетом экологического сбора подается еще 2 документа: отчет о выполнении норм по утилизации и декларация о товарах и упаковке.

Отчет о выполнении норм по утилизации сдается до 1 апреля текущего года. При этом в качестве контроля Росприроднадзор иногда запрашивает у предприятия копии актов утилизации и копии договоров. При предоставлении недостоверных сведений предприятия несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Декларация также должна предоставляться не позднее 1 апреля. В качестве контроля Росприроднадзор также может запросить копии первичных учетных или таможенных документов, которые выступили основанием для составления декларации. За неверно заполненную декларацию предприятия также несут ответственность.

Как отчитываться по форме расчета суммы экологического сбора

Отчетность в Росприроднадзор можно сдавать тремя способами:

  • В первом варианте необходимо приобрести сертификат цифровой подписи в удостоверяющем центре, собрать отчетность, подписать ее, после чего отправить на приемный шлюз.
  • Соединиться с системой, позволяющей отправлять отчетность. В ней необходимо заполнить отчет, проверить его и отослать на сайт Росприроднадзора. Этот вариант обладает преимуществами перед первым. Приемный шлюз может работать с большими паузами, как показывает опыт. Поэтому можно затратить не один час на то, чтобы загрузить отчеты. При использовании же системы отчетность сначала отправляется на сервис оператора электронного документооборота, после чего с помощью робота загружается на шлюз Росприроднадзора. Кроме того, при сдаче отчетности через систему момент сдачи фиксируется оператором. Этот шаг дает предприятию документ, подтверждающий своевременную сдачу отчетности. Это может пригодиться, если возникнет спор, касаемый времени сдачи отчета.
  • Сдача отчетности в бумажном варианте ‒ этот способ подойдет для тех плательщиков, которые не имеют возможности выходить в интернет. В этом случае отчет о выполнении норм и декларацию производителям следует сдавать в территориальное управление Росприроднадзора, а импортерам ‒ в центральный аппарат этого же ведомства. Расчет суммы экосбора следует всем предприятиям (производителям и импортерам) сдавать в территориальное управление. При этом вся отчетность составляется в единственном экземпляре и может подаваться как лично, так и почтовым отправлением (с уведомлением о вручении и описью вложения). К декларации также следует приложить копию, записанную на цифровой носитель. В этом случае датой предоставления данных в Росприроднадзор считается дата постановки этом органом отметки о получении отчета или день почтового отправления.

Форма расчета суммы экологического сбора:

Часто задаваемые вопросы

5 вопросов, которые наиболее часто возникают у ИП и юридических лиц, производящих или импортирующих продукцию, подлежащую утилизации:

В какой период должен быть выплачен экосбор? В 2019 году первая уплата должна была быть осуществлена до 17 апреля. Оплата производится за прошлый год. То, есть до 17 апреля 2019 года необходимо было уплатить сбор за 2019 год. До апреля 2019 года ‒ за 2019 год. По решению Правительства РФ для 70% товаров из установленного перечня норматив равен нуля, однако, отчет все равно должен предоставляться.
Должны ли платить сбор ИП (индивидуальные предприниматели)? Сбором облагаются все организации, вне зависимости от формы собственности. Если же ИП занимается самостоятельной утилизацией товаров в объемах, предусмотренных нормативами, то от уплаты сбора освобождается.
Есть ли разница между подачей отчетности в электронной и бумажном варианте? Разницы никакой нет, единственный нюанс ‒ отчетность в электронном виде должна иметь формат XML. Для удобства расчет суммы экологического сбора можно производить в 1С. Отчетность в электронном виде должна быть отправлена на сайт Федеральной службы.
Что случится в том случае, если экологический сбор не заплатить вовремя или вовсе не заплатить? Сначала соответствующая Федеральная служба направит должнику уведомление с просьбой о погашении задолженности. Если же в 30-дневный период долг так и не будет закрыт, то за этим последует обращение Службы в суд, что влечет за собой появление последствий для должника.
Если предприятие выпускает в 2019 году одежду, необходимо ли в 2019 платить экологический сбор? Не нужно, поскольку норматив утилизации на готовые текстильные изделия и иную одежду составляет 0%.

Организация ведения бухгалтерского учета – один из важнейших моментов работы любой организации. Заключается она в формировании системы, которая обеспечивает точный учет всех хозяйственных операций, фиксирует движение всех денежных средств.

Образец за 2019 год положения об обособленном подразделении ООО находится .

вы узнаете срок плана закупок по 223 ФЗ.