ФСС и ПФР

Проверка ФСС: что должен знать бухгалтер?

Как показывает практика, у плательщиков страховых взносов возникает множество вопросов, касающихся проверок, которые проводит ФСС. Поэтому мы решили напомнить о том, кто контролирует правильность исчисления работодателями, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование. Кроме того, остановимся на вопросах, непосредственно связанных с самой процедурой проведения проверки. Какие же конкретно документы интересны проверяющим из ФСС в первую очередь? Какие бухгалтерские и налоговые регистры они проверят наиболее тщательно? На какие выплаты в пользу физических лиц будет обращено самое пристальное внимание?

Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в ФСС и его территориальные органы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется посредством проведения соответствующего контроля.

ФСС вправе проверить деятельность любого работодателя. Существуют два вида проверок: камеральные и выездные (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ)).

Камеральная проверка

Камеральная проверка отчетности проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ). Такая проверка проводится по месту нахождения территориального органа ФСС. При этом специального решения руководителя территориального органа ФСС для нее не требуется.

В рамках камеральной проверки осуществляется контроль:

– отчетности, представленной страхователями в отделение ФСС;
– правильности произведенных расходов при обращении страхователя за выделением средств.

Кроме того, отделения ФСС вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 7 ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

Выездные проверки

Территориальные органы ФСС разрабатывают ежегодные планы проверок, в соответствии с которыми они будут осуществлять контроль соблюдения законодательства плательщиком страховых взносов (ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ). Заранее извещать лиц о предстоящей проверке органы ФСС не обязаны.

Применяя свои контрольные полномочия, территориальные органы ПФР и ФСС вправе проводить не чаще одного раза в три года совместные выездные проверки плательщиков страховых взносов (ч. 1 ст. 33, ч. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). При этом государственные (муниципальные) учреждения не являются исключением для таких проверок. Кроме того, в рамках выездной проверки ФСС вправе проверять деятельность обособленных подразделений плательщика страховых взносов.

Отметим, что в Письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010 определены основные критерии, по которым отбирают страхователей для проведения проверки. К ним относятся, в частности:

– количество расчетов (ф. РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), которые страхователь представил в органы ПФР и ФСС (их количество должно совпадать);
– наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств ФСС (например, пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются начиная с четвертого дня болезни работника);
– осуществление страхователем выплат в пользу физических лиц, не облагаемых страховыми взносами (например, выдача материальной помощи, командировочных расходов);
– применение пониженных тарифов страховых взносов (в том числе одновременное применение общих и льготных ставок);
– несоответствия в расчетах (ф. РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), выявленные при проведении камеральных проверок (особенно если страхователь не представил объяснений);
– недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд;
– нахождение страхователя в числе крупнейших плательщиков;
– уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась;
– неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам;
– поступление информации от налоговых органов об участии страхователя в схемах минимизации сумм страховых взносов, подлежащих уплате.

При этом исходя из практики к случаям, когда нужно ожидать выездную проверку ФСС, можно также отнести следующие:

– организация произвела значительные расходы за счет средств ФСС;
– организация получила значительные суммы от ФСС на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию;
– камеральная проверка.

Поэтому помните: если страхователь отвечает одному или нескольким из перечисленных критериев, то вероятность выездной проверки со стороны органов ПФР и ФСС в отношении него достаточно велика.

Проверка может быть как сплошной, так и выборочной. Ее вид зависит от объема документов, состояния бухгалтерского учета страхователя. Но важным фактором является вероятность обнаружения нарушений исчисления страховых взносов. Должностные лица, проводящие проверку, решение принимают самостоятельно.

Что проверяют органы ФСС?

ФСС и его территориальные органы проверяют:

– правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– правильность расчета и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
– правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.

К сведению: федеральные фонды обязательного медицинского страхования не являются органами контроля и не могут проводить проверки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Проверки и администрирование таких платежей осуществляет ПФР. Повторные проверки по страховым взносам проводиться не должны.

При выездной проверке учреждения, а также по ее результатам должностные лица ФСС имеют право (ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ):

– требовать документы по установленным формам, которые служат основанием для исчисления и уплаты страховых взносов и подтверждают правильность такого исчисления (уплаты);
– получать пояснения;
– сверять данные учета и отчетности;
– определять суммы страховых взносов расчетным путем на основании имеющейся у них информации.

Обратите внимание: в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ срок хранения документов, подтверждающих расходование средств на обязательное социальное страхование, составляет шесть лет.

При проведении проверок внебюджетными фондами вы вправе представлять и отстаивать свои интересы лично или через представителя. Если контролеры проводят выездную проверку, вы вправе присутствовать на ней.

Если вы откажетесь впустить проверяющих к себе на территорию или в помещение, они имеют право самостоятельно рассчитать за вас суммы страховых взносов к уплате на основании имеющейся у них информации о страхователе и данных об аналогичных организациях и учреждениях. Аналогично будет производиться расчет в случае отсутствия учета объектов обложения или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, не позволяющим исчислить страховые взносы.

Какие документы готовить для проверки?

Проверяющие из ФСС вправе истребовать у учреждения копии необходимых для проверки документов (ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Перечень этих документов должен содержаться во вручаемом организации требовании об их представлении.

Итак, проверяющим для проведения проверки могут понадобиться:

1) учредительные документы. По ним устанавливается соответствие между данными, указанными в учредительных документах, и фактическими данными, в том числе сведениями о наименовании юридического лица, его юридическом адресе (адресе места нахождения) и фактическом адресе осуществления деятельности, видах деятельности и пр.;

2) учетная политика. Изучается выбранная плательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщика страховых взносов, принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета;

3) лицензии, действующие в проверяемом периоде и другие документы;

4) отчетность по страховым взносам. Проверяются своевременность и полнота представления расчетов в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов. В случае представления уточненных расчетов проверяются периоды, за которые они были представлены, даты представления уточненных расчетов с указанием сроков представления: до начала проверки, в ходе проверки, после окончания проверки. При этом выездной проверке подлежит последний уточненный расчет, представленный в ФСС до даты ознакомления плательщика страховых взносов или его уполномоченного представителя с решением о проведении выездной проверки;

5) бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов, синтетические регистры бухгалтерского учета за проверяемый период. Рассчитываются и сравниваются суммы, отраженные плательщиком страховых взносов в главной книге по счетам бухгалтерского учета, в частности, по расчетам с персоналом по оплате труда, расчетам по социальному страхованию и обеспечению, по кассе и расчетным счетам в банке, по расчетам с подотчетными лицами с суммами (пристальное внимание будет уделено возврату неиспользованных подотчетных сумм), отраженными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета: карточке счета, анализе счета, анализе счета по субконто и др. Затем суммовые данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, сравниваются с данными первичных документов, на основе которых они составлены. При этом отдельно проверяются суммы выплат, отраженные в регистре бухгалтерского учета по счету «Касса», и суммы выплат, отраженные в расчетных ведомостях на выдачу аванса, заработной платы, премий и других вознаграждений, расходных кассовых ордерах и других документах;

6) аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам расчетов по оплате труда, прочим выплатам персоналу и начислениям на указанные выплаты, расчетов по страховым взносам и прочих расчетов.

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).

Обороты по счетам расчетов по страховым взносам, а также отраженные на этих счетах показатели сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме 4-ФСС;

7) организационно-распорядительные документы, например, приказы, действующие в проверяемом периоде, локальные акты (коллективные договоры), трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, договоры гражданско-правового характера. Другими словами, изучаются документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

8) операции по всем лицевым и банковским счетам, кассовым операциям.

Особое внимание уделяется выплатам, произведенным путем безналичных расчетов, которые могут быть не учтены при исчислении страховых взносов.

Следует отметить, что тщательной проверке подвергаются и выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и (или) договорам, регулирующим авторские права.

Проверяются расходные кассовые операции, особенно выплаты, произведенные наличными денежными средствами и др.

Проводится сверка сумм, фактически начисленных и выплаченных физическому лицу из кассы организации, с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета.

Кроме того, при проверке отдельное внимание будет уделено правильности определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, проверено их соответствие ст. 9 Закона № 212-ФЗ, а также документальное подтверждение и размер выплаты.

Отдельно укажем документы, которые могут быть истребованы проверяющими для подтверждения правильности расходования средств ФСС:

1) пособие по временной нетрудоспособности:

– листки нетрудоспособности;
– расчет пособия;
– приказы о приеме на работу;
– табели учета рабочего времени;
– расчетно-платежные ведомости;
– трудовые книжки работников;

2) пособие по беременности и родам:

– документы, перечисленные в п. 1;
– заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам;
– приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам;
– копия свидетельства о рождении ребенка;

3) пособие по уходу за усыновленным ребенком на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения (при одновременном усыновлении двух и более детей – 110 дней со дня их рождения):

– заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности;
– приказ о предоставлении отпуска в связи с усыновлением;
– расчет пособия;
– копия решения суда об усыновлении;
– справка о рождении, выданная органом загса (копия свидетельства о рождении);
– справка с места работы (службы) другого супруга, о том, что отпуск в связи с усыновлением ребенка им не используется или что супруга не находится в отпуске по беременности и родам;

4) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности:

– заявление о назначении пособия;
– справка из медицинской организации, в которой женщина встала на учет в ранние сроки беременности;

5) единовременное пособие при рождении ребенка:

– заявление о назначении пособия;
– справка о рождении, выданная органом загс;
– справка с места работы (службы) другого супруга, о том, что пособие ему не выплачивалось;

6) пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:

– заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия;
– приказ о предоставлении отпуска;
– копия свидетельства о рождении ребенка;
– справка с места работы другого родителя, что он не находится в отпуске по уходу за этим ребенком и ему это пособие не выплачивается;

7) пособие на погребение (выплачивается работодателем по последнему месту работы):

– заявление на выплату пособия;
– справка о смерти, выдаваемая органом загс;

К сведению: возможность получения материальной помощи при организации похорон, как правило, дается родственникам усопшего. Однако оформить названное пособие может любой человек, взявший на себя ответственность и расходы на проведение действий по захоронению, независимо от степени родства с покойным (например, сотрудники, друзья и др.).

8) оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами:

– заявление о предоставлении дополнительных выходных дней;
– расчет среднего заработка;
– копия свидетельства о рождении и об инвалидности ребенка и справка органов социального обеспечения о том, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении;
– приказ (распоряжение) руководителя организации о предоставлении работнику дополнительных выходных дней;
– справка с места работы другого родителя о том, что ему не предоставляются дополнительные выходные дни.

В случае непредставления требуемых документов контролеры могут наложить штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

* * *

Не исключено, что проверяющие захотят провести опрос сотрудников учреждения о том, какую конкретно заработную плату оно им выплачивало, например, если будут подозрения, что имели место так называемые схемы уменьшения размеров страховых взносов. Однако Закон № 212-ФЗ не наделил контролеров правом проводить подобные опросы и привлекать работников организации и иных лиц в качестве свидетелей. Также законодательством не предусмотрено, что полученные свидетельские показания должны учитываться при вынесении решения по результатам контрольных мероприятий.

Что представляет собой сверка расчетов с ФСС?

В соответствии с п. 9 ст. 18 закона «О страховых взносах» от 24.07.2009 № 212-ФЗ специалисты Фонда соцстрахования могут предложить плательщику страховых взносов провести совместную сверку соответствующих платежей в бюджет. Вместе с тем законом не запрещено проведение такой сверки также по инициативе самого плательщика.

Чаще всего инициирование сверки фирмой-работодателем обусловлено ее желанием избежать разногласий с ФСС по размеру перечисленных взносов, а также уточнить наличие переплаты (задолженности) при ликвидации или реорганизации бизнеса.

Регулярность этой сверки определяет сам работодатель — в принципе она может быть инициирована в любой момент. На практике многие фирмы сверяют расчеты с ФСС ежеквартально — после отправки отчетности по форме 4-ФСС.

Сверку расчетов в ФСС можно инициировать, направив в фонд заявление. Его форма не утверждена и не рекомендована правовыми актами, поэтому подаваться оно может в произвольном виде. Рассмотрим, в какой структуре заявление может быть представлено.

Заявление в ФСС на сверку расчетов: структура документа

В качестве ориентира при формировании этого заявления можно использовать любой подобный документ, например форму заявления о состоянии расчетов в ФНС РФ по налогам. Соответствующий документ приведен в приложении № 8 к приказу Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н.

В заявлении, которое может быть составлено на основе формы, разработанной ФНС, отражаются:

  • сведения о получателе документа — территориальном представительстве ФСС;
  • сведения о плательщике взносов (регистрационный номер в ФСС, код подчиненности, адрес, ИНН, КПП);
  • формулировки, отражающие суть запроса от имени руководителя фирмы («прошу провести совместную сверку расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на… (дата)»);
  • дата составления документа, подпись руководителя фирмы, контакты составителя запроса.

Законодательством не регламентирован срок, в течение которого ФСС должен ответить на заявление. Но с учетом того, что за 10 дней с момента обнаружения переплат по страховым взносам фонд обязан информировать плательщиков об этом (п. 3 ст. 26 закона № 212-ФЗ), правомерно ожидать ответа ФСС по рассматриваемой заявке в течение сопоставимых сроков.

Ответ ФСС оформляется в виде акта сверки расчетов, который составляется по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу ФСС от 17.02.2015 № 49.

Об изменении зачетно-возвратных документов с 01.01.2017 г см. «ФСС обновил документы для зачета и возврата взносов в 2017 году».

Скачать акт сверки расчетов

Ознакомиться с образцом формы запроса в ФСС для сверки расчетов вы можете на нашем сайте.

Как подготовиться к проверкам из ФСС и ПФР?

Цитата (Nezza):Позвонили по телефону (почему не через ТКС?). Добрый вечер! Проверки не проводятся по звонку на телефон. Вашему вниманию материал из статьи «Выездные проверки ПФР и ФСС» СПС Контур-Эльба:
Существует две основные формы проверки — камеральная и выездная.
Камеральные проверки осуществляются по итогам сдачи отчетности. Это стандартная процедура, в ходе которой контролеры проверяют правильность составления отчетности и уплату страховых взносов. Личного присутствия плательщика и тонн документов, как правило, не требуется. Наибольший интерес для предпринимателей представляют выездные проверки, потому что в этом случае с представителями Фондов придется общаться лично, проверять будут больше и готовиться нужно основательнее.
Право проводить выездные проверки контролеры получили только в 2011 году. В 2010 были только камеральные, т.к. согласно ч. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ проверка может охватывать только последние 3 года, и проверять, можно сказать, было нечего. Выездные проверки бывают плановые и внеплановые.
Внеплановую проверку могут провести, если:
в Фонды поступают жалобы от сотрудников;
организация ликвидируется или реорганизуется;
организация обращается в ФСС с просьбой выделить средства на выплату пособий сотрудникам.
Плановые выездные проверки осуществляются по составленному плану-графику, он утверждается на год и составляется до 25 декабря текущего года на следующий год. План в открытый доступ не попадает, поэтому о предстоящей проверке организация может узнать только накануне, когда получит решение о проверке.
Плановые проверки сотрудники фондов обязаны проводить только совместно. Обратите внимание: даже если проверка совместная, решения должно быть два — от ПФР и ФСС соответственно. Внеплановые проверки могут проводиться независимо друг от друга (Письмо ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106).
Кто рискует попасть в «чёрный список»?
В письме ПФР и ФСС есть критерии отбора, по которым проходила выборка для проведения проверки в 2011 году. На эти критерии контролирующие органы и ориентируются:
несоответствия расчетов по формам РСВ-1 в ПФР и 4-ФСС в ФСС;
у фирмы есть расходы, финансируемые за счет средств ФСС РФ (например, пособия по временной нетрудоспособности за счет ФСС);
отчетность не предоставлялась в срок;
организация произвела работнику выплату, которая не облагается страховыми взносами, например, материальную помощь в значительном размере;
применение льгот на уплату страховых взносов;
задолженность по взносам больше двух отчетных периодов подряд;
суммы начисленных страховых взносов уменьшились по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а численность сотрудников осталась прежней;
неоднократное предоставление корректировок;
налоговая может донести в ПФР об участии в схемах минимизации сумм страховых взносов, если заподозрит подобное.
Таким образом, если под большую часть критериев плательщик страховых взносов попадает, то вероятно, что ПФР и ФСС захотят его «навестить».
Что готовить и чего ожидать?
Обычно выездная проверка проходит на территории предприятия. Если нет возможности предоставить помещение — тогда по месту нахождения контролирующих органов.Проводить проверку могут только те инспекторы, которые указаны в решении, поэтому, прежде чем предоставить доступ сотрудникам фондов, сверьте реквизиты в решении с реквизитами удостоверений инспекторов.
Решений должно быть два:
первое — от руководителя (его заместителя) территориального органа ПФР (форма N 8-ПФР);
второе — от руководителя (его заместителя) территориального органа ФСС РФ (форма N 9-ФСС РФ).
Будьте внимательны к документам проверяющих! Проверьте удостоверения инспекторов, сверьте их с реквизитами решений. Право проводить проверку имеют только те инспекторы, которые указаны в решениях.
Не пустить их на территорию предприятия, если все документы в порядке, вы не имеете права. Если не обеспечить доступ, контролеры составят акт воспрепятствования доступу должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов. И тогда по 212-ФЗ, инспекторы имеют право начислять штрафные санкции по аналогии.
Продолжительность выездной проверки не может быть больше двух месяцев (считается с даты решения до составления справки о проведенной проверке). Сотрудники фондов могут приостановить проверку для получения дополнительной информации; в общем случае срок приостановки не превышает шести месяцев.
ПФР и ФСС не могут проверять страхователя чаще, чем один раз в три года. Проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться в любое время, независимо от того, когда была предыдущая.
Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, поэтому ничего «лишнего» представителей ПФР и ФСС интересовать не должно.
Документы
Будьте готовы по Требованию предоставить проверяющим документы, которые связаны с исчислением и уплатой страховых взносов. Есть 10 дней со дня получения Требования на то, чтобы подготовить необходимые документы и предоставить их. Если в срок предоставить компания не сможет, то необходимо письменно (в произвольной форме) сообщить об этом проверяющим, указав причину и новые сроки предоставления.
За отказ в предоставлении документов или нарушение срока инспекторы могут выставить штраф 200 рублей за каждый документ; также предусмотрено административное наказание для должностных лиц от 300 до 500 рублей.
Сотрудники ПФР и ФСС имеют право потребовать все документы, связанные с оплатой труда сотрудников, с расчетом страховых взносов, учредительные документы. Ожидаемый список документов:
устав, учредительный договор, лицензии;
банковские и кассовые документы;трудовые и договоры ГПХ с физическими лицами;
первичные документы бухучета, учетную политику;
кадровую документацию (приказы о приеме на работу, личные карточки сотрудников, штатное расписание, приказы о предоставлении отпусков, приказы о премировании, табели учета рабочего времени, расчетные ведомости и т п.);
документы, связанные со страховым обеспечением (больничные листы, заявления сотрудников, приказы, подтверждающие документы).
Инспекторы не имеют права забирать с собой оригиналы документов, они могут работать с ними только на территории фирмы. Если необходимо забрать документы, то предоставить можно копии оригиналов, заверенные печатью организации и подписью директора.
Проверяющие будут искать несоответствие данных в документах с данными в отчетах, нарушения законодательства, правильность отражения в документах данных, влияющих на расчет страховых взносов.
Результаты проверки
В последний день проверки оформляется справка о проведенной выездной проверке в двух экземплярах.
Затем, в течение двух месяцев составляется Акт выездной проверки, этот документ является результатом проверки и может служить основанием для привлечения к ответственности. Если предприятие с решением акта не согласно, в течение 15 рабочих дней может предоставить письменные возражения руководителю контролирующего органа и приложить оправдательные документы.
Материалы о результатах проверки направляются руководителям фондов, они выносят решения о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности.
Совет
Перед проверкой приведите в порядок все документы (примерный перечень известен), проверьте, что документы соответствуют друг другу. Если чувствуете, что какие-либо документы могут вызвать сомнение у инспекторов, подготовьте себе в защиту базу нормативно-правовых документов. Если имеется недоимка по страховым взносам — погасите её, рассчитайте и заплатите пени — это поможет избежать штрафов.
Статья актуальна на 08.03.2016
Еще темы Вам на изучение:
https://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=265081
https://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=27971
https://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=127405
https://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=408884

Как подготовиться к проверке контролирующих органов

<< Проверки предпринимателей

Вам надоело бояться проверок? Вы устали от постоянного прессинга со стороны контролирующих органов? Хотите «поставить на место» наглецов, пользующихся своим служебным положением?

Если ответы на эти вопросы утвердительные, тогда, наверное, пришло время задуматься над тем, как подготовиться к проверке контролирующих органов.

В первой публикации я вам уже говорил, что «проверяющих» обычно боятся те, кто слабо знаком с нормативной базой и действующим законодательством, а также, не умеет эффективно использовать эту информацию.

Прошу вас обратить внимание, я ничего не говорю о предпринимателях, нарушающих эти законы. Ведь многие говорят, что «на воре и шапка горит». Мол, боятся проверок те предприниматели, которые злостно нарушают законы. Лично я не согласен с таким утверждением. Вообще, так утверждать могут только люди, далёкие от практики ведения бизнеса. Так говорят только теоретики! А что показывает практика?

Практика показывает, что в нашей стране заниматься бизнесом ничего не нарушая, просто невозможно.

Причём, я говорю не о злостных уклонениях от налогов, а о нарушениях, связанных с двойственной трактовкой тех или иных законов. Также, существует масса примеров несовершенных нормативных актов, которые просто противоречат здравому смыслу.

Просто законы пишут теоретики, а выполнять их приходится предпринимателям.

Теоретик сидит в своём тёпленьком кабинете, греет свой зад возле батареи и получает официальную зарплату от государства. Ему дают команду «сверху»: «Составить нормативный акт, который заставит предпринимателя снять последние штаны и рубаху, а спустя год – пустит его по миру!» Я не исключаю, что, где-то в глубине души, теоретику немного жаль предпринимателя. Но теоретик просто обязан выполнить команду «сверху», иначе его уволят с работы, и ему негде будет греть свою попку.

В то же время, предприниматель уже давно не «греет свой зад». Предприниматель – это хищник, который выживает в городских джунглях. Ему негде получать зарплату, он или выживет, нарушая тот бред, который придумал теоретик, или его бизнес просто умрёт из-за чьей-то безответственности.

И тут за дело берутся налоговые службы. Они внимательно следят за «неадекватными нормативными актами». Ведь именно благодаря таким документам, специалисты налоговых служб могут на законных основаниях привлекать к ответственности предпринимателей, которые не желают заниматься самоуничтожением своего бизнеса. «Налоговики» — они ближе к реальной жизни, чем теоретики, вот и, пользуясь случаем, не ленятся лишний раз привлечь к ответственности добросовестного предпринимателя-реалиста.

Однако не всё так плохо в этом мире. Практика показывает, что большинство «неадекватных» нормативных актов нарушают действующее законодательство. Вот и получается, что при грамотном изучении такой писанины, грамотный предприниматель находит массу нарушений своих прав. И юридически подкованный бизнесмен, просто посылает лесом всех проверяющих, которые захотят нагреть свои ручонки с помощью «неадекватных сочинений».

Готовимся к встрече с проверяющими

Итак, чтобы стойко выдерживать проверки контролирующих органов, а также давать достойный отпор проверяющим, необходимо:

  1. 1. Понять, что налоговая проверка не имеет ничего общего с рэкетом 90-х. У налоговых служб хоть и есть силовые структуры, но действуют они в рамках действующего законодательства.
    Я к тому это говорю, чтобы вы понимали, что за смелый и спокойный взгляд в глаза проверяющему или обоснованное возражение на его неадекватное поведение, вам в голову никто стрелять не будет.
    Запомните:
    Любая проверка в своей работе руководствуется нормами действующего законодательства вашей страны!
    И если вы замечаете, что проверяющие нарушают ваши права, то вы имеете право их отстаивать. Вплоть до того, что можете звонить правоохранительным органам и сообщать, что в вашем офисе орудует банда преступников с удостоверениями налоговиков. Но, чтобы так делать, вы должны отлично знать нормативную базу и действующее законодательство.
  2. 2. Оформить подписку на аналитические газеты и журналы, рассматривающие и публикующие все изменения в законах. Без «спецлитературы» в этом деле никуда. Ведь каждый день наши «государственные мужи» вносят изменения в те или иные законы, а также принимают новые нормативные акты. И, если вы не профессиональный юрист, то вам будет сложно изучать сотни страниц «бредотекста» и искать в них «лазейки» для своего бизнеса. Куда проще, подписаться на журнал, в котором группа профессиональных юристов и бухгалтеров, оперативно информирует предпринимателей о нововведениях в законах и о том, «как обойти неадекватные нормативные акты».
  3. 3. Зарегистрироваться на специализированных интернет-форумах. «Завязывайте» с компьютерными играми! Начните использовать Сеть по назначению. Ведь в интернете полно форумов, где общаются профессиональные бухгалтера, юристы и предприниматели. Ищите самый крупный ресурс и регистрируйтесь на нём. И не просто регистрируйтесь, а становитесь его активным участником – изучайте детально интересующие вас темы, повышайте свою квалификацию, общайтесь с умными людьми, которые на практике «ломают хребты» налоговикам и другим проверяющим. Ваша задача – повысить уровень знаний и набраться опыта в решении проблем с контролирующими органами.
  4. 4. Знайте «наизусть» свои права, а также права и обязанности проверяющего. Вы должны чётко знать все свои права. Знать и пользоваться ими. Также вы должны знать все права и обязанности проверяющих, чтобы, при необходимости, «ставить на место» тех, кто позволяет себе нарушать законы.
    Поверьте, проверяющие не любят иметь дело с «умными» предпринимателями. Куда проще «наклонить» десяток «лопухов», чем пытаться расколоть одного «крепкого орешка». Так что, ваши уверенные знания налогового законодательства очень помогут вам в ведении бизнеса.
  5. 5. Если нет времени на изучение нормативных актов, делегируйте этот вопрос своему бухгалтеру или опытному юристу. Экономьте своё время. Ведь можно нанять опытного бухгалтера или юриста, и переложить на его плечи улаживание вопросов с контролирующими органами. Но будьте аккуратны, ведь юристы и бухгалтера бывают разные. Лично мне часто приходилось видеть бестолочей, которые учились в университетах на одни «тройки», вели разгульный образ жизни и курили всякую дрянь. И вот такое «тело» с разлагающимся мозгом, может стать вашим главным бухгалтером или ведущим юристом. Представляете, во сколько раз увеличатся ваши штрафы и налоги? Так что, подбирая человека на такую ответственную должность, не поленитесь навести о нём как можно больше справок.

Что же, теперь у вас есть чёткий стратегический план действий, и вы знаете как подготовиться к проверке контролирующих органов. Я уверен, что, действуя по этому плану, вы наверняка достигните успеха, и все проверяющие будут бояться встречи с вами. Ведь вы их «порвёте как Тузик грелку» и скажете, что так и было.

А в следующей статье я продолжу свой рассказ о том, как развивался наш совместный бизнес с нуля. Вы узнаете, что заставило нас с партнёром всерьёз задуматься о собственном производстве мебели. А началось всё с того, что наши отношения с поставщиками дали трещину.

<< Проверки предпринимателей