Импортный НДС особенности учета

Порядок учета налога на добавленную стоимость на таможне

При ввозе товаров на территорию РФ налоговая база по НДС определяется в соответствии с:

  • главой 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость»,

  • таможенным законодательством Таможенного союза

  • законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Так, согласно НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащих уплате таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам). Сумма налога при ввозе товаров на территорию РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в порядке, установленном ст. 160 НК РФ.

Компания, являющаяся плательщиком НДС, вправе принять данный налог к вычету. При этом должны быть выполнены следующие условия: ƒ

  • товар приобретен для облагаемой налогом деятельности; ƒ

  • товар ввезен на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; ƒ

  • НДС уплачен таможенным органам.

При наличии документов, подтверждающих уплату НДС при ввозе товара, и соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ, в бухгалтерском учете отражается вычет таможенного НДС:

  • Дт 19 Кт 76.1 — учтен НДС, начисленный в таможенной декларации;

  • Дт 76.1 Кт 51 — НДС уплачен на счет таможенного органа;

  • Дт 68.2 Кт 19 — уплаченный таможенный НДС принят к вычету.

При ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу. В случае ввоза товаров на территорию РФ с территории государства—члена Таможенного союза необходимо руководствоваться:

  • Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008

  • Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009.

При этом в книге покупок регистрируются заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС и указываются реквизиты документов, подтверждающих фактическую уплату налога.

    1. Проблемы учета ндс при скорректированной таможенной стоимости ввозимых товаров

Как уже не раз упоминалось ранее, при ввозе товаров на территорию РФ декларанты самостоятельно определяют таможенную стоимость товаров и сумму НДС, подлежащую уплате таможенным органам. Нередко получается, что последние производят корректировку таможенной стоимости (КТС), влекущую дополнительную уплату «таможенного» НДС.

Корректировка таможенной стоимости ввозимых на территорию РФ товаров, производимая таможенным органом, нередко оспаривается в суде. А затем по решению суда взыскание таможенным органом дополнительных сумм налога признается неправомерным. Как следствие, таможенникам приходится оформлять минусовые КТС, а налогоплательщику необходимо восстановить принятый к вычету налог в той части, которая признана излишне уплаченной. Возникает вопрос: в каком налоговом периоде это нужно исполнить, т.е. в каком налоговом периоде отражаются суммы НДС, восстановленные в результате признания судом недействительным решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров?

Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в целях гл. 21 НК РФ признается объектом налогообложения.

Общая сумма «ввозного» НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, рассчитанной исходя из ст. 160 НК РФ.

В виде формулы расчет суммы «ввозного» НДС выглядит так:

НДС = (ТСТ + ВТП + А) x 10% (или 18%), где

  • ТСТ — таможенная стоимость товаров;

  • ВТП — ввозная таможенная пошлина;

  • А — акцизы.

Таким образом, особенность расчета «таможенного» НДС (особенность налогообложения операций по ввозу товаров на территорию РФ) состоит в том, что сумма НДС, уплачиваемая на таможне, зависит от величины таможенной стоимости ввозимых товаров, определяемой по правилам, установленным таможенным законодательством, действующим в рамках Таможенного союза. Поэтому таможенники строго контролируют величину таможенной стоимости ввозимых товаров.

В силу ст. 68 ТК ТС, если решение о корректировке заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров принято таможенным органом до выпуска товаров, декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений.

А если декларант не согласен с вынесенным решением о корректировке таможенной стоимости?

По разъяснениям Минфина России, если декларант считает, что его права были нарушены при проведении таможенного контроля, он должен руководствоваться положениями ст. 9 ТК ТС, согласно которым любое лицо вправе обжаловать решение таможенных органов в порядке, установленном законодательством государства — члена Таможенного союза.

Но, как правило, в целях ускорения процесса выпуска товаров и по требованию таможни декларант корректирует таможенную стоимость исходя из величины таможенной стоимости, определенной таможней, и уплачивает дополнительные таможенные платежи (в том числе НДС) в соответствии с произведенной корректировкой, а уж затем обжалует вынесенное решение.

Отмечу, что такой порядок действий со стороны декларанта: вначале «добровольная» уплата, а затем обжалование, не препятствует реализации им права оспаривать решение таможни о корректировке таможенной стоимости и требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Данный вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 13328/12. В нем Высшие арбитры указали, что действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно.

Получается, что при принятии таможенниками решения о корректировке таможенной стоимости товаров необходимо иметь в виду, что доплата декларантом скорректированной суммы не свидетельствует о законности решения таможни, и не лишает декларанта права обжаловать это решение в судебном порядке и не исключает возможности признания судом этого решения незаконным.

Корректировка в учете

Порядок восстановления принятых к вычету сумм НДС, уплаченных таможенному органу при ввозе товаров, взыскание которых признано судом неправомерным, нормами НК РФ не урегулирован.

По мнению Минфина России, налогоплательщику следует корректировать излишне принятый к вычету НДС посредством уточненной декларации. Порядку восстановления принятых к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров таможенному органу, взыскание которых признано судом неправомерным, Минфин России посвятил Письма от 14.11.2011 N 03-07-08/318 и от 03.11.2009 N 03-07-08/224. Надо отметить, что их содержание ничем не различается и выводы из этих писем одинаковы и иных позиций Минфина не встречается.

Финансовый орган указывает, что суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, подлежат вычетам после принятия товаров на учет на основании документов, подтверждающих фактическую уплату налога при их ввозе на территорию РФ.

Согласно п. 17 Правил ведения книг покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, при ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу.

Учитывая изложенное, право на вычет НДС, фактически уплаченного при ввозе товаров на территорию РФ, возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором выполнены все вышеперечисленные условия, включая наличие таможенной декларации, подлежащей регистрации в книге покупок.

В случае если по решению суда взыскание таможенным органом суммы НДС признано неправомерным, и она подлежит возврату налогоплательщику таможенным органом, налогоплательщик, принявший к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров, должен представить в налоговый орган уточненную декларацию за тот налоговый период, в котором производились указанные вычеты.

Таким образом, если следовать приведенным разъяснениям, у налогоплательщика возникнет обязанность по уплате пеней. Не удивительно, что при проведении контрольных мероприятий налоговые органы ссылаются на указанные Письма при вынесении решений о доначислении пеней. Однако, надо отметить, что есть альтернативный подход, позволяющий оспорить начисление пеней по данному основанию в судебных инстанциях.

Как было сказано, начисление пеней можно оспорить. Это подтверждают выводы судей, изложенные в Постановлении ФАС ДВО от 04.03.2013 N Ф03-569/2013, в котором была рассмотрена следующая спорная ситуация.

При ввозе товаров на территорию РФ организация уплатила и приняла к вычету суммы НДС, исчисленные с учетом произведенных таможенным органом корректировок таможенной стоимости (КТС) товаров в сторону увеличения. Впоследствии данные корректировки были оспорены организацией в арбитражном суде и решения таможенного органа были признаны недействительными. В связи с этим таможенный орган составил и направил организации формы КТС (которые, к слову, таможенный орган заполняет в течение 10 рабочих дней с момента поступления судебного акта или решения вышестоящего таможенного органа и направляет декларанту не позднее рабочего дня, следующего за днем заполнения) содержащие минусовые показатели сумм налога, ранее принятых к вычету на основании оспоренных форм КТС.

Руководствуясь указанными минусовыми формами КТС, организация произвела восстановление сумм НДС в налоговом периоде, в котором такие минусовые корректировки были приняты таможенным органом.

Однако в ходе проведения выездной налоговой проверки инспекторы посчитали, что корректировку (по решению суда) организация должна была отразить, подав уточненные декларации за тот налоговый период, в котором они были приняты к вычету. А поскольку в нарушение п. 1 ст. 81 НК РФ организация не сдала уточненные декларации за те периоды, в которых были приняты налоговые вычеты, инспекторы на основании ст. 75 НК РФ начислили пени в сумме 111 709 руб. за просрочку уплаты НДС.

В ответ организация обратилась в суд и нашла там поддержку: арбитры трех инстанций пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения положениям ст. ст. 75, 81 и гл. 21 НК РФ. При этом судьи исходили из следующего.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Надо отметить, что ФАС ДВО согласился с выводами судей нижестоящих инстанций об отсутствии самого факта несвоевременной уплаты налога в бюджет организацией, с чем связано начисление соответствующих пеней.

Кроме того, признавая недействительным решение инспекции в части начисления пеней по НДС, суды исходили также из отсутствия оснований, предусмотренных п. 1 ст. 81 НК РФ, для внесения налогоплательщиком изменений в налоговые декларации и представление в налоговые органы уточненных налоговых деклараций за прошедшие налоговые периоды. По их мнению, наличие судебных решений о неправомерной корректировке таможенной стоимости и составление таможенным органом в связи с этим форм корректировки таможенной стоимости, содержащих минусовые показатели сумм налога, нельзя отнести к числу таких оснований.

В соответствии с п. 1 ст. 81 налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию при обнаружении в поданной им в налоговый орган налоговой декларации:

  • факта неотражения или неполноты отражения сведений,

  • ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

В рассматриваемой ситуации основанием для восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию РФ, послужили судебные решения:

  • о признании недействительными решений таможенного органа о корректировке таможенной стоимости,

  • принятии таможенным органом «минусовых» корректировок,

что не может быть признано обнаруженным фактом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также не является ошибкой общества, приводящей к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

По мнению арбитров, ссылка инспекции на Письма Минфина России не может быть признана обоснованной, так как в этих Письмах указано, что они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данных Письмах.

Федеральные арбитры Дальневосточного округа согласились с выводами коллег апелляционной инстанции о том, что вопрос восстановления сумм НДС в рассматриваемом случае нормами НК РФ не урегулирован. Вместе с тем судьи считают правомерным применение в этом случае по аналогии положений п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которым суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком при прекращении права на применение налоговых вычетов и восстанавливаются в том налоговом периоде, когда это право прекращено.

Таким образом, судьи трех судебных инстанций (первой, апелляционной и кассационной) признали недействительным решение налогового органа о начислении пени по НДС в сумме 111 709 руб. Следует сказать, при вынесении данного решения суд также принял во внимание, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в спорных налоговых периодах, были фактически уплачены в бюджет в установленные сроки. Соответственно, отсутствует сам факт несвоевременной уплаты в бюджет сумм НДС, являющийся основанием для начисления пени согласно правилам ст. 75 НК РФ.

Итак, какие выводы можно сделать с учетом сказанного?

Во-первых, суть спора состоит в различном толковании налоговым органом и обществом совокупности норм ст. ст. 81, 171 и 172 НК РФ и в различном определении периода отражения в налоговом учете сумм НДС, восстановленных в результате признания судом недействительным решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, на основании которого ранее такие суммы налога были уплачены налогоплательщиком в бюджет и приняты им к вычету.

Во-вторых, поскольку порядок восстановления принятых к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров таможенному органу, взыскание которых признано судом неправомерным, нормами НК РФ не установлен, позиция, изложенная в письмах Минфина, не является истиной в последней инстанции.

Какой подход выбрать?

Ответ на поставленный вопрос зависит от того, считает ли организация получение от таможенного органа минусовых КТС обнаруженным фактом неотражения сведений в налоговой декларации (ошибкой).

Таким образом, если с учетом п. 1 ст. 81 НК РФ организация примет за основу подход Минфина, ей придется представить в налоговый орган уточненные декларации и, как следствие, уплатить пени.

Что касается альтернативного подхода, исключающего начисление пеней, то его сторонникам нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

НДС при импорте товаров на территорию РФ

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Если товары ввозятся из стран Таможенного союза (Белорусь и Казахстан), то НДС уплачивается налоговому органу РФ, если из стран, не входящих в Таможенный союз, то налог платится таможне на основании таможенной декларации. Импорт товаров из стран Таможенного союза оформляется специальной формой документов, которые разработаны и утверждены законодательством России.

Прежде всего, стоит отметить, что существует ряд товаров, импорт которых освобожден от НДС. Их перечень приведен в ст. 150 НК РФ. Организация, закупающая иностранные товары из этой группы, НДС не платит и, соответственно, не направляет его к вычету (к возмещению из бюджета). Также освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость реализация товаров, указанных в п.3 ст.80 НК РФ (стоимость которых не превышает 200 евро, за исключением товаров личного пользования).

НДС при импорте не принимается к вычету, если фирма на законных основаниях в соответствии со статьёй 149 Налогового Кодекса, освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость. Сумма НДС также не принимается к возмещению, если местом реализации товаров определена другая страна, а также, если фирма не является налогоплательщиком НДС.

В зависимости от того, для каких целей приобретается товар у иностранного поставщика, организация либо платит НДС полностью, либо частично, либо не платит вовсе. В случае, если товары ввозятся для внутреннего потребления, налог должен быть уплачен в полном объеме (подробнее об этом в п.1. ст.151 НК РФ, а также в п.2 ст.363 и п.3 ст.202 ТК ТС).

Расчет НДС при импорте

Установленная ставка НДС при импорте товаров – 10% или 18% в зависимости от вида импортируемого товара. Правительством РФ устанавливает Перечни кодов товаров различных групп, облагаемых по ставке 10%. Если ввозимый товар попадает в эти перечни, то применяется ставка 10%, в противном случае используется ставка 18%. Код ввозимого товара определяется в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

НДС для уплаты на таможне рассчитывается следующим образом:

НДС = (стоимость ввозимого товара + таможенные пошлины + акциз) * ставка НДС

Таможенные пошлины установлены также Единым таможенным тарифом Таможенного союза, ставки акцизов статьей 193 НК РФ.

Если ввозимые товары освобождены от акциза, то эта составляющая принимается равной 0.

При импорте товаров их стоимость отражается в валюте той страны, из которой он был импортирован. Как же в этом случае рассчитать НДС? Стоимость пересчитывается в российские рубли по курсу банка России, действующему на дату предоставления таможенной декларации на ввозимый товар. Исходя из полученной суммы, и будет начисляться НДС.

НДС при экспорте товаров

Реализация товаров за пределы территории РФ (в том числе в Белорусь и Казахстан) облагается по ставке НДС 0%. Начисление и уплата НДС при экспорте регулируется НК РФ.

При экспорте необходимо подтвердить нулевую ставку налога на добавленную стоимость. Для этого нужно предоставить ряд документов, установленных п.1 ст.165 НК РФ:

  • налоговая декларация,
  • таможенная декларация,
  • юридически оформленный контракт на экспорт,
  • заверенные и оформленные транспортные сопроводительные документы, в которых в обязательном порядке стоят отметки органов таможни.

При экспорте определяется срок на сбор этих документов. Компания должна оформить и собрать документы в течении 6 месяцев. Этот срок начинают исчислять с момента отметки таможни о вывозе товаров.

Как поступить в том случае, если фирма не успела вовремя собрать все необходимые документы? НДС в этом случае будет исчисляться с момента отгрузки товара, и за основу будет принят первичный документ, который был оформлен на имя покупателя. Без основного пакета документов фирма должна будет рассчитать и уплатить с экспортируемых товаров НДС по ставке 10% или 18%.

В отношении товаров, перечисленных в ст.149 НК РФ ставка 0% не применяется, так как данная группа товаров освобождена от уплаты НДС.

Входной НДС по экспортируемым товарам, облагаемым по ставке 0%, организация вправе принять к вычету.

Бухгалтерский учет НДС при экспорте товаров и соответствующие проводки можно посмотреть в этой статье, где приведен пример, в котором описано возмещение НДС при экспорте.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

НДС при импорте: тонкости расчета и учета налоговых платежей

Ввоз продукции или получение услуг от иностранных контрагентов – операции, облагаемые НДС в обязательном порядке. статус российского налогоплательщика при этом неважен – это и юридические лица, работающие по ОСН, и освобожденные от НДС субъекты экономической деятельности, и предприятия-«упрощенцы», применяющие специальные налоговые режимы.

Товары/услуги, поступившие из-за рубежа, облагаются НДС при совокупности выполняемых условий:

  • они будут перепроданы исключительно в границах российской территории;
  • иностранный контрагент-поставщик не выступает налоговым резидентом, не зарегистрирован в контролирующих структурах РФ.

Не начисляется НДС лишь на отдельные характерные группы товарной продукции:

  • изделия, поступившие по внешнеторговому договору, как безвозмездная помощь;
  • не создаваемое отечественными компаниями спецтехнологичное оборудование;
  • печатные издания и культурные раритеты для музеев, библиотек, архивов;
  • специфические модификации лекарственных препаратов.

Ставки НДС при импорте товаров и услуг

Для налогообложения товаров или услуг, импортируемых из-за границы, применяются стандартные налоговые ставки – 0%, 10%, 18%. Для корректного использования нужного процента при таможенном оформлении и расчете НДС выполняются действия по предлагаемому алгоритму:

  • идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ТС;
  • сопоставить код со списками товаров, учитываемых по 10%-ной ставке;
  • при отсутствии нужного кода в указанных перечнях, утвержденных Правительством РФ –используется ставка 18%.

Специфичностью исчисления и уплаты «импортного» НДС является то обстоятельство, что произвести требуемые расчеты необходимо до того, как предмет торговли покинет таможенный пост. Оплата НДС производится напрямую таможенному органу, в составе обязательных при очистке платежей.

Импортер самостоятельно определяет налоговую базу, код товара и сумму необходимого к уплате НДС. При возникновении проблематичной ситуации, когда таможня применяет более высокую налоговую ставку, нежели рассчитал декларант, импортер может обратиться в вышестоящую таможенную инстанцию.

На оплачивание НДС при составлении таможенной декларации импортеру дается 15 дней с той даты, когда груз пересек российскую границу. Каждый день опоздания с перечислением налога будет «стоить» покупателю 1/300 от ключевой ставки, умноженную на полную стоимость груза по декларации.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

При взаимном товарообмене с бывшими союзными государствами НДС на ввозимые товары либо услуги высчитывается по элементарной схеме, а уплата бюджетного сбора производится на казначейский счет территориальной налоговой инспекции.

Объект для обложения НДС в случае импорта из держав ЕАЭС определяется, как стоимость закупленной товарной массы, увеличенная на величину акцизного сбора (при необходимости). Моментом формирования налоговой базы назначается календарная дата, когда ввезенный товар оприходован складским учетом. Сумма НДС определяется простым перемножением стоимости купленной товарной продукции и нужного налогового тарифа.

По закрытии квартала, в котором совершались импортныесделки по перемещению товаров из ЕАЭС, российская компания-импортер (ИП) обязана предъвить фискальной инстанции декларацию по НДС. Документ должен быть сдан до 20 числа (включительно) месяца, идущего за отчетным периодом.

Важно: декларация по «импортному» НДС сдается в виде «бумажного» документа. Электронная отчетность применяется только теми налогоплательщиками, персонал которых превосходит численностью 100 человек.

Одновременно со сдачей декларации по НДС импортер обязан уплатить налог по банковским параметрам «своего» налогового подразделения. В платежном поручении применяется отдельный КБК для НДС при импорте из стран соседнего зарубежья.

НДС при импорте из стран, выходящих за пределы ЕАЭС

При ввозе на российскую территорию товаров/услуг из стран, не входящих в Евразийский союз, импортер обязан уплатить на таможне не только обязательные пошлины, но и НДС. Процедура начисления и уплаты налога регламентируется не только НК РФ, но и Таможенным кодексом.

Имейте в виду: НДС на таможне уплачивается не по итогам отчетного периода, а до завершения процедуры выпуска товара с таможенного поста.

Формула, по которой импортер рассчитывает сумму НДС к уплате, выглядит следующим образом:

НДС = (ТСт + ВТП + А) х Ст

где: Тст – стоимость товара, указанная в таможенной декларации;
ВТП – величина ввозной таможенной пошлины;
А – акцизный сбор (при необходимости);
Ст – ставка НДС (%, 10%, 18%).

Надо знать: если импортируемый товар не подлежит обложению таможенными пошлинами и акцизом, то сумма НДС определяется умножением таможенной стоимости на нужную ставку налога.

Во избежание конфликтов с таможенной службой из-за неверного исчисления налога импортеру целесообразно рассчитывать НДС отдельно по каждой группе товаров.

Право на налоговый вычет по НДС

По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:

  • ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
  • импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
  • налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
  • поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
  • уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.

Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.

Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

С начала 2015 года начал действовать новый союз государств, сменивший действовавший ранее Таможенный союз, в состав которого вошли (согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, далее — Договор):

  • Российская Федерация;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Республика Киргизия;
  • Республика Армения.

Основные положения об импорте в ЕАЭС рассмотрены в материале «Таможенный союз Евразийского экономического союза (нюансы)».

Нюансы импортного НДС рассмотрены в отдельных материалах.

Например, о том, что делать, если изменилась стоимость импортируемых товаров, читайте в статье «Можно ли пересчитать «ввозной» НДС, если снизилась стоимость импортированных из ЕАЭС товаров?».

Как быть, если ввезенный из стран ЕАЭС товар похищен, читайте в статье «Ввезенный из Белоруссии товар похищен. Что делать с НДС?».

Импортируя товары с территории стран ЕАЭС, необходимо подать декларацию по косвенным налогам в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором импортированные товары были приняты на учет. С декабря 2017 года применяется новая форма декларации по косвенным налогам. Скачать ее можно .

Обратите внимание, что декларацию по косвенным налогам можно подать в бумажном виде. Подробнее об этом – в материале «Правила НК РФ об электронной подаче декларации по НДС не действуют при декларировании «ввозного» налога».

Одновременно с декларацией необходимо представить документы, предусмотренные п. 20 приложения 18 к договору о ЕАЭС.

Подробнее с перечнем указанных документов вы можете ознакомиться в этой статье.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является одним из документов, подтверждающих импорт товаров из стран ЕАЭС. С документом, утвердившим эту форму, можно ознакомиться в статье «Утвержден формат «электронного» заявления о ввозе и косвенных налогах».

Для принятия к вычету ввозного НДС при импорте из стран ЕАЭС необходима отметка налогового органа на этом заявлении.

О том, что это за отметка, говорится в публикации «При импорте из Белоруссии отметку на заявлении ставит российская ИФНС».

Вычет можно использовать только после оплаты налога, а также при соблюдении ряда условий, о которых можно узнать в материале «Минфин напомнил условия вычета по товарам, ввезенным из ЕАЭС».

С позицией Минфина РФ о сроке, в течение которого НДС может быть принят к вычету, читайте в материале «Вычет по ”евразийскому” НДС можно получить в течение 3 лет».

Ввоз товаров не всегда сопровождается уплатой налога. НДС не уплачивается, когда ввозится товар, не облагаемый НДС. Подробнее о таких ситуациях читайте в материале «Ввезли из ЕАЭС необлагаемый товар – ”евразийский” НДС не уплачивается».

Вычет НДС при импорте из стран, не входящих в ЕАЭС

С учетом положений ст. 171 НК РФ НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, принимается к вычету плательщиками НДС. Но для того, чтобы принять указанный налог к вычету, необходимо иметь документальное подтверждение произведенных импортных операций. Документальное подтверждение ввозного НДС при импорте из стран ЕАЭС и стран, не входящих в этот союз, различаются. При импорте из стран, не входящих в Евразийский союз, такими подтверждающими бумагами могут быть:

  • Таможенная декларация.

Подробнее о ней читайте в материале «Чем подтвердить вычет «ввозного» НДС».

При этом очень важно обратить внимание на порядок проставления печатей на таможенной декларации.

  • Документ об оплате самого налога.

Вторым важным условием для принятия НДС к вычету является соответствие товара определенным критериям: для каких целей он куплен, будет он участвовать в облагаемой или необлагаемой деятельности, будет ли он перепродаваться или нет и пр.

Подробнее с указанными ограничениями можно ознакомиться в материале «Какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров?».

Кроме того, осуществляя ввоз товара через посредника, следует знать о некоторых нюансах для того, чтобы входной НДС все-таки получилось зачесть.

Подробнее об этих важных моментах читайте в материалах:

  • «Импортер может принять к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров посредником»;
  • «Ввоз товаров через посредника: НДС платит агент, а зачитывает принципал»;
  • «Минфин — о вычете НДС при ввозе товаров через посредника».