Инструкция к плану счетов

План счетов бухгалтерского учета

План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010). План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета

В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активный (начальное и конечное сальдо записывается по дебету счета / увеличение по дебету, уменьшение по кредиту)

Пассивный (начальное и конечное сальдо записывается по кредиту счета увеличение по кредиту, уменьшение по дебету)

Активно-пассивный (бывают: с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое) с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно)) К каждому счету даны комментарии из инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Эта Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета и др.

Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций

Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе «О бухгалтерском учете» и положениях по бухгалтерскому учету.

Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Например:

— Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. N 60н);

— «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (Положение Центрального банка РФ от 12 апреля 2001 г. N 2-П).

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе.

Основными рабочими документами конкретной организации являются:

— документ по учетной политике предприятия;

— утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

— графики документооборота;

— утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;

— утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации.

В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.

Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.

Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, план счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.

С 1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный материал посвящен анализу основных отличий норм нового Закона «О бухгалтерском учете» от положений действующего до указанной даты Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

Исключение составляют ИП, адвокаты и нотариусы (а также другие лица, занимающиеся частной практикой), структурные подразделения организаций иностранных государств. Они могут не вести бухучет при условии, что учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения ведется ими в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Закон устанавливает право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», причем без ограничения по сумме выручки. На этом исключения заканчиваются.

Для компаний, перешедших на УСН, новый закон, в отличие от прежнего, освобождения от обязанности ведения бухучета и составления отчетности не предусматривает.

Сфера действия нового закона распространяется:

на бюджетные организации — в части учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также учета операций, изменяющих указанные активы и обязательства;

в отношении доверительных управляющих — по тем операциям, которые связаны с имуществом, переданным им в доверительное управление;

на участников договора простого товарищества юридических лиц, на которых возлагается учет общего имущества товарищей;

на участников процесса выполнения соглашения о разделе продукции.

первичный документ отчетность реформирование