Инвентаризация денежных средств

Проводка излишков

В отличие от недостачи, где сразу возникают подозрения в краже или растрате средств, случай с излишком может иметь двоякую трактовку. Если в кассе наличествуют неучтённые деньги, то возможно какой-то товар продавался по неправильно указанной цене или имел место недовес. В принципе, при современных системах фиксации и проведения операций, такие случаи не должны возникать случайно.

Часто бывает так, что кассирши в небольших магазинах, при отсутствии достаточного количества необходимых разменных купюр, докладывают их в кассу из своего кошелька. Позже, ввиду забывчивости или занятости, можно вовремя не изъять разменные купюры, которые приведут к появлению излишков и последующих проблем при их обнаружении.

Реальная рыночная стоимость выявленных излишков требует подтверждения. Это делается одним из двух следующих способов:

  1. Независимый оценщик определяет цену неоприходованных активов. Это является более простым и «прозрачным» методом.
  2. Торговая организация проводит сравнительный анализ рыночных цен на подобное имущество и составляет справку. При этом учитываются такие информационные документы:
  • объявления с ценами на похожее имущество в СМИ;
  • накладные от поставщиков;
  • справки статистических структур и т. п.

Излишки ценностей, которые обнаружены при инвентаризации, соотносят с их рыночной стоимостью и проводят по прочим доходам: дебет 10 (или 01, 41, 50), кредит 91-1.

Как написать объяснительную

В рамках действующего законодательства при обнаружении излишков во время инвентаризации работодатель обязан потребовать от кассира объяснительную записку.

Важно! Сотрудник не имеет права отказаться и в течение двух рабочих дней должен предоставить требуемый документ.

Объяснительная пишется на компьютере или вручную на официальном бланке организации. Подпись и её расшифровка пишутся от руки. При обнаружении излишков составляется акт проведённых работ, а к нему прикладывается записка от ответственного работника.

Объяснительная содержит в себе два раздела:

  1. В фактическом разделе приводятся события и условия, которые привели к возникновению описываемой в документе ситуации. Например, это можно сделать так: «Вчера, 20 марта, в кафе «Улыбка», проходила инвентаризация. В результате проверки были обнаружены излишки средств в кассе».
  2. В причинном разделе указывается, из-за чего в кассе появились лишние средства. Причин обычно несколько, и их необходимо грамотно пояснить, чтобы снизить степень своей вины или будущей ответственности.

При написании объяснительной должны быть чётко указаны факты, а вот домыслам и рассуждениям в ней месте нет. Документ доносит до руководства лишь то, что работник знает и видел, — данные и факты.

В объяснительной обязательно указываются следующие реквизиты:

  • наименование организации;
  • ФИО руководителя и его должность;
  • название документа — «Объяснительная» (без точки в конце);
  • должность работника и его ФИО;
  • дата создания документа и подпись сотрудника.

Учитывая, что установленного бланка для записки нет, она пишется в произвольной форме с учётом требований, перечисленных выше. Вот пример такого документа:

После составления и подписи, записка (в двух экземплярах) направляется к непосредственному начальнику, который её подписывает и ставит регистрационный номер. Копию нужно оставить себе — это доказательство наличия документа и его регистрации на предприятии.

Знаете ли вы? Некоторые руководители могут подозревать, что излишек в кассе является результатом неверного оприходования товара, имеющего целью будущей его кражи. В то время как недостача, скорее всего, просто ошибка.

Штраф за излишек в кассе

При обнаружении излишка подозрение, естественным образом, падает на кассира, который своими умышленными или случайными действиями допустил такую ситуацию. На руководителя предприятия накладываются финансовые штрафные санкции, а далее он сам выбирает меру дисциплинарного воздействия на проштрафившегося кассира. В зависимости от нанесённого ущерба, это может быть выговор, лишение премии или бонуса, а в серьёзном случае и увольнение.

Нарушения кассовой дисциплины, к которым относится и неоприходование или недооприходование наличных средств, наказываются в соответствии со статьями 14.5 и 15.1 Административного Кодекса РФ. В большинстве случаев штрафуется юридическое лицо, в паре с которым идёт и должностное — руководитель организации. Для юрлица штраф составит от 40 до 50 тыс. рублей, а для руководителя — от 4 до 5 тыс. руб.

Знаете ли вы? В случае выявления нарушений у ИП, он приравнивается к должностному лицу и платит штраф, установленный для данной категории (4–5 тыс. руб.).

При небольших нарушениях или случаях со «смягчающими обстоятельствами» можно обойтись и предупреждением. Решение на основе ходатайства может принять глава межрайонной налоговой инспекции. При этом учитывается отсутствие выявленных нарушений в течение последнего года. Ходатайство пишется в произвольной форме, где руководитель указывает все факторы, которые, по его мнению, должны повлиять на смягчение наказания — от создания современного рабочего места для кассира до возможности простой человеческой ошибки.

Современные контрольно-кассовые аппараты практически исключают возможность неумышленной ошибки. Хотя, в любом случае, не стоит забывать о человеческом факторе — излишек в кассе необязательно может появиться из-за злого умысла. Возможно, квалификация кассира оказалась недостаточной или возникли какие-либо форс-мажорные обстоятельства.

Порядок проведения инвентаризации, учет излишков и недостач: видео

Инвентаризация денежных средств и денежных документов в кассе

Инвентаризация является один из основных элементов метода бухгалтерского учета, сущность которого состоит в сличении наличия имущества и обязательств организации. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка и соответствие данным бухгалтерского учета.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель.

Но проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— при смене кассира;

— при выявлении фактов хищения наличных денег;

— если наличные деньги были частично или полностью уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций;

— при реорганизации или ликвидации организации.

Инвентаризацию проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя.

Порядок проведения инвентаризации кассы до 01.01.12. дополнительно регулировался Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 г. № 40 и Письмом Банка России от 04.10.93 г. № 18.

Нормы Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее — Положение N 373-П), не содержат требований о проведении внезапных ревизий кассы. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом. Лишь в п. 1.11 Положения N 373-П говорится, что мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, Общие правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации (в том числе формы документов, применяемых для оформления результатов инвентаризации, порядок деятельности инвентаризационных комиссий и участия материально ответственных лиц в проведении инвентаризации) установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (Письмо Минфина России от 03.06.2010 N 07-02-12/13).

Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации наличных денежных средств в кассе по форме N ИНВ-15 (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88).

Таким образом, порядок и сроки проведения инвентаризации кассы определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным для всех организаций индивидуальным предпринимателем.

Сроки и порядок проведения инвентаризации кассы и денежных средств, хранящихся на расчетных и других счетах в банке, устанавливаются руководителем организации и закрепляются в приказе об учетной политике.

Материальную ответственность за сохранность всех денежных средств и документов, имеющихся в кассе организации, несет кассир.

Инвентаризация кассовой наличности проводится на основании приказа руководителя организации комиссией в составе представителя администрации, главного бухгалтера, кассира (как материально-ответственного лица).

До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе кассир составляет последний кассовый отчет. В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе, которые должны соответствовать типовым унифицированным формам первичных учетных документов.

Если в кассе на момент инвентаризации имеются незакрытые платежные ведомости (по которым осуществляется выплата заработной платы), выплаченные суммы по таким ведомостям включаются в акт инвентаризации и приравниваются к наличным деньгам. Кассир подсчитывает выплаченные суммы по каждой ведомости и в конце ведомости делает запись о выплаченной сумме.

На практике для маскировки фактов растраты денежных средств зачастую в качестве учетных документов используют различного рода расписки, которые не могут служить документальным подтверждением расходования денежных средств, так как они не соответствуют унифицированной форме расходного кассового документа и не содержат подписей получателя денег, главного бухгалтера и руководителя организации. О нарушении (растрате) свидетельствует и факт отсутствия на прилагаемых к расходному кассовому ордеру документах (счетах, заявлениях и др.) разрешительной подписи руководителя. Суммы по таким документам или распискам в остаток наличности кассы не включаются и рассматриваются как недостача. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные кассовые ордера, приложенные к отчету кассира, с указанием «до инвентаризации на «____» (дата)». Этот отчет, составленный на момент инвентаризации, служит бухгалтерии организации основанием для определения учетных остатков денежных средств и документов.

Кассир дает расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы, подтверждающие движение денежных средств и документов, сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и вся денежная наличность, поступившая на его ответственность, оприходована, а выбывшая списана в расход. Это необходимо для предотвращения заявлений кассира после проверки кассы о наличии у него документов, не включенных в последний кассовый отчет. Отчет кассира проверяется с соблюдением правильности определения учетного остатка денежных средств в кассе на момент инвентаризации. Этот учетный остаток сверяется с записями в кассовой книге и в журнале-ордере.

В процессе инвентаризации кассы осуществляется проверка кассовой книги по следующим основным направлениям:

— правильность ведения кассовой книги;

— арифметический контроль сумм по приходу и расходу и правильности подсчета итогов страниц книги, а также переноса сумм остатков наличных денег с одной страницы на другую;

— своевременность и документальная обоснованность записей в кассовой книге.

При инвентаризации кассы в ООО «Росс-Эль» подлежат контролю:

— соблюдение лимита остатка наличных денежных средств в кассе;

-целевое использование полученных из банка денежных средств по назначению, указанному в чеке;

— наличие фактов не соответствия даты совершения операции и отражения ее в расходном кассовом ордере;

— обоснованность записей в кассовых ордерах;

-своевременность возврата в банк на расчетный счет остатков денежных средств по не выданной заработной плате;

— правильность документального оформления кассовых документов и их соответствие типовым унифицированным формам;

— наличие фактов подписи руководителем и главным бухгалтером незаполненных чеков и их самостоятельного заполнения при получении денег в банке;

— наличие фактов хранения чековой книжки вне кассового помещения;

— законность произведенных операций наличными денежными средствами в пределах одной сделки;

— соответствие корреспонденции счетов типовым проводкам по учету кассовых операций.

Фактическое наличие денежных средств и документов в кассе подтверждается их полным полистным пересчетом.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе к учету принимаются наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.

Деньги и другие ценности кассир пересчитывает в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Денежные средства пересчитываются по каждой купюре в отдельности (как правило, начиная с купюр высшего и кончая купюрами низшего номинала). При наличии значительного количества купюр необходимо составить опись, в которой указывается достоинство купюр, их количество и сумма. Опись подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по:

— наименованиям, видам, категориям бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные),

— с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, их серии и номинальной стоимости.

Денежные документы и бланки строгой отчетности принимаются к учету при выявлении результата инвентаризации в сумме фактических затрат на их приобретение.

Учетный остаток денежных средств определяется по данным кассовой книги (отчета кассира). Для установления учетного остатка денежных документов и бланков строгой отчетности используются сведения аналитического и синтетического учета на дату инвентаризации.

Для организации учета денежных средств и документов предусмотрен активный счет 50 «Касса». Этот счет имеет три субсчета: 50/1 «Касса организации», 50/2 «Операционная касса», 50/3 «Денежные документы».

Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности».

Путем сопоставления фактических и учетных остатков выявляется результат инвентаризации: излишек или недостача.

Согласно новому Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н выявленные при инвентаризации излишки денежных средств в кассе подлежат оприходованию (принимаются к учету) и отражаются в составе внереализационных доходов. В бухгалтерском учете фактические излишки денежных средств и документов приходуются следующей записью:

Дебет 50 «Касса» субсчета 1 «Касса организации» или 3 «Денежные документы»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1″Прочие доходы».

При выявлении излишков бланков документов строгой отчетности они отражаются по дебету счета 006 «Бланки строгой отчетности» в условной (номинальной) оценке.

В случае выявления недостачи денежных средств записи производятся по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По недостающим денежным средствам и документам по дебету счета 94 отражается их фактическая стоимость.

На сумму выявленной при инвентаризации недостачи денежных средств и документов в учете осуществляется запись:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Кредит 50 Субсчета 1 или 3.

Сумма недостающих бланков строгой отчетности отражается по кредиту счета 006 «Бланки строгой отчетности».

Если недостача денежных средств и документов допущена по вине материально-ответственного лица — кассира, то ее сумма списывается в учете проводкой:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Возмещение суммы недостачи возможно из заработной платы кассира, что отражается следующей записью:

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Если недостача возмещается в кассу организации, то в бухгалтерском учете производится запись:

Дебет 50/1″Касса организации»

Кредит 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

При отсутствии конкретного виновного лица сумма недостачи денежных средств, ранее отраженная по дебету счета 94, включается в состав внереализационных расходов организации и списывается корреспонденцией счетов:

Дебет счет 91/2 «Прочие расходы»

Кредит счет 94″Недостачи и потери от порчи ценностей».

Результаты инвентаризации наличных денежных средств и документов в кассе оформляются актом инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.98г.№ 88, в котором приводятся объяснения кассира о выявленных нарушениях и резолюция руководителя о дальнейшем решении по результатам инвентаризации. Акт инвентаризации кассы составляется в двух экземплярах (при смене кассира — в трех экземплярах), подписывается инвентаризационной комиссией и материально-ответственным лицом и доводится до сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, а второй остается у материально-ответственного лица.

Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными составляется инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности по форме № ИНВ-16.

Инвентаризационная опись наличных денежных средств (для казенного учреждения) (образец заполнения)

Унифицированная форма по ОКУД 0504088

Утверждена
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 15 декабря 2010 г. N 173н

12 ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ N —— наличных денежных средств ———— ¦ КОДЫ ¦ +———-+ Форма по ОКУД ¦ 0504088 ¦ 29 декабря 12 +———-+ от «—» ——- 20— г. Дата ¦29.12.2012¦ ФГУ «Звезда» +———-+ Учреждение ——————————————— по ОКПО ¦ 01234567 ¦ Бухгалтерия +———-+ Структурное подразделение —————————— ¦ ¦ +———-+ Единица измерения: руб. по ОКЕИ ¦ 383 ¦ Дорофеева И.В. +———-+ Материально ответственное лицо ———————— ¦ ¦ ———— Приказ (распоряжение) о —————— ———— проведении инвентаризации: номер ¦ 1-инв ¦ дата ¦20.11.2012¦ —————— ———— кабинет N 8 (касса) Место проведения инвентаризации ——————- —————— ———— Дата начала инвентаризации ¦ 29.12.2012 ¦ Дата окончания ¦29.12.2012¦ —————— инвентаризации ———— —————————————————————————- ¦ РАСПИСКА ¦ ¦ (оформляется до начала инвентаризации) ¦ ¦ ¦ ¦ К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы ¦ ¦ на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, ¦ ¦ поступившие на мою ответственность, оприходованы. ¦ ¦ ¦ ¦Материально Кассир Дорофеева И.В. ¦ ¦ответственное лицо ————- ___________ —————————¦ ¦ (должность) (подпись) (расшифровка подписи) ¦ ¦ ¦ ¦ 29 декабря 12 ¦ ¦»—» ———— 20— г. ¦ —————————————————————————- Подтверждаю, что денежные средства, перечисленные в настоящей описи, находятся на моем ответственном хранении. Объяснение причин излишков или недостач ___________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Материально ответственное лицо _____________ _______________ __________________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи) «__» _____________ 20__ г. Заключение комиссии: При проведении инвентаризации наличных денежных ————————————————————————— средств их фактическое наличие соответствует данным учета, недостач и ————————————————————————— излишков не выявлено. ————————————————————————— Зам. руководителя учреждения Чарков А.В. Председатель комиссии ————- ___________ ———————— (должность) (подпись) (расшифровка подписи) Главный бухгалтер Налимов О.В. Члены комиссии: ————- ___________ ———————— (должность) (подпись) (расшифровка подписи) Инженер Бровко И.В. ————- ___________ ———————— (должность) (подпись) (расшифровка подписи) Экономист Бурова Е.А. ————- ___________ ———————— (должность) (подпись) (расшифровка подписи) 29 декабря 12 «—» ——— 20— г. Форма 0504088 с. 2 По данным инвентаризации установлено следующее: ——————————————————————————— Наименование ¦ Фактическое ¦ Учтено ¦ Результаты инвентаризации показателя ¦ наличие ¦ +—————————- ¦ ¦ ¦ излишки ¦ недостача +—————-+—————-+————-+————— ¦ в рублях¦ в ¦ в рублях¦ в ¦ в ¦ в ¦ в ¦ в ¦ ¦валюте¦ ¦валюте¦рублях¦валюте¦рублях¦валюте ——————+———+——+———+——+——+——+——+——- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ——————+———+——+———+——+——+——+——+——- Рубли ¦10 120,30¦ — ¦10 120,30¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ——————+———+——+———+——+——+——+——+——- Доллары США ¦ 9 000,00¦300,00¦ 9 000,00¦300,00¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ——————+———+——+———+——+——+——+——+——- — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ——————+———+——+———+——+——+——+——+——- Итого ¦19 120,30¦ x ¦19 120,30¦ x ¦ — ¦ x ¦ — ¦ x ———-+——+———+——+——+——+——+——- Девятнадцать тысяч сто двадцать рублей 30 копеек Итого: по фактическому наличию ——————————————— (сумма прописью) Девятнадцать тысяч сто двадцать рублей 30 копеек по учетным данным ————————————————— (сумма прописью) ————— Последний номер: приходного кассового ордера ¦ 1124 ¦ ————— ————— расходного кассового ордера ¦ 2345 ¦ —————

3.7. Ежегодная инвентаризация: содержание и порядок проведения

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечить достоверность данных учета и отчетности. Она способствует реализации контрольной функции учета, позволяя выявлять случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества (активов).

Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств силами специально созданной в организации комиссии. Различают два вида проверок: натуральную и документальную.

При натуральной (ее также называют вещественной) проверке определяется количество, взвешивание и обмер наблюдаемых объектов. Такого рода проверкам подвергаются, как правило, материально-производственные запасы, бланки документов строгой отчетности, основные средства и наличные денежные средства.

При документальной проверке наличие у организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности и др.) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

В составе документальной проверки иногда выделяют бухгалтерскую или книжную проверку, которая представляет собой сопоставление записей непосредственно в регистрах бухгалтерского учета (например, при инвентаризации сумм начисленной амортизации, оценочных резервов).

Обязательная ежегодная инвентаризация должна охватывать все без исключения виды имущества и обязательств. Нормативными актами предусмотрен специальный порядок ее проведения, по результатам инвентаризации уточняют данные бухгалтерского учета. Поэтому обязательную ежегодную инвентаризацию нельзя заменить какими-либо внешне схожими процедурами – внутренним или внешним аудитом, ревизией финансово-хозяйственной деятельности (хотя при незначительном объеме имущества и обязательств у организации обязанности инвентаризационной комиссии могут быть возложены на ревизионную комиссию).

Обязательная ежегодная инвентаризация имущества и обязательств организации должна быть начата не ранее 1 октября отчетного года и закончена до его завершения.

Ее основные этапы во взаимосвязи с функциями бухгалтерской службы в процессе инвентаризации приведены в табл. 4.

Таблица 4

Обязательная ежегодная инвентаризация начинается с даты, установленной приказом руководителя организации. Ответственность за проведение инвентаризации возлагается на постоянно действующую инвентаризационную комиссию. При значительном объеме имущества и обязательств по приказу руководителя организации могут быть созданы рабочие инвентаризационные комиссии. Их также целесообразно создавать, если организация имеет обособленные подразделения (филиалы и представительства) или ведет деятельность на обширной территории (в строительных организациях, на сельскохозяйственных предприятиях, в леспромхозах и т. д.). В нормативных документах нет прямого запрета на включение в состав комиссий представителей сторонних организаций (аудиторов, оценщиков, экспертов) для формирования экономически обоснованных и достоверных результатов инвентаризации. Приложением к приказу может быть план проведения инвентаризации, который определяет сроки окончания инвентаризации отдельных объектов и продолжительность каждого этапа, разграничивает обязанности между рабочими комиссиями.

На подготовительном этапе материально-ответственные лица передают комиссии приходные и расходные документы по отчетам (реестрам), которые служат бухгалтерии основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации. Полнота передачи первичных документов подтверждается расписками указанных лиц, а также держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей.

Организационно-методическая подготовка к проведению инвентаризации заключается в разработке внутренних нормативных документов – инструкций, правил и т. п., регламентирующих деятельность комиссий на каждом этапе.

Инструкции могут содержать:

• конкретные методики проведения инвентаризации, описание действий членов рабочих комиссий при проверке наличия и состояния отдельных объектов;

• порядок получения подтверждений учетных данных контрагентами – поставщиками, покупателями, банками, налоговыми органами и др.;

• порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий;

• типовые формы первичных учетных документов для оформления результатов инвентаризации, разработанные организацией самостоятельно.

Второй этап инвентаризации – это натуральная и документальная проверки фактического наличия имущества и обязательств. Их проводят комиссии коллегиально: отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Основной формой первичной документации для учета результатов натуральной инвентаризации является инвентаризационная опись, документальной – акт инвентаризации.

Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены 6 типов форм описи и 8 типовых форм акта. В настоящее время отсутствуют типовые формы (актов) инвентаризации финансовых вложений, безналичных денежных средств, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов и ряда других объектов, организации должны разрабатывать их самостоятельно, что снижает аналитичность учетной информации.

В описях (актах) не допускается оставлять незаполненные строки, в конце описи материально-ответственные лица должны расписаться, подтверждая факт проведения проверки в их присутствии, а также отсутствие претензий к членам комиссии и принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Натуральная и документальная проверки при обязательной ежегодной инвентаризации проводятся, как правило, сплошным методом. Этот процесс достаточно трудоемок, но действующие нормативные документы позволяют применять упрощенные способы инвентаризации лишь в немногих случаях. Например, допускается выборочная инвентаризация материальных ценностей, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщиков.

Таксировочный этап заключается во внесении в описи (акты) денежных оценок имущества и обязательств по данным первичных документов и бухгалтерского учета. На этом этапе не учитывается изменение стоимостных оценок, вызванное изменением физических, функциональных и иных свойств объектов инвентаризации. В табл. 5 приведен примерный перечень первичных документов и регистров бухгалтерского учета, содержащих данные об исторической оценке имущества и обязательств и используемых при заполнении соответствующих граф описей (актов) для журнально-ордерной формы учета (табл. 5).

Таблица 5. Документы, содержащие информацию о стоимости имущества и обязательств

* Унифицированные формы отсутствуют, документы разрабатываются организацией самостоятельно.

** Нумерация журналов-ордеров и ведомостей дана в соответствии с письмом Минфина России от 24 июня 1992 г. № 48.

*** При учете товарно-материальных запасов по учетным ценам.

**** В соответствии с приказом Минфина России от 15 января 1997 г. № 2.

Сравнительно-аналитический этап инвентаризации позволяет подтвердить существующие оценки объектов учета. Необходимость уточнения бухгалтерской оценки отдельных видов имущества и обязательств связана в первую очередь с выявленными расхождениями между значениями показателей по данным учета и фактическими их значениями, подтвержденными в ходе инвентаризации. Рассчитанные отклонения фиксируют непосредственно в актах инвентаризации либо при подведении итогов натуральной проверки в сличительных ведомостях. Кроме того, корректировка оценок возможна в случаях:

• изменения государственных регулируемых цен, когда оценка осуществляется по этим ценам (например, при установлении новых расчетных и отпускных цен на драгоценные камни);

• изменения курса иностранной валюты, если стоимость имущества или обязательств выражена в иностранной валюте;

• изменения величины дебиторской или кредиторской задолженности при использовании в расчетах условных денежных единиц;

• ухудшения качественных характеристик имущества организации (физический или моральный износ, снижение рыночных цен и т. д.);

• наличия в составе дебиторской задолженности сумм, получить которые в полном объеме невозможно из-за неплатежеспособности должников.

Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы их отражения в учете результатов инвентаризации. Здесь важно установить, имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определить размер этой ответственности, проанализировать возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности (путем перевода долга, бартерных операций и т. п.). По фактам образования излишков или недостач материальных ценностей необходимо получить подробные объяснения от ответственных лиц.

Предложения инвентаризационных комиссий по результатам выполнения сравнительно-аналитического этапа обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. На заключительном этапе инвентаризации ведомость подписывают руководитель и главный бухгалтер организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей заключительными оборотами за декабрь. Материалы работы комиссий передают в бухгалтерию организации, где их хранят не менее 5 лет.

В настоящее время существуют инвентаризации тех видов имущества и обязательств, по которым не разработаны унифицированные формы описей (актов).

Инвентаризация безналичных денежных средств

Проверка безналичных денежных средств заключается в сличении данных бухгалтерского учета и документально подтвержденных обслуживающими банками остатков денежных средств организации на расчетных, валютных и специальных счетах (аккредитивах, по расчетам чеками и т. п.), а также переводов в пути. Особенности использования каждого банковского счета организации, как правило, устанавливаются в договоре о его открытии. К таким особенностям относятся:

• вид банковского счета (рублевый, валютный);

• тип счета – специфика операций, осуществляемых по счету (текущие операции – расчетный счет, зачисление внешнеторговой выручки – транзитный валютный счет, формирование уставного капитала – накопительный счет и т. д.);

• пользователь счета – непосредственно организация, обособленное подразделение, конкретное должностное лицо;

• состояние счета на дату инвентаризации (функционирующие счета, заблокированные счета).

Данная информация должна отражаться в акте инвентаризации безналичных денежных средств (табл. 6).

Таблица 6. Рабочая таблица к акту инвентаризации безналичных денежных средств

Инвентаризация финансовых вложений

Натуральная проверка финансовых вложений возможна, если организация обладает ценными бумагами в документальной форме. Результат отражается в инвентаризационной описи. При инвентаризации остальных составляющих финансовых вложений возможна только документальная проверка, которую проводят по видам вложений (в разрезе видов ценных бумаг) и отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной стоимости и фактических затрат на приобретение, сроков погашения и общей суммы каждого вида вложений. Определенную сложность при проверке представляет сверка остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, с данными выписок организаций-депозитариев, осуществляющих учет наличия и движения ценных бумаг, принадлежащих организации. Это связано с тем, что депозитарии как профессиональные участники рынка ценных бумаг могут переоценивать принадлежащие клиентам ценные бумаги при изменении котировки на фондовой бирже, а непрофессиональные участники (инвесторы) должны вести учет по фактическим затратам на приобретение ценных бумаг. Поэтому стоимостная оценка объектов у организации и депозитария будет различаться. В связи с этим необходима сверка данных о количестве ценных бумаг на хранение. Для этого целесообразно составить рабочую таблицу к акту инвентаризации финансовых вложений (табл. 7).

Таблица 7. Рабочая таблица к акту инвентаризации финансовых вложений

Инвентаризация капитальных вложений

Особенность инвентаризации данного вида имущества связана с тем, что на счете 08 «Капитальные вложения» учитывают затраты на создание (приобретение) разнородных объектов бухгалтерского учета – основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг. Поэтому инвентаризацию такого имущества нужно проводить по направлениям:

• строительство объектов основных средств;

• приобретение объектов основных средств;

• приобретение нематериальных активов;

• приобретение ценных бумаг.

Чтобы получить достоверные данные, необходимо провести как натуральную проверку возводимых объектов, так и документальную проверку затрат на строительство.

В акте отражается наличие каждого строящегося объекта и фактически выполненный объем строительно-монтажных работ, который, как правило, определяется с использованием контрольного обмера. Результат контрольного обмера сопоставляют с данными проектно-сметной документации, справок о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3), а также общего журнала учета работ (ф. № КС-6), который ведет производитель строительных работ.

В качестве первичного документа для оформления результатов инвентаризации незавершенного строительства может быть использован акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (ф. № ИНВ-10) с незначительными текстовыми изменениями.

Инвентаризация вложений в отдельные объекты основных средств сопряжена как с проверкой их наличия и состояния, так и с определением степени готовности к эксплуатации. Если объект фактически принят в эксплуатацию, но продолжает числиться на субсчете 08-4 «Приобретение объектов основных средств», у организации, с одной стороны, возникает неучтенный объект обложения налогом на имущество с момента реального ввода его в эксплуатацию, с другой – занижается себестоимость из-за отсутствия амортизационных отчислений по данному объекту.

В то же время, поскольку единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, который может представлять собой обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, возможно наличие в составе капитальных вложений объектов, способных к самостоятельному выполнению определенных функций, но предназначенных для включения в создаваемый комплекс. Потенциальная готовность к эксплуатации таких объектов не является причиной для их зачисления в состав основных средств.

При выявлении объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна вносить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Указанные выше особенности должны быть отражены в акте инвентаризации капитальных вложений в приобретение отдельных объектов основных средств (табл. 8).

Таблица 8. Рабочая таблица к акту инвентаризации капитальных вложений в приобретение отдельных объектов основных средств

Наличие у организации остатка по субсчету 08-5 «Приобретение нематериальных активов» обычно связано с неоконченным процессом оформления имущественных прав на конкретный объект в соответствии с требованиями действующего законодательства. Например, организация разработала (самостоятельно или с привлечением исполнителя) товарный знак. Затраты на его разработку учитывают на субсчете 08-5 до получении свидетельства о регистрации товарного знака в Российском агентстве по патентам и товарным знакам. Причина невозможности отразить фактические затраты на приобретение объектов нематериальных активов непосредственно на счете 04 «Нематериальные активы» должна быть указана в акте инвентаризации (табл. 9).

Таблица 9. Рабочая таблица к акту инвентаризации капитальных вложений в приобретение нематериальных активов

При инвентаризации затрат на приобретение ценных бумаг нужно убедиться в правильности и полноте их формирования, выявить расхождения между данными бухгалтерского учета и документами, подтверждающими эти затраты. Расхождения возможны как из-за несовпадения стоимостных оценок (количественных данных) по операциям с ценными бумагами, так и ошибочного отнесения затрат на другие объекты. Для оформления результатов инвентаризации этих затрат нецелесообразно использовать форму акта, применяемую при инвентаризации финансовых вложений, дополнив ее сведениями о продавцах ценных бумаг и реквизитами соответствующих договоров.

Инвентаризация оценочных резервов и резервов предстоящих расходов и платежей

При инвентаризации этого вида обязательств необходимо проверять операции как по начислению, так и по использованию резервов. При этом проводится бухгалтерская проверка использования резервов.

Примерные формы рабочей таблицы к акту инвентаризации оценочных резервов и резервов предстоящих расходов и платежей приведены в табл. 10.

Таблица 10. Рабочая таблица к акту инвентаризации оценочных резервов и резервов предстоящих расходов и платежей

Расчет резервов по сомнительной дебиторской задолженности сочетается с инвентаризацией расчетов с дебиторами. Поскольку резерв сомнительных долгов создается на основе инвентаризации дебиторской задолженности, то целесообразно в акте инвентаризации расчетов с дебиторами фиксировать сомнительную задолженность непосредственно в ходе проверки (табл. 11).

Инвентаризация призвана обеспечить отражение в бухгалтерском балансе только действительно имеющихся в наличии объектов, а не учтенных на счетах, но отсутствующих при проверке. Однако при списании отсутствующего и оприходовании ранее не учтенного имущества следует проявлять осторожность, поскольку выявление объекта, по которому в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют данные, не может служить достаточным основанием для постановки его на баланс. В данном случае организации нужно руководствоваться порядком приобретения права собственности на бесхозяйные вещи. И наоборот, сам по себе факт отсутствия какого-либо объекта (например, в результате хищения) не ведет к утрате организацией права собственности на этот объект.

Таблица 11. Рабочая таблица к акту инвентаризации расчетов с дебиторами

Если по результатам инвентаризации выявлен излишек имущества, учитываемого на счетах, у организации возникает дополнительный объект обложения налогом на имущество. Несмотря на то что результаты обязательной ежегодной инвентаризации отражаются в балансе на первое января, по мнению налоговых органов, базу для расчета налога на имущество необходимо увеличить с даты, когда указанное имущество должно было быть учтено в регистрах бухгалтерского учета и отражено в активе баланса. Если эта дата может быть установлена по данным первичных документов, то при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым отчетным периодам, в текущем отчетном периоде проводится перерасчет налоговых обязательств за время с момента совершения ошибки. И только если конкретный период, в котором должно было быть оприходовано имущество, определить невозможно, обязательства по уплате налога возникают у организации в текущем отчетном периоде.

Стоимость основных средств, материалов, пришедших в негодность, не уменьшает налоговую базу по налогу на имущество до периода, в котором будет документально оформлено их списание, т. е. указание в описях на невозможность дальнейшего использования имущества по назначению не может служить основанием для исключения этого имущества из состава объекта налогообложения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >