Инвентаризация в бюджетном учреждении

Содержание

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация проводится в несколько этапов.

Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии

Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

  • представители администрации организации;

  • работники бухгалтерской службы (например, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по отдельному участнику);

  • другие специалисты (работники технических (например, инженер), финансовых (например, руководитель финансового отдела), юридических (например, юрист) и других служб).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

В комиссию должны входить как минимум два человека.

Помимо состава инвентаризационной комиссии, в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства.

После утверждения приказа генеральным директором этот документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.

Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который может составляться по форме N ИНВ-23 (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы.

Полученные документы заверяются председателем инвентаризационной комиссии с указанием «до инвентаризации на «__» __________ 201_ г.», что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 3. Получение расписки от материально ответственных лиц

Расписка, оформляемая материально ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в день проверки и подтверждает факт того, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы материально ответственным лицом в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны.

Шаг 4. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств

Инвентаризационная комиссия определяет:

  • наименования и количество имущества (ОС, МПЗ, денежные средства в кассе, документарные ценные бумаги), имеющегося в организации, в том числе арендованного имущества, – путем натурального подсчета (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации). Одновременно с этим проверяется состояние этих объектов (могут ли они использоваться по назначению);

  • виды активов, не имеющих материально-вещественной формы (например, НМА, финансовые вложения), – путем сверки документов, подтверждающих права организации на эти активы (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

  • состав дебиторской и кредиторской задолженности – путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации).

Полученные данные инвентаризационные комиссия заносит в инвентаризационные описи (акты). После этого материально ответственные лица в инвентаризационных описях (актах) должны расписаться в том, что они присутствовали при проведении инвентаризации (п. п. 2.4, 2.5, 2.9 — 2.11 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 5. Сверка данных в инвентаризационных описях (актах) с данными бухгалтерского учета

После этого полученные данные в инвентаризационных описях (актах) сверяются с данными бухгалтерского учета.

Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, тогда оформляется сличительная ведомость, в которой указывают расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ее составляют только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.

Для оформления проведения и результатов инвентаризации можно использовать следующие формы документов:

  • по ОС – Инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1) и Сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18);

  • по МПЗ – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4) и Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19);

  • по расходам будущих периодов – Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11);

  • по кассе – Акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15);

  • по ценным бумагам и БСО – Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);

  • по расчетам с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами – Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).

Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией

Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.

Если по итогам инвентаризации расхождений не выявлено, этот факт также следует отразить в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации.

С этой целью может применяться унифицированная форма N ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учете (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации).

Протокол заседания инвентаризационной комиссии вместе с ведомостью учета результатов представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации

Инвентаризационная комиссия представляет руководителю организации протокол заседания инвентаризационной комиссии и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

К указанным документам могут прилагаться сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).

После рассмотрения документов руководитель организации принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией.

После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу.

Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета следует отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В случае годовой инвентаризации указанные результаты должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

При выявлении в результате инвентаризации имущества, которое не подлежит дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием и (или) порчей, такое имущество подлежит списанию с учета.

Также с балансового учета списывается задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Выявлена недостача

В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона о бухучете).

Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н).

Проводки будут такие.

Проводка

Операция

Д 94 — К 10 (41, 43)

Списана стоимость утраченного имущества

Д 20 (25, 26, 44) — К 94

Списана недостача в пределах норм естественной убыли

Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н):

  • если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, – взыскивается с этого лица;

  • если лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено, – списывается в прочие расходы.

Проводка

Операция

Д 94 — К 01 (10, 41, 43, 50)

Списана стоимость утраченного имущества

Д 73 (76) — К 94

Стоимость недостач отнесена на виновных лиц

Дт 50 (51, 70) — К 73 (76)

Стоимость недостач взыскана с виновного лица

Д 91 — К 94

Сверхнормативная недостача списана в расходы

Для целей налога на прибыль стоимость приобретения недостающих МПЗ учитывается в материальных расходах в периоде выявления недостачи в пределах утвержденных норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Порядок учета недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) зависит от ситуации.

Ситуация 1. Лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено. В этом случае стоимость недостач учитывается в расходах на одну из следующих дат (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ):

  • или признания виновным суммы ущерба (например, на дату заключения с работником соглашения о добровольном возмещении ущерба);

  • или вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.

Одновременно в доходах надо учесть сумму ущерба, признанную виновным или присужденную судом (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Ситуация 2. Лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено. Тогда стоимость недостач учитывается в расходах на дату составления одного из следующих документов (пп. 5, 6 п. 2 ст. 265 НК РФ):

  • или постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

  • или документа компетентного органа, подтверждающего, что недостача вызвана чрезвычайным происшествием.

Например, при пожаре такими документами будут справка из органов противопожарной службы (МЧС), акт о пожаре и протокол осмотра места происшествия.

Зачем нужна постоянно действующая комиссия

Любая комиссия — временная или постоянно действующая — создается при руководителе компании и представляет собой коллегиальный совещательный орган.

«Коллегиальный» означает, что в его состав входит несколько человек, которые являются коллегами, т. е. сотрудниками одной и той же компании.

«Совещательный» значит, что этот орган не принимает никаких решений и советует руководителю, как поступить в той или иной ситуации.

Все виды комиссий создаются приказом по основной деятельности. Временные — на конкретный срок, постоянно действующие — на неопределенный.

И временная, и постоянная комиссии имеют правление: председателя и секретаря.

Деятельность постоянно действующего органа регулируется положением, например, Положением об инвентаризационной комиссии или Положением о постоянно действующей комиссии по списанию материальных ценностей.

Постоянно действующая комиссия по своему статусу приравниваются к комитету или совету. Члены коллегиального органа собираются для решения конкретных задач. Таким задачами могут стать аттестация сотрудников, инвентаризация, списание материальных ценностей, расследование несчастного случая и т. д.

Кого можно включать в состав постоянно действующей комиссии

В состав постоянно действующей комиссии включаются сотрудники компании, связанные с задачами, которые будет решать этот орган. Сотрудники должны иметь необходимое образование, квалификацию и опыт. Как правило, это специалисты высокого уровня, имеющие авторитет у коллег и руководства.

Иногда к участию в заседаниях совещательного органа привлекают сторонних экспертов. Например, в случаях, когда вопросы касаются нового оборудования, высоких технологий или специфических объектов.

Председатель постоянно действующей комиссии составляет план работы, несет ответственность за проведение мероприятий.

Секретарь органа отвечает за документационное обеспечение деятельности.

Каждый специалист, включенный в состав комиссии, должен быть упомянут в приказе руководителя о создании этого органа.

Еще о комиссии читайте на сайте «PRO-Делопроизводство»

  • Приказ о назначении комиссии
  • Экспертная комиссия в организации
  • Организационно-распорядительные документы: приказываем и распоряжаемся грамотно

Кто составляет приказ

Текст приказа о постоянно действующей комиссии составляет секретарь организации. Приказ утверждает и подписывает руководитель организации. Без подписи приказ не будет обладать юридической силой.

Можно ли обойтись без приказа

Иногда руководители организаций недооценивают роль этого совещательного органа. Они полагают, что устного распоряжения о создании постоянно действующей комиссии достаточно и можно обойтись без издания специального приказа.

Это приведет к тому, что решения постоянно действующей комиссии утратят легитимность.

Работу комиссии оценивают проверяющие органы разных ведомств — налоговой службы или трудовой инспекции. Незаконная деятельность избранного органа приведет к штрафным санкциям.

Важно не только документально оформить работу коллегиального органа, но контролировать ее на всех этапах.

Основание и обоснование для приказа

Любой распорядительный документ по основной деятельности имеет основание и обоснование. Основание — это ссылка на документ или нормативный акт, инициирующий издание распоряжения. Обоснование — объективная причина для его издания.

Основание для приказа о создании постоянно действующей комиссии — ссылка на законодательную норму, которая регламентирует деятельность коллегиальных органов данного типа. Например, приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии может начинаться так:

В соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Причиной создания постоянно действующей инвентаризационной комиссии может стать:

…в целях проведения инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств в 2018 году.

Как составить приказ о создании комиссии

Унифицированные формы первичных кадровых и бухгалтерских документов, обязательные к применению до 2013 года, в 2018 году отменены. По этой причине форма приказа о назначении постоянно действующей комиссии разрабатывается каждой компанией самостоятельно.

Документ составляют либо в произвольной форме, либо по шаблону, утвержденному локальным нормативным актом компании.

Каждый распорядительный документ содержит ряд обязательных реквизитов:

  • Регистрационный номер.
  • Дата и место издания.
  • Название компании, в которой он издан.
  • Заголовок документа. Например: «Приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии».
  • Ссылка на норму закона, ставшую основанием издания.
  • Обоснование.
  • Список членов комиссии.
  • Ссылка на Положение о постоянно действующей комиссии.
  • Инструкция для членов комиссии или ссылка на нее.
  • Сведения об ответственном за исполнение приказа.

Читайте о приказе о создании комиссии в электронном журнале «Справочник секретаря и офис-менеджера»

  • Как хранить приложения к приказам?
  • Как работать с приказами в организации: по материалам вебинара
  • Как создать шаблон распорядительного документа в MS Word

Правила составления текста

  1. Преамбула или констатирующая часть. Здесь приводятся основание и обоснование распорядительного документа, о которых мы уже говорили. Примеры обоснования:

В целях проведения инвентаризации имущества…
Во исполнение приказа ООО «Темп» от 23.04.2018 №4897 для проведения экспертизы ценности документов…
В целях предупреждения производственного травматизма..

  1. Распорядительная часть. В первом пункте после слова «приказываю» следует управленческое решение. Например: «создать постоянно действующую комиссию по инвентаризации» и сразу приводится ее состав.

Перечень членов комиссии следует начинать с правления: председателя и секретаря.

Формат пунктов перечня следующий: должность сотрудника, ФИО, статус в органе (председатель, секретарь, член комиссии). Срок действия в данном случае не указывается. Иногда приводят дату начала работы коллегиального органа. Если ее не указать, то такой датой считается дата издания приказа.

  1. Решение об утверждении Положения о комиссии.
  2. Утверждение Инструкции для членов комиссии. Текст инструкции может быть включен в приказ в форме заданий, которые получают участники, а может быть оформлен в виде ссылки на соответствующий документ.
  3. Ответственный за исполнение приказа. Это может быть должностное лицо компании (например, заместитель руководителя по охране труда) или сам руководитель:

Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Образец приказа о создании постоянно действующей комиссии:

Рис. 1. Приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии

Как оформить приказ о создании постоянно действующей комиссии

В 2018 году законодательство не предъявляет единых требований к составлению и оформлению бланка приказа о создании постоянно действующей комиссии. Допускается его оформление и в печатном, и рукописном виде.

Чаще всего документ оформляется на фирменном бланке организации, но это не является обязательным требованием. Его можно составить на стандартном листе формата А4.

Главное требование к оформлению — наличие подписи руководителя организации или заместителя, если он имеет полномочия действовать от имени руководства.

С 2016 года наличие оттиска основной печати организации не является обязательным требованием для оформления распорядительных документов юридических лиц. Однако такая норма может быть прописана в локальном нормативном акте компании. В этом случае документ заверяется оттиском печати.

Приказ издается в одном экземпляре и регистрируется в журнале учета внутренней документации компании.

Вывод

Постоянно действующая комиссия создается на неопределенный срок. Деятельность органа регулируется Положением о комиссии. Комиссия создается приказом руководителя организации. Наличие приказа обязательно, в противном случае деятельность комиссии будет признана незаконной. Форма приказа является свободной.

Инвентаризация продуктов питания в ЛПУ

Минздравсоцразвития в 2007 г. утвердило Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации (далее — Отраслевые особенности). С этого времени в бюджетной сфере произошли многочисленные изменения: например, государственные (муниципальные) учреждения изменили свой статус и стали бюджетными, казенными и автономными. В связи с этим Минфин разработал инструкции для каждого из указанных типов учреждений.

Рассмотрим, как в свете проводимой бюджетной реформы осуществлять инвентаризацию продуктов питания в ЛПУ казенного и бюджетного типов (далее — учреждения).

Прежде всего следует сказать, что Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, не утратили силу и учреждения вправе руководствоваться ими. Однако в данном документе приведены общие рекомендации по проведению инвентаризации товарно-материальных ценностей. Нас же интересует инвентаризация продуктов питания, которая, как известно, имеет свою специфику.

Во вступлении к статье уже говорилось об Отраслевых особенностях. В частности, в п. 25.4 Отраслевых особенностей приведены рекомендации по отражению в учете результатов инвентаризации продуктов питания. По мнению автора, данный документ не противоречит действующему законодательству в части проведения инвентаризации продуктов питания. Однако при его применении следует помнить о том, что особенности бюджетного и бухгалтерского учета регулируются новыми документами: для медицинских бюджетных учреждений утверждена Инструкция N 174н <1>, а для казенных учреждений здравоохранения — Инструкция N 162н <2>.

<1> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Инвентаризация продуктов питания: рекомендации Минздравсоцразвития

Согласно п. 25.4 Отраслевых особенностей порядок и сроки проведения инвентаризации продуктов питания определяются руководителем учреждения здравоохранения, за исключением тех случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.

Соответствующее решение может быть оформлено либо отдельным приказом (распоряжением) по учреждению, либо в организационной части ведомственного порядка реализации положений государственной учетной политики.

В распорядительном документе о проведении инвентаризации устанавливаются случаи проведения инвентаризаций, их сроки (продолжительность), состав инвентаризационной комиссии, степень охвата объектов учета (полная или выборочная инвентаризация), непосредственно порядок проведения инвентаризации (методика, используемые формы, порядок взвешивания, обмеривания, выявления разниц и т.п.).

Инвентаризацию продуктов (сырья) и готовых изделий на предприятиях общественного питания рекомендуется проводить в следующие сроки:

  • в кладовых — не реже одного раза в квартал;
  • на кухнях — не реже одного раза в месяц;
  • в буфетах — не реже двух раз в квартал.

Внеплановые инвентаризации оформляются локальным распорядительным документом по учреждению здравоохранения.

Инвентаризационная комиссия перед проверкой фактического наличия продуктов питания пломбирует подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы, проверяет исправность всех весов и измерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения. Весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность взвешивания.

При проведении инвентаризации на кухне учреждения здравоохранения до начала проверки фактического наличия продуктов питания необходимо получить ежедневный отчет о движении продуктов и тары на кухне по типовой форме N ОП-14 «Ведомость учета движения продуктов и тары на кухне (товарный отчет)» <3>.

<3> Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании, утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все документы по приходу и расходу продуктов питания, приложенные к отчетам материально ответственных лиц, с указанием слов «До инвентаризации на… (дата)», что служит бухгалтерии основанием для определения остатков продуктов питания к началу инвентаризации по учетным данным.

Проверка фактического наличия продуктов питания производится при участии материально ответственных лиц путем обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания продуктов.

Обратите внимание! Не допускается производить записи со слов ответственных за хранение продуктов питания лиц или на основании представленных ими оправдательных документов (п. 25.4 Отраслевых особенностей).

Количество продуктов питания, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части продуктов.

Определение веса (объема) навалочных товаров (наливных продуктов) допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

Тара инвентаризуется одновременно с продуктами питания и готовыми изделиями.

Остатки готовой продукции (блюд) на сырье не пересчитываются. Вес порций готовых блюд должен соответствовать нормам выхода готовой продукции.

Естественная убыль и пересортица. Следует учитывать, что естественная убыль продуктов питания в пределах установленных норм определяется после зачета недостач излишками по пересортице.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, разница рассматривается как недостача сверх норм естественной убыли и списывается на финансовый результат учреждения здравоохранения.

Зачет излишков и недостач. Инвентаризационная комиссия готовит предложения о проведении зачета излишков и недостач в результате пересортицы. Предложения представляются на рассмотрение руководителю учреждения здравоохранения.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения:

  • за один и тот же проверяемый период;
  • у одного и того же проверяемого лица;
  • в отношении продуктов питания одного и того же наименования и в равных количествах.

К сведению. При определении продуктов питания одного и того же наименования рекомендуется использовать термины, предусмотренные Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденным Постановлением Госкомстата России от 30.12.1993 N 301.

В случае когда после зачета по пересортице выявлена недостача продуктов питания, нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию продукта, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

Если при зачете недостач продуктов питания излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница относится на виновных лиц и отражается в учете в общеустановленном порядке.

В случае если после проведения зачета по пересортице образуется излишек продуктов питания, он принимается к учету по текущей рыночной стоимости в общеустановленном порядке.

Изменения в аналитическом учете продуктов питания. На основании решения о взаимном зачете продуктов питания следует внести изменения в аналитический учет продуктов питания по месту хранения у материально ответственного лица в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042) согласно Указаниям N 173н <4> (далее — Книга (ф. 0504042)). В данном документе разъяснено, что эта форма применяется для учета в местах хранения материальных ценностей лицами, ответственными за их сохранность.

<4> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Учет в Книге (ф. 0504042) ведется материально ответственными лицами по наименованиям, сортам и количеству продуктов питания с использованием отдельных страниц по каждому наименованию объекта учета.

Учреждение должно систематически осуществлять контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе (в местах хранения), а также производить сверку данных по счетам бухгалтерского учета материальных запасов с записями, которые ведут материально ответственные лица по местам хранения материальных ценностей.

О результатах проверок должны быть сделаны соответствующие записи на отведенной для этого странице в конце Книги (ф. 0504042).

При ограниченном объеме наименований материальных ценностей материально ответственные лица вправе вести учет наличия материальных ценностей и операций по их поступлению и выбытию в Карточке учета материальных ценностей (ф. 0504043).

Документальное оформление инвентаризации продуктов питания

Инвентаризационная опись. Результаты инвентаризации продуктов питания отражаются в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее — Инвентаризационная опись (ф. 0504087)) (п. 25.4 Отраслевых особенностей).

Согласно Указаниям N 173н в Инвентаризационной описи (ф. 0504087) расхождения выявляются путем сопоставления фактического наличия продуктов питания с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризационная опись (ф. 0504087) составляется комиссией учреждения по материально ответственным лицам с указанием места проведения инвентаризации распиской материально ответственного лица. В ней отражаются наименование и код объекта учета, инвентарный номер, единица измерения, сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество), сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма), сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам — количество и сумма).

Инвентаризационная опись (ф. 0504087) подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.

В свою очередь, в п. 25.4 Отраслевых особенностей разъяснено, что сведения о наличии продуктов питания заносятся в Инвентаризационную опись (ф. 0504087) по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т.д.).

Тара заносится в опись по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

При выявлении пересортицы продуктов питания недостача одних отражается по одной строке описи, а излишек других — по другой строке описи.

При оформлении Инвентаризационной описи (ф. 0504087) неиспользованные продукты и сырье записываются по массе, полуфабрикаты при этом включаются в опись в пересчете на продукты, израсходованные на их приготовление, по сборнику рецептур блюд.

Ведомость расхождений. Установленные в процессе инвентаризации расхождения между фактическим наличием продуктов питания и данными бюджетного учета фиксируются в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (далее — Ведомость расхождений (ф. 0504092)) по каждому объекту учета в количественном и суммовом выражении.

Если по предложению инвентаризационной комиссии руководитель учреждения здравоохранения принимает решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате пересортицы, результаты инвентаризации отражаются в Ведомости расхождений (ф. 0504092) с учетом зачета по пересортице.

Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Указаниями N 173н установлено, что Ведомость расхождений (ф. 0504092) является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Он оформляется комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя учреждения, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения.

Отражение в учете результатов инвентаризации продуктов питания

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 220 Инструкции N 157н <5>). Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 31 Инструкции N 157н).

<5> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Приведем бухгалтерские записи по отражению в бюджетном и бухгалтерском учете результатов инвентаризации продуктов питания.

Казенные учреждения здравоохранения Бюджетные учреждения здравоохранения
Дебет Кредит Дебет Кредит
Оприходование излишков (неучтенных) продуктов питания, выявленных при
инвентаризации (п. 23 Инструкции N 162н, п. 34 Инструкции N 174н)
0 105 32 340 0 401 10 180 0 105 22 340
0 105 32 340
0 401 10 180
Списание продуктов питания в объеме норм естественной убыли
(п. 26 Инструкции N 162н, п. 37 Инструкции N 174н)
0 401 20 272
0 106 34 340
0 109 61 272
0 109 71 272
0 109 81 272
0 109 91 272
0 105 32 440 0 401 20 272
0 109 60 272
0 109 70 272
0 109 80 272
0 109 90 272
0 105 22 440
0 105 32 440
Списание продуктов питания при выявлении недостач, хищений
(п. 26 Инструкции N 162н, п. 37 Инструкции N 174н)
0 401 10 172 0 105 32 440 0 401 10 172 0 105 22 440
0 105 32 440
Отнесение сумм выявленных недостач продуктов питания на виновных лиц
(п. 86 Инструкции N 162н, п. 109 Инструкции N 174н)
0 209 74 560 0 401 10 172 0 209 74 560 0 401 10 172
Суммы, списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц, их
уточнениями решениями судов, а также в связи с возмещением ущерба
виновными лицами в натуральной форме (п. 86 Инструкции N 162н,
п. 110 Инструкции N 174н)
0 401 10 172 0 209 74 660 0 401 10 172 0 209 74 660
Принятие к учету материальных запасов, поступивших в натуральной форме
при возмещении ущерба виновным лицом (п. 23 Инструкции N 162н,
п. 34 Инструкции N 174н)
0 105 31 340 —
0 105 36 340
0 401 10 172 0 105 21 340 —
0 105 27 340,
0 105 31 340 —
0 105 38 340
0 401 10 172
Поступление сумм в возмещение ущерба, причиненного учреждению виновным
лицом (п. 86 Инструкции N 162н, п. 110 Инструкции N 174н)
0 209 74 560 0 201 11 510
0 201 21 510
0 201 34 510
0 210 02 410
0 210 02 420
0 210 02 430
0 210 02 440
0 210 02 130
0 210 02 620
0 209 74 560 0 201 11 510
0 201 34 510

Пример 1. В бюджетном ЛПУ в ходе проведения инвентаризации продуктов питания, приобретенных за счет средств от приносящей доход деятельности, была выявлена недостача муки в количестве 5 кг на сумму 130 руб. Естественная убыль потери составила 1,5 кг. Фактическая стоимость 1 кг муки — 26 руб., рыночная стоимость — 29 руб. Виновным в недостаче лицом был признан кладовщик, он возместил сумму недостачи денежными средствами в кассу.

Кроме того, было выявлено 10 кг неучтенного картофеля, его рыночная цена — 18,5 руб.

Затраты по списанию материальных запасов признаются учреждением прямыми расходами и относятся на себестоимость оказываемых услуг. Продукты питания в учреждении относятся к иному движимому имуществу.

В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими проводками:

>Кто может быть материально ответственным лицом в бюджетном учреждении

Discovered

277 Кодекса, Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Установленный в статье 243 Кодекса перечень случаев полной материальной ответственности является исчерпывающим, т.е. он не может быть расширен ни в локальных правовых актах организации, ни в трудовых договорах и соглашениях, заключаемых с работниками.

При решении вопроса о материальной ответственности работника за причиненный ущерб на основании федерального закона необходимо проверить, за какой вид ущерба установлена такая ответственность работника и относится ли он к категории лиц, которые предусмотрены в соответствующем законе. Обязанность этих работников возместить ущерб в полном размере на основании федерального закона наступает независимо от заключения с ними письменного договора о полной материальной ответственности. Например, в соответствии с Федеральным законом «О связи” от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ, операторы связи несут имущественную ответственность за утрату, повреждение ценного почтового отправления, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной ценности.

Основанием для полной материальной ответственности не могут быть приказы, инструкции, положения и другие документы министерств и ведомств.

Что касается договоров о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, они могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. № 823 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности», Минтруд России постановлением от 31 декабря 2002 г. № 85 утвердил Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества; Типовую форму договора о полной индивидуальной материальной ответственности; Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного ответственности; Типовую форму договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

В Перечень должностей включены:

— кассиры, контролеры, кассиры-контролеры (в том числе старшие), а также другие работники, выполняющие обязанности кассиров (контро­леров);

— руководители, их заместители, специалисты и иные работники, осуществляющие депозитарную деятельность; экспертизу, проверку подлинности и иную проверку, а также уничтожение в установленном порядке денежных знаков, ценных бумаг, эмитированных кредитной или иной финансовой организацией и/или Минфином России бланков; операции по купле, продаже, разрешению на оплату и иным формам и видам оборота денежных знаков, ценных бумаг, драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов и иных валютных ценностей; операции с денежной наличностью при обслуживании банкоматов и обслуживание клиентов, имеющих индивидуальные сейфы в хранилище, учет и хранение ценностей и иного имущества клиентов в хранилище; операции по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению банковских, кредитных, дисконтных карт, кассовому и иному финансовому обслуживанию клиентов, по подсчету, пересчету или формированию денежной наличности и валютных ценностей; инкассаторские функции и перевозку (транспортировку) денежных средств и иных ценностей (в том числе водители-инкассаторы), а также иные работники, выполняющие аналогичные функции;

— директоры, заведующие, администраторы (в том числе старшие, главные), другие руководители организаций и подразделений (в том числе секций, приемных пунктов, отделов, залов) торговли, общественного питания, бытового обслуживания, гостиниц (кемпингов, мотелей), их заместители, помощники, продавцы,

товароведы всех специализаций (в том числе старшие, главные), а также иные работники, выполняющие аналогичные функции; начальники (руководители) строительных и монтажных цехов, участков и иных строительно-монтажных подразделений, производители работ и мастера (в том числе старшие, главные) строительных и монтажных работ;

— заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения, других организаций и подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители; заведующие хозяйством, коменданты зданий и иных сооружений, кладовщики, кастелянши; старшие медицинские сестры организаций здравоохранения; агенты по заготовке и/или снабжению, экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей;

— заведующие и иные руководители аптечных и иных фармацев­тических организаций, отделов, пунктов и иных подразделений, их заместители, провизоры, технологи, фармацевты;

— лаборанты, методисты кафедр, деканатов, заведующие секторами библиотек.

Наряду с перечнем должностей, замещаемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной ответственности за недостачу вверенного имущества, Минтруд России утвердил перечень работ, выполнение которых непосредственно связано с обслуживанием товарно-материальных ценностей и дает основание для заключения таких договоров. Данный Перечень включает следующие виды работ:

— по приему и выплате всех видов платежей; по расчетам при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг (в том числе не через кассу, через кассу, без кассы через продавца, через официанта или иного лица, ответственно­го за осуществление расчетов); по обслуживанию торговых и денежных автома­тов; по изготовлению и хранению всех видов билетов, талонов, абонементов (включая абонементы и талоны на отпуск пиши (продуктов питания) и других знаков (документов), предназначенных для расчетов за услуги;

— связанные с осуществлением депозитарной деятельности; эксперти­зы, проверки подлинности и иной проверки, а также уничтожения в установленном порядке денежных знаков, ценных бумаг, эмитированных кредитной или иной финансовой организацией и/или Минфином России бланков; операций по купле, продаже, разрешению на оплату и иных форм и видов оборота денежных знаков, ценных бумаг, драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов и иных валютных ценностей; операций с денежной наличностью при обслуживании банкоматов и обслуживанием клиентов, имею­щих индивидуальные сейфы в хранилище, учетом и хранением ценностей и иного имущества клиентов в хранилище; операций по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению банковских, кредитных, дисконтных карт, кассовому и иному финансовому обслуживанию клиентов, по подсчету, пересчету или формированию денежной наличности и валютных ценностей; инкассаторских функций и перевозкой (транспортировкой) денежных средств и иных ценностей;

— по купле (приему), продаже (торговле, отпуску, реализации) услуг, товаров (продукции), подготовке их к продаже (торговле, отпуску, реализации);

— по приему на хранение, обработке (изготовлению), хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей на складах, базах, в кладовых, пунктах, отделениях, на участках, в других организациях и подразделениях; по выдаче (приему) материальных ценностей лицам, находящимся в санаторно-курортных и других лечебно-профилактических организациях, пансионатах, кемпингах, моте­лях, домах отдыха, гостиницах, общежитиях, комнатах отдыха на транспорте, детских организациях, спортивно-оздоровительных и туристских организациях, в образовательных организациях, а также пассажирам всех видов транспорта; по экипировке пассажирских судов, вагонов и самолетов;

— по приему от населения предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей на хранение, в ремонт и для выполнения иных операций, связанных с изготовлением, восстановлением или улучшением качества этих предметов (ценностей), их хранению и выполнению других операций с ними; по выдаче на прокат населению предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей;

— по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровож­дению), выдаче (сдаче);

— по покупке, продаже, обмену, перевозке, доставке, пересылке, хранению, обработке и применению в процессе производства драгоценных и полудрагоценных металлов, камней, синтетического корунда и иных материалов, а также изделий из них;

— по выращиванию, откорму, содержанию и разведению сельскохозяй­ственных и других животных;

— по изготовлению, переработке, транспортировке, хранению, учету и контролю, реализации (покупке, продаже, поставке) ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, других химических веществ, бактериологичес­ких материалов, оружия, боеприпасов, комплектующих к ним, взрывчатых веществ и другой продукции (товаров), запрещенных или ограниченных к свободному обороту.

Перечень должностей имеет межотраслевое значение. Поэтому, например, с заведующими магазинами и их заместителями может быть заключен договор о полной материальной ответственности независимо от ведомственной принадлежности торгового предприятия. Однако указанный договор не может быть заключен, например, со старшей медицинской сестрой или заведующим аптекой, работающими в учреждениях и организациях социального обеспечения.

Включенные в перечень категории работников и виды работ расширительному толкованию не подлежат. Поэтому нельзя, например, заключить указанный договор с дежурным по гостинице, бригадиром уборщиц столовой и т.п.

Перечень должностей и работ толкованию не подлежит. При совмещении профессий (должностей) договор может быть заключен с работником, если в перечне предусмотрены основная или совмещенная профессия (должность).

Работник, заключивший с предприятием договор об индивидуальной ответственности, несет полную ответственность за обеспечение сохранности тех ценностей, которые он лично получил по накладной или иному бухгалтерскому документу, несмотря на то, что в некоторых случаях к указанным ценностям имеют доступ и другие лица.

Опубликовано на сайте rg.ru 13 августа 2008 г.

Категория: Налоги

Бухгалтер материального стола Бухгалтер материального стола. Должностная инструкция.

Должностная инструкция бухгалтера материального стола

4.3. Складской учет материалов и отчетность материально ответственных лиц

Снятие с учета автомобиля физическим лицом

Для чего может потребоваться выписка из домовой книги и где ее можно получить?

МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО

Перечисляются должности и работы, замещаемые или выполняемые работниками, с которыми могут быть заключены письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества. Утверждена типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности.

Также перечисляются работы, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества. Утверждена типовая форма договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности. Установлено, что при смене руководителя коллектива (бригадира) или при выбытии из коллектива (бригады) более 50% от его первоначального состава указанный договор должен быть перезаключен.

Постановление Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2003 г.

Регистрационный N 4171

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 8 февраля 2003 г. N 25, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 12 февраля 2003 г. N 5, в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 6 марта 2003 г. N 5, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2003 г., N 2, в журнале «Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов», февраль 2003 г., N 9, в приложении к «Российской газете» — «Новые законы и нормативные акты», 2003 г., N 12, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 24 марта 2003 г. N 12, в библиотечке Российской газеты, 2003 г., выпуск N 7, в журнале «Экспресс-закон», март 2003 г., N 11

Материальная ответственность на предприятии

Согласно ч. 2 ст. 243 и ст. 277 ТК РФ полную материальную ответственность на предприятии могут нести руководитель, его заместитель и главный бухгалтер. Кроме того, это могут быть работники, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности:

— старше 18 лет;

— обслуживающие или использующие товарные ценности или иное имущество;

— занимающие должности или осуществляющие работы, включенные в специальный Перечень должностей и работ, по которым можно заключать договор о полной материальной ответственности, утвержденный Постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. N 85.

Данное Постановление включает в себя три Перечня:

1) Перечень должностей, по которым может заключаться договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества;

2) Перечень работ, по которым может заключаться договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (независимо от должности работника, выполняющего данную работу);

3) Перечень работ, по которым может заключаться договор о полной коллективной материальной ответственности.

Другие работники могут нести материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.

При совмещении работником должностей, договор может быть заключен в случае, если основная или совмещаемая должность приведены в данном документе (бухгалтер, совмещающий должность кассира). Работник несет ответственность за сохранность вверенных ему ценностей согласно договору о полной материальной ответственности. Если договор заключен с лицом, не отвечающим требованиям, то он признается недействительным.

Полная материальная ответственность может быть коллективной и индивидуальной.

Договор о коллективной ответственности заключается при совместном выполнении работниками работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей. Данный договор заключается в случае, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за возможный ущерб и заключить с каждым договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Решение о заключении договора о коллективной материальной ответственности принимает работодатель, вводит его в действие приказом по предприятию, который становится приложением к коллективному договору о полной материальной ответственности. Стать членом коллектива, несущего полную коллективную материальную ответственность, работник может только добровольно.

Постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. N 85 утверждены типовые договоры о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности, которые определяют обязанности работников и работодателя по обеспечению сохранности ценностей.

Размер ущерба рассчитывается исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже остаточной стоимости утерянного или испорченного имущества по данным бухгалтерского учета. По отдельным видам имущества ущерб от хищения, порчи, недостачи или утраты рассчитывается по особым правилам (например, в отношении иностранной валюты, драгоценных камней и драгоценных металлов). Такие правила устанавливаются отдельными законодательными актами.

Если в процессе работы возникает необходимость заключения договора о полной материальной ответственности с работником (например, в связи с изменениями законодательства его должность стала входить в перечень должностей и работ, выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности), а работник отказывается от этого, работодатель обязан предложить ему другую работу, а при ее отсутствии либо отказе работника от предложенной работы может уволить согласно п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).

Существует другой вариант полной материальной ответственности, которая устанавливается за недостачу или порчу ценностей, вверенных работнику по разовой доверенности. Выдача такой доверенности происходит с согласия работника, так как действия, которые он выполняет по доверенности, не входят в круг его прямых обязанностей.

Порядок увольнения одинаков для всех категорий материально ответственных лиц.

Трудовые договоры с такими сотрудниками могут быть расторгнуты по тем же основаниям, что и договоры с сотрудниками, не имеющими материальной ответственности. Особенностью является то, что до увольнения такой работник должен передать работодателю все вверенное ему имущество и отчитаться за его недостачу, если таковая обнаружится. Работодатель обязан обеспечить такую передачу в строго определенный период времени, так как последний день работы сотрудника &#8211; это день окончательного расчета и выдачи трудовой книжки (ст. 84.1, 140 ТК РФ). Даже если к этому времени передача не закончена, работодатель не имеет права задерживать расчет и трудовую книжку работника.

В случае увольнения работника по собственному желанию срок, имеющийся у работодателя для передачи имущества, составляет две недели, если увольнение происходит по соглашению сторон, то длительность срока определяется по договоренности работодателя с работником. По обоюдному согласию дата увольнения может при необходимости измениться, таким образом, можно увеличить период, отведенный для соблюдения всех процедур. В этом заключается особенность и преимущество расторжения трудового договора по соглашению сторон. Если увольнение сотрудника является дисциплинарным взысканием за содеянный проступок (например, увольнение работника, непосредственно обслуживающего материальные ценности, по основанию утраты к нему доверия со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ)), то процесс передачи материальных ценностей должен произойти в определенные законодательством сроки.

Статья 193 ТК ограничивает срок наложения на работника дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка:

— один месяц со дня обнаружения;

— шесть месяцев со дня совершения.

Если увольняющийся сотрудник не отчитался и не передал все имущество работодателю, то он не освобождается от материальной ответственности с момента увольнения (ст.

Образец приказа о назначении ответственных лиц в организации

232 ТК РФ).

Если налицо факт недостачи, сразу после проведенной проверки у работника берутся объяснения о ее причинах в письменной форме, при отказе работника от дачи объяснений составляется акт в присутствии двух свидетелей.

Когда работник признает за собой наличие вины в причиненном ущербе в случае виновного противоправного поведения (действия или бездействия), он может в добровольном порядке возместить ущерб. Если работник не признает свою вину, работодатель имеет право на основании приказа в течение одного месяца взыскать с сотрудника сумму причиненного ущерба, если размер ущерба не превышает среднемесячного заработка работника. В судебном порядке производится взыскание ущерба, если его сумма превышает среднемесячный заработок работника.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения ущерба. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом (ст. 392 ТК РФ).

В адресной части товарного отчета указываются наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения (отдела, секции), фамилия и инициалы материально-ответственного лица, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет. Товарные отчеты нумеруют с начала и до конца года последовательно с первого номера. Предметная часть товарного отчета раскрывает структуру товарного баланса: Он + П = Р + Ок, где Он &#8212; остаток товаров на начало отчетного периода; П &#8212; поступление товара за отчетный период; Р &#8212; расход товаров за отчетный период; Ок &#8212; остаток товаров на конец отчетного периода. Показатель &#171;Остаток товаров на начало отчетного периода&#187; должен соответствовать показателю по строке &#171;Остаток на конец отчетного периода&#187; предыдущего товарного отчета или показателю инвентаризационной описи (если первый отчет составляют после проведения инвентаризации).

Кто может быть материально ответственным лицом в бюджетном учреждении

Кроме того, это могут быть работники, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности: &#8212; старше 18 лет; &#8212; обслуживающие или использующие товарные ценности или иное имущество; &#8212; занимающие должности или осуществляющие работы, включенные в специальный Перечень должностей и работ, по которым можно заключать договор о полной материальной ответственности, утвержденный Постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. N 85.

Важно

Бухгалтерский учет&#187;, N 9, 2003 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Успешное функционирование любой организации во многом зависит от работы ее коллектива. В связи с этим большое значение приобретает знание норм трудового законодательства и механизма реализации их на практике. Одним из главных вопросов применения трудового законодательства в торговле является организация материальной ответственности работников.

Материальная ответственность &#8212; это основанная на нормах трудового права обязанность работника возместить ущерб, причиненный организации в пределах и в порядке, установленных законодательством. Материальная ответственность является самостоятельным видом ответственности, которая наступает независимо от привлечения работника за причиненный им ущерб к какому-либо иному виду ответственности.

>Что такое материальная ответственность и виды ответственных лиц в 2018 году

N ТОРГ-29).