Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – это комплекс работ по контролю на предприятиях организованных и неорганизованных источников загрязнения атмосферного воздуха, направленный на систематизацию информации о распределении их на территории предприятия, о техническом состоянии вентиляционных систем и газоочистных устройств, о количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводится юридическими лицами во исполнение ст. 30 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха», которая гласит:

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

Задачи инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

  1. классификация источников загрязнения атмосферы, действующих на территории предприятия;
  2. определение количественного содержания загрязняющих веществ в отходящем от источника загрязнения газе или воздухе;
  3. оценка степени влияния выбросов загрязняющих веществ на окружающую природную среду;
  4. оценка эффективности очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и технического состояния газоулавливающих установок (ГОУ) при соблюдении проектного режима работы;
  5. оценка экологических характеристик используемых на предприятии технологий и сырьевых ресурсов;
  6. получение объективных результатов аналитического контроля выбросов загрязняющих веществ для разработки и расчёта нормативов ПДВ (ВСВ) загрязняющих веществ как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферного воздуха;
  7. разработка природоохранных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ за счёт совершенствования технологических процессов, применения менее токсичных материалов, герметизации оборудования, оснащения источников загрязнения газоулавливающими установками, модернизации и ремонта газоулавливающих установок;
  8. использование информации по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу для заполнения форм статистической отчётности.

Организация, проводящая инвентаризацию выбросов предприятий, при выполнении работ и оформлении их результатов обязана соблюдать действующие законодательные, нормативные и общегосударственные инструктивные документы.

В ходе работ по инвентаризации определение качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу с использованием инструментальных методов осуществляется аккредитованными аналитическими лабораториями в строгом соответствии с установленной областью аккредитации.

При проведении работ по инвентаризации силами собственного подразделения по охране окружающей среды предприятия оформление специальной лицензии не требуется (при условии проведения необходимых для инвентаризации инструментальных замеров аккредитованной лабораторией).

Инвентаризация выбросов ЗВ в атмосферу должна проводиться периодически, но не реже, чем один раз в пять лет.

Этапы проведения инвентаризации

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ на предприятиях проводится поэтапно:

  • 1-й этап – подготовительный;
  • 2-й этап – инвентаризационное обследование;
  • 3-й этап – обработка и оформление результатов обследования.

Подготовительный этап инвентаризации

На первом этапе инвентаризации необходимо:

разработать Программу работ по инвентаризации источников выбросов ЗВ в атмосферу.

Программу разрабатывают руководитель экологической службы предприятия совместно с представителями организаций, участвующих в инвентаризации в качестве исполнителей

издать приказ о проведении работ по инвентаризации выбросов ЗВ.

В приказе необходимо определить ответственного за организацию и проведение работ в целом по предприятию, ответственных лиц за проведение работ, непосредственно в подразделениях предприятия и состав комиссии по оценке технического состояния ВС и ГОУ;

специалистам-исполнителям изучить проектную и техническую документацию, технологический процесс, сырье и материалы, используемые в производстве, определить наименование загрязняющих веществ, выделяющихся в процессе производства.

Специалистов знакомят с результатами предшествующих обследований и материалами, характеризующими оборудование и состав выбросов по отдельным производствам и веществам, технологическим системам и агрегатам, подлежащим обследованию. Обеспеченность технологического процесса сырьем и расходными материалами подтверждается справкой за подписью главного инженера предприятия. Материалы и документы, необходимые для изучения ГОУ и источников выбросов, предоставляются руководителем экологической службы или другим лицом по согласованию с главным инженером предприятия;

визуально обследовать все ВС, ГОУ, выбросы от которых содержат ЗВ.

определить места их расположения, размеры, координаты источников выбросов ЗВ.

По результатам обследования определяют объем работ, сроки их проведения, необходимое материально-техническое обеспечение работ, необходимость оборудования точек отбора проб выбросов и проведения измерений, ремонта вспомогательного оборудования и средств защиты;

осмотреть и оценить техническое состояние вентиляционных систем, оборудования источников выбросов, ГОУ.

Технический осмотр и оценку работоспособности ГОУ и ВС проводит комиссия из представителей предприятия и представителей организации- исполнителя инвентаризации выбросов. Результаты осмотра оформляют Актом, где дается заключение о работоспособности и техническом состоянии всех ГОУ и ВС, использующихся на предприятии. Акт подписывается членами комиссии и утверждается главным инженером. При выявлении неисправностей в работе ВС и ГОУ, необорудованных точек отбора проб выбросов и проведения измерений (отсутствия лестниц, площадок, ограждений, освещения) специалисты организации-исполнителя под руководством главного механика (главного энергетика) и контролем руководителя экологической службы предприятия выполняют работы по устранению неисправностей и приведению рабочих мест в соответствие с требованиями нормативно-технической документации. После завершения работ проводится повторный осмотр. Если выполнение отдельных работ невозможно к установленному сроку, их включают в Акт с указанием с текущих сроков выполнения, повторного осмотра и замеров фактических параметров.

Инвентаризационное обследование

На втором этапе проводят:

  1. аэродинамические испытания ГОУ и ВС;
  2. отбор проб выбросов и их анализ на содержание загрязняющих веществ в воздуховодах, на входе и выходе ГОУ;
  3. определение эффективности работы ГОУ.

Аэродинамческие испытания ВС и ГОУ проводят в соответствии с:

  • ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения»,
  • ГОСТ 17.2.4.07-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения давления и температуры газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения»,
  • ГОСТ 17.2.4.08-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения влажности газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения»,
  • ГОСТ 12.3.018-79 «Системы вентиляционные. Методы аэродинамических испытаний».

При определении концентрации взвешенных частиц в выбросах предварительно отбирают не менее шести контрольных проб для установления режимов серийного отбора проб. В период отбора проб фиксируют ход технологичёского процесса и все его изменения.

При нарушении технологического процесса, в аварийных ситуациях, влияющих на количественное изменение состава выбросов, отбирают дополнительные; пробы, результаты которых учитывают особо.

После восстановления стабильности технологического процесса отбор проб возобновляют.

Показания приборов, время отбора проб и другие параметры регистрируют в рабочих журналах, а итоговые результаты измерений — в журнале обследования.

Обработка и оформление результатов обследования

На третьем этапе проводят:

  1. систематизацию результатов испытаний и обобщение материалов по проведенным работам;
  2. оформление результатов испытаний ВС и ГОУ,
  3. заполнение паспортов на ВС и ГОУ, актов по проверке эффективности работы ГОУ;

Защита инвентаризации выбросов загрязняющих веществ

Результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ оформляются в двух экземплярах по форме-1 (воздух). К бланкам инвентаризации прикладывается пояснительная записка, в которой должны быть представлены расчёты выбросов от источников выделения и выбросов загрязняющих веществ. Оба экземпляра инвентаризации отсылаются в местное управление Росприроднадзора. По результатам проверки сотрудники Росприроднадзора либо выдают заключение о подтверждении результатов инвентаризации, либо список замечаний, после ликвидации которых инвентаризация отправляется на повторную защиту.

Обоснование инвентаризация выбросов

ОСНОВАНИЕ:

В соответствии с Федеральным законом № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Статья 22. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников

ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

Закон N 122-ФЗ

Закон N 242-ФЗ

2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Статья 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

  • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
  • согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
  • внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
  • планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
  • осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
  • осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
  • обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья:
  • выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
  • немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

Закон № 309-ФЗ

  • предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
  • соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

2. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ необходимо проводить 1 раз в 5 лет перед разработкой проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ).

Для проведения инвентаризации неорганизованных источников выбросов необходим выезд на промышленную площадку инженера-эколога. Инвентаризация организованных выбросов проводится с участием аккредитованной лаборатории.

ПОНЯТИЯ:

Инвентаризация выбросов — это процесс систематизации сведений о распределении источников загрязнения, количестве и составе выбросов.

Основной целью инвентаризации является учёт источников загрязнения атмосферы (ИЗА), количественная и качественная характеристика выбросов загрязняющих веществ.

«Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.» («Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (НИИ «Атмосфера» СПб, 2005 г. – введено в действие Письмом Ростехнадзора от 24.12.04 г. № 14-01-333).

Письмо Ростехнадзора — http://news-city.info/akty/legislation-94/tekst-ie-trud-law/index.htm

В справочном пособии «Защита атмосферного воздуха от антропогенного загрязнения. Основные понятия, термины и определения», СПб, 2003 г»даны исчерпывающие определения:

Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории, подлежащей инвентаризации.

Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:
— источники с организованным выбросом (организованный источник);
— источники с неорганизованным выбросом (неорганизованный источник);

Организованным выброс — выброс, поступающий в атмосферу через специальные инженерные сооружения (газоходы, воздуховоды, трубы);

Неорганизованный выброс — выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности работы оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки/выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов, продуктов и т.д.

Следует отметить, что к неорганизованным источникам выброса также относятся транспортные средства, эксплуатирующиеся на производственной территории, резервуарные парки, сливо-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы портов.

ДЛЯ НАЧАЛА РАБОТ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСА ВАШЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ТРЕБУЕТСЯ:

  1. Адрес промышленной площадки, где требуется провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ.
  2. ФИО и контактные данные ответственного лица на площадке.

ГДЕ СОГЛАСОВЫВАЕТСЯ:

Проект инвентаризации источников выброса необходимо согласовывать только с руководством инвентаризуемого предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ:

В соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ № 96-ФЗ «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА».

Статья 31 Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КОАП РФ ОТ 30.12.2001 №195-ФЗ, ГЛАВА 8: Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

195_fz.doc

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, —

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

116_fz.doc

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 116-ФЗ)

45_fz.doc

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 116-ФЗ)

Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится в рамках Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» (редакция от 13.07.2015): индивидуальные предприниматели и юридические лица, располагающие источниками выбросов загрязняющих веществ, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию выбросов, их источников и их воздействие на атмосферу в соответствии с требованиями, определенными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

При проведении инвентаризации необходимо выявить и учесть все имеющиеся источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые временно или на постоянной основе эксплуатируются или хранятся на территории организации (в том числе и передвижные). Также должны быть выявлены все вредные вещества, которые могут выделиться или сформироваться при прохождении всех технологических процессов, оговоренных в технологическом регламенте производства.

При инвентаризации источников выбросов проходят через следующие этапы:

  • анализ технологического регламента (карты техпроцесса) и формирование перечня загрязняющих веществ, которые могут образовываться в ходе технологических процессов. Учитываются результаты расчетной и инструментальной оценки выбросов по последней инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вводимых в действие объектов) и действующие расчетные методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по нормативам различных производств,
  • составление карты-схемы промышленных площадок предприятия, для которых проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников,
  • указание кода-идентификатора (например номера) и координат источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,
  • оценка результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния газоочистных установок для определения степени очистки газа и эффективности работы оборудования,
  • выбор методов измерения количественных и качественных оценок выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
  • оценка количественных и качественных показателей выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая параметры газовоздушной смеси выбросов и геометрические характеристики источников загрязнения,
  • формирование отчета по инвентаризации.

Использование результатов инвентаризации выбросов

Результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух используются для:

  • выявления источников выбросов загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию,
  • формирования базы первичных данных для разработки предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ,
  • разработки и установки технологических и технических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для стационарных источников выбросов,
  • отражения информации в формах федерального государственного статистического наблюдения (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»,
  • оценки экологичности применяемых технологий и их соответствия технологическим и техническим нормативам выбросов,
  • проведения мероприятий по охране чистоты атмосферного воздуха,
  • формирования сводных расчетов выбросов (с учетом транспортных или иных передвижных средств и установок),
  • проведения экологического контроля и государственного надзора за охраной атмосферного воздуха,
  • ведения государственного учета субъектов хозяйствования, владеющих источниками выбросов загрязняющих веществ, а также состава и количества выбросов загрязняющих веществ,
  • оценки состояния установок очистки газа.