Изменение учетной политики

Содержание

Что такое учетная политика

Учетная политика (далее — УП) — совокупность способов ведения организацией БУ (п. 1 ст. 8 закона № 402-ФЗ). УП обязаны составлять все экономические субъекты, кроме освобожденных от обязанности вести БУ: ИП, филиалы или представительства иностранной компании — при условии, что они ведут учет доходов и расходов в соответствии с иными НПА РФ (п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от бухгалтерского, налоговый учет (НУ) является обязательным для всех налогоплательщиков — как юрлиц, так и ИП, независимо от режима налогообложения. Поэтому УП для целей НУ составляют все экономические субъекты (п. 2 ст. 11, ст. 313 НК РФ). Предприниматели могут составлять УП для целей БУ по собственному желанию, но не обязаны этого делать. В дальнейшем в статье мы рассматриваем вопросы составления и оформления УП только для целей БУ.

Учетная политика составляется не только для целей БУ и НУ, но и для нужд управленческого учета — примерную структуру такой УП вы найдете в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

Экономические субъекты составляют свою УП самостоятельно на основе НПА по БУ. Способы ведения учета компания выбирает из установленных федеральными стандартами, а если возникает ситуация, которую не регламентирует федеральный стандарт, то допускается разработать способ учета самостоятельно.

Последние изменения, внесенные в текст ПБУ 1/2008 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н), установили порядок предпочтений в выборе образца для самостоятельно разрабатываемого способа учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008):

  • правила, содержащиеся в стандартах МСФО;
  • аналогии, имеющиеся в российских стандартах;
  • рекомендации, дававшиеся по этому вопросу.

Подробнее о новшествах, появившихся в этом вопросе в ПБУ 1/2008, читайте в материале «Внесены изменения в ПБУ 1/2008 по учетной политике».

УП применяется последовательно из года в год. Изменения, внесенные в УП, должны действовать с начала следующего календарного года. Менять УП среди года разрешено в исключительных случаях:

  • изменение законодательства РФ;
  • использование иных способов ведения БУ в целях формирования наиболее достоверной информации об объектах учета;
  • изменение условий деятельности фирмы (п. 5 ст. 8 закона № 402-ФЗ).

ВАЖНО! На практике изменения и дополнения УП бывают 2 видов:

  • собственно изменения УП (например, в связи с изменением законодательства), последствия которых отражаются в БУ и отчетности в соответствии с требованием законодательства, а при отсутствии таких требований — ретроспективно;
  • дополнения, вносимые в УП (например, при развитии нового направления бизнеса) — они вносятся и действуют с того момента, как это стало нужно. А в учете и отчетности отражаются перспективно.

Подробнее о процедуре внесений изменений в УП читайте в статье «Когда и как должно вводиться изменение учетной политики?».

Содержание ПБУ «Учетная политика организации»

ПБУ 1/2008 состоит из 4 разделов.

Раздел I посвящен общим сведениям о самом нормативном акте и используемой далее терминологии.

На что обратить внимание:

  • ПБУ распространяется только на юрлиц, за исключением кредитных и бюджетных организаций. Соблюдать нормы положения в части формирования УП должны все компании, на которые распространяется ПБУ; в части раскрытия информации о положениях УП, ее изменении и прочих аспектах, предусмотренных разделом IV ПБУ 1/2008 — только фирмы, публикующие бухотчетность.
  • Филиалы и подразделения иностранных юрлиц на территории РФ могут составлять УП либо по правилам ПБУ 1/2008, либо по правилам страны происхождения, но тогда они не должны противоречить МСФО (п. 1 ПБУ 1/2008).
  • К способам ведения БУ относятся способы группировки, оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота и обработки информации, инвентаризации, использования счетов и регистров БУ (п. 2 ПБУ 1/2008).

Раздел II содержит детальную инструкцию по формированию УП и чек-лист того, что должно быть в УП.

На что обратить внимание:

  • УП составляет главбух либо ответственный за ведение БУ в компании, а утверждает руководитель приказом или распоряжением (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • УП опирается на следующие допущения: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения УП и временной определенности хозопераций (п. 5 ПБУ 1/2008);
  • к УП предъявляются требования: полноты, своевременности, осмотрительности, непротиворечивости, рациональности отражения хозопераций, приоритета содержания над формой (п. 5 ПБУ 1/2008);
  • компании, которым разрешено применять упрощенные способы БУ, могут вести учет без двойной записи (п. 6.1 ПБУ 1/2008) и руководствоваться при самостоятельном выборе способа учета только требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • если вы только недавно создали компанию или реорганизовали уже существующую, то УП для БУ следует сформировать в течение 90 дней со дня госрегистрации, при этом после утверждения УП считается действующей с момента госрегистрации фирмы;
  • способы ведения БУ, зафиксированные в УП, применяются с начала календарного года, следующего за годом утверждения УП, всеми подразделениями юрлица, даже если они выделены на отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Раздел III посвящен изменениям в УП.

На что обратить внимание:

  • изменения УП вступают в силу с начала следующего отчетного года либо в исключительных случаях, которые были разобраны в разделе «Что такое учетная политика?»;
  • изменения в УП вносятся распоряжениями или приказами руководителя;
  • не считается изменением УП утверждение способов ведения БУ по новым хозоперациям, существенно отличающимся от тех, которые осуществляла организация ранее, либо возникшим впервые в деятельности компании (п. 10 ПБУ 1/2008);
  • результаты изменения УП выражаются в денежной оценке, а в учете отражаются в соответствии с законодательством РФ. Если УП поменялась не из-за изменений в законодательстве, то отражать последствия изменения УП следует ретроспективно, то есть корректируя входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в отчетности период и представляя связанные статьи отчетности так, как если бы новая УП применялась ранее (пп. 13, 14 ПБУ 1/2008);
  • фирмы, применяющие упрощенные способы ведения БУ, отражают в бухотчетности последствия изменения УП без ретроспективного пересчета, если иное не установлено законодательством РФ (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Раздел IV ПБУ 1/2008 информирует бухгалтера о необходимости раскрытия положений УП в бухотчетности.

На что обратить внимание:

  • Раскрывать информацию об УП следует в пояснительной записке (приложение 3 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н).
  • Если УП сформирована с учетом допущений из п. 5 ПБУ 1/2008, то такие допущения могут не озвучиваться в бухотчетности. В остальных случаях состав и объем информации об УП, подлежащей раскрытию в бухочетности, определяется в соответствии с другими ПБУ. Если есть сомнения в применимости допущения непрерывности — на них нужно обязательно указать и привести причины возникновения таких сомнений (пп. 19, 20 ПБУ 1/2008).
  • Раскрываются существенные способы ведения БУ, принятые в организации (п. 17 ПБУ 1/2008).
  • При изменении УП в пояснительной записке фиксируются причины изменений, их суть, порядок отражения результатов изменения в бухотчетности и суммы корректировок по статьям отчетности (п. 21 ПБУ 1/2008).
  • Если организация планирует поменять какие-то положения УП на следующий отчетный год, то этот факт нужно задокументировать в пояснениях к бухотчетности за текущий период (п. 25 ПБУ 1/2008).

Отличия ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» от ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»

Как уже было сказано выше, в настоящий момент действует ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

Ниже в таблице мы привели ключевые отличия ПБУ 1/2008 от ПБУ 1/98, действовавшего ранее:

ПБУ 1/98

(утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, утратило силу на основании приказа Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н)

ПБУ 1/2008

(утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н в редакции от 28.04.2017)

Отсутствует

5.1. Способы учета фирма выбирает независимо от других организаций, но установленная ею УП обязательна для ее дочерних обществ

5. УП формируется главбухом

4. УП формируется главбухом или иным лицом, ведущим БУ в организации

5. Утверждаются нетиповые формы первички, регистров и документов внутренней бухотчетности

4. Утверждаются формы первички, регистров, документов внутренней бухотчетности

Отсутствует

6.1. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, могут вести его без двойной записи

8. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с ПБУ 1/98 и другими ПБУ

7. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с правилами, установленными ПБУ 1/2008. Организации, создающие отчетность по МСФО, при несоответствии способов, содержащихся в стандартах РСБУ, требованиям МСФО вправе предпочесть в УП применение способов, установленных для МСФО

Отсутствует

7.1. При самостоятельной разработке способов бухучета устанавливается следующая последовательность приоритетов в выборе образцов для подражания: стандарты МСФО – аналоги в стандартах РСБУ – рекомендации в области бухучета

Отсутствует

7.2. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, вправе при самостоятельном выборе способа бухучета руководствоваться исключительно требованием рациональности

Отсутствует

7.3. Если применение установленных РСБУ способов бухучета приводит к формированию недостоверной информации, допустимо отступление от них

7.4. В отношении информации, расцениваемой как несущественная для принятия экономических решений, при выборе способа бухучета также допустимо ориентироваться только на требование рациональности

12. К способам ведения БУ, принятым при формировании УП и подлежащим раскрытию в бухотчетности, относятся способы амортизации ОС, НМА, оценки ТМЦ, признания прибыли и другие способы, отвечающие требованиям п. 11 ПБУ 1/98

2. К способам ведения БУ относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов БУ, организации регистров БУ, обработки информации

21. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за 2 года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий не может быть достаточно надежной. Бухгалтеру следует исходить из предположения, что измененный способ ведения БУ применялся с первого момента возникновения случая, для которого способ предназначен. Отражение последствий изменения УП заключается в корректировке только бухотчетности — по данным за периоды, предшествующие отчетному. В БУ записи не производятся

15. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий не может быть достаточно надежной

Отсутствует

15.1. Фирмам, применяющим упрощенные способы ведения БУ, разрешено отражать в бухотчетности существенные последствия изменения УП, перспективно, если иной порядок не указан в законодательстве

Отсутствуют

20.1 и 20.2. Отступления от стандартов РСБУ должны раскрываться с объяснением причин этого в пояснениях к бухотчетности. Это касается как предпочтений в пользу стандартов МСФО (20.1), так и замененного альтернативным способа РСБУ (20.2)

Отсутствует

21. В случае изменения УП следует раскрывать причину, содержание изменений, порядок отражения последствий изменения в бухотчетности и суммы корректировок. Если организация обязана показывать данные о прибыли, приходящейся на одну акцию, то следует отражать корректировку по сведениям о базовой и разводненной прибыли или убытку на акцию. Кроме того, следует указывать сумму корректировки за периоды, предшествующие указанным в бухочетности

Отсутствует

22. В случае если раскрытие информации, предусмотренной п. 21 данного ПБУ, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухотчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, невозможно, этот факт следует отразить в отчетности вместе с указанием отчетного периода, в котором будет применено изменение УП

Отсутствует

23. Если НПА по БУ может быть применен добровольно до его официального вступления в силу, компания должна раскрыть этот факт в бухотчетности

Были ли нововведения в ПБУ «Учетная политика организации» в 2018 году

Последние нововведения в ПБУ 1/2008 вступили в силу с 06.08.2017, утв. приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н. Ряд пунктов ПБУ в результате этих изменений подвергся редакционным правкам, уточнившим формулировки (пп. 1, 6, 7, 8, 10, 15, 17, 18, 24), но появились и новые положения, дополнившие текст ПБУ. К числу последних относятся такие моменты:

  • Организация выбирает способы ведения БУ автономно от других юрлиц (п. 5.1). Исключение сделано для дочерних компаний — они должны использовать те же способы БУ, что и материнская компания.
  • Если компания формирует отчетность по МСФО, то она пользуется федеральными стандартами БУ в соответствии с требованиями МСФО (п. 7). Однако если способ БУ, рекомендованный федеральными стандартами, противоречит МСФО, то организация может этот способ не применять. Компания должна будет в таком случае обосновать, почему способ, предложенный федеральным стандартом, противоречит МСФО.
  • Выбор образца для самостоятельной разработки способа учета, отсутствующего в федеральных или отраслевых стандартах, осуществляется в определенной последовательности (п. 7.1): МСФО – аналогии в РСБУ – рекомендации по бухучету. Фирмы, имеющие право применять упрощенные способы БУ, в такой ситуации могут исходить только из принципа рациональности (п. 7.2).
  • В исключительных ситуациях, если применение ПБУ 1/2008 ведет к получению недостоверной информации о финположении компании, разрешено отступать от норм ПБУ (п. 7.3) при условии, что будут определены обстоятельства, мешающие использовать ПБУ, и внедрены альтернативные способы учета, которые не приведут к еще большей его недостоверности.
  • В отношении организации учета информации, являющейся несущественной для понимания финансового положения, возможен выбор способа учета по принципу рациональности (п. 7.4).
  • В пояснениях к отчетности фирма должна раскрыть причины и следствия замены способов, содержащихся в РСБУ, положениями МСФО (п. 20.1), а также причины отступления от норм РСБУ (п. 20.2) с пояснениями образующихся в учете разниц.
  • Если законодательство по БУ поменялось, а нововведения можно добровольно применять до наступления срока обязательного применения, то компания, применившая новый НПА досрочно, отражает этот факт в бухотчетности (п. 23).

Исключенным из текста ПБУ оказалось требование о раскрытии в пояснениях к бухотчетности положений УП на следующий за отчетным год (п. 25).

Раздел IV «Изменение учетной политики». Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

— изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

— существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

Не считается изменением учетной политики утверждение способов ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики. Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативного акта по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному. Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности, при этом никакие учетные записи не производятся.

2.6. Основные нормативные предписания,

предусмотренные ПБУ 4/99

«Бухгалтерская отчетность организаций»

Данное ПБУ утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 6 июня 1999 г. N 43н. Положение состоит из 11 разделов.

В разд.I «Общие положения» указываются назначение и сфера применения данного ПБУ, устанавливаются состав, содержание и методические основы бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций. Положение не применяется при формировании отчетности для внутренних целей, государственного статистического наблюдения, отчетности для кредитных организаций и для иных специальных целей.

В разд.II «Определения» даны понятия бухгалтерской отчетности, отчетного периода, отчетной даты и пользователя. При этом бухгалтерская отчетность определена как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

В разд.III «Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней» указывается, что бухгалтерская отчетность состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Далее изложены следующие требования к бухгалтерской отчетности: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия».

Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускаются отступления от правил, установленных ПБУ 4/99.

Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Требование целостности обусловливает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Требование последовательности основывается на необходимости соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяца для периодической бухгалтерской отчетности, например для отчетности за январь — февраль в високосные годы — 29 февраля).

Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером), и т.п.

В ПБУ 4/99 также определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчетности:

а) должны приводиться обособленно в случае их существенности и если без них невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности заинтересованными пользователями;

б) могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Сущность разд.IV «Содержание бухгалтерского баланса», V «Содержание отчета о прибылях и убытках», VI «Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках», VII «Правила оценки статей бухгалтерской отчетности» и VIII «Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности» изложена в темах 15 и 16.

В разд.IX «Аудит бухгалтерской отчетности» указывается, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту. Итоговая часть аудиторского заключения должна прилагаться к бухгалтерской отчетности.

В разд.X «Публичность бухгалтерской отчетности» изложены основные условия обеспечения этой публичности. Объявляется о том, что бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей — учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. При этом организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности в установленные сроки каждому учредителю (участнику), органу государственной статистики и другим пользователям, установленным законодательством РФ.

В случаях, предусмотренных законодательством, организации публикуют бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения (не позднее 1 июня года, следующего за отчетным).

В разд.XI «Промежуточная бухгалтерская отчетность» указывается, что данная отчетность составляется за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Она состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации. При составлении указанных форм отчетности исходят из общих требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности, и правил оценки статей баланса и отчета о прибылях и убытках.

Промежуточная бухгалтерская отчетность должна быть сформирована не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ или учредительными документами организации.

Причины изменения учетной политики

В соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» изменение учетной политики может производиться в следующих случаях: при изменении законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету; при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; при существенном изменении условий хозяйствования. Изменение учетной политики также может быть обусловлено применением нормативного акта впервые.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Пример 1. Организация, занимающаяся производственной деятельностью, сформировала учетную политику на 2013 г. и зафиксировала ее в приказе от 30 декабря 2012 г.

В 2013 г. организация помимо производственной деятельности стала осуществлять торговую деятельность, в связи с чем возникла необходимость определиться с порядком оценки и учета покупных товаров, а также расходов, связанных с их продажей. Поэтому вносятся дополнения в ранее сформированную учетную политику. Утверждение новых способов ведения бухгалтерского учета не считается изменением учетной политики.

Оформление изменения учетной политики

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией. В связи с этим изменения целесообразно оформить приказом руководителя организации, содержащим либо полный текст учетной политики (включая изменения), либо только текст изменений.

В приказе об изменении учетной политики должно быть обоснование причин внесения изменений в учетную политику. Пунктом 9 ПБУ 1/2008 установлено, что способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Таким образом, в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала отчетного года. Однако из этого правила есть исключение: изменения учетной политики могут быть введены и в течение года, если имеются причины такого изменения. Например, в течение года может происходить изменение видов деятельности или реорганизация организации.

Оценка последствий изменения учетной политики

В соответствии с п. 13 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном измерении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменений тех или иных способов, составляющих учетную политику организации, неодинаковы. Если изменения касаются ее организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого учетного процесса. Корректировка методических приемов может отразиться на финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации, что, в свою очередь, повлияет на выводы и действия пользователей бухгалтерской отчетности. Последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете в зависимости от их причины.

Изменение учетной политики при изменении законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету

На основании положений п. 14 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного при изменении законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Так, в п. 3 Приказа Минфина России от 25.12.2007 N 47н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)» содержались переходные положения для учета выраженной в иностранной валюте стоимости долгосрочных ценных бумаг (за исключением акций).

По состоянию на 1 января 2008 г. организация обязана была пересчитать в рубли стоимость долгосрочных ценных бумаг, выраженных в валюте, числящихся на балансе (независимо от даты их поступления). При пересчете применялся официальный курс Банка России либо иной курс, установленный законом или соглашением сторон. Образовавшиеся при пересчете суммы увеличения или уменьшения стоимости указанных ценных бумаг должны быть отнесены на счета учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

В п. 3 Приказа Минфина России от 27.12.2007 N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» содержались переходные положения по исключению из состава НМА организационных расходов. По состоянию на 1 января 2008 г. организации должны были произвести в бухгалтерском учете списание величины организационных расходов, учитываемых в составе НМА (за минусом начисленной амортизации), на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Согласно п. 14 ПБУ 1/2008 если соответствующее законодательство РФ и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности ретроспективно.

Так, например, Приказ Минфина России от 26.03.2007 N 26н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» отменил применение к оценке материально-производственных запасов в бухгалтерском учете ранее используемого способа ЛИФО. Однако в названном Приказе не содержалось переходных положений по переходу на другой способ оценки материально-производственных запасов.

Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (вступил в силу с бухгалтерской отчетности 2011 г.) были внесены следующие существенные изменения в порядок бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности:

  • принятие к бухгалтерскому учету в качестве основных средств объектов недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке;
  • изменения стоимостного критерия (не более 40 000 руб. за единицу) активов, отражаемых в бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов;
  • проведение и отражение результатов переоценки основных средств и нематериальных активов — по состоянию на конец отчетного периода;
  • классификация активов в качестве расходов будущих периодов;
  • изменения в порядок формирования резервов по сомнительным долгам;
  • изменения в порядок формирования резервов предстоящих расходов;
  • изменения в порядок отражения курсовой разницы по активам и обязательствам организации, используемым для ведения деятельности за пределами РФ;
  • отражения изменения величины отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств в случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и т.д.

В Приказе Минфина России N 186н также не был установлен порядок внесения изменений в учетную политику организации. При таких обстоятельствах последствия изменения учетной политики должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности ретроспективно. Приказом Минфина России от 14.02.2012 N 23н были внесены изменения в ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», согласно которым оценочное обязательство формируется в отношении трудовых договоров.

В связи с этим оценочное обязательство должно быть сформировано по оплате ежегодных отпусков и компенсаций за неиспользованный отпуск. Кроме того, Приказом Минфина России от 14.02.2012 N 23н были внесены изменения в порядок отражения в бухгалтерском учете оценочных обязательств по заведомо убыточным договорам. Величина такого оценочного обязательства должна определяться как наименьшая из двух величин: превышения неизбежных расходов на выполнение такого договора и ожидаемых поступлений по нему или сумма санкций за расторжение договора. Если учетная политика организации по признанию оценочных обязательств существенно отличалась от принятого ранее порядка, то последствия учетной политики должны быть отражены в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Корректировка производится за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период. Корректируются также значения показателей бухгалтерской отчетности, связанных со статьей «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период. Корректировка производится так, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. При ретроспективном изменении учетной политики корректируются значения показателей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, которые связаны со статьей «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Последствия изменений учетной политики, вносимых в связи с изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету на основе положений, установленных в п. 15 ПБУ 1/2008, могут быть отражены в бухгалтерской отчетности перспективно, если:

  • эти последствия не оказали или не способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Перспективное отражение последствий изменения учетной политики означает, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после его введения. В этом случае не корректируются значения показателей бухгалтерской отчетности за предыдущие периоды.

Таким образом, при отражении последствий изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, организация должна определить, какое влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств оказывают эти последствия: существенное или несущественное.

При определении существенности влияния можно руководствоваться положениями п. 17 ПБУ 1/2008, в соответствии с которым существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств. Кроме того, необходимо определить, может ли быть произведена с достаточной надежностью за предыдущие периоды оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики.

Пример 2. В учетную политику организации на 2012 г. были внесены следующие изменения в соответствии с изменениями, введенными в ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», определен порядок отражения в бухгалтерском учете оценочных обязательств, согласно которому в учете организации формируется оценочное обязательство по выплате отпускных работникам организации. Общая сумма оценочных обязательств за предыдущие годы составляет 700 тыс. руб., в том числе: в 2011 г. — 500 тыс. руб., в 2010 г. — 200 тыс. руб., что отражается в разделе баланса «Краткосрочные обязательства». Определяются последствия изменения в учетную политику (табл. 1, 2).

Таблица 1

Корректировка показателей бухгалтерского баланса за предыдущие периоды в связи с изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету (тыс. руб.)

Наименование
показателя
Период Название
нормативного
документа
Влияние на
финансовое
положение
организации
Оценка в
денежном
выражении этого
последствия в
отношении
периодов,
предшествовавших
отчетному
Сумма до
корректировки
Корректировка Сумма после
корректировки
1 2 3 4 5 6 7 8
Раздел
«Внеоборотные
активы»
за
2011 г.
1000 1000
за
2010 г.
400 400
Раздел «Оборотные
активы»
за
2011 г.
за
2010 г.
Раздел «Капитал и
резервы»
за
2011 г.
за
2010 г.
В том числе
статья
«Нераспределенная
прибыль
(непокрытый
убыток)»
за
2011 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное Производится с
достаточной
надежностью
1000 -500 500
за
2010 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное Производится с
достаточной
надежностью
400 -200 200
Раздел
«Долгосрочные
обязательства»
за
2011 г.
за
2010 г.
Раздел
«Краткосрочные
обязательства»
за
2011 г.
за
2010 г.
В том числе
статья «Оценочные
обязательства»
за
2011 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное Производится с
достаточной
надежностью
+500 500
за
2010 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное Производится с
достаточной
надежностью
+200 200

Таблица 2

Корректировка отчета о прибылях и убытках за предыдущий период в связи с изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету

Наименование
показателя
Период Название
нормативного
документа
Характер
изменения в
учетной
политике
Сумма до
корректировки
Корректировка Сумма после
корректировки
1 2 3 4 5 6 7
Выручка за
2011 г.
2000 2000
Себестоимость
продаж
за
2011 г.
(700) +500 (1200)
В том числе
создание
резерва на
оплату отпусков
за
2011 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное
влияние на
финансовые
результаты
деятельности
организации
+500
Валовая прибыль
(убыток)
за
2011 г.
1300 -500 (800)
Прибыль
(убыток) до
налогообложения
за
2011 г.
1300 -500 (800)
Текущий налог
на прибыль
за
2011 г.
(300) (300)
Прочее за
2011 г.
Чистая прибыль за
2011 г.
1000 -500 500

Показатель по строке «Текущий налог на прибыль» не корректируется, поскольку уточняются только данные бухгалтерской отчетности. В нашем случае текущий налог на прибыль исчислен сложением условного расхода по налогу на прибыль, который определен на основании бухгалтерской прибыли (260 тыс. руб.) и постоянных налоговых обязательств (40 тыс. руб.). Постоянные налоговые обязательства возникли в связи с непризнанием для целей налогообложения расходов в виде материальной помощи работникам организации.

С учетом произведенных изменений формируются показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за отчетный 2012 г.

Изменение учетной политики при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. Новые способы ведения бухгалтерского учета могут быть применены в следующих ситуациях:

  • организация принимает решение о регулярной переоценке основных средств и нематериальных активов;
  • принимается решение об отражении в бухгалтерском балансе в разд. I «Внеоборотные активы» сумм выданных авансов и предварительной оплаты работ, услуг, связанных со строительством объектов основных средств (в соответствии с рекомендациями аудиторским организациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 г.);
  • при раскрытии информации о расходах будущих периодов в бухгалтерском балансе активы представляют с подразделением на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от срока погашения (в соответствии с рекомендациями аудиторским организациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 г.);
  • организация определяет, что в составе эквивалентов денежных средств отражаются депозиты до востребования, открытые в кредитных организациях (на основании положений п. 23 ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»);
  • организация переходит с одного способа учета на другой, альтернативный, предлагаемый нормативными документами о бухгалтерском учете.

Согласно п. 15 ПБУ 2/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного разработкой новых способов ведения бухгалтерского учета, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

Ретроспективное применение необходимо для отражения в бухгалтерской отчетности сравнительной информации за несколько отчетных периодов. Вместе с тем последствия изменений учетной политики, вносимых в связи с разработкой организацией нового способа бухгалтерского учета или существенным изменением условий хозяйствования, могут быть отражены в бухгалтерской отчетности перспективно (п. 15 ПБУ 1/2008).

Перспективное отражение возможно при следующих обстоятельствах:

  • последствия изменения учетной политики не оказали или не способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Пример 3. В соответствии с учетной политикой в течение ряда лет организация производила оценку готовой продукции по фактической производственной себестоимости.

С 1 января 2013 г. организация вносит изменения в учетную политику. С целью осуществления оперативного учета движения готовой продукции и выявления отклонений оценку готовой продукции предусматривается производить по нормативной себестоимости. Однако в силу невозможности надежной оценки последствий изменения учетной политики в связи с большой номенклатурой выпускаемой продукции и ее значительными остатками на складе организация применяет перспективный подход к отражению последствий изменений учетной политики. Новый метод оценки готовой продукции будет применяться начиная с 1 января 2013 г. При этом не корректируется отчетность предыдущих периодов.

Изменение учетной политики при существенном изменении условий хозяйствования

Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с изменением видов деятельности, реорганизацией и т.п. Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с гражданским законодательством реорганизация юридического лица может происходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Таким образом, реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых юридических лиц. В двух случаях реорганизации (при присоединении и выделении) юридическое лицо не прекращает свою деятельность. В связи с этим реорганизованная организация может продолжать применять прежнюю учетную политику.

Пример 4. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем выделения из его состава ООО «Торговый Дом». До реорганизации ООО «Прогресс» занималось производственной и торговой деятельностью. После реорганизации это общество будет осуществлять только производственную деятельность, торговая деятельность передается ООО «Торговый Дом». В данном случае вновь созданное юридическое лицо — ООО «Торговый Дом» — будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».

В то же время в соответствии с ПБУ 1/2008 при реорганизации организации в формах присоединения и выделения может происходить изменение учетной политики.

При реорганизации юридического лица в формах слияния и разделения осуществляется переход обязанностей и прав, в том числе имущественных, в порядке правопреемства к другим лицам. Эти юридические лица должны будут формировать новую учетную политику.

Пример 5. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем разделения на два юридических лица: ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал». Поскольку в результате реорганизации образуются новые юридические лица, ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал» сформируют новую учетную политику.

Преобразование юридического лица в виде изменения его организационно-правовой формы может производиться без прекращения его деятельности. Так, согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. По единогласному решению всех акционеров общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Так как при преобразовании организация продолжает свою деятельность, лишь меняя организационно-правовую форму, то, следуя принципу последовательности применения учетной политики, необходимости в ее повторном утверждении нет.

Пример 6. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем преобразования в ОАО «Прогресс». Деятельность вновь созданного юридического лица не меняется. В данном случае ОАО «Прогресс» будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».

Вместе с тем в соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 при реорганизации организации может происходить изменение учетной политики. В этом случае вновь созданная организация оформляет соответствующим организационно-распорядительным документом вносимые в учетную политику изменения.

Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного существенным изменением условий хозяйствования, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Л.И.Куликова

Д. э. н.,

профессор

Казанский федеральный университет

Бухгалтерский учет и налогообложение затрат, связанных с проведением проектно-изыскательских работ
Использование методов рациональных опционов при оценке инвестиционных проектов в агробизнесе