Как найти уставный капитал по балансу

Структура собственного капитала

Размер собственных средств фиксируется в бухгалтерском балансе. Состоит он из:

  • Уставного капитала. Это финансы, инвестированные в предприятие, когда оно создавалось (материальные и нематериальные активы). Благодаря уставному капиталу компания может постоянно находиться на рынке.
  • Добавочного капитала. Его создают денежные ресурсы, полученные от дооценки основных средств (зданий, сооружений, оборудования). Проводится она с целью доведения их стоимость до рыночной.
  • Резервным капиталом. Он нужен для того, чтобы была возможность выплачивать дивиденды, когда размер прибыли недостаточен. Кроме того, с помощью резервного капитала можно покрыть убытки, которые возникают в процессе производства (брак, простои, снижение продаж);
  • Неразделенной прибылью, оставшейся после перечисления в казну налогов, не выплаченной в виде дивидендов и потраченной на иные цели. Она остается в распоряжении предприятия.

В СК также включаются:

  • специальные, а также целевые финансовые фонды. Они образуются за счет доходов от аренды собственных активов;
  • проценты по займам;
  • дивиденды от финансовых сделок, а также проценты, полученные от подобных операций.

Наличие СК, его соотношение с заемным капиталом (кредиты и соответствующая задолженность) позволяет участникам рынка определить уровень финансовой устойчивости компании, ее маневренность, запас прочности. По наличию СК потенциальный инвестор может вероятность банкротства предприятия.

Классификация заемного капитала

Классификация заемного капитала может зависеть от ряда признаков. Различают:

  • Долгосрочные и краткосрочные обязательства (классификация по периоду привлечения). Долгосрочные – привлекаются на срок более одного года, краткосрочные – на срок до одного года включительно;
  • Обязательства, формирующие оборотные или внеоборотные активы (классификация по целям привлечения);
  • Внешние обязательства – в основном кредиты, или внутренние – кредиторская задолженность или отложенные налоговые обязательства (классификация по источникам привлечения);
  • По форме привлечения заемный капитал может быть представлен в товарной форме (в том числе в виде оборудования) или денежной форме;
  • Заемный капитал с обеспечением (залог или страховка или без обеспечения (классификация по форме обеспечения);
  • По методам привлечения заемный капитал может быть представлен в форме банковского кредита или займа, лизинга, франчайзинга, факторинга и т.д.

Лизинг – это вид инвестиционной деятельности, в результате которой лизинговая компания приобретает и передает на основании договора имущество физическим или юридическим лицам за определенную плату с правом его выкупа.

Франчайзинг – вид отношений между рыночными представителями (предприятиями), когда одна сторона предоставляет другой стороне право действовать от ее имени, то есть предприятие передает другому предприятие право на ведение конкретного бизнеса от его имени за определенную плату.

Факторинг – финансовая услуга по предоставлению отсрочки платежа.