Как продлить ЭЦП

Процедура продления подписи

Чтобы иметь возможность пользоваться подписью без перерыва, о продлении нужно позаботиться заранее – примерно за месяц до истечения срока годности. Большинство удостоверяющих центров в рамках процедуры сопровождения выданного сертификата заблаговременно предупреждают клиента о скором истечении срока действия подписи и мерах, которые необходимо предпринять для продления. Такое предупреждение обычно делают с помощью электронной рассылки.

Обращаясь в УЦ с заявлением на продление ЭЦП, клиент должен предоставить определенный пакет документов в зависимости от своего статуса:

  • физические лица подают копии паспорта, ИНН, СНИЛС;
  • индивидуальные предприниматели добавляют к пакету документов, используемых физлицами, еще выписку из ЕГРИП и копию свидетельства о регистрации ИП.

Юридическим лицам необходимо собрать:

  • свидетельство о регистрации;
  • выписку из ЕГРЮЛ.

Кроме того, в пакет документов на продление ЭЦП для юридических лиц входят:

  • СНИЛС и ИНН лица, на которое оформляют подпись;
  • копия приказа о назначении этого лица на занимаемую должность.

В зависимости от назначения получаемой подписи пакет документов может видоизменяться. Конкретные правила получения нового сертификата ЭЦП не установлены законодательством и находятся в компетенции УЦ.

Также см. «Аккредитованные УЦ ЭЦП».

Продление сертификата ЭЦП

Большинство УЦ предусматривают несколько вариантов продления сертификата ЭЦП. Клиент может сделать это как в режиме онлайн, так и путем личного обращения в УЦ. Порядок также может несколько отличаться в зависимости от организации. Рассмотрим некоторые варианты:

УЦ Федерального казначейства Проводит все манипуляции за 20 дней до истечения срока действия старого сертификата. Для продления ЭЦП Казначейство запрашивает стандартный набор документов, дополненный письменным согласием на обработку данных.
В системе «Сбербанк Бизнес ОнЛайн» Запрос на перегенерацию электронных ключей может быть выполнен онлайн, а можно обратиться в отделение Сбербанка для продление ЭЦП. При этом необходимо иметь при себе не только пакет документов, но и старый сертификат ЭЦП и комплект ключей.

Срок замены ключей составляет не более 1 рабочего дня с момента обращения, как и в системе «Сбербанк-АСТ».

Процедура продления ключей ЭЦП не представляет собой чего-то запредельно сложного или длительного по времени. Но для того, чтобы в работе не было досадных простоев, не нужно забывать о продлении. Своевременно обращайтесь в УЦ, чтобы получить новый сертификат.

Также см. «Получение и проверка сертификата ключа ЭЦП».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продление ЭЦП возможно только до того времени, пока действует старый сертификат. После того, как его срок действия закончится, придется подавать заявку в удостоверяющий центр на изготовление новой электронной подписи и сертификата, предоставлять снова нужные документы и выполнять другие необходимые действия.

Но если заняться этим вовремя, то продление сертификата и ЭЦП можно выполнить без излишней суеты — все можно сделать в режиме онлайн и при этом не потребуется предоставлять какие-либо документы.

Тарифы на ЭЦП

Как продлить ЭЦП

Заявление на продление электронной подписи можно оформить по-разному — посредством онлайн-площадки занимающейся торгами, либо обратиться непосредственно в удостоверяющий центр. Если воспользоваться функционалом площадки, то предварительно в удостоверяющем центре нужно будет уточнить время актуальности представленных документов. Если срок действия документов не истек, то их достаточно будет переподкрепить в личном кабинете площадки. Если же какие-либо из них окажутся неактуальными, то нужно будет заменить их новыми, а затем также переподкрепить.

Для переподкрепления новых документов нужно будет зайти в свой личный кабинет в качестве «Администратора организации» по имеющемуся сертификату ЭЦП, поскольку только администратору предоставлено право вносить какие-либо изменения в регистрационные данные. В меню надо будет выбрать — Изменение данныХ а перейдя на страницу, указать причину изменения персональной регистрационной информации.

Далее надо будет изменить имеющиеся регистрационные данные, а если в этом будет необходимость, то очистить поля от несуществующих данных или лишних файлов. После этого потребуется повторно загрузить все файлы. При этом заново загруженные файлы будут подписаны новым сертификатом ЭЦП. Чтобы сохранить изменения, надо будет кликнуть по кнопке — «Подписать и отправить». Как только данные для продления подписи будут изменены, система автоматически проинформирует Вас об этом.

После всех этих манипуляций потребуется подать заявку на продление сертификата. Это также возможно в личном кабинете — надо будет заполнить заявку и подписать ее.

Продление в удостоверяющем центре

Если же Вы хотите подать заявку непосредственно в удостоверяющий центр, то придется лично туда обращаться и предоставлять необходимые документы. Нужно будет обязательно учитывать роли, с которыми будете ее заказывать, так как для каждой из них предусмотрены различные действия. В том случае, когда в организации имеется всего одна электронная подпись, то обязательно должны присутствовать все три роли, поскольку даже при отсутствии одной, функциональность площадки будет ограничена. Например, если не будет роли администратора, то изменить данные организации не удастся.

Действующая ЭЦП сможет функционировать до окончания периода ее действия. И чтобы не остаться без цифровой подписи после того, как закончится е срок действия, нужно заранее позаботиться о ее продлении. При этом рекомендуется принимать во внимание время, необходимое для оформления и получения нужных документов, изготовления и продления ЭЦП удостоверяющим центром, установку ее на компьютер — руководствуясь этими параметрами можно определить срок заказа новой электронной подписи.

После того, как продление ЭЦП будет осуществлено, понадобится установить ее на компьютер и сопоставить с личным кабинетом. Для этого потребуется открыть площадку и перейти на вкладку — «Участники» — «Заявка регистрации пользователя», после чего выбрать новую электронно цифровую подпись и перейти на страницу с регистрационной формой. Таи надо будет заполнить все отмеченные поля, после чего нажать на кнопку «Отправить».

Понятие и виды ЭЦП

Статья 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ определяет, что под электронной подписью понимается неповторяемое сочетание символов, при помощи которых формируется подпись. Подобные сочетания символов классифицируются на простые и усиленные.

Законодательством предусмотрено, что усиленные подписи бывают двух видов:

  • неквалифицированные;
  • квалифицированные.

Простая подпись подвидов не имеет.

Квалифицированный тип усиленной ЭЦП применяется в качестве электронной подписи для взаимодействия с налоговыми и таможенными органами, для подписания электронных счетов-фактур. Простые и неквалифицированные подписи могут применяться для подписания первичной документации и т.п.

В качестве признаков квалифицированной усиленной электронной подписи выделяются:

  • применение для ЭЦП ключа подписи;
  • при помощи нее имеется возможность идентифицировать человека, подписавшего документ;
  • с ее помощью можно отследить изменения в электронный документ;
  • она формируется путем применения средств электронной подписи;
  • ключ проверки ЭЦП прописывается в специальном сертификате;
  • для нее применяются специальные средства, соответствующие отдельным требованиям законодательства.

Основным отличием такой ЭЦП от простой подписи является необходимость формирования сертификата ключа проверки (так называемого «открытого ключа»). Для простой подписи такой сертификат не формируется, а для неквалифицированной он необязателен.

Срок действия электронной подписи

Как следует из ст. 13 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ, именно аккредитованная удостоверяющая организация вправе зафиксировать тот или иной срок действия сертификатов открытых ключей ЭЦП.

В Приказе ФСБ от 27.12.2011 N 796 отмечается, что срок действия открытого ключа может быть выше (но в пределах пятнадцати лет), чем аналогичный срок, предусмотренный для работы ключа закрытого.

Согласно п. 27 Приказа ФСБ от 27.12.2011 N 796 при установлении соответствующего срока необходимо соблюдать требования к средствам ЭЦП. Из требований для средств класса КС1 следует, что сроки действия всех ключей должны быть указаны в эксплуатационной документации.

Как уже было указано выше, период, в который ключ ЭЦП можно использовать, устанавливается удостоверяющим центром, в котором такой ключ получается. Ситуация, при которой срок действия ЭЦП закончился, а заявитель желает его продлить, является основанием для установления удостоверяющим центром нового срока использования подписи.

Началом действия подписи является дата получения сертификата соответствующего ключа лицом, являющимся владельцем ЭЦП. Иное положение дел может быть отражено в сертификате ключа. Специализированный реестр сертификатов ЭЦП содержит указание на даты начала действия всех подписей.

Уведомление об окончании срока действия ЭЦП

О необходимости продлить действие ЭЦП держатель сертификата уведомляется многократно с помощью писем на электронную почту (за месяц, 2 недели и 7 дней до окончания срока) и СМС-уведомлений (за 30 дней и 10 дней до аннулирования действия сертификата). Также некоторые удостоверяющие центры дополнительно присылают уведомления с предложением выполнение продление цифровой подписи. Информирование выполняется бесплатно.

В электронных письмах также указывается краткая инструкция по тому, как именно можно продлить срок действия ЭЦП. В общих чертах алгоритм выглядит следующим образом:

  • повторное обращение в удостоверяющий центр;
  • оплата пошлины (размер устанавливается непосредственно удостоверяющим центром);
  • повторное предоставление копий запрашиваемых документов (актуализация информации о гражданине);
  • сдача цифрового токена (если таковой ранее получали, не нужно делать, если сертификат использовался только в цифровом виде);
  • получение обновленного ключа ЭЦП.

Но при этом в большинстве удостоверяющих центров предусмотрена возможность упрощенного продления сертификата ЭЦП, все необходимые документы при этом можно отправить в электронном виде (подписав их действующей, ещё актуальной цифровой подписью). Такая возможность, к примеру, предоставляется в НУЦ (Национальный Удостоверяющий Центр).

Также электронная подпись прекращает свое действие в тех случаях, когда удостоверяющий центр, выдавший её, был расформирован. Предварительные уведомления в этом случае не присылают, гражданину лишь сообщают о том, что его ключ ЭЦП был деактивирован. Продлить его срок действия именно в этой ситуации не получится – необходимо регистрировать новый сертификат в другом удостоверяющем центре.

Продление по ЭЦП по упрощенной схеме

Мнение эксперта Александра Степанова Консультант по подбору ЭЦП Многие удостоверяющие центры предлагают выполнить продление электронной подписи по упрощенной схеме. Общая суть такой функции – все необходимые документы подаются в электронном виде, непосредственно посещать офис удостоверяющего центра не потребуется. Главное условие, которое необходимо соблюсти – старая электронная подпись на момент обращения ещё должна быть действенной. Если же срок её действия истек и сертификат был исключен из реестра, то по упрощенной схеме продление ЭЦП выполнить уже не получится.

Как продлить срок действия сертификата ЭЦП по упрощенной схеме? У каждой компании алгоритм несколько отличается. Для примера можно привести порядок, используемый в удостоверяющем центре «Контур». Потребуется:

  • подать заявку через сервисный центр по номеру 8 800 500-05-08;
  • после подтверждения заявки (в течение 1 рабочего дня) зайти в личный кабинет на сайте «Контур»;
  • в списке выданных сертификатов выбрать необходимый;
  • выбрать «Продлить срок действия»;
  • загрузить запрашиваемые документы, подписанные текущей цифровой подписью;
  • загрузить подписанное заявление (на сайте будет доступна детальная инструкция, что необходимо выполнять и в каком порядке);
  • дождаться решения по заявке (в течение 1 – 2 дней).

Также необходимо будет распечатать бумажную копию заявления – с ней впоследствии можно будет обратиться в сам удостоверяющий центр для обмена рутокена и всей сопутствующей документации.

Продление ЭЦП для физических лиц по упрощенной схеме выполняется в течение 1-го рабочего дня, для юридических лиц – до 3-х рабочих дней. Квитанцию для оплаты пошлины можно распечатать из личного кабинета (а далее оплатить в любом банке, полученный чек также прикрепляют к заявлению).