Как списать огнетушитель в бюджетной организации

Списание и утилизация огнетушителей: порядок и требования

У любого инженерного, технологического, вспомогательного оборудования, инструмента имеются – регламентируются различными нормами (правилами) – сроки эксплуатации, во время которых они работоспособны, надежны и безопасны при использовании.

В полной мере это относится и к комплектующим систем безопасности – установок АПС, СОУЭ, стационарных систем пожаротушения, пожарному инвентарю, в т.ч. и к переносным, передвижным огнетушителям, составляющим значительную часть первичных средств борьбы с огнем.

Требования к огнетушителям разнообразны – от наличия технических паспортов, сертификатов на каждое изделие при поставке/покупке, необходимости правильной расстановки, расположения в помещениях зданий, сооружений, на территории защищаемого объекта до обязательной организации технического сервиса, текущего ремонта, списания и утилизации.

Именно последние мероприятия, нормативные требования к ним, правильный порядок их проведения часто вызывают вопросы у инженерно-технических работников, отвечающих за противопожарное состояние структурных подразделений учреждений, организаций, учет первичных средств пожаротушения; руководителей государственных, муниципальных, частных предприятий; владельцев автотранспортных средств, для которых необходима, важна утилизация огнетушителей порошковых, которыми в обязательном порядке комплектуются грузовые, легковые автомашины; собственников жилых объектов, имеющих в наличии, пришедшие по тем или иным причинам в негодность, различные виды огнетушителей, часто в значительных количествах.

Хотя понятно, что это не радиоактивные отходы или элементы электропитания, способные «качественно» отравлять окружающую среду, но опасность для лиц, пытающихся собственными силами, не имея соответствующих знаний, специального оборудования, разобрать, освободить от содержимого корпуса наиболее распространенных воздушно-пенных, углекислотных, порошковых огнетушителей, соотносима с последствиями нарушения правил хранения и использования газовых баллонов на объектах; т.к. и то и другое оборудование находится под давлением, поэтому такие решительные, но необдуманные действия могут и часто приводят к печальным последствиям.

Поэтому на вопросе, как правильно поступить в тех случаях, когда необходимо списать с баланса предприятия, учреждения или организации, утилизировать переносные, передвижные огнетушители стоит остановиться подробнее.

Подробный материал

Про виды огнетушителей

Процесс утилизации огнетушителей

Списание и утилизация старых огнетушителей не происходит по чьей-то прихоти из разряда непреодолимых желаний, например, выбросить электронный гаджет предыдущей модели, чтобы купить новую версию, на днях появляющуюся в продаже. Так не поступают здравомыслящие взрослые люди, к которым, без сомнения, относятся руководители, главные бухгалтера предприятий, организаций, на балансе которых в качестве основных средств находится такое противопожарное оборудование.

Существует несколько причин для списания и отправки огнетушителей на утилизацию:

  • Отсутствие, утеря, пропажа как установленных изделий в защищаемых помещениях, так и недостача огнетушителей, находящихся на складском хранении в качестве резерва/запаса. Понятно, что в таких случаях речь идет лишь о списании утраченного пожарного инвентаря.
  • Значительные физические дефекты корпуса, внешних деталей – запорно-спускового устройства, баллона с вытесняющим газом в результате механического воздействия, чаще всего падения изделия на твердую поверхность. В таких случаях огнетушители как могут быть списаны по акту на предприятии, так и отправлены в специализированную организацию для проведения технического освидетельствования о возможности дальнейшей эксплуатации после гидравлического испытания корпуса, необходимой замены деталей, ремонта, перезарядки огнетушителя.
  • Списание, замена длительно эксплуатируемых огнетушителей со значительным превышением срока эксплуатации, указанной производителями; не подлежащих перезарядке; потерявших требуемый внешний «товарный» вид.

Единой, жестко регламентированной процедуры списания, утилизации любого вида переносных, передвижных огнетушителей, разработанной МЧС или министерством экономики РФ, не существует, поэтому весь процесс выполняют исходя из внешнего вида каждого изделия, фактического срока использования, количества перезарядок, результатов их испытаний специализированными предприятиями, общих правил делопроизводства об актировании пришедшего в непригодность оборудования.

Процесс утилизации состоит из следующих этапов:

  • Сброс «до нуля» давления вытесняющих газов из корпусов огнетушителей, внешних/внутренних баллонов, демонтаж газогенерирующих устройств.
  • Полная разборка каждого изделия, какими могут быть как привычные порошковые, водные, воздушно-пенные, так и более редкие хладоновые, воздушно-эмульсионные огнетушители.
  • Тщательная утилизация зарядов различных видов ОТВ, жестко регламентируемая СП 9.13130.2009, устанавливающим требования к эксплуатации огнетушителей, т.к. просто выбросить на свалку или слить в канализацию огнетушащие вещества запрещено из-за нанесения вреда окружающей среде.
  • Сдача на пункты, предприятия по утилизации, сбору материалов для вторичной переработки корпусов, деталей огнетушителей из черных, цветных металлов, пластмасс.

Кто занимается вопросом утилизации огнетушителей

Как правило, необходимость организовать процесс списания огнетушителей на предприятии, в организации, возложена по функциональным обязанностям на инженера по ПБ, охране труда или приказом первого руководителя на должностных лиц, ответственных за противопожарное состояние отдельных объектов – зданий, цехов, складов; учет, содержание первичных устройств пожаротушения. Если же такие должности отсутствуют, а ответственные не назначены, то в соответствии с законодательством заниматься этим процессом предстоит самому руководителю предприятия, организации.

После списания этих первичных средств с баланса, предприятия, организации с оставлением соответствующих бухгалтерских отчетных документов следующий этап – это утилизация огнетушителей. Лицензия о возможности проведения такого рода работ не выдается никем, но существует лицензия МЧС на право монтажа, технического сервиса, ремонта первичных средств пожаротушения, что включает в себя полный сервис огнетушителей – от квалифицированного осмотра, разборки до текущего ремонта, замены деталей, перезарядки огнетушащего вещества, заполнения корпусов вытесняющими газами до требуемого значения давления; а также проведение утилизации извлеченных зарядов ОТВ, отслуживших свой срок, газовых баллонов из-под вытесняющих агентов, пришедших в негодность в качестве устройств, работающих под давлением.

Чтобы точно понять кто может, имеет право выполнять работы по утилизации огнетушителей следует обратиться к сводам правил по ПБ, утвержденным государственными органами управления.

Нормативные документы и требования

Согласно данным, указанным в технических паспортах на различные виды огнетушителей, средний срок их службы – 10 лет. Конечно, это не предел в зависимости от условий эксплуатации, например, нельзя сравнить офисные, торговые помещения с гаражами, горячими цехами. Поэтому при нормальном режиме использования, регулярном комплексном сервисе на базе специализированных предприятий срок эксплуатации подобных изделий возрастает до 15–20 лет.

Но, ничто не вечно, поэтому такой срок и является на практике предельным как из-за утраты части технических параметров, так из-за потери внешнего вида.

Исходя из ситуации с лицензией на право технического сервиса огнетушителей, можно сделать такие выводы:

  • Предприятие может само организовать не только списание, но и процесс утилизации огнетушителей, так эта процедура не входит в состав лицензируемых видов противопожарных работ, утвержденных МЧС и правительством России.
  • На практике, чаще всего процесс утилизации такого вида пожарного инвентаря идет в ходе регулярного обслуживания, перезарядки огнетушителей на базе специализированных предприятий, когда происходит неизбежная выбраковка части дефектных изделий, не прошедших стендовые испытания из-за механических, коррозионных повреждений корпусов, основных сборочных деталей, внешних устройств.
  • Цена за услугу утилизации ОТВ, как правило, включена в общую стоимость обслуживания, поэтому организационно, экономически целесообразней поручить этот вид работ профессионалам, а не создавать на предприятии, в организации дополнительный участок, закупать оборудование для осуществления этого мероприятия, тратить материальные и трудовые ресурсы.

Кроме опасности работ с сосудами, устройствами, работающими под давлением, при разборке огнетушителей, наибольшую сложность представляет правильная, грамотная утилизация различных по физико-химическим свойствам зарядов ОТВ, а также газогенерирующих устройств в их составе.

Основные требования к способам утилизации зарядов огнетушащих веществ, газогенерирующих устройств изложены в разделе 4.6, п. 5.7.5 СП 9.13130.2009:

  • ОТВ с истекшим сроком использования, хранения, потерявшие эксплуатационные свойства, должны подвергаться регенерации или утилизации.
  • Не допускается выбрасывать ОТВ или сливать их без проведения необходимой обработки, загрязняя окружающую среду.
  • Заряды огнетушителей, содержащие растворы биологически «мягкого» пенообразователя, должны до слива в канализацию разбавляться водой до снижения ПДК по поверхностно-активным веществам.
  • Утилизацию зарядов с биологически «жесткими» пенообразователями необходимо вести путем сжигания или захоронения на специальных полигонах.
  • Утилизацию порошковых зарядов следует вести согласно инструкциям производителя, причем часть из них в дальнейшем может быть использована в качестве исходного сырья, компонента минеральных удобрений.
  • Утилизация газогенерирующих устройств по истечении срока эксплуатации должна проводиться согласно техническим условиям, изложенным в документации на каждое изделие.

Подводя итоги, можно сказать, что проблема как списания, отслуживших свой срок, или пришедших в негодность изделий, так и утилизация зарядов любых видов, разборка и сдача на вторичное сырье металлических, пластмассовых корпусов, деталей и устройств не представляет особой сложности; если поручить весь комплекс мероприятий – от вывоза до предоставления правильно составленных отчетных документов сотрудникам специализированных предприятий, выполняющих освидетельствование, технический сервис, ремонт переносных, передвижных огнетушителей на основании лицензии МЧС.

Каждый руководитель должен не только обеспечить свою организацию средствами для тушения пожаров в соответствии с установленными нормами, но и назначить ответственного человека для контроля, записи состояния, проверки и списания. Если на предприятии есть возможность, то данную функцию выполняет инженер по пожарной безопасности. Если отсутствует такая возможность, лично контролировать исправность и списание устройств для тушения. Для контроля, записи результатов ведется журнал в свободной форме «Результаты технического обслуживания». Для крупных предприятий допустимо ведение не одного, а нескольких журналов.

Основные причины списания

В отличие от журнала, форма акта на списание огнетушителей единообразна и оформляется по строго обязательному образцу. Причины списания могут быть следующими:

  1. завершение срока эксплуатации. Время службы каждого огнетушителя указывает производитель. По большей части — это пять-десять лет, что, конечно, обусловлено моделью. Истечение срока не является прямой причиной для списания. После окончания срока службы и прохождения ТО (технического обслуживания) возможно продолжение их использования;
  2. пропажа огнетушителей. Если данные устройства отсутствуют по неизвестным причинам, то организация может выбрать один из двух вариантов для дальнейших действий: 1-й — списание из-за неисправности, 2-й — признание случая пропажи с обнаружением виновного лица (если такое возможно), инвентаризация, в соответствии с каковой составляется акт о списании;
  3. дефекты устройств для тушения. Корпус механизма следует систематически проверять визуально. Раз в пять лет (или чаще, по усмотрению ответственного лица) должны проходить испытания на прочность и герметичность корпуса и прочих составляющих. Если результаты испытаний отрицательные, а отремонтировать огнетушитель не представляется возможным, то он списывается.

Списание отсутствующих устройств

Разберем случай, когда списываемый огнетушитель отсутствует. Такие ситуации возникают на предприятиях достаточно часто, поэтому нужно знать, какие меры в этом случае предпринимаются.

Единой процедуры списания не предусмотрено, поэтому руководитель или инженер выбирают сами подходящий им порядок действий. Первый путь — можно воспользоваться предыдущей схемой и списывать пропавший огнетушитель, как неисправный. Второй способ — признать факт кражи и провести расследование, возможно, с участием правоохранительных органов, либо собственными силами. При этом план действий будет следующий:

  • человек, обнаруживший пропажу, пишет служебную записку;
  • на основании служебной записки руководитель предприятия предписывает провести внеочередную инвентаризацию;
  • проводится расследование внутри организации с привлечением правоохранительных органов (только по инициативе руководителей);
  • составляется акт о списании на основании данной инвентаризации и результатов расследования;
  • в случае, если виновник был найден, издается указ о взыскании с него суммы общего ущерба.

Как списать огнетушители в бюджетной организации

Рассмотрим подробно порядок действий при списании огнетушителей в бюджетной организации. Во-первых, все сертификаты на огнетушители должны иметься в наличии либо у руководителя предприятия, либо у ответственного лица.

Данные средства должны регулярно проверяться и хотя бы раз в пять лет подвергаться ТО (техническому обслуживанию) в организациях, которые должны иметь специальную лицензию Государственной противопожарной службы.

В законах нет четко установленных требований направленных на форму и порядок действий при списании огнетушителей.

По правилам противопожарные средства ставятся на учет в бюджетном учреждении как в составе основных средств, и списывание их оформляется как на объект основных средств. Члены комиссии, которая действует на предприятии постоянно, подписывают Акт о списании объектов имущества.

По требованиям инструкций в бухгалтерском учете ликвидация объекта происходит только после нефиктивных мероприятий (по уничтожению или утилизации). Комиссия может принять решение на основании износа огнетушителей (морального и физического) и непригодности, либо по другим причинам, предусмотренным законодательством, где речь идет об основных средствах.

Отразить в бухгалтерском учете выбытие основных средств можно только после утвержденного руководителем решения об их уничтожении. Решение должно быть согласовано со специализированными компаниями. План действий в бюджетной организации обозначается следующий:

  • поставить огнетушители на учет как основные средства;
  • при необходимости списания постоянная комиссия подписывает Акт о списании объектов имущества;
  • руководитель предприятия подписывает приказ, согласованный со специальными организациями, имеющими разрешение;
  • реализация мероприятий по утилизации;
  • отражение в бухгалтерской отчетности списания огнетушителей.

Как мы видим, порядок действий при списании огнетушителей существенно различается в зависимости от особенностей организации, в которой они состоят на учете. В одном действия должны быть сходны — утилизировать устройства для тушения пожаров ни в коем случае нельзя самостоятельно. Нужно передать его в специализированную организацию, которая имеет лицензию.


Учет первичных средств пожаротушения: заполнение журнала

Одно из часто выявляемых нарушений требований пожарной безопасности является отсутствие учета первичных средств пожаротушения. Для чего нужен такой учет и как его вести расскажу в этой статье.

Начнем с требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации определяющего наличие учета первичных средств пожаротушения, а именно с пункта 478 указанных правил. Требование изложено следующим образом “Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.”

Теперь обратимся к своду правил “Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации” (СП 9.13130), а именно к пункту 4.1.33 “Учет проверки наличия и состояния огнетушителей следует вести в журнале по рекомендуемой форме (Приложение Г).”

Из изложенного следует, что учет первичных средств пожаротушения нужен для установления контроля за их техническим состоянием.

Выражается такой контроль в периодических проверках с отражением в журнале учета отметок и дат:

  • проверок наличия;
  • периодических осмотров и их результатов;
  • перезарядки огнетушителей.

Как видно требования в разных документах не идентичны. Разберемся с журналом.

Так какой он должен быть “произвольной” или “рекомендуемой” формы?

Если учесть, что рекомендуемая форма является рекомендуемой, а не обязательной, то следует, что журнал учета огнетушителей может быть произвольной формы, а может быть и по форме приложения свода правил 9.13130. Первый и второй вариант является правильным.

Первичные средства пожаротушения (огнетушитель)

Учет огнетушителей

Рассмотрим рекомендуемую форму журнала учета огнетушителей, которая приведена в приложении Г СП 9.13130.

Журнал состоит из двух частей:

– эксплуатационный паспорт на огнетушитель,

– и результатов технического обслуживания.

Если их заполнить получится следующее:

Эксплуатационный паспорт

  1. Номер, присвоенный огнетушителю 1
  2. Дата введения огнетушителя в эксплуатацию 01.09.2016
  3. Место установки огнетушителя Здание ул. Гоголя, д. 61, пом. 21
  4. Тип и марка огнетушителя ОУ-5-ВСЕ
  5. Завод-изготовитель огнетушителя ООО “Ярпожинвест” г. Ярославль
  6. Заводской номер 143138
  7. Дата изготовления огнетушителя 10.11.2010
  8. Марка (концентрация) заряженного ОТВ СО2

Результаты технического обслуживания

Дата и вид

проведенного технического

обслуживания

Результаты технического обслуживания огнетушителя
Внешний вид и состояние

узлов

огнетушителя

Полная масса огнетушителя Давление(при наличии индикатора

давления)

или масса

газового

баллона

Состояние ходовой части

передвижного

огнетушителя

Принятые меры по устранению

отмеченных

недостатков

Должность,фамилия,инициалы

и подпись

ответственного

лица

24.01.2011 первое взвешивание удовл. 16,00 кг зав. складом Иванов И.И. ХХХ
06.11.2011 взвешивание удовл. 16,00 кг
08.11.2012 взвешивание удовл. 16,00 кг
30.10.2013 взвешивание удовл. 15,97 кг(-30г)
06.11.2014 взвешивание повреждение окраски корпуса 15,93 кг(-40г) учесть и устранить при ТО
05.09.2015 перезарядка ТО удовл. 16,00 кг
05.11.2016 взвешивание удовл. 15,99 кг(-10г)

Как видите, такая рекомендуемая форма журнала предназначена исключительно для одного огнетушителя.

Приведенный эксплуатационный паспорт на огнетушитель в принципе не нужен как таковой, так как нам требуется вести учет в журнале, тем более, что паспорт на огнетушитель уже есть, он прилагается к каждому огнетушителю при покупке.

Проще всего разделить учет огнетушителей и учет их технического обслуживания. Необходимо также помнить, что мы кроме учета технического обслуживания огнетушителей обязаны в соответствии с Правилами противопожарного режима в РФ вести учет осмотров. Для этого нужно иметь два журнала: журнал учета огнетушителей и журнал технического обслуживания и осмотров огнетушителей. В противном случае, если следовать рекомендуемой форме, у вас получится один журнал на один огнетушитель, что не целесообразно при большом количестве огнетушителей.

Первый журнал учета

№ огнетушителя(присвоенный) Место установки огнетушителя Тип и марка огнетушителя Дата изготовления огнетушителя
1 ул. Гоголя, д. 61, пом. 21 ОУ-5 ВСЕ 10.11.2010
2 ПК-1 ул. Летняя, д. 6, первый этаж ОП-5(з) АВСЕ 18.03.2016
3 ПК-2 ул. Летняя, д. 6, первый этаж ОП-5(з) АВСЕ 20.04.2016

Как вы наверное заметили мы использовали позиции рекомендуемой формы эксплуатационного паспорта, но не все. Это сделано специально, так как такие сведения как “Дата введения огнетушителя в эксплуатацию”, “Завод-изготовитель огнетушителя”, “Заводской номер” и “Марка (концентрация) заряженного ОТВ” вам не понадобятся при эксплуатации огнетушителя. Это просто справочные данные, в том числе большинство которых, отражено в заводском паспорте огнетушителя, который у вас уже есть.

Второй журнал учета

Дата ТО № огнетушителя Вид ТО Результаты технического обслуживания огнетушителя
Полная масса Давление или масса газового

баллона

Выявленные недостатки Отметка об устранении выявленных ранее

недостатков

Должность,фамилия,инициалы

и подпись

ответственного

лица

24.01.2011 1 первое взвешивание и осмотр 16,00 кг зав. складом Иванов И.И.
24.04.2011 1 квартальный осмотр
22.07.2011 1 квартальный осмотр не подвешен устранено 22.07.2011
06.11.2011 1 ежегодное взвешивание и осмотр 16,00 кг
21.01.2012 1 квартальный осмотр
16.04.2012 1 квартальный осмотр
20.07.2012 1 квартальный осмотр
08.11.2012 1 ежегодное взвешивание и осмотр 16,00 кг
19.01.2013 1 квартальный осмотр
04.04.2013 1 квартальный осмотр
16.07.2013 1 квартальный осмотр
30.10.2013 1 ежегодное взвешивание и осмотр 15,97 кг(-30г)
16.01.2014 1 квартальный осмотр
17.04.2014 1 квартальный осмотр
22.07.2014 1 квартальный осмотр
06.11.2014 1 ежегодное взвешивание и осмотр 15,93 кг(-40г) повреждение окраски корпуса устранено 05.09.2015
23.01.2015 1 квартальный осмотр повреждение окраски корпуса устранено 05.09.2015
26.04.2015 1 квартальный осмотр повреждение окраски корпуса устранено 05.09.2015
10.07.2015 1 квартальный осмотр повреждение окраски корпуса устранено 05.09.2015
05.09.2015 1 перезарядка ТО 16,00 кг повреждение окраски корпуса устранено 05.09.2015
16.01.2016 1 квартальный осмотр
28.04.2016 1 квартальный осмотр
29.06.2016 2 первый осмотр 1,4 МПа
29.06.2016 3 первый осмотр 1,4 МПа
15.07.2016 1 квартальный осмотр
05.11.2016 1 ежегодное взвешивание и осмотр 15,99 кг(-10г)
05.11.2016 2 квартальный осмотр 1,4 МПа
05.11.2016 3 квартальный осмотр 1,4 МПа

Заполнение такой формы журнала несколько проще, чем рекомендуемая форма и позволяет вносить сведения о всех огнетушителях в один журнал.

По кнопке СКАЧАТЬ доступна данная статья в формате документа с таблицами.