Камеральная проверка ПФР

Камеральная проверка: нарушения есть

По итогам камеральной проверки проверяющие пришли к выводу, что организация нарушала законодательство о страховых взносах. В этом случае результаты мероприятия они зафиксируют в акте (ч. 1 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Формы актов для каждого контролирующего ведомства свои. Они есть в приложениях к Постановлению Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п, Приказу ФСС РФ от 11.01.2016 N 2.

Сотрудники Пенсионного фонда РФ составляют акт по форме 7-ПФР, а ФСС России – акт по форме 17-ФСС.

Ситуация: можно ли отменить решение проверяющих из внебюджетного фонда, принятое по итогам камеральной проверки, если акт о найденных нарушениях они не составили?

Да, можно.

Ведь если по итогам камеральной проверки проверяющие пришли к выводу, что организация нарушала законодательство о страховых взносах, то они обязаны составить акт (ч. 1 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Этот документ является одним из основных материалов камеральной проверки страховых взносов, после рассмотрения которых проверяющие выносят окончательное решение по итогам мероприятия (ч. 1, 8 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Если же акта нет, значит, проверяющие тем самым нарушили условия процедуры рассмотрения материалов камеральной проверки. И это может стать основанием для отмены решения по проверке.

Камеральная проверка: отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, проверяющий отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае акт считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки (он указан на штемпеле). Это следует из положений части 4 статьи 38, части 2 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФССРоссии от 10 февраля 2012 г. № 15-03-11/08-1395.

Камеральная проверка: возражения по акту проверки

Если с выводами проверяющих, отраженными в акте, не согласны, то можете оформить свои письменные возражения и передать их в фонд, который проводил проверку (Пенсионный фонд РФ, ФСС России). Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней с того дня, как получили акт. К возражениям можно приложить подтверждающие документы (их заверенные копии). Например, копии платежных поручений. Это следует из положений части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Камеральная проверка: решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) сотрудники фонда принимают окончательное решение и оформляют его. На это им отведено 10 рабочих дней. В некоторых случаях 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Решение подписывает руководитель отделения фонда (Пенсионного фонда РФ или ФСС России). Это следует из положений частей 1, 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В зависимости от сделанных выводов руководитель контрольного органа (его заместитель) принимает по итогам проверки:

  • либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах;
  • либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности.

Это следует из положений части 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В первом случае Пенсионный фонд РФ составляет решение по форме 18-ПФР, ФСС России – решение по форме 20-ФСС.

Во втором случае Пенсионный фонд РФ составляет решение по форме 19-ПФР, ФСС России – решение по форме 21-ФСС.

По итогам рассмотрения всех необходимых материалов проверки руководитель органа контроля (его заместитель) делает ряд последовательных выводов:

  • нарушила ли организация законодательство о страховых взносах;
  • предусмотрена ли законодательством о страховых взносах ответственность за выявленное нарушение;

  • есть ли обстоятельства, которые освобождают организацию от ответственности (отсутствие вины, окончание срока давности).

Об этом говорится в части 6 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Важно: привлекая страхователя к ответственности, фонд не может учесть обстоятельства, смягчающие его вину. Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ это не предусмотрено. Однако игнорирование смягчающих обстоятельств противоречит позиции Конституционного суда РФ, который признал неконституционным исключение из Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ положений о смягчении ответственности (постановление Конституционного суда РФ от 19 января 2016 г. № 2-П).

Более того, Конституционный суд РФ обязал законодателей либо восстановить прежние нормы, либо внести в закон аналогичные поправки. А до тех пор, пока такие поправки не приняты, этот закон нужно применять с учетом позиции Конституционного суда РФ (п. 2 постановления от 19 января 2016 г. № 2-П).

Таким образом, если у организации есть смягчающие обстоятельства, то можно добиться снижения размера штрафа, оспорив решение по итогам проверки в суде. Учитывая позицию Конституционного суда РФ, шансы выиграть спор – 100-процентные. Например, организация сдала расчет РСВ-1 на один день позже установленного срока. Нарушение налицо. Но суд признал непродолжительное опоздание смягчающим обстоятельством и снизил штраф в два раза (постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 апреля 2016 г. № А41-30902/2015).

В вышестоящие отделения фондов не обращайтесь – там вам не помогут. По закону они не могут рассматривать и учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность. Это прерогатива арбитражного суда (п. 5 постановления от 19 января 2016 г. № 2-П).

О том, что обязательно должно быть в решении, см. таблицу ниже.

Что должно быть в решении
о привлечении к ответственности об отказе в привлечении к ответственности
  • обстоятельства нарушения, совершенного организацией. При этом указанные обстоятельства должны быть квалифицированы так, как они установлены проверкой, то есть так же, как они отражены в акте проверки;
  • документы и сведения, подтверждающие выявленные обстоятельства;
  • решение привлечь организацию к ответственности за конкретные нарушения с указанием соответствующих нарушению статей Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ;
  • размер недоимки по взносам, сумма штрафов и пеней.

Основание: часть 9 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

  • обстоятельства, на основании которых было принято решение об отказе в привлечении организации к ответственности;
  • могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней.

Основание: часть 10 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

  • срок на обжалование вынесенного решения;
  • порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов;
  • наименование и адрес органа контроля, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию решения;
  • иные необходимые по мнению руководителя органа контроля (его заместителя) сведения.

Основание: часть 11 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

Камеральная проверка: вручение решения

В течение пяти рабочих дней после принятия и оформления решения по итогам проверки фонд должен вручить его организации. Срок отсчитывают со дня, следующего за тем, когда подписали решение (ч. 13 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, если решение по проверке приняли 7 марта 2014 года (пятница), то вручить его организации фонд должен не позднее 17 марта 2014 года.

Решение сотрудники внебюджетного фонда могут передать следующими способами:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Решение, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки (он указан на штемпеле).

Это следует из положений части 13 статьи 39 и части 2 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через 10 дней со дня его вручения организации (ч. 12 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

После этого внебюджетный фонд в течение 10 рабочих дней направит в организацию требование уплатить недоимку по страховым взносам, пени и штрафы, доначисленные по итогам проверки (ч. 3 ст. 22, ч. 14 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Исполнить это требование надо в течение 10 рабочих дней после его получения. Хотя в самом требовании может быть установлен более продолжительный срок (ч. 5 ст. 22 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Если не согласны с решением по проверке или с доначисленными в нем суммами, то можете его обжаловать (ст. 53 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Решение территориального отделения фонда можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Выездная проверка: справка об окончании проверки

В последний день выездной проверки страховых взносов руководитель проверяющей группы (Пенсионный фонд РФ, ФСС России) составляет справку о проведенной проверке (ч. 23 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 9.1 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р). Формы справок о проведенной проверке приведены в приложениях к Постановлению Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п, Приказу ФСС РФ от 11.01.2016 N 2.

О сроках проведения выездной проверки страховых взносов Пенсионным фондом РФ и ФСС России см.:

  • Как проводятся проверки Пенсионным фондом РФ;
  • Как проводятся проверки ФСС РФ.

Пенсионный фонд РФ составляет справку по форме 15-ПФР, ФСС России – справку по форме 13-ФСС.

Если сотрудники фонда составили справку, то проверку можно считать законченной. При этом представители внебюджетных фондов уже не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо контрольные мероприятия (ч. 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, абз. 3 п. 6.1 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р).

Выездная проверка: акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной проверки (ч. 2 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р). Формы актов выездной проверки приведены в приложениях к Постановлению Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п, Приказу ФСС РФ от 11.01.2016 N 2.

Пенсионный фонд РФ составляет акт по форме 16-ПФР, ФСС России – акт по форме 18-ФСС.

Составить акт проверяющие должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений. В этом случае контролеры также описывают все, что проверили, и фиксируют в акте, что нарушений не найдено (ч. 2 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р).

Акт выездной проверки сотрудники фонда должны составить строго по установленным правилам. В этом они должны руководствоваться частью 2 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и соответствующими приложениями к Постановлению Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п, Приказу ФСС РФ от 11.01.2016 N 2.

Проверяющие составляют два экземпляра акта по форме 18-ФСС: один из них остается на хранении в отделении ФСС России, другой вручают проверенной организации. Акт по форме 16-ПФР составляют в трех экземплярах: один остается на хранении в отделении Пенсионного фонда РФ, второй – у проверенной организации, третий передают налоговой инспекции, которая участвовала в проверке. Такие правила установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п и Приказом ФСС РФ от 11.01.2016 N 2.

Выездная проверка: решение по акту

На основе всех имеющихся материалов проверки (акта выездной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) проверяющие принимают окончательное решение по итогам выездной проверки и оформляют его. Это следует из положений частей 1, 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 9.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Принимая решение по итогам проверки, руководитель отделения фонда (его заместитель) обязан выяснить, есть ли обстоятельства, которые освобождают организацию от ответственности (отсутствие вины, окончание срока давности) (п. 4 ч. 6 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Кроме того, в суде можно доказать наличие у страхователя обстоятельств, смягчающих его ответственность (постановление Конституционного суда РФ от 19 января 2016 г. № 2-П).

Сроки, порядок и правила оформления решения по итогам выездной проверки страховых взносов аналогичен порядку оформления решения по результатам камеральной проверки.

Как обжаловать решение внебюджетного фонда

Обжаловать решение можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. В отличие от решений налоговых инспекций подать жалобы можно одновременно: чтобы обратиться в суд, ждать заключения вышестоящего отделения фонда не нужно (ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 2 ст. 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Ситуация: как обжаловать решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ или ФСС России о привлечении страхователя к ответственности?

Решение территориального отделения внебюджетного фонда о привлечении к ответственности можно обжаловать как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Причем обратиться в суд и в вышестоящее отделение фонда можно одновременно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Обжалование в вышестоящем отделении фонда

Наименование вышестоящего органа, куда можно подать жалобу, и его местонахождение вы увидите в самом решении. Решение вступает в силу по истечении 10 дней с того момента, когда представитель организации получил его лично. Но подать жалобу можно и после этого срока. Главное, не позже трех месяцев с момента, когда страхователь (т. е. ваша организация) узнал о том, что его права нарушены. Как правило, это происходит уже по факту получения решения. Об этом сказано в частях 11, 12 статьи 39, части 2 статьи 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Жалобу в вышестоящее отделение фонда составьте письменной форме. В ней укажите:

  • какой фонд проводил проверку;
  • сведения о заявителе, то есть о вашей организации;
  • причину жалобы;
  • аргументы для обоснования возражений;
  • требования к вышестоящему отделению фонда.

Такой порядок, в частности, предусмотрен пунктом 55 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 18 сентября 2013 г. № 467н.

Отправить жалобу можно по почте, в электронном виде (в т. ч. через портал госуслуг) или лично отвезти в отделение фонда. Фонд рассмотрит ее в течение месяца. После чего примет одно из следующих решений:

  • оставит жалобу без удовлетворения;
  • отменит решение нижестоящего отделения полностью или частично;
  • изменит решение нижестоящего отделения или вынесет новое решение.

О принятом решении вышестоящее отделение фонда должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия.

Такой порядок изложен в части 1 статьи 55 и частях 2–4 статьи 56 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Обжалование в суде

Если вы хотите обжаловать решение в судебном порядке, то подайте исковое заявление в арбитражный суд по местонахождению отделения фонда, с решением которого вы не согласны (ст. 35 АПК РФ).

Исковое заявление можно подать в электронном виде. При этом руководствуйтесь порядком, прописанным в постановлении Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 80.

Обжаловать решение фонда в суде можно в течение трех месяцев со дня, когда страхователь узнал о том, что его права были нарушены (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Суд рассмотрит заявление в течение трех месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). В итоге вынесет одно из двух решений:

  • признает решение отделения фонда незаконным и обяжет его принять иное решение;
  • откажет страхователю в удовлетворении его требований полностью или частично.

Копию решения арбитражного суда направят и заявителю, и в фонд, который принял спорное решение. Сделать это судьи должны в пятидневный срок после того, как примут решение.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Какие отчеты нужно сдавать в ПФР в 2018 году

С переходом страховых взносов под контроль Федеральной налоговой службы перечень отчетности в Пенсионный изменился. Теперь страхователи обязаны предоставлять следующую информацию:

  1. СЗВ-М — информация о застрахованных лицах. Ежемесячная форма, сдается не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
  2. Сведения о стаже по всем сотрудникам. Ежегодная форма, в которой страхователь направляет сведения о трудовом стаже своих сотрудников, а также граждан, работающих по гражданско-правовым или авторским договорам. Отчитаться следует до 1 марта следующего года.
  3. Информация о стаже физического лица. Формируется по индивидуальному запросу представителей ТОПФР. Одной из форм такой отчетности является СЗВ-К — сведения о стаже застрахованного лица до 31.12.2001.
  4. Корректировки за прошедшие периоды. Несмотря на то, что администрирование и отчетность по страховому обеспечению передано в ФНС, исправлять ошибки в РСВ-1 за 2016 и более ранние периоды придется через ПФР. После проверки и принятия корректировки сотрудники Пенсионного фонда самостоятельно оповестят налоговиков об изменениях.
  5. Информация о дополнительно начисленных страховых взносах и прочие сведения.

Пример проверки с помощью онлайн-сервиса

Рассмотрим, как проверить СЗВ-М. Для этого воспользуемся инструментом проверки отчетности ПФР через «Контур онлайн».

Шаг 1. Регистрироваться в системе совершенно не обязательно. Чтобы начать работу с системой, переходим по ссылке, которая расположена сразу под кнопкой «Регистрация».

Шаг 2. На открывшейся странице выбираем тип проверяемой отчетной формы. Для СЗВ-М нужно выбрать кнопку «Отчеты», для корректировок по страховым взносам — кнопку «РСВ-1».

Шаг 3. В диалоговом окне выбираем файл отчета. Проверка возможна только для форматов XML, другой формат загрузить в систему не удастся. Если файл подгрузился нормально, на открывшейся странице появятся информационные данные: наименование учреждения, период сдачи (месяц и год), а также название выбранного файла. Нажимаем кнопку «Проверка».

Шаг 4. Система сформирует результаты проверки (информацию об ошибках, наличие предупреждений, соответствие формату). Протокол можно раскрыть в новом окне, по ссылке.

Шаг 5. В протоколе, сформированном системой, подробно указаны все проблемы.

Исправьте и повторите проверку в системе. В Пенсионный фонд нужно отправлять файлы без ошибок.

Как проходят камеральные проверки Пенсионного фонда

Наиболее часто применяемой и основной проверкой Пенсионного фонда РФ является камеральная. Периодичность проверки — ежеквартально. Мы рассмотрим процедуру проверки и оформления её результатов.

При камеральной проверке органы ПФР контролируют чистоту исчисления, а также полноту и своевременность уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Камеральная проверка может начаться по решению сотрудника территориального органа Пенсионного фонда РФ, в соответствии с его служебным заданием без какого-либо специального разрешения руководителя орана ПФР. Камеральная проверка проходит по местонахождению проверяющего подразделения данного фонда. Такие проверки осуществляют без каких-либо утвержденных планов. Контролю подлежит самая главная отчетность по форме РСВ-1. На первом месте проверяют отчеты тех компании, которые применяют пониженный тариф по страховым взносам. Главное условие начала проверки – плательщик должен представить данные расчеты в ПФР. Еще один главный фактор – то, что срок для проведения камеральной проверки составляет 3 месяца с момента представления данного расчета в ПФР.
Основные направления проверки:

  • идентификация плательщика страховых взносов;
  • своевременность предоставления расчета;
  • арифметический контроль, включающий проверку сопоставимости показателей РСВ с РСВ предыдущего отчетного периода;
  • проверка сопоставимости показателей РСВ с РСВ предыдущего отчетного периода (сальдовые остатки);
  • проверка достоверности показателей РСВ на основе анализа всей имеющейся в территориальном органе ПФР информации;
  • правомерность применения тарифа;
  • правильность применения тарифа с учетом возрастных категорий;
  • полнота и своевременность уплаты страховых взносов.

Не исключено, что, проверяя отчетность, Пенсионный фонд может запросить любой документ, так как перечень запрашиваемых документов не ограничен. Поэтому, советуем вам, представлять все документы, перечисленные в перечне. Если компания этого не сделает, то она может столкнуться со штрафом от 300 до 500 рублей (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Результаты проверки
1. Если в ходе проведения камеральной проверки не выявлены факты правонарушения, то акт не составляется и плательщику о результатах не сообщается, проверка закрывается.
2. Если в ходе проведении камеральной проверки выявлена недоимка, то в день завершения камеральной проверки составляется Справка по форме 3-ПФР о выявлении недоимки. Данная справка составляется в одном экземпляре. Её подписывает руководителем органа ПФР, заверяет печатью. Справку по форме 3-ПФР регистрируют в журнале и хранят в наблюдательном деле, но плательщику не выдают. Зато в течение 3 месяцев плательщику направляется требование об уплате недоимки.
3. Если в ходе проведения камеральной проверки выявлены ошибка в расчетах или несоответствие сведений, то плательщику направляется требование по форме 8-ПФР. В данном требовании плательщика просят предоставить пояснения, либо внести соответствующие исправления. На указанные действия компании дается 5 рабочих дней.

Здесь возможны два варианта дальнейших событий:
Правонарушения не выявлены, при предоставлении пояснений плательщика. Тогда акт проверки не составляется и о результатах плательщику не сообщается.
Выявлен факт правонарушения, при предоставлении пояснений плательщика. В таком случае составляется акт по форме 16-ПФР, не позднее 10 рабочих дней после дня истечения срока для камеральной проверки. Самому плательщику вручается акт в течение 5 рабочих дней после его подписания под роспись. Если же плательщик начнет уклоняться от подписи, то ему акт направляют заказным письмом по почте (акт будет считаться врученным на 6 день после отправки заказного письма). Вместе с актом вручают уведомление о времени и рассмотрении акта.
В течение 15 дней после получения акта плательщик может предоставить свои возражения. Если он не предоставит свои возражения, то в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления возражений выноситься решение о результате проверки. Решение оформляется по форме 19-ПФР (о привлечение к ответственности), либо по форме 20-ПФР (об отказе в привлечении к ответственности). Копия решения после в течение 5 рабочих дней после дня вынесения отправляется плательщику под роспись. Если роспись получить невозможно, то так же как акт по форме 16-ПФР отправляется по почте заказным письмом. Решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения. В течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения выноситься требование об уплате недоимки, пени и штрафов по форме 5-ПФР. Данное требование вручается так же под роспись или отправляется заказным письмом.
Обжаловать решение можно в вышестоящий орган, либо в суд. Можно обратиться с жалобой сразу в две инстанции. Срок для предоставления жалобы – в течение месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе прикладывают обосновывающие документы.