Контролируемая сделка

Критерии контролируемых сделок

НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

  1. по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

  • сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

  • одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

  • по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

  • по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

  • При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

    К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

    • организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

    • организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

    • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.

    Самостоятельная корректировка налоговых обязательств при осуществлении контролируемых сделок

    Налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню, с целью избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

    Корректировку налоговой базы и сумм налогов необходимо произвести по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке:

    • для физических лиц — одновременно с представлением декларации по НДФЛ (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);

    • для организаций — одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

    Налоговый период по НДС — квартал, а по НДПИ — месяц.

    Корректировки по этим налогам отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, а представляются данные декларации одновременно с декларацией по налогу на прибыль организаций (декларацией по НДФЛ).

    Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком по результатам произведенной самостоятельной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (НДФЛ — для физлиц) за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 марта (15 июля) года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

    Обязанность, срок и адрес уведомления о контролируемых сделках

    Сведения в отношении совершенных налогоплательщиками в календарном году контролируемых сделок указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

    Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

    Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

    По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

    Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

    Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России.

    В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

    СИММЕТРИЧНЫЕ КОРРЕКТИРОВКИ

    С 1 января 2012 г. был установлен новый вид налоговых проверок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Проводит данный вид проверок Федеральная налоговая служба Российской Федерации по месту своего нахождения. Если ФНС России по результатам проверки доначислит одному из участников сделки налоги, другой участник контролируемой сделки вправе скорректировать свои налоговые обязательства. Подробнее об условиях и порядке проведения симметричных корректировок читайте в настоящей статье.

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» взамен нескольких действующих статей ввел в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) целый раздел, посвященный налоговому контролю сделок, заключаемых между взаимозависимыми лицами. В этом разделе НК РФ налоговому контролю в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами посвящена целая глава — 14.5 НК РФ.

    Прежде следует отметить, что информация о контролируемых сделках, полученная от налогоплательщиков и налоговых органов, поступает в Межрегиональную инспекцию ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения (далее — МИ ФНС России). МИ ФНС России является территориальным органом, осуществляющим функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах в части вопросов ценообразования и информационному обеспечению деятельности ФНС России, органов государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщиков в данной сфере в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    МИ ФНС России обеспечивает прием, обработку, хранение и анализ информации о контролируемых сделках в соответствии с разд. V.1 НК РФ, осуществляет мониторинг и использование источников информации, необходимых для анализа и контроля цен для целей налогообложения, а также анализ и оценку рыночных процессов и ценообразования на внешних и внутрироссийском рынках.

    По результатам обработки поступивших сведений налоговый орган может принять решение о проведении проверки по контролируемой сделке. Целью такой проверки является установление факта соответствия (или несоответствия) применяемых налогоплательщиком цен по сделке уровню рыночных цен.

    Проверку по контролируемой сделке проводят сотрудники МИ ФНС России по ценообразованию, и проводится она по месту нахождения самой МИ ФНС России, то есть все контрольные мероприятия осуществляются без выезда к налогоплательщику, посредством изучения и проверки представленных документов и сведений.

    В п. 1 ст. 105.17 НК РФ отмечено, что основаниями для проведения ФНС России проверки соответствия цен являются:

    — уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;

    — извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;

    — выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

    В соответствии с п. 4 ст. 105.3 НК РФ ФНС России проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

    1) налога на прибыль организаций;

    2) НДФЛ;

    3) НДПИ;

    4) НДС, если другая сторона сделки — организация или предприниматель — неплательщик НДС, либо освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС.

    ФНС России обязана уведомить налогоплательщика о принятии решения о проведении проверки, в течение трех дней со дня его принятия.

    Проверка проводится в срок, не превышающий 6 месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 12 месяцев.

    Если в результате проверки будет установлено, что цена по контролируемой сделке не соответствует уровню рыночных цен, то налоговая инспекция произведет перерасчет налоговых обязательств налогоплательщика исходя из рыночных цен и доначислит ему налоги.

    В том случае, если одному из участников сделки будет доначислен налог, второй участник получит право откорректировать свои налоговые обязательства в сторону уменьшения, применив для целей налогообложения ту цену, которая была применена налоговым органом в отношении первого участника. Это называется симметричной корректировкой.

    Обратите внимание! Симметричную корректировку можно провести только после того, как лицо, которому были доначислены налоги, исполнит соответствующее решение налоговых органов по уплате недоимки (п. 2 ст. 105.18 НК РФ).

    Стоит иметь в виду, что симметричную корректировку отражают в том налоговом периоде, в котором она была произведена. При этом в соответствии с п. 2 ст. 105.18 НК РФ регистры налогового учета и первичных документов не корректируются.

    В случае если по результатам симметричной корректировки налогоплательщик получает право на возврат налога, то подлежат применению правила, установленные НК РФ в отношении зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога. В данном случае речь идет о нормах гл. 12 «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм» НК РФ, включающей в себя ст. 78 «Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа» и ст. 79 «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа». Кроме того, подлежат применению нормы ст. 176 «Порядок возмещения налога» гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ.

    Основанием для проведения симметричной корректировки является информация, которая содержится в уведомлении о возможности симметричных корректировок (п. 4 ст. 105.18 НК РФ).

    Подобное уведомление ФНС России обязана передать налогоплательщику в течение одного месяца с момента возникновения у него права на проведение симметричных корректировок. Если продавец товаров, работ, услуг обжалует решение о доначислении налога в суд, то этот срок увеличивается до шести месяцев.

    В п. 5 ст. 105.18 отмечено, что если покупатель товаров, работ, услуг не получил от специалистов налоговых органов уведомления о возможности симметричных корректировок, то он может обратиться в налоговые органы с заявлением о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок. К заявлению о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок должны быть приложены копии документов, подтверждающих информацию о вынесенном решении о доначислении налога и его исполнении.

    Налоговый орган должен рассмотреть заявление о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок и принять в течение 15 дней одно из следующих решений:

    — вынести решение о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок;

    — отказать в выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок в связи с несоблюдением порядка подачи заявления или неподтверждением указанной в заявлении информации;

    — проинформировать налогоплательщика о приостановлении сроков для выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок в случае обжалования решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки.

    При симметричной корректировке налогоплательщик не вправе оспаривать ее величину. Исключением являются случаи, когда величина корректировки не соответствует величине, указанной в решении о доначислении налогов (п. 7 ст. 105.18 НК РФ).

    Обратные корректировки осуществляются в течение одного месяца на основании уведомления о необходимости обратных корректировок, полученного от налоговых органов по месту учета. При этом пени в отношении налогов, увеличенных на основании обратных корректировок и подлежащих уплате в бюджет, не начисляются.

    К уведомлению о необходимости обратных корректировок прилагаются:

    — расчет обратных корректировок, составленный в произвольной форме;

    — копия соответствующего судебного акта, отменяющего (изменяющего) или признающего недействительным первоначальное решение о доначислении налога, или соответствующие судебные акты.

    Что касается продавца товаров (работ, услуг), в отношении которого отменено решение о доначислении налога, он имеет право на зачет или возврат излишне уплаченного налога. Однако специалисты налоговых органов проведут такой зачет (возврат) только после проведения обратных корректировок и уплаты налога покупателем товаров (работ, услуг).

    В.В.Семенихин