Кто является налоговым агентом

Об обязанности физического лица самостоятельно уплатить НДФЛ

Г. И. Демидов

Журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2017

Всегда ли на организацию, производящую выплаты физическим лицам, возлагается обязанность налогового агента по НДФЛ? В каких случаях нельзя возложить на физическое лицо обязанность самостоятельно уплатить данный налог? Должен ли гражданин представить в налоговую инспекцию декларацию в случае, когда налоговый агент не перечислил НДФЛ с выплаченных ему доходов?

Физические лица, которые должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ, перечислены в п. 1 ст. 228 НК РФ. К ним, в частности, относятся:

  • физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
  • физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению;
  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, кроме российских военнослужащих, указанных в п. 3 ст. 207 НК РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, – исходя из сумм таких доходов;
  • физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, – исходя из сумм этих доходов;
  • физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и организаторами азартных игр, за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе, – исходя из сумм таких выигрышей;
  • физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
  • физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся ИП, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению;
  • физические лица, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», кроме случаев, предусмотренных абз. 3 п. 52 ст. 217 НК РФ.

Статья 228 НК РФ устанавливает ряд особенностей при исчислении и уплате НДФЛ в отношении перечисленных физических лиц.

Особенности исчисления и уплаты НДФЛ для налогоплательщиков, перечисленных в п. 1 ст. 228 НК РФ

Суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исчисляются в порядке, установленном ст. 225 НК РФ . Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, рассчитывается налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу

Предусмотрено представление в налоговый орган по месту учета физического лица налоговой декларации по форме и в порядке, которые установлены Приказом ФНС РФ от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@ (действует в редакции от 10.10.2016).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений ст. 228 НК РФ, уплачивается по месту жительства налогоплательщика не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога .

В силу ст. 225 «Порядок исчисления налога» НК РФ:

  • сумма налога при определении налоговой базы согласно п. 3 ст. 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы;
  • сумма налога при определении налоговой базы по правилам п. 4 ст. 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы;
  • общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных исходя из п. 1 ст. 225 НК РФ;
  • общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

При заполнении налоговой декларации гражданин может воспользоваться специальной программой, размещенной на сайте ФНС (www.nalog.ru) в разделе «Программные средства / Декларация».

Данная норма установлена Федеральным законом от 29.12.2015 № 396 ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 396 ФЗ) и применяется к правоотношениям по исчислению и уплате НДФЛ за налоговые периоды начиная с 2016 года.

Если физическое лицо получило плату от сдачи имущества в аренду…

В случае предоставления физическим лицом имущества в аренду у него возникает доход, облагаемый налогом по ставке 13% (пп. 4 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209 НК РФ).

Объектами аренды имущества у физического лица могут быть здания, сооружения, транспортные средства с предоставлением или без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортного средства с экипажем (без экипажа)) и другие объекты. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

Уплата НДФЛ с дохода от сдачи имущества в аренду физическими лицами, не являющимися ИП

Уплата налога самостоятельно

Удержание налога налоговым агентом

Если имущество сдано в аренду (п. 1, 2 ст. 226, пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ):

– физическому лицу (как гражданину РФ, так и иностранцу или лицу без гражданства), которое не является ИП;

– иностранной организации, которая не имеет подразделения в РФ

Если имущество сдано в аренду российской организации, российскому подразделению иностранной организации, ИП, нотариусу или адвокату (п. 1, 2 ст. 226 НК РФ)

При самостоятельной уплате налога его расчет производится по окончании года по следующей формуле (п. 1 ст. 224, ст. 225 НК РФ):

Сумма налога

=

Доход от сдачи имущества в аренду за год

х

13%

Как уже было отмечено, в данной ситуации необходимо не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения доходов от аренды, представить в инспекцию налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ), а не позднее 15 июля заплатить исчисленную сумму налога в бюджет (п. 4 ст. 228 НК РФ).

Если же имущество сдается физическим лицом в аренду российской организации (российскому подразделению иностранной организации, ИП, нотариусу или адвокату), арендатор признается налоговым агентом и на него возлагается обязанность рассчитывать и уплачивать НДФЛ с арендной платы. Таким образом, при выплате арендных платежей арендатор удерживает налог в размере 13% и перечисляет его в бюджет (абз. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом арендатор не вправе перечислять НДФЛ с арендной платы из собственных средств (п. 9 ст. 226 НК РФ). Официальная позиция контролеров представлена в письмах Минфина РФ от 18.09.2013 № 03-04-06/38698, от 16.08.2013 № 03-04-06/33598, от 28.06.2013 № 03-04-06/24889, ФНС РФ от 09.04.2012 № ЕД-4-3/5894@, от 25.10.2011 № ЕД-4-3/17651@, УФНС по г. Москве от 18.06.2012 № 20-14/053155@.

Отметим, что арбитры также придерживаются мнения, что при выплате арендной платы физическому лицу необходимо исчислить НДФЛ (постановления ФАС УО от 27.09.2013 № Ф09-8911/13, ФАС ПО от 21.02.2013 № А06-3662/2012, ФАС ЗСО от 26.09.2011 № А27-16788/2010).

Есть, правда, отдельные решения, согласно которым арендатор не является налоговым агентом по НДФЛ (постановления ФАС ПО от 09.11.2011 № А12-15768/2010, от 17.11.2011 № А57-12030/2010). Однако, учитывая официальную позицию контролеров и общую судебную практику, мы не рекомендуем ориентироваться на эти решения.

Если налоговый агент не перечислил НДФЛ с выплаченных физическому лицу доходов…

Итак, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ в редакции Федерального закона № 396-ФЗ исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 228 НК РФ производят физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, исходя из сумм таких доходов.

В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ, введенным Федеральным законом № 396-ФЗ, налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в предусмотренном порядке, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Физическое лицо не обязано самостоятельно исчислять налог, если при получении дохода от налогового агента НДФЛ не был перечислен в бюджет.

Вопрос об исчислении, уплате и декларировании НДФЛ физическим лицом в случае, если налоговый агент не удержал налог, был рассмотрен ФНС в Письме от 10.04.2017 № БС-4-11/6723@.

Проанализировав действующие положения НК РФ, налоговое ведомство указало: физическое лицо не обязано представлять декларацию по доходам, полученным с 01.01.2016, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, сведения о которых представлены налоговыми агентами в установленном порядке.

При этом налоговики обратили внимание, что Налоговый кодекс не содержит запрета на представление декларации, если гражданин считает это целесообразным: п. 2 ст. 229 НК РФ установлено, что лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе подать ее в налоговый орган по месту жительства (например, с целью получения налоговых вычетов).

В соответствии с п. 4 ст. 229 НК РФ в налоговых декларациях физические лица:

  • указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (если иное не предусмотрено п. 4 ст. 229 НК РФ), источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода;
  • вправе не отражать доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 217 НК РФ (за исключением доходов, указанных в п. 60 и 66 ст. 217 НК РФ), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 – 221 НК РФ.

Когда расчет налога с дивидендов производится физическим лицом самостоятельно.

Физическое лицо – налоговый резидент самостоятельно рассчитывает сумму НДФЛ в отношении дивидендов, полученных от иностранной организации.

К сведению

Иностранные организации – эмитенты ценных бумаг не признаются налоговыми агентами согласно гл. 23 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 208 НК РФ дивиденды, полученные от иностранной организации, относятся к доходам от источников за пределами РФ. На основании п. 1 ст. 214 НК РФ сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ.

При этом лица, получающие дивиденды от источников в иностранном государстве, с которым РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, вправе уменьшить сумму НДФЛ на величину налога, уплаченного в этом государстве.

Порядок зачета в РФ уплаченных в иностранном государстве налогов установлен в ст. 232 НК РФ. В соответствии с п. 2 и 3 данной статьи зачет в РФ суммы налога, уплаченного физическим лицом – налоговым резидентом РФ в иностранном государстве с полученных им доходов, производится по окончании налогового периода на основании:

  • представленной физическим лицом налоговой декларации, в которой указывается подлежащая зачету сумма налога, уплаченного в иностранном государстве;
  • документов, приложенных к декларации, которые подтверждают суммы полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, вид дохода, а также календарный год, в котором был получен доход. Вместо названных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, поданной им в иностранном государстве, копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

Специальных положений о форме представления в налоговые органы указанных документов (на бумажном носителе или в электронном виде) ст. 232 НК РФ не содержит, в связи с чем следует применять общие правила представления документов, предусмотренные Налоговым кодексом (Письмо Минфина РФ от 15.02.2016 № 03-04-07/8120 (направлено Письмом ФНС РФ от 01.03.2016 № БС-4-11/3406@ «О налогообложении доходов физических лиц»)).

Если сумма НДФЛ, уплаченная в иностранном государстве, с которым РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, превышает сумму рассчитанного в РФ налога, полученная разница не подлежит возврату из бюджета РФ (п. 2 ст. 224, пп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ).

К сведению

Российские организации в отношении выплачиваемых дивидендов могут признаваться налоговыми агентами:

  • либо в случае, когда они являются эмитентами ценных бумаг, по основаниям, предусмотренным в пп. 3, 4 п. 2 ст. 226.1 НК РФ;
  • либо, если они являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе доверительными управляющими, в установленных п. 2 ст. 226.1 НК РФ случаях.

Возможен еще один случай, когда физическому лицу придется самостоятельно заплатить НДФЛ с дивидендов в бюджет, – если налог не был удержан налоговыми агентами (например, при получении дивидендов в натуральной форме). При этом по общему правилу налоговый агент не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом, направляет налогоплательщику и в налоговый орган сообщение о невозможности удержания налога, суммах дохода, с которого не удержан налог, и самой сумме неудержанного налога.

Как уже было отмечено, физическому лицу в такой ситуации не придется подавать налоговую декларацию, а налог надо будет уплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим годом, на основании налогового уведомления (п. 14 ст. 226.1, пп. 4 п. 1, п. 6 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).

Если продается доля в уставном капитале…

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ на налогоплательщиков – физических лиц возложена обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ при получении дохода от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Следовательно, при продаже доли в уставном капитале организации и получении дохода по такой сделке налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог, а также представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по НДФЛ (п. 2, 3 ст. 228 НК РФ).

При продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением указанной доли, а также на сумму документально подтвержденных расходов по дополнительно вносимым в уставный капитал взносам (вкладам) при условии регистрации увеличения уставного капитала в установленном действующим законодательством порядке (письма Минфина РФ от 19.03.2015 № 03-04-05/14757, от 08.04.2011 № 03-04-05/3-240, ФНС РФ от 06.04.2011 № КЕ-4-3/5392@).

Доходы, получаемые от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, не подлежат обложению НДФЛ. Однако этой льготой можно воспользоваться при условии, что на дату реализации таких долей они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет (п. 17.2 ст. 217 НК РФ).

Следует помнить, что освобождение от налогообложения доходов, полученных от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, возможно с 2016 года. Доходы, полученные от реализации доли в уставном капитале, приобретенной до 1 января 2011 года, подлежат налогообложению в установленном порядке (письма Минфина РФ от 18.05.2015 № 03-04-05/28201, от 21.07.2014 № 03-04-05/35537, от 27.10.2011 № 03-04-06/4-288).

Однако в случае выхода участника из общества у налогоплательщика не будет обязанности самостоятельно уплачивать налог. В этой ситуации его доля переходит к обществу, а оно обязано выплатить участнику действительную стоимость его доли в уставном капитале общества.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ. Исключение составляют доходы, в отношении которых налог исчисляется и уплачивается в соответствии со ст. 214.3 – 214.6, 226.1, 227, 228 НК РФ.

Доход налогоплательщика в виде действительной стоимости доли, полученный при его выходе из общества, не относится к доходам, перечисленным в названных статьях. Таким образом, организация в отношении этих доходов налогоплательщика является налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в общеустановленном порядке с полной суммы выплаченного дохода, а также представить в налоговый орган соответствующие сведения по форме 2-НДФЛ.

Напомним, что налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением доли (ее части) в уставном капитале общества, не только при продаже этой доли (ее части), но и в случае (пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ в редакции Федерального закона от 08.06.2015 № 146-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»):

  • выхода из состава участников общества;
  • передачи средств (имущества) участнику общества в случае ликвидации общества;
  • уменьшения номинальной стоимости доли в уставном капитале общества.

В состав расходов, связанных с приобретением доли в уставном капитале общества, налогоплательщик сможет включить следующие расходы:

  • расходы в сумме денежных средств и (или) стоимости иного имущества, внесенных в качестве взноса в уставный капитал при учреждении общества или увеличении его уставного капитала;
  • расходы на приобретение или увеличение доли в уставном капитале общества.

При отсутствии документально подтвержденных расходов на приобретение доли в уставном капитале общества налогоплательщик сможет уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму доходов, полученных им в результате прекращения участия в обществе, не превышающую в целом 250 000 руб. за налоговый период.

При продаже части доли в уставном капитале общества, принадлежащей налогоплательщику, его расходы на приобретение указанной части доли будут учитываться пропорционально уменьшению доли такого налогоплательщика в уставном капитале общества.

В случае получения дохода в виде осуществления выплат участнику общества в денежной или натуральной форме в связи с уменьшением уставного капитала общества расходы налогоплательщика на приобретение доли в уставном капитале будут учитываться пропорционально уменьшению такого уставного капитала.

Если уставный капитал общества был увеличен за счет переоценки активов, при его уменьшении расходы налогоплательщика на приобретение доли в уставном капитале будут учитываться в сумме выплаты участнику общества, превышающей сумму увеличения номинальной стоимости его доли в результате переоценки активов.

Самостоятельно исполнить обязанности по исчислению и уплате НДФЛ физическое лицо сможет и в случае получения имущества при ликвидации организации. При передаче имущества участнику при ликвидации общества он имеет право на имущественный вычет в сумме расходов на приобретение этого имущества (денег или стоимости иного имущества, внесенных в качестве взноса в уставный капитал общества при его создании или увеличении его уставного капитала) (Письмо Минфина РФ от 17.06.2016 № 03-04-05/35437).

Если продано имущество физическим лицом, ранее осуществлявшим предпринимательскую деятельность…

По правилам п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы, которые были получены физическими лицами от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также от продажи иного имущества, находившегося в их собственности три года и более.

Однако согласно абз. 2 этого пункта данные положения не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества, непосредственно используемого ИП в предпринимательской деятельности.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ с суммы такого дохода.

Если к моменту продажи недвижимого имущества, которое непосредственно использовалось в предпринимательской деятельности, физическое лицо прекратило деятельность в качестве ИП, доходы, полученные от продажи такого помещения, подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. При этом на налогоплательщика возложена обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ, а также представлять декларацию по НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета (Письмо Минфина РФ от 30.04.2015 № 03-04-05/25298).

* * *

Итак, самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ должны граждане, которые получили доходы от продажи имущества, предоставления имущества в аренду лицам, не являющимся налоговыми агентами, доходы в виде выигрышей и подарков и др. Самостоятельная уплата налога предусмотрена и в отношении доходов, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговыми агентами. Вместе с тем, если налоговый агент представил в инспекцию в установленном порядке сведения о таких доходах, физическое лицо освобождается от необходимости в обязательном порядке представлять декларацию, а платеж производится на основании требования налогового органа.

Индивидуальный предприниматель, налоговый агент

Индивидуальный предприниматель, налоговый агент

При ведении бизнеса индивидуальный предприниматель может выступать не только самостоятельным плательщиком налогов и сборов, но и выполнять функции налогового агента. Причем чаще всего предприниматели выступают налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), ведь вести бизнес в одиночку сложно, поэтому индивидуальные предприниматели, наряду с организациями, активно используют труд наемных работников по трудовым и гражданско-правовым договорам. При выплате заработной платы или вознаграждения по договору физическим лицам у индивидуального предпринимателя возникают обязанности налогового агента по НДФЛ.

В пункте 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Порядок исчисления и уплаты такого налога, как налог на доходы физических лиц, определен одноименной главой 23 НК РФ, в соответствии с которой плательщиками указанного налога признаются физические лица – резиденты Российской Федерации, а также нерезиденты, получающие доходы в Российской Федерации. Мы уже отметили, что индивидуальные предприниматели сегодня активно используют наемный труд, как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Любая работа требует оплаты. Если это трудовой договор, то коммерсант выплачивает заработную плату своему работнику, если речь идет о труде в рамках гражданско-правового соглашения, то имеет место выплата вознаграждения по договору. И то, и другое в целях налогообложения рассматривается как доход физического лица, с которого последний обязан заплатить налог. Однако физические лица в большинстве своем сами этот налог не уплачивают, за них это делают налоговые агенты – субъекты, выплачивающие им доходы. Аналогичные разъяснения на этот счет содержатся в многочисленных письмах контролирующих органов, например, в письмах Минфина России от 23 октября 2012 года № 03-04-08/8-362, от 7 сентября 2012 года № 03-04-06/8-272, от 5 августа 2011 года № 03-04-06/3-179, ФНС России от 1 ноября 2010 года № ШС-37-3/14584@ и в других.

При наличии соответствующих обстоятельств налоговыми агентами признаются не только организации, но и индивидуальные предприниматели. Как сказано в статье 226 НК РФ индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в бюджет.

Причем при исчислении налога, подлежащего удержанию у физического лица, а также при уплате его в бюджет индивидуальный предприниматель – налоговый агент обязан руководствоваться правилами статьи 226 НК РФ.

Пунктом 2 указанной статьи определено, что исчисление сумм и уплата НДФЛ производится коммерсантом в отношении всех доходов физического лица, источником которых является сам индивидуальный предприниматель, с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 НК РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Обратите внимание!

Это правило не применяется при выплате доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ.

Отметим, что статьей 224 НК РФ предусмотрено несколько действующих ставок налога, а именно: 9%, 13%, 15%, 30% и 35%. При этом общей ставкой налога является ставка налога 13%, все остальные ставки специальные и применяются в зависимости от налогового статуса физического лица и вида полученного им дохода.

В частности, по ставке 9% налог удерживается с процентов, полученных гражданами по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года. Под 15%-ную ставку попадают дивиденды, выплачиваемые российскими фирмами гражданам-нерезидентам. 30%-ная ставка применяется в общем случае по всем иным доходам физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, а так же в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного держателя. Доходы в виде призов, выигрышей, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ, процентные доходы по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК РФ, и прочие облагаются налогом по максимальной ставке 35%.

В соответствии с пунктом 3 статьи 226 НК РФ исчисление сумм налога, подлежащего удержанию по ставке 13%, производится индивидуальным предпринимателем ежемесячно нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом предусмотрен зачет удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Обратите внимание!

Из пункта 3 статьи 226 НК РФ вытекает, что это правило применяется ко всем доходам физического лица, начисленным ему за данный период.

Причем пунктом 4 статьи 226 НК РФ установлено, что налог удерживается налоговым агентом непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом данное правило применяется во взаимоувязке со статьей 223 НК РФ, определяющей даты получения доходов физическим лицом.

В этой связи, при выплате заработной платы своим работникам, коммерсанту следует обратить внимание на пункт 2 статьи 223 НК РФ, из которого следует, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Датой получения дохода при выплате вознаграждения по гражданско-правовому договору по общему правилу признается день его выплаты, в том числе путем перечисления на счета налогоплательщика в банках либо по его распоряжению на счета третьих лиц, на что указывает подпункт 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ.

Сумма НДФЛ применительно к доходам, налогообложение которых производится по специальным ставкам, исчисляется индивидуальным предпринимателем – налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Как уже было отмечено, удержать сумму налога коммерсант обязан непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом законодательно определено, что удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых им налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

Поэтому, если доход выдается в натуральной форме, то произвести удержание налога коммерсант обязан при первой выплате физическому лицу любых денежных средств – заработной платы, отпускных и так далее (абзац 2 пункта 4 статьи 226 НК РФ). Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в письме ФНС России от 22 августа 2014 года № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Если у коммерсанта нет возможности удержать сумму налога у налогоплательщика, то на основании пункта 5 статьи 226 НК РФ он обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Сообщение оформляется налоговым агентом по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год», утвержденной Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 года № ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников» (далее – Приказ ФНС РФ № ММВ-7-3/611@).

Обратите внимание!

НК РФ не обязывает налогового агента представлять сведения о невозможности удержания налога в электронной форме, поэтому подать такие сведения можно в обычном бумажном формате. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 18 апреля 2011 года № КЕ-4-3/6132.

После направления такого уведомления налоговикам обязанности коммерсанта, как налогового агента, в отношении такого налогоплательщика прекращаются, а обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, на что в частности, указывают письма Минфина России от 12 марта 2013 года № 03-04-06/7337, от 5 апреля 2010 года № 03-04-06/10-62, от 9 февраля 2010 года № 03-04-06/10-12.

Обратите внимание!

Из разъяснений налоговиков, приведенных в письме ФНС России от 16 июля 2012 года № ЕД-4-3/11637@, следует, что о невозможности удержания налога коммерсант – налоговый агент должен проинформировать налоговиков, даже если он своевременно этого не сделал.

Выступая налоговым агентом по НДФЛ, индивидуальный предприниматель обязан перечислять суммы исчисленного и удержанного налога в бюджет. Причем сроки перечисления сумм налога зависят от того в какой форме выплачивается доход индивидуальным предпринимателем. Так, при выплате дохода за счет средств, снятых с расчетного счета, индивидуальный предприниматель должен перечислить налог в бюджет в день снятия наличных. В том случае, если доход выплачивается физическим лицам за счет полученной выручки, то НДФЛ нужно перечислить в бюджет на следующий день после выплаты дохода.

Если доход перечисляется на банковский счет налогоплательщика, то НДФЛ уплачивается одновременно с перечислением дохода.

При выплате дохода в натуральной форме, а также по доходам в виде материальной выгоды, налоговый агент должен заплатить НДФЛ не позднее дня, следующего за днем удержания налога.

Отметим, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная индивидуальным предпринимателем у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается коммерсантом по месту своего учета.

Если совокупная сумма налога, удержанная коммерсантом, составляет более 100 рублей, то ее уплата производится в бюджет в общем порядке. Если же совокупная сумма налога не превышает указанного предела, то коммерсанту следует ее добавить к сумме налога, который подлежит уплате в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года. Такие правила предусмотрены пунктом 8 статьи 226 НК РФ.

Имейте в виду, что уплата НДФЛ за счет средств налогового агента, то есть за счет средств самого индивидуального предпринимателя не допускается, на это прямо указывает пункт 9 статьи 226 НК РФ. Подтверждает это и Минфин России в своих письмах от 12 ноября 2014 года № 03-04-06/57158, от 19 февраля 2010 года № 03-02-07/1-69. При этом в пункте 9 статьи 226 НК РФ определено, что при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц. Аналогичные разъяснения приведены и в письме Минфина России от 29 апреля 2011 года № 03-04-05/3-314, письме УФНС России по городу Москве от 27 сентября 2012 года № 20-14/091304@.

Индивидуальному предпринимателю – налоговому агенту по НДФЛ следует помнить о том, что неисполнение им возложенных на него обязанностей налогового агента по НДФЛ может повлечь за собой привлечение его к различным видам ответственности – налоговой, административной и даже к уголовной.

Так, в соответствии со статьей 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Заметим, что в данном случае речь идет именно о штрафе в размере 20% от суммы налога, подлежащего удержанию и (или) перечислению, а не о недоимке. Взыскивать сам налог с коммерсанта, неудержанный им у налогоплательщика, на основании статьи 123 НК РФ не правомерно, ведь пункт 9 статьи 226 НК РФ прямо запрещает уплату налога за счет средств налогового агента. Аналогичного мнения придерживаются и суды. В частности такой вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 16 мая 2006 года № 16058/05, в постановлении ФАС Поволжского округа от 23 июля 2009 года по делу № А57-5229/2008, в постановлении ФАС Московского округа от 28 июля 2009 года по делу № КА-А40/6948-09 и в других.

Причем оштрафовать индивидуального предпринимателя по статье 123 НК РФ можно лишь в том случае, если у него имелась возможность удержания налога, но он этого не сделал, например, выплатил денежный доход физическому лицу, но не удержал сумму НДФЛ. Аналогичный вывод содержится в пункте 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 57).

Если налог был удержан, но не перечислен в бюджет, то, помимо штрафа, с коммерсанта будет взыскана недоимка по налогу, а также сумма пени за каждый день просрочки. В том случае если имелась возможность взыскания налога, но он не был удержан у налогоплательщика, придется заплатить штраф и пени. Данные выводы содержатся в пункте 2 постановления № 57.

В части последнего варианта отметим следующую особенность.

Правоприменительная практика содержит примеры судебных решений, в которых суд считает неправомерным начисление штрафа и пени налоговым агентам, не удержавшим налог у налогоплательщика. Например, такая точка зрения суда изложена в постановлении ФАС Московского округа от 11 апреля 2011 года по делу № КА-А40/1664-11-2 или в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 6 июня 2011 года по делу № А45-10322/2010. Однако эти судебные решения принимались судами в тот период, когда сама статья 123 НК РФ действовала в иной редакции и не предусматривала мер налоговой ответственности за неудержание сумм налоговыми агентами.

Вместе с тем сегодня ситуация изменилась и неудержание сумм налога налоговым агентом рассматривается в качестве самостоятельного налогового правонарушения, совершение которого влечет за собой взыскание штрафа. Поэтому оштрафовать налогового агента по статье 123 НК РФ можно даже в том случае, если он заплатит налог за счет собственных средств.

Заметим, что статья 123 НК РФ – это не единственная «налоговая» статья, грозящая коммерсанту за невыполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ. На это указывает статья 126 НК РФ.

Так, если коммерсант не представит в установленные сроки в налоговые органы документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, то его оштрафуют. Причем заплатить штраф придется в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. На это указывает пункт 1 статьи 126 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговикам сведений о налогоплательщике, отказ коммерсанта представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, может привести индивидуального предпринимателя к штрафу в размере 10 000 рублей.

Не стоит забывать и о предоставлении документов в ходе налоговых проверок.

Если при проведении налоговой проверки индивидуальный предприниматель отказывается предоставить запрашиваемые контролерами документы или не представляет их в установленные сроки, то должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ. Такие действия индивидуального предпринимателя также приведут к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ, на что, в частности, указывает пункт 4 статьи 93 НК РФ.

Помимо всего прочего, индивидуального предпринимателя – налогового агента контролирующие органы могут оштрафовать и на основании статьи 120 НК РФ.

Ведь в соответствии с пунктом 3 статьи 24 НК РФ индивидуальный предприниматель должен в течение четырех лет хранить документы, необходимые для исчисления, удержания и перечисления налогов. В том случае, если у коммерсанта таких документов не будет, то фискалы могут привлечь индивидуального предпринимателя к ответственности по статье 120 НК РФ. При этом штраф в зависимости от состава правонарушения может составить от 10 000 до 40 000 рублей.

Напоминаем, что состав обязанностей налоговых агентов не является исчерпывающим, на основании пункта 3.1 статьи 24 НК РФ налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ.

В частности, налоговые агенты по НДФЛ, в том числе и коммерсанты, обязаны сообщать налогоплательщикам о фактах и суммах излишне удержанного у них налога. При этом законом на эти действия налоговому агенту отведено всего десять рабочих дней с момента выявления такого факта (абзац 2 пункта 1 статьи 231 НК РФ).

Правда, пока за нарушение данной обязанности налоговым агентом меры ответственности не предусмотрены.

Так как НК РФ не определяет форму и способ сообщения налоговым агентом налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога, то сообщить налогоплательщику о факте удержания «лишних» сумм налога коммерсант может в произвольной форме. Именно такие разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина России от 16 мая 2011 года № 03-04-06/6-112.

В силу пункта 1 статьи 231 НК РФ, излишне удержанная коммерсантом – налоговым агентом сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ.

Причем заявление подается именно налоговому агенту, а не в налоговый орган (пункт 1 статьи 231 НК РФ, постановление ФАС Уральского округа от 6 мая 2010 года по делу № Ф09-3130/10-С2).

Индивидуальному предпринимателю следует помнить о том, что при непредставлении им сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, он может привлекаться не только к налоговой, но и к административной ответственности. На это указывает статья 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Так, в соответствии с пунктом 1 указанной статьи КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 15.6 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от 300 до 500 рублей.

При неисполнении обязанностей налогового агента индивидуальный предприниматель может привлекаться даже к уголовной ответственности, на что указывает статья 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Однако такое возможно, если неисполнение обязанностей налогового агента связано с личными интересами коммерсанта и совершено им в крупном и особо крупном размере.

В обязанности индивидуального предпринимателя – налогового агента по НДФЛ входит ведение учета доходов, полученных от него физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов.

Причем вести указанный учет коммерсант обязан отдельно по каждому физическому лицу в регистрах налогового учета, разрабатываемых им самостоятельно.

При этом форма регистра может быть любая, главное, чтобы в них имелась вся необходимая информация, ведь на основании этих данных коммерсант – налоговый агент будет заполнять справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, утвержденной, как уже было отмечено, Приказом ФНС России № ММВ-7-3/611@.

В соответствии со статьей 230 НК РФ в указанных налоговых регистрах по НДФЛ помимо сведений, позволяющих идентифицировать налогоплательщика, в обязательном порядке должны содержаться следующие данные:

– вид выплачиваемых налогоплательщику доходов;

– вид предоставленных налоговых вычетов;

– суммы дохода и даты их выплаты;

– статус налогоплательщика;

– даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации;

– реквизиты соответствующего платежного документа.

Следует отметить, что по общему правилу ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальные предприниматели – налоговые агенты по НДФЛ представляют в свою налоговую инспекцию сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ в формате, утвержденном также Приказом ФНС России № ММВ-7-3/611@. В Приложении к данной форме содержатся Рекомендации по ее заполнению. Порядок представления сведений о доходах физических лиц утвержден Приказом ФНС России от 16 сентября 2011 года № ММВ-7-3/576@ «Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц».

Указанные сведения представляются коммерсантами либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, либо на электронных носителях. И только в том случае, если в течение года число физических лиц, которым индивидуальный предприниматель выплатил доходы, не превысило 10 человек, справки 2-НДФЛ могут представляться им в налоговую инспекцию в бумажном виде (пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Имейте в виду, что, помимо налоговой инспекции, индивидуальный предприниматель – налоговый агент обязан выдавать справки о полученных доходах и самим физическим лицам, получившим от него доход, например, для получения социального налогового вычета, при оформлении кредитов и так далее. Выдается такая справка по заявлению самого физического лица, на что указывает пункт 3 статьи 230 НК РФ.

Обратите внимание!

При выплате доходов таким физическим лицам как индивидуальные предприниматели, например, при выполнении работ или оказании услуг индивидуальный предприниматель не является налоговым агентом по НДФЛ.

Однако прежде чем игнорировать свои обязанности налогового агента в отношении таких физических лиц, коммерсанту следует убедиться, что они действительно зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Если на просьбу индивидуального предпринимателя физическое лицо предъявило ему соответствующий документ, например, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или же документ о постановке на налоговый учет, то коммерсанту не нужно в отношении такого лица исчислять и удерживать сумму налога, а также подавать сведения в налоговую инспекцию.

В том случае, если выплата в пользу такого гражданина осуществляется по иным основаниям, не связанным с бизнесом, например, по трудовому договору, то обязанности налогового агента у индивидуального предпринимателя возникают в общем порядке.

В завершении хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что с 1 января 2016 года в НК РФ будут внесены изменения Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах».

В частности, пункт 1 статьи 223, определяющей дату фактического получения дохода для целей НДФЛ, некоторые пункты статьи 226, устанавливающей особенности исчисления НДФЛ, порядок и сроки уплаты этого налога налоговыми агентами, а также пункт 2 статьи 230 НК РФ будут изложены в новой редакции.

Порядок выполнения банками функций налогового агента по налогу на доходы физических лиц

Банки, как и другие организации, исполняют функции налогового агента по налогу на доходы физических лиц. Плательщиками налога являются физические лица. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ определяется 23 главой НК РФ «Налог на доходы физических лиц».

Налогообложение НДФЛ сотрудников банка производится в общеустановленном порядке и не имеет специфических особенностей.

Специфические особенности возникают у банка в связи с определением материальной выгоды и применения ставок НДФЛ.

К доходам в виде материальной выгоды в соответствии со ст. 212 «Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды» НК РФ относится:

1) материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами;

2) материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;

3) материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок.

Материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами

В соответствии с п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору, заключенному с физическим лицом, банк обязуется предоставить кредит заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Таким образом законодательно закреплено, что заемщик обязан уплачивать проценты.

Материальная выгода возникает у физического лица (заемщика) при условии, что проценты, уплачиваемые по кредиту, ниже установленного предела.

Если заемщик несет расходы в сумме меньшей, чем предельные нормы, обозначенные в п. 2 ст. 212 НК РФ, у него возникает доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на уплате процентов за пользование кредитными средствами. Налоговым кодексом определен порядок определения материальной выгоды (п. 2 ст. 212 «Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды»):

1) материальная выгода по кредитам, выданным в рублях, возникает, если сумма процентов, исчисленная по условиям договора, меньше двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода; сумма материальной выгоды равна разнице между расчетной суммой процентов (по ставке рефинансирования — 2/3) и суммой процентов по условиям договора;

2) материальная выгода по кредитам, выданным в иностранной валюте, возникает, если сумма процентов, исчисленная по условиям договора, меньше суммы процентов, исчисленной исходя из 9 процентов годовых; сумма материальной выгоды равна разнице между расчетной суммой процентов (по ставке 9%) и суммой процентов по условиям договора.

При получении доходов в виде материальной выгоды в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ датой получения дохода является день уплаты заемщиком процентов по кредиту.

Если банк выдает беспроцентный кредит, то материальная выгода определяется на дату возврата кредита. Если срок беспроцентного кредита приходится на несколько налоговых периодов, то доход в виде материальной выгоды возникает только в налоговом периоде, когда кредит подлежит возврату.

При этом пп. 1 п. 1 ст. 212 «Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды» НК РФ установлено, что доход в виде материальной выгоды не облагается НДФЛ:

1) по материальной выгоде, полученной от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты;

2) по материальной выгоде, полученной от экономии на процентах за пользование кредитами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доли в них;

3) по материальной выгоде, полученной от экономии на процентах за пользование кредитами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов, полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доли в них.

Для последних двух видов кредитов предусмотрено дополнительное общее условие, которое освобождает от уплаты НДФЛ. Заемщик должен иметь право на получение имущественного налогового вычета, установленного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, подтвержденного налоговым органом согласно п. 3 ст. 220 НК РФ.

Налоговая ставка по материальной выгоде, полученной от экономии на процентах, установлена в размере 35 процентов:

— по процентным доходам по вкладам в банках в части превышения суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых;

— суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров процентов исчисленных исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленных исходя из условий договора по иностранной валюте 9% годовых.

В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ, банк обязан только рассчитать сумму налога, а обязанность удержать ее и перечислить в бюджет на него теперь не распространяется. Сообщать о невозможности удержать НДФЛ банку необходимо один раз в год — в течение одного месяца с даты окончания налогового периода. В эти же сроки банк должен предоставить сведения о доходах физических лиц, а также суммах начисленных и неудержанных налогов

Такой порядок действий налогового агента касается только налогообложения доходов в виде материальной выгоды, возникающей у физических лиц — клиентов банка, не являющихся его сотрудниками. Если беспроцентный кредит выдан сотруднику, то банк обязан рассчитать сумму налога, удержать ее и перечислить в бюджет.

Налоговый агент по НДФЛ

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются «иные» налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При выплате налогоплательщику дохода в «натуральной форме» или получении налогоплательщиком дохода в виде «материальной выгоды» удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также «порядок» его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному «пунктом 2 статьи 230» настоящего Кодекса.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учета налогового агента в налоговых органах.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке.

Налоговый агент НДФЛ

1 ст. 226 НК РФ). Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика налог и перечислить его в бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ). Налоговые агенты выступают своего рода посредниками между налогоплательщиками и государством.

К ним относятся (п. 1 ст. 226 НК РФ):

— российские организации <1>;

— обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Обратите внимание!

Если иностранная организация выплачивает доходы физическому лицу не через обособленное подразделение в РФ, налоговым агентом она не является (см., в частности, Письма Минфина России от 13.09.2012 N 03-04-06/6-277, ФНС России от 03.09.2012 N ОА-4-13/14633);

— индивидуальные предприниматели <1>;

— нотариусы, занимающиеся частной практикой <1>;

— адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты <1>.

<1> С 1 января 2015 г. расширен перечень лиц, которые вправе нанимать иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на основании патента. С указанной даты помимо граждан РФ к ним относятся и другие лица, предусмотренные п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ. (абз. 3 п. 6 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ). С указанной даты российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, могут быть налоговыми агентами по отношению к иностранным гражданам, получившим патент (п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ, п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.11.2014 N 368-ФЗ).

Отметим, что, по мнению Минфина России, высказанному в Письме от 21.04.2008 N 03-04-06-01/97, указанные лица являются налоговыми агентами вне зависимости от источника денежных средств, за счет которого выплачиваются доходы налогоплательщику. Например, если российская организация выплачивает своим работникам премии (бонусы) по поручению и за счет иностранной организации, она признается налоговым агентом.

Однако в Письмах от 02.10.2009 N 03-04-06-01/252, от 11.03.2009 N 03-04-06-01/53 финансовый орган высказал противоположную позицию, согласно которой организация, выплачивающая денежные средства, но не являющаяся источником выплаты дохода налогоплательщику, не признается налоговым агентом.

Такое возможно, к примеру, когда работодатель по договоренности с сотрудниками удерживает из их зарплаты денежные средства, которые перечисляет третьим лицам. Если с такими лицами у организации не заключены трудовые (гражданско-правовые) договоры, исчислять и удерживать НДФЛ с подобных выплат не нужно (см. Постановление от 03.09.2010 N КА-А40/10021-10).

Заметим, что в случае заключения договоров аутстаффинга (аренды персонала) налоговым агентом по НДФЛ является организация-исполнитель, выплачивающая своим работникам заработную плату за выполнение определенных работ для организации-заказчика (Письма Минфина России от 06.11.2008 N 03-03-06/8/618, от 06.11.2008 N 03-03-06/1/618).

Отметим, что физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями, при осуществлении выплат нанимаемым работникам налоговыми агентами не признаются. НДФЛ в таком случае рассчитывают и уплачивают лица, которые получили доход (Письмо Минфина России от 13.07.2010 N 03-04-05/3-390).

Налоговые агенты должны исчислить и удержать налог у физического лица со всех доходов, которые они ему выплачивают, за исключением отдельных их видов (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Примечание

Подробнее о том, когда налоговый агент не должен удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ, вы можете узнать в разд. 9.3 «Когда организация не удерживает НДФЛ».

Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 453;

>В договор нельзя включать условие об уплате НДФЛ за счет налогового агента

Налоговая база

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (статья 212 НК РФ).

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база в зависимости от типа доходов и налоговых ставок, применяемых к таким доходам, определяется по следующим правилам:

по ставке 13% — налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (статьи 218 — 221 НК РФ).

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.

по иным ставкам — налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.

Доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

>Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный год.

Доходы, освобождаемые от налогообложения

В соответствии со статьей 217 НК РФ от обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) освобождаются следующие виды доходов:

  • государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;
  • все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат;
  • вознаграждения донорам;
  • алименты, получаемые налогоплательщиками;
  • гранты, получаемые налогоплательщиками для поддержки науки и образования, культуры и искусства РФ
  • иностранные или российские премии за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства;
  • суммы единовременной материальной помощи;
  • стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов;
  • доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи продуктов и товаров, выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации;
  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения (за некоторыми исключениями);
  • доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций;
  • призы в денежной и/или натуральной формах, полученные спортсменами;
  • суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях;
  • вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;
  • доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН);
  • доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации;
  • доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;
  • средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;
  • доходы в денежной или натуральной форме в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
  • Полный список видов доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, приведен в статье 217 НК РФ.

Переплата НДФЛ налоговым агентом сама по себе не является нарушением

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 рублей, указанный налоговый вычет не применяется;

  • в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода — распространяется на:
    • каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;
    • каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.

    Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

    Стандартный налоговый вычет на ребенка предоставляется независимо от предоставления прочих стандартных вычетов.

    Перечисленные выше стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

    В случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено законодательством, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных законом.

    Социальные налоговые вычеты, применяемые для налогоплательщиков НДФЛ, выражаются:

    1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, — в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде;

    2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение (но не более 120 000 рублей в совокупности в налоговом периоде), а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком за обучение брата (сестры) в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

    Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

    Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала.

    3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по собственному лечению, лечению супруга (супруги), своих родителей и /или детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ, а также в размере стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

    4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственным пенсионным фондом, и/или страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховой организацией, — в размере фактически произведенных расходов (но не более 120 000 рублей в совокупности за налоговый период).

    5) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» — в размере фактически произведенных расходов (но не более 120 000 рублей в совокупности за налоговый период).

    Социальные налоговые вычеты, перечисленные выше, предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде.

    Налогоплательщику могут быть предоставлены следующие имущественные налоговые вычеты:

    — в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 рублей. При продаже указанного выше имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества;

    — в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или долей в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Общий размер имущественного налогового вычета в этом случае не может превышать 2 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по кредитам.

    Условия и порядок предоставления имущественных налоговых вычетов приводятся в статье 220 НК РФ.

    Профессиональные налоговые вычеты предоставляются:

    — налогоплательщикам, осуществляющим деятельность как предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также занимающимся частной практикой (нотариусы, адвокаты и прочие), — в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов;

    — налогоплательщикам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, — в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг);

    — налогоплательщикам, получающим авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

    В пределах размеров социальных и имущественных налоговых вычетов законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей.

    Налоговые ставки

    Доходы физических лиц могут облагаться НДФЛ по перечисленным ниже ставкам:

    • 35 процентов — в отношении следующих доходов:
    • стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров 4000, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса;
    • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 настоящего Кодекса;
    • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса.
  • 30 процентов — в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
  • 9 процентов — в отношении доходов:
  • от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
  • в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
  • 13 процентов — в остальных случаях.