Льготы по НДС

Содержание

Документальное подтверждение льгот по НДС

С 2017 года в вопросе применения льгот по НДС произошли изменения. Теперь проверка налоговых деклараций ориентируется на возможные риски.

Это означает, что результатом выборки операций, по которым будут запрашиваться подтверждающие документы, будет не все имеющиеся в реестре подтверждающие бумаги, а только некоторые из них, наиболее рискоориентированные.

Чтобы проверка законности требования льгот по НДС происходила по этой новой схеме, организации-плательщику необходимо предоставить специальный реестр, данные из которого будут считаться доказательной базой правомерности этого. В противном случае, выборка не будет ограниченной, проверка станет полной и затянется.

Что представляет собой реестр документов, подтверждающий применение льгот по НДС?

Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставляются при совершении определенных операций.

К таким относятся реализация определенной группы товаров (например, медикаментов), перевозка граждан, торговля металлоломом.

Детальный перечень групп деятельности, по которым предусмотрено льготирование, отражен в ст. 149 НК РФ.

Когда компания подает в налоговую инспекцию декларацию по НДС и отражает в ней наличие необлагаемых операций, инспекторы вправе потребовать подтверждения.

Данное условие содержится в ст. 88 НК РФ. Доказательствами являются лицензии, договоры, счета.

Реестр документов, подтверждающий право получить льготу по НДС, представляет собой таблицу, в графах которой отражается следующая информация:

  • код льготы в соответствии с приказом УВМ УМВД РФ №ММВ-7-3-558 от 29.10.2014г. Данный код является тем же кодом, который указывается в седьмом разделе налоговой декларации по НДС;
  • вид операции;
  • сумма операции (необлагаемая общая сумма по всем льготным операциям организации);
  • вид документа, который подтверждает льготу по НДС. Чаще всего такими документами становятся договор или платежное поручение;
  • реквизиты подтверждающих документов: дата и номер, его сумма;
  • полное название контрагента, его реквизиты (ИНН и КПП).

Таким образом, организация обязана предоставить налоговому инспектору реестр документов, подтверждающих льготу по НДС. Также к реестру сотрудником организации должны быть приложены все формы типовых договоров, которые были использованы при осуществлении льготных операций с контрагентами.

После этого сотрудниками налоговой будет проведена выборка, по факту которой у плательщика налога запросят конкретные подтверждающие документы из реестра.

Основная часть требуемой документации будет касаться операций с наибольшей суммой, поскольку она не облагается налогом.

Налоговый инспектор вправе потребовать предоставить не более 40% от общего количества перечисленных в реестре документов. При этом, число запрашиваемых бумаг не должно превышать 500.

Если по какой-либо операции в реестре имеется менее 30 документов, запрос на предоставление будет касаться их всех.

Образец документа можно скачать по ссылке.

Образец заполнения документа

Алгоритм заполнения реестра подразумевает последовательное внесение данных в его графы. Так, необходимо:

  1. указать полное название фирмы, которая подает реестр для подтверждения правомерности получения налоговой льготы по НДС.
  2. в строку «за квартал» внести тот налоговый период, в который подается налоговая декларация по НДС с внесенными необлагаемыми суммами.
  3. в графе «код операции» указать кодирование в соответствии с классификатором.
  4. в графе «вид операции» отразить вид необлагаемой операции, т.е. обозначение направление деятельности, по которой требуется льгота.
  5. обозначить контрагента, с которым была осуществлена сделка. При этом, указываются наименование организации партнера, ИНН, КПП, сумма.
  6. в графу «документы, подтверждающие обоснованность» внести все данные договоров и счетов, которые являются основанием проведения операции.

Таким образом, реестр требуется для проведения налоговой проверки по новой системе.

Документы из него запрашиваются налоговым инспектором выборочно, в законодательно указанном количестве, т.е. проверка не затрагивает абсолютно все аспекты льготной деятельности.

Организация, со своей стороны, должна быть готова предоставить необходимые бумаги в налоговую в любой момент по требованию для подтверждения правомерности заявленных льгот по НДС.

Данные в реестре должны быть полными, подлинными и проверяемыми.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Письмо Федеральной налоговой службы от 26 января 2017 г. № ЕД-4-15/1281@

ФНС России в целях повышения эффективности администрирования НДС, при одновременном сокращении объема истребуемых у налогоплательщиков документов, направляет рекомендации по проведению с применением риск-ориентированного подхода камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Кодекса и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Кодекса и позиции Пленума ВАС РФ “О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость”, изложенной в пункте 14 Постановления от 30 мая 2014 г. N 33 (далее – налоговая льгота).

При проведении камеральных налоговых проверок целесообразно учитывать совокупность следующих факторов:

– уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК “НДС-2” (далее – СУР),

– результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.

В соответствии с пунктом 6 статьи 88 Кодекса необходимо истребовать у проверяемого налогоплательщика пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы (далее – Пояснения).

Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее – Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.

Рекомендуемая форма Реестра приведена в приложении N 1 к настоящему письму.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговому органу в порядке статьи 93 Кодекса следует истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. В целях настоящего письма под документами понимается комплект документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям (далее – Документы).

Объем подлежащих истребованию Документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении N 2 к настоящему письму.

При этом, не менее 50% от объема Документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

При непредставлении налогоплательщиком Реестра, или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме (в случае невозможности идентификации подтверждающих документов, невозможности их соотнесения с используемыми льготами, невозможности выполнения требований настоящего письма, не указания в реестре суммы операции), истребование Документов производится без использования риск-ориентированного подхода.

При наличии в налоговом органе сведений, свидетельствующих о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям, налоговому органу необходимо истребовать документы, подтверждающие правомерность применения льгот по указанным операциям.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенное до территориальных налоговых органов и обеспечить его исполнение.

Действительный государственный советник Российской Федерации2 класса Д.В. Егоров

Приложение N 1

Реестр

документов, подтверждающих обоснованность применения _________________________________ налоговых льгот

(наименование налогоплательщика)

в разрезе кодов операций, к Декларации по налогу на добавленную стоимость

за _____ квартал ____________ года

Код операции в том числе: Сумма необлагаемых операций в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации, руб. Наименование контрагента (покупателя) ИНН КПП Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот
вид (группа, направление) необлагаемой операции Тип документа (договор, и т.д.) N Дата Сумма операции, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Приложение N 2

Порядок
определения объема Документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций

Уровень налогового риска по данным СУР АСК “НДС-2” Объем Документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций, % (но не более 500 Документов)*** Условия определения объема Документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций
1 2 3
Высокий 40% в обязательном порядке по каждому коду операции
Средний 40% по коду операции, по которому налоговая льгота применена впервые*
по коду операции, по результату предыдущей проверки которого выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах
не более 10% по коду операции, по результату предыдущей проверки которого не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборахПри отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течении четырех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). При этом, Пояснения (Реестр) истребуется каждый налоговый период.
не более 5% по коду операции, по результату предыдущей проверки которого не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, при условии представления формы типового договора (договоров)**При отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течении четырех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). При этом, Пояснения (Реестр) истребуется каждый налоговый период.
Низкий 40% по коду операции, по результату предыдущей проверки которого выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах
не более 10% по коду операции, по которому налоговая льгота применена впервые*
по коду операции, по результату предыдущей проверки которого не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборахПри отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течении трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). При этом, Пояснения (Реестр) истребуется каждый налоговый период.
не более 5% по коду операции, по которому налоговая льгота применена впервые*, при условии представления формы типового договора (договоров)**
по коду операции, по результату проверки которого в предыдущем налоговом периоде не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, при условии представления формы типового договора (договоров)При отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течении трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более четырех налоговых периодов подряд). При этом, Пояснения (Реестр) истребуется каждый налоговый период.

* не отражение в налоговых декларация по НДС, налоговой льготы по конкретному коду операции в течении трех налоговых периодов подряд предшествующих проверяемому

** В случае, если внутри одного кода операции типовая форма договора используется налогоплательщиком не для всех операций, то по этому коду следует истребовать 10%

*** В случае, если количество Документов, подтверждающих совершение операций, по которым применена налоговая льгота по определенному коду операции составляет менее 30, Документы истребуются в полном объеме

Приложение N 3

Реестр
документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот ООО “Барбарис” в разрезе кодов операций, к Декларации за __ квартал ______ года

Код операции в том числе: Сумма необлагаемых операций в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации, руб. Наименование контрагента (покупателя) ИНН КПП Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот
вид (группа, направление) необлагаемой операции Тип документа (договор, и т.д.) N Дата Сумма операции, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1010245 (Реализация услуг в сфере образования) Основное образование 106 672 500 Георгин1 7709255073 770901001 Договор 402 25.07.2016 100 000 000
П/п 125

ФНС России в целях повышения эффективности администрирования НДС, при одновременном сокращении объема истребуемых у налогоплательщиков документов, направляет рекомендации по проведению с применением риск-ориентированного подхода камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Кодекса и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Кодекса и позиции Пленума ВАС РФ “О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость”, изложенной в пункте 14 Постановления от 30 мая 2014 г. N 33 (далее – налоговая льгота).

При проведении камеральных налоговых проверок целесообразно учитывать совокупность следующих факторов:

уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК “НДС-2” (далее – СУР),

результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.

В соответствии с пунктом 6 статьи 88 Кодекса необходимо истребовать у проверяемого налогоплательщика пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы (далее – Пояснения). Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее – Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам. Рекомендуемая форма Реестра приведена в приложении N 1 к настоящему письму.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговому органу в порядке статьи 93 Кодекса следует истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. В целях настоящего письма под документами понимается комплект документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям (далее – Документы).

Объем подлежащих истребованию Документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении N 2 к настоящему письму. При этом не менее 50% от объема Документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

При непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме (в случае невозможности идентификации подтверждающих документов, невозможности их соотнесения с используемыми льготами, невозможности выполнения требований настоящего письма, неуказания в реестре суммы операции) истребование Документов производится без использования риск-ориентированного подхода.

При наличии в налоговом органе сведений, свидетельствующих о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям, налоговому органу необходимо истребовать документы, подтверждающие правомерность применения льгот по указанным операциям.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенное до территориальных налоговых органов и обеспечить его исполнение.

Действительныйгосударственный советникРоссийской Федерации2 класса

Д.В.Егоров

Приложение N 1. Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения

Приложение N 1

(наименование налогоплательщика)

налоговых льгот в разрезе кодов операций, к Декларации по налогу на добавленную стоимость за ___ квартал ____ года

Код операции

в том числе:

Сумма необлагаемых операций в разрезе видов

Наименование контрагента (покупателя)

ИНН

КПП

Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот

вид (группа, направление) необлагаемой операции

(групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации, руб.

Тип документа (договор и т.д.)

Дата

Сумма операции, руб.

Приложение N 2. Порядок определения объема Документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций

Приложение N 2

Уровень налогового риска по данным СУР АСК “НДС-2”

Объем Документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций, % (но не более 500 Документов)***

Условия определения объема Документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций

Высокий

40%

в обязательном порядке по каждому коду операции

Средний

40%

по коду операции, по которому налоговая льгота применена впервые*

по коду операции, по результату предыдущей проверки которого выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах

не более 10%

по коду операции, по результату предыдущей проверки которого не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах

При отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течение четырех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). При этом Пояснения (Реестр) истребуются каждый налоговый период.

не более 5%

по коду операции, по результату предыдущей проверки которого не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, при условии представления формы типового договора (договоров)**

При отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течение четырех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). При этом Пояснения (Реестр) истребуются каждый налоговый период.

Низкий

40%

по коду операции, по результату предыдущей проверки которого выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах

не более 10%

по коду операции, по которому налоговая льгота применена впервые*

по коду операции, по результату предыдущей проверки которого не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах

При отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течение трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). При этом Пояснения (Реестр) истребуются каждый налоговый период.

не более 5%

по коду операции, по которому налоговая льгота применена впервые*, при условии представления формы типового договора (договоров)**

по коду операции, по результату проверки которого в предыдущем налоговом периоде не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, при условии представления формы типового договора (договоров)

При отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течение трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более четырех налоговых периодов подряд). При этом Пояснения (Реестр) истребуются каждый налоговый период.

________________
* Неотражение в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течение трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому.

** В случае, если внутри одного кода операции типовая форма договора используется налогоплательщиком не для всех операций, то по этому коду следует истребовать 10%.

*** В случае, если количество Документов, подтверждающих совершение операций, по которым применена налоговая льгота по определенному коду операции составляет менее 30, Документы истребуются в полном объеме.

Приложение N 3. Пример заполнения реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот (направляется только в налоговый орган)*

Приложение N 3

Приложение*
________________

* Приложение см. по ссылке. – Примечание изготовителя базы данных.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайт ФНС Россииwww.nalog.ruпо состоянию на 31.01.2017

Что такое малое предприятие: критерии 2018 года

Субъектом малого и среднего бизнеса может быть признаны как организации в форме юридического лица, так и индивидуальные предприниматели при условии соблюдения:

  • лимита доходов;
  • ограничений по численности сотрудников (штатных и наемных);
  • предельного показателя допустимой доли других организаций в уставном капитале фирмы.

Требования для причисления субъекта хозяйствования к категории малых предприятий установлены действующими законодательными актами. В 2018 году законодатели установили следующие критерии для малых предприятий:

№ п/п

Критерии для малого предприятия

Описание

1 Уровень дохода

Сумма дохода, полученная организацией по итогам отчетного года, не должна превышать 800.000.000 руб. Данная сумма рассчитывается на основании выбранной системы налогообложения и подтверждается показателями, отраженными в налоговой декларации

2

Численность сотрудников Среднесписочная численность сотрудников организации, рассчитанная по итогам отчетного года, не должна составлять более 100 человек
3 Доля других организации в уставном капитале предприятия

Ограничение относительно доли участия других организаций в уставном капитале фирмы установлены в следующем размере:

  • до 25% — при участии федеральных и муниципальных формирований, религиозных и общественных организаций;
  • до 49% — при участии юрлиц.

Доля участия организаций, которые сами являются субъектами малого предпринимательства, лимитом не ограничена.

Также действующими законодательными актами установлены требования для отнесения организаций и ИП к категории микро- и средних предприятий:

№ п/п

Вид субъекта предпринимательства Критерии
1 Среднее предприятие Годовой уровень дохода — до 2 млрд. руб., среднесписочная численность сотрудников — от 101 до 250 человек.
2 Микропредприятие

Годовой уровень дохода – до 120 млн. руб., среднесписочная численность сотрудников – до 15 человек.

Читайте также статью ⇒ «Единая упрощенная декларация за 3 квартал 2018 года».

Учет малых предприятий

Налогообложение малого предприятия в 2018 году

С 2016 года государство веден учет малых предприятий в ЕРСМиСП (единый реестр субъектом малого и среднего предпринимательства).

Информация о субъектах малого и среднего бизнеса в Едином реестре отражается органом фискальной службы на основании имеющихся отчетных документах:

  • налоговых деклараций;
  • отчетах о среднесписочном количестве сотрудников;
  • данных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Для включения организации в ЕРСМиСП специально обращаться в ФНС не нужно. Территориальный орган фискальной службы самостоятельно обрабатывает имеющиеся отчетные документы и, при соответствии показателей необходимым требованиям, включает организацию или ИП в ЕРСМиСП.

Информация об организациях и ИП, включенных в ЕРСМиСП, размещена на официальном сайте ФНС и является общедоступной для всех интернет-пользователей (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/).

Читайте также статью ⇒ «Виды налоговых льгот и порядок их применения».

Налогообложение малого предприятия в 2018 году

Особенности налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса зависит от налогового режима, выбранного и использующегося организацией. Также от системы налогообложения зависит, признается ли малое предприятие плательщиком НДС, НДФЛ и налога на прибыль.

Налоги для малого предприятия на УСН

Субъект малого бизнеса может использовать упрощенную систему налогообложения в случае, если его деятельность удовлетворяет следующим требованиям:

  • уровень годового дохода не превышает 150.000.000 руб.;
  • среднесписочное количество сотрудников составляет не более 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств в собственности фирмы не превышает 000.000 руб.

Если субъектом малого предпринимательства выступает организация, то для получения права на применение «упрощенки» фирме необходимо не иметь филиалов и представительств, а также соблюдать условия участия других организаций в собственном уставном капитале (до 25%).

Подразумевается, что организация, включенная в ЕРСМиСП в качестве малого предприятия, уже удовлетворяет необходимым требованиям УСН в части уровня дохода и количества сотрудников. Но для получения права на использование «упрощенки» организация должна соответствовать всем прочим требованиями налогового режима (отсутствие филиалов, лимит остаточной стоимости ОС).

Расчет налога для малых предприятий на УСН зависит от выбранной налоговой схемы:

  1. Организации и ИП на УСН «Доходы 6%» рассчитывают налог как произведение налоговой базы (доход без учета расходов) и ставки 6%.
  2. Субъекты малого предпринимательства на УСН «Доходы минус расходы 15%» определяют налоговую базу как разность полученных доходов и понесенных расходов.

Заявление о переходе на УСН можно скачать здесь ⇒ Заявление о переходе на УСН.

Малое предприятие на УСН не является плательщиком НДС и налога на прибыль. При этом организации, выступающие субъектами малого бизнеса и имеющие в штате работников, признаются плательщиками НДФЛ в качестве налоговых агентов. ИП с работниками обязан выплачивать НДФЛ не только за сотрудников, но и за себя.

Читайте также статью ⇒ «Регистрация малого предприятия: документы и оформление».

Субъект малого бизнеса на патенте

Плательщиками налога на патентной системе налогообложения (ПСН) могут выступать только индивидуальные предприниматели со среднесписочным количеством наемных работников до 15 человек, при условии, что ИП ведет деятельность согласно закрытому перечню гл. 26.5 НК РФ.

Патент выдается с любой даты сроком от 1-го до 12-ти месяцев. Оплата налога на ПСН оплачивается авансом на полный срок действия патента.

ИП на патенте не являются плательщиками НДС, НДФЛ, налога на прибыль. При этом предприниматели на патенте обязаны исчислять и выплачивать НДФЛ за наемных работников в установленном порядке.

Заявление о переходе на ПСН можно скачать здесь ⇒ Заявление на получение патента

ЕНВД для малых предприятий

Юрлица и ИП, отнесенные к категории субъектов малого и среднего бизнеса, могут выступать плательщиками ЕНВД при условии, что деятельность субъекта хозяйствования соответствует закрытому перечню, приведенному в п.2 ст.346.26 НК РФ.

Малые предприятия и ИП могут применять ЕНВД, если:

  • среднесписочная численность сотрудников организации не превышает 100 человек;
  • доля участия других организаций в уставном капитале фирмы составляет не более 25%;
  • фирма не осуществляет деятельность в рамках договора простого товарищества или доверительного управления;
  • ЕНВД введен в действие на территории субъекта РФ, в котором ведет деятельность предприятие.

Плательщиками ЕНВД не могут быть малые предприятия, сдающие в аренду автозаправочные станции.

Малые предприятия, выступающие плательщиками ЕНВД, освобождаются от уплаты:

  • НДС;
  • налога на прибыль;
  • налога на имущество.

Предприниматели на ЕНВД также освобождаются от уплаты НДФЛ за себя. При наличии наемных работников (как у ИП, так и в организации) субъект малого бизнеса, исполняя обязанности налогового агента, обязан уплачивать НДФЛ в общем порядке.

Субъект малого бизнеса на ОСНО

В случае если малое предприятие не соответствует требованиям, установленным для перехода на УСН, ЕНВД или ПСН, то в таком случае субъект хозяйствования признается плательщиком налога на общих основаниях (ОСНО) и приобретает обязательства по уплате НДС, НДФЛ (для ИП), налога на прибыль (для юрлиц).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Условия применения льготного налогообложения по НДС

Российским законодательством предусматриваются льготы при налогообложении НДС некоторых товаров или услуг. Льгота – это некоторое преимущество по сравнению с прочими участниками, дающее возможность не начислять налог или применять пониженную ставку (пп. 1–2 ст. 56 НК РФ).

В отношении НДС также предусмотрено льготное налогообложение при совершении отдельных действий. Причем их перечень, установленный Налоговым кодексом, дополнению не подлежит.

Более подробно об использовании льготного налогообложения вы узнаете из материала «Ст. 149 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Если же субъект экономических отношений действует в интересах третьих лиц на основании договоров комиссии, поручительства, агентских соглашений, освобождения от НДС не предполагается.

Возможность использования льгот должна быть подтверждена документально, в том числе и по требованию ФНС в рамках проведения камеральных проверок (пп. 2, 6 ст. 88 НК РФ). Для этих целей могут быть затребованы следующие документы:

  • лицензии, позволяющие осуществлять некоторые виды деятельности;
  • договоры с контрагентами;
  • счета-фактуры без выделенной суммы НДС;
  • прочие бумаги и регистры.

Если текущая деятельность подлежит обязательному лицензированию, то льготы по НДС применяются в зависимости от некоторых факторов.

В частности, про льготы в сфере образования вы сможете узнать из статьи «Когда образовательные услуги облагаются НДС?».

Операции, при которых НДС отсутствует

Список действий, при совершении которых отсутствует обязанность начисления НДС, обширен. Операции, при выполнении которых налогообложения можно избежать, отражены в НК РФ.

Сведения о том, при реализации каких ценностей предоставляются льготы по НДС, содержит материал «Какие товары не облагаемые НДС закреплены в Налоговом кодексе?».

Если предприятие в процессе своей деятельности использует операции 2 видов (облагаемые налогом и необлагаемые), необходимо вести по ним раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ), а выставленную поставщиками сумму налога для операций, по которым применяется льгота по НДС, нужно учитывать в стоимости товаров. Входящий налог в отношении действий, по которым начисляется НДС, учитывают отдельно для последующего вычета.

Также допустимо вычисление пропорции, если приобретенный товар используется в налогооблагаемых и необлагаемых операциях. Пропорция с целью ведения раздельного учета определяется по стоимости отгруженных товаров (оказания услуг). Если доля товаров, реализация которых предусматривает льготу по НДС, не превышает 5% от общего объема продаж, требований по ведению раздельного учета не возникает (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Обратите внимание, что НДС по товарам (работам, услугам), которые используются исключительно в не облагаемой данным налогом деятельности, вычету не подлежит, даже если доля совокупных расходов налогоплательщика на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет менее 5% (определение Верховного суда РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015, приложение к письму ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@ (п. 12), направленное в налоговые инспекции для использования в работе).

Подробный список операций, в отношении которых применяются льготы, можно найти в статье «Операции, не подлежащие налогообложению НДС: виды и особенности».

По тем операциям, осуществлять которые можно только при наличии лицензирования, для получения льготы по НДС необходимо иметь разрешающие документы (лицензию). В случае если они отсутствуют, права на использование льготы по НДС также не возникает.

Обратите, пожалуйста, внимание: в отношении медицинских товаров в части применения льгот по НДС произошли некоторые изменения.

Подробности можно узнать .

Отказаться от льгот по НДС в отношении операций, перечисленных в пп. 1–2 ст. 149 НК РФ, организации и предприниматели не вправе. Однако важно понимать, при каких обстоятельствах льготы по НДС законодательно оправданы.

Об этом рассказывает наш материал «Законна ли продажа программного обеспечения без НДС?».

Те операции субъектов, которые подлежат обязательному лицензированию на основании закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, имеют право на льготы по НДС лишь при наличии определенной лицензии. Если же данное требование по осуществляемым работам не установлено, то воспользоваться положениями ст. 149 НК РФ можно и при отсутствии лицензии.

Когда применение льгот является добровольным?

Наравне с операциями, налогообложение НДС по которым не предусмотрено законодательно, существуют еще и такие, применение по которым льгот по НДС носит добровольный характер. То есть налогоплательщик вправе отказаться от предоставленной возможности. Полный список таких операций имеется в п. 3 ст. 149 НК РФ.

В этом случае субъекты могут реализовать свое право на отмену льготы в соответствии со ст. 56 НК РФ. Период, на который можно отказаться от освобождения по налогу, не может быть меньше 1 года.

О некоторых операциях, применение льгот по НДС по которым не предполагает жестких обязательств, читайте в публикации «Проценты по коммерческому кредиту не облагаются НДС».

Иногда у налогоплательщиков возникают вопросы, решение которых зависит от трактовки законодательства. Так, например, многих учредителей интересует, существуют ли льготы по НДС при реализации ценных бумаг?

Ответ на этот вопрос можно узнать «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг».

Применение льгот по НДС по отдельным операциям, в том числе носящее добровольных характер, имеет некоторые нюансы. К примеру, застройщики могут использовать положения ст. 149 при наличии определенных условий.

Подробнее об этом можно узнать из материала «От НДС освобождены только непроизводственные объекты долевого строительства».

Зачастую организации стремятся использовать НДС для дальнейшего вычета при строительстве жилых помещений для реализации.

О законности данной меры можно узнать из материала «При строительстве жилья на продажу «входной» НДС нельзя принять к вычету».

В некоторых случаях льготы по НДС по отношению к отдельным видам действий невыгодны для налогоплательщиков по разным причинам. Имеется ли в таком случае необходимость обязательного применения льгот, или существует возможность отказаться от невыгодных действий?

Ответ на этот вопрос вы найдете в материале «От НДС-освобождения можно отказаться частично».

Для отказа от льгот, предусмотренных в п. 3 ст. 149 НК РФ, требуется подать в ИФНС заявление до 1-го числа квартала (налоговый период по НДС см. в ст. 163 НК РФ), с которого принято решение отказаться от льготы по НДС. При этом по заявленным видам деятельности предусмотрено полное применение льгот или полный отказ от них. Использование разных подходов при осуществлении идентичных операций недопустимо.

Как поступить, если нарушен срок подачи заявления с отказом от льготы, читайте в статье «Не успели уведомить налоговиков об отказе в освобождении от НДС. Что с вычетами?».

Перечень операций, при которых предполагается льготное обложение НДС, закреплен в НК РФ. В то же время нужно помнить, что при совершении некоторых действий льготы носят обязательный характер. Но иногда от ненужных «поблажек» со стороны законодательства можно отказаться. Подробную актуальную информацию по этим вопросам вы всегда можете найти в нашей рубрике «Льготы по НДС».

Как оформить данную льготу

При соблюдении условий для оформления льготы по НДС требуются подготовительные процедуры, касающиеся вопроса восстановления принятой к вычету суммы налога на добавочную стоимость по активам материального и нематериального характера, а также по основным средствам организации.

Основные средства, в отношении которых не была проведена амортизация, восстанавливаются в отчетности исходя из остаточной стоимости товара. Если налоговые сборы были удержаны с полученных авансовых отчислений от покупателей, то их сумма может быть вычтена при расторжении договора сделки или при изменении ее стоимости. Это необходимо, так как на момент начала действия периода полного освобождения от необходимости уплаты налога на добавочную стоимость оформить вычет в отношении ранее полученных авансов не представится возможным.

ВАЖНО! Если организация занимается одновременно несколькими видами деятельности, то для получения описываемой преференции на один из них ей потребуется вести учет по проводимым операциям по этому виду отдельно от всех остальных.

Перечень документов

Для получения льгот представителю организации потребуется собрать и подать в отделение налоговой инспекции следующий набор документации:

  • заявление на предоставление привилегии;
  • соответствующее уведомление;
  • выписка из расчетов по доходам и расходам (актуально для индивидуальных предпринимателей);
  • выписка из отчетности по бухгалтерскому балансу (актуально для организаций, зарегистрированных как общества с ограниченной ответственностью);
  • выписка из журнала учета продаж и приобретений;
  • копия и оригинал отчетной документации (требуется для подтверждения и контроля движения счетов-фактур).

Для составления заявления следует использовать унифицированный бланк, образец которого представлен ниже:

Действующие обязанности

Несмотря на факт освобождения от необходимости выплаты сборов по налогу на добавленную стоимость, организации и индивидуальные предприниматели должны соблюдать ряд обязанностей:

  • вести журнал продаж и приобретений и счетов-фактур;
  • составлять и выставлять счета для контрагентов с добавлением отметки «без НДС»;
  • осуществлять ведение счетов-фактур по выведенной сумме по налоговому сбору;
  • производить отчисления НДС в отношении товаров, ввозимых из-за пределов территории нашего государства;
  • исполнять все основные обязательства налогового агента.

Каждой организации и ИП требуется следить за выполнением указанных обязательств даже в период действия права освобождения от налогообложения НДС. Выявление нарушений повлечет за собой наложение административных штрафов.

Продление

Льготы по налогу на добавочную стоимость оформляются на год. Ближе к окончанию срока организация или индивидуальный предприниматель может продлить их действие. Это происходит точно так же, как и первичное оформление: собирается требуемый набор документации и представитель предприятия подает его вместе с заявлением в отделение ФНС.