Налоговая нагрузка по НДС

Что такое налоговая нагрузка?

Под налоговой нагрузкой (НН) понимается показатель, определяемой как частное от деления суммы уплаченных налогов (Н) к обороту (выручке) (О) (п. 1 Приложения №2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@):

НН = Н / О

Указанный показатель может рассчитываться как по конкретному налогоплательщику, так и по их группам. Например, для определения среднеотраслевых коэффициентов налоговой нагрузки.

Показатель налоговой нагрузки является одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, ведь показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности являются открытой информацией. Эти сведения размещаются на официальном сайте ФНС в специальном разделе.

Так, например, средний показатель налоговой нагрузки в целом по отраслям по итогам 2017 года составил 10,8%, а в т.ч. в сельском хозяйстве – 4,3%, в строительстве – 10,2%, в торговле – 3,2% (Приложение № 3 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Соответственно, если налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), повышается риск назначения в отношении такого налогоплательщика выездной налоговой проверки (п. 1 Раздела 4 Приложения №1, п. 1 Приложения №2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

В расчете налоговой нагрузки участвуют все уплаченные организацией или ИП налоги, за исключением страховых взносов и ввозного НДС. А оборот берется по данным бухгалтерского учета как сумма выручки без НДС и прочих доходов (Письмо Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208, Письмо ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589@).

О том, как можно составить пояснения на запрос ИФНС о снижении налоговой нагрузки, мы рассказывали .

А можно ли рассчитать налоговую нагрузку по отдельным видам налога, например, по НДС?

Налоговая нагрузка по НДС

Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ не предусматривает расчет налоговой нагрузки по отдельным видам налогов. Соответственно, нет и ориентиров, на которые налогоплательщик может опираться при решении вопроса, достаточно ли, с точки зрения налоговиков, он уплачивает того или иного налога. Тем не менее такой расчет как инспекция, так и налогоплательщик могут производить. И недостаточное, по мнению налоговой инспекции, значение налоговой нагрузки по НДС может привлечь к налогоплательщику повышенное внимание. Так, исходя из указанного выше алгоритма, для налоговой нагрузки по НДС формула расчета на примере может выглядеть так.

Предположим, сумма уплаченного НДС за 2017 год составила 47 500 тыс.руб., а величина выручки (без НДС) и прочих доходов составила 3 200 000 тыс.руб. Следовательно, налоговая нагрузка по НДС составит 1,5% (47 500 / 3 200 000 * 100).

Обращаем внимание, что применительно к НДС налоговиков интересует больше такой показатель, как доля налоговых вычетов в сумме начисленного НДС за 12 месяцев. О том, что понимается под безопасной долей НДС-вычетов, мы рассказывали в отдельном материале.

Общие положения об обособленных подразделениях

Российские нормативные акты в качестве одного из субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности называют организации, являющиеся юридическими лицами (ст. 48 ГК РФ).

Все субъекты отечественных предпринимательских отношений наделены некоторыми правами, в том числе правом на открытие обособленных подразделений (ст. 55 ГК РФ). Такие создаваемые обособленные подразделения не являются юридическими лицами и лишены правоспособности юридических лиц.

Помимо того, что обособленные подразделения не являются самостоятельными организациями, они не могут находиться по одному и тому же адресу с основной организацией и с иными структурными подразделениями такой организации. Такие структурные подразделения должны иметь стационарные рабочие места, т. е. рабочие места, срок существования которых превышает календарный месяц (ст. 11 НК РФ). Подразделениями компании могут быть филиалы, представительства или стационарные рабочие места (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).

Информация о каждом конкретном подразделении, за исключением стационарных рабочих мест, обязательно содержится в едином государственном реестре юридических лиц. Организация, их создающая, обязана представить налоговикам заполненные заявления по утвержденным формам № Р13001, № Р13002 или № Р14001.

Положениями ГК РФ определяется право обособленного структурного подразделения осуществлять все или только часть функций организации, его создавшей, а также участвовать в деятельности, приносящей доход, а потому подпадающей под обложение налогом на прибыль.

Устанавливая общие понятия, а также функции и цели создания обособленных подразделений, отечественное гражданское законодательство не содержит ответа на вопрос, как рассчитать долю прибыли обособленного подразделения.

Расчет доли прибыли

Порядок расчета и уплаты налога на прибыль компаниями, в состав которых входят структурные обособленные подразделения, отдельно описан и регламентирован положениями отечественного налогового законодательства.

Положения Налогового кодекса РФ в зависимости от бюджета, в который должен быть уплачен налог, содержат разный порядок расчета и уплаты налога на прибыль.

Так, если налог платится в бюджет Федерации, то уплата производится по адресу основной компании и распределение сумм налога по подразделениям не осуществляется (п. 1 ст. 288 НК РФ).

Пунктом 2 статьи 288 НК РФ предусмотрено правило, согласно которому расчет налога на прибыль по структурному подразделению, в случае если налог платится в пользу субъекта Федерации, осуществляется с учетом доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения. Указанная доля прибыли рассчитывается по каждому подразделению. Уплата производится в бюджет субъекта как по адресу головной компании, так и по адресу каждого структурного подразделения.

Такую долю следует определять как среднее арифметическое значение удельного веса среднесписочной численности подразделения (расходов на оплату труда) в среднесписочной численности по компании (расходов на оплату труда), а также удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества структурного подразделения в остаточной стоимости имущества основной компании. Во внимание принимаются все имеющиеся подразделения.

Если на территории одного и того же субъекта России находятся сразу несколько обособленных подразделений организации, то распределять налог по таким подразделениям нет необходимости. В этом случае в расчет берется совокупная доля прибыли всех обособленных структурных подразделений основной организации, а уплату налога осуществляет ответственное подразделение, о назначении которого надо уведомить налоговиков до конца года, предшествующего году назначения ответственного подразделения, путем направления налоговикам уведомления № 2 (форма которого рекомендована Письмом ФНС РФ от 30.12.2008 № ШС-6-3/986).

Правилами отечественного фискального нормотворчества (п. 2 ст. 288 НК РФ) определено, что названные выше показатели устанавливаются исходя из фактических показателей. Основная организация самостоятельно разрешает вопрос о том, какой показатель следует применять при расчете доли обособленного подразделения. Избранный показатель используется в течение всего соответствующего налогового периода.

Однако фискальное законодательство России не содержит примера расчета указанной доли прибыли.

Ниже мы попробуем самостоятельно разобраться в порядке, способах и особенностях расчета доли прибыли структурного подразделения с учетом положений фискального законодательства России.

Пример расчета доли прибыли обособленного подразделения

Перед началом расчета доли прибыли обособленного подразделения нужно определить, какой именно показатель использовать в расчетах.

Если в качестве такого показателя принята среднесписочная численность, то для расчета доли прибыли структурного подразделения необходимо вычислить удельный вес среднесписочной численности.

УВОП = СРОП / СРОР, где:

УВОП – удельный вес среднесписочной численности структурного подразделения;

СРОП – среднесписочная численность сотрудников соответствующего подразделения за соответствующий период;

СРОР – среднесписочная численность сотрудников компании в целом за соответствующий период.

Если же таким показателем избраны расходы на оплату труда, то для расчета доли прибыли подразделения надо определить удельный вес таких расходов для соответствующего подразделения.

УВРТ = РТОП / РТК, где:

УВРТ – удельный вес расходов на оплату труда структурного подразделения;

РТОП – расходы на оплату труда подразделения. Показатель следует взять согласно данным налогового учета;

РТК – расходы на оплату труда всей компании. Показатель следует взять согласно данным налогового учета.

Важно помнить, что для окончательного расчета доли прибыли подразделения надо выбрать только один из двух вышеуказанных показателей.

Вторым показателем, который необходим для расчета доли прибыли подразделения, является удельный вес остаточной стоимости имущества.

Расчет такого показателя выглядит следующим образом:

УВОС = СОСОП / СОСОР, где:

УВОС – удельный вес остаточной стоимости;

СОСОП – средняя остаточная стоимость имущества обособленного подразделения;

СОСОР – средняя остаточная стоимость имущества основной организации.

При расчете показателей СОСОП и СОСОР необходимо принимать во внимание ст. 376 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 02.10.2009 № 3-2-10/24@, Письмо Минфина России от 10.04.2013 № 03-03-06/1/11824. При этом данные, необходимые для расчета показателей стоимости имущества, надо получать из налогового учета.

Расчет доли прибыли обособленного подразделения выглядит следующим образом:

ДПОП = (УВОП или УВРТ + УВОС) / 2, где:

ДПОП – доля прибыли обособленного подразделения;

УВОП или УВРТ – удельный вес среднесписочной численности структурного подразделения или удельный вес расходов на оплату труда структурного подразделения;

УВОС — удельный вес остаточной стоимости.

Пример расчета доли прибыли обособленного подразделения может выглядеть так.

Рассчитываем УВОП:

СРОП за I квартал 2016 года = (4 + 4 + 4) / 3 = 4.
СРОР за I квартал 2016 года = (15 + 18 + 18) / 3 = 17.
УВОП = 4 / 17 = 0,24.

Рассчитываем УВОС:

На 01.01.2016 остаточная стоимость подразделения = 100000 р., в целом по компании = 300000 р.

На 01.02.2016 остаточная стоимость подразделения = 105000 р., в целом по компании = 290000 р.

На 01.03.2016 остаточная стоимость подразделения = 95000 р., в целом по компании = 310000 р.

На 01.04.2016 остаточная стоимость подразделения = 100000 р., в целом по компании = 300000 р.

>Планирование НДС и налоговые риски

Главная — Статьи

Планирование НДС

В процессе бюджетирования компании должны прогнозировать суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без бюджета налогов невозможно составить ни бюджетный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств. Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой и зависит от многих параметров. В бюджете налогов представляется информация о планируемом начислении налогов и налоговых платежах, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности компании перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность).

Бюджет налогов необходимо составлять, во-первых, для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, во-вторых, для формирования платежного календаря и, в-третьих, для оптимизации налогов.

Под налоговым планированием НДС понимается планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целях оптимизации налоговых платежей и снижения налогового бремени по НДС. Для того чтобы запланировать любое приобретение, содержащее в себе НДС, необходимо решить, каким образом будет учитываться НДС для планирования, а также как оно будет выделяться (или не выделяться) в плановых операциях.

При планировании НДС необходимо помнить, что, как и остальные косвенные налоги, этот налог не влияет на планирование прибыли, так как не является «затратным», т.е. не увеличивает затраты предприятия, а отражается только при формировании бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса.

В целях осуществления планирования необходимо четко разделить виды услуг, оказываемых предприятием, которые подпадают под различные режимы налогообложения по НДС, а также операции, освобождаемые от налогообложения, и НДС, принятый к возмещению. В целях планирования НДС может быть использована следующая таблица.

Таблица 1

Планирование НДС

N
п/п

Объекты
налогообложения,
операции,
освобождаемые от
налогообложения
и не подлежащие
налогообложению

Облагаемая
база и
вычеты

Ставка
налога

Сумма
налога
за
отчетный
период

Планируемая
сумма
налога

Объекты налогообложения

Реализация
товаров, работ,
услуг

239000
руб.

18%

89000
руб.

89000
руб.

Реализация
товаров, работ
и услуг на
экспорт

600000
руб.

0%

Реализация
продовольствен-
ных товаров
первой
необходимости

10%

Реализация
товаров для
детей первой
необходимости

10%

Реализация
имущества

11800
руб.

18%

1800
руб.

Ввоз товаров
на территорию РФ

18%

Реализация
работ и услуг
на территории РФ

18%

Операции, освобождаемые от налогообложения

Реализация
медицинских
товаров по
постановлению

Услуги в сфере
образования
некоммерческими
организациями

Услуги,
оказываемые в
аэропортах

Не подлежат налогообложению

Товары,
ввозимые в
качестве
безвозмездной
помощи

Итого облагаемая
база

НДС к вычету

Суммы НДС,
предъявленные и
уплаченные по
товарам
(работам,
услугам)

Суммы НДС,
уплаченные при
ввозе товаров
на таможенную
территорию

НДС на возврат
товаров в
течение
действия
гарантийного
срока

Суммы НДС при
проведении
капитального
строительства

НДС с суммы
авансовых
платежей

Итого вычетов

По результатам исполнения плана по НДС целесообразно производить анализ исполнения налогового бюджета и в соответствии с отклонением от плана производить планирование на следующий период. Пример анализа исполнения налогового бюджета представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ исполнения налогового бюджета по НДС

N
п/п

Виды
налогов и
сборов

Начисленные
налоги за
прошлый
период

Начисленные налоги за
текущий период

План

Факт

Отклонение

НДС

76%

— НДС
начисленный

— НДС к
вычету

— НДС к

76%

Также следует уделять внимание вопросу расчета задолженности по НДС.

Задолженность по НДС определяется с помощью следующих величин:

суммы НДС в выручке — если компания использует учетную политику «по отгрузке», то берутся вся выручка за плановый период и суммы авансовых платежей от покупателей; если же применяется учетная политика «по оплате», то НДС рассчитывается с сумм, которые поступят в компанию от покупателей либо за уже отгруженную продукцию, либо в виде авансовых платежей;

суммы НДС в выручке от реализации товаров (работ, услуг), оплата которых была произведена авансом (если применяется учетная политика «по отгрузке»);

суммы НДС в выплатах поставщикам товаров и услуг — операция начисления возмещаемой суммы налога по факту оплаты (без учета авансовых платежей).

Проверка начисленного и планируемого НДС

При проверке начисленных или планируемых показателей по НДС целесообразно уделять внимание вопросам, которым уделяют внимание налоговые инспекции. Это позволит избежать ошибок как при сдаче налоговых деклараций, так и в дальнейшем при планировании налога. Инспекции, проводя камеральные проверки по НДС, всегда обращают особое внимание на обоснованность налоговых вычетов. Как показывает практика, обилие вычетов по НДС, заявленных в декларации, — палка о двух концах для налогоплательщиков. С одной стороны, самим предприятиям выгодно платить меньшую сумму. Но с другой — инспекции всегда тщательно проверяют, обоснованно ли фирма снижает налоговую базу.

При этом суд указывает на то, что «сам факт подачи декларации с исчислением НДС к возмещению из бюджета не означает получение налогоплательщиком права на возмещение налога путем зачета в счет уплаты задолженности по НДС. Данное право должно быть подтверждено решением налогового органа, которое выносится по результатам камеральной проверки» (Постановление ФАС Поволжского округа от 26 февраля 2009 г. по делу N А12-10963/2008). В целях подтверждения сумм, заявленных к возмещению налогоплательщиком, налоговые органы должны затребовать соответствующие подтверждающие документы; об этом сказано, в частности, в Определении ВАС РФ от 12 февраля 2009 г. N 216/09, где говорится о том, что «без исследования в рамках камеральной налоговой проверки документов общества, подтверждающих его право на налоговые вычеты, у инспекции отсутствовали законные основания и для вывода о неполной уплате им сумм НДС».

Выбор контрагентов

Выбор контрагентов является важным моментом при планировании НДС и совершении сделок. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. N 7588/08 указано, что в силу положений ст. ст. 49, 51 Гражданского кодекса РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений. Следовательно, при заключении договоров с фирмами-однодневками можно столкнуться с проблемами при возмещении НДС. Недостаточная осмотрительность в выборе контрагента, не исполнившего свою обязанность, может повлечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в налоговых правоотношениях (в частности, отказ в праве на льготу или в праве на налоговый вычет) (Постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. N 12210/07).

Следовательно, организации для того, чтобы минимизировать налоговые риски по НДС в части взаимодействия со своими контрагентами, надлежит получить сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет, и требовать заверенные копии свидетельств о постановке на учет, копий устава и т.д.

Отсутствие обязательных реквизитов на документах

Налоговые органы часто предъявляют претензии налогоплательщикам в части несоответствия документов, предъявляемых для возмещения НДС, и используют любые предлоги для отказа в возмещении НДС. При этом сложилась разнообразная судебная практика в части признания правомерности данных требований.

В частности, ФАС Московского округа в Постановлении от 12 ноября 2008 г. N КА-А40/10285-08 отклонил довод налогового органа о том, что в товарной накладной нет расшифровки подписи лица, принявшего товар, а также ссылки на доверенность для получения груза. При этом было указано, что ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит такого требования. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 15 сентября 2008 г. по делу N А57-683/08 отклонил довод налогового органа о недочетах в заполнении товарно-транспортных накладных (отсутствие отдельных реквизитов, в частности сведений о доверенности, о лице, принявшем груз), указав, что при реальности хозяйственных операций и их документальном подтверждении данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в возмещении НДС.

Однако существует и противоположная практика. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 15 июля 2008 г. N Ф08-3970/2008 указал, что товарная накладная, в которой нет обязательных реквизитов (расшифровки подписи лица, разрешившего отпуск груза; подписей с расшифровкой лица, отпустившего груз, и грузополучателя; подписи водителя, принявшего груз; реквизитов доверенности на получение груза), факт получения товара не подтверждает. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. N Ф08-6724/2008 указано, что товарные накладные составлены с нарушением обязательных требований, в частности, в них не указано, кто принял груз, по какой доверенности он был получен, а также должность лица, получившего груз. В результате, по мнению судей, указанные документы не подтверждают фактическую передачу товара и не являются основанием для оприходования товара.

Определение налоговой базы по НДС

Подпунктом 2 п. 1 ст. 167 НК РФ предусмотрено, что день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав является моментом определения налоговой базы по НДС. Это означает, что при получении аванса и предоплаты поставщик, являющийся плательщиком НДС, должен определить налоговую базу и исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

В пункте 1 ст. 154 НК РФ перечислены виды предоплаты, при получении которых налогоплательщик не должен исчислять НДС. К ним относятся суммы оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), если:

длительность производственного цикла их изготовления составляет свыше шести месяцев (при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК РФ);

указанные суммы облагаются по налоговой ставке 0%;

указанные суммы не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Предоставление скидок на реализуемые товары

Существуют различные позиции по вопросу налогообложения премий, скидок при реализации товара. В письме Минфина России от 28 сентября 2006 г. N 03-04-11/182 отмечается, что «премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период, налогом на добавленную стоимость не облагаются». Минфин России в письме от 20 декабря 2006 г. N 03-03-04/1/847 также придерживается этой позиции: «премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период без изменения цены товара, налогом на добавленную стоимость не облагаются. При этом у продавца товаров на сумму данных премий налоговая база по данному налогу не корректируется». Вместе с тем в другом письме (от 26 июля 2007 г. N 03-07-15/112) Минфин России указывает следующее: «Если у организации-заказчика (продавца товаров) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя товаров — организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым этим продавцом, либо подобные услуги в явном виде указаны в договоре между продавцом и покупателем, то такие действия рассматриваются в качестве услуг (например, услуг по рекламе, продвижению товаров, прочих аналогичных услуг). В таких случаях указанные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость у покупателя товаров, а суммы этого налога должны приниматься к вычету у продавца товаров в общеустановленном порядке…».

Таким образом, во избежание рисков следует начислять НДС на всю услугу, не выделяя отдельно размер скидок.

Налоговые риски по программам ЭВМ

Согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

НДС не облагаются сделки по отчуждению исключительных прав пользования программными продуктами для ЭВМ и сделки по лицензионным и сублицензионным договорам. При этом следует учитывать, что с позиции Минфина России сделки по продаже программных продуктов оптом и в розницу, т.е. продаже так называемых оберточных или упаковочных лицензий, являются объектом, облагаемым НДС (письма Минфина России от 29 декабря 2007 г. N 03-07-11/649, от 21 февраля 2008 г. N 03-07-08/36, от 1 апреля 2008 г. N 03-07-15/44 и др.). Поэтому очень важно понять, во-первых, разницу между договором купли-продажи программных продуктов, лицензионным и сублицензионным договором, для того чтобы снизить налоговые риски неправильного применения льготы, а во-вторых, разницу между договором отчуждения исключительных прав пользования и договором подряда по изготовлению программного продукта, так как второе также не подпадает под действие налоговой льготы.