Налоговая проверка ООО

Согласно статье 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Однако согласно статье 1 те положения, которые регламентируют проведение ревизий, не могут применяться при налоговом контроле.

Так, в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» указаны основания, по которым может быть осуществлен контроль. Фискалы проводят специальный анализ финансово-экономических показателей предприятий. Государственные аналитики изучают как суммы самих платежей, так и их динамику. Так выявляются фирмы, у которых уменьшаются размеры бюджетных начислений. Анализ проводится по каждому виду налога. Изучаются и показатели бухгалтерской отчетности, при этом определяются значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от предыдущего или от среднестатистических данных аналогичных фирм. Кроме того, могут быть выявлены противоречия между представленными сведениями и данными, которыми располагают ревизоры.

Содержание

Выездные проверки

В случае выбора организации для проведения выездной проверки инспекторы также определят целесообразность контрольных мероприятий у контрагентов и аффилированных лиц. Приоритетными для включения в план выездных проверок являются те компании, в отношении которых у ревизоров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации фискальных обязательств. Или же результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия свидетельствуют о предполагаемых правонарушениях.

Нужно подчеркнуть, что Налоговый кодекс не содержит ограничений в отношении срока работы организации при назначении выездной проверки. При этом на практике такие ревизии проводятся не часто, логично, что чем короче срок существования организации, тем меньше шансов выявить нарушения. Основная цель проверяющих – это доначисление налогов. Тем не менее, основанием для контроля может стать, например, запрос из МВД на проведение совместной ревизии в связи с выявлением факта «ухода» от уплаты средств в бюджет или сокрытия доходов. Такая инициатива от ведомства может возникнуть в случае поступления жалобы или проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Причиной проверки станут и ликвидация или реорганизация общества с ограниченной ответственностью, а также недостоверность сведений в декларации или подача заявления о возмещении из бюджета большой суммы НДС.

Читайте также «Повторная выездная налоговая проверка»

Результат камеральной проверки

Также основанием для выездной ревизии может послужить результат камеральной проверки. Согласно Приказу ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/ 333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», Службой разработана структура отбора фирм для проведения выездных мероприятий. Так, обоснованный выбор компании для их осуществления невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в инспекции из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относятся данные о фирмах, полученные инспекторами самостоятельно. К информации из внешних источников относятся данные, полученные фискалами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Обратите внимание

Не стоит забывать и о неоднократных снятии и постановке на учет общества в связи с изменением места нахождения. Такая «миграция» между инспекциями сразу вызовет подозрения. И, конечно, особый интерес у фискалов возникнет при значительном отклонении уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности.

Комментирует Лариса Савельева, главный бухгалтер компании «Стройтех»: «Количество планируемых ревизий всегда можно оспорить. Об их проведении организация и ее руководство информируются заранее. Идет подготовка к мероприятиям, и в случае, если они незаконны, у компании есть время на то, чтобы оспорить решение инспекции. Что же касается внеплановых ревизий то тут сложнее. Как правило, предприятие не в курсе, что скоро к ним “приедет ревизор”. Фактически у руководства нет времени на то, чтобы сопротивляться и пытаться оспорить законность действий инспекторов. Кроме того, если и удастся избежать проверки, то в следующий раз налоговые органы еще больше засомневаются в законопослушности предприятия и найдут тысячу и одну причину, чтобы явиться в компанию с нежданным контролем».

Цели проверки

Стоит отметить, что большое количество нормативных актов вносит путаницу в порядок проведения проверки. И несмотря на то, что обществам обещано, что в течение трех лет с момента регистрации их не будут беспокоить ревизоры, по факту есть большое количество признаков, подпав под которые, компания станет объектом проверки невзирая на свой «молодой возраст». Так к кому же придут ревизоры?

Несомненно, первыми станут те предприятия, налоговая нагрузка которых ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретных отрасли или виде экономической деятельности. Далее в очереди на внеплановый визит стоят те компании, которые отражают в бухгалтерской отчетности убытки на протяжении нескольких периодов или показывают в декларациях значительные суммы вычетов. Интерес проверяющих вызовет и опережающий темп роста расходов над доходами от реализации товаров, работ и услуг. А также выплата среднемесячной заработной платы на одного работника, которая фактически ниже среднего уровня в конкретном субъекте.

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять спецрежимы, также станет причиной ревизии. Как и отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Особенно осторожными нужно быть тем ООО, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или деловых целей. Это может стать причиной «налоговых разборок».

Кстати, как и непредоставление компанией пояснений на уведомление инспекции или запрашиваемых документов. Не стоит забывать и о неоднократных снятии и постановке на учет общества в связи с изменением места нахождения. Такая «миграция» между инспекциями сразу вызовет подозрения.

И, конечно, особый интерес у фискалов возникнет при значительном отклонении уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности, а также ведении финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Меры безопасности

И все же, несмотря на усилия чиновников и бизнесменов договориться о количестве и причинах ревизий, часто возникают случаи, когда предприниматели становятся объектами незаконных проверок. Как максимально себя обезопасить?

Читайте также «Выездные налоговые проверки: меньше, но результативнее»

Во-первых, нужно обязательно знать критерии, опираясь на которые, фискалы назначают выездные контрольные мероприятия. Именно так можно значительно уменьшить риски.

Во-вторых, рекомендуется всегда давать пояснения при подаче уточненной налоговой декларации. Это необходимо для того, чтобы инспектор имел сведения о принятых обществом мерах по устранению каких-либо недочетов в компании.

В-третьих, желательно использовать безналичные расчеты для перечисления заработной платы, при этом важно отслеживать размер МРОТ.

И в-четвертых, при сдаче нулевой отчетности приветствуется справка банка в подтверждение факта отсутствия денежных средств на счете.

Журнал «Расчет»

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. Интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.

Заказать журнал

Налоговая проверка предприятия (стр. 1 из 7)

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….
3

ПОНЯТИЕ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ

ПРОВЕРОК, ВИДЫ ПРОВЕРОК…………….……………………………………….

4

Камеральная проверка………………………………………………………….

4
ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
Решение о проведении проверки………………………………….………… 6

Действия налоговых органов в процессе

проведения налоговой проверки…………………………….………………

8
Сроки проведения и период проверки……………………………….……. 12

Оформление результатов

выездной налоговой проверки………………………………………….…….

13

Проведение проверки

предприятия налоговой полицией .

О праве органов налоговой полиции осуществлять проверки………………………………………………..….…….. 17
Место и срок проведения проверки……………………………………..….. 19
Права и обязанности проверяющих…………………………………..……. 19
Что проверяют полицейские…………………………………………….……. 20
Результаты проверки……………………………………………………………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….…….
22
Список используемой литературы……………………………………….. 24

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.

Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить.

Настоящая судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.

Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими «ужасающими» и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации.Назначение выездных налоговых проверок регулируется нормами статей 87 и 89 Налогового Кодекса. Во исполнение ст. 89 Налогового Кодекса МНС РФ разработало Порядок назначение выездных налоговых проверок, утвержденный Приказом МНС РФ от 08.10.99 № АП-3-16/318, который в настоящее время применяется с учетом Дополнения № 1 к указанному выше Порядку (Дополнение № 1 утверждено Приказом МНС РФ от 07. 02.2000 № АП-3-16/34).

Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

ПОНЯТИЕ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, ВИДЫ ПРОВЕРОК

Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии, с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.

К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:

· Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;

· Запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;

· В том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.

Необходимо обратить внимание на то, что ограничение, касающееся проведения повторных выездных проверок, в соответствии со ст. 87 НК РФ применяется к налогоплательщикам (плательщикам сборов), но не к налоговым агентам. К налоговым агентам не применяется и положение этой статьи в части проведения встречных проверок (т.е. проверок документов, относящихся к деятельности проверяемых) у лиц, связанных с ними, например, у контрагентов по гражданско-правовому договору.

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок:

· Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) и

· Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

Камеральная проверка.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплата налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. (ст. 87 НК РФ).

Поверка проводится уполномоченным должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями ( без специального решения руководителя налогового органа) в течение трех месяцев со дня фактической даты представления проверяемым соответствующих документов. Указанная дата является началом проверки.

Проверяется правильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, полнота и четкость заполнения всех реквизитов, а также соблюдение установленных правил составления форм отчетности и сопоставимость их показателей. При недостаточности информации налоговые органы имеют право потребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в 5-ти дневный срок ( ст. 93 НК РФ). Отказ налогоплательщика ( плательщика сбора, налогового агента) от представления требуемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В соответствии с указанной статьей непредставление в установленный срок налогоплательщиком документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, а отказ организации представить требуемые документы влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

В ходе проверки налоговые органы имеют право вызвать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) письменным уведомлением в налоговые органы для дачи необходимых пояснений (ст. 31 НК РФ). Кроме того, если необходимо получить информацию о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанную с иными лицами, налоговый орган может потребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика или плательщика сбора (встречная проверка).

Составление акта при камеральной проверке законодатель не требует. Если в ходе проверки выявляются ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

На суммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. При неисполнении требования в установленный срок в отношении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) может быть принять решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. Решение о взыскании сумм налога и пени в бесспорном порядке в соответствии со ст. 46 НК РФ принимается не позднее 60 дней после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога. Если решение о взыскании принимается после истечения указанного срока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Таким образом, налогоплательщикам следует обратить внимание на ряд существенных моментов, касающихся камеральных налоговых проверок, которые впервые нашли отражение в НК РФ:

· Проверкой может быть охвачено не более трех лет деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки;

· На проведение камеральной проверки отводится три месяца. По истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;

Выездная проверка ИП и ООО

Сама процедура проведения подобной проверки мало чем отличается от проверки деятельности юридического лица. Кроме этого, она может проводиться согласно плану, либо без такового.

Проверки планового характера основаны на плане, который составляется специалистами ФНС ежегодно.

А внеплановую могут провести, если хотят проверить, все ли нарушения, выявленные ранее, вы устранили. О предстоящей проверке вас уведомят.

В процессе проведения проверочных мероприятий руководитель компании, либо сам предприниматель обязательно должен присутствовать. Если у вас в силу обстоятельств такой возможности нет, оповестите об этом налоговую и попросите передвинуть срок проверки. В некоторых ситуациях вы можете использовать такую ситуацию, чтобы устранить мелкие нарушения.

Процедура

Весь процесс проверки выглядит так: в ваш офис выезжает группа проверяющих, которая в течение двух месяцев осуществляет проверочные мероприятия.

Проверять могут:

  • Всю хоз. деятельность, которую вы ведете;
  • Как у вас организована работа с наличными деньгами;
  • Как применяется контрольно-кассовая техника и так далее.

В том случае, если офисных или производственных помещений у вас нет, проверка может быть проведена и в стенах ФНС, для этого от вас требуется предоставить на проверку всю необходимую документацию.

Сроки проведения

Стандартный срок проведения – 2 месяца, но он может быть растянут и до полугода, если:

  • Если у вашего ИП несколько подразделений, функционирующих обособленно;
  • Если будут выявлены нарушения, требующие дополнительной проверки;
  • Если вы нарушаете сроки предоставления проверяющим документации;
  • Если произошла нестандартная ситуация: возгорание, кража и прочее.

Документы для проверки налоговой

Прежде всего, вас попросят предоставить регистрационную документацию, а также ту, которая подтвердит, что вы ведете свой бизнес легально.

В список входят:

  • Свидетельство о регистрации в качестве ИП;
  • Отчетность бухгалтерского характера;
  • Отчетность по налогам (за период, который подвергается проверке);
  • Кассовые документы;
  • Лицензии (если вы ведете деятельность, подлежащую лицензированию);
  • Банковскую документацию.

Проверка ИП на УСН

Упрощенка – выбор большинства индивидуальных предпринимателей. Она подразумевает, что налог в течение года вы вносите ежеквартальными авансовыми платежами, а окончательный расчет делаете до 01 июля года, следующего за отчетным.

В процессе проверки налоговые инспекторы будут проверять, насколько законно вы применяете УСН.

Если они докажут, что это делается неправомерно, вам доначислят все налоги, которые нужно платить при применении общей системы налогообложения.

После проверки законности проверяющие будут анализировать, насколько правильно вы ведете учет. Но сразу отметим, что индивидуальные предприниматели вести бухучет не обязаны.

Проверка ИП на ЕНВД

Для начала стоит отметить, что такая проверка применяется, если вы уже допускали нарушения налогового законодательства.

Это может быть неправильное заполнение деклараций, нарушений сроков ее подачи, подозрения в сокрытии доходов.

В целом проверка на ЕНВД заключается в подтверждении физических или иных показателей, которые применяются для исчисления налога: расчет среднесписочной численности, правоустанавливающие документы на помещения, территории, если ваш бизнес – автостоянка, а также заключенные договора и иные документы.

Проверка при закрытии ИП

Даже если вы уже благополучно свернули свой бизнес, в течение трех лет к вам могут прийти с проверкой после закрытия.

Хотя стоит сказать, что выездная проверка проводится не во всех случаях и обязательной не является. Но даже если ваш бизнес находится в процессе ликвидации, проверить вас налоговики имеют право.

Конечно, к вам домой проверяющие не придут, но могут сделать следующее:

  • Провести инвентаризацию;
  • Запросить документацию, которая касается деятельности вашего ИП;
  • Осмотреть помещения (если таковые имеются).

Специалисты налоговой обладают правом провести выездные проверочные мероприятия в отношении вашего ИП в течение 36 месяцев после того, как вы его закроете.

Далее поговорим о том, как проводится выездная проверка ООО.

Выездная проверка ООО: причины назначения

  • В отчетности более 2-х лет отражается, что компания убыточна;
  • Рост расходов опережает рост доходов;
  • Вы неоднократно меняли обслуживающую налоговую;
  • Есть основания полагать, что ваша компания сотрудничает с фирмами-однодневками;
  • Вы не предоставляете разъяснения о расхождении данных в отчетности.

Данный список может дополняться в зависимости от ситуации.

Мероприятия дополнительного характера

В процессе проверки инспекторы могут проводить контрольные мероприятия дополнительного характера:

  • Истребовать бумаги и осуществлять их выемку;
  • Осматривать территорию и имущество;
  • Проводить инвентаризацию имущества;
  • Проводить допрос свидетелей;
  • Пользоваться услугами экспертов и переводчика.

Подобные мероприятия могут проводиться инспекторами только с соблюдением всех требований законодательства.

Сроки проверки ООО

Стандартный срок – 2 месяца. Но ее могут продлить по разным основаниям до 6-месячного срока.

Основания таковы:

  • Компания очень крупная;
  • Нужно проводить дополнительные проверочные мероприятия;
  • У ООО есть обособленные подразделения;
  • Вы предоставили документацию несвоевременно.

Проверка ООО на УСН

Процедура практически аналогична проверке ИП. Сначала налоговики выясняют, имеете ли вы право применять режим УСН, соблюдаете ли все предъявляемые к этому режиму налогообложения требования.

Затем проверяются расчеты налоговых платежей по упрощенке, после этого правильность заполнения документации и порядок осуществления хоз. операций.

Как проходит налоговая проверка при ликвидации ООО

При ликвидации ООО выездные проверочные мероприятия проводятся практически всегда.

Проверять у вас будут информацию по абсолютно всем налоговым платежам за последние 36 месяцев. При этом не важно, когда вашу компанию проверяли в плановом режиме.

Срок проведения будет зависеть от того, в каком состоянии находится документация, как ведет себя ликвидационная комиссия, какова структура вашей компании.

Если у вашей фирмы есть филиалы, их тоже проверят.

Фиксация результата проверки

Все результаты будут отражены в протоколе и итоговой справке. В ней отражаются суммы задолженности, а также сведения о нарушении законодательства (если таковые были обнаружены).

Если же вы с результатами проверки не согласны, в течение 15 дней с даты получения итогов проверки, вы можете их обжаловать.

Как избежать проверки при ликвидации

Законных вариантов избежать общения с налоговиками несколько:

  • Осуществлять все платежи вовремя и полностью;
  • Продать компанию;
  • Оформить ликвидацию с нулевым балансом;
  • Обратиться за помощью к посредникам.

Камеральные проверки ИП и ООО

Это мероприятие прежде всего направлено на то, чтобы проконтролировать, соблюдаете ли вы требования налогового законодательства.

Проводят ее на территории ФНС после того, как вы подадите декларацию. При этом разрешения руководства инспекции на проведение проверки не требуется.

Извещать вас о проведении проверки инспекторы ФНС не обязаны. Вы узнаете о ней, если у проверяющих возникнут к вам вопросы или потребуются пояснения.

Документацию, которую налоговая примет решение истребовать, вы должны будете предоставить в десятидневный срок после того, как получите требование об этом.

Если же откажетесь их предоставить, на вас могут наложить взыскание в виде штрафа либо привлечь к административной ответственности.

Проверку будут проводить за тот период, который вы ранее указали в декларации.

Что касается сроков, то он составляет три месяца, а его отсчет начинается с даты, следующей за датой предоставления декларации в ФНС.

Камеральная проверка ООО работающих на УСН и ЕНВД проводится по тем же принципам, что и проверка по общей системе налогообложения.

Изменения по проверкам в текущем году

Что касается изменений, которые будут работать в текущем году, то стоит отметить одно: проверки станут более тщательными и опасными для предпринимателей.

Это становится возможным благодаря новому программному обеспечению налоговых инспекций, которое детально анализирует предоставляемые декларации, отчеты, соотношение контрольных показателей и таким образом формирует список кандидатов на проверку. Анализ проходит практически без участия налогового инспектора, а результаты формируются в короткой справке.

Так, к примеру, внедрение электронной системы АСК НДС, в настоящее время уже 2-ой версии, позволило сократить практически в 8 раз незаконное возмещение НДС из бюджета.

Обязательное применение онлайн-касс, передающих информацию в налоговую инспекцию в режиме реального времени, также позволяет пресекать неуплату НДС и сводить к минимуму «серые» схемы ухода от налогов.

Еще одно нововведение – камеральную проверку может проводить иная ИФНС, а не та, в которую вы обычно сдаете отчеты. Это делается с целью исключить какие-либо личные контакты, а также повысить эффективность проводимых мероприятий.

В настоящее время, согласно статистике, наибольшая собираемость налогов происходит именно в результате камеральных проверок, а не выездных. А это значит, что увеличивается и вероятность того, что от вас будут требовать пояснения и производить более крупные доначисления, чем ранее.

Самыми тщательными и опасными являются те проверки, которые ФНС проводит вместе с сотрудниками правоохранительных органов. Количество таких проверок уже перевалило за 4,5 тысячи.

Каждый руководитель или владелец бизнеса должен понимать, что избежать проверки вряд ли получится. Ваша задача состоит в том, чтобы соблюдать все требования закона, а если проверяющие пришли, предоставить им возможность осуществлять законные действия.

Статья: Как налоговая «камералит» бухгалтерскую отчетность (Шестакова С.) («Практическая бухгалтерия», 2010, n 1)

«Практическая бухгалтерия», 2010, N 1
КАК НАЛОГОВАЯ «КАМЕРАЛИТ» БУХГАЛТЕРСКУЮ ОТЧЕТНОСТЬ
Сама по себе бухгалтерская отчетность не является объектом налоговой проверки, но служит для инспекторов источником информации при ее проведении. Во время камеральных проверок инспектор выявляет несоответствия данных в отчетности налогоплательщика, имеющейся в инспекции. Выявленные расхождения могут стать причиной для проведения выездной налоговой проверки. Для того чтобы уменьшить вероятность незапланированной встречи с налоговиками, перед сдачей отчетности необходимо самостоятельно выявить ее «слабые места».
Налогоплательщик по месту своего учета обязан представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Налоговики входят в состав активных пользователей бухгалтерской отчетности. Так же как налоговые декларации (расчеты) и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, бухгалтерская отчетность используется налоговыми органами для целей налогового контроля.
К сведению. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма N 1), отчета о прибылях и убытках (форма N 2), Приложений к ним по формам 3 — 6, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному аудиту, и пояснительной записки. Ее могут не представлять малые предприятия, если они не подлежат обязательному аудиту, и общественные организации (п. 2 ст. 13 Закона от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете»).
Критерии оценки рисков проведения налоговой проверки изложены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333, далее — Приказ N ММ-3-06/333@). Если результаты финансово-хозяйственной деятельности организации будут соответствовать установленным Критериям, то, вероятнее всего, она будет включена в план проверок. Наиболее пристально налоговики следят за критерием убыточности компании, однако даже наличие этого показателя можно объяснить в пояснительной записке.
Этот документ является обязательной частью годовой бухгалтерской отчетности и, несмотря на то что составляется в произвольной форме, может помочь избежать усиленного налогового контроля.
Бухгалтерская отчетность и налоговые декларации
Бухгалтерская отчетность организации служит источником информации при проведении камеральной проверки налоговых деклараций. На первом этапе такой проверки инспектор контролирует правильность исчисления налоговой базы, анализирует взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.
Эта процедура, как правило, производится в автоматизированном режиме, поэтому вникать, почему показатели не совпадают, инспектор не будет. Он возьмет налогоплательщика на заметку, может вызвать его для дачи объяснений, а возможно, и рекомендует для включения в план выездных проверок. Всего этого можно избежать, если самостоятельно проанализировать свою отчетность, выявить нестыковки, устранить ошибки и объяснить расхождения, допущенные на законных основаниях.
Для этого бухгалтер перед сдачей отчетности может самостоятельно сопоставить ключевые позиции, которые в обязательном порядке проверяет инспектор.
Например, при проверке декларации по налогу на добавленную стоимость для удостоверения правильности налоговой базы инспектор может сравнить величину выручки по декларации с суммой выручки по отчету о прибылях и убытках (форма N 2). А при проверке налоговых вычетов проанализирует информацию об остатках товарно-материальных ценностей, об остатках кредиторской задолженности по бухгалтерскому балансу (форма N 1).
При проверке декларации по налогу на имущество организаций данные о стоимости основных средств инспектор сопоставляет с данными бухгалтерского баланса (форма N 1) и отчета о движении капитала (форма N 3), Приложения к балансу (форма N 5).
При проверке декларации по налогу на прибыль инспектор может сравнить:
— величину доходов по декларации с суммой выручки по отчету о прибылях и убытках (форма N 2);
— величину расходов по декларации с суммами расходов по отчету о прибылях и убытках (форма N 2), Приложению к балансу (форма N 5).
Если в бухгалтерской отчетности отражена прибыль, а в налоговой декларации — убыток или показатели прибыли в бухгалтерской и налоговой отчетности существенно отличаются друг от друга, то причины таких отклонений можно увидеть и в бухгалтерском балансе, и в отчете о прибылях и убытках, если компания применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (Приказ Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н). Поэтому для предупреждения дополнительных вопросов в пояснительной записке к годовому отчету лучше сразу расшифровать перечень отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и постоянных налоговых обязательств.
Это важно. Отдельные показатели налоговых деклараций с данными соответствующей бухгалтерской отчетности налоговики сопоставляют за последние три года, предшествующих году проведения анализа. Так проверяющие отслеживают тенденции в формировании доходов и расходов и других показателей, которые влияют на налог на прибыль и другие налоги.
«Слабые места» в декларации по налогу на прибыль
Проведите экономический анализ «прибыльной» декларации так, как он проходит в налоговой инспекции.
I этап. Сравнение показателей декларации за несколько лет
Показатели рассчитываются как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год).
Анализ динамики доходов и расходов. Если инспектор установит, что расходы растут в более быстром темпе, чем доходы, то вопрос об обоснованности такого соотношения обязательно возникнет.
Так, темп роста доходов и расходов можно рассчитать по формулам:
Темп роста доходов = Сумма за 2008 г. (стр. 010 листа 02 декларации по налогу на прибыль) : Сумма за 2009 г. (стр. 010 листа 02 декларации по налогу на прибыль);
Темп роста расходов = Сумма за 2008 г. (стр. 030 листа 02 декларации по налогу на прибыль) : Сумма за 2009 г. (стр. 030 листа 02 декларации по налогу на прибыль).
Если при сравнении полученных показателей окажется, что темпы роста расходов выше темпов роста доходов, это можно объяснить тем, что цены на готовую продукцию увеличились не существенно, в то время как цены на сырье выросли значительно, увеличилась расходы на оплату труда, возросла стоимость аренды, коммунальных расходов и т.д.
Анализ структуры доходов и расходов и динамика по отдельным статьям. По доле прямых расходов в выручке от реализации инспектор проверит рентабельность организации. Если расходы выросли, а выручка держится на прежнем уровне — это будет поводом для проверки.
Анализ доли косвенных расходов. Если их величина из года в год увеличивается в разы, а выручка за проверяемые периоды выросла незначительно, можно считать себя кандидатом на проверку.
II этап. Сравнение показателей по налогу на прибыль и НДС
Теоретически показатели выручки от реализации должны совпадать: большинство налогоплательщиков при расчете налога на прибыль, как и при расчете НДС, используют метод начисления. Но в жизни чаще случается, что эти показатели не совпадают, причем на законных основаниях. Поэтому можно в пояснительной записке отразить эти обоснования, например:
— реализация отдельных товаров (работ, услуг) не облагается НДС;
— наличие в проверяемом периоде операций по безвозмездной передаче имущества, в результате чего в декларации по налогу на прибыль такая операция не отражается, а в декларации по НДС — отражается;
— особый порядок перехода прав собственности на товары и работы по отдельным договорам, что привело к разным периодам возникновения объектов обложения по НДС и налогу на прибыль: по НДС — на дату отгрузки, а по налогу на прибыль — на момент перехода права собственности;
— часть выручки (аренда имущества, проценты по товарному кредиту) отражена в декларации по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
III этап. Сопоставление показателей декларации
и бухгалтерской отчетности
Как правило, инспектор проверяет соотношение отдельных показателей декларации по налогу на прибыль с данными отчета о прибылях и убытках. Сравните и вы:
— сумму показателей строк 010 «Доходы от реализации» и 020 «Внереализационные доходы» листа 02 декларации с суммой показателей строк 010, 060, 080, 090 и 120 формы N 2;
— сумму показателей строк 010 «Выручка от реализации — всего» и 100 «Внереализационные доходы — всего» Приложения N 1 к листу 02 декларации с суммой показателей строк 010, 060, 080, 090 формы N 2;
— показатель строки 020 Приложения N 2 к листу 02 «Прямые расходы» декларации с показателем строки 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции» формы N 2;
— показатель строки 201 Приложения N 2 к листу 02 «Расходы в виде процентов по долговым обязательствам…» декларации с показателем строки «Проценты к уплате» формы N 2;
— показатель строки 205 Приложения N 2 к листу 02 «Штрафы, пени и другие санкции за нарушение договорных или долговых обязательств, возмещение причиненного ущерба» декларации с показателем строки «Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании» таблицы расшифровки отдельных прибылей и убытков формы N 2;
— показатель строки 101 Приложения N 1 к листу 02 и строки 301 Приложения N 2 к листу 02 с показателем строки «Прибыль (убыток) прошлых лет» в таблице расшифровок отдельных прибылей и убытков формы N 2. Если в декларации данные отсутствуют, инспектор проверит, сдавала ли организация уточненные декларации за предыдущие налоговые периоды;
— сумму налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02) с суммой налога на прибыль, отраженной по строке 150 «Текущий налог на прибыль» формы N 2.
Проверьте себя. В декларации по налогу на прибыль выручка от реализации отражается по строке 010 Приложения N 1 к листу 02. Сюда помимо дохода от обычных видов деятельности включается выручка от реализации прочего имущества и имущественных прав. В бухучете такие доходы фирмы отражают в составе внереализационных доходов. Поэтому напрямую сравнивать показатели строки 010 формы N 2 и строки 010 Приложения N 1 к листу 02 декларации нельзя.
Чтобы выявить, какая сумма доходов от обычной деятельности участвует в расчете налога на прибыль, можно поступить так. Из суммы строки 010 Приложения N 1 к листу 02 декларации вычесть сумму выручки от реализации имущественных прав, за исключением доходов от реализации права требования (стр. 013 Приложения N 1 к листу 02) и сумму выручки от реализации прочего имущества (стр. 014 Приложения N 1 к листу 02). Если организация реализует ценные бумаги или финансовые услуги, а также получает доход от работы обслуживающих производств, то к полученному показателю нужно прибавить сумму дохода от этих видов деятельности. Полученный показатель можно сравнить с показателем строки 010 формы N 2. Если будут отличия, ищите ошибку.
Причины расхождений
Вот причины расхождений, которые могут иметь место при сравнении указанных показателей:
— организация проводит операции с ценными бумагами. Доходы от их реализации компания отражает в листе 05 декларации;
— выручка в бухгалтерском учете не признана в случае невыполнения дополнительных условий к передаче права собственности по сделке;
— наличие производства с длительным технологическим циклом без поэтапной сдачи работ;
— применение норм ст. 40 Налогового кодекса, что привело к пересчету выручки в налоговом учете;
— переоценка стоимости имущества. В бухгалтерском учете переоценка отражается, а в налоговом — нет. Этим объясняется то, что «налоговый» доход ниже, чем отраженный в форме N 2.
Это самые распространенные причины расхождений, которые упоминаются и во внутренних методических материалах, которыми пользуются налоговики. Если вы выявили такие расхождения, обязательно опишите их причины в пояснительной записке. Это наверняка «реабилитирует» вашу отчетность.
Помимо этого «минимума», установленного налоговиками, причин расхождений показателей налоговой декларации и бухгалтерской отчетности может быть гораздо больше. Например:
— положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;
— стоимость безвозмездно полученного имущества от учредителей, доля которых в уставном капитале компании более 50 процентов;
— стоимость полученных арендодателем неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором;
— выявление искажения суммы налога на прибыль за прошлые годы, вследствие чего значение текущего налога на прибыль, указанное в форме N 2, будет отличаться от данных декларации. В бухучете сумму налога корректируют в момент выявления ошибки, и полученный результат отражается по строке 150 отчета о прибылях и убытках. Что касается налогового учета, то за прошлый период необходимо подать уточненную декларацию;
— некоторые виды доходов могут быть отражены только в налоговом учете. Например, проценты по договору займа, срок действия которого приходится более чем на один налоговый период. В налоговом учете этот доход будет признан на конец соответствующего отчетного (налогового) периода (п. 6 ст. 271 НК РФ). В бухгалтерском учете проценты отражаются исходя из условий договора, в соответствии с которыми начисление и уплата процентов могут быть предусмотрены на дату возврата всей суммы займа;
— совмещение общего налогового режима и специального налогового режима в виде ЕНВД. Сумма выручки от реализации в декларации по налогу на прибыль будет меньше выручки по бухгалтерской отчетности (форма N 2). Разница в этих показателях связана с необлагаемой реализацией «вмененной» деятельности. Поэтому в отчете о прибылях и убытках выручку по совмещаемым видам деятельности лучше отражать по отдельным строкам. Не лишним будет написать об этом и в пояснительной записке. Это даст возможность инспектору сразу получить объяснение тому, почему показатели выручки в бухучете отличаются от показателей «прибыльной» декларации, да и декларации по НДС также.
Важный критерий — темп роста расходов и доходов
Обратите также внимание на соотношение темпов роста расходов и доходов в бухгалтерском и налоговом учете. Налоговики считают, что в идеале пропорция должна сохраняться из года в год. Чтобы проверить себя, воспользуйтесь формулой:
Темп роста налоговых расходов (стр. 30 листа 02 декларации по налогу на прибыль) : Темпы роста налоговых доходов (стр. 010 листа 02 декларации по налогу на прибыль) = Темпы роста бухгалтерских расходов (сумма строк 020, 030, 040, 070, 100 формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках») : Темпы роста бухгалтерских доходов (сумма строк 010, 060, 080, 090 формы N 2 «Отчет о прибылях