Налоговый вычет на лекарства

Содержание

Положен ли вычет на лекарства

Налоговый вычет на лекарства предоставляется в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ. Размер социального вычета ежегодно может составлять уплаченную за лекарства из правительственного перечня (постановление от 19.03.2001 № 201 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 № 411) сумму — максимум 120 000 руб. в год. То есть за год можно вернуть из бюджета не более 15 600 руб. (13% от максимума в 120 000 руб.).

О том, какие пределы установлены для вычетов, вы узнаете .

Однако налогоплательщик не может претендовать на возврат в виде соцвычета большей суммы, чем было уплачено за календарный год НДФЛ. При этом если обратиться в налоговый орган, то потраченные на лекарства деньги можно вернуть лишь в следующем году после сдачи декларации по его итогам. В 2018–2019 годах года получить такой вычет можно у работодателя, не дожидаясь окончания года, в котором осуществлены расходы на лечение.

Важно, чтобы лекарства были назначены врачом, у которого пациент находился на лечении, и были приобретены за собственные деньги пациента-налогоплательщика. Если за лекарственные средства платил работодатель, вычет на эту сумму не предоставляется.

О том, какие еще есть вычеты по НДФЛ, читайте .

Список лекарственных средств для обращения за вычетом

В перечне, утвержденном правительственным постановлением от 19.03.2001 № 201, содержатся международные незапатентованные названия лекарственных препаратов, при приобретении которых по рекомендации врача можно рассчитывать на налоговый вычет. При этом у каждого лекарства может быть множество иных названий-синонимов. Указанные в перечне названия медпрепаратов содержатся в госреестре, который Минздрав обязан ежегодно публиковать (см. положение Минздрава от 01.12.1998 № 01/29-15). Узнать, есть ли интересующее вас лекарство в госреестре, вы можете на сайте grls.rosminzdrav.ru.

Если врачом были назначены лекарства, не входящие в данный перечень, то пациент-налогоплательщик не сможет рассчитывать на получение соцвычета. Об этом ясно говорится в письме УФНС по Москве от 01.06.2010 № 20-14/4/057658@. В реестре отображены как медпрепараты, отпускаемые по рецептам, так и те, которые можно приобрести в безрецептурных отделах.

Приведем этот список в несколько сокращенном виде; при этом в нем приведены все названия лекарственных препаратов, не указаны только формы их выпуска:

1. Лекарства, применяемые для анестезии, а также снижающие тонус скелетной мускулатуры:

  • медпрепараты, используемые для наркоза (инъекционные порошки гексобарбитал и тиопентал натрия, растворы для инъекций кетамин и натрия оксибат, газ в баллончике динитрогена оксид, эфир диэтиловый в форме жидкости, раствор для ингаляций галотан);
  • средства для местной анестезии (инъекционный раствор бупивакаин и лидокаин);
  • средства, снижающие тонус скелетной мускулатуры (порошок для инъекций ботулинический токсин; инъекционный раствор атракурия безилат, альбумин; бромиды векурония, пипекурония, суксаметония).

2. Анальгетики:

  • наркотические (инъекционные растворы и таблетки морфин, пиритрамид, тримеперидин; инъекционный раствор фентанил и смесь морфин + наркотин + папаверин + кодеин + тебаин);
  • ненаркотические и нестероидные медпрепараты (таблетки: аспирин, диклофенак натрия, лорноксикам, ибупрофен, трамадол, налбуфин, кетопрофен, мелоксикам);
  • лекарство от подагры — аллопуринол;
  • прочие лекарственные препараты этой группы (пеницилламин, колхицин).

3. Противоаллергические (антигистаминные) препараты: кетотифен, квифенадин, хлоропирамин.

4. Медпрепараты, оказывающие влияние на ЦНС:

  • против судорог (карбамазепин, фенитоин, вальпроевая кислота, клоназепам, фенобарбитал, фенитоин, этосуксимид);
  • для лечения болезни Паркинсона (бипериден, тригексифенидил, леводопа + карбидопа, амантадин, леводопа + бенсеразид);
  • медпрепараты для лечения от психотических заболеваний (галоперидол, клозапин, медазепам, перфеназин, тиопроперазин, феназепам, хлорпромазин, диазепам, левомепромазин, нитразепам, пипотиазин, тиоридазин, флуспирилен, хлорпротиксен, зуклопентиксол, лоразепам, перициазин, сульпирид, трифлуоперазин, флуфеназин);
  • антидепрессанты (амитриптилин, кломипрамин, мапротилин, моклобемид, тианептин, циталопрам, имипрамин, лития карбонат, миансерин, сертралин, флуоксетин);
  • лекарство при нарушениях сна — золпидем;
  • медпрепарат при рассеянном склерозе (интерферон бета и глатирамер ацетат);
  • противонаркотические (налтрексон и налоксон);
  • антихолинэстеразные медпрепараты (неостигмин метилсульфат, бромиды дистигмин и пиридостигмин);
  • прочие лекарства из данной группы (нимодипин, винпоцетин, гексобендин + этамиван + этофиллин).

5. Противоинфекционные:

  • антибиотики (азитромицин, ампициллин, ванкомицин, доксициклин, кларитромицин, меропенем, норфлоксацин, сульфацетамид, цефаперазон, цефтазидим, ципрофлоксацин, амикацин, бензатин бензилпенициллин, гентамицин, имипенем, ко-тримоксазол, месалазин, пефлоксацин, хлорамфеникол, цефипим, цефтриаксон, эритромицин, амоксициллин + клавулановая кислота, бензилпенициллин, джозамицин, карбенициллин, линкомицин, мупироцид, спирамицин, цефаклор, цефотаксим, цефуроксим);
  • лекарства для лечения туберкулеза (изониазид, протионамид, стрептомицин, ломефлоксацин, рифабутин, этамбутол, пиразинамид, рифампицин, этионамид);
  • медпрепараты для лечения от вирусных инфекций (ацикловир, зидовудин, ламивудин, ганцикловир, индинавир, невирапин, диданозин, ифавиренц, ставудин);
  • лекарственные противогрибковые препараты (амфотерицин В, итраконазол, амфотерицин В + метилглукамин, клотримазол, гризеофульвин, тербинафин);
  • лекарства для лечения от малярии и иные противопротозойные медпрепараты (гидроксихлорохин, хлорохин, метронидазол);
  • прочие медпрепараты из данной группы — бифидумбактерин;
  • средства для вакцинации: иммунобиологические препараты, тест СПИД-диагностики;

6. Лекарства иммунодепрессивные и противоопухолевые:

  • цитостатические медпрепараты (азатиоприн, блеомицин, винкристин, гидроксикарбамид, даунорубицин, идарубицин, кальция фолинат, клодроновая кислота, метотрексат, оксалиплатин, проспидия хлорид, третиноин, хлорамбуцил, цитарабин, араноза, бусульфан, винорельбин, дакарбазин, доксорубицин, иринотекан, карбоплатин, мелфалан, митоксантрон, паклитаксел, тиогуанин, флударабин, циклофосфамид, эпирубицин, аспарагиназа, винбластин, гемцитабин, дактиномицин, доцетаксел, ифосфамид, кармустин, меркаптопурин, митомицин, прокарбазин, тиотепа, фторурацил, цисплатин, этопозид);
  • антигормоны и гормональные препараты (аминоглутетимид, гозерелин, трипторелин, анастрозол, медроксипрогестерон, флутамид, ганиреликс, тамоксифен, цетрореликс);
  • средства, сопутствующие лечению (интерферон альфа, ондансетрион, ленограстим, филграстим, молграмостим);

7. Противоостеопорозные лекарственные средства — стимуляторы (алендроновая кислота, кальцитонин, альфакальцидол, кальция карбонат + эргокальциферол).

8. Лекарства, оказывающие влияние на кровь:

  • средства против анемии (комплекс сахарозный железа гидроксида, фолиевая кислота, железа сульфат, цианокобаламин, железа сульфат + аскорбиновая кислота, эпоэтин бета);
  • лекарства, оказывающие влияние на свертываемость крови (алпостадил, надропарин кальция, стрептокиназа, эноксапарин натрия, альтеплаза, пентоксифиллин, тиклопидин, гепарин натрия, протамин сульфат, фениндион);
  • заменители плазмы и растворы (аминокислоты для парентерального питания, декстроза, гемин, пентакрахмал);
  • медпрепараты плазмы (альбумин, факторы свертывания VIII и IX);
  • гиполипидемические медсредства (фосфолипиды + пиридоксин + никотиновая кислота + аденозин монофосфат, симвастатин).

9. Препараты, которые влияют на сердечно-сосудистую систему:

  • антиангинальные лекарства (изосорбид динитрат и мононитрат, нитроглицерин);
  • излечивающие аритмию препараты (аллапинин, метопролол, хинидин, амиодарон, прокаинамид, этацизин, атенолол, пропафенон);
  • снижающие артериальное давление препараты (азаметония бромид, верапамил, нифедипин, амлодипин, доксазозин, пропранолол, бетаксолол, метилдопа, фозиноприл);
  • лекарства для излечения от сердечной недостаточности (валсартан, каптоприл, эналаприл, дигоксин, квинаприл, ирбесартан, периндоприл);
  • избавляющие от шока лекарства (добутамин, фенилэфрин, допамин, эфедрин).

10. Медсредства для диагностики:

  • препараты, контрастные для рентгена (амидотризоат натрия, гадопентетовая кислота, йопромид, бария сульфат + натрия цитрат + сорбит + антифомсилан + нипагин, галактоза, гадодиамид, йогексол);
  • флюоресцирующие препараты (флуоресцеин натрия);
  • радиоизотопные медпрепараты (альбумина микросферы, пирфотех, технефор, бромезида, пентатех, технефит (для всех — 99мТс), изотонический раствор стронция-89-хлорида).

11. Антисептические средства:

  • антисептик — йод;
  • дезинфицирующие препараты (перекись водорода, этанол, хлоргексидин).

12. Лекарства при болезнях ЖКТ:

  • антацидные и противоязвенные медпрепараты (омепразол, фамотидин, пирензепин);
  • спазмолитики (атропин, платифиллин, дротаверин);
  • энзимы — пакреатин;
  • лекарства при печеночной недостаточности (лактулоза, экстракт из листьев артишока);
  • антиферментное средство — апротинин.

13. Гормональные препараты:

  • антигормоны и не влияющие на половую систему гормоны (бетаметазон, хорионический гонадотропин, десмопрессин, левотироксин натрий, лутропин альфа, нандролон, соматропин, триамцинолон, фоллитропин бета, бромокриптин, дезоксикортон, дигидротахистерол, левотироксин + калия йодид, менотропины, октреотид, тетракозактид, флудрокортизон, хориогонадотропин альфа, гидрокортизон, дексаметазон, кломифен, лиотиронин + левотироксин + калия йодид + натрия пропилоксибензоат, метилпреднизолон, преднизолон, тиамазол, фоллитропин альфа, ципротерон);
  • андрогенный препарат — таблетки метилтестостерона;
  • эстрогенные препараты (гидроксипрогестерон, прогестерон, дидрогестерон, этинилэстрадиол, норэтистерон);
  • инсулин и прочие при диабете (акарбоза, гликлазид, глюкагон, пиоглитазона гидрохлорид, инсулин ДлД, КД, Комб СрД, глибенкламид, глимепирид, метформин, гликвидон, глипизид, репаглинид).

14. Лекарства для лечения болезней почек и мочевой системы:

  • при аденоме простаты (финастерид, альфузозин, тамсулозин, экстракт ползучей пальмы);
  • при почечной недостаточности и после пересадки почек (антитимоцитарный иммуноглобулин, раствор для перитонеального диализа, кетоаналоги аминокислот, циклоспорин);
  • диуретические средства (гидрохлоротиазид, маннитол, фуросемид, индапамид, спиронолактон).

15. Препараты, используемые в офтальмологии:

  • снимающие воспаление (азапентацен, пиреноксин, лодоксамид, цитохром + натрия сукцинат + аденозин + никотинамид + бензалкония хлорид);
  • миотические и противоглаукомные медпрепараты (капли дорзоламид, тимолол и пилокарпин).
  • стимулирующие регенерацию средства — эмоксипин.

16. Маточные препараты:

  • гормональные средства (метилэргометрин, питуитрин, окситоцин, эргометрин);
  • прочие препараты, влияющие на маточную мускулатуру (динопрост, гексопреналин, динопростон).

17. Лекарства для лечения заболеваний дыхательных органов:

  • против астмы (амброксол, будесонид, кромогликат динатрия, теофиллин, эпинефрин, аминофиллин, ипратропия бромид, недокромил, тербуталин, беклометазон, ипратропия бромид + фенотерол гидробромид, сальбутамол, фенотерол);
  • прочие препараты из этой группы (ацетилцистеин).

18. Электролиты, питательные средства:

  • смеси питательные (порошки фенил-фри и лофеналак);
  • электролиты (калия хлорид, йодид, аспарагинат; кальция хлорид; натрия цитрат и гидрокарбонат; магния аспарагинат; электролитные растворы).

19. Витаминные препараты — тиамин и менадион.

О том, как составить заявление на возврат налога из ИФНС, читайте в материале «Составляем заявление на возврат НДФЛ (образец, бланк)».

Как получить вычет на лекарства

Для того чтобы получить в налоговой инспекции вычет на лекарства, потребуется предоставить туда пакет документов, включающий:

  • декларацию по форме 3-НДФЛ;

Декларацию за 2018 год нужно подавать по новой форме.

  • справку от работодателя по форме 2-НДФЛ;

Справку 2-НДФЛ за 2018 год также оформляют на новом бланке.

Об особенностях оформления справки 2-НДФЛ-2018 читайте в статье .

Основные коды соцвычетов вы найдете в материале «Коды налоговых вычетов по НДФЛ — таблица на 2018-2019 годы».

  • заполненные врачом рецепты с указанием того, что они выписаны для налоговой;
  • чеки или платежные квитанции, подтверждающие факт произведения оплаты за лекарства.

Налоговая декларация должна быть подана физлицом — плательщиком налога на доходы до 30 апреля года, следующего за отчетным.

Однако плательщики налогов, которые подают декларации лишь для получения вычета (то есть не обязаны подавать отчетность для декларирования своих доходов), не привязаны к срокам подачи декларации. Правда, обратиться за вычетом нужно не позднее 3 лет со дня окончания года, в котором возникло право на вычет (п. 7 ст. 78 Налогового кодекса).

Налоговый вычет возвращается плательщику налогов после проведения камеральной проверки указанных в декларации данных и поданных с ней документов. Деньги будут возвращены через месяц после окончания проверки. Сама проверка проводится на протяжении 3 месяцев с момента подачи декларации и прилагаемых к ней документов.

О сроках проведения камеральной проверки читайте в нашей статье «Какие сроки проведения камеральной налоговой проверки?».

Кроме рассмотренного варианта есть еще способ получить вычет на лекарства через работодателя. Это можно сделать, не дожидаясь окончания года, в котором осуществлены расходы. Для этого работник должен обратиться к работодателю с заявлением о представлении вычета и уведомлением из налогового органа, которым подтверждается право работника на получение социального вычета. Уведомление о подтверждении права работника на получение социального вычета выдается в течение 30 календарных дней со дня обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением. К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие право на вычет (рецепт с пометкой для налоговых органов, кассовые чеки).

Нюансы получения вычета: оплата родственниками

Если медикаменты приобретались для лечения жены или детей, то к указанному выше пакету документов потребуется приложить копию свидетельства о браке, о рождении детей (которым еще не исполнилось 18 лет на момент лечения) либо своего (если покупались лекарства для родителей).

Правда, тогда при подаче в налоговую также потребуется предъявить оригиналы данных документов. Налоговый инспектор, сверив оригиналы с копиями, поставит на последних соответствующую отметку и дату.

С 2013 года стало возможным претендовать на соцвычеты из средств, затраченных на лечение усыновленных или находящихся на попечении несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет. Но нельзя претендовать на соцвычет из средств, уплаченных на медикаменты для дедушек и бабушек налогоплательщика.

О том, что супругам разрешено платить друг за друга за лекарства, а потому за соцвычетом можно обращаться одному из них, указано в письме ФНС от 01.10.2015 № БС-4-11/17171@.

В случае если по ряду причин пациент не в состоянии самостоятельно приобрести лекарственные средства, а это делают за него друзья или родственники, то здесь возможны варианты. Если медпрепараты приобретал супруг или ребенок больного, то тот, кто производил оплату, сможет получить вычет в отношении этих средств.

В том случае, если покупал лекарства друг/знакомый либо гражданский (-ая) муж/жена, тогда подтвердить право на вычет можно при помощи небольшого ухищрения. Потребуется оформить доверенность на такого близкого знакомого/друга о том, что пациент доверяет ему совершить покупку лекарств в аптеке для него. Такую доверенность не обязательно заверять нотариально (письма УФНС по Москве от 10.03.2010 № 20-14/4/024732 @, ФНС РФ от 17.05.2012 № ЕД-4-3/8135).

О формах рецептов

В рецептах названия препаратов отображаются на латинице, а способ применения лекарства должен быть обязательно указан на русском языке, причем недопустимы общие фразы типа «внутреннее». Допускается выписка лекарств лишь на рецептах, оформленных на бланках № 148-1/у-88, № 107-1/1, № 148-1/у-04 (л) или № 148-1/у-06 (л).

Врачи при выписке рецептов соблюдают порядок, прописанный в приказе Минздрава от 20.12.2012 № 1175н. Рецепты могут быть изготовлены на компьютере. Вносить правки в рецепты нельзя — в случае допущенной ошибки лучше заполнить новый рецептурный бланк.

Подробнее об обращении с бланками строгой отчетности читайте в материале «Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности».

Для подтверждения того, что приобретенные лекарства из перечня были назначены врачом, налогоплательщик должен быть готов предъявить рецепт, на котором будет проставлена отметка: «Для налоговой» с указанием налогового номера плательщика. Такой рецепт выписывается на основании приказа Минздрава от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256 (приложение 3).

В соответствии с приказом Минздрава от 20.12.2012 № 1175н бланк № 148-1/у-88 используется при выписке:

  • психотропных средств из списка III или находящихся на учете медпрепаратов (причем наркотические и психотропные лекарства из списка II выписывают на бланке спецрецепта по форме 107/у-НП);
  • анаболиков;
  • лекарств с небольшим содержанием наркотических и психотропных средств (прекурсоров);
  • индивидуально изготовленных лекарств с содержанием наркотических веществ и психотропов из списка II в малой дозе (не более высшей разовой).

На бланках № 148-1/у-04 (л) и 148-1/у-06 (л) осуществляется выписка лекарств для бесплатного получения, а также гражданам, имеющим право на скидку.

На бланке рецепта № 107-1/у выписываются лекарства:

  • подлежащие контролю, в которых кроме небольших психотропных и наркологических доз содержатся иные фармакомпоненты;
  • все остальные не указанные выше медпрепараты.

Срок действия оформленных рецептурных бланков различный — от 10 дней до 3 месяцев (отмечается врачом). Заполненные рецептурные бланки по форме № 107-1/у действуют на протяжении 2 месяцев, а в особых случаях (при хронических заболеваниях) — до года. Нормативный срок каждого из бланков указан в п. 21 порядка, утвержденного приказом Минздрава от 20.12.2012 № 1175н.

Также важно обратить внимание на то, чтобы на заполненном рецептурном бланке слева вверху стоял штамп медучреждения с указанием всех его контактных данных. На бланках форм № 148-1/у-04(л) и № 148-1/у-06(л) отведено место для нанесения специального кода. Расшифровать запись можно самостоятельно, если ознакомиться с п. 5 приложения 3 приказа Минздрава от 20.12.2012 № 1175н.

Рецепт на бланках форм № 148-1/у-04(л) и № 148-1/у-06(л) оформляется врачом на 2 одинаковых бланках (одинаковые номера и серии): один выдается пациенту — для аптеки, а второй — остается в медицинской карте. В аптеке на рецепте делаются пометки о выдаче лекарств в полном/неполном объеме. Запись датируется.

В связи с тем, что для большого числа медпрепаратов из перечня, утвержденного постановлением от 19.03.2001 № 201, которые приобретаются за деньги пациентов, установлена форма рецепта № 107-1/у, именно этот рецепт и рекомендуется выписывать для получения соцвычета. Рецепт по форме № 107-1/у для налоговых органов может быть выписан лечащим врачом по требованию налогоплательщика в течение 3 лет после окончания налогового периода (календарного года), в котором были произведены расходы на приобретение лекарств, с указанием даты фактического назначения лекарства. Такие рецепты выписываются на основании записей, сделанных в медицинской карте (письмо Минздрава РФ от 12.02.2002 № 2510/1430-02-32).

Вычет на медматериалы при дорогостоящем лечении

ФНС в письме от 18.05.2011 № АС-4-3/7958 разъяснила особую ситуацию в случае получения налогоплательщиком дорогостоящего лечения, сумма по которому для получения вычета не ограничена. Т. е. она принимается к вычету, исходя из фактических затрат. Под дорогостоящим лечением понимается медуслуга из перечня, утвержденного постановлением от 19.03.2001 № 201, кроме того, медучреждение должно иметь соответствующую лицензию на оказание такого вида услуг.

Это означает, что при отсутствии медматериалов в лечебном учреждении, которое предоставляет услуги по дорогостоящему лечению, пациент может отдельно закупить их, а впоследствии получить по ним соцвычет. Важным условием является обязательное подтверждение, что приобретенные медматериалы пошли именно на данное дорогостоящее лечение.

Для подтверждения права на соцвычет по закупленным медматериалам пациенту придется предоставить в свою ИФНС:

  • справку из медучреждения, проводящего дорогостоящее лечение, о том, что лечащий врач назначил данные медсредства;
  • квитанцию или иной платежный документ о подтверждении оплаты за выписанные врачом медсредства;
  • справку об оплате за дорогостоящие услуги (если они были получены бесплатно, то должна стоять сумма 0 руб.).

Подробнее о документах, подтверждающих расходы на лечение, читайте в статье «Документы для получения налогового вычета за лечение».

Пример возврата средств за лекарства через соцвычет в ИФНС

В 2018 году Сергей Петрович Сидоров болел бронхитом, тратил деньги на лечение страдающей от повышенного артериального давления и катаракты матери, на дезинфицирующие и гормональные препараты для 17-летней дочери и на «инъекции красоты» для жены.

В налоговом периоде Сидоров заработал 350 000 руб. Из этой суммы был удержан налог на доходы в размере 45 500 руб.

О том, как исчисляется НДФЛ, читайте в нашей статье «Общий порядок исчисления и уплаты НДФЛ».

Для лечения бронхита он покупал прописанные врачом аспирин и эритромицин. На лекарства Сидоров потратил 200 руб. Матери для лечения он купил амлодипин и пиреноксин на сумму 600 руб., а дочери — хлоргексидин, йод и бетаметазон на сумму 300 руб. Инъекции ботокса для жены обошлись в 15 000 руб.

Исходя из сведений о лекарствах, содержащихся в Перечне лекарственных средств № 201, Сидоров С. П. имеет право на получение вычета с сумм, потраченных на лекарства, приобретенные для себя, матери и дочери. Суммарно это составило 1 100 руб. (200 + 600 + 300). А вот деньги, потраченные на приобретение косметологических средств жене, он не сможет вернуть в виде соцвычета.

Подав вместе с налоговой декларацией и другими документами рецептурные бланки врача, чеки, копии своего свидетельства о рождении и свидетельства о рождении дочери, Сидоров сможет претендовать на возврат из бюджета 143 руб. (13% от 1 100). Деньги будут перечислены на его расчетный счет на основании поданного заявления.

Итоги

У налогоплательщика есть право в отношении удерживаемого с его доходов НДФЛ воспользоваться социальным вычетом в размере расходов, потраченных на лечение (свое или членов семьи). В частности, он может нести расходы по приобретению лекарств. Перечень лекарственных средств, в отношении которых возможен такой вычет, содержит постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. К документам, подтверждающим факт назначения врачом именно этого лекарства, предъявляются определенные требования.

Для получения вычета со всеми документами, подтверждающими право на него, нужно обратиться в ИФНС либо в году осуществления расходов на лечение (тогда вычет можно учесть по месту работы), либо по завершении этого года (тогда возвращать налог будет ИФНС). В последнем случае вместе с документами, подтверждающими право на вычет, придется сдать еще декларацию по форме 3-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ, подтверждающие сумму удержанного за год налога.

Основополагающее право человека на здоровье — это право на доступ к жизненно необходимым качественным технологиям здравоохранения, включая лекарственные средства. При этом большинство стран признает проблему ограничения государственных затрат на здравоохранение и возрастающую потребность в медицинских услугах. В контексте успешного функционирования систем здравоохранения основные лекарства должны быть доступны в любое время в достаточном количестве в соответствующих лекарственных формах и с гарантированным качеством по цене, которую могут позволить себе представители разных слоев населения. Исходя из этого, критично важно для государств определение того, какие программы или технологии здравоохранения являются приоритетными и какие должны оплачиваться за счет бюджетных средств. Основываясь на данных отчета Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Medicines reimbursement policies in Europe 2018», мы проанализировали системы и правила возмещения расходов на лекарственные средства, применяемые странами Европейского региона ВОЗ.

Universal Health Coverage

Согласно основным Целям устойчивого развития (Sustainable Development Goals — SDGs ), все государства — члены Организации объединенных наций (ООН) договорились о выполнении к 2030 г. основных задач для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения (Universal Health Coverage — UHC). Это означает, что все люди получают необходимые медицинские услуги, не испытывая финансовых затруднений.

При этом UHC не подразумевает бесплатного покрытия для всех возможных вмешательств в области здравоохранения независимо от стоимости, поскольку не все вмешательства эффективны или экономически выгодны. Вместо этого речь идет об обеспечении базового пакета медицинских услуг и постепенном расширении их охвата и финансовой защиты по мере поступления большего количества ресурсов.

Отчет демонстрирует, что все страны Европейского региона ВОЗ (в том числе и Украина) создали механизмы для предоставления доступа к лекарствам для населения. Однако разработка и реа­лизация соответствующих политик значительно отличаются в разных странах, особенно в отношении возмещения расходов на амбулаторные лекарства. При этом во всех 53 странах региона пациенты могут получать лекарства в больницах без какой-либо оплаты, за исключением Бельгии.

Финансирование системы здравоохранения в регионе

По сравнению с другими регионами охват услугами здравоохранения во многих странах Европейского региона ВОЗ довольно высокий. В некоторых странах Западной Европы (таких как Австрия, Бельгия, Франция и Германия) система социального страхования здравоохранения (Social Health Insurance — SHI) по «системе Бисмарка» обеспечивает социальную защиту. В 1990-е годы SHI была внедрена в нескольких странах Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. SHI — это система финансирования здравоохранения, которая обеспечивается за счет страховых взносов, сделанных работодателями, работниками и государственными субсидиями. Многие страны, использующие подход SHI, имеют обязательные схемы страхования для работающих, доход которых не превышает определенного порогового значения (страховое обязательство).

SHI предоставляется посредством различных страховщиков. В некоторых странах пациенты имеют несколько вариантов при выборе страхового фонда (Германия), в то время как в других пациентам назначается конкретный фонд, например, в зависимости от их рода занятости (Польша).

Кроме системы SHI, в Европейском регионе также распространена система национальных служб здравоохранения (National Health Service — NHS). Системы NHS финансируются за счет общего налогообложения (центрального или регионального) и обычно охватывают всех жителей страны. Объем оказываемых услуг идентичен для каждого, а сервисы зачастую предлагаются государственными учреждениями. Помимо Великобритании, некоторые другие страны (Италия, Испания, Португалия, Дания, Швеция) также используют системы здравоохранения на основе NHS.

При этом добровольное медицинское страхование может быть задействовано при любой системе здравоохранения и оно играет важную роль.

Основания для включения в систему реимбурсации

Основаниями для включения в систему реимбурсации или критериями приемлемости для возмещения могут быть лекарственное средство (product-specific), заболевание, для лечения которого предназначен препарат (disease-specific), конк­ретная группа населения, нуждающаяся в лекарственных средствах (population groups-specific), общие расходы на лекарства пациента в течение определенного периода (consumption-based).

Хотя в стране может применяться более одной схемы возмещения, обычно существует доминирующая (табл. 1).

Таблица 1. Критерии включения в систему реимбурсации (схема реимбурсирования) в амбулаторном сегменте в странах Европейского региона ВОЗ, 2017 г.

Страна Product-specific Disease-specific Population groups-specific Consumption-based
Австрия
Азербайджан
Беларусь
Бельгия
Болгария
Хорватия
Чехия
Дания
Эстония
Финляндия
Франция
Германия
Венгрия
Израиль
Италия
Латвия
Литва
Люксембург
Нидерланды
Норвегия
Польша
Республика Молдова
Испания
Швеция
Швейцария
Таджикистан
Великобритания
Узбекистан

■ — доминирующая схема возмещения, □ — сопутствующая схема возмещения.

Схема «product-specific»

В данном случае право на возмещение зависит от рассматриваемого лекарства: оно считается либо возмещаемым (расходы на него полностью или частично оплачиваются государственным плательщиком), либо не подлежащим возмещению.

Компетентный орган по фармацевтическому ценообразованию и возмещению или государственный плательщик определяют статус возмещения, как правило, на основе различных критериев. Такими могут выступить терапевтическая польза, добавленная терапевтическая ценность по сравнению с альтернативными продуктами, экономическая эффективность, влияние на бюджет и т.д. (табл. 2).

Таблица 2. Критерии лекарственных средств для возмещения их стоимости в странах Европейского региона ВОЗ, 2017 г.

Ключевые критерии для возмещения расходов на лекарства Страны
Терапевтическое пре­имущество лекарственного средства и/или относительная терапевтическая польза (добавленная стоимость по сравнению с существующими альтернативами) Армения, Австрия, Бельгия, Болгария, Чехия, Хорватия, Дания, Эстония, Финляндия, Казахстан, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Республика Молдова, Сербия, Словения, Испания, Украина
Медицинская необходимость/приоритет Армения, Эстония, Финляндия, Казахстан, Нидерланды, Норвегия, Польша, Рес­публика Молдова, Турция, Украина
Безопасность Армения, Болгария, Дания, Эстония, Исландия, Мальта, Нидерланды, Польша, Респуб­лика Молдова, Российская Федерация
Экономическая эффективность Беларусь, Чехия, Эстония, Финляндия, Казахстан, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Турция, Великобритания
Влияние бюджета Бельгия, Болгария, Чехия, Эстония, Финляндия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Республика Молдова, Словения, Турция

В нескольких из 45 стран региона все возмещаемые лекарства реимбурсируются на 100%. Однако могут применяться и другие виды доплаты, такие как плата за рецепт и т.д. В других странах действуют разные процентные ставки сооплаты.

Продуктспецифическая схема, или «product-specific», является основной схемой возмещения расходов на амбулаторные лекарства в 32 из 45 стран. Ирландия и Казахстан применяют этот подход в качестве дополнительной схемы.

Национальные регуляторы

Решения о возмещении стоимости лекарственных средств в амбулаторном секторе в Европейском регионе ВОЗ обычно принимаются фондом SHI, министерством здравоохранения или министерством по социальным вопросам.

В некоторых странах (Чехия, Дания, Италия и Норвегия) решения о возмещении принимаются агентствами по лекарственным средствам, в то время как в других за возмещение отвечают специализированные учреждения (Болгария, Финляндия, Исландия, Швеция и Узбекистан). В ряде стран региона решения о выделении компенсаций на амбулаторное и стационарное лечение находятся в компетенции одного и того же органа. Однако практические решения, такие как список лекарственных средств для закупки и составление формуляра больницы, могут приниматься на больничном уровне (Греция, Литва и Норвегия).

В странах с системами на основе SHI именно SHI принимает решения о возмещении расходов для страны, в то время как индивидуальные страховщики платят за лекарства (Австрия, Франция и Нидерланды).

В некоторых странах NHS (включая Италию и Испанию) решения о возмещении принимаются на федеральном (национальном) уровне, но регионы оплачивают расходы, а также могут вести переговоры по конкретным соглашениям.

Списки возмещения

Список возмещения является основным инструментом, используемым странами для управления пакетами своих льгот. Списки возмещения имеются во странах Европейского региона ВОЗ.

В 44 из 45 стран применяют положительный список. Все лекарства, включенные в него, могут быть назначены за счет государственного плательщика. Только Германия использует отрицательный список, в котором указаны все лекарства, исключенные из возмещения. Таким образом, стоимость всех препаратов в основном покрывается, если они не находятся в отрицательном списке. Испания и Великобритания применяют как положительные, так и отрицательные списки.

В некоторых странах используется более одного положительного списка. В других странах есть один положительный список, который делится на разные части в соответствии с различными правилами возмещения и/или предписаниями. Позитивные списки — важные инструменты для определения прио­ритетности лекарств для возмещения.

Однако термин «основные лекарственные средства», основанный на Списке ВОЗ по основным лекарственным средствам (WHO Model Lists of Essential Medicines) используется только в некоторых странах, в основном балканских и СНГ. Западноевропейские страны не используют этот термин, а количество лекарственных средств, включенных в их списки возмещения, значительно превышает число таковых в вышеуказанном списке.

Большинство европейских стран регулярно пересматривают и обновляют свои списки возмещения. Например, Бельгия, Финляндия и Ирландия пересматривают их каждый месяц.

Референтное ценообразование

Система референтного ценообразования (refe­rence price system — RPS) представляет собой политику возмещения расходов, в которой взаимозаменяемые лекарственные средства группируются в референтную группу по одинаковому действующему веществу (уровень 5 АТС-классификации) или химически связанной подгруппе (уровень 4 АТС-классификации).

Государственный плательщик определяет цену, называемую референтной ценой, подлежащую возмещению за все лекарства, включенные в группу. Если розничная цена на лекарственное средство в аптеке превышает референтную, пациент должен заплатить эту разницу. Иногда могут быть включены дополнительные доплаты, например, плата за рецепт или процентная доплата.

По состоянию на 2017 г. в 30 из 45 стран Европейского региона ВОЗ применяется референтное ценообразование. Эта система была впервые внедрена в Европе в 1989 г., когда Германия представила «Festbetragssystem». Несколько лет спустя Нидерланды (1991 г.), Швеция и Дания (1993 г.) также приняли RPS. За ними следовали страны Центральной и Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и Словакия), которые реализовали эту схему на протяжении всей второй половины 1990-х годов. Несколько стран Западной и Южной Европы (Бельгия, Франция, Литва и Португалия) внедрили RPS в начале 2000-х годов. В число стран, которые недавно приняли референтное ценообразование, входят Украина (2012 г.) и Ирландия (2013 г.).

В отличие от общепринятой практики, Швеция отказалась от RPS в 2002 г. после 9 лет использования системы, поскольку признала ее административно сложной, а экономия средств не оправдала ожиданий. Вместо этого используется концепция «предпочтительного продукта месяца» (preferred product of the month) и установлена система обязательной замены на генерик с наименьшей ценой для возмещения (независимо от того, что врач указал в рецепте).

Существуют различные подходы к составлению референтных групп, типу лекарств, включенных в RPS, и расчету общего уровня возмещения (табл. 3). Из 30 стран с RPS 18 группируют лекарства на основе активного вещества (уровень 5 АТС-классификации). Еще 12 стран применяют более широкое понимание классификации. Так, Хорватия, Чехия, Польша и Румыния определяют референтные группы по сочетанию уровней АТС-3, -4 и -5, что означает, что лекарства одной и той же фармакологической подгруппы можно считать взаимозаменяемыми.

Таблица 3. RPS в странах Европейского региона ВОЗ, 2017 г.

Страна RPS Год введения Группирование
Албания Да 2001 АТС-5
Армения Нет
Австрия Нет
Азербайджан Нет
Беларусь Нет
Бельгия Да 2001 АТС-5
Болгария Да 2004 АТС-5 и АТС-4 (в исключительных случаях)
Хорватия Да 2006 АТС-5, -4 и -3
Кипр Нет
Чехия Да 1995 АТС-5, -4 и -3
Дания Да 1993 АТС-5
Эстония Да 2003 АТС-5
Финляндия Да 2009 АТС-5
Франция Да 2003 АТС-5
Германия Да 1989 АТС-5 и -4
Греция Да 2006 АТС-5 и -4 (для некоторых продуктов)
Венгрия Да 1991 АТС-5 и -4 (для некоторых продуктов)
Исландия Да АТС-5
Ирландия Да 2013 АТС-5
Израиль Да АТС-5
Италия Да 2001 АТС-5
Казахстан Нет
Латвия Да 2005 АТС-5 и -4
Литва Да 2003 АТС-5 и -4
Люксембург Нет
Мальта Нет
Нидерланды Да 1991 Классификация АТС не используется в RPS; кластеры «взаимозаменяемых продуктов»
Норвегия Да 2003 АТС-5
Польша Да 1998 АТС-5, -4 и -3
Португалия Да 2003 АТС-5
Республика Молдова Нет
Румыния Да 1997 АТС-5, -4 и -3
Сербия Нет
Словакия Да 1995 АТС-5
Словения Да 2003 АТС-5 и -4 (с 2013 г.)
Испания Да 2000 АТС-5
Швеция Нет 1993–2002
Швейцария Нет
Таджикистан Нет
Турция Да 2004 АТС-5
Великобритания Нет
Узбекистан Нет

В Нидерландах группировка производится для лекарственных средств, которые считаются взаимозаменяемыми (без применения классификации АТС в этом отношении).

Большинство стран (включая Болгарию, Исландию, Италию, Латвию, Литву, Словакию и Испанию) устанавливают референтную цену по генерическому препарату с самой низкой ценой в контрольной группе. Некоторые (например Хорватия и Венгрия) требуют, чтобы продукт с наименьшей стоимостью имел определенную минимальную рыночную долю в течение фиксированного периода.

В Греции референтная цена представляет собой средневзвешенную общую стоимость минимальной дневной дозы (учитываемые генерики должны составлять 20% общего объема продаж данного кластера за последние 6 мес). В Португалии рассчитывают референтную цену в среднем по 5 наименьшим ценам в каждой контрольной группе.

Уровни возмещения

Включение лекарственного средства в амбулаторный положительный список автоматически не гарантирует полное возмещение государственным плательщиком. Фактически только несколько стран — Австрия, Хорватия, Германия, Ирландия, Италия, Нидерланды и Великобритания, а также несколько стран СНГ обеспечивают 100% компенсацию цены всех субсидируемых государством лекарств (возмещаемые или амбулаторные лекарства в государственном секторе). Тем не менее другие соплатежи, такие как плата за рецепт, могут применяться по-прежнему.

Из 45 стран 32 имеют дифференцированные ставки возмещения (табл. 4). Все они обеспечивают 100% компенсацию за определенное количество лекарств, тогда как другие возмещаемые препараты покрываются только по определенным ставкам (то есть в процентах от цены).

Таблица 4. Ставка реимбурсации лекарственных средств амбулаторного сегмента в странах Европейского региона ВОЗ, 2017 г.

Страна Нет процентной ставки возмещения за лекарства, субсидируемые государством Ставка возмещения, %
Албания 100; 95; 85; 75; 65; 55; 50
Армения 100; 50; 30
Австрия
Азербайджан
Беларусь 100; 90; 50
Бельгия 100; 75; 50; 40
Болгария 100; 75; <50
Хорватия
Кипр
Чехия 100 и частичное возмещение (нет фиксированных ставок возмещения за частично возмещенные лекарства)
Дания 100; 85; 75; 50
Эстония 100; 75 (или 90 для незащищенных групп населения), 50
Финляндия 100; 65; 40 (базовая ставка возмещения)
Франция 100; 65; 30; 15
Германия
Греция 100; 90; 75
Венгрия 100; 90; 80; 70; 55; 50; 25
Исландия 100; 92,5; 85; 65–70 в среднем для лекарств с общим статусом возмещения
Ирландия
Израиль 85–90 (для всех лекарств из положительного списка)
Италия
Казахстан
Латвия 100; 75; 50
Литва 100; 90; 80; 50
Люксембург 100; 80; 40
Мальта
Нидерланды
Норвегия 100; 61
Польша 100; 70; 50
Португалия 100; 90; 69; 37; 15
Республика Молдова 100; 70; 50; 30
Румыния 100; 90; 50; 20
Сербия 10–90 (в зависимости от цены лекарства)
Словакия 100 и частичное возмещение (нет фиксированных ставок возмещения за частично возмещенные лекарства)
Словения 100; 70; 10
Испания 100; 90; 40–60 (стандартная ставка связана с доходом)
Швеция 100; 90; 75; 50
Швейцария 90 и 80 (по невозмещаемому минимуму)
Таджикистан
Турция 100; 90; 80
Великобритания
Узбекистан

В Чехии и Словакии стоимость некоторых лекарств частично возмещается, но определенная ставка возмещения не устанавливается. Несколько стран предоставляют 100% компенсацию за конкретные основные лекарственные средства для опасных для жизни или тяжелых заболеваний, в то время как другие несущественные или менее рентабельные возмещаемые лекарства имеют более низкие установленные ставки.

Кипр, Ирландия и Турция приняли в качестве преобладающей схемы компенсацию, зависящую от группы населения. Турция также предоставляет различные ставки возмещения для разных групп населения (100% для пациентов с хроническими заболеваниями и 80% для активных работников).

Возмещение расходов в стационарном сегменте

В некоторых странах стратегические закупки и тендеры централизованы на национальном уровне для стационарного сектора (как в Дании и Норвегии). Во многих странах (например в Австрии, Чехии, Финляндии, Исландии, Румынии, Швейцарии и Турции) закупка лекарств в стационарном секторе децентрализована, при этом решения принимаются отдельными больницами или специальными организациями (например через закупочные агентства).

Тем не менее закупка некоторых лекарств для стационара (например по направлению ВИЧ или онкология) в этих странах может быть централизована (как в Румынии и Великобритании). В Сербии большое количество лекарств в стационарном секторе приобретается централизованно, а решения принимаются фондом медицинского страхования. В Швеции государственные закупки лекарственных средств, используемых в больницах, проводятся окружными советами (регионами), которые имеют списки предпочтительных лекарств.

В нескольких странах (включая Чехию, Исландию, Румынию и Турцию) торги проводятся обычно для большинства лекарств для стационара и являются обязанностью больниц. В Словении в настоящее время существует центральное публичное тендерное предложение для всех лекарств для всех больниц в стране, проводимое в сотрудничестве с министерством государственного управления и министерством здравоохранения.

В нескольких странах (Австрия, Финляндия, Германия, Исландия, Швейцария и Турция) больницы могут находиться в непосредственном контакте с производителями/фармацевтическими компаниями и обсуждать индивидуальные цены. В Чехии больницы контактируют непосредственно со страховыми фондами, чтобы обсудить соглашения о закупках и договориться о ценах.

Сооплата в амбулаторном сегменте

В амбулаторном секторе возмещение не всегда равно 100% покрытию стоимости лекарств посредством государственного финансирования. Вместо этого пациенты часто вынуждены платить часть стоимости наличными и/или проводить дополнительную неценовую сооплату.

В странах Европейского региона ВОЗ используются 3 основных типа соплатежей в амбулаторном секторе: фиксированные доплаты (как правило, в виде рецептурных сборов), процентные доплаты и невозмещаемый минимум (deductibles).

При фиксированной политике сооплаты государственный плательщик требует, чтобы застрахованный пациент заплатил фиксированную сумму за лекарство или рецепт. В 17 из 45 стран региона установлены фиксированные доплаты. В некоторых из них (Хорватия, Греция и Сербия) плата за рецепт или упаковку в рецепте (как в Австрии, Германии, Великобритании) взимается за возмещаемые лекарства.

В Финляндии применяется плата за отпуск 100% возмещаемого препарата по рецепту каждый раз (с ограничением в 3-месячный запас) в 4,50 евро. В других категориях с пациента взимается плата за рецепт в размере 2,50 евро, как только пациент достигнет максимального годового лимита расходов на лекарства (605,13 евро в 2017 г.).

При процентной политике сооплаты застрахованное лицо платит фиксированную долю розничной или референтной цены лекарства, в то время как государственный плательщик покрывает оставшуюся стоимость/процент (это коэффициент возмещения). Процентная доплата является наиболее распространенной формой сооплаты в Европейском регионе ВОЗ, так как большинство стран (32 из 45) применяют различные ставки возмещения расходов на лекарства. Из 32 стран с процентной доплатой 30 определили фиксированные процентные ставки возмещения.

Итоги

Несмотря на то что почти все страны Европейского региона ВОЗ обеспечивают полный охват лекарственными средствами в стационарном секторе, в амбулаторном сегменте пациенты чаще всего вынуждены доплачивать за возмещаемые препараты. Анализ фактического финансового бремени предполагает, что сооплата может представлять существенное финансовое бремя для пациентов, особенно в странах с низким доходом.

И хотя нет формальной идеальной модели возмещения «one size fits all», или которая бы подходила всем системам здравоохранения для удовлетворения целей общественного здравоохранения, существует несколько ключевых принципов, которые повышают доступ к лекарственным средствам и защищают уязвимые группы пациентов от чрезмерных трат на препараты из их кармана. К таковым можно отнести необходимость увеличения финансовых затрат со стороны государства на здравоохранения и лекарственные средства, принятие решений на основе фактических данных доказательной медицины, регулярный мониторинг, четкая приори­тизация в политике здравоохранения, регулирование ценообразования, поощрение использование генерических препаратов и биосимиляров и др.

Каждая система возмещения стоимости всегда должна учитывать баланс между доступом к основным лекарственным средствам, включая защиту пациентов от чрезмерных личных трат, и системными ограничениями, в частности бюджетными.

Компенсация на основе потребления в Дании

Прежде чем пациент получит право на возмещение через государственного плательщика, он должен оплатить полную стоимость возмещаемого лекарства до порога 950 датских крон (Danish kroner — DKK), что приблизительно составляет 128 евро в течение одного года. После прохождения этого первого порога ставка возмещения возрастает по мере повышения расходов на возмещаемые лекарства. Для неизлечимо больных все расходы на лекарства покрываются на 100%, если они назначены врачом.

Размер возмещения отличается для пациентов в возрасте младше или старше 18 лет. Однолетний период возмещения расходов начинается, когда возмещаемые лекарства покупаются впервые после окончания предыдущего периода.

Ежегодные личные расходы на реимбурсируемые лекарства, DKK Возмещение взрослым (старше 18 лет), % Возмещение детям и подросткам (младше 18 лет), %
Менее 950 0 60
950–1565 50 60
1565–3390 75 75
Более 3390 85 85
Для взрослых более 18 331 100 (эквивалент общей годовой сооплаты в 3995 DKK)
Для детей и подростков более 22 541 100 (эквивалент общей годовой сооплаты 3995 DKK)

Для ежегодных личных расходов на возмещаемые лекарства учитывается только стоимость самого дешевого генерика. Для детей и подростков в возрасте до 18 лет пороговым значением, подлежащим возмещению на 100%, является фиксированная годовая максимальная доплата взрослым (3995 DKK или 537 евро). Если пациент нуждается в более дорогом генерике, врач может назначить повышенное возмещение. В этом случае финансирование основывается на розничной аптечной цене вместо цены возмещения. В особых случаях пациенту может быть возмещена стоимость конкретного лекарства, которое не имеет общего возмещения. Для этого требуется особое обращение с обоснованием данного конкретного случая от врача в Датское агентство по лекарственным средствам (Danish Medicines Agency).

Ирина Бондарчук

Какие документы нужны?

Чтобы претендовать на вычет за лечение, нужно собрать определённые документы. В их число входят:

  • декларация 3-НДФЛ;
  • справка 2-НДФЛ;
  • заявление на возврат налога;
  • документация, которая подтвердит оплату лекарственных средств и медицинского обслуживания;
  • свидетельство о рождении или о заключении брака, если оформляется возврат за платное обслуживание для ребёнка либо мужа/жены;
  • копия вашего свидетельства о рождении, если вы произвели оплату препаратов, которые врач выписал вашему родителю (если женщина в браке сменила фамилию, то необходимо её свидетельство о браке);
  • копии вашего удостоверения личности и ИНН.

При оформлении вычета за медицинское обслуживание к вышеуказанным бумагам потребуется добавить:

  • договор на оказание услуг, который заключают пациент и лечебное учреждение;
  • лицензия на обслуживание и оказание страховых услуг;
  • выписка об оплате медицинского обслуживания с указанием кодов.

При возврате денег за купленные медицинские препараты потребуются:

  • рецепт, который выписал врач по определённой форме именно для налоговой службы;
  • чеки и квитанции, доказывающие оплату препаратов.

При оформлении вычета за оплату полиса ДМС понадобятся:

  • лицензия страховой организации;
  • договор со страховой организацией или копия полиса;
  • квитанции об оплате.

Узнайте, как получить налоговый вычет за страхование жизни.

Кому положен налоговый вычет на детей? Смотрите .

Налоговый вычет за лекарства: перечень препаратов

В перечень, который утверждён постановлением правительства, входят препараты, при приобретении которых по рецепту врача налогоплательщик может претендовать на получение вычета. При этом у каждого препарата имеется большое количество аналогов.

Входящие в список медикаменты входят в Госреестр, который Минздрав должен публиковать каждый год. Если врач назначил лекарство, которое не входит в этот перечень, то гражданин не может претендовать вычет.

В этот перечень входят:

  • Препараты, которые используются для анестезии, а также которые снижают тонус скелетной мускулатуры.
  • Анальгетики.
  • Препараты против аллергии.
  • Медикаменты, которые влияют на ЦНС.
  • Противоинфекционные.
  • Препараты иммунодепрессивные и противоопухолевые.
  • Противоостеопорозные медицинские препараты — стимуляторы.
  • Препараты, которые оказывают влияние на кровь.
  • Лекарственные препараты, которые оказывают влияние на сердечно-сосудистую систему.
  • Препараты, необходимые для диагностики (контраст для рентгена).
  • Антисептики.
  • Медикаменты, которые используются для лечения болезней ЖКТ.
  • Гормональные препараты.
  • Препараты для лечения заболеваний почек и мочевой системы.
  • Медикаменты, применяемые в офтальмологии.
  • Маточные лекарственные средства.
  • Препараты, которые применяются для лечения болезней дыхательных органов.
  • Электролиты, питательные средства.
  • Витамины.

Оплата родственниками

Согласно НК РФ, можно претендовать на налоговый вычет в размере стоимости препаратов, которые врач назначил вам, вашей жене (мужу), вашим детям или подопечному до 18 лет, вашим родителям.

В случае оплаты лечения родственников договор и все квитанции следует оформлять на имя гражданина, который будет использовать вычет. Также при оформлении вычета помимо копий необходимо предъявить оригиналы. Это нужно для того, чтобы инспектор сравнил оригиналы и копии, поставив на копиях необходимую отметку и дату.

С 2013 года появилось право оформить вычет из денег, которыми оплачивалось лечение усыновленных или находящихся на попечении детей в возрасте до 18 лет.

Получить вычет из расходов на медицинские препараты, приобретённые для дедушек и бабушек нельзя.

Дорогостоящее лечение

Дорогостоящим лечением считается медицинское обслуживание из перечня, который утвержден Постановлением правительства, при этом лечебной организации необходимо иметь лицензию на оказание такого рода услуг.

Если необходимые медикаменты в медицинской организации отсутствуют, пациент может самостоятельно приобрести их, и затем оформить по ним возврат. Перед тем, как получить налоговый вычет на лекарства, необходимо чтобы было подтверждение, что купленные лекарственные препараты использовались именно при данном лечении.

По социальному вычету за прохождение дорогостоящего лечения нет ограничений. Сумму, которая была затрачена на эту медицинскую помощь можно полностью возвратить.

Вычет по затратам на покупку дорогостоящих лекарств можно использовать если соблюдены условия:

  • препараты, которые приобретались в процессе лечения, есть в списке медицинского обслуживания, при затратах на которое можно рассчитывать на получение вычета;
  • медицинская организация не имеет нужных медикаментов, и их покупка по договору осуществляется за счёт больного (или человека, который оплачивает его лечение);
  • лечебное учреждение выдало пациенту справку о том, что препараты требовались для осуществления лечения;
  • пациенту в лечебном заведении была выдана «Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы» с кодом 2.

ФНС в письме от 18.05.2011 № АС-4-3/7958 были указаны обстоятельства, при которых в случае получения гражданином дорогостоящего лечения, размер выплаты не ограничен.

Чтобы использовать право на налоговый вычет за купленные медикаменты пациенту нужно предоставить в налоговую службу:

  • справку из лечебного учреждения, в котором проводится лечение, о том, что врач назначил эти препараты;
  • бумаги, которые подтверждают покупку лекарственных препаратов;
  • справку об оплате медицинского обслуживания (если обслуживание было проведено бесплатно, то должна стоять сумма 0 руб.).

Налоговый вычет на лекарства — как получить

Оговоримся сразу, что не за все препараты государство вернет заплаченные деньги. Чтобы возместить свои расходы, необходимо соблюсти следующие условия:

  1. Препарат приобретен за собственные средства. Имеются документы (чеки), подтверждающие произведенные траты на лекарства.
  2. Медикаменты куплены по рецепту врача, то есть имеются четкие медицинские показания к приему данного препарата.
  3. Купленные медикаменты включены в список лекарств для налогового вычета 2019 (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 201).
  4. В отчетном периоде гражданин получал заработную плату и(или) иные доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13 %.

Возврат НДФЛ за медикаменты отнесен к группе социальных вычетов (подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ). Следовательно, размер такого вычета равен 120 000 рублей в год. Иными словами, если гражданин в календарном году приобрел лекарственные препараты на сумму 120 000 рублей, то государство вернет ему 13 % удержанного налога на доходы физических лиц, а именно 15 600 рублей.

ВАЖНО! Если гражданин в отчетном периоде заработал доходов меньше максимального размера соцвычета (120 000 руб.), то возмещение ему положено в сумме фактически удержанного НДФЛ.

Например, Букашка А.Б. в 2018 году получил доходов в сумме 100 000 руб., а лекарственных препаратов приобрел на сумму 120 000 руб. Следовательно, вернуть он сможет только 13 000 руб. (100 000 × 13 %).

Список медикаментов для налогового вычета

Как мы упомянули раньше, не за все лекарства можно получить возмещение НДФЛ. Чтобы исключить спорные ситуации, чиновники разработали и утвердили исчерпывающий перечень медикаментов, за которые можно получить возврат НДФЛ. Постановление Правительства № 201 от 19.03.2001 (в последней редакции от 26.06.2007) содержит этот список.

Отметим, что в нормативно-правовом акте поименованы незапатентованные международные названия препаратов. То есть перечислены только фармакологические названия, без привязки к производителям, брендам и прочим особенностям. Следовательно, один препарат может иметь несколько различных наименований, может быть произведен разными компаниями, в разных странах. И обращать внимание нужно именно на такое незапатентованное название. Простой пример: фармакологическое название «ацетилсалициловая кислота» — бренд «Аспирин».

Полный перечень лекарственных средств для налогового вычета 2019 (из Постановления № 201) мы предлагаем вам скачать в конце статьи. А вот лишь несколько примеров (это наш краткий список лекарств для возврата подоходного налога 2019):

  • Средства для наркоза: Кетамин (раствор), Эфир диэтиловый (жидкость во флаконах)
  • Местные анестетики: Лидокаин (во всех формах)
  • Ненаркотические анальгетики: Ацетилсалициловая кислота (аспирин), Диклофенак, Ибупрофен
  • Антигистаминные средства: Квифенадин, Кетотифен
  • Антидепрессанты: Амитриптилин, Лития карбонат, Сертралин
  • Антибактериальные: Ампициллин, Гентамицин, Норфлоксацин, Эритромицин
  • Противовирусные средства: Ацикловир, Индинавир
  • Противогрибковые средства: Клотримазол, Флуконазол
  • Средства для лечения остеопороза: Алендроновая кислота, Кальция карбонат + эргокальциферол
  • Противоанемические средства: Железа сульфат, Фолиевая кислота
  • Средства для лечения сердечной недостаточности: Валсартан, Каптоприл, Эналаприл
  • Антисептики: Йод, Перекись водорода, Хлоргексидин
  • Инсулин и средства, используемые при сахарном диабете: Инсулин ДлД, КД, Комб, СрД
  • Витамины: Менадион, Тиамин
  • А также лекарства других категорий.

Проверить, на какие лекарства можно получить налоговый вычет, а также отнесен ли приобретенный препарат к правительственному списку, можно на официальном сайте Росминздрава. Но напомним, что перечень лекарственных средств для налогового вычета 2019 (весь список) можно скачать файлом и сохранить себе на будущее в конце этой статьи.

Порядок получения возврата НДФЛ за медикаменты

Получить возврат НДФЛ можно через налоговую инспекцию, дождавшись следующего календарного года, либо напрямую через работодателя в этом же отчетном периоде. Однако в обоих случаях, чтобы подать заявку на налоговый вычет за лекарства, перечень документов придется направить в ИФНС следующий:

  1. Декларация по форме 3-НДФЛ за календарный год, в котором были куплены препараты. Если гражданин желает вернуть налог через работодателя, то декларация в ИФНС не подается.
  2. Справка о доходах, полученных в отчетном периоде по форме 2-НДФЛ.
  3. Рецепты на лекарства установленного образца с особой отметкой, что документ составлен для ФНС.
  4. Документы, подтверждающие оплату лекарств. Например, квитанции или кассовые чеки.

Помимо данного пакета документов, следует составить заявление о возврате НДФЛ, в котором следует указать реквизиты банковского счета, на который ИФНС зачислит возмещение.

Отметим, что подать декларацию нужно не позднее 30 апреля. Инспекторы ФНС рассматривают такие обращения и проводят камеральные проверки в течение трех месяцев. Однако о получении документов и начале камеральной проверки вас уведомят в письменном виде. Денежные средства, подлежащие возврату гражданину, зачислят на расчетный счет через 30 дней после окончания камеральной проверки.