Ндпи

Налоговая база по НДПИ

Налоговая база по НДПИ согласно ст. 338 НК определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого в зависимости от установленных в отношении этих полезных ископаемых налоговых ставок. При этом в отношении ДПИ, для которых установлены различные налоговые ставки или налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Определение налоговой базы по НДПИ (ст. 338 НК)
Вид полезного ископаемого Налоговая база
Попутный газ и газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная Определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении
Все остальные полезные ископаемые Определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, т.е. как произведение количества ДПИ и стоимости единицы добытого полезного ископаемого

Таким образом, при формировании налоговой базы в первую очередь необходимо определить количество добытого полезного ископаемого. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого предусмотрен ст. 339 НК.

При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого следует иметь в виду:

  • указанное количество определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема в зависимости от вида добытого полезного ископаемого; при этом количество добытой нефти определяется в единицах массы нетто;
  • подлежат учету полезные ископаемые, в отношении которых в налоговом периоде завершен весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождений, по добыче (извлечению) полезных ископаемых из недр (отходов, потерь);
  • в общее количество ДПИ включается также количество полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье, реализованном и/или использованном на собственные нужды до завершения комплекса технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождений.

НК предусматривает два метода определения количества ДПИ — прямой и косвенный.

В качестве дополнения к рисунку следует отметить, что расчетное количество добытых полезных ископаемых, на которое уменьшаются его запасы, определяется по данным учета геолого-маркшейдерской службы на основании соответствующих замеров, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями. В частности, особый порядок определения количества ДПИ установлен по драгоценным металлам. При извлечении их из месторождений количество ДПИ определяется по данным обязательного учета при добыче, который должен осуществляться в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях. При этом не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов учитываются отдельно и в расчет количества ДПИ, установленного по данным обязательного учета, не включаются. Налоговая база по ним также определяется отдельно.

Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых предусмотрен ст. 340 НК. Оценка стоимости ДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из трех возможных способов.

Оценка производится отдельно по каждому виду ДПИ. Если государственные субсидии на возмещение разницы между оптовой ценой реализации и расчетной стоимостью ДПИ отсутствуют, налогоплательщик применяет второй способ оценки (субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов на условиях долевого финансирования этих расходов).

В качестве пояснения к рисунку следует отметить, что, как правило, количество реализованного полезного ископаемого не совпадает с количеством добытого. Это связано с наличием нереализованных остатков ДПИ на начало и конец налогового периода.

В связи с этим для целей налогообложения не имеет значения:

  • когда было добыто полезное ископаемое, реализованное в данном налоговом периоде. Если оно было реализовано, то его цена должна быть учтена при определении выручки в соответствии со ст. 340 НК;
  • было ли реализовано все добытое в налоговом периоде полезное ископаемое, поскольку для расчета налоговой базы берется все количество ДПИ, а не та его часть, которая была реализована.

Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц (ст. 341 НК).

Налогообложение ДПИ осуществляется по налоговым ставкам, которые дифференцируются по видам полезных ископаемых.

Следует иметь в виду, что налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на эти цели и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог с коэффициентом 0,7.

В целях исключения влияния на доходы бюджета и доходы нефтяных компаний возможного резкого колебания мировых цен на экспортируемую российскую нефть установлен особый прядок формирования налоговой базы и особая налоговая ставка при добыче нефти из месторождений. Налоговая ставка при добыче нефти составляет 419 руб. за 1 т и применяется с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть сорта «Юралс» (Кц), и коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр (Кв), т.е. 419 • Кц Кв.

Коэффициент Кц ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно с округлением до четвертого знака по следующей формуле:

где Ц — средняя цена за налоговый период цена нефти сорта «Юралс» в долларах США за баррель;

15 — базовая цена (необлагаемый минимум) одного барреля нефти в долларах США;

Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, деленное на количество дней торгов в налоговом периоде.

Коэффициент Кв зависит от степени выработанности конкретного участка недр (Св) и рассчитывается с округлением до четвертого знака. Степень выработанности определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за предшествующий календарный год как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) на начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке.

При этом коэффициент Кв:

рассчитывается по формуле

принимается равным 0,3, если Св > 1;

принимается равным 1 в иных случаях.

Порядок исчисления и сроки уплаты НДПИ определены ст. 343—345 НК. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца) по каждому добытому полезному ископаемому.

Определение суммы налога на добычу полезных ископаемых (ст. 343 НК)
Вид полезного ископаемого Сумма налога
Попутный газ и газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, а также нефть Исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы
Все остальные полезные ископаемые Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

Сумма налога уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. По полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, сумма налога подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

По истечении налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию в налоговые органы по своему месту нахождения (месту жительства ИП). Представляется налоговая декларация не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В заключение хотелось бы отметить, что принятие главы 26 НК поставило и новые проблемы. В частности, как видно из изложенного выше, ставки НДПИ не дифференцированы ни по отдельным месторождениям (богатым или бедным), ни по этапам разработки месторождений полезных ископаемых (начальная стадия, устойчивая, завершающая). Эта дифференциация введена только в отношении нефти. Введение фиксированной ставки налога без такой дифференциации существенно ухудшает общую инвестиционную привлекательность недропользования, повышая пороговое значение рентабельных для разработки запасов.

Это приводит к недобору налогов с высокорентабельных инвестиционных проектов в сфере недропользования и к их «перебору», вплоть до невозможности реализации проектов освоения месторождений, расположенных в тяжелых условиях, на поздних стадиях разработки, а также мелких и средних по размеру месторождений. Вследствие отсутствия экономического стимулирования полной выработки месторождений возможно такое негативное явление, как выработка недропользователями лучших месторождений при неполной разработке более труднодоступных ресурсов месторождений, находящихся на поздних стадиях эксплуатации.

Важной является также проблема финансирования геологоразведочных работ. Отмена отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, имевших целевое назначение, неизменно приводит к снижению уровня геолого-разведочных работ, исчерпанию поисково-разведочного запаса прошлых лет, нарастанию дефицита отдельных видов минерального сырья, отставанию прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых. Таким образом, утрачена возможность с помощью налогового механизма влиять на развитие минерально-сырьевой базы страны. Если в ближайшем будущем не будут предприняты шаги для создания системы государственного финансирования геолого-разведочных работ или для стимулирования добывающих нефть и газ предприятий к осуществлению разведки новых месторождений полезных ископаемых, то разведанные запасы углеводородного сырья критически уменьшатся.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Постановка на учёт налогоплательщика

Налогоплательщики подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр в данном случае признаётся территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.

Если налогоплательщик осуществляет добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, например на территориях арендуемых у иностранных государств) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, то в таком случае налогоплательщик подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

  • общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Налоговая база

Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа и угля). Для нефти, природного газа и угля налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утверждённый налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В 2012 году возникла юридическая неопределённость, что является налоговой базой для газового конденсата. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество.

Налоговые ставки

Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.

Ставки бывают двух видов: твёрдые (для нефти, газа, газового конденсата и угля) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа и угля предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.

Существует зависимость между типом ставки и способом определения налоговой базы, к которой эта ставка должна применяться. Твердые ставки применяются к налоговой базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.

В 2012 году существовала проблема несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату.

С 1 января 2012 года для газового конденсата действовавшая ранее адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Однако налоговая база и до 2012 года, и в 2012 году согласно статье 338 Налогового кодекса РФ определялась как стоимость добытого газового конденсата.

29 ноября 2012 года был опубликован Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который исправил указанное выше несоответствие. При этом закону была придана обратная сила.

Вопрос несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату в 2012 году стал предметом судебного разбирательства. 16 июля 2013 года Конституционный Суд РФ в определении № 1173-О указал, что данная ситуация не нарушает Конституции РФ. Вопрос рассогласования должен быть разрешен арбитражными судами путём толкования.

Налоговые льготы

Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином «налоговая льгота». Однако с экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения.

Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены для угля (добытого после 1 апреля 2011 года) и нефти, добытой после 1 января 2012 года на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.

Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причём для нефти есть как понижающие коэффициенты — Кв, Кз, так и повышающий — Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффициент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.

Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.

Простыми словами о налоге на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (кратко — НДПИ) установлен с целью компенсации государству убыли полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью. Деятельность юридических лиц и ИП, добывающих какие-либо ресурсы из недр, подлежит лицензированию, а сами пользователи регистрируются в ИФНС как пользователи недр (ст. 334 НК РФ).

Плательщик налога на пользование недрами должен встать на учет в той ИФНС, к которой относится место добычи ресурсов (ст. 335 НК РФ). Представленная таблица показывает зависимость места постановки на учет от территории недропользования.

Место добычи ископаемых

Учет плательщика

Территория РФ

В ИФНС, на территории которой расположено месторождение

Континентальный шельф.

Исключительная экономическая зона.

Территория иных государств под юрисдикцией (или арендуемая) РФ

В ИФНС по месту регистрации плательщика

На Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) возложена обязанность по выдаче лицензии на добычу ресурсов и передаче информации в налоговые органы. Срок постановки на налоговый учет — 30 календарных дней после оформления лицензии (ст. 335 НК РФ).

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Регулирование сферы добычи полезных ископаемых происходит на основании гл. 26 НК РФ и закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I.

Лицензия на пользование недрами. Объект налогообложения

Пользование недрами происходит на основании лицензии, в которой отражаются следующие сведения:

  • границы участка;
  • цель использования недр;

  • разрешенный срок;
  • условия использования.

Более подробно с вариантами лицензий предлагаем ознакомиться в таблице:

Полезные ископаемые как объекты налогообложения НДПИ условно подразделяются на 3 группы (ст. 336 НК РФ):

  1. Добытые на территории РФ на основании лицензии.
  2. Добытые из отходов основного сырья (в случае законно установленного условия о лицензировании получаемых ресурсов).
  3. Добытые на месторождениях вне территории РФ.

Не все ресурсы признаются объектами обложения НДПИ. Взимание налога не происходит, если полезные ископаемые:

  • признаны общераспространенными, добыты ИП для личных нужд и не включены в государственный баланс;
  • коллекционные;
  • извлечены из отходов (потерь) ресурсов пользователя, которые уже облагались налогом в установленном порядке;
  • добыты при работах на объектах, которым присвоен особый статус (научных, оздоровительных, культурных и иных объектах).

Все добываемые полезные ресурсы в зависимости от целей налогообложения (ст. 336 НК РФ) классифицируют на виды (руды, неметаллическое сырье, уголь и другие). Узнать, какие виды ресурсов относятся к объектам налогообложения для исчисления НДПИ, можно ниже:

Что необходимо знать о налоговой базе по НДПИ?

Налоговую базу НДПИ каждый плательщик определяет самостоятельно. Применяют 2 варианта расчета базы по НДПИ в зависимости от вида ресурса.

Налоговая база

Вид полезного ископаемого

Количество добытых полезных ископаемых

Газ, газовый конденсат, нефть и уголь.

Многокомпонентные комплексные руды (добыча на территории Красноярского края)

Стоимость добытого сырья

Нефть, природный газ, газовый конденсат (новые морские месторождения).

Все прочие полезные ископаемые

Для определения стоимости добытого сырья используется один из 3 вариантов цен:

  1. Установившиеся цены реализации ресурсов.
  2. Установившиеся продажные цены без учета бюджетного субсидирования разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.
  3. Стоимость добытых ресурсов, исчисленная расчетным путем (если реализация в налоговом периоде не производилась).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Плательщик самостоятельно определяет и рассчитывает стоимость ресурсов исходя из данных налогового учета с применением установленного в учетной политике порядка признания доходов и расходов по налогу на прибыль. Разрешено учитывать прямые и косвенные расходы, связанные с добычей и реализацией добытых ископаемых.

Измерение количества добытых материалов для целей определения налоговой базы производится в единицах объема или массы. Возможные способы измерения:

  1. Прямой метод. Исчисляется с учетом технологических потерь посредством измерительных устройств. Налоговая база — расчетное количество добытых природных ресурсов, уменьшившее запасы месторождения.
  2. Косвенный метод. Количество добытого сырья определяется путем расчетов с применением показателей содержания извлеченного ресурса в добытом сырье.

ВАЖНО! При количественном методе учитывается только ископаемое, которое прошло весь цикл технологических операций.

Элементы налога на добычу полезных ископаемых

Обязанность расчетов по налогу на добычу полезных ископаемых возлагается на юридических лиц и ИП, пользующихся недрами. Как и прочие налоговые платежи, он характеризуется определенными элементами:

Элементы Расшифровка Характеристики
Субъекты Плательщики налога Предприятия и ИП, производящие добычу полезных ископаемых, состоящие на учете в налоговой службе в качестве налогоплательщика
Объект Ископаемые, добытые субъектом предпринимательской деятельности Не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на балансе государства, добытые ИП для личных нужд
Ставки Процент платежа, подлежащий уплате Ставка налога напрямую зависит от того, какие виды ископаемых были добыты. Для определенных их видов ставка налога составляет 0%.
База То, что облагается налогом. Это может быть как число добытых ископаемых, так и их стоимость База налога варьирует в зависимости от вида полезного ископаемого, определяется налогоплательщиком самостоятельно
Льготы Не предусмотрены Как таковых налоговых льгот по этому платежу НК не предусмотрено. Но законодательством определен перечень полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом по нулевой ставке
Порядок перечисления Отчеты по налогу должны предоставляться налогоплательщиком ежемесячно
Период Период времени, за который производится начисление налога Налоговый период определен в один месяц

База налога на полезные ископаемые

В основу облагаемой базы по этому платежу может быть заложено:

  • количество;
  • или стоимость добытого ископаемого.

Количественный показатель является основным при расчете платежа, если предмет добычи — нефть и газ. По остальным ресурсам в основу при расчете величины платежа берется их стоимостная оценка. И тот и иной показатели рассчитываются плательщиком самостоятельно.

Число добытых в отчетном периоде ископаемых налогоплательщик может рассчитывать одним их двух способов:

Метод расчета количества
Прямой Количество подсчитывают, применяя специальные приборы и устройства измерения
Косвенный При определении применяются специальные расчеты по данным о содержании полезного ископаемого в том или ином сырье

Организация обязана утвердить в учетной политике, какой способ расчета количества ископаемых будет применяться на протяжении всего времени добычи. Впоследствии его можно изменить, только если возникают существенные корректировки в техническом проекте или в технологии производственного процесса. Стоимость добытых ресурсов можно рассчитать одним из трех вариантов:

Метод определения стоимости
По ценам реализации в отчетном периоде, не включая субсидии Метод применим, когда есть субсидии государства к цене продажи
По ценам реализации в отчетном периоде Применяется при отсутствии государственных субсидий
По расчетным ценам добытого продукта Используется, когда реализация отсутствует

Вычет по налогу на недра

Налоговый вычет по НДПИ заключается в возможности уменьшения платежа на совершенные в отчетном периоде расходы при расчете базы налога. Такие издержки делятся на прямые и косвенные. Прямые включают в себя расходы материалов, на зарплату сотрудникам, принимающим непосредственное участие в производстве продукции, реализации товаров, работ и услуг, на социальное страхование, затраты на амортизацию производственных фондов.

Остальные издержки кроме внереализационных расходов, относятся к косвенным. Величина налога уменьшается на издержки, связанные с модернизацией и реконструкцией оборудования, охраной труда. Косвенные расходы полностью включаются в затраты текущего периода, а прямые – по мере продажи продукции.

Величина расходов, которая может быть принята к зачету, имеет ограничения. Она не должна превышать определенного значения, равного сумме налога за отчетный месяц, умноженной на коэффициент. Коэффициент устанавливается дифференцированно для каждого участка. Его значение в обязательном порядке отражается в учетной политике юридического лица и не может превышать 0,3.

Если возникла ситуация, что расходы произведены, а сумма налога не начислена, их можно зачесть в том месяце, когда налог будет начислен. Если в отчетном месяце расходы превысили предельную величину вычета, то разницу можно зачесть на протяжении последующих трех лет.

Например, ООО «Карьер» добыло в январе 20 тонн бурого угля и 30 тонн антрацита. Ставка налога по бурому углю составляет 11 рублей за тонну, по антрациту — 45 рублей за тонну. В январе предприятием было потрачено на мероприятия по охране труда 4500 рублей. Значение коэффициента по НДПИ зафиксировано в учетной политике предприятия на уровне 0,25. Остальной вычет можно применить в течение трех лет после отчетного месяца.

Порядок расчета
20*11+ 30*45 = 220 + 1350 = 1570 рублей Величина налога
1570*0,23 = 361,1 рубль Налоговый вычет
1570 – 361,1 = 1208,90 рублей Подлежит уплате в бюджет

Особенности и нюансы налогообложения

Расчет НДПИ имеет определенные тонкости. Нюансы касаются нефтепромысла, добычи газа, драгоценных металлов и угля.

Налог при добыче нефти

При расчете НДПИ по нефтедобыче применяется специфическая ставка. Она определена в денежном измерении за 1 тонну продукции. По отношению к ней применяется коэффициент корректировки, отражающий динамику расценок на нефть в мире. Этот показатель рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно с учетом средней стоимости барреля нефти «Юрлас» и среднего отношения доллара к рублю.

При определении величины НДПИ в отношении добычи нефти применяются также коэффициенты:

  • обозначения;
  • степени выработки участка;
  • величины запасов участка;
  • степени сложности добычи;
  • степень выработанности углеродного сырья.

Эти показатели рассчитываются недропользователем самостоятельно согласно требованиям законодательства в области налогообложения добычи природных ресурсов.

Ставка налога по газу

Ставка налога по газу также определена в стоимостном выражении за 1 кубический метр ископаемого. Величина налога корректируется с учетом коэффициентов расхода на доставку газа до места обработки и единицу условного топлива. Эти показатели определяются налогоплательщиком по окончании месяца в порядке, установленном налоговым законодательством. По некоторым видам газа, полученного на полуострове Ямал или в ЯНАО, применяется нулевая ставка НДПИ.

Налогообложение при добыче угля

При налогообложении его добычи также используются твердые ставки в стоимостной оценке на 1 тонну полученного угля. Они меняются по разновидностям угля. К налоговой ставке применяется коэффициент-дефлятор, устанавливаемый нормативными актами. Сумма НДПИ в отношении добычи угля может быть снижена на величину расходов по охране труда. Этот вычет применяется либо при расчете НДПИ, либо налога на прибыль.

Налоговый учет драгоценны металлов

Учет драгоценных металлов ведется по местам их добычи. Оценка выполняется из расчета цен на химически чистый продукт без учета НДС. Читайте также статью: → «Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них. Форма ИНВ-9».

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. За текущий месяц добыча полезного ископаемого в ООО «Рассвет» составила 141600 рублей с учетом НДС и акцизов. Сумма акцизов составила 36600рублей, а расходов по доставке добытой продукции 2600 рублей. Ставка НДПИ 10%. Как определить сумму налога на добычу ископаемых?

  • В первую очередь необходимо отделить НДС из общей суммы стоимости продукции:

141600/118*18 = 21600 рублей.

  • Стоимость ископаемых без НДС:

141600-21600 = 120000 рублей.

  • Далее необходимо вычесть акцизы из стоимости продукции:

120000 – 36600 = 83400 рублей.

  • Из полученной величины вычитаем сумму расходов:

83400 – 2600 = 80800 рублей – чистая стоимость полезного ископаемого.

НДПИ:

80800*10% = 8080 рублей.

Вопрос №2. Нужно ли платить НДПИ, когда добываемые предприятием ископаемые, применяются для последующей переработки, а не продаются на сторону?

Да, в таком случае у недропользователя возникает обязанность по начислению и уплате НДПИ. Поскольку полученный продукт не продается, а применяется для дальнейшей обработки, то налогооблагаемая база будет рассчитываться исходя из его расчетной стоимости.

Вопрос №3. Возникает ли обязанность уплаты НДПИ по продукции, полученной из отходов собственного перерабатывающего производства?

Когда предприятие получило полезное ископаемое в результате переработки какого-то природного ресурса, НДПИ можно не перечислять. Для этого должно выполняться условие документального подтверждения факта того, что оплата этого налога была произведена ранее при добыче ископаемого. Но если на получение ископаемых из отходов требуется отельная лицензия, то НДПИ необходимо перечислить в любом случае.

Вопрос №4. Как производятся расчеты по НДПИ, если у предприятия отсутствует лицензия на добычу полезных ископаемых?

Если добыча полезных ископаемых осуществлялась без лицензии, то недропользователь не обязан перечислять НДПИ в бюджет. Но в таком случае возникает необходимость компенсировать государству те убытки, которые были нанесены самовольным недропользованием без разрешения.

Вопрос №5. Если добыча полезных ископаемых приостанавливается, нужно ли сдавать декларацию по НДПИ?

В том налоговом периоде, когда начата добыча ископаемых, у недропользователя возникает обязанность предоставлять декларацию. Если добыча приостановлена, то обязанность сдачи отчетности за налогоплательщиком сохраняется.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик