НДС с услуг

Место реализации товаров

Местом реализации товаров признается территория России, если выполняется хотя одно из двух условий (п. 1 ст. 147 НК РФ):

  1. Товар находится на территории России (на других территориях, находящихся под российской юрисдикцией), не отгружается и не транспортируется;
  2. Товар в момент отгрузки и транспортировки находится на территории России (на других территориях, находящихся под российской юрисдикцией).

Пользуйтесь всеми возможностями Эльбы 30 дней бесплатно.

Попробовать

Нужно отметить, что из данного правила есть исключение. Так, местом реализации углеводородного сырья, добытого на морском месторождении, и продуктов его переработки (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов) признается территория России, если выполняется одного из указанных условий (п. 2 ст. 147 НК РФ):

  1. Товар находится на континентальном шельфе России и (или) в исключительной российской экономической зоне либо в российском секторе Каспийского моря и не отгружается и не транспортируется;
  2. Товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на континентальном шельфе России и (или) в исключительной российской экономической зоне либо в российском секторе Каспийского моря.

Важно

Место реализации товаров подтверждают любые документы, которые имеются в распоряжении организации и удостоверяют факт местонахождения товара. В частности, транспортные и товаросопроводительные документы (письмо Минфина России от 16.02.2009 №03-07-08/35).

Таким образом, если указанные условия не выполняются, товар не считается реализованным на территории России. Значит, и НДС платить не нужно.

Налогообложение инжиниринговых и консультационных услуг нерезидентов. (Е. Кубиев, 23 сентября 2013 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Е. Кубиев, МВА, САР

Профессиональный бухгалтер РК,

Профессиональный бухгалтер РФ

член ПОБ «Палаты профессиональных бухгалтеров РК»

директор ТОО «Almer Int.Pro.»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНЖИНИРИНГОВЫХ И КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ НЕРЕЗИДЕНТОВ.

Предприятие производит лакокрасочную продукцию. В ходе работы возникла необходимость в разработке новых технологических и рецептурных карт для производства. Руководством компании было принято решение обратиться за данной услугой к предприятию-нерезиденту в Объединенных Арабских Эмиратах. Был заключен договор на оказание услуг по разработке калькуляционных карт для нескольких видов производимой продукции. Можно ли данные услуги отнести к инжиниринговым типам услуг согласно статье 12 Налогового кодекса РК? Если ответ положительный, то применимо ли к данным услугам условие, что они не облагаются КПН у источника выплаты для нерезидентам? Если ответ отрицательный, то какую отчетность необходимо сдавать в налоговую, как отражать эти услуги в БУ и как отражать эти расходы в отчете по СГД (форма 100)? Также в дополнение к данному договору был заключен бессрочный договор на оказание консультационных услуг по производству продукции согласно разработанным калькуляционным картам. Как проводить данные услуги по БУ и отчитываться в налоговый орган? Какими налогами облагаются эти услуги в данном случае?

Положения НК. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса инжиниринговые услуги — это инженерно-консультационные услуги, работы исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований, выработка рекомендаций в области организации производства и управления, реализации продукции.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса консультационные услуги — это услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, в целях решения управленческих, экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, в том числе вопросов стратегического планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.

Работа по разработке технологических и рецептурных карт для производства является работами расчетно-аналитического характера в области производства и управления, которые по сути являются инжиниринговыми услугами.

Доход нерезидента. Согласно пункту 1 статьи 192 Налогового кодекса доходами резидента из источников РК признаются:

2) доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории РК;

3) доходы от оказания управленческих, финансовых, консультационных, аудиторских, юридических услуг за пределами РК;

4) доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, включенном в перечень, утвержденный Правительством РК, от выполнения работ, оказания услуг независимо от места их фактического выполнения, оказания, а также иные доходы, установленные настоящей статьей.

Комментарии. В перечень государств с льготным налогообложением, утвержденный Постановлением Правительства РК, включены Объединенные Арабские Эмираты в части территории города Дубай.

Таким образом, если нерезидент, с кем заключается договор об оказании инжиниринговых услуг, зарегистрирован в городе Дубай, то независимо от фактического места оказания услуг, доходы данного лица будут признаны доходом нерезидента из источников в РК.

Так как услуги инжиниринговые, и если нерезидент не зарегистрирован в г. Дубай, то важное значение имеет место фактического оказания услуг. Если данные услуги фактически оказаны на территории РК, то доход от оказания данных услуг будет признан доходом нерезидента из источников в РК.

В иных случаях, доходы от оказания услуги нерезидентом, не будут признаны доходом из источников в РК.

В соответствии с пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса (т. е. доходы из источников в РК) облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов.

Налоговая отчетность. Согласно статье 196 Налогового кодекса налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с доходов нерезидента (по форме 101.04), в следующие сроки:

1) за первый, второй и третий кварталы — не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата доходов нерезиденту;

2) за четвертый квартал — не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, установленным статьей 148 Налогового кодекса, в котором произведена выплата доходов нерезиденту и (или) за который начисленные, но невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты.

В декларации по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00) инжиниринговые услуги отражаются по строке 100.00.009IIIG.

В бухгалтерском учете приобретение инжиниринговых услуг отражается по соответствующей статье расходов по дебету счета расходов и кредиту счета учета расчета с поставщиками и подрядчиками.

Консультационные услуги. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса доходы от оказания консультационных услуг признаются доходами нерезидента из источников в РК, и как выше было сказано, подлежат обложению корпоративным подоходным налогом у источника выплаты согласно статье 193 Налогового кодекса.

НДС за нерезидента. Кроме того, как указано в пункте 1 статьи 241 Налогового кодекса работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС в РК и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика РК, получающего работы, услуги, если местом их реализации является РК, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с НК.

Если договор заключен с юридическим лицом, который является резидентом государства-члена Таможенного союза, то место реализации услуги определяется в соответствии с подпунктом 2 статьи 276-5 Налогового кодекса, в ином случае согласно пункту 2 статьи 236 Налогового Кодекса.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса местом реализации услуг признается территория государства-члена Таможенного союза, если налогоплательщиком этого государства приобретаются инжиниринговые, консультационные услуги.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса местом реализации инжиниринговых, консультационных услуг признается место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг.

Так как покупателем инжиниринговых, консультационных услуг является резидент РК, то у него возникает обязательство по начислению НДС по услугам, приобретенным у нерезидента, осуществляющего деятельность без образования филиала, представительства и не являющегося плательщиком НДС в РК, по ставке 12 %

Приобретение работ и услуг у нерезидента и начисление НДС отражается в приложении № 2 (форма 300.05) к Декларации по НДС (форма 300.00). Порядок заполнения данной формы отражен в Правилах составления налоговой отчетности (декларации) по НДС, утвержденных постановлением Правительства РК.

В бухгалтерском учете расходы на оплату консультационных услуг отражаются на основании актов выполненных работ, оказанных услуг с приложением полного отчета по консультационным услугам по дебету счетов учета расходов и кредиту счета учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Например, Дебет 8110 Кредит 3310

Удержание КПН у источника выплаты отражается на основании бухгалтерской справки записью:

Дебет 3310 Кредит 3190 «КПН у источника выплаты»

В зачет берется уплаченный НДС по приобретенным работам, услугам у нерезидентов. Данная операция отражается на основании бухгалтерской справки записью:

Дебет 1420 «НДС к зачету» Кредит 1030

Налогообложение НДС услуг связи (Семенихин В.В.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Налогообложение НДС услуг связи (Семенихин В.В.)

Дата размещения статьи: 22.12.2014

В настоящее время многие операторы связи являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Порядок взимания указанного налога установлен нормами гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом в ней есть ряд норм, имеющих прямое или косвенное отношение к «связистам».
В настоящем материале мы рассмотрим льготы по НДС, которыми могут воспользоваться налогоплательщики, оказывающие услуги связи, а также вопросы обложения НДС услуг международной связи.
Налогообложение услуг связи
Основным нормативным документом, устанавливающим правовые основы деятельности в области связи, как известно, является Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон N 126-ФЗ).
При этом в соответствии со ст. 2 Закона N 126-ФЗ под оказанием услуг связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Для справки. Под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
Следовательно, к плательщикам НДС, оказывающим услуги связи, можно отнести субъектов, оказывающих почтовые, телефонные, телеграфные услуги, услуги связи для телевидения и радиовещания, услуги подвижной связи, Интернет-услуги и так далее и тому подобное.
Оказывают такие услуги операторы связи, в качестве которых могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие специальное на то разрешение (лицензию). При оказании услуг связи любой оператор руководствуется договором об оказании услуг связи, заключенным с абонентом (потребителем своих услуг) и соответствующими правилами оказания услуг связи.
В силу п. 2 ст. 44 Закона N 126-ФЗ правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Напомним, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. Значит, при оказании услуг связи на российской территории оператор связи должен исчислить сумму налога и заплатить ее в бюджет. Вместе с тем, как уже было отмечено, есть некоторые виды услуг связи, которые оказываются операторами связи в льготном налоговом режиме. Основная масса льгот по НДС установлена ст. 149 НК РФ, причем п. п. 1 — 2 указанной статьи посвящены обязательным налоговым льготам, от которых налогоплательщик отказаться не вправе, а п. 3 — добровольным льготам, применяемым налогоплательщиком по собственному усмотрению.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению на российской территории реализация почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа (Постановление ФАС Московского округа от 17 мая 2006 г., 10 мая 2006 г. N КА-А40/3886-06 по делу N А40-36155/05-140-122).
Как вы уже, наверное, догадались, в первую очередь эта льгота касается оказания услуг почтовой связи. Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим правовые, организационные, экономические и финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации, выступает Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон N 176-ФЗ). Согласно ст. 2 Закона N 176-ФЗ почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи, признаются государственными знаками почтовой оплаты.
В соответствии со ст. 4 Закона N 176-ФЗ порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 (далее — Правила N 221).
В п. 25 Правил N 221 определено, что государственные знаки почтовой оплаты применяются для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи.
В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:
— почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;
— оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
— иные знаки, установленные Федеральным агентством связи и наносимые типографским способом.
Знаки почтовой оплаты Российской Федерации утверждены Приказом Минсвязи Российской Федерации от 26 мая 1994 г. N 115 «Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации» (далее — Положение).
Учитывая вышеизложенное, сделаем вывод: льготный режим налогообложения распространяется лишь на реализацию знаков почтовой оплаты Российской Федерации, которыми в силу п. 1.1 Положения признаются почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки, предназначенные для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения факта оплаты услуг на внутренней и международной корреспонденции.
Обратите внимание! Действующие сегодня Тарифы на услуги почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции, предоставляемые ФГУП «Почта России», утверждены Приказом ФСТ России от 4 марта 2014 г. N 51-с/4 «Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП «Почта России».
Причем взимание дополнительной платы при оказании услуг почтовой связи сверх установленных тарифов рассматривается как нарушение порядка ценообразования услуг, в силу чего такие действия операторов почтовой связи могут привлечь внимание антимонопольной службы, о чем свидетельствует Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 сентября 2008 г. по делу N А56-48676/2007.
Заметим, что от НДС освобождается реализация знаков почтовой оплаты (почтовых марок) по ценам, не превышающим их номинальную стоимость. Льгота не распространяется на перепродажу знаков почтовой оплаты по ценам, превышающим их номинальную стоимость, а также на посреднические услуги, связанные с их продажей.
Обратите внимание! При применении данной льготы следует учитывать, что из-под налогообложения не выводится реализация коллекционных марок. При этом в соответствии с п. 5.6 Положения коллекционные марки представляют собой снятые с продажи в учреждениях Федеральной почтовой связи или изъятые из почтового обращения знаки почтовой оплаты. Порядок налогообложения коллекционных марок изложен в Письме УМНС России по г. Москве от 26 июня 2000 г. N 02-11/25661.
Заметим, что при получении авансовых платежей в счет будущей отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), освобожденных от налогообложения, налогоплательщик не исчисляет налог с суммы полученного аванса, на что указывает п. 1 ст. 154 НК РФ. В то же время не исключено, что, получив такой аванс, налогоплательщик исчислит сумму «авансового» налога. Чтобы вернуть данную сумму, налогоплательщику придется воспользоваться ст. 78 НК РФ. Такие разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 8 ноября 2012 г. N 03-07-07/115. Вместе с тем, по мнению арбитров, изложенному в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 января 2011 г. N 10120/10 по делу N А71-14529/2009, помимо этого налогоплательщик может просто принять к вычету «авансовый» НДС в момент отгрузки товаров, оплаченных заранее.
Следующая льгота, которая позволяет «связистам» не уплачивать налог в бюджет, установлена пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ.
На основании указанной нормы освобождается от обложения НДС реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
Причем правомерность применения льготы по данному основанию оператор связи может подтвердить посредством представления в налоговую инспекцию следующих документов:
— контракта (копии контракта) оператора связи с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на оказание услуг связи в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган предоставляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;
— удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность оказываемых услуг связи к гуманитарной или технической помощи (содействию).
Если указанные документы отсутствуют, то применение льготного налогового режима будет признано неправомерным. Такие разъяснения по данному поводу приведены в Письме Минфина России от 8 октября 2013 г. N 03-07-07/41808.
Обратите внимание! Подпункт 27 п. 2 ст. 149 НК РФ позволяет работать в льготном налоговом режиме операторам связи, являющимися российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета (далее — МОК) в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с исполнением обязательств маркетингового партнера МОК в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.
Правда, воспользоваться указанной льготой данная категория операторов связи может лишь до 1 января 2017 г., на что указывает п. 6 ст. 12 Федерального закона от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта».
Эти льготы, как мы уже отметили, являются обязательными — они применяются независимо от желания оператора связи.
Помимо обязательных льгот при оказании своих услуг операторы связи могут воспользоваться и инициативной льготой, установленной пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ. Согласно указанной норме НК РФ освобождается от НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров. Поэтому если услуги связи оказываются оператором связи безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, то он вправе воспользоваться данной льготой.
Учитывая то, что одним из условий применения льгот по НДС является раздельное ведение операций, облагаемых налогом, и операций, освобожденных от налогообложения, что является довольно непростым делом даже для опытного бухгалтера, многие налогоплательщики не спешат пользоваться добровольными льготами. Так как данная категория льгот используется налогоплательщиком по умолчанию, то отказаться от ее использования можно лишь посредством направления в налоговую инспекцию специального заявления.
Предоставить такое заявление налоговикам нужно не позднее 1-го числа налогового периода, с которого оператор связи намерен отказаться от освобождения или приостановить действие льготного налогового режима. Так как официальная форма такого заявления не утверждена, то подать его можно в произвольной форме.
Обращаем ваше внимание на то, что с 1 января 2014 г. при совершении операций с применением льготы у плательщиков НДС отсутствует обязанность выставления счетов-фактур, на что указывает п. 3 ст. 169 НК РФ, обновленный Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 420-ФЗ «О внесении изменений в ст. 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
До указанной даты счета-фактуры по таким операциям выставлялись налогоплательщиками в общем порядке, но с учетом п. 5 ст. 168 НК РФ. То есть в счете-фактуре сумма налога не выделялась, при этом на документе делалась соответствующая надпись о том, что операция ведется с применением льготы или проставлялся штамп «Без налога (НДС)».
Сегодня такой спецификой выставления счетов-фактур пользуются только плательщики НДС, использующие освобождение от уплаты налога на основании ст. 145 НК РФ.
Налогообложение услуг международной связи
Особенности взимания НДС при оказании услуг международной связи установлены ст. 157 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 157 НК РФ при реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.
Заметим, что данное правило основано на положениях Регламента международной электросвязи, принятого Всемирной административной конференцией по телефонии и телеграфии 9 декабря 1988 г. Этот документ является одним из основных нормативных актов Международного союза электросвязи, Устав которого ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ «О ратификации Устава и Конвенции международного союза электросвязи». В силу ратификации Устава указанный Регламент приобрел силу международного договора, и при определении налоговой базы плательщик НДС должен руководствоваться именно нормами международного соглашения Российской Федерации. На это указывает ст. 7 НК РФ.
Пример. Организация связи, расположенная на территории Российской Федерации, заключила договор о предоставлении услуг связи с организацией, расположенной на территории Германии.
В соответствии с п. 5 ст. 157 НК РФ при реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.
Следовательно, услуги международной связи, оказываемые организацией, расположенной на территории Российской Федерации, организации, расположенной на территории Германии, не облагаются НДС.
Окончание примера.
Пример. Российской организации оказываются услуги международной связи организацией Германии через постоянное представительство (не являющееся плательщиком НДС), расположенное на территории Российской Федерации.
Услуги связи, которые оказывает немецкая фирма через постоянное представительство (не являющееся налогоплательщиком по НДС), расположенное на территории Российской Федерации, получены российской организацией, которая в этих отношениях признается налоговым агентом (ст. 161 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с гл. 21 НК РФ.
Таким образом, организация, расположенная на территории Российской Федерации, будет являться налоговым агентом и обязана удерживать и уплачивать НДС в бюджет, применяя расчетную ставку налога в размере 18/118 с суммы дохода, выплачиваемого иностранному партнеру, при условии если местом реализации услуг признается территория Российской Федерации.
Окончание примера.
Отметим, что указанная льгота действует уже давно, но контролирующие органы регулярно пытаются поставить под сомнение правомерность ее применения.
Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2009 г. N 09АП-23553/2009-АК по делу N А40-44753/09-128-240 налоговые инспекторы отказали оператору связи в исключении из налоговой базы сумм оплаты от иностранных покупателей. При этом они указали, что оператор связи не может самостоятельно оказывать услуги международной связи, так как оказывать их может только организация-монополист, с которой оператору нужно было заключить договор. В таком случае местом реализации услуги могла быть только территория Российской Федерации и отсутствовали основания для невключения в налоговую базу сумм, полученных от иностранных коллег.
Однако оператор связи предоставлял возможность своим абонентам принимать международные звонки с использованием только местной телефонной сети и сети передачи данных. При этом он не нарушал требований отраслевого законодательства и вполне законно присоединял сеть передачи данных к собственной местной телефонной сети.
Суд при принятии решения посчитал необоснованным довод налоговиков о допустимости пропуска международного трафика только через другую коммуникационную компанию, которая не обладает монопольным статусом на взаимоотношения с иностранными операторами связи.
Договоры между оператором связи и иностранными покупателями заключены на законных основаниях, а налоговая инспекция не вправе переквалифицировать заключенные хозяйствующими субъектами сделки.
Также в указанном Постановлении суд отклонил ссылку налоговиков на отсутствие лицензии на оказание услуг международной связи, так как в НК РФ нет данного требования в целях исключения из налоговой базы по НДС суммы, полученной оператором связи от реализации услуг связи иностранным покупателям.
Применение вычета по НДС
В Письме Минфина России от 22 июля 2011 г. N 03-07-08/238 даны разъяснения по вопросу правомерности применения налоговых вычетов по НДС в отношении операций по оказанию российской организацией-оператором связи услуг международной связи иностранным покупателям.
В НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС в отношении операций по реализации услуг международной связи, согласно которым суммы, полученные от реализации таких услуг иностранным покупателям, не учитываются при определении налоговой базы при исчислении НДС.
В связи с этим денежные средства, полученные российской организацией-оператором связи от иностранных покупателей за оказание услуг международной связи, в налоговую базу по НДС не включаются.
Положениями гл. 21 НК РФ особенности применения вычетов при осуществлении указанных операций не предусмотрены. Поэтому вычет НДС по операциям по оказанию услуг международной связи иностранным покупателям осуществляется в общеустановленном порядке с учетом положений ст. ст. 171 и 172 НК РФ. Аналогичные рекомендации даны финансовым ведомством в Письмах от 15 января 2010 г. N 03-07-08/08, от 6 ноября 2009 г. N 03-07-08/231.
Отметим, что правомерность применения вычета по НДС при оказании услуг международной связи подтверждается и судебной практикой. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2009 г. N А40-34897/08-117-96 указано, что перечень случаев, в которых НДС, предъявленный плательщику НДС при приобретении товаров (работ, услуг), не принимается к вычету, а включается в их стоимость, определен в п. 2 ст. 170 НК РФ. Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен ст. 149 НК РФ. Данная статья не содержит норм, содержащих освобождение от обложения НДС операций по реализации услуг международной связи иностранным покупателям.
Следовательно, услуги международной связи, оказываемые иностранным покупателям, относятся к облагаемым НДС услугам.
В соответствии со ст. 148 НК РФ местом реализации услуг международной связи, оказываемых иностранным покупателям, является территория Российской Федерации. Услуги международной связи не включены в п. 2 ст. 146 НК РФ, которым определен перечень операций, не признаваемых реализацией для исчисления НДС.
Таким образом, суд указал, что перечень операций, НДС по которым не принимается к вычету и включается в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), определен в НК РФ и не включает в себя операции по оказанию услуг международной связи. Поскольку НК РФ не установлен специальный порядок применения вычетов НДС при осуществлении операций по оказанию услуг международной связи иностранным операторам, то организации связи следует руководствоваться общеустановленным порядком применения вычетов НДС на основании ст. ст. 171, 172 НК РФ.
Особенности налогообложения услуг связи, оказываемых дипломатическим представительствам
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
Обратите внимание! Нулевая ставка НДС распространяется не на все дипломатические представительства. Она применяется на условиях взаимности. В пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ прямо закреплено, что реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в данной норме НК РФ, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации.
Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых российским оператором связи может быть применена нулевая ставка налога, сейчас утвержден Приказом МИД России N 22606, Минфина России N 173н от 14 декабря 2011 г. «Об утверждении Перечня иностранных государств, в отношении представительств которых на условиях взаимности либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации применяется ставка налога на добавленную стоимость 0 процентов при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации».
Порядок применения данной нормы НК РФ установлен не самим НК РФ, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1033 «О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей» (далее — Порядок).
Согласно Порядку операторы связи, оказывающие услуги связи для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, выставляют счета-фактуры в общем порядке с указанием налоговой ставки в размере 18% (п. 7 Порядка).
В силу п. 3 Порядка применение нулевой налоговой ставки в отношении услуг связи, приобретаемых для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, осуществляется путем возмещения налоговыми органами налога на добавленную стоимость, учтенного в цене услуг связи и уплаченного при их приобретении.
Чтобы подтвердить нулевую ставку налога, представительство должно само собрать и представить в налоговый орган пакет документов, предусмотренный Порядком, и соответствующее заявление.
Налоговый орган проводит проверку обоснованности заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость в течение трех месяцев со дня поступления заявления и пакета документов (п. 17 Порядка). По окончании налоговой проверки налоговый орган в течение 7 дней должен принять мотивированное решение о полном или частичном возмещении НДС или об отказе в возмещении указанного налога иностранному дипломатическому представительству.
Отметим, что остальные услуги связи подлежат обложению НДС на общих основаниях.