НДС в Казахстане

Содержание

Документы для экспорта в Казахстан

Все экспортные сделки представляют собой сложную и утомительную работу. И у тех, кто ранее не занимался внешнеэкономической деятельностью, возникает множество проблем. Одна небольшая ошибка, допущенная при оформлении экспорта в Казахстан в документах, и груз застрянет на таможне. Результатом станет — невыполнение обязательств перед заказчиком.

Вы можете существенно сократить риски, доверив нам экспорт товаров в Казахстан. Наша компания занимается таможенным оформлением и доставкой груза контрагентам из стран Таможенного союза. Воспользовавшись нашими услугами, вам не придется тратить на это свое время, всю рутину мы возьмем на себя.

Перечень комплексных услуг от нашей компании:

  • оформление пакета документов, необходимых для экспорта груза;
  • доставка груза в Казахстан из любого города Российской Федерации;
  • присутствие при процедурах досмотра и регистрации;
  • декларирование груза;
  • страхование груза и его сопровождение.

Собственно благодаря нашей помощи, юридически такая сделка будет выглядеть рядовой торговой операцией на внутреннем рынке. Что позволит вам избавиться от многих проблем.

Экспорт в Казахстан, какие необходимы документы

Тем, кто собирается заниматься ВЭД самостоятельно, расскажем, какие необходимы документы для экспорта в Казахстан:

1. заверенные печатью организации копии следующих документов: паспорта директора и бухгалтера, а также учредительные документы компании;

2. две копии внешнеторгового контракта, в котором должна быть указана спецификация товара, его полная стоимость, форма оплаты и ее сроки;

3. в тех случаях, когда общая сумма экспорта переходит рубеж в 50000 долларов, на сделку требуется оформить паспорт, куда вносится информация о оплате, ее сроках и когда будет осуществляться поставка в Казахстан;

4. шесть копий счета-фактуры, на котором указаны банковские реквизиты компании экспортера, указана цена каждой позиции товара, его количество, общая сумма, номер внешнеторгового контракта, номер накладной и срок оплаты;

5. документы (лицензия или сертификат) позволяющие произвести или продать определенную продукцию в Казахстан;

6. документы, в которых содержится информация об изготовителе, области применения и назначении экспортируемых товаров;

7. сертификат соответствия (необходим для подтверждения происхождения товаров и права на их владение);
ряд товаросопроводительных документов.

Заметим, что это еще не все документы для экспорта в Казахстан, в зависимости от товара, могут потребоваться различные сертификаты и справки. Помимо этого следует помнить о возврате НДС, для чего потребуются документы для подтверждения экспорта в Казахстан. Если вы решили собирать эти документы самостоятельно, советуем проконсультироваться с нашими специалистами. Консультация абсолютно бесплатна.

Изменения списков документов при экспорте в страны Таможенного союза

После вступления в силу Таможенного союза подвергся изменению список необходимых для экспорта документов. Теперь не требуется оформление грузовой таможенной декларации и сертификата происхождения, все остальные требования остались без изменения.

Звоните, мы поможем оформить документы для экспорта в Казахстан.

>
Ваше право

Налог на добавленную стоимость (32)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Алматинская академия экономки и статистики

По дисциплине: «Налоги и налогообложение»

На тему: «Налог на добавленную стоимость»

Студента (ки) курса, группы № 10FN2SR0703 с

(допуск к защите) (оценка)

«____» _____________________2010 г. «____» _____________________2010 г.

(подпись руководителя) (подпись руководителя)

Усть – Каменогорск, 2010 г.

I.Налог на добавленную стоимость

1. Понятие налога на добавленную стоимость

2. Объекты обложения

II. Требования к постановке на учет по налогу на добавленную стоимость

III. Место постановки на учет по налогу на добавленную стоимость

1. Свидетельство о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость

IV. Снятие с учета по налогу на добавленную стоимость

V. Оборот по реализации товаров (работ, услуг)

VI. Определение облагаемого оборота

VII. Облагаемый импорт

VIII. Обороты по реализации, осуществляемые по договорам поручения

1. Место реализации товара (работы, услуги)

2. Дата совершения оборота по реализации

IX. Размер облагаемого оборота

X. Корректировка размера облагаемого оборота

Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно, как кому хочется. Среди многочисленных проблем, возникших перед Казахстаном в период перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной форме ведения хозяйства видное место занимает создание эффективной системы налогообложения юридических и физических лиц. В этом заинтересовано как государство, так и плательщики налогов. Налоговая система Казахстана строится на принципах стимулирования научно- технического прогресса, вывода отечественного производителя на мировой рынок высокотехнологической продукции, стимулирования предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности, равнозначности и пропорциональности взимания налогов как с юридических так и физических лиц, недопущения налоговой дискриминации, социальной справедливости, экономической эффективности и других немаловажных принципах.

Весомым аргументом в пользу введения НДС в Казахстане стал мировой опыт. Практика развитых зарубежных государств показала, что косвенные налоги постепенно эволюционировали к единому, равномерно распределяемому налогу на добавленную стоимость, не обременяющему какую-либо группу товаров и не деформирующему финансовые пропорции в народном хозяйстве. Впервые НДС был введен во Франции в 1954 году по предложению экономиста П. Лоре, и достаточно быстро распространился в большинстве стран мира. На момент введения в Казахстане НДС применялся в более чем 43 странах мира, в том числе в 19 из 24 стран ОЭСР и во всех странах ЕС. С января 1992 года, НДС стал неотъемлемой частью налоговой системы независимого Казахстана. В мировой практике используются четыре метода определения суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет:

прямой аддитивный или бухгалтерский;

метод прямого вычитания;

косвенный метод вычитания, или зачетный метод по счетам (метод, первоначально принятый ЕЭС).

Наибольшее распространение в мире получил четвертый метод. Его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого применяется ставка к ее компонентам (затратам произведенной продукции). Данный метод расчета НДС позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера. Наличие счета — фактуры, в котором отражаются налоги, становится самым важным и принципиальным моментом совершения сделки и информации о налоговых обязательствах фирмы.

У нас в Казахстане используется метод вычитания, или по другому метод счетов-фактур.

Налог на добавленную стоимость

1. Понятие налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан.

Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары (работы, услуги).

Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются:

1) облагаемый оборот;

2) облагаемый импорт.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) следующие лица, которые встали на учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан в соответствии со статьей 208 налогового Кодекса:

юридические лица, за исключением государственных учреждений; нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;

2) структурные подразделения юридического лица, признанные самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 6 статьи 208 налогового Кодекса.

Плательщиками налога на добавленную стоимость при импорте товаров являются лица, импортирующие эти товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

II. Требования к постановке на учет по налогу на добавленную стоимость

Лица, указанные в подпункте 1) пункта 1 статьи 207 налогового Кодекса, обязаны подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость не позднее пятнадцати календарных дней со дня окончания любого периода (не более двенадцатимесячного), по итогам которого размер оборота по реализации товаров (работ, услуг) превысил минимум оборота по реализации, устанавливаемый пунктом 3 настоящей статьи.

В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс РК с 1.01.2007 г. дополнен п.2 статьи 208:

2. При определении оборота по реализации не учитывается оборот по реализации, освобождаемый от налога в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса, а также оборот по реализации личного имущества физического лица, если такое имущество не используется в целях предпринимательской деятельности.

Для целей пункта 1 настоящей статьи налогоплательщик, осуществляющий расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для крестьянских (фермерских) хозяйств, при определении размера оборота по реализации может не учитывать оборот по реализации от осуществления деятельности, подпадающей под данный специальный налоговый режим.

В случае наличия у юридического лица структурных подразделений размер оборота по реализации определяется с учетом оборотов по реализации всех структурных подразделений этого лица.

Минимум оборота по реализации составляет 15000-кратную величину месячного расчетного показателя, установленного на последний месяц периода, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

Лицо, не подлежащее постановке на учет по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, но которое осуществляет или планирует осуществлять реализацию товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, может добровольно подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость.

Лица, указанные в подпункте 1) пункта 1 статьи 207 налогового Кодекса, становятся плательщиками налога на добавленную стоимость в первый день месяца, следующего за месяцем, в котором они подали заявление о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость.

В случае подачи заявления индивидуальным предпринимателем о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость в налоговый орган не позднее десяти рабочих дней после его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя данное лицо становится плательщиком налога на добавленную стоимость со дня государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае подачи юридическим лицом, за исключением государственных учреждений, а также нерезидентом, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, заявления о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость в налоговый орган не позднее десяти рабочих дней после его государственной (учетной) регистрации данные лица становятся плательщиками налога на добавленную стоимость со дня их государственной регистрации в качестве налогоплательщиков.

Уполномоченный государственный орган по заявлению юридического лица — плательщика налога на добавленную стоимость может рассматривать его структурные подразделения в качестве самостоятельных плательщиков налога на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 208-1 налогового Кодекса.

Юридическое лицо — плательщик налога на добавленную стоимость, структурные подразделения которого признаны самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, обязано подать (или дать поручения своим структурным подразделениям подать) в налоговые органы по местонахождению структурных подразделений заявления о постановке их на учет по налогу на добавленную стоимость.

Структурные подразделения юридического лица — плательщика налога на добавленную стоимость становятся плательщиками налога на добавленную стоимость в первый день месяца, следующего за месяцем, в котором поданы заявления о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость.

При постановке лиц, указанных в подпункте 1) пункта 1 статьи 207 налогового Кодекса, на учет по налогу на добавленную стоимость данные лица имеют право на зачет сумм налога на добавленную стоимость по остаткам товаров (включая основные средства) на дату постановки на учет по налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьей 235 налогового Кодекса.

Налог ндс рк

Что представляет собой в экономическом отношении НДС?

В экономическом отношении НДС является одним из косвенных налогов, формой изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товаров, работ и услуг, а также отчисления в бюджет Республики Казахстан части стоимости импортируемых товаров при их ввозе на территорию Казахстана.

Окончательную величину НДС оплачивает конечный покупатель товаров, получатель работ или потребитель услуг.

Кто является плательщиком НДС?

Согласно статье 228 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 года № 99-IV в редакции по состоянию на 01.01.2012 года (далее – Налоговый кодекс), плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан:

юридические лица-резиденты, за исключением государственных учреждений;

нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство;

доверительные управляющие, осуществляющие обороты по реализации товаров, работ, услуг по договорам доверительного управления с учредителями доверительного управления либо с выгодоприобретателями в иных случаях возникновения доверительного управления;

2) лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Пп.2 п.1 изменен в соответствии с Законом РК от 30.06.2010 г. № 297-IV

Постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость производится в соответствии со статьями 568, 569 Налогового кодекса.

Что является объектами обложения НДС?

Объектами обложения НДС, согласно статье 229 Налогового кодекса, являются облагаемый оборот и облагаемый импорт.

Что является облагаемым оборотом?

Согласно статье 230 Налогового кодекса, облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость:

1) по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса;

2) по приобретению работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство.

Как определяется размер облагаемого оборота?

Согласно статье 238 Налогового кодекса, размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено настоящей статьей и законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

При безвозмездной передаче товаров, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса, размер облагаемого оборота определяется исходя из уровня цен, сложившегося на дату совершения оборота по реализации, без включения в них налога на добавленную стоимость, но не ниже их балансовой стоимости. В этом случае балансовой стоимостью является стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете, на дату их реализации.

Что является облагаемым импортом?

Облагаемым импортом, согласно статье 246 Налогового кодекса, являются товары, ввозимые или ввезенные на территорию таможенного союза (за исключением освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Как определяется размер облагаемого импорта?

Согласно статье 247 Налогового кодекса, в размер облагаемого импорта включаются таможенная стоимость импортируемых товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также суммы налогов и таможенных платежей, подлежащих уплате в бюджет при импорте товаров в Республику Казахстан, за исключением налога на добавленную стоимость на импорт.

Ст.247 изменена в соответствии с Законами РК от 04.07.2009 г. № 167-IV; от 30.06.2010 г. № 297-IV

Кто в обязательном порядке должен встать на регистрационный учёт в качестве плательщика НДС?

В соответствии с положениями статьи 568 Налогового кодекса обязательной постановке на регистрационный учет по НДС подлежат юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, П. 1 изменен в соответствии с Законом РК от 30.06.2010 г. № 297-IV

в случае, если размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, равный 30 000-кратному размеру месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

В случае, если размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, вышеуказанные лица обязаны в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота.

П. 5 изменен в соответствии с Законом РК от 16.11.2009 г. № 200-IV

За несвоевременную постановку на регистрационный учёт по НДС предусмотрены штрафные санкции.

Одновременно Налоговым кодексом предусматривает добровольную постановку на регистрационный учёт по НДС определённых категорий лиц.

Вместе с тем существует также определённая категория лиц, которая не имеет права добровольной постановки на регистрационный учёт по НДС.

Какие существуют в настоящее время ставки по НДС?

Согласно положениям статьи 268 Налогового кодекса, существует две ставки по НДС:

1) общая ставка в размере 12%, применяемая к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта;

2) так называемая нулевая ставка, применяемая к оборотам при реализации товаров на экспорт.

При этом, согласно статье 242 Налогового кодекса, экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Помимо этого, существуют освобождённые от НДС, с которыми не надо путать обороты, облагаемые по нулевой ставке.

Перечень оборотов, освобождаемых от НДС, приводится в Главе 33 Налогового кодекса.

Что является налоговым периодом для НДС?

Согласно статье 269 Налогового кодекса, налоговым периодом для НДС является календарный квартал.

Что является налоговой отчётностью по НДС?

Налоговая отчётность по НДС сдаётся плательщиком НДС в виде декларации в налоговый орган по месту нахождения за каждый налоговый период. не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом,

Обязательство по представлению декларации по НДС не распространяется на лиц, импортирующих товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, по которым не произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.

В какие сроки производится уплата НДС в бюджет?

В общем случае, согласно пункту 1 статьи 271 Налогового кодекса, плательщик НДС обязан уплатить налог, подлежащий взносу в бюджет, по месту нахождения за каждый налоговый период не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Каков порядок снятия с учёта по НДС?

Порядок снятия с учёта по НДС регулируется положениями статьи 571 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 этой статьи, для снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость плательщик налога на добавленную стоимость вправе подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость при одновременном соблюдении следующих условий:

1) за календарный год, предшествующий году подачи налогового заявления, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации в размере 30 000 МРП;

2) за период с начала текущего календарного года, в котором подано такое налоговое заявление, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации в размере 30 000 МРП.

В общем случае, налоговые органы обязаны произвести снятие налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в течение пяти рабочих дней с даты подачи налогоплательщиком налогового заявления. Датой снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость является дата подачи в налоговый орган налогового заявления таким налогоплательщиком.

Вместе с тем существует ряд условий, при которых налоговые органы отказывают налогоплательщику в снятии с регистрационного учета по НДС.

Решение об отказе в снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость с указанием причины такого отказа по форме, установленной уполномоченным органом, вручается налогоплательщику лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки.

Одновременно существуют условия, при которых налоговые органы на основании своего решения могут снять с регистрационного учёта по НДС плательщика этого налога , если он нарушает налоговое законодательство.

В общем случае, решение о снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость выносится налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика не позднее пяти рабочих дней.

Источник: Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008 года № 99-IV в редакции по состоянию на 01.01.2012 года.

Общие положения по налогу на добавленную стоимость

В проекте нового налогового кодекса определение плательщиков налога на добавленную стоимость осталось без изменения. Оборот, в случае превышения которого, налогоплательщик обязан встать на учет по НДС, установлен статьей 82 в размере 30 000 МРП.

При определении облагаемого оборота по реализации товаров, работ и услуг дано расширенное понятие того, что к товарам относятся основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость и другое имущество.

Прежнее определение необлагаемого оборота (освобожденный оборот и оборот, местом реализации которого не является Республика Казахстан) дополнено оборотом в виде остатков товаров, освобожденных от налога на добавленную стоимость (ст.370).

В перечень услуг, для которых местом реализации признается РК, добавлены следующие услуги:

  • передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности;
  • технического обслуживания и обновления программного обеспечения;
  • предоставления доступа к интернет-ресурсам.
  • Уточнения и дополнения при определении размера оборота и импорта

    Внесены уточнения по определению размера оборота в виде остатков товаров (ст.380 п.4). Оборот в виде остатков товаров определяется в размере балансовой стоимости таких товаров, подлежащей отражению в бухгалтерском учете на дату совершения оборота.

    В проекте налогового кодекса появилась новая статья «Особенности определения размера облагаемого оборота в отдельных случаях» (ст.381), которая описывает индивидуальный порядок определения облагаемого оборота в случаях, отличных от обычной реализации товаров, работ, услуг.

    В проекте налогового кодекса размер оборота по приобретению работ, услуг от нерезидента определяется исходя из стоимости приобретения работ, услуг, включая корпоративный или индивидуальный подоходный налог, подлежащий удержанию у источника выплаты. Тем самым конкретизировано понятие «включая налоги» в определении размера оборота по нерезидентам.

    В действующем налоговом кодексе плательщик НДС имеет право уменьшить размер облагаемого оборота по сомнительному требованию по истечении трех лет с начала налогового периода, в котором был учтен налог на добавленную стоимость, связанный с возникновением сомнительного требования.
    В проекте нового налогового кодекса для корректировки облагаемого оборота по сомнительным требованиям уточнен период возникновения права корректировки (ст.384) — это налоговый период, на который приходится:

    • срок исполнения требования по реализованным товарам, работам, услугам (если такой срок определен);
    • день передачи товара, выполнения работ, оказания услуг по требованию за реализованные товары, работы, услуги (если срок не определен).
    • Зачет по НДС

      В статье 402 «Налог на добавленную стоимость, не относимый в зачет» конкретизированы ошибки, наличие которых в документе, не дает право на отнесение в зачет НДС, а именно:

    • не отражены или некорректно отражены данные об ИИН/БИН лица, выписавшего такой документ, и (или) лица, которому выписан такой документ;
    • в счет-фактуре не отражены данные о дате выписки документа, номере счета-фактуры, наименовании товара, работы, услуги, размере облагаемого оборота;
    • счет-фактура не заверен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;
    • счет-фактура выписан на бумажном носителе в нарушение требований настоящего Кодекса.
    • В действующем налоговом кодексе присутствует только общая фраза – «заполненный, с несоблюдением требований».

      В проекте налогового кодекса присутствуют новые статьи, которые определяют порядок расчета:

    • НДС, относимый в зачет, с учетом корректировки (ст.406),
    • сумма НДС, разрешенного к отнесению в зачет, пропорциональным методом (ст.408),
    • сумма НДС, разрешенного к отнесению в зачет, через ведение раздельного учета (ст.409),
    • сумм НДС, разрешенного к отнесению в зачет, плательщиком налога на добавленную стоимость, осуществляющим строительство жилого здания (части жилого здания) (ст.410),
    • дополнительная сумма НДС, относимого в зачет (ст.411).
    • Статьи 406, 408, 409 и 410 не имеют расхождений с действующими Правилами заполнения Декларации по налогу на добавленную стоимость (ФНО 300.00) и являются законодательным отражением порядка расчета НДС относимого в зачет налогоплательщиками при различных способах учета НДС.

      В проекте налогового кодекса добавлено такое понятие, как «Дополнительная сумма НДС, относимая в зачет», которая распространяется на некоторые категории налогоплательщиков, определенных статьей 411 (производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры, рыбоводства и т.д.). Четвертым пунктом этой же статьи утверждена формула расчета дополнительной суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, которая является обратным отражение предыдущей нормы уменьшения НДС к оплате на 70% для сельхозпроизводителей.

      Счет-фактура

      Статьей 412 проекта налогового кодекса расширен перечень лиц, обязанных выписывать счета-фактуры при реализации товаров, работ и услуг. Помимо плательщиков НДС, счета-фактуры обязаны выписывать лица: в случае реализации товаров, входящих в Перечень Изъятий; в случае реализации импортированных товаров; комиссионеры и экспедиторы, не являющиеся плательщиками НДС.

      Проектом Закона РК О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) приостановлено действие пунктов 1, 2, 3 и 4 статьи 412 Налогового кодекса до 1 января 2019 года.

      Данные пункты в период приостановления действуют в редакции установленной статьей 36 Закона, в которой обязанность по выписке счетов-фактур в электронной форме возложена на:

    1. налогоплательщиков, в случае реализации товаров, входящих в Перечень Изъятий;
    2. налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу;
    3. уполномоченным экономическим оператором, таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем складов временного хранения, владельцем таможенных складов;
    4. налогоплательщики, осуществляющие международные перевозки грузов.
    5. В требованиях по оформлению счета-фактуры исключено условие того, что порядковый номер указывается исключительно арабскими цифрами.

      В статье 414 установлен порядок выписки счетов-фактур при реализации печатных изданий и иной продукции средств массовой информации. Счет-фактура выписывается по дате совершения оборота, либо может быть выписан «заранее» с указанием отдельно размера оборота по реализации и суммы НДС по каждому налоговому периоду в пределах календарного года.

      Из это следует, что при реализации печатных изданий и иной продукции средств массовой информации можно выписывать счет-фактуру ранее даты совершения оборота в пределах календарного года. Счет-фактура выписывается на всю сумму авансом (с указанием размера оборота и суммы НДС по каждому налоговому периоду), а поступление ТМЗ и услуг по факту осуществления сделки.

      В проекте налогового кодекса установлены требования по содержанию дополнительных сведений для следующих операций:

    6. Дополнительный счет-фактура, выписанный в случае несоблюдения условий передачи имущества в финансовый лизинг для целей применения налоговых льгот (ст. 197 НК), должен содержать отметку об этой информации. В утвержденной форме ЭСФ не предусмотрено специального поля для отражения этой информации, в проекте правил по заполнению ЭСФ с 2018 годав строке 11 «Дополнительные сведения» указывать слова «несоблюдение статьи 197 Налогового кодекса».
    7. Исправленный счет-фактура должен содержать:
    • порядковый номер и дату выписки первичного счета-фактуры;
    • порядковый номер и дату выписки аннулируемого счета-фактуры.
    • В настоящее время исправленный счет-фактура содержит данные (номер и дата) аннулируемого документа, которые отражаются в поле «Основной счет-фактура».
      Проект нового налогового кодекса требует отражение информации двух документов: первичный и аннулируемый. При первой выписке исправленного счета-фактуры аннулируемый является и первичным одновременно. При последующих исправлениях Первичный всегда константа, а аннулируемый это предыдущий исправляемый.

      Заполнение налоговой декларации

      В статье 424 проекта налогового кодекса установлен порядок предоставления реестров счетов-фактур по приобретенным и реализованным в течение налогового периода товарам, работам, услугам, которые предоставляются одновременно с декларацией.
      Если в течение налогового периода счета-фактуры оформлялись как на бумажном носителе, так и в электронном виде, то в реестрах отражаются счета-фактуры, выписанные только на бумажном носителе. В настоящее время в реестрах счетов-фактур отражаются все выставленные счета-фактуры независимо от способа оформления (электронно / бумажно).

      Почти сразу же к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения.

      В настоящее время в Евразийский экономический союз входят следующие страны:

      • с 1 января 2015 года – Российская Федерация, республики Беларусь и Казахстан;
      • со 2 января 2015 года – Республика Армения;
      • с 12 августа 2015 года – Кыргызская Республика.

      Это предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе, Договором о присоединении Армении и Договором о присоединении Киргизии.

      Таможенный союз

      Таможенный союз – единая таможенная территория, на которой действуют таможенные правила, принятые странами – участницами союза. В настоящее время в Таможенный союз входят Россия, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика (ст.

      Приведем некоторые из них.1011410 Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (не указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ) 1011412 Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ) 1010421 Реализация товаров (не указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ) на территорию государств — членов ЕАЭС

      Для корректировок налоговых баз и налоговых вычетов в рамках экспортных операций тоже предусмотрены свои коды.

      Какой код операции ставить в декларации по ндс при экспорте

      Также в этом разделе присутствуют блоки информации:

      • по возврату товаров (строки 060–080) со следующей очередностью подачи информации — код операции, налоговая база и сумма налога для восстановления;
      • корректировке суммы налога в связи с изменением цены продажи (строки 090–110), в который заносится код операции, корректировка налоговой базы при росте/уменьшении цены.

      В итоговых строках 120 и 130 отражается сумма НДС к возмещению/уплате по итогам раздела 4.

      В разделе 5 в строках 030–070 указывается по каждому коду операций (030) со ставкой НДС 0% налоговая база и сырьевые вычеты (040 и 050), по которым была предоставлена подтверждающая документация в предыдущем периоде, либо база и вычеты (060 и 070), не подтвержденные документально.

      2) по коду 1010412 (реализация товаров, указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ):

      • по строке 020 (налоговая база) – 7 800 000 руб.;
      • по строке 030 (налоговые вычеты) – 67 265 руб. (57 800 руб. + (21 600 руб. – 12 135 руб.));

      3) по строке с кодом 120:

      • 168 750 руб. – сумму налога, исчисленную к уменьшению по данному разделу.

      После этого бухгалтер заполнил раздел 5. В нем он указал сумму НДС, принятую к вычету по транспортным услугам, в сумме 18 000 руб.

      Закончил составление декларации бухгалтер заполнением раздела 1. В нем он обозначил общую сумму налога к возмещению по декларации – 186 750 руб.
      (168 750 руб.

      Особенности экспорта в Казахстан: НДС при реализации товаров

      В соответствии с законодательством плательщиками НДС являются:

      1. Лица, которые встали или обязаны встать на учет НДС в Казахстане:
        • Индивидуальные предприниматели;
        • Юридические лица (кроме госучреждений и организаций);
        • Нерезиденты, осуществляющие коммерческую деятельность и имеющие в стране филиалы и отделения, работающие на постоянной основе;
        • Структурные подразделения юридического лица, признанные самостоятельными налогоплательщиками.
      2. Лица, импортирующие товары в Республику Казахстан.

      В случае если размер оборота по реализации товаров, услуг в течение налогового периода (не более года) не превышает минимальный оборот, то на учет по налогу на добавленную стоимость можно не вставать. Минимальный оборот составляет 30 000-кратную величину месячного расчетного показателя (МРП), использующегося для исчисления социальных выплат, размера штрафных санкций, налогов и других платежей в Республике Казахстан. При превышении минимального показателя оборота, следует незамедлительно подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по НДС, иначе могут последовать жесткие штрафы.

      Декларация по НДС в Казахстане представляется ежеквартально до 15 числа следующего месяца после отчетного. Срок уплаты НДС — до 25 числа того же месяца.

      Какой НДС в Казахстане в 2018 году?

      Ставка НДС в Казахстане может быть следующей:

      12% — по облагаемому обороту и по облагаемому импорту;

      0% — оборот по реализации товаров на экспорт (кроме лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, услуг, связанными с международными перевозками.

      Для ввоза товаров в Казахстан без НДС российскому экспортеру достаточно предоставить правильно оформленные:

      • контракт с казахским контрагентом;
      • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
      • транспортные или товаросопроводительные документы.

      Преимущества сотрудничества с компанией «Агапас»

      Для осуществления экспорта по нулевой ставке НДС на товары в Казахстан необходимы знания законодательства и опыт работы с таможенными и налоговыми органами.

      Компания «Агапас» возьмет на себя все, что связано со сбором всех необходимых документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте в Казахстан. Наша команда высококвалифицированных специалистов имеет огромный опыт в решении всех организационных вопросов, связанных с подтверждением нулевого НДС при экспорте в Казахстан и в кратчайшие сроки обеспечит возврат уплаченного налога.

      Для консультации по интересующим вопросам звоните по телефону +7 (499) 703-18-15 или оформите заявку на сайте.

      Россия — Беларусь — Казахстан: НДС при экспорте товаров

      Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 9 сентября 2011 г.

      Содержание журнала № 18 за 2011 г.На вопросы отвечала Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

      Вот уже более года порядок уплаты НДС при ввозе-вывозе товаров из одной страны таможенного союза (далее — ТС) в другую регулирует Протокол о товарахПротокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее — Протокол о товарах); п. 1 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21.05.2010 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза». Он, напомним, — часть Соглашения о принципах взимания косвенных налогов в ТСст. 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Соглашение ТС). За этот год накопилось много вопросов об НДС-расчетах при торговле с белорусскими и казахскими контрагентами. В частности, о порядке применения и подтверждения нулевой ставки при вывозе товаров из России в Беларусь и Казахстан.

      Общие правила применения ставки НДС 0% при экспорте в рамках ТС

      Нам задают много вопросов общего характера, поэтому для начала рассмотрим алгоритм действий российского экспортера товаров в страны ТС.

      ШАГ 1. Отгружаем товар в Беларусь (Казахстан)

      Оформляя отгрузку, вы должны составить накладную и счет-фактуру, указав ставку НДС 0%подп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ; ст. 2 Соглашения ТС; п. 1 ст. 1 Протокола о товарах. Ставить отметку инспекции на счете-фактуре не требуется. Тем не менее налоговики могут сделать это по вашей просьбеп. 3 Письма ФНС России от 13.08.2010 № ШС-37-2/9030@; Приказ Минфина России от 20.01.2005 № 3н.

      Не забудьте не позднее того квартала, в котором товары отгружены на экспорт, восстановить относящийся к ним входной НДС (если, конечно, ранее вы уже поставили его к вычету). Если некоторое время назад поступать так предписывал в своих разъяснениях МинфинПисьмо Минфина России от 05.05.2011 № 03-07-13/01-15, то с 1 октября 2011 г. такое требование уже прописано в НК РФп. 1 ст. 1 Протокола о товарах; подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ; подп. «б» п. 18 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ. Восстановленный налог вы сможете принять к вычету, но позднее (об этом пойдет речь дальше)п. 1 ст. 1 Протокола о товарах; п. 9 ст. 167, п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ.

      НДС, который вы восстановили, отражается в строке 100 раздела 3 декларации по НДСп. 38.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее — Порядок заполнения декларации).

      ШАГ 2. Собираем документы для подтверждения экспорта

      На это отводится 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Такой датой признается дата составления первого отгрузочного документа, оформленного на покупателя или перевозчикап. 3 ст. 1 Протокола о товарах.

      Чтобы подтвердить экспорт, вам потребуются следующие документып. 2 ст. 1 Протокола о товарах:

      • договор, по которому были экспортированы товары;
      • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налоговформа утверждена приложением 1 к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов» (далее — Протокол об обмене информацией) с отметкой белорусского (казахского) налогового органа об уплате НДС (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
      • транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие экспорт товара в Беларусь (Казахстан).

      В перечне документов, приведенном в Протоколе о товарах и необходимом для обоснования нулевой ставки НДС, указана также выписка банкаподп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах. Однако начиная с 1 октября 2011 г. она станет не нужна. Дело в том, что в НК РФ внесены поправки, исключившие ее из числа документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте за пределы ТСподп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ; подп. «а» п. 13 ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ. А Протокол о товарах, в свою очередь, позволяет не включать в экспортный пакет документы, представление которых не предусмотрено налоговым законодательством страны-экспортерап. 2 ст. 1 Протокола о товарах.

      По этой же причине начиная с IV квартала 2011 г. для подтверждения экспорта внутри ТС по бартерному договору не потребуется представлять документы о встречном импорте товаров (выполнении работ, оказании услуг). А при расчетах наличными — приходные кассовые ордера и выписки банкаподп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах; подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ; подп. «а» п. 13 ст. 2; п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ.

      ШАГ 3. Декларируем экспортную поставку

      Отражать реализацию товаров в Беларусь и Казахстан следует в разделе 4 или 6 декларации по НДС, в зависимости от того, подтвержден экспорт или нет. Заполняя эти разделы, вам нужно будет указать код экспортной операциип. 10 Письма Минфина России от 06.10.2010 № 03-07-15/131; разд. III приложения № 1 к Порядку заполнения декларации:

      • <если>экспортированные товары внутри страны облагаются НДС по ставке 18% — 1010403;
      • <если>экспортированные товары внутри страны облагаются НДС по ставке 10% — 1010404.

      СИТУАЦИЯ 1. Вы своевременно собрали полный пакет экспортных документов. В таком случае отгрузку товаров на экспорт и налоговые вычеты вы должны показать в разделе 4 декларации по НДС за квартал, в котором были собраны документы. Эти документы вместе с декларацией по НДС вы также подаете в налоговуюп. 2 ст. 1 Протокола о товарах; п. 5 Письма Минфина России от 06.10.2010 № 03-07-15/131.

      СИТУАЦИЯ 2. Вы не успели в течение 180 дней собрать полный пакет экспортных документов. Значит, реализацию товаров и налоговые вычеты вам нужно отразить в разделе 6 декларации по НДС. Этот раздел вам следует включить в уточненную декларацию за тот период, в котором вы отгрузили товары на экспортп. 3 ст. 1 Протокола о товарах; п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации; п. 6 Письма Минфина России от 06.10.2010 № 03-07-15/131. При этом вам придется заплатить НДС по ставке 18% или 10%п. 3 ст. 1 Протокола о товарах; пп. 2, 3 ст. 164 НК РФ. Уплаченный налог вы сможете принять к вычету после того, как соберете документы в подтверждение нулевой ставки НДСп. 3 ст. 1 Протокола о товарах; п. 7 Письма Минфина России от 06.10.2010 № 03-07-15/131.

      Вопрос о том, с какой даты нужно начислять пени на сумму неуплаченного НДС, если экспорт своевременно не подтвержден, — спорный.

      Инспекция, руководствуясь разъяснениями ФНС и Минфина, начислит вам пени начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты НДС по итогам квартала, в котором товары были отгружены на экспортПисьма ФНС России от 22.08.2006 № ШТ-6-03/840@; Минфина России от 28.07.2006 № 03-04-15/140.

      Однако суды считают, что пени следует начислять лишь начиная со 181-го дня после экспортной отгрузкиПостановления Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 № 15326/05; ФАС ВВО от 12.05.2008 № А28-7966/2007-325/23.

      Но искать правду в суде или нет — решать, конечно, вам.

      Если потом вы все-таки соберете полный пакет документов, вам нужно будет подать декларацию за период, в котором это произойдет, с заполненным разделом 4. В этом разделе, помимо стоимости экспортированных товаров и принимаемого к вычету входного НДС, следует отразить:

      • в графе 4 — НДС, начисленный по неподтвержденному экспорту в разделе 6 (теперь вы его примете к вычету);
      • в графе 5 — входной НДС, который вы ранее приняли к вычету в разделе 6 (теперь вы его восстановите).

      Итак, с общим порядком применения нулевой ставки при экспорте товаров в пределах ТС мы разобрались. Теперь перейдем к конкретным вопросам.

      Продажа товаров белорусам — не всегда экспорт в Беларусь

      В.А. Печорина, г. Саратов

      Наша организация продает белорусской фирме товар, который был приобретен у казахской компании. В Россию из Казахстана этот товар мы не ввозили, а сразу отгрузили белорусскому поставщику. С «ввозным» НДС по договору с казахской компанией мы разобрались — его мы платить не должны. А вот по договору с белорусом нужно ли нам применять экспортную ставку?

      : Нет, не нужно. В данном случае Россия не будет местом реализации, ведь товары на момент отгрузки находятся за ее пределамип. 1 ст. 1 Протокола о товарах; ст. 147 НК РФ. Поэтому продажа товаров белорусской фирме вообще не облагается НДСп. 1 ст. 146 НК РФ; Письмо ФНС России от 12.08.2010 № ШС-37-3/8975@.

      Упрощенец нулевую ставку НДС не применяет и счет-фактуру не выставляет

      З.П. Кузьмина, г. Новоржев, Псковская обл.

      Мы — упрощенцы. Заключили экспортный договор с белорусской компанией. Покупатель хочет, чтобы мы выставили ему счет-фактуру, причем со ставкой НДС 0%. Ссылается он на то, что счет-фактура необходим ему для представления в налоговую. Выставлять ли ему счет-фактуру?

      : Нет. Нулевую ставку НДС при экспорте в Беларусь должны применять только плательщики НДСп. 1 ст. 1 Протокола о товарах; ст. 1 Соглашения ТС. Вы же таковым не являетесь (за исключением НДС, уплачиваемого при импорте и в рамках договора простого товарищества или доверительного управления имуществом)п. 2 ст. 346.11 НК РФ. Соответственно, и выставлять белорусскому покупателю счет-фактуру не обязанып. 3 ст. 169 НК РФ. Подтверждает это и МинфинПисьмо Минфина России от 22.07.2010 № 03-07-13/1/04.

      Интересы вашего белорусского партнера от этого пострадать не должны. Ведь Протокол о товарах требует при ввозе товаров представлять в налоговую счета-фактуры, только если их оформление предусмотрено законодательствомподп. 4 п. 8 ст. 2 Протокола о товарах. Если счет-фактура не оформляется, подавать в налоговую и указывать в заявлении о ввозе можно любой другой документ, в котором прописана стоимость товаровп. 1 Письма ФНС России от 10.05.2011 № АС-4-2/7439@.

      Чтобы снять все вопросы, письменно уведомьте белорусского покупателя о том, что ваша компания применяет упрощенную систему налогообложения. Ваше письмо будет иметь бо´льший вес, если к нему вы приложите копию документа из налоговой, подтверждающего, что вы — упрощенец. Получить такую бумагу можно, направив в инспекцию запрос в произвольной форме. Ответить на него налоговики должны в течение 30 календарных дней с момента его полученияПисьмо ФНС России от 04.12.2009 № ШС-22-3/915@; пункт 39, п. 44 Административного регламента ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию… утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н.

      Необлагаемые товары экспортируются в Беларусь с нулевым НДС

      С.В. Куневич, г. Москва

      Мы торгуем товарами, не облагаемыми НДС. Хотим заключить внешнеторговый контракт с покупателем из Республики Беларусь. Будет ли эта экспортная поставка также вообще не облагаться НДС?

      : Нет, экспорт товаров в Беларусь вы должны будете включить в облагаемые НДС операции, только применять будете ставку 0%. Тот факт, что по российскому налоговому законодательству реализация товаров не облагается НДСст. 149 НК РФ, роли не играет. Ведь Соглашение ТС имеет приоритет перед НК РФст. 7 НК РФ. А ни Соглашение ТС, ни Протокол о товарах не предусматривают возможность освобождения от уплаты НДС при экспорте отдельных товаров в Беларусьстатьи 1, 2 Соглашения ТС; п. 1 ст. 1 Протокола о товарах; Письмо Минфина России от 05.10.2010 № 03-07-08/277; п. 4 Письма Минфина России от 06.10.2010 № 03-07-15/131. Правда, помимо обязанности применять нулевую ставку, у вас также возникает право на налоговые вычетып. 1 ст. 1 Протокола о товарах; п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ.

      Причем, несмотря на то что по НК РФ реализация ваших товаров не облагается НДС, в Минфине считают, что если вы вовремя не представите документы в обоснование нулевой ставки, то придется заплатить НДС за период отгрузки товаровп. 3 ст. 1 Протокола о товарах.

      Из авторитетных источников

      ЛОЗОВАЯ Анна Николаевна Советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

      “При вывозе товаров, реализация которых не облагается НДС на основании ст. 149 НК РФ, на территорию стран — членов ТС нужно применять ставку НДС 0%ст. 7 НК РФ; п. 1 ст. 1 Протокола о товарах. Если эту ставку экспортер не подтвердит, он должен будет начислить НДС на дату отгрузкип. 3 ст. 1 Протокола о товарах по ставке 18%п. 3 ст. 164 НК РФ. Входной налог при этом может быть принят к вычетуп. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ.

      Отразить такую операцию необходимо будет в разделе 6 декларации по НДС, а не в разделе 7”.

      Момент определения налоговой базы: по Протоколу, но с оглядкой на НК РФ

      Е.В. Гричановский, г. Курск

      Первый раз экспортировали товары в Беларусь. В июле собрали пакет подтверждающих документов и понесли его в налоговую. Но их не приняли, сказали, приносите в октябре, когда III квартал закончится. Но 180 дней с момента отгрузки товаров истекут в сентябре. Если мы подадим документы в октябре, не возникнет ли у нас необходимость заплатить НДС из-за несвоевременного подтверждения экспорта?

      : Нет, если, конечно, все документы в порядке. В Протоколе о товарах сказано, что документы в подтверждение нулевой ставки НДС нужно представить, с одной стороны, в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаровп. 3 ст. 1 Протокола о товарах, а с другой — одновременно с налоговой декларациейп. 2 ст. 1 Протокола о товарах. Учитывая, что декларация по НДС подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталомст. 163, п. 5 ст. 174 НК РФ, налоговики не видят ничего предосудительного в том, что своевременно подготовленный пакет документов будет подан вместе с декларацией за тот квартал, в котором вы его собрали. Ведь ФНС считает, что если полный пакет экспортных документов собран, то моментом определения налоговой базы при экспорте в страны ТС является последний день квартала, в котором это произошлоПисьмо ФНС России от 13.05.2011 № КЕ-4-3/7675@. Как и при обычном экспортеп. 9 ст. 167 НК РФ; Письмо Минфина России от 01.04.2008 № 03-07-08/81. Согласны с этим и специалисты Минфина.

      “Поскольку момент определения налоговой базы по НДС при экспорте товаров в Беларусь и Казахстан Протоколом о товарах не установлен, этот вопрос регулируется нормами НК РФ. Так, при подтвержденном экспорте в государства — члены ТС момент определения налоговой базы — это последнее число квартала, в котором собран полный пакет документовп. 9 ст. 167 НК РФ.

      А значит, если срок сбора документов при реализации товаров на экспорт в Беларусь (Казахстан) истекает, например, в сентябре, а документы собраны уже в июле, то декларация по НДС вместе с документами представляется в срок с 1 по 20 октября”.

      ЛОЗОВАЯ Анна Николаевна
      Минфин России

      Для подтверждения «самовывозного» экспорта транспортные документы не нужны

      О.И. Плотко, г. Москва

      Наша компания экспортирует товары в Казахстан на условиях самовывоза с нашего склада на территории России. В экспортный пакет документов входят, в частности, транспортные документы. Нужно ли нам запрашивать их копии у покупателя для того, чтобы подтвердить нулевую ставку НДС?

      : Нет, не нужно. В налоговую вы можете представить товаросопроводительный документ — накладную ТОРГ-12утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132, подтверждающую передачу вами товаров покупателю. По мнению Минфина, отсутствие транспортных документов, когда товар вывозится самим покупателем, не является помехой для подтверждения нулевой ставки НДСподп. 4 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах; Письмо Минфина России от 18.05.2011 № 03-07-13/01-17.

      При экспорте через посредника нужны дополнительные подтверждающие документы

      Е.Н. Тимашкова, г. Курган

      Наша организация продала свою продукцию в Казахстан через российского агента, участвующего в расчетах. Что нам потребуется для подтверждения экспорта?

      : Помимо заявления о ввозе, транспортных и товаросопроводительных документов, вам нужно будет представить в налоговуюподп. 5 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах; п. 2 ст. 165 НК РФ:

      • агентский договор;
      • договор, на основании которого агент поставил товары в Казахстан.

      Также до 1 октября 2011 г. в экспортный пакет документов при продаже через посредника нужно включать еще и банковскую выписку, подтверждающую поступление денег за экспортированные товары на ваш счет или на счет агентаподп. 3 п. 2 ст. 165 НК РФ; подп. «б» п. 13 ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ.

      Учтите также, что в заявлении о ввозе, которое вам должен дать казахский покупатель, должен быть заполнен раздел 3. Здесь импортеры должны указывать информацию об ИНН, КПП принципала и агента, а также о реквизитах агентского договорап. 4 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (приложение 2 к Протоколу об обмене информацией).

      Если информацию для заполнения данного раздела заявления о ввозе казахский покупатель не может почерпнуть из имеющегося у него договора, попросите вашего агента направить покупателю информационное сообщение с недостающими даннымиподп. 6 п. 8 ст. 2 Протокола о товарах. Ведь это, прежде всего, в ваших собственных интересах. Поскольку правильно заполненное контрагентом заявление о ввозе товаров — непременное условие для подтверждения вами экспортной ставки НДС.

      Составить такое сообщение агент может в произвольном виде. Главное, чтобы оно было подписано руководителем и заверено печатью организации-агента.

      Поставка бракованного товара грозит экспортеру уточненкой по НДС

      Г.Е. Орешникова, г. Брянск

      Белорусский покупатель обнаружил брак в товарах, которые мы ему отгрузили. Нулевую ставку в отношении этой поставки мы уже подтвердили. Договорились с покупателем, что деньги он возвращать не будет, а взамен бракованных товаров мы отгрузим ему качественные. Как это скажется на применении нами нулевой ставки НДС?

      : Протоколом о товарах этот вопрос не урегулирован.

      Ранее, в период действия российско-белорусского Соглашения об уплате косвенных налоговСоглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», ФНС разъясняла, как нужно поступать в такой ситуации. Поскольку вы уже подтвердили нулевую ставку в отношении бракованных товаров, вам нужно подать уточненную декларацию по НДС за тот период, в котором вы отразили экспортную реализацию. В ней вы уменьшите налоговую базу на стоимость бракованных товаров, а сумму налоговых вычетов — на НДС, относящийся к этим товарамПисьмо ФНС России от 15.05.2006 № ММ-6-03/490@. А потом вы должны будете подтвердить нулевую ставку НДС в отношении поставки новых товаров взамен бракованных. Специалисты Минфина считают, что поступать таким образом нужно и сейчас.

      “По товарам, которые были вывезены из России в Беларусь (Казахстан), а в дальнейшем, после подтверждения их экспорта, возвращены по причине брака, нулевая ставка НДС применяется сейчас в порядке, аналогичном действовавшему в российско-белорусских торговых отношенияхПисьмо ФНС России от 15.05.2006 № ММ-6-03/490@”.

      ЛОЗОВАЯ Анна Николаевна
      Минфин России

      При этом остается вопрос с входным НДС по бракованным товарам, который вы «сняли» с вычетов в уточненной декларации. Его судьба зависит от того, как вы в дальнейшем распорядитесь этими товарами. Если используете в облагаемых НДС операциях, например отремонтируете и продадите, — налог можно будет принять к вычету на общих основанияхп. 2 ст. 171, п. 1. ст. 172 НК РФ.

      Если же некондиционные товары будут списаны, то принять входной НДС к вычету у вас не получится. Ведь выходит, что товары в облагаемых операциях вы не использовали — с этим не поспоришь и глаза на это не закроешь. Да, гл. 21 НК РФ связывает возможность вычета не с фактическим использованием товаров в облагаемых операциях (их перепродажей), а с «предназначением» для этих целейп. 2 ст. 171 НК РФ. Однако сейчас уже доподлинно известно, что «предназначение» не оправдалось. Оснований же для внесения правок в прошлые периоды нет.

      Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Внешнеэкономическая деятельность»: