Не имеют права применять упрощенную систему налогообложения

Содержание

Кто имеет право применять упрощенную систему налогообложения

Субъектами, имеющими право перейти на упрощенную систему, могут быть организации и индивидуальные предприниматели, если соблюдены условия, определенные в гл. 26. 2 НК РФ.

Не имеют права применять УСН:

1. Организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Обратите внимание! Организации, имеющие обособленные подразделения не являющиеся филиалами или представительствами, применять УСН могут.

2. Банки.

3. Страховщики.

4. Негосударственные пенсионные фонды.

5. Инвестиционные фонды.

6. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

7. Ломбарды.

8. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом.

10. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований.

11. Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

12. Организации, перешедшие на ЕСХН.

13. Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов (за исключением некоторых, указанных в пп.14 п.2 ст.346.12 НК РФ.

14. Организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.

15. Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей (с 1 января 2017 года 150 млн.рублей).

16. Казенные и бюджетные учреждения.

17. Иностранные организации.

18. Микрофинансовые организации.

19. Частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).

20. Организации и ИП, не уведомившие в установленный законом срок о переходе на УСН.

Как перейти на упрощенную систему налогообложения

Выбор упрощенной системы налогообложения, в отличие от обязанности уплачивать единый налог на вмененный доход, осуществляется исключительно на добровольной основе.

Обратите внимание! Вы не спрашиваете разрешения у налоговой инспекции на переход на УСН, Вы их уведомляете об этом.

Перейти на УСН могут организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения и объемы доходов у которых за 9 месяцев года, в котором подается заявление о переходе на УСН не превышают установленные главой 26.2 НК объемы. В 2018 году объем доходов, позволяющий перейти на УСН с 2019 года, составляет 112,5 млн. руб.

Обратите внимание! Для расчета доходов учитываются все доходы (включая внереализационные), кроме тех, которые облагаются ЕНВД!

Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с рассмотренными выше требованиями могут перейти на УСН, по своему месту нахождения подают в налоговые органы заявление о переходе на специальный налоговый режим. Вновь созданные налогоплательщики могут подать заявление о переходе на специальный налоговый режим в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет.

Организации и ИП, применявшие общий режим налогообложения, могут подать заявления в период с 1 октября по 31 декабря года, предшествующему году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. В этом случае в заявлении указывается размер доходов за девять месяцев текущего года. Причем в пункте 2 статьи 346.12 НК, который устанавливает вышеуказанное правило, упомянуты только организации. Это позволяет сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, подавая заявление, не обязаны указывать в нем доходы за 9 месяцев.

Так же в заявлении указывается остаточная стоимость основных средств (только организации) и среднесписочная численность работников.

В течение нескольких лет в ответ на поданное заявление налоговые органы выдавали уведомление о возможности (или невозможности) применения УСН, несмотря на то, что выдача подобных уведомлений законом не предусмотрена. Однако в 2009 году ФНС выпустила письмо (Письмо ФНС РФ от 21.09.2009 N ШС-22-3/730@), в котором сообщила, что поскольку Налоговым кодексом не предусмотрено принятие каких-либо решений по поданному заявлению, то и выдавать уведомления налоговые органы не обязаны. Поэтому сейчас чтобы получить подтверждение о применении УСН (а некоторые контрагенты очень просят копии этих уведомлений при заключении сделок) надо обращаться с письменной просьбой в свою налоговую. В ответ на письменный запрос налоговая выдаст форму 26.2-7 (Информационное письмо).

Назад в оглавление >>

Упрощенная система налогообложения (УСН) в 2014, 2015 гг.

УСН в 2013 и 2014 гг.

Навигация

От уплаты каких налогов освобождаются «упрощенцы»-организации >>
От уплаты каких налогов освобождаются «упрощенцы»-индивидуальные предприниматели >>
Кто не вправе применять упрощенную систему налогообложения (УСН) >>
С чего платится налог? Какие объекты налогообложения в УСН >>
Налоговый период УСН. Отчетный период УСН >>
Налоговые ставки УСН. >>
Порядок исчисления и уплаты налога >>
Подача налоговой декларации по УСН >>
Нужно ли вести налоговый учет при УСН >>

Упрощенная система налогообложения (далее – УСН) применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ.

От уплаты каких налогов освобождаются «упрощенцы»-организации?

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Ð?ные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

От уплаты каких налогов освобождаются «упрощенцы»-индивидуальные предприниматели?

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Ð?ндивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Ð?ные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Важно! Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Кто может перейти на упрощенную систему налогообложения?

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей.

Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Кто не вправе применять упрощенную систему налогообложения?

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  1. организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  2. банки;
  3. страховщики;
  4. негосударственные пенсионные фонды;
  5. инвестиционные фонды;
  6. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  7. ломбарды;
  8. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  9. организации, занимающиеся игорным бизнесом;
  10. нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
  11. организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  12. организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
  13. организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:

  • на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
  • на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
  • на учрежденные в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными научными учреждениями и созданными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям;
  • на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, и созданными государственными академиями наук высшими учебными заведениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям;

14. организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

15. организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. Рублей (в целях настоящего пункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ);

16) казенные и бюджетные учреждения;

17) иностранные организации;

18) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, установленные выше, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная выше, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

С чего платится налог? Какие объекты налогообложения в УСН?

Объектом налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Очень важно перед переходом на упрощенную систему налогообложения определиться с объектом налогообложения, ведь от этого зависит сколько налогов Вы будете платить при той или иной специфике деятельности. Специалисты проекта «Налоговое заключение» советуют предварительно проанализировать (просчитать) оба варианта перед тем как выбрать объект!

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, описанного ниже. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения доходов и расходов, а также момент их признания для расчета Ваших налоговых обязательств, имеет свою специфику и сложности. Чтобы не ошибиться при расчете и не платить штрафы и пени, Вам необходимо всегда быть в курсе и анализировать последнюю арбитражную практику и разъяснения контролирующих органов. Если у Вас на это нет времени, наши специалисты всегда готовы помочь Вам в этом вопросе.

Налоговый период УСН. Отчетный период УСН.

Налоговым периодом УСН признается календарный год.

Отчетными периодами УСН признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки УСН.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Важно! Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Порядок исчисления и уплаты налога

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Если объект налогообложения – доходы

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.

Ð?ндивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Если объект налогообложения – доходы минус расходы

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 НК РФ.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Подача налоговой декларации по УСН.

По итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

1) организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев ниже).

2) индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев ниже).

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 НК РФ, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании пункта 4 статьи 346.13 НК РФ он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

Нужно ли вести налоговый учет при УСН?

Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Несмотря на кажущуюся простоту применения упрощенной системы налогообложения при ее применении возникает множество вопросов. Подтверждение этому – целый шквал вопросов налогоплательщиков в Минфин России и налоговые органы. Если у Вас остались вопросы и Вам требуется налоговая консультация по применению упрощенной системы налогообложения, специалисты проекта «Налоговое заключение» всегда готовы вам помочь.

В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ ч. II

Организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

• организации, имеющие филиалы и (или) представительства (необходимо подчеркнуть, что данное ограничение не относится к организациям, имеющим обособленные подразделения, которые не оформлены в учредительных документах как филиалы и представительства);

• банки;

• страховщики;

• негосударственные пенсионные фонды;

• инвестиционные фонды;

• профессиональные участники рынка ценных бумаг;

• ломбарды;

• организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

• организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

• нотариусы, занимающиеся частной практикой;

• организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

• организации, которые становятся участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

• организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ ч. II;

• организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;

• организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;

• организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

Организация обязана отказаться от упрощенки, если будет допущено хотя бы одно несоответствие условиям ее применения,
а именно:

  • по итогам отчетного (налогового) периода доходы организации превысят 60 000 000 руб.;
  • средняя численность сотрудников превысит 100 человек;
  • доля участия других организаций в уставном капитале организации, применяющей упрощенку, превысит 25 процентов;
  • остаточная стоимость амортизируемого имущества превысит 100 000 000 руб.;
  • у организации появятся филиалы и представительства или другие обстоятельства, которые ограничивают применение упрощенки;
  • организация, которая платит единый налог с доходов, станет участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

Предельная величина, при превышении которой организация теряет право на применение упрощенки, установлена только в отношении доходов, получаемых от деятельности организации на этом спецрежиме. В расчет предельной величины доходов не включайте доходы от деятельности на ЕНВД, а также доходы в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых уплачивается налог на прибыль по ставкам 0, 9 и 15 процентов. Поэтому, если доходы от деятельности организации на упрощенке не превышают 60 000 000 руб., она может применять этот спецрежим независимо от величины доходов, которые облагаются налогами в соответствии с другими системами налогообложения. Отказаться от применения упрощенки нужно с начала того квартала, в котором произошло событие, не допускающее дальнейшее применение этого спецрежима. С начала этого квартала необходимо рассчитывать и платить в бюджет налоги в соответствии с общей системой налогообложения. Если организация утратила право применять упрощенку, необходимо сообщить об этом в налоговую инспекцию не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено это право Если организация не сообщит в налоговую инспекцию об утрате своего права применять упрощенку или нарушит сроки предоставления сообщения, она может быть оштрафована. Размер штрафа за непредставление документа составляет 5 000 руб.

Налогоплательщики УСН

Согласно главе 26.2 НК право применять упрощенную систему налогообложения, наряду с общим режимом, имеют:

— организации;

— индивидуальные предприниматели.

Причем переход к данному режиму или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется в добровольном порядке.

Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от обязанности по уплате некоторых налогов.

Для организаций:

— налога на прибыль организаций;

— налога на имущество организаций;

— НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ).

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уплата единого налога индивидуальными предпринимателями предполагает замену следующих налогов:

— налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);

— налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);

— НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ).

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с общим режимом налогообложения.

Налогоплательщиками данного налогового режима являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Согласно НК РФорганизация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.12 НК РФ, не превысили 45 млн.

Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов;

Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В данном ограничении учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ;

16) казённые и бюджетные учреждения;

17) иностранные организации.

Организации перешедшие в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.