Обжалование решения налогового органа

Случаются ситуации, когда результаты налоговой проверки не устраивают налогоплательщика и он не согласен с ними, поэтому он имеет право защитить свои права и обжаловать решение налогового органа. Рассмотрим подробнее, каким образом обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке в вышестоящем налоговом органе или суде. Жалобой признается: обращение лица в налоговый орган для обжалования действий или бездействия должностных лиц, которые по его собственному мнению нарушают его права; обращение гражданина для обжалования актов налогового органа, вступивших в силу.

Цель апелляционной жалобы заключается в обжаловании не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в подобном привлечении, если вы считаете, что такое решение нарушает ваши права. Об этом гласит п. 1 ст. 138 НК РФ.

  • Подача возражений по акту налоговой проверки
  • Обжалование решения налогового органа в вышестоящей инстанции
  • Как обжаловать в суде решения налогового органа

Вы можете обратиться с жалобой в суд или вышестоящий налоговый орган. Имейте в виду, что решения налогового органа могут быть обжалованы в суде лишь после того, как они будут обжалованы в вышестоящем налоговом органе (в данном случае есть исключение, и касаются они решений, которые были приняты по итогам рассмотрения жалоб, в том числе и апелляционных). Этот момент закреплен в п.п. 1,2 ст. 138 НК РФ.

Но в налоговый орган, который занимался проверкой, можно подать возражение по акту налоговой проверки, поэтому в данной статье мы тоже заострим на этом ваше внимание.

Подача возражений по акту налоговой проверки

Вы имеете право в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки представить в налоговый орган, который проводил проверку, письменные возражения по данному акту в целом и по его отдельным положениям. В п.6 ст. 100 НК РФ сказано, что вы при этом можете приложить документы (их копии, заверенные нотариально), подтверждающие обоснованность ваших возражений.

Вдобавок, в случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля по результату налоговой проверки, завершенной после 2 июня 2016 года, вы имеете право представить собственные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части в течение 10 рабочих дней со дня, когда истек срок проведения обозначенных мероприятий. Эти моменты закреплены в п.6 ст.6.1, п.6.1 ст. 101 НК РФ; п. 4 ст. 2 Закона от 01.05.2016 №130-ФЗ.

Рассмотрим конкретный пример. Основание для возражений по акту налоговой проверки

Вы купили недвижимое имущество (квартиру) у гражданина, который носит с вами одну и ту же фамилию, но не состоит в родственных связях. При обращении в налоговый орган за предоставлением имущественного вычета, который предусмотрен пп.3 п.1 ст. 220 НК РФ по расходам на покупку квартиры вы получили отказ. Мотивировано это было тем, что сделка купли-продажи была осуществлена между взаимозависимыми лицами, о чем сказано в п.5 ст.220 НК РФ. Такой вывод налоговый орган сделал на основании того, что покупатель и продавец являются однофамильцами. При написании возражения на акт налоговой проверки нужно сослаться на ошибочность вывода, который сделал налоговый орган, и обратиться с просьбой отмены акта налоговой проверки.

Материалы по проведенной налоговой проверке, куда входит и сам акт налоговой проверки и предоставленные вами в письменном виде возражения, будет рассматривать руководитель (или заместитель руководителя) налогового органа, который проводил проверку. На это законом выделяется срок в 10 рабочих дней со дня, когда окончился срок на подачу возражения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (об этом гласит п.6 ст. 6.1, п.1 ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения будет принято одно из следующих решений:

  • Об отказе в привлечении к ответственности;
  • О привлечении к ответственности за то, что было совершено налоговое правонарушение;
  • О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

На законодательном уровне эти моменты обозначены в п.1 ст.101 НК РФ.

Если вы считаете, что принятое решение налогового органа нарушает ваши права, то за вами остается право его обжаловать (ст. 137 НК РФ).

Обжалование решения налогового органа в вышестоящей инстанции

С целью обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган, вам следует использовать приведенный ниже алгоритм.

Шаг 1. Убедитесь в том, что вы не пропустили срок, который установлен для подачи жалобы (апелляционной жалобы)

Если обратиться к п.2 ст. 139 НК РФ, то там сказано, что жалоба подается в течение:

  • Года со дня вынесения налоговым органом обжалуемого решения или со дня, когда вам стало известно о нарушении ваших прав;
  • Или 3 месяцев со дня принятия решения вышестоящим налоговым органом, которое вас не устроило – если вы подавали жалобу в ФНС России.

Апелляционную жалобу необходимо подать в течение месяца со дня, когда вам было вручено решение налогового органа, проще говоря, до вступления обжалуемого решения в законную силу. Об этом сказано в п.9 ст.101, п.2 ст.139.1 НК РФ.

Если вы пропустили установленный для подачи жалобы срок, но причина была уважительная, но решение налогового органа набрало законную силу, то у вас есть право ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении срока (об этом гласит п.2 ст. 139 НК РФ).

Шаг 2. Составьте жалобу (апелляционную жалобу) и подайте ее в налоговый орган

В п.п. 2,6 ст. 139.2 НК РФ сказано, что в жалобе должна быть указана следующая информация:

  1. Ваши личные данные, то есть, ФИО;
  2. Основания, по которым вы решили, что имеется нарушение ваших прав;
  3. Каким способом вы хотите получить решения по жалобе. Решение может быть направлено вам в письменной форме, через личный кабинет налогоплательщика в электронном виде или по телекоммуникационным каналам связи.
  4. Наименование соответствующего налогового органа;
  5. Обжалуемые действия или бездействие должностных лиц налогового органа, акт налогового органа ненормативного характера;
  6. Ваши требования.

Говоря о том, каким образом обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке, следует обратить внимание на следующее: жалобу необходимо составить в письменном виде и лично (можно воспользоваться услугами представителя) подать в налоговый орган, который принял оспариваемое решение. Можно подать жалобу через интернет в электронной форме: через личный кабинет налогоплательщика или по телекоммуникационным каналам связи – об этом гласит п.1 ст.139.2 НК РФ.

Налоговый орган, получивший жалобу, в течение 3 рабочих дней направит ее в вышестоящий налоговый орган. Об этом гласит п.1 ст. 139, п.1 ст. 139.1 НК РФ.

Заостряем внимание!

Налоговый орган может не рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) или ее часть в приведенных ниже ситуациях:

  • Жалоба уже была подана ранее по тем же основаниям.
  • Жалоба была подана, когда закончился установленный срок и в ней не содержится ходатайство о его восстановлении. Или же указанное ходатайство удовлетворено не было.
  • Жалоба подана с нарушением установленного порядка или в жалобе не указаны акты налогового органа, действия или бездействие должностных лиц, которые способствовали нарушению ваших прав.
  • От налогового органа поступило сообщение об устранении нарушения прав заявителя.
  • Было получено заявление об отзыве жалобы в полном объеме или какой-то ее части.

Согласно общему правилу рассмотрение жалобы осуществляется заочно, без вашего присутствия. Но здесь есть исключение. В частности, если были выявлены противоречия между сведениями в материалах, предоставленных нижестоящим налоговым органом или несоответствии предоставленных вами сведений, сведениям, содержащимся в материалах налогового органа – при рассмотрении жалобы на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности. Вышестоящий налоговый орган при этом займется рассмотрением жалобы (апелляционной жалобы) с вашим участием. Об этом гласит п.2 ст. 140 НК РФ.

В общем случае подача жалобы в вышестоящую инстанцию не приостанавливает исполнение акта, который обжалуется. Но при обжаловании решения о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности, которое вступило в силу, исполнение такого решения может быть приостановлено по вашему заявлению, если вами была предоставлена банковская гарантия, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в сумме сбора, налога, штрафа, пеней, не уплаченных по обжалуемому решению. Об этом гласит п.5 ст.138 НК РФ.

Шаг №3. Дождитесь результата рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы)

В п.6 ст. 6.1, п.6 ст. 140 НК РФ сказано, что срок рассмотрения жалобы составляет:

  • Один месяц со дня получения жалобы на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности (при этом имеется возможность продления срока, но не более чем на месяц);
  • 15 рабочих дней со дня, когда были получены иные жалобы (данный срок можно продлить не более чем на 15 рабочих дней).

В п.3 ст. 140 НК РФ сказано, что по итогам рассмотрения жалобы действия налогового органа могут быть следующими:

  1. Первоначальное решение будет оставлено без изменений. Жалоба удовлетворена не будет.
  2. Первоначальное решение частично или в полном объеме будет отменено.
  3. Будет принято новое решение. Первоначальное решение будет отменено.
  4. Налоговый орган признает действия или бездействие должностных лиц незаконными и вынесет решение по существу.

По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вам должно быть вручено лично в руки (или направлено другими способами) соответствующее решение, и на это дается срок – три рабочих дня со дня его принятия. Этот момент оговорен в п.6 ст. 6.1, п.6 ст. 140 НК РФ.

Решение вступает в силу в неотмененной и/или необжалованной части со дня, когда вышестоящий орган принял решение по апелляционной жалобе.

Примечание. В п.7 ст. 138 НК сказано, что до того момента, как будет принято решение по жалобе (апелляционной жалобе) вы имеете право отозвать ее в части или полностью. Вам понадобится направить в налоговый орган заявление в письменной форме, но в данном случае право на вторичное обращение с жалобой по тем же основаниям вы утрачиваете.

Как обжаловать в суде решения налогового органа

В п.2 ст. 138 НК РФ сказано, что вы имеете право обратиться в суд в перечисленных ниже ситуациях:

  1. Налоговым органом в установленные сроки не было принято решение по жалобе, которую вы подали. Этот момент зафиксирован в п.6 ст.140 НК РФ;
  2. На поданную вами жалобу в вышестоящий налоговый орган пришел отрицательный ответ;
  3. Вы приняли решение обжаловать акт налогового органа, который был принят по итогам рассмотрения вашей жалобы (апелляционной жалобы).

Административное исковое заявление на ваше усмотрение подается в районный суд по месту нахождения налогового органа, который принимал оспариваемое вами решение. К примеру, по месту, где находится имущество, в отношении которого вам с ошибками исчислили налог и так далее. Или заявление можно подать по месту вашего жительства. Эти моменты прописаны в п.2 ч.2 ст.1, ст. 19, ч.1 ст. 22, ч.1,5 ст. 218, ч.3 ст. 24 КАС РФ.

Для данной процедуры установлен срок – это три месяца (п.4 ст. 138, ст. 142 НК РФ; ч.1 ст.219 КАС РФ):

  • Со дня, когда истек срок принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), который установлен п.6 ст.140 НК РФ;
  • Со дня, когда вы получили информацию о том, что налоговый орган принял решение по вашей жалобе (апелляционной жалобе).

Если у вас есть уважительные причины, то срок, в течение которого вы имеете право обратиться в суд, может быть восстановлен в суде. Этот момент прописан в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36, ч.1 ст. 95, ч.5,7 ст. 219 КАС РФ.

Если вы обращаетесь в суд с административным исковым заявлением (жалобой), то вам понадобится уплатить госпошлину. Это сказано в с.103, ч.1 ст. 104 КАС РФ; пп.1 п.1 ст. 333.18 НК РФ.

Если вы выступаете с требованием признать решение налогового органа (ненормативный правовой акт) недействительным или хотите признать незаконными решения и действия (бездействие) налогового органа, то сумма госпошлины будет составлять 300 рублей. Это можно узнать в пп.7 п.1 ст.333.19 НК РФ.

Когда вы требуете взыскать с налогового органа сумму излишне уплаченного налога, то принято считать, что ваше административное исковое заявление носит имущественный характер. В данном случае размер государственной пошлины будет установлен в зависимости от цены иска. Если подаются заявления имущественного характера или заявления, которые содержат одновременно требования неимущественного и имущественного характера, то инвалиды I или II группы освобождаются от уплаты госпошлины в том случае, если цена иска не превышает отметку в 1 миллион рублей. Но если цена иска преодолела данную отметку, то государственная пошлина будет уплачена в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 миллион рублей. Об этих моментах гласят пп.1 п.1 ст. 333.19, пп. 2 п.2, п.3 ст. 333.36 НК РФ.

Предыдущая запись
Чем полезен законопроект о криптовалютах и что он регулирует

Как составить исковое заявление

На результат рассмотрения искового заявления судебными органами зависит в первую очередь от того, насколько точно оно будет отражать указанные сведения. Поэтому к составлению заявления нужно подойти основательно.

Разберем подробно какую информацию должно содержать исковое заявление:

  • Наименование арбитражного суда, куда организация подает иск;
  • Полное наименование организации, которая подает заявление. Здесь указываются все реквизиты юрлица, данные руководителя, адрес организации;
  • В тексте заявления указывается наименование ИФНС, а также номер и результат вынесенного им решения, для обжалования которого организация обратилась в суд. Кроме того необходимо указать наименование регионального управления ФНС, в которое организация обращалась с жалобой, а также номер и результат вынесенного им решения;
  • Организации следует выразить свое несогласие с решением налоговых органов, а также привести доказательства по этому поводу;
  • Перечень прикладываемых документов.

Подписывает заявление руководитель организации. К исковому заявлению также прикладываются документы, необходимые для рассмотрения жалобы. К таким документам относят следующие:

  • Платежное поручение на уплату госпошлины;
  • Уведомление о вручении копии искового заявления и приложенных к нему документов инспекции, на которую организация подает жалобу;
  • Копию свидетельства о государственной регистрации организации;
  • Выписка из ЕГРЮЛ, либо из ЕРГИП;
  • Копию решения налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности;
  • Копию жалобы в региональное УФНС;
  • Копию решения УФНС об отказе в удовлетворении жалобы;
  • Копии документов, подтверждающих основательность жалобы организации.

В заявлении организация вправе приводить ссылки на законодательные акты, в этом случае можно также приложить копии таких актов.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Как правильно составить и подать иск об отмене налогового уведомления-решения

Из этой статьи вы узнаете: в какой суд и в какие сроки надо обращаться при обжаловании налоговых уведомлений-решений, какие документы следует приложить к иску.

Что можно сделать на практике: если вам придется составлять административный иск, воспользуйтесь нашими рекомендациями и возьмите за основу приведенный образец искового заявления.

Порядок и сроки обжалования налоговых уведомлений-решений

Допустим, у вас прошла налоговая проверка, по ее результатам был составлен акт. И вы получили налоговое уведомление-решение о доначислении налогов и штрафов. Но вы не согласны с выводами проверяющих и считаете необходимым обжаловать это уведомление-решение в судебном порядке. Что и как делать в таком случае, расскажем ниже.

В какой суд надо обращаться?

Следует обратиться в окружной административный суд – либо по своему местонахождению, либо по местонахождению налогового органа, который принял налоговое уведомление-решение (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 17; п. 1 ч. 2 ст. 18; ч. 1, 2 ст. 19 Кодекса административного судопроизводства, далее – КАС). Если вы и ответчик находитесь в одном регионе, то вопрос о выборе суда не возникает. Но может быть и по-другому.

Например, налогоплательщик зарегистрирован по основному местонахождению в Бабушкинском районе г. Днепропетровска. Для ведения хозяйственной деятельности арендует землю коммунальной собственности, участок находится в Шевченковском районе г. Запорожья. После камеральной проверки декларации по плате за землю (арендной плате за земли государственной либо коммунальной собственности) ГНИ Шевченковского района г. Запорожья доначислила налогоплательщику сумму арендной платы за землю и применила штрафную санкцию. В этой ситуации налогоплательщик вправе выбрать, куда ему обратиться: в Днепропетровский окружной административный суд или в Запорожский окружной административный суд. Если он выберет родной город, то ответчик обязан будет приехать в Днепропетровск.

В какие сроки?

У вас в запасе три года. А точнее 1 095 дней с момента получения налогового уведомления решения, которое вы намерены обжаловать в суде. Если знать, что судебная процедура обычно затягивается, то не так и много. Причем указанный срок продлевается на период досудебного урегулирования спора. Это в том случае, если вы не сразу пойдете в суд, а начнете процедуру административного обжалования. Тогда плюс еще период с даты подачи жалобы в орган Государственной фискальной службы (далее – ГФС) и до момента получения решения о результатах ее рассмотрения.

К такому выводу пришел ВАСУ в письме от 10.02.11 г. № 203/11/13-11, системно проанализировав нормы ч. 4, 5 ст. 99 КАС и п. 56.18-56.19 Налогового кодекса (далее – НК). Эти нормы устанавливают разный срок для обращения с административным иском об отмене налогового уведомления-решения: месячный и 1 095-дневный. А раз законодатель допустил такую неоднозначность, то решение принимается в пользу налогоплательщика (ч. 3 ст. 99 КАС, п. 56.21 НК). Значит, суды должны применять более длительный срок (1 095 дней). Аналогичную позицию высказала ГНАУ в письме от 20.05.11 г. № 6082/5/10-1016.

Но, конечно, не стоит тянуть с обращением в суд. Ведь чем быстрее вы подадите административный иск об отмене налогового уведомления-решения, тем быстрее решится ваша проблема с уплатой доначисленных сумм.

Обратите внимание: если вы подадите иск с опозданием, то суд оставит его без рассмотрения (ч. 1 ст. 100 КАС).

Обязан ли налогоплательщик уплатить сумму, указанную в налоговом уведомлении-решении, которое он собирается обжаловать в суде?

Получили налоговое уведомление-решение либо отрицательное решение органа ГФС по результатам рассмотрения жалобы? В течение 10 дней после этого вы должны уплатить сумму, которая в нем указана. Не успели – денежное обязательство превратится в налоговый долг.

Однако налоговый долг вам не грозит, пока налоговое уведомление-решение находится в стадии судебного обжалования. В частности, если судом открыто производство по вашему иску, то до вступления в силу судебного решения начисленное налоговое обязательство остается несогласованным (п. 56.18 НК).

Если же вы успели подать судебный иск в течение 10 дней, то налоговый долг не возникнет. Но в этом случае стоит известить налоговый орган о том, что такой иск подан.

В то же время не стоит беспокоиться и торопиться с уплатой налогового долга, если иск подан по окончании 10-дневного срока, но в течение срока исковой давности (1 095 дней). Получив определение окружного административного суда об открытии производства по вашему иску, налоговый орган внесет информацию о нем в свои базы данных. И тогда ваш налоговый долг вновь приобретет статус несогласованного налогового обязательства. Но не стоит пускать этот вопрос на самотек. Как только вы сами получите определение суда об открытии производства по вашему иску, письменно известите об этом налоговый орган и представьте копию определения суда.

Содержание административного иска, прилагаемые документы

Административный иск об отмене налогового уведомления-решения подается в форме письменного искового заявления (ч. 1, п. 1 ч. 4 ст. 105 КАС). Это заявление может быть подано в окружной административный суд представителем налогоплательщика (предприятия или предпринимателя), предпринимателем лично либо направлено почтой (лучше заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении).

Какой законодательной нормой установлены требования к содержанию административного иска?

Требования к административному иску (далее – иск) установлены ч. 1 ст. 106 КАС. Обратим ваше внимание на некоторые важные моменты:

  • в самом иске необходимо указать сведения об истце из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – ЕГР): для предприятия – полное наименование и местонахождение, для предпринимателя – Ф. И. О. и место проживания, а также надо приложить к иску выписку из ЕГР с данными об истце;
  • советуем указать в иске номер телефона истца. Тогда истец может быть извещен о назначении судебного заседания в телефонном режиме, что ускорит рассмотрение дела;
  • нет необходимости получать и прилагать к иску извлечение из ЕГР в отношении налогового органа – ответчика. Достаточно указать в исковом заявлении адрес и полное название налогового органа, а также номер телефона их приемной. Также можно не тратить время на выяснение адреса электронной почты налогового органа. В исковом заявлении можно просто написать, что адрес электронной почты ответчика неизвестен;
  • надо привести аргументы, которыми истец подкрепляет свои требования об отмене налогового уведомления-решения. Недостаточно просто назвать неправомерными или ошибочными выводы налогового органа. Необходимо указать, в соответствии с какими требованиями законодательства действовал истец, осуществляя хозяйственные операции, к которым у проверяющих возникли претензии. Какими документами подтверждается правомерность его действий. Какими документами подтверждаются доводы, приведенные в исковом заявлении. И какие документы не были учтены налоговым органом при проверке (иными словами, что помешало проверяющим сделать правильные выводы);
  • к иску необходимо приложить копию акта проверки в полном объеме. В административном деле об отмене налогового уведомления-решения акт проверки является основным документом. Ведь на основании акта и принято обжалуемое налоговое уведомление-решение. Суд рассматривает правомерность выводов, изложенных в акте;
  • также к иску следует приложить решения органов ГФС, принятые по результатам административного обжалования (окончательное решение обязательно). Конечно, если истец прибегал к процедуре досудебного урегулирования спора. Зачем это нужно? Во-первых, это докажет суду, что истец не пропустил срок, установленный для обращения с административным иском. Во-вторых, эти решения могут доказать, что в рамках процедуры административного обжалования истец подавал дополнительные документы, по каким-либо причинам не представленные им при проверке.

Какие еще документы прилагаются к иску?

К иску следует также приложить (ч. 2, 3 ст. 106 КАС):

  • для суда – копии документов, подтверждающих доводы, изложенные в иске. Копии должны быть заверены подписью должностного лица предприятия и печатью предприятия либо подписью и печатью предпринимателя (печатью – при наличии). Оригиналы приложенных к иску документов должны оставаться у истца;
  • для ответчика – копии иска и всех приложенных к иску документов;
  • оригинал документа, подтверждающего уплату судебного сбора (квитанция банка или отделения связи, которые приняли платеж, или платежное поручение, подписанное уполномоченным лицом банка и скрепленное печатью банка с указанием даты исполнения). При заполнении квитанции на уплату или платежного поручения в графе «код» плательщик судебного сбора указывает код ЕГРПОУ (для предприятия) или идентификационный код (для предпринимателя). Назначение платежа в соответствующей графе можно сформулировать так: «Судебный сбор по иску ООО «Эльза», Днепропетровский окружной административный суд (название суда, где рассматривается дело), код ЕГРПОУ 34824364 (код суда, где рассматривается дело)». Реквизиты для уплаты судебного сбора можно найти на официальном веб-портале судебной власти Украины (www.court.gov.ua), на веб-странице или информационном стенде (доске) окружного административного суда, в который будет подано заявление (письмо Государственной судебной администрации от 10.11.11 г. № 12-6621).

В каком размере придется уплатить судебный сбор при подаче иска?

Поскольку спор об отмене налогового уведомления-решения считается имущественным (письмо ВАСУ от 18.01.12 г. № 165/11/13-12), то размер судебного сбора при обращении в суд с административным иском будет составлять 2 % денежного обязательства, указанного в обжалуемом налоговом уведомлении-решении, но не менее 1,5 размеров минимальной заработной платы (далее – МЗП) и не более 4 МЗП (от 1 827 до 4 872 грн.). Но истец при подаче иска обязан уплатить только 10 % суммы сбора. Остальная сумма подлежит уплате после принятия судом решения: ее уплачивает истец или бюджет – в зависимости от того, в какой части удовлетворены исковые требования (ч.1, пп.1 п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 4 Закона от 08.07.11 г. № 3674-VI).

Кто подписывает иск?

Иск должен быть подписан руководителем предприятия или предпринимателем либо уполномоченным представителем истца с указанием даты подписания иска.

Чем подтверждаются полномочия представителя истца?

Если иск подписан уполномоченным представителем истца, то в самом иске указываются фамилия, имя, отчество и адрес представителя, а также при наличии номер телефона, номер и адрес электронной почты. К иску прилагается доверенность, подтверждающая полномочия представителя (ч. 4, 5 ст. 106 КАС). Доверенность представителя предприятия выдается за подписью руководителя предприятия и заверяется печатью предприятия. Доверенность от имени истца-предпринимателя должна быть заверена нотариально.

Для наглядности и удобства читателей приведем образец административного иска.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/1928-0

ОБРАЗЕЦ

Херсонський окружний адміністративний суд
73027, м. Херсон, вул. Робоча, 66

Позивач: Товариство з обмеженою відповідальністю «Фарадей»
49000, м. Скадовськ, вул. Леніна, 97, тел. 333-33
електронна пошта відсутня

Відповідач: Скадовська об’єднана державна податкова інспекція
головного управління Міндоходів у Херсонській обл.
75700, Херсонська область, м. Скадовськ
вул. Гагаріна, 62, тел. 2-28-61
адреса електронної пошти невідома

Адміністративний позов

Товариство з обмеженою відповідальністю «Фарадей» (далі – ТОВ «Фарадей») зареєстроване виконавчим комітетом Херсонської міської ради 14.05.08 р. та включене до Єдиного державного реєстру юридичних осіб та фізичних осіб – підприємців (далі – ЄДР) за кодом 56756765.

Скадовською об’єднаною державною податковою інспекцією головного управління Міндоходів у Херсонській області (далі – Скадовська ОДПІ) проведено планову виїзну перевірку ТОВ «Фарадей» з питань дотримання вимог податкового, валютного та іншого законодавства за період з 01.04.12 р. по 31.03.14 р., за результатами якої складено акт від 14.07.14 р. № 4413/22-4/56756765 (далі – Акт). На підставі Акта Скадовською ОДПІ було прийнято податкове повідомлення-рішення від 24.07.14 р. № 0105913301, яким для ТОВ «Фарадей» визначено грошове зобов’язання з ПДВ у сумі 394 291,15 грн. (з них 315 432,92 грн. – заниження податку на додану вартість + 78 858,23 грн. штрафної санкції).

ТОВ «Фарадей» оскаржило в адміністративному порядку вищевказане податкове повідомлення-рішення, але рішеннями Головного управління ДФС у Херсонській області від 21.08.14 р. № 107/10/04-36-10 та ДФС від 24.09.14 р. № 213/10/04-36-10 податкове повідомлення-рішення від 24.07.14 р. № 0105913301 залишено без змін.

ТОВ «Фарадей» уважає необґрунтованим висновок Скадовської ОДПІ щодо:

  • нікчемності правочину, укладеного ТОВ «Фарадей» з постачальником – ТОВ «Суліко», як такого, що порушує публічний порядок та не спрямований на настання реальних наслідків, ним обумовлених (ч. 5 ст. 203, ст. 215, 228 Цивільного кодексу, далі – ЦК), через неможливість отримати товар від ТОВ «Суліко», оскільки у ТОВ «Суліко» немає трудових ресурсів, власних основних засобів, складських приміщень, транспортного та торговельного обладнання для здійснення господарської діяльності;

  • порушення ТОВ «Фарадей» п. 198.2, 198.3, 198.6, 200.1, 201.4, 201.7, 201.10 Податкового кодексу (далі – ПК) та завищення суми податкового кредиту з ПДВ на загальну суму 315 432,92 грн. внаслідок оподаткування вказаного правочину.

Між ТОВ «Фарадей» та ТОВ «Суліко» був укладений договір купівлі-продажу від 12.12.12 р. № 13/12-КП. Під час його укладання сторони досягли згоди щодо всіх істотних умов, передбачених ст. 655, 638 ЦК. Укладання вказаного договору було спрямоване на реальне настання наслідків, ними передбачених: переходу права власності на матеріали від ТОВ «Суліко» до ТОВ «Фарадей». Реальність укладання та виконання зазначеного договору, отримання, транспортування та сплату придбаних за цім договором матеріалів підтверджується первинними документами, які безпідставно не були враховані Скадовською ОДПІ під час проведення перевірки, зокрема:

  • видатковими та податковими накладними від 19.12.12 р. № 543-В та від 19.12.12 р. № 543, які відповідають вимогам п. 201.1 ПК, ст. 9 Закону від 16.07.99 р. № 996-XIV та п. 2.4 Положення про документальне забезпечення записів у бухгалтерському обліку, затвердженого наказом Мінфіну від 24.05.95 р. № 88;

  • платіжним дорученнями від 15.01.13 р. № 3.

Таким чином, висновок Скадовської ОДПІ щодо порушення ТОВ «Фарадей» норм ч. 5 ст. 203, ч. 1, 2 ст. 215, ст. 216 ЦК; п. 198.2, 198.3, 198.6, 200.1, 201.4, 201.7, 201.10 ПК та заниження ПДВ на загальну суму 315 432,92 грн. за період з 01.04.11 р. по 31.03.13 р. та застосування до ТОВ «Фарадей» штрафних санкцій згідно з п. 123.1 ПК є безпідставними, а прийняття Скадовською ОДПІ податкового повідомлення-рішення від 24.07.14 р. № 0105913301 – протиправним.

Відповідно до ч. 2 ст. 71 КАС в адміністративних справах про протиправність рішень, дій чи бездіяльності суб’єкта владних повноважень обов’язок щодо доказування правомірності свого рішення, дії чи бездіяльності покладається на відповідача, якщо він заперечує проти адміністративного позову.

Зважаючи на вищенаведене та керуючись ст. 3, 94, 104-107 КАС, ПРОШУ:

Визнати протиправним та скасувати податкове повідомлення-рішення Скадовської об’єднаної державної податкової інспекції головного управління Міндоходів у Херсонській області від 24.07.14 р. № 0105913301, яким товариству з обмеженою відповідальністю «Фарадей» визначено грошове зобов’язання з податку на додану вартість з урахуванням штрафної санкції в сумі 394 291,15 грн.

Додатки:

  • копія виписки з ЕДР щодо ТОВ «Фарадей» на 1 арк.;

  • копія акта від 14.07.14 р. № 4413/22-4/56756765 на 37 арк.;

  • копія податкового повідомлення-рішення від 24.07.14 р. № 0105913301 на 1 арк.;

  • копія рішення від 21.08.14 р. № 107/10/04-36-10 на 3 арк.;

  • копія рішення від 24.09.14 р. № 213/10/04-36 на 3 арк.;

  • копія договору купівлі-продажу від 12.12.12 р. № 13/12-КП на 2 арк.;

  • копії видаткових та податкових накладних від 19.12.12 р. № 543-В та № 543 на 2 арк.;

  • копія платіжного доручення від 15.01.13 р. № 3 на 1 арк.;

  • оригінал платіжного доручення про сплату судового збору від 26.09.14 р. № 32 на 1 арк.;

  • копії цього позову та доданих до нього документів для відповідача.

Директор ТОВ «Фарадей» (підпис) П. Л. Ніколенко

Підписано 26.09.14 р. М. П.