Оплата за третье лицо

Об уплате налога за налогоплательщика и новом порядке расчета пени

НК РФ допускает уплату налога за налогоплательщика иным лицом. Некоторым спорным вопросам, связанным с исполнением обязанностей налогоплательщика по уплате налога другими лицами, а также изменениям в расчете пеней посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Может ли организация в добровольном порядке уплатить налог за другую организацию?

С 30 ноября 2016 года исполнение третьим лицом или лицами обязанности налогоплательщика по уплате налога прямо разрешено НК РФ (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Сумма налога может быть уплачена за налогоплательщика иным лицом как в полном объеме, так и частично, как в установленный срок, так и досрочно или в погашение задолженности, в том числе за периоды до 30 ноября 2016 года.

До указанной даты действовал запрет исполнения налоговых обязанностей третьими лицами (за исключением прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаев). Более того, Конституционный суд указывал, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет (определение от 22.01.2004 № 41-О).

Возможно ли уплатить за другую организацию страховые взносы?

С 1 января 2017 г. третьи лица вправе перечислять за других плательщиков страховые взносы.

Итак, в настоящее время на основании пунктов 1, 8, 9 статьи 45 НК РФ уплата налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов возможна любым третьим лицом: одной организацией за другую, одним физическим лицом за другого, организацией за физическое лицо, физическим лицом за организацию.

С учетом мнения ФНС, перечисление денежных средств в уплату налога целесообразно осуществлять в безналичном порядке (письмо от 25.01.2018 № ЗН-3-22/478@).

Отметим, что уплата третьим лицом за обязанное лицо неналоговых платежей законодательством не предусмотрена (письма Минфина от 21.05.2018 № 23-01-06/34205, от 15.10.2018 № 23-01-06/73878).

Распространяются ли правила уплаты на налогового агента?

Распространяются, но с оговорками (пункт 8 статьи 45 НК РФ). Во-первых, в пункте 9 статьи 226 НК РФ сохранен запрет на уплату налоговыми агентами- организациями и индивидуальными предпринимателями НДФЛ за физическое лицо.

Во-вторых, при уплате налога за налогового агента имеются в виду суммы, удержанные налоговым агентом при выплате дохода в пользу российских лиц.

При этом судебная практика допускает взыскание с налогового агента налога, неудержанного при выплате доходов иностранным лицам (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Учитывая изложенное, в таких случаях и уплата налога третьим лицом за налогового агента возможна, даже если налог налоговым агентом удержан не был.

Может быть уплачена за налогоплательщика сумма налога по конкретной операции?

Применительно к статье 45 НК РФ речь идет о сумме налога, подлежащей уплате в бюджет. Согласно статье 52 НК РФ данная сумма за налоговый период исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот. В указанном значении «сумма налога» не равнозначна «сумме налога», исчисленной по конкретной операции и предъявляемой покупателю.

Видимо по этой причине, в письме Минфина от 09.06.2017 № 03-02-07/1/37101 сказано, что НК РФ не предусматривает уплату НДС покупателем за продавца при приобретении у него товаров (работ, услуг).

Аналогичный вывод следует из письма ФНС от 17.04.2018 № СД-4-3/7280@.

Как оформить оплату налога за налогоплательщика третьим лицом?

Для целей признания обязанности по уплате налога исполненной не требуется представления в налоговые органы дополнительных документов. Например, соглашения о взаимозачете, доверенностей и т.п.
Уплату налога подтверждают распоряжения о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Как заполняется распоряжение на уплату налогов при уплате их за налогоплательщика третьим лицом?

Нужно использовать Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н ( в редакции от 05.04.2017 № 58н).

Вправе ли третье лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, потребовать его возврата из бюджета?

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денежных средств с банковского счета на счет Федерального казначейства (подпункт 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ).

Иное лицо не является обязанным по уплате налога перед бюджетом. Во избежание рисков бюджетных потерь пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что третье лицо, уплатившие налог за налогоплательщика, не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного за налогоплательщика налога. Поэтому в возврате третьему лицу налога будет отказано.

Вместе с тем, соответствующие права принадлежат налогоплательщику, то есть им может быть подано заявление о зачете- возврате сумм налога. В том числе в отношении сумм налога, уплаченных за него третьим лицом. Например, при одновременной уплате налога налогоплательщиком и третьим лицом, при уплате налога за налогоплательщика несколькими лицами, при основаниях для возврата госпошлины (письмо Минфина от 10.07.2018 № 03-05-06-03/47751).

Может ли третье лицо заявить о проведении зачета излишне уплаченной им суммы в счет исполнения обязанности по уплате налога третьего лица?

Минфин считает, что нет (письмо от 06.03.2017 № 03-02-08/12572). Но по смыслу статьи 45 НК РФ проведение зачета является способом исполнения обязанности по уплате налога наряду с собственно уплатой налога посредством предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему.

Отсутствие в статье 78 НК РФ положений, корреспондирующих положениям в статье 45 НК РФ, не означает запрет на проведение зачета излишне уплаченной налогоплательщиком суммы по его заявлению в счет погашения налоговой задолженности третьего лица.

Допустима ли уплата налога за иное лицо в период действия решения о приостановлении операций по счету?

Минфин полагает, что на подобный платеж будет распространяться режим приостановления операций по счету (письмо от 16.04.2018 № 03-02-08/26061).

Однако, согласно пункту 1 статьи 76 НК РФ, приостановление операций по счетам не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов. Указания на то, что такие операции должны относиться только к уплате налога налогоплательщиком за самого себя, в НК РФ не содержится.

Как учитываются расходы налогоплательщика при уплате за него налогов третьим лицом?

Для налогоплательщиков налога на прибыль суммы налогов, сборов, страховых взносов, начисленные в установленном НК РФ порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

При методе начисления данные расходы учитываются на дату начисления (подпункт 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ). Нужно иметь ввиду, что одна и та же сумма не может быть учтена в расходах повторно (пункт 5 статьи 252 НК РФ). Поэтому при учете в составе расходов сумм начисленного налога последующее возмещение расходов третьего лица по уплате налога не уменьшает доходы налогоплательщика.

Также не следует забывать, что при общем режиме налогообложения не учитываются в расходах собственно налог на прибыль организаций, суммы налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав (если иное не предусмотрено НК РФ), суммы торгового сбора.

Так, если налогоплательщиком сумма НДС, которая должна быть предъявлена покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплачивается за счет собственных средств, то такая сумма НДС в целях налогообложения прибыли не учитывается (письмо Минфина от 31.10.2018 № 03-07-11/78170).

Налогоплательщик, использующий кассовый метод, может учесть сумму налогов в составе расходов по подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, когда он уплатил их за себя самостоятельно. При возмещении расходов лицу, уплатившему за него налог, − учесть их по основанию, в соответствии с которым производится возмещение.

Есть ли особенности учета расходов налогоплательщиками специальных налоговых режимов?

Налогоплательщиками ЕСХН и УСН применяется кассовый метод признания расходов. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности.

Данные затраты учитываются в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность либо задолженность перед иным лицом, возникшую вследствие уплаты этим лицом за налогоплательщика сумм налогов, сборов и страховых взносов. Причем, если для плательщиков ЕСХН данные расходы разнесены на отдельные виды (подпункты 23 и 23.1 пункта 1 статьи 346.5 НК РФ), то для плательщиков УСН – нет (подпункт 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ).

Учитывается ли в расходах третьего лица оплата налога за налогоплательщика?

Учитывается при наличии встречного представления со стороны налогоплательщика, когда имеет место возмездный характер взаимоотношений между ними. В этом случае расходы учитываются иным лицом не как оплата налога, а по соответствующим основаниям главы 25 НК РФ, или отражаются как задолженность по долговому обязательству.

Если уплата третьим лицом налога не предполагает возмещения от налогоплательщика, то такие расходы при определении налоговой базы у третьего лица не учитываются на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ как безвозмездно переданное имущество (письмо Минфина от 28.06.2017 № 03-03-06/1/40668).

Но напомню, что для признания обязанности по уплате налога исполненной, гражданско- правовые основания перечисления за налогоплательщика налога значения не имеют (письмо ФНС от 26.09.2017 № ЗН-3-22/6394@).

Налог за налогоплательщика — организацию оплатила другая организация при отсутствии обязательств налогоплательщика по возмещению подобных расходов. Возникает ли у организации внереализационный доход?

Ситуация спорная. Практика применения норм, связанных с уплатой налога, сбора, страховых взносов за плательщика третьими лицами, еще не сформирована.

С одной стороны, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, признаются внереализационными доходами (пункт 8 статьи 250 НК РФ). Если сохранение денежных средств признавать равнозначным их получению, датой возникновения дохода следует считать дату оплаты налога за плательщика третьим лицом.

Возможно толкование, согласно которому при оплате за организацию налога, передачи имущества (работ, услуг), имущественных прав не происходит, следовательно, положения пункта 8 статьи 250 НК РФ применению не подлежат.

Кроме того, для определения налоговых последствий при уплате налогов иным лицом следует учитывать перечень доходов, освобождаемых от налогообложения налогом на прибыль организаций, содержащийся в статье 251 НК РФ.

Новое прочтение может получить норма подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ об отсутствии у организации дохода при уменьшении ее кредиторской задолженности по уплате взносов иным образом в соответствии с законодательством РФ. В письме Минфина России от 25.11.2014 № 03-03-10/59910 была отражена точка зрения, согласно которой уменьшение сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов может быть результатом погашения такой задолженности путем перечисления денежных средств за должника.

Уменьшение кредиторской задолженности организации по уплате налогов иным образом в рассматриваемом случае производится в соответствии с законодательством РФ: посредством ее погашения в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 45 НК РФ иным лицом.

При следовании данной позиции, у организации не возникает дохода, облагаемого налогом на прибыль. Вместе с тем, если расходы на уплату налогов были ранее признаны, то их придется восстановить (пункт 33 статьи 270 НК РФ).

Предположим, работодатель хочет оплатить задолженность по имущественным налогам за своего работника…

Не важно, является ли физическое лицо работником или нет, организация вправе уплатить за него налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог.

Уплата организацией налога за физическое лицо будет признаваться исполнением обязанности по уплате налога соответствующего физического лица (подпункт 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ).

Такая оплата будет признаваться доходом, облагаемым НДФЛ?

Для целей налогообложения НДФЛ не признаются доходами суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, уплаченных в соответствии с НК РФ за налогоплательщика иным физическим лицом (пункт 5 статьи 208 НК РФ).

Наличие у физического лица — налогоплательщика или у физического лица, осуществляющего уплату налога за налогоплательщика, статуса индивидуального предпринимателя в данном случае значения не имеет.

Упоминание об организациях в пункте 5 статьи 208 НК РФ отсутствует. Однако это не должно само по себе являться основанием для признания доходом физического лица сумм налогов, уплаченных за него организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой согласно статье 212 НК РФ.

Доходом физического лица признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая при возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Она определяется в соответствии с главой 23 НК РФ (пункт 1 статьи 41 НК РФ).

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (подпункт 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ).

Оплату организацией налогов за физическое лицо нельзя отнести ни к доходам, полученным физическим лицом в натуральной форме (поскольку оплата налога не является оплатой товаров (работ, услуг, имущественных прав), ни к доходам в виде материальной выгоды.

Но ведь при оплате налога за физлицо его обязанность признается исполненной?

В постановлениях Конституционного Суда сказано, что в обязанности налогоплательщиков платить налоги воплощен публичный интерес всех членов общества (постановления от 17.12.1996 № 20-П, от 12.10.1998 № 24-П, от 14.07.2005 № 9-П). Иными словами, уплата налога в интересах конкретного физического лица не производится.
При этом налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы (налога) подлежит взносу в казну.

Представляется, что сделанные Конституционным судом выводы применимы как к ситуации самостоятельного исполнения обязанности по уплате налога, так и к ситуации уплаты за налогоплательщика налога иным лицом. Таким образом, при перечислении за физическое лицо денежных средств в счет уплаты им налога, у физического лица не возникает право распоряжения данными средствами.

Учитывая изложенное, поскольку доход, подлежащий налогообложению НДФЛ, у такого физического лица отсутствует, организация при уплате за физическое лицо налога не должна признаваться налоговым агентом.

Доход может возникнуть в случае возврата физическому лицу по его заявлению из бюджетной системы по тем или иным причинам сумм налога, уплаченных за него организацией.

Уплата налога за налогоплательщика другим лицом может вызывать интерес, в том числе и по причине роста ставки пени?

В отношении недоимки, образовавшейся по состоянию на 1 октября 2017 года, пени начисляются исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования (ключевой ставки) Центрального банка.
С 1 октября 2017 года применяется новая редакция пункта 4 статьи 75 НК РФ о размере пени.

За просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) ставка пени не меняется. Но за просрочку исполнения организацией обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней ставка возрастает до одной стопятидесятой ключевой ставки, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Тем самым, с 1 ноября 2017 года для организаций- налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов в отношении задолженности, образовавшейся после 1 октября 2017 года, пени начисляются по ставке, увеличенной в два раза.

В отношении какой задолженности применяется повышенная ставка пени?

Повышенная ставка пени может касаться организаций, не уплативших сумму налога, дата уплаты которого наступила с 01.10.2017 (письмо Минфина от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936). Обратим внимание, что 1 октября 2017 года являлся нерабочим днем, поэтому следует считать дату со 2 октября 2017 года.

Имеется в виду не момент обнаружения налоговым органом недоимки, а ее возникновения. Следует обращать внимание на корректность расчета пеней налоговым органом в отношении недоимки при проверках за периоды до 01.10.2017 и последующие периоды (решение ФНС от 05.10.2018 № СА-4-9/19520).

Применительно к размеру ключевой ставки в 7,5% годовых несвоевременная уплата означает пользование денежными средствами по ставке 18,25% годовых. Причем пени в расходах не учитываются (пункт 2 статьи 270 НК РФ).

Начисляются ли пени за день погашения недоимки?

Пени начисляются со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты налога. В пунктах 57, 61 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 указывалось, что пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

Но, по мнению Минфина, пени не начисляются за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует (письмо от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). В этой связи, в день исполнения обязанности по уплате налога пени начисляться не должны. Налоговые органы следовали позиции Минфина (письмо ФНС от 06.12.2017 № ЗН-3-22/7995@).

Это позволяло без ущерба для налогоплательщика фактически переносить уплату налога на один день.

Что изменилось в вопросе начисления пени?

Федеральным законом от 27.11.2018 № 424-ФЗ уточнен порядок начисления пени, предусмотренный пунктом 3 статьи 75 НК РФ. Согласно поправкам, пеня начисляется по день исполнения обязанности по уплате налога включительно.

При этом введено максимальное ограничение на сумму пеней: она не может превышать размер недоимки. Расчеты показывают, что при действующих в настоящее время условиях, превышение суммы недоимки возможно по прошествии более 5 лет начисления пени.

Новые положения о порядке начисления пени будут применяться в отношении недоимки по налогу, срок уплаты которой наступил с 28 декабря 2018 года.

В отношении недоимки, возникшей до указанной даты, пени по-прежнему не должны начисляться за день исполнения обязанности по уплате налога. С другой стороны, к сумме такой пени ограничения по предельному размеру не применяются.

Заполняем платежное поручение на уплату чужих налогов

Снегирев А. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Новшеством в исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ является возможность ее реализации другим лицом (вместо налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов, страховых взносов) (п. 1, 8, 9 ст. 45 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Выясним, каким образом в этом случае должно быть заполнено платежное поручение, дабы не возникло сомнений, кто и за кого произвел уплату налога (иного платежа).

Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ утверждены Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. С учетом изменений, внесенных в ст. 45 НК РФ, согласно которым налогоплательщикам разрешена уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ через иных лиц, указанный документ скорректирован Приказом Минфина РФ от 05.04.2017 № 58н, действующим с 25.04.2017. О том, какие конкретно изменения готовятся, ФНС упредила в Письме от 17.03.2017 № ЗН-3-1/1850@.

Обратите внимание: Налоговым кодексом не предусмотрены ограничения по возможности уплаты налогов за налогоплательщиков как физическими, так и юридическими лицами (письма Минфина РФ от 07.04.2017 № 03-02-08/20918, от 03.04.2017 № 03-02-07/2/6675).

При составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату чужих налогов следует обратить внимание на порядок заполнения следующих полей:

  • «ИНН» плательщика;

  • «КПП» плательщика;

  • «Плательщик»;

  • «Назначение платежа»;

  • «101» – «Статус плательщика».

Остановимся более подробно на заполнении каждого из перечисленных полей в платежном поручении (форма этого документа приведена в приложении 2 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П).

Назначение платежа

В реквизите «Назначение платежа» (номер 24) отражается дополнительно (пп. 5 п. 13 Правил 1):

  • ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж (только ИНН для ИП, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав КФХ, физических лиц). Данная информация отражается первой в комментируемом поле. При этом для разделения информации об ИНН и КПП используется знак «//». Такой же знак используется для отделения информации о плательщике от иной информации, указываемой в реквизите под номером 24;

  • наименование налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов и иных платежей, чья обязанность исполняется. Заполняется в таком же порядке, как и поле «Плательщик» (номер 8). Единственное, если налогоплательщиком является физическое лицо, помимо фамилии, имени, отчества (при его наличии), нужно также указать его адрес регистрации по месту жительства или пребывания (при отсутствии места жительства). Для выделения данной информации от иной информации, указываемой в реквизите «Назначение платежа», используется знак «//».

Статус плательщика

В реквизите «101» платежного документа на перевод денежных средств в бюджет иным лицом необходимо отразить показатель статуса плательщика, чья обязанность исполняется. При этом вопрос о том, каким же должен быть статус плательщика страховых взносов, благодаря Приказу Минфина РФ № 58н, решен окончательно. Приведем те показатели поля 101, которые могут пригодиться предприятиям (ИП), работающим в сфере общественного питания (Правила 5).

Значение показателя поля «101»

Статус плательщика

Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) – юридическое лицо

Налоговый агент

Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо

Плательщик – юридическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ, осуществляющие перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ (за исключением налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами)

Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) – индивидуальный предприниматель

Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель

Организации и их филиалы, составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему РФ на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке

Примеры заполнения платежных поручений

Чтобы закрепить изложенное, приведем примеры заполнения платежного поручения на уплату чужих налогов (страховых взносов).

Пример 1.

ООО «Кафе «Пуговка» (ИНН 5253855520, КПП 525301001) и ИП Березкин Сергей Михайлович (ИНН 525685875257) договорились, что предприниматель в апреле 2017 года в счет погашения задолженности перед обществом перечислит за него в бюджет авансовый платеж за I квартал 2017 года по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением ­УСНО (объект налогообложения «доходы»), в размере 85 000 руб. У предпринимателя открыт расчетный счет № 40702810861080000956 в Волго-Вятском банке ПАО Сбербанк (ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области).

Пример 2.

Изменим условия примера 1. Общество и предприниматель договорились, что первое перечислит в мае 2017 года за ИП в бюджет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по работникам за апрель 2017 года в размере 27 600 руб. У общества открыт расчетный счет № 40702810751080000372 в том же банке, что и у ИП.

* * *

Если организация хочет уплатить чужие налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи в бюджетную систему РФ, именно она выступает в роли плательщика, поэтому в платежном поручении в поле «Плательщик» (номер 8) указывается ее полное или сокращенное наименование. Если в качестве плательщика выступает индивидуальный предприниматель, в названном поле отражаются его фамилия, имя, отчество (при наличии), а в скобках «ИП». При этом в реквизитах «ИНН», «КПП» плательщика и «Статус плательщика» (номера 60, 102 и 101 соответственно) фиксируются данные лица, чья обязанность исполняется. Особое внимание следует уделить порядку заполнения поля «Назначение платежа». Здесь в первую очередь отражаются ИНН и КПП иного лица (того, кто исполняет чужую обязанность), затем – наименование плательщика, чья обязанность исполняется.

Уплата налогов третьими лицами

— Сергей Александрович, как заполнить платежку, чтобы налог, уплаченный третьим лицом, был правильно учтен, ФНС разъяснила. Но в начале года банки еще не пропускали платежки, заполненные с учетом этих рекомендаций. В результате налог ООО «Ромашка», перечисленный, скажем, ИП Ивановым, не попадал в карточку расчетов с бюджетом организации. Поясните, пожалуйста, кому — ООО «Ромашка» или ИП — нужно обращаться в налоговую с просьбой уточнить платеж?

— Рекомендации по заполнению платежных поручений, которые приведены в Письме ФНС от 17.03.2017 № ЗН-3-1/1850@, обязательны для налоговых органов. Хочу заметить, они соответствуют тем изменениям, которые в апреле 2017 г. Минфин внес в правила заполнения реквизитов платежек на перечисление платежей в бюджет.

Поэтому, если налог третье лицо перечислило, а ввиду недоработки банковского программного обеспечения платеж не учтен в карточке расчетов с бюджетом, целесообразно уточнить платеж. Конечно, если третье лицо не допустило в платежке ошибок в номере счета Федерального казначейства или в наименовании банка получателя, из-за которых налог не считается перечисленным в бюджет.

В рассмотренном случае обращаться в налоговую для уточнения платежа должно ООО «Ромашка». Ведь с заявлением об уточнении платежа, попавшего в бюджет, всегда должно обращаться то лицо, в интересах которого (за кого) был перечислен налог (сбор, взносы).

— То есть неважно, что платежка была составлена не по форме? ИП Иванов ведь не смог указать в полях «ИНН» и «КПП» данные ООО «Ромашка». И лишь в поле «Назначение платежа» написал, что налог уплачен за эту организацию.

— Да, это не имеет значения, если платеж попал в бюджет.

— Сергей Александрович, рассмотрим еще одну ситуацию, чтобы окончательно снять все вопросы читателей. Счет организации заблокирован. Налог от своего имени платит директор по квитанции наличными через банк. Уплата в карточку расчетов с бюджетом организации не попадает. Реквизиты квитанции также можно уточнить? И делать это нужно организации, а не директору?

— Верно. Заявление об уточнении платежа подает налогоплательщик. И ситуация, когда налогоплательщик — это организация, а налог за нее заплатило физическое лицо наличными (в нашем случае — директор), не исключение. К заявлению организации нужно будет приложить копию квитанции на уплату налога директором.

— Поправки в НК РФ, дающие возможность платить налоги за третьих лиц, вступили в силу с 30.11.2016. Если у налогоплательщика есть налоговая задолженность, которая возникла до этой даты, может ли ее погасить третье лицо?

— Да, это возможно. Новые нормы ст. 45 НК РФ действуют на все платежи, сделанные после вступления этих норм в силу. И уплатить налог третье лицо может за любой налоговый период, даже за прошлый.

Более того, новые нормы, как разъяснил Минфин в Письме от 28.02.2017 № 03-02-08/11089, имеют обратную силу, придавая легитимность прошлым платежам за третьих лиц. Ведь возможность уплаты налога не самим налогоплательщиком, а иным лицом дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков. А законы, которые устанавливают дополнительные гарантии, имеют обратную силу. Если директор перечислил налог за организацию, скажем, 03.11.2016, то ее обязанность по уплате налога (с учетом обратной силы поправок) будет считаться исполненной в этот же день.

— Третье лицо может ошибочно перечислить чужой налог в большей сумме. Однако права требовать возврата денег, перечисленных в бюджет за налогоплательщика, у третьего лица нет. А может ли сам налогоплательщик подать заявление о возврате суммы, переплаченной третьим лицом? И можно ли в заявлении на возврат указать банковские реквизиты фактического плательщика налога?

— У налогоплательщика есть право вернуть излишне уплаченный налог. Никакие ограничения в части возврата сумм, перечисленных за налогоплательщика третьим лицом, не установлены. Но указать в заявлении на возврат излишне уплаченного налога реквизиты постороннего лица налогоплательщик не вправе.

— Правила ст. 45 НК РФ, которая позволяет платить чужие налоги, распространяются, в частности, и на налоговых агентов. Означает ли это, что третье лицо может, например, заплатить НДС, удержанный налоговым агентом при приобретении работ (услуг) у иностранного контрагента?

— По моему мнению, третье лицо может уплатить агентский НДС на условиях новых норм ст. 45 НК РФ.

— Но ведь банк не вправе принимать от НДС-агента поручение на перевод денег иностранному контрагенту, если налоговый агент не представил также поручение на уплату агентского НДС. Как быть, если агентский НДС заплатило третье лицо? Правильно ли мы понимаем, что можно будет представить в банк копию платежки, по которой был уплачен налог за агента?

— Думаю, что копия платежки об уплате агентского НДС третьим лицом должна банками приниматься.

— Сергей Александрович, у наших читателей есть несколько вопросов и по другому агентскому налогу — НДФЛ. Первый вопрос связан с запретом на уплату НДФЛ за счет средств агента. После поправок ничего не изменилось: организация не вправе за свой счет заплатить НДФЛ за гражданина, по отношению к которому выступает налоговым агентом?

— Да, уплата НДФЛ за счет налогового агента по-прежнему не допускается. Как пояснил Минфин, эта норма — исключение из общего правила, установленного ст. 45 НК РФ.

— А если ситуация будет такая: на выплату зарплаты работникам у организации деньги есть, но на уплату НДФЛ не хватает. Может ли, скажем, некая дружественная компания перечислить в бюджет НДФЛ за фирму-работодателя?

— По моему мнению, это невозможно. Третье лицо не может перечислить в бюджет за агента исчисленный и удержанный им НДФЛ. Причина опять же в запрете на уплату НДФЛ за счет средств агента.

— Главу 23 НК РФ дополнили нормой о том, что если одно физлицо заплатит налоги, взносы, пени и штрафы за другое физлицо, то у последнего не возникает доход, облагаемый НДФЛ. Предприниматели тоже физические лица. Если один предприниматель безвозмездно заплатит налог за другого предпринимателя, у последнего не возникнет доход, облагаемый НДФЛ?

— В этом случае доход, облагаемый НДФЛ, возникнуть должен. Такую ситуацию НК РФ прямо не регулирует. Однако если третье лицо заплатило за налогоплательщика налог, связанный с его предпринимательской деятельностью, то последствия будут одинаковы для всех лиц, за которых налоги уплачены. Только для организаций это будет внереализационный доход, для предпринимателей, применяющих ОСН, — доход, облагаемый НДФЛ. Отмечу, что речь не идет о случаях, когда налог уплачен на основании возмездной сделки между предпринимателями. Тут последствия будут иные.

— Сергей Александрович, последний вопрос. Организация или предприниматель, которые безвозмездно заплатили налоги, пени, штрафы за физлицо, становятся налоговыми агентами? То есть у физлица возникает налогооблагаемый доход?

— Да, это так. Сумма налога, пеней, взносов, безвозмездно уплаченная за физлицо организацией или предпринимателем, — облагаемый НДФЛ доход физлица. И организация или предприниматель — источник выплаты такого дохода — должны выступить в роли налогового агента. Им нужно исчислить НДФЛ с суммы, уплаченной за физлицо. А если в течение налогового периода агент не сможет исчисленный НДФЛ удержать и перечислить в бюджет, то необходимо будет не позднее 1 марта следующего года сообщить в налоговую о невозможности удержать налог, о его сумме и сумме дохода, с которого не удержан НДФЛ.