Оптимизация налога на прибыль

Содержание

Упрощенная система налогообложения (УСНО)

Упрощенная система налогообложения является льготной системой, потому что налоговая нагрузка на субъект хозяйствования в целом ниже, чем при использовании основной системы налогообложения.

Организации, использующие УСН, платят государству единый налог на доходы, который заменяет часть налогов:

  • налог на прибыль,
  • налог на добавленную стоимость (см. также Опасные и безопасные схемы оптимизации НДС,
  • налог на имущество,
  • НДФЛ (для собственника).

Однако, НДФЛ для наемных служащих, транспортный и земельный налоги и в некоторых случаях имущественный налог – будут дополнительной налоговой нагрузкой.

УСНО можно выбирать из двух вариантов:

  1. 6% с доходов организации.
  2. 15% с прибыли организации.

Рассмотрим преимущества каждого варианта в плане уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

.К преимуществам использования первого варианта можно отнести:

  • есть налоговые выгоды для юридических лиц, извлекающих проценты прибыли выше 40% (читайте также 5 правил для споров о необоснованной налоговой выгоде);
  • нет необходимости отчитываться по расходам перед налоговой службой, бухгалтерский и налоговый учет предельно простой. Отсюда экономия на услугах бухгалтера;
  • есть возможность уменьшить налогооблагаемую базу на размер социальных взносов.

Второй вариант характеризуется оплатой 15% с полученной прибыли, то есть для расчета налоговой базы учитываются как полученные доходы, так и понесенные расходы в порядке, указанном в статье 346.17 НК РФ.

К преимуществам использования второго варианта относятся:

  • налоговые выгоды для компаний, чья прибыль составляет менее 40% от выручки;
  • возможность оптимизировать налоговую базу. Об этом поговорим далее.

Как выбрать наиболее выгодный вариант УСН для снижения налога на прибыль

Для расчета наиболее выгодного варианта УСН используется неравенство:

0,06 × Доходы — Вычитаемые суммы < 0,15 × (Доходы — Расходы)

Если неравенство выполняется, то выгоднее выбрать налог 6% с дохода, если же нет, то лучше перейти на 15% с прибыли.

Что учесть, если вы выберете упрощенку для оптимизации налога на прибыль

Недостатками упрощенной системы налогообложения являются:

1. Ограничения, введенные государством. Не могут использовать УСНО организации:

  • у которых есть филиалы;
  • занимающиеся выпуском подакцизных товаров, ломбардной деятельностью, азартными играми;
  • в которых оформлены более ста человек;
  • на балансе которых числится основных средств в общей сумме более 150 млн. руб;
  • имеющие долю более 25% в других фирмах;
  • имеющие годовой оборот более 150 млн. рублей.

2. Нежелание некоторых клиентов работать с поставщиками – «упрощенцами». Организации, работающие на УСНО, не платят НДС, поэтому потенциальные покупатели не могут принять его к вычету.

3. Имиджевые риски. Имидж крупной, серьезной компании подразумевает, что она работает на ОСНО.

Снижение единого налога для УСНО

Прежде, чем задумываться о способах снижения налоговой нагрузки, необходимо изучить законодательство на предмет льгот, предоставленных государством для каждой системы налогообложения.

Во-первых, стоит отметить, что 6% и 15% – это максимальные ставки налога, которые могут быть снижены территориальными законами субъектов Российской Федерации. Минимальные ставки, заявленные регионами на 2017 год – 0% и 5% соответственно.

Перечень льготных регионов довольно широк и опубликован на официальном сайте Минфина.

Во-вторых, для расчета налогооблагаемой базы используются не все доходы. Не облагаются налогом (полный перечень в статье 346.17 НК РФ):

  • предоплата от заказчика в виде денежных средств и в виде имущества;
  • вклад в УК;
  • собственные средства ИП, внесенные на расчетный счет или в кассу для обеспечения своей текущей деятельности. Здесь стоит отметить, что данный вариант – хороший способ увеличить ликвидность компании, не затрагивая налогообложение;
  • безвозмездно полученные денежные средства или имущество;
  • имущество, полученное в кредит (или в виде займа);
  • аванс, возвращенный продавцом.

Во-третьих, снизить налог на доход 6% при УСНО можно, уменьшив получившийся налог максимум на 50% на суммы:

  • взносов в негосударственные социальные фонды;
  • платежи по ДМС сотрудников;
  • оплату листов нетрудоспособности.

Организации на УСНО, зарегистрированные в Москве, могут снизить налог на величину уплаченного торгового сбора.

У тех, кто выбрал схему УСН «доходы минус расходы», гораздо больше возможностей по снижению налога. Но необходимо учесть, что так же, как и доходы, для уменьшения налогооблагаемой базы можно признавать не все расходы. Полный перечень расходов, принимаемых для расчета, очень широк и указан в статье 346.16 НК РФ.

Старайтесь работать в рамках указанных расходов, тогда не придется думать, как искусственно уменьшить налог на прибыль. Помимо этого, вы можете предпринять следующие действия для снижения налога или налогооблагаемой базы.

1. Учет убытков прошлых периодов. Если организация несла убыток в одном или нескольких прошлых годах, в отчетном году на суммы убытка можно уменьшить налогооблагаемую базу. Можно использовать данные за прошедшие 10 лет.

2. Учет минимального налога за прошлый период. Для организаций на УСН 15% предусмотрен минимальный налог, рассчитываемый по формуле

Налог. мин = Доходы × 1%

И уплачиваемый в том случае, если расчетный единый налог окажется меньше минимального. Если в прошлом году организация уплачивала минимальный налог, то в отчетном году она имеет право зачесть ту сумму, на которую минимальный налог превысил расчетный единый налог.

3. Оформление на работу собственников компании. Такой шаг позволит увеличить расходы бизнеса на заработную плату и сократить дивиденды. Заработная плата входит в список расходов, принимаемых к вычету, а дивиденды – нет. Правда, прямая выгода от такого шага будет существенной только для УСН 6%, так как только в этой системе налогообложения можно снизить единый налог на величину социальных взносов. Но косвенные преимущества действуют для всех систем. Приняв сотрудника на работу, вы можете обеспечивать его любыми средствами труда, вплоть до личного автомобиля, оплачивать ему командировки, расходы на связь и прочее.

4. Приобретение организацией имущества, необходимого непосредственно владельцу бизнеса для оптимизации налона на прибыль. Заработав достаточную прибыль, организация может заплатить с нее налоги, а может вложиться в основные средства, например, в автомобиль или коммерческое помещение. Офис или склад можно сдать в аренду непосредственно собственнику за символическую плату. Он же будет потом сдавать его в субаренду. Здесь работает принцип «одного кармана». То есть деньги перекладываются из одного кармана в другой, но налог при этом уменьшается

5. Включение имущества собственника в основные фонды. Например, собственник оформлен как генеральный директор организации. Можно купить ему личный автомобиль как основное средство и ежемесячно уменьшать расходы на сумму амортизации, топлива, технического обслуживания и услуг мойки (см. также про расчет и анализ среднегодовой стоимости основных фондов).

6. Обход нормируемых расходов. Согласно статье 346.16 НК РФ, часть расходов являются нормируемыми для целей налогового учета. К ним относятся:

  • представительские расходы,
  • суточные в командировках,
  • расходы на рекламу
  • расходы на спецодежду для персонала,
  • проценты по кредитам и займам
  • и прочее.

Нетрудно понять, что посредством нормирования налоговый кодекс отсекает попытки организаций искусственно завышать расходы. Но надо знать, что некоторые нормируемые расходы можно и нужно уметь обходить.

Хорошим примером обхода норм может быть использование договора факторинга вместо обычного кредитного договора, проценты по которому – нормируемая величина.

Если по итогам оптимизации и расчетов сумма единого налога получилась менее 1% от оборота, в бюджет уплачивается 1% от оборота.

Как уменьшить налог на прибыль при ОСНО

ОСНО – наиболее нагруженный фискально и административно режим. Организации, работающие в этой системе, ведут полный бухгалтерский и налоговый учет, исчисляют и уплачивают все существующие в российском налоговом законодательстве налоги.

На 2017 год ставка налога на прибыль при ОСНО составляет 20%.

Отметим, что организации на ОСНО могут использовать для налоговой оптимизации все способы, перечисленные для «упрощенцев» (за исключением льгот от государства), но и «частных» способов для них немало.

Перечислим наиболее распространенные из них, начиная с самых простых.

Контроль за расходами и наличие подтверждающей документации

Статья 270 НК РФ содержит полный перечень расходов, не учитываемых при расчете налоговой базы. Рекомендуем ознакомиться с ними и при возможности избегать их. При наступлении таких расходов документируйте их правильно во избежание штрафов и пени от налогового инспектора.

Кроме того, все понесенные расходы должны быть подтверждены первичной документацией:

  1. Премии, заработная плата, поощрения в виде расчетной ведомости и приказов на выплату.
  2. Плата за аренду, коммунальные расходы и прочие – договор, акты.
  3. Закупки сырья и услуг – договоры, акты, накладные, формы КС-2,3 и прочее.
  4. Подотчетные средства – чеки, накладные.
  5. Транспортные расходы, которые уменьшают налог на прибыль, – путевые листы, маршрутные листы.
  6. Затраты по горюче-смазочным материалам – путевые листы, чеки, накладная, где видна стоимость всех ГСМ, купленных в отчетном периоде.
  7. И так далее.

Обучение персонала, консультационные услуги

Расходы на консультационные, рекламные и маркетинговые услуги давно являются любимым способом завышения расходов для многих компаний. Ведь итоговый результат и затраченные усилия оценить сложно, и сопровождающей документации нужно минимум – договор и акт.

Именно поэтому пристальное внимание налоговых инспекторов обращено на эту категорию расходов. Но если первичная документация в порядке и целесообразность расходов присутствует, то придраться налоговым инспекторам будет не к чему.

Обучение персонала – тоже отличное решение для минимизации расхода. И квалификацию кадров повысите, и расположение коллектива заслужите, и налоги попутно снизите

Создание резервов под будущие расходы

Резервом называется списание в текущем периоде расходов, которые будут признаны в будущем периоде.

В соответствии с налоговым законодательством, резервы могут создаваться:

  1. по сомнительным долгам,
  2. по отпускам работникам,
  3. под ежегодные выплаты вознаграждений работникам,
  4. на ремонт основных средств,
  5. под обесценение ценных бумаг.

Нужно понимать, что создание резерва помогает ускорить момент признания расхода, а не увеличить расход в целом. Общая сумма налога не изменится, произойдет лишь перераспределение выплат по налогу на будущие периоды.

Амортизация основных средств

При выбытии основного средства из эксплуатации можно включить в расходы всю не начисленную амортизацию, а также расходы по демонтажу, утилизации и вывозу основного средства

Экономия по налогу на прибыль за счет лизинга

Многие предприятия экономят на налогах с помощью лизинга основных средств. Напомним, что по международным и внутренним стандартам бухучета, организация обязана устанавливать срок полезного использования основного средства, полученного по договору финансовой аренды, равным сроку этого договора, если лизинг не выкупной. Таким образом, возникают две возможности для экономии на налогах:

  1. Ускоренная амортизация предмета лизинга. Срок полезного использования сокращается – амортизация увеличивается – уменьшается налог на прибыль. Попутно вы уменьшаете и налог на имущество, так как он пропорционален стоимости основных средств.
  2. Возвратный лизинг как средство экономии на налогах. Суть возвратного лизинга: компания передает свое имущество лизинговой компании, а потом получает его в лизинг, т.е. фактически берет кредит под обеспечение оборудования. Тем самым компания решает несколько финансовых задач, одна из которых – снижения налога на прибыль за счет завышения расходов, вторая – снижение налога на имущество за счет отсутствия имущества (на бумаге).

Зачет переплат по налогам

Ну и напомним, что авансы по налогу на прибыль могут не соответствовать итоговой расчетной сумме налога за период. Поэтому в организации накапливаются переплаты, которые нужно вовремя зачитывать. Иначе по прошествии трех лет вы потеряете эти суммы безвозвратно.

Реорганизация с присоединением убыточного предприятия

Согласно налоговому кодексу, компания, несшая убытки в прошлых налоговых периодах, может зачесть их в текущем налоговом периоде. Значит, при присоединении к прибыльной организации фирмы с накопленными убытками, можно получить налоговую выгоду в виде 20% от общей суммы убытков за последние 10 лет. При использовании данного метода следует учесть, во-первых, расходы на реорганизацию, и, во-вторых, налоговые риски, коими являются:

  • претензии проверяющих органов о необоснованности налоговой выгоды;
  • правильность ведения налогового учета в присоединяемой компании;
  • вероятная выездная проверка;
  • ухудшение структуры баланса и как следствие возможные проблемы с кредитованием.

Создание группы компаний, часть из которых «упрощенцы» для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль

Более сложной реализацией налоговой оптимизации налога на прибыль будет создание группы компаний, часть из которых работают на ОСНО, а часть – на УСН. Помним, что доли выше 25% в других организациях разрешено иметь только компаниям на ОСНО.

Главная задача данного метода – распределить все доходы и расходы так, чтобы основная прибыль была сконцентрирована в организации на УСН, но при этом не терялась бизнес-целесообразность схемы.

Примерная схема организации группы компаний изображена на рисунке.

Рисунок. Как уменьшить налог на прибыль с помощью группы компаний, часть из которых «упрощенцы»

Главное, у организации группы компаний и распределения денежных потоков должна быть четкая и понятная для налогового инспектора бизнес-цель.

Например, вы можете все имущество сконцентрировать в компании на УСН, объяснив это легкостью управления и нахождением, например, сервисной службы в штатном расписании обозначенной компании. А компаниям на ОСН сдавать имущество в аренду, перераспределяя таким образом прибыли. Попутной выгодой при такой схеме будет отсутствие налога на имущество для компании «упрощенца»

Использование офшорных компаний для снижения налога на прибыль

Для организаций, ведущих внешнеэкономическую деятельность, хорошим вариантом для налоговой оптимизации станет создание компании в низконалоговой юрисдикции.

Также бесспорным аргументом в пользу создания офшорной компании является наличие нематериального актива (авторских прав, товарного знака, бренда), который нужно защитить. Законодательство в этой области в России развито слабо, что, несомненно будет весомым аргументом в доказательной базе перед налоговыми органами. Актив переводится в оффшорную компанию, а компании в России платят за пользование нематериальным активом роялти.

В данной статье мы рассмотрели исключительно законные способы снижения налога на прибыль организаций. Безусловно, есть и другие способы налоговой оптимизации, но прежде чем внедрять их в практику, необходимо оценить их законность глазами налогового инспектора.

Оптимизация доходов федерального бюджета в современных условиях

Оптимизация структуры доходов бюджета ? это оптимальное соотношение внутренних и внешних, налоговых и неналоговых поступлений в доходную часть бюджета, установление эффективной ставки и доли их отчислений, где критерием оптимальности служат максимизация доходов от внутреннего реального сектора экономики и справедливых прямых налоговых отчислений.

Исходя из определения и складывающейся ситуации на внутреннем финансовом рынке, совершенствование мер налогового регулирования является одной из основных задач, решение которой направлено на оптимизацию структуры доходов бюджета.

Одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджетов, в соответствии с которым объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Сбалансированность бюджетов является важным условием осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

В связи с этим Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает методические рекомендации по формированию программы мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности.

Целью таких методических рекомендаций является оказание методологической помощи по разработке и реализации мероприятий, направленных на мобилизацию доходов и оптимизацию бюджетных расходов.

Реализация рекомендованных мероприятий позволяет:

— повысить качество управления бюджетным процессом;

— активизировать механизмы оздоровления муниципальных финансов;

— создать условия для обеспечения устойчивого исполнения местных бюджетов;

— повысить эффективность и результативность работы органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса;

— выявить внутренние резервы экономии расходов и увеличения доходов местных бюджетов.

В целях обеспечения сбалансированности рассматривается и утверждается программа мероприятий, в которой должно содержаться следующее:

1. Мероприятия по организации работы по мобилизации доходов.

2. Мероприятия по увеличению поступлений налогов.

Важным источником мобилизации доходов является увеличение поступлений от местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог).

В целях увеличения доходов, а также организации контроля за начислением и поступлением земельного налога и налога на имущество физических лиц необходимо предусмотреть:

1. проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению;

2. содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами;

3. установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам.

В целях обеспечения полноты учета налогоплательщиков представляется целесообразным проведение работы по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также разъяснительной работы с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц.

Обеспечение полноты учета собственников недвижимости, являющейся объектом налогообложения, достигается путем использования предоставленной законодательством возможности привлечения граждан к административной ответственности.

Оптимизация перечня действующих льгот и их соответствие общественным интересам.

В целях реализации прав по установлению налоговых льгот рекомендуется утвердить порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности, а также предусмотреть введение процедуры запрета по рассмотрению проектов решений, предусматривающих предоставление и пролонгацию налоговых льгот без соответствующей оценки.

При этом критериями оценки эффективности предоставления налоговых льгот должны быть:

1. обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для муниципальных образований направлений хозяйственной деятельности и стимулирование участия в реализации программ социально-экономического развития муниципального образования;

2. создание необходимых экономических условий для развития инновационной и инвестиционной деятельности;

3. оказание благоприятных экономических условий для деятельности предприятий, применяющих труд социально-незащищенных категорий населения.

Сокращение недоимки по налогам и сборам.

В целях сокращения и ликвидации недоимки, рекомендуется создание координационной комиссии с участием работников администрации, финансовых и налоговых органов и других заинтересованных структур.

При этом основными направлениями работы будут являться :

1. анализ состояния платежной дисциплины предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;

2. разработка мер по недопущению недоимки в местный бюджет по местным налогам, а также другим закрепленным доходным источникам;

3. разработка предложений по реструктуризации недоимки по налогам и сборам в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Мероприятия по привлечению дополнительных неналоговых доходов.

В целях увеличения доходной части необходимо разработать комплекс мер по поступлению неналоговых доходов.

Увеличению доходов от использования муниципального имущества способствует систематизация сведений о его наличии и использовании. В этой связи рекомендуются следующие мероприятия:

1. проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования;

2. определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование;

3. выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;

4. установление перечня имущества, подлежащего передаче под залог, в доверительное управление и расчет объемов доходов, поступающих в бюджет;

5. утверждение программы приватизации муниципального имущества и поступления средств в бюджет;

6. осуществление учета доходов по акциям, другим формам участия в капитале, в том числе от распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности предприятий.

В целях мобилизации доходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности рекомендуется предусмотреть установление заданий по объемам привлечения дополнительных средств, без ущерба размеру и качеству услуг, предоставляемых населению бесплатно.

В целях увеличения поступлений неналоговых доходов бюджетов необходимо организовать работу по привлечению дополнительных средств в путем:

1. установления размеров платы за пользование бюджетными средствами, предоставляемыми на возвратной и возмездной основе;

2. начисления процентов в случае продления срока по предоставленным ранее отсрочкам и рассрочкам платежей;

3. назначения представителей муниципального образования в акционерные общества с долями муниципального образования для защиты интересов муниципального образования.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года предусматривается возможность введения самообложения граждан муниципального образования. Действие указанной статьи наиболее актуально и эффективно применимо в сельских поселениях.

Для установления самообложения граждан требуется принятие местных нормативных правовых актов представительного органа, местной администрации и решение референдума (схода граждан), которые должны решить следующие вопросы:

1. определение размеров платежей, плательщиков, льготных категорий граждан;

2. установление сроков уплаты, целей и порядка использования собранных средств, а также введение санкций при нарушении сроков уплаты;

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с уставом муниципального образования.

Мероприятия по оптимизации расходов местных бюджетов.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием оптимального объема средств.

При подготовке мероприятий по оптимизации расходов бюджетов следует исходить из того, что основными условиями рационального и эффективного расходования бюджетных средств являются:

— Соблюдение принципов разграничения расходных обязательств.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который определяет право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы и направления расходования средств местных бюджетов (за исключением расходов, финансируемых за счет бюджетов других уровней).

— Составление и ведение реестра расходных обязательств муниципального образования.

В рамках разработки Программы мероприятий рекомендуется проведение анализа реестра расходных обязательств с учетом объективных бюджетных потребностей и обоснованности осуществления расходов, т. е. соответствие расходов на оказание муниципальных услуг экономически обоснованным затратам и качеству этих услуг.

В целях выполнения функций и задач при проведении оценки расходных обязательств рекомендуется осуществить следующие мероприятия:

— определить объемы, структуру и размеры бюджетных расходов в соответствии с направлениями использования и поставленными целями;

— утвердить перечень мероприятий, программ, проектов, а также категорий получателей бюджетных средств;

— установить конкретный порядок финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств;

— утвердить методики оценки стоимости расходных обязательств.

Следует обязательно предусмотреть утверждение порядка учета показателей среднесрочного финансового плана при подготовке решения о бюджете на очередной финансовый год.

— Внедрение принципа бюджетирования, ориентированного на результат.

Важнейшим направлением совершенствования системы управления бюджетными расходами является внедрение в бюджетный процесс принципов бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках внедрения указанных принципов важными факторами являются:

1. создание системы учета потребности в предоставляемых услугах;

2. оценка и анализ причин отклонений утвержденных годовых показателей расходов от фактических затрат в результате исполнения бюджета за три предшествующих года;

3. внедрение механизмов формирования расходной части бюджета, обеспечивающих взаимоувязку объемов бюджетного финансирования с системой мер, направленных на достижение заданных результатов;

4. стимулирование органов управления, их структурных подразделений к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов;

5. создание системы мониторинга и результативности оказываемых бюджетных услуг для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы и оценки эффективности бюджетных расходов на основе анализа степени достижения конечных результатов;

6. утверждение стандартов качества предоставления бюджетных услуг по их видам и порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг установленным стандартам;

7. проведение инвентаризации действующих нормативных правовых актов с точки зрения наличия стандартов качества предоставления бюджетных услуг.

— Проведение оценки эффективности бюджетных расходов.

Для осуществления этой работы необходимо провести функциональный и количественный анализ бюджетного сектора, который заключается в составлении сравнительных таблиц фактически достигнутых производственных показателей бюджетных учреждений, осуществляющих функции в сферах, относящихся к вопросам местного значения и нормативов обеспечения соответствующими бюджетными услугами.

— Расходование бюджетных средств с учетом организации межгосударственного сотрудничества.

Одним из существенных резервов экономии средств бюджетов является межмуниципальная кооперация, которая подразумевает объединение усилий нескольких муниципальных образований по совместному предоставлению гражданам муниципальных услуг.

— Оптимизация бюджетных расходов путем проведения конкурсов по закупкам.

Целью государственного заказа является обеспечение заданного результата, т. е. приобретение требуемого количества материальных ресурсов установленного качества с наименьшими затратами.

В этой связи необходимо осуществить ряд мероприятий по применению формализованных процедур планирования и реализации закупок.

Требуется также стимулировать усиление конкуренции путем максимального привлечения потенциальных претендентов к получению заказа на поставку товаров или выполнение работ. При этом созданные условия должны позволять всем желающим равноправно участвовать в этом состязании.

— Мониторинг и контроль за расходами местного бюджета.

Следует уделить особое внимание формированию эффективной структуры органов местного самоуправления, органов управления муниципальными предприятиями, учреждениями, исключая дублирующие функции данных органов с целью сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления и аппарата управления муниципальными предприятиями и учреждениями.

При этом следует предусмотреть меры по дальнейшей оптимизации функциональной деятельности всех органов путем сокращения и ликвидации несвойственных им направлений деятельности, объединение отдельных функций в одном специализированном органе в интересах всех организаций с соответствующим сокращением должностей, исполняющих аналогичные функции в этих организациях.

Кроме того, сокращение расходов бюджета может быть достигнуто в результате оптимизации численности работников бюджетной сферы и дальнейшего соблюдения установленного уровня. При этом рекомендуется обеспечить зависимость между количеством сотрудников, объемом местных бюджетов и численностью обслуживаемого населения.

В целях экономии бюджетных средств рекомендуется привести тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения в соответствие с региональными стандартами и экономически обоснованными расходами, а также соблюдать предельные индексы изменения размера платы за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Органам местного самоуправления необходимо способствовать внедрению ресурсосберегающих технологий, экономии материалов, приборов измерения и контроля.

Мобилизация источников финансирования дефицита бюджета.

При недостаточном обеспечении доходными источниками принятых расходных обязательств бюджет утверждается с дефицитом в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При этом определяются источники покрытия дефицита бюджета.

1. одним из основных источников финансирования дефицита бюджета являются поступления от продажи собственности, в том числе земельных участков;

При этом следует иметь в виду, что данные поступления нельзя рассматривать в качестве постоянного источника финансирования дефицита бюджета, так как они носят единовременный характер.

2. привлечение кредитных ресурсов необходимо осуществлять по наиболее выгодным условиям их предоставления, используя практику проведения конкурсов среди кредитных организаций.

3. рекомендуется использовать ценные бумаги, как источники финансирования дефицита бюджета. Очевидно, что это имеет ряд преимуществ перед заемными средствами в кредитных организациях, в том числе по стоимости выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами, регистрации активов и оформлению гарантированного обеспечения.

Как можно законно уменьшить налог на прибыль при ОСНО

Наверняка, любой предприниматель хоть раз да задавался вопросом: как уменьшить налог на прибыль при ОСНО? Сейчас налоговая система может без проблем обнаружить незаконные методы «оптимизации» налога на прибыль, а это, напомним, карается законом.

Читайте также: Как можно узнать систему налогообложения ИП

Хотя бы незначительное уменьшение размера налогов актуально для каждого, ведь всегда хочется получать большую прибыль и платить при этом совсем немного. Заезженные незаконные способы мы, конечно, разбирать не будем, но о них можно хотя бы упомянуть. Один из таких способов – заключение договора с компанией, на счет которой будут просто переводиться денежные средства. В дальнейшем эти деньги просто возвращаются их хозяину. Система налогообложения даже при небольшом желании способна заметить такие махинации, а потому метод уже давно изжил себя.

Единственные действительно законные способы уменьшить размер налога – в уменьшении налогооблагаемой базы. Чем шире этот список – тем больше платит предприниматель. Мы можем предложить вам несколько способов укоротить базу.

Увеличение расходов и уменьшение доходов

Чтобы платить на пользу государства меньшие налоги, можно воспользоваться методом, который подразумевает снижение уровня прибыли или увеличение уровня расходов. Первый вариант, как вы сами понимаете, ни к чему хорошему не приведет, ведь снижение доходов – это заведомо губительное дело. Старые методы сокрытия прибыли всегда способствовали налоговому сотруднику посетить вашу компанию. И все же есть пара способов сохранить средства через увеличение уровня расходов:

  1. Чтобы остаться при своей прибыли, вы можете заключить договор с компанией, которая занимается оказанием маркетинговых услуг. В документах важно указывать именно такую формулировку. Такие средства впору причислить к текущим расходам и увеличить расходы.
  2. Покупка основных средств при использовании лизинговой сделки. Дело в том, что операции и перечисления по лизинговым сделкам автоматически относятся к расходам в момент проведения сделок, то есть к текущим, а значит, ни о каком налогообложении не может быть и речи.

Снижение ЕНВД

Среди вариантов, как законно уменьшить налог на прибыль, одним из интересных решений может стать применение единого налога на вменённый вид деятельности или сокращённо ЕНВД. Этот налог представляет собой фиксированную сумму, непосредственно снизить которую невозможно — она устанавливается государством дважды в год.

Тем не менее есть способ с помощью особого варианта применения такого режима сократить налогооблагаемую базу выручки.

Что такое единый налог на вмененный доход

ЕНВД коренным образом отличается от других налоговых режимов. Его размер фиксированный и фактически устанавливается государством. Дважды в год министерство экономического развития и местные власти утверждают коэффициенты, которые определяют сумму вменённого дохода в разных направлениях бизнеса. «Вменённого» — значит заранее определённого для конкретной категории предпринимателей.

Таким образом, власти заранее прогнозируют, сколько бизнес заработает в отчётном периоде. Предпринимателю останется только внести в бюджет 15% от величины вменённого дохода. Это довольно неоднозначный вариант уплаты налогов. С одной стороны, таким образом проще вести бухгалтерию и не нужно ничего самостоятельно считать — только платить требуемую сумму. С другой стороны, нельзя сократить выплаты в случае убытков или низкой выручки. Предположим, 2 предпринимателя работают по ЕНВД и должны заплатить за квартал 10 тысяч рублей. Первый бизнесмен заработал всего 120 тысяч рублей, а второй — 240 тысяч. Несмотря на разницу в доходах в 2 раза, предприниматели заплатят одинаковый налог.

Для всех налоговых режимов есть вариант законного сокращения налогов

Ещё одна существенная особенность ЕНВД состоит в том, что применять его можно только для некоторых видов деятельности. Они определены Налоговым кодексом:

  • бытовые услуги (ремонт, аренда);
  • торговля в розницу;
  • общественное питание;
  • ветеринария;
  • коллективное размещение (гостиницы, хостелы);
  • автостоянки.

Учитывайте, что ЕНВД существует до 1 января 2021 года.

Способы уменьшить налоговые отчисления

Мы выяснили, что при ЕНВД сократить выплаты государству нельзя — они считаются заранее. Но этот не значит, что бизнес не в силах использовать вменёнку с выгодой для себя. Хороший вариант — совмещение налоговых режимов УСН и ЕНВД. Суть метода в том, что предприниматель работает по нескольким ОКВЭД, один или несколько из которых подходит для вменёнки, а другие — нет.

При совмещении он платит налоги сразу по 2 режимам:

  • вменённую сумму;
  • 6% или 15% от доходов или доходов за минусом расходов.

На практике такой вариант реализуется достаточно легко. Внимания требует только учёт налогооблагаемой базы для выплат по упрощёнке. Всю бухгалтерию нужно будет поделить на 2 направления, чтобы чётко обосновывать в налоговой, по какому именно коду деятельности получен доход и включается ли он в расчет налогооблагаемой прибыли по УСН.

Снижение налога при УСНО

Упрощённый режим налогообложения такой выгодный, что писать заявление на УСН с ОСНО по форме 1150001 следует одновременно с регистрацией бизнеса. Он избавляет налогоплательщика от НДС, НДФЛ и налога на прибыль и имущество, заменяя все выплаты одним платежом в пропорции от дохода. Это идеальный вариант для малого бизнеса. Особенности перехода на упрощёнку таковы, что если не успеть подать заявление в первый месяц после регистрации, перейти на этот льготный налоговый режим получится только со следующего отчётного года.

Упрощёнка подойдёт ИП и ООО, чья численность сотрудников не превышает 100 человек, годовой доход и остаточная стоимость всех средств производства ограничиваются 150 миллионами рублей (по отдельности). Дела на упрощённом налогообложении легко вести самостоятельно или наняв непостоянного бухгалтера на аутсорсинге.

Что такое упрощенная система налогообложения

Упрощёнка или УСН — это оптимальный режим налогообложения для малого бизнеса. Он прост в практическом применении и избавляет предпринимателя от необходимости сложных расчётов, большого документооборота и налога на добавленную стоимость. Порядок перехода с ОСНО на УСН также несложен, потому что ограничивается подачей уведомления в ФНС.

Формула налогооблагаемой прибыли на упрощёнке существует в 2 вариантах:

  • 6% доходов;
  • 15% от разницы между доходами и расходами.

Выбор варианта обосновывается спецификой бизнеса. Если предприниматель не несёт больших расходов или имеет трудности с их подтверждением, проще остановиться на первом варианте, то есть платить государству 6% от всего получаемого дохода. Например, передвижной планетарий единовременно закупив оборудование и фильмотеку, при ведении бизнеса не несёт никаких побочных расходов, за исключением, может быть, транспортных. Урезать налог не получится, поэтому не стоит утруждаться со сбором расходных документов.

Упрощённый режим налогообложения — оптимальный вариант выполнения налоговых обязательств для малого бизнеса

Если же ведение дел сопряжено с внушительными расходами, разумнее выбрать второй вариант — собирать все подтверждающие расходы документы и сокращать с их помощью налогооблагаемую базу. Например, предприниматель открывает ателье меховых изделий и закупает большие партии меха и тканей. У изделий будет высокая себестоимость, которую можно подтвердить документально. Значит, выгоднее уменьшать налогооблагаемую базу и платить 15% разницы доходов и расходов.

Способы минимизации отчислений

При упрощённом налогообложении предприниматель вправе урезать сумму налога на размер страховых выплат. В 2019 году эту сумма составит 29 354 рублей за пенсионное страхование и 6 884 рубля за медицинское. Проще говоря, все ИП могут урезать налоговые выплаты по итогам года на 36 238 рублей. Этот вариант подходит для варианта «6% доходов». При уплате налога в режиме «доходы минус расходы» страховые взносы нельзя напрямую вычитать из суммы выплаты, но разрешается учесть в расходной части для сокращения налогооблагаемой базы.

Если у предпринимателя есть наёмные работники, он обязан платить страховые взносы и за них. Разрешается сокращать налог на прибыль ровно на 50% всех уплаченных взносов за сотрудников. Проще говоря, если за год предприниматель заплатил за своих сотрудников 60 тысяч рублей, итоговую выплату в ФНС можно смело урезать на 30 тысяч рублей. Правда вычитать собственный страховой взнос в таком случае нельзя.

Иногда возникает переплата налогов, когда предприниматель авансовыми платежами перечислил в бюджет больше, чем обязан. ФНС о таких переплатах не уведомляет и оставляет «лишние» деньги у себя. Регулярно пишите заявление на сверку по налогам, штрафам и пени. По итогам проверки налогоплательщику предоставляют акт. Если в нём зафиксирована переплата, немедленно пишите заявление с просьбой учесть эти средства в счёт будущих платежей. Это необходимо успеть сделать за 3 дня, иначе деньги исчезнут.

Ещё один перспективный вариант — урезать на убытки сумму итоговой выплаты по системе «доходы минус расходы». Если в прошлом году у предприятия были убытки, но необходимый налог он заплатил в полном размере, разрешается учесть прошлогодние убытки в составе расходов.

Деньги, сэкономленные на выплатах государству, используют для развития бизнеса, премирования сотрудников и увеличения личного дохода

Основная система налогообложения — самая неудобная и негибкая, именно поэтому большинство предпринимателей её избегают, работают по ней, только когда не альтернативы. Смена налогового режима, с позиции сокращения налогов и оптимизации документооборота, действительно представляется более перспективной.

Впрочем, это не значит, что если бизнес вынужден работать по основному налогообложению, никаким образом нельзя сэкономить и снизить затраты на обязательства перед бюджетом.

Краткий обзор основной системы налогообложения

Любой бизнес — ИП или ООО — по умолчанию регистрируется именно как налогоплательщик по основному режиму. Для большинства этот вариант не выгоден и не нужен, поэтому одновременно с регистрацией необходим перевод с ОСНО на УСН. Конечно, если позволяют характеристики бизнеса — число работников, годовой доход и остаточная стоимость.

Работа по ОСНО подразумевает уплату целого комплекса налогов. Для ООО:

  • налог на имущество, 2,2%;
  • НДС, 10%, 18%, с 2019 года 20%;
  • налог на прибыль, 20%.

Для ИП:

  • НДФЛ, 13%;
  • НДС, 10%, 18%, с 2019 года 20%;
  • налог на имущество, 2%.

Налог на прибыль считается как 20% от дохода фирмы за минусом расходов. Каждый месяц требуется вносить авансовые платежи, а по итогам года перечислять невыплаченную сумму налога до конца марта следующего года.

Способы снизить налоги на доходы

Несмотря на сложность этого режима налогообложения, снижать выплаты всё же возможно. Налог на прибыль в таком случае считается от разницы между выручкой и расходами. Единственный способ уменьшить траты — подтвердить и учесть больше расходов. Звучит довольно просто, но большинство налогоплательщиков «забывают» посчитать некоторые расходы, которые в совокупности довольно существенно сокращают налогооблагаемую базу:

  • форменная одежда;
  • обучение персонала;
  • регистрация и использования товарного знака;
  • амортизация основных средств производства;
  • маркетинг;
  • налог на имущество, другие пошлины и акцизы.

Ещё один рабочий способ — приобрести часть имущества в лизинг, а не в собственность. Тогда не нужно будет платить налог на имущество, а лизинговые платежи указывать в расходной части и сокращать с их помощью налог на прибыль. Это законно.

Изучите 284.1—284.5 статьи Налогового кодекса. Там названы все случаи, когда налогоплательщику полагаются льготы. Вполне может оказаться, что бизнес имеет право на нулевую налоговую ставку.

За использование незаконных способов снижения налогов, например, фиктивное занижение прибыли, полагаются штрафы и аресты

Незаконные схемы понижения суммы налогов

Не все предприниматели и организации готовы вести бизнес честно. Некоторых интересуют не только законные способы оптимизации налогов, но и варианты, нарушающие закон. Все они наказуемы, грозят нечестному налогоплательщику штрафом, арестом и даже тюремным заключением. Их применение нельзя рассматривать как один из способов понижения налогов, потому что это мошенничество.

Самый популярный вариант — уменьшить прибыль, чтоб уменьшился налог. Точнее не сократить реальную прибыль (в этом ни одна компания не заинтересована), а отразить в документах заниженную выручку или указать расходы, которых в действительности не было. Для этого предприниматели часть оборота проводят мимо кассы, наличными, без выдачи кассового чека.

Более крупный бизнес, желающий нести меньше налогового бремени, может создавать сеть компаний. Он дробит одно предприятие на сеть фирм-однодневок, которые работают недолго, искусственно банкротятся или просто закрываются. Таким образом получается урезать выплаты в бюджет и избегать общей системы налогообложения.

У предпринимателей, работающих по любому из режимов налогообложения, есть законные способы сократить налоги. Сумма экономии может достигать десятков и сотен тысяч рублей, поэтому пренебрегать сокращением финансовых обязательств перед государством крайне невыгодно. Сберегаемые таким образом деньги используются для развития бизнеса, поощрения работников и личного дохода.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.