Особо ценное имущество

Содержание

О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ОСОБО ЦЕННОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА БАЛАНСЕ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 11 апреля 2013 года N 33-д

О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ОСОБО ЦЕННОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА БАЛАНСЕ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях упорядочения списания основных средств бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2012 N 1589-ПП «Об утверждении Положения о списании государственного имущества Свердловской области» приказываю:
1. Утвердить Порядок списания особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Приложение N 1).
2. Утвердить график списания особо ценного движимого имущества по бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Приложение N 2).
3. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Мутных Л.Г.

Министр
Ю.И.БИКТУГАНОВ

Приложение N 1. ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ОСОБО ЦЕННОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Приложение N 1
к Приказу
Министерства общего и
профессионального образования
Свердловской области
от 11 апреля 2013 года N 33-д

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Порядок списания особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (далее — Порядок), разработан в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2012 N 1589-ПП «Об утверждении Положения о списании государственного имущества Свердловской области», Постановлением Правительства Свердловской области от 26 декабря 2012 года N 1533-ПП «Об утверждении порядков согласования распоряжения государственным имуществом Свердловской области, закрепленным на праве оперативного управления за государственными учреждениями Свердловской области, и совершения ими сделок в случаях, когда федеральным законодательством предусмотрено получение согласия собственника имущества государственного учреждения Свердловской области на совершение сделок».
Порядок распространяется на государственные бюджетные и автономные учреждения, подведомственные Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (далее — учреждения).
2. Списание особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственными бюджетными и автономными учреждениями Свердловской области учредителем либо приобретенного государственными бюджетными учреждениями Свердловской области и государственными автономными учреждениями Свердловской области за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, производится указанными учреждениями после получения согласия учредителя.
3. Списание имущества инициирует учреждение при наличии одного из следующих условий: его непригодности к дальнейшей эксплуатации, невозможности и нецелесообразности его восстановления (ремонта, реконструкции, модернизации), подтвержденной соответствующим заключением или экспертизой.
4. Истечение нормативного срока полезного использования имущества или начисление 100% амортизации не является основанием для его списания.

Глава 2. ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ИМУЩЕСТВА

5. Для определения непригодности имущества к дальнейшему использованию, невозможности или нецелесообразности его восстановления (ремонта, реконструкции, модернизации), а также для оформления необходимой документации на списание в учреждении, приказом руководителя создается на постоянной основе комиссия по поступлению и выбытию активов.
6. Техническое заключение о непригодности имущества к дальнейшему использованию выдает независимый эксперт или организация, имеющая документы, подтверждающие ее полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории Российской Федерации.
При списании основных средств (кроме особо ценного движимого имущества), фактический срок эксплуатации которых превышает срок полезного использования, определенный амортизационной группой классификации основных средств, заключение независимой экспертизы не требуется.
7. По результатам работы комиссии по поступлению и выбытию активов оформляются акты о списании имущества в двух экземплярах в соответствии с , утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
В акте о списании в обязательном порядке должна содержаться информация о состоянии имущества (о непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности и неэффективности их восстановления). Акты о списании должны быть заверены печатью учреждения, которым они оформлены, с указанием даты составления акта и даты утверждения его руководителем учреждения. Акты о списании, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью учреждения.
Информация по каждому объекту основных средств о наименовании, инвентарном номере, дате выпуска, балансовой, амортизационной, остаточной стоимости и иная информация, указанная в перечне имущества, должны строго соответствовать информации в актах о списании.
Акт о списании основных средств соответствующей формы утверждается руководителем учреждения, заверяется печатью и предоставляется в двух экземплярах (оригиналы);
6) заверенные учреждением копии документов технического учета, паспорт изделия (при списании транспортного средства — технический паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации автотранспортного средства, документ о прохождении последнего техосмотра);
7) техническое заключение независимого эксперта с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории Российской Федерации;
8) фотографии объектов, подлежащих списанию.
9. Министерство рассматривает документы в течение 30 дней с момента регистрации поступивших документов.
10. По результатам рассмотрения представленных документов министерство принимает решение о списании имущества либо отказывает в принятии такого решения с указанием причины.
11. При отсутствии одного или нескольких документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, либо в случае их несоответствия требованиям оформления, установленным главой 3 настоящего Порядка, министерство в течение 15 дней возвращает представленные документы без рассмотрения.
За представление неполной или недостоверной информации руководитель учреждения несет персональную ответственность.

Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ

12. Пакеты документов должны быть сброшюрованы (пластиковая канцелярская папка) и переложены 1 файлом.
13. К акту на списание основных средств (ОС-4), в случае наличия узлов и деталей, подлежащих оприходованию, составляется приложение, в котором в свободной форме указываются узлы и детали.
14. Таблица «Результаты от выбытия объекта» в форме ОС-4 заполняется после списания основного средства.

Глава 4. ПОРЯДОК РАСПОРЯЖЕНИЯ СПИСАННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

15. Акты о ликвидации имущества утверждаются руководителем учреждения после получения приказа министерства на списание имущества.
На основании Приказа министерства и актов ОС-4 (по ОКУД 0306003) учреждения производят соответствующие бухгалтерские записи по списанию имущества с бухгалтерского учета, сдачу его в металлолом, оприходование деталей и узлов и иные мероприятия по использованию списанного имущества.
До получения приказа на списание имущества и утверждения актов о его ликвидации не допускается разборка и (или) уничтожение имущества.
16. По результатам исполнения приказа министерства учреждение должно в течение 2-х месяцев представить в министерство следующие документы:
сопроводительное письмо на имя министра общего и профессионального образования Свердловской области за подписью руководителя учреждения с указанием номера и даты приказа на списание;
акты ликвидации (уничтожения) основных средств в произвольной форме за подписями всех членов комиссии на списание основных средств с визой руководителя учреждения.

Приложение. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ СПИСАНИЮ С БАЛАНСА

Приложение
к Порядку списания основных средств
бюджетных и автономных учреждений,
подведомственных Министерству общего
и профессионального образования
Свердловской области

Утверждаю:
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
___________________________ Ф.И.О.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ СПИСАНИЮ С БАЛАНСА

________________________________________________
НАИМЕНОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО (АВТОНОМНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННОГО МИНИСТЕРСТВУ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

N
п/п

Наименование

Инвентарный
номер

Год ввода
в
эксплуатацию
(год
выпуска)
объекта

Балансовая
стоимость

Остаточная
стоимость

Срок полезного
использования,
установленный
для данного
объекта

Срок
фактического
использования
на момент
принятия
решения
о списании

Начисленная
амортизация

Руководитель учреждения ______________ _______________________________
(подпись) (Расшифровка подписи)
Главный бухгалтер учреждения ______________ _______________________________
(подпись) (Расшифровка подписи)
М.П.

Приложение N 2
к Приказу
Министерства общего и
профессионального образования
Свердловской области
от 11 апреля 2013 года N 33-д

ГРАФИК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОКУМЕНТОВ НА СПИСАНИЕ ОСОБО ЦЕННОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА БЮДЖЕТНЫМИ И АВТОНОМНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ МИНИСТЕРСТВУ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Учреждения

Дата представления документов

Учреждения СПО

июнь, август

Прочие учреждения, центры

июль

Прием документов осуществляется каждую 3 и 4 среду месяца, согласно графику.
Прием осуществляется в строго установленное и заранее согласованное время.

>Амортизация оци в балансе

Ликвидационный баланс. Расчеты с учредителями

На основании п.5 ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Можно выделить ситуации, при которых ликвидационный баланс необходим:

а) прекращение функционирования (деятельности) организации как субъекта гражданских правоотношений.
б) ликвидация юридического лица по решению его учредителей (участников) или органа, уполномоченного на то учредительными документами, или суда по основаниям, предусмотренным в п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ);
в) добровольная или принудительная ликвидация юридического лица по причине несостоятельности (банкротства).

Баланс, составляемый в каждой из этих ситуаций, по сравнению с операционным бухгалтерским балансом обладает следующими особенностями:

1. Ликвидационный баланс, как любой заключительный баланс, является инвентарным, т.е. формируется по данным инвентаризации. В случае ликвидации юридического лица обязательность проведения инвентаризации прямо предусмотрена в ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Баланс не должен содержать остатков по регулирующим (02, 05, 13, 16, 42, 82) и бюджетно-распределительным (31, 89) счетам бухгалтерского учета ввиду ограниченности периода существования предприятия.

3. Статьи актива ликвидационного баланса оцениваются способами, отличными от установленных в ст.11 Федерального закона «О бухгалтерском учете», поскольку в процессе ликвидации определяется та стоимостьимущества (рыночная, ликвидационная и т.д.), которая позволит пользователям отчетности – участникам предприятия, деловым партнерам, кредиторам – с максимальной точностью рассчитать наиболее вероятный финансовый результат вследствие прекращения существования организации.

По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое должно перейти к учредителям (участникам), обладающим вещными правами на него. Если исходить из экономической сути ликвидации, то это – абсолютное прекращение деятельности, которое влечет за собой одновременное закрытие всех статей актива и пассива баланса методом двойной записи с использованием только тех счетов бухгалтерского учета, которые соответствуют статьям ликвидационного баланса.

В активе ликвидационного баланса остатки могут быть по любым строкам, если реализация имущества не произведена или произведена частично. Если же все имущество общества реализовано, то остатки средств будут только по стр. «Денежные средства» (счета 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета»).

В пассиве баланса не будет остатков по разделу «Долгосрочные обязательства», а в разделе «Краткосрочные обязательства» могут возникнуть остатки по следующим строкам: «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов», «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов». Распределение имущества ликвидируемой организации между учредителями (участниками) осуществляется в последнюю очередь. При этом сумма валюты баланса пассива за минусом остатка по строке «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов» должна быть распределена между всеми учредителями (участниками) пропорционально доле в уставном капитале либо по иной методике, предусмотренной уставом или решением общего собрания участников. После этого в пассиве баланса вся сумма, учтенная на счете 75, будет отражена по стр. «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов». Эта сумма должна соответствовать стоимости активов общества, подлежащих распределению.

В бухгалтерском учете должны быть оформлены следующие записи:

Дебет 80, 82, 83, 84, 98, 99, Кредит 75, субсчет «Расчеты по выплате доходов» – на сумму стоимости имущества, причитающегося акционеру. Если предварительно остатки по другим счетам были перенесены на счет 80, то используется только запись: Дебет 80, Кредит 75. В данном случае сосредоточение средств в уставном капитале носит чисто технический характер. Увеличения уставного капитала и его регистрации в установленном порядке не происходит, а только суммируются на одном счете средства, подлежащие распределению между учредителями (участниками) общества,

Дебет 75, субсчет «Расчеты по выплате доходов», Кредит 51 (50) – на сумму денежных средств, выплаченную акционеру,

Дебет 75, субсчет «Расчеты по выплате доходов», Кредит 01 – на сумму стоимости имущества, если участниками принято решение о распределении имущества вместо его реализации.

Расчеты с учредителями. После составления ликвидационного баланса имущество, которое осталось у организации после всех расчетов с кредиторами, подлежит распределению между ее учредителями.

Но сначала необходимо определить общую сумму капитала, которая будет распределяться.

Для этого необходимо рассчитать размер чистых активов и сравнить их с уставным капиталом. Если уставный капитал меньше чистых активов, то «условный уставный» капитал доводится до размера чистых активов за счет стоимости оставшегося имущества.

Имущество, которое осталось у организации после расчетов с кредиторами, подлежит распределению между участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации.

Если по данным ликвидационного баланса у организации осталась прибыль, то данная операция отражается следующей проводкой:

Дебет 99 Кредит 84, субсчет «Нераспределенная прибыль отчетного года» – отражена прибыль отчетного года;

Дебет 84, субсчет «Нераспределенная прибыль отчетного года», Кредит 80 – прибыль организации зачислена в уставный капитал.

Если по данным ликвидационного баланса у организации убыток, то он подлежит погашению за счет уставного капитала, при этом нераспределенный убыток прошлых лет переводится в состав убытков отчетного года.

Отражение операций в бухгалтерском учете:

Дебет 84, субсчет «Нераспределенный убыток отчетного года», Кредит 84, субсчет «Непокрытый убыток прошлых лет» – непокрытый убыток прошлых лет переводится в состав убытка отчетного года;

Дебет 80 Кредит 84, субсчет «Непокрытый убыток отчетного года» – уставный капитал уменьшен на непокрытый убыток отчетного года.

Таким образом определяется реальная величина уставного капитала, которая будет распределена между учредителями организации.

Начисление сумм, которые подлежат выплате учредителям юридического лица, отражаются следующей записью:

Дебет 80 Кредит 75 – отражена сумма уставного капитала организации, подлежащая распределению между учредителями (участниками).

Распределение имущества между учредителями производится на основании акта, в котором должно быть указано, кому и что передано.

Акт обязательно подписывают все участники организации, выплата долей участникам организации оформляется в учете соответствующей записью:

Дебет 75 Кредит 50, 51 – выплачена участникам их доля уставного капитала.

Пример. ООО «Свияга» ликвидируется по решению учредителей. После удовлетворения требований кредиторов у ООО «Свияга» остались: оргтехника остаточной стоимостью 100 000 руб. (первоначальная стоимость 120 000 руб., амортизация 20 000 руб.) и денежные средства в сумме 21 000 руб. Предположим, что балансовая (остаточная) стоимость имущества соответствует его рыночной стоимости без учета НДС. Уставный капитал ООО «Свияга» 50 000 руб., в том числе:

вклад 1-го участника составляет 20 000 руб.;

вклад 2-го участника – 20 000 руб.;

вклад 3-го участника – 10 000 руб.

Все участники – физические лица.

Чистая прибыль ООО «Свияга», отраженная в ликвидационном балансе, составляет 71 000 руб.

Ликвидационный баланс ООО «Свияга» имеет следующий вид:

Оргтехника распределяется между тремя учредителями – физическими лицами общества пропорционально их вкладам в уставный капитал.

Выбытие основных средств в бухгалтерском учете отражается записями:

Дебет сч. 01 субсчет «Выбытие ОС» Кредит сч. 01 – 120 000 руб.

Дебет сч. 02 Кредит сч. 01 субсчет «Выбытие ОС» – 20 000 руб.

Дебет сч. 91 Кредит сч. 01 субсчет «Выбытие ОС» – 100 000 руб (40 000 + 40 000 + 20 000).

Передача имущества (за исключением денежных средств) сверх первоначального взноса облагается НДС. Имущество передается по остаточной стоимости.

Первоначальные взносы участников – 50 000 руб., стоимость передаваемого имущества сверх первоначального взноса:

100 000 – 50 000 = 50 000 руб.

Сумма НДС, начисленная при передаче: 50 000 руб. х 18% = 9000 руб.

Следовательно, стоимость передаваемого имущества с учетом НДС составит: 100 000 + 9000 = 109 000 руб.

Распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками с последующим аннулированием долей участников целесообразно отражать в бухгалтерском учете с использованием сч. 81 «Собственные акции (доли)»:

Дебет сч. 81 Кредит сч. 91.1 – 109 000 руб. – отражена передача оргтехники по цене, включающей НДС

Дебет сч. 91.2 Кредит сч. 68.2 – 9000 руб. – начислен НДС.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ с части стоимости основных средств, передаваемой участникам в пределах их первоначального взноса, НДС восстанавливается к уплате в бюджет – 9000 руб. (50 000 х 18%).

Дебет сч. 19 Кредит сч. 68.2 – 9000 руб. – восстановлен НДС.

Дебет сч. 91.2 Кредит сч. 19 – 9000 руб.

7 советов госучреждениям по заполнению форм 0503730 и 0503130 — Годовой отчет

Бесплатный телефон Юриста Москва +7 (499) 938-43-81 юрист СПБ +7 (812) 425-14-29

Чтобы не было разногласий с ревизорами и штрафов за искажение бухгалтерской (бюджетной) отчетности, обратите внимание на наши советы по составлению отдельных отчетных форм.

Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф.0503730) и Справка в составе Баланса (ф. 0503730) в составе бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.

1. Не забывайте «развернуть» сальдо по счетам 205 00, 208 00, 209 00 и 303 00 при наличии одновременно и кредиторской и дебиторской задолженности. Даже в случае дебетового сальдо в целом по синтетическому счету, но при наличии кредиторской задолженности по расчетам с отдельными контрагентами суммы дебиторской задолженности отражаются по соответствующим строкам в Активе, а кредиторской – по соответствующим строкам в Пассиве Баланса (ф. 0503730).

2. Проверьте показатели в графах 3 и 7 «Деятельность с целевыми средствами» – в указанных графах не допускаются показатели: в разделе I «Нефинансовые активы» по строкам 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070, а также по детализирующим указанные показатели строкам.

3. Не забудьте – показатели по строкам 170 – 183 Справки к Балансу (ф. 0503730) не заполняются.

4. Запомните – по строке 171 Справки к Балансу (ф. 0503730) отрицательный показатель допустим исключительно в графе 10 «Приносящая доход деятельность».

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) и Справка в составе Баланса (ф. 0503130) в составе бюджетной отчетности.

1. Не забывайте «развернуть» сальдо по счетам 205 00, 208 00, 209 00 и 303 00 при наличии одновременно и кредиторской и дебиторской задолженности.

расчеты с учредителями в балансе

Даже в случае дебетового сальдо в целом по синтетическому счету, но при наличии кредиторской задолженности по расчетам с отдельными контрагентами суммы дебиторской задолженности отражаются по соответствующим строкам в Активе, а кредиторской – по соответствующим строкам в Пассиве Баланса (ф. 0503130).

2. Убедитесь, что по графам 4 и 7 «Средства во временном распоряжении показатели» заполнены только в допустимых строках – 170, 171 и 530, 531. показатели в иных строках Баланса (ф. 0503130) допускаются по согласованию с финорганом. при этом специалисты финансового ведомства считают допустимым показатели по строкам 570 и 590.

3. Проверьте Справку к Балансу (ф. 0503130) на наличие отрицательных показателей — по общему правилу показатель со знаком «минус» не допускаются. Исключения:

  • строка 171 – в случае превышения сумм возвратов доходов над их поступлениями. Учитывая, что основанием для отражения показателя по строке 171 являются аналитические данные по забалансовым счетам 17, открытым к счетам 1 201 00 000, а исходя из требований ст. 220.1 Бюджетного кодекса операции по исполнению бюджета в части доходов учитываются на лицевых счетах администратора доходов бюджета, отрицательные показатели в строке 171 могут быть отражены в исключительных случаях. При этом информацию о причинах наличия таких показателей необходимо раскрыть в Текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160);
  • строка 181 – в случае превышения сумм восстановленных в кассу выплат над суммой отраженных в качестве увеличения по забалансовому счету 18 выплат из кассы.

Согласно нормам ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности (основных видов деятельности) будет существенно затруднено. Аналогичная трактовка понятия «особо ценное движимое имущество» содержится в п. 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях»). Об особенностях учета объектов, относимых к особо ценному движимому имуществу, мы поговорим в этой статье.

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) определен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее – Постановление № 538).

Согласно п. 2 Постановления № 538 перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений определяются:

Маркированный список

федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

в порядке, определенном местной администрацией, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (п. 3 Постановления № 538).

Таким образом, Постановлением № 538 определены критерии отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества. Одним из таких критериев является балансовая стоимость имущества. На основании норм, изложенных в данном постановлении, учредитель для своих подведомственных учреждений разрабатывает нормативный акт, в котором устанавливает перечень особо ценного движимого имущества. Так, в отношении федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минздраву, применяется Приказ Минздрава РФ от 09.08.2012 № 72н. Виды особо ценного движимого имущества государственных бюджетных и автономных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы приведены в приложениях 1 – 6 к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.05.2012 № 448.

В бухгалтерском учете объекты нефинансовых активов, относимые к категории особо ценного движимого имущества, отражаются на следующих счетах бухгалтерского учета:

– 0 101 20 000 «Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»;

– 0 102 20 000 «Нематериальные активы – особо ценное движимое имущество учреждения»;

– 0 105 20 000 «Материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения».

Учредитель вносит изменения в перечень объектов ОЦДИ. Как это отразить в учете?

На практике иногда случается, что учредитель вносит изменения в перечень особо ценного движимого имущества. И имущество, которое ранее относилось к ОЦДН, теперь является иным движимым имуществом. При этом у бухгалтера возникает вопрос: как отразить в учете перевод имущества из категории «особо ценное движимое имущество» в категорию «иное движимое имущество»?

Инструкции № 174н1, 183н2 не содержат корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете таких операций. При смене статуса учреждения Минфин рекомендовал при приведении исходящих остатков в соответствие с требованиями новой инструкции по бухгалтерскому учету применять счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (Письмо от 22.12.2011 № 02-06-07/5236).

Конечно, природа бухгалтерских записей при переносе остатков в результате смены правового статуса учреждения и корректировочных бухгалтерских записей, производимых в результате внесения изменений в перечень объектов особо ценного движимого имущества, разная. Однако, по нашему мнению, можно провести параллель между этими операциями и применять счет 0 304 06 000.

Согласно нормам п. 5 Инструкции № 183н, п. 4 Инструкции № 174н при отсутствии в инструкциях корреспонденции счетов бухгалтерского учета в части хозяйственной операции, производимой учреждением в соответствии с законодательством РФ, учреждение вправе по согласованию с финансовым органом публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), на базе имущества которого создано учреждение (с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей инструкциям № 174н, 183н. Поэтому, принимая во внимание положения вышеназванных пунктов, учреждение согласовывает с учредителем применение счета 0 304 06 000 при совершении операций по корректировке учредителем списка особо ценного движимого имущества.

Пример 1

В результате внесения учредителем изменений в список особо ценного движимого имущества основное средство, учитываемое на счете 0 101 26 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – особо ценное движимое имущество учреждения», было отнесено к категории «иное движимое имущество». Стоимость основного средства составляет 180 000 руб., сумма начисленной амортизации – 58 000 руб. Основное средство учитывается по коду вида деятельности 4. Данные в примере условные.

Корреспонденция счетов по операциям по переводу имущества из категории особо ценного движимого имущества в категорию иного движимого имущества будет следующей:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выбыл объект нефинансового актива из состава ОЦДИ:
– в сумме начисленной амортизации 4 104 26 410 4 101 26 410

58 000

– в сумме остаточной стоимости

(180 000 — 58 000) руб.

4 304 06 830 4 101 26 410

122 000

Принят к учету объект нефинансовых активов как иное движимое имущество:
– в сумме балансовой стоимости 4 101 36 310 4 304 06 730

180 000

–в сумме начисленной ранее на ОЦДИ амортизации 4 304 06 830 4 104 36 410

58 000

Как отражается стоимость ОЦДИ на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем»?

Согласно ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом об автономных учреждениях.

В свою очередь, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом о некоммерческих организациях.

В силу п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н для учета имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, предназначен счет 0 210 06 000. Балансовая стоимость особо ценного имущества отражается на этом счете.

Корреспонденция по счету 0 210 06 000, приведенная в инструкциях № 174н, 183н, отличается от той, которая содержится в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798.Письмо не является нормативным актом, в отличие от названных инструкций. По корреспонденции счетов, указанной в п. 116 Инструкции № 174н и п. 119 Инструкции № 183н, счет 0 210 06 000 не закрывается. В связи с некорректным отражением данных операций в бухгалтерском учете и отчетности Минфин выпустил данное письмо. Также были разработаны проекты внесения изменений в инструкции № 174н и 183н, которые так и не стали нормативными актами. Информация, приведенная в проектах и названном письме, идентична. Приказом Минфина РФ от 26.10.2012 № 139н были внесены поправки в Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». Согласно данным изменениям заполнить введенные этим приказом формы можно, только если отражать операции по счету 0 210 06 000 в порядке, установленном Письмом Минфина РФ № 02-06-07/3798.

Приведем пример отражения в учете операций с особо ценным движимым имуществом.

Пример 2

Медицинское учреждение получило от учредителя имущество, ранее находившееся в эксплуатации. Согласно акту приема-передачи (ф. 0306001) балансовая стоимость оборудования составляет 350 000 руб. Сумма начисленной амортизации – 90 000 руб. По истечении некоторого времени имущество было передано другому бюджетному учреждению, подведомственному тому же учредителю. Сумма начисленной на оборудование амортизации за время его эксплуатации учреждением составила 70 000 руб. Цифры в примере условные. Предположим, что передаваемое и получаемое имущество отражается по счету 4 101 26 000.

В бухгалтерском учете операции по получению, эксплуатации и выбытию имущества будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принято к учету полученное от учредителя имущество:
– на сумму балансовой стоимости

4 101 26 310

4 401 10 180

350 000

– на сумму ранее начисленной на получаемое имущество амортизации

4 401 10 180

4 104 26 410

90 000

Отражены расчеты с учредителем на сумму балансовой стоимости полученного имущества

4 401 10 172

4 210 06 660

350 000

Отражена сумма амортизации, начисленной на оборудование (операции совершаются методом «красное сторно»)

4 401 10 172

4 210 06 660

(90 000)

Начислена сумма амортизации на имущество в течение периода его эксплуатации учреждением

4 109 00 271

4 104 26 410

70 000

Отражена сумма амортизации, начисленной на оборудование в течение отчетного периода (операции совершаются методом «красное сторно»)

4 401 10 172

4 210 06 660

(70 000)

Передано имущество другому учреждению:
– на сумму балансовой стоимости 4 401 10 241 4 101 26 410

350 000

– на сумму начисленной на имущество амортизации 4 104 26 410 4 401 10 241

160 000

Отражены расчеты с учредителем на сумму балансовой стоимости передаваемого имущества

(350 000 — 90 000 — 70 000) руб.

4 401 10 172 4 210 06 660

(190 000)

Также часто возникает вопрос, связанный с применением счета 0 210 06 000 в отношении особо ценного движимого имущества, приобретенного по коду вида деятельности 2. Минфин в Письме № 02-06-07/3798 приводит корреспонденцию счетов, согласно которой счет 0 210 06 000 применяется и в отношении имущества, учитываемого по коду вида деятельности 2. Та же информация содержалась в проектах о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н (п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н).

Применяется ли счет 0 210 06 000, если ОЦДИ приобретено по коду вида деятельности 7?

Минфин в связи с поступлением вопросов о порядке ведения бухгалтерского учета нефинансовых активов, приобретенных государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями (далее – учреждения) в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования по группе аналитического учета 20 «Особо ценное движимое имущество», а также о формировании показателей по счету 7 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в Письме от 17.01.2013 № 02-06-07/111 сообщает следующее.

Нефинансовые активы учреждения, приобретаемые в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, подлежат отражению в бухгалтерском учете на соответствующих счетах плана счетов бухгалтерского учета по коду вида деятельности 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию» по соответствующей аналитической группе: 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 30 «Иное движимое имущество учреждения».

По коду вида деятельности 7 показатели по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем», предназначенному для расчетов с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в части прав по распоряжению ОЦДИ в объеме основных средств, принятых к учету по соответствующему счету аналитического учета счета 7 101 20 000 «Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения» в рамках деятельности учреждения как получателя субсидии (после изменения типа), формированию не подлежат.

Следует ли переводить ОЦДИ с кода вида деятельности 7 на код вида деятельности 4?

До недавнего времени медицинские учреждения при приобретении имущества по коду вида деятельности 7 ввиду того, что расходы на содержание этого имущества выделялись по коду вида деятельности 4, осуществляли перевод имущества на деятельность, финансируемую за счет средств учредителя. Однако сейчас в системе здравоохранения применяется принцип одноканального финансирования.

Тариф на оплату медицинской помощи включает в себя (ч. 7 ст. 35Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»:

  • расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты;
  • расходы на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
  • расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования);
  • расходы на организацию питания (при отсутствии в медицинском учреждении организованного питания);
  • расходы на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг;
  • расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества;
  • расходы на арендную плату за пользование имуществом;
  • расходы на оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ;
  • расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 000 руб. за единицу.

Поскольку одноканальная система финансирования предполагает выделение средств на содержание имущества по коду вида деятельности 7, осуществлять перевод имущества с одного кода вида деятельности на другой не нужно. В случае если учреждение не перешло на одноканальную систему финансирования, ему следует перевести имущество, получаемое по коду вида деятельности 7, на код вида деятельности 4.

Имущество предприятия: утилизация и вывоз

После инвентаризации в организациях, коммерческих или бюджетных, возникает необходимость списать основные средства. Составляется заключение о невозможности дальнейшего использования, оформляется акт на списание. Теперь бывшие активы ‒ отходы 1 ‒ 5 классов опасности. В некоторых случаях можно говорить о ликвидационной стоимости основных средств: предприятие получает прибыль при сдаче металлолома и макулатуры. Бывают и другие ситуации:

  • оборудование содержит опасные химические соединения, например, содержание ртути относит отход к 1 классу опасности;
  • металл подвергся коррозии, содержит остатки красок, пластика, ГСМ;
  • старые документы (макулатура) прошиты металлическими скобами, переплетены ламинированными обложками или содержат конфиденциальную информацию;
  • средства индивидуальной и коллективной защиты, оборудование гражданской обороны могут быть переданы на утилизацию только специализированной организации.

Это важно! Утилизация отходов I ‒ IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности. Законодательно запрещается:

  • передача списанного имущества с опасными свойствами организациям, которые не имеют лицензии на деятельность по обращению с отходами;
  • складирование отходов сроком более 11 месяцев.

Компания «ТЕХНОПРОЕКТЪ» транспортирует и утилизирует промышленное оборудование, электронику, приборы, бытовую технику, транспорт, огнетушители, архивную документацию. Наличие действующей лицензии гарантирует заказчикам оказание услуг в полном соответствии с федеральным законодательством.

Утилизация основных средств и имущества предприятия

Оборудование, приборы

Наиболее токсичными являются отходы 1 класса опасности: например, ртутьсодержащие приборы и гальванические элементы, содержащие сульфат кадмия.

Необходимо сдавать на утилизацию имущество, оборудование, резервуары, станки, светильники и приборы. Практически все они загрязнены ядовитыми соединениями или веществами, которые способны вступать в химические реакции в окружающей среде. Ярким примером являются конденсаторы, внутри которых находится диэлектрик ‒ трихлордифенил. Это соединение способно нанести непоправимый вред окружающей среде и здоровью человека. Последствиями будут разрушение иммунной системы, онкологические заболевания, генетические мутации потомства. Поэтому оценка потенциальной опасности списанного оборудования и выбор метода утилизации должны проводиться не «на глаз», а с привлечением штатного эколога или спецорганизации.

  • Утилизация оборудования
  • Утилизация приборов
  • Утилизация основных средств

Электроника

Что может быть опасного в старом компьютере, телевизоре или факсе? Например, свинец (канцероген), который содержится в электронно-лучевых трубках мониторов и экранов. А еще ‒ кадмий и литий, они присутствуют в большинстве накопителей энергии. Токсичен красящий порошок, которым заправляются принтеры и ксероксы. Выбрасывать оргтехнику и электронику вместе с коммунальными отходами запрещается.

  • Утилизация электроники
  • Утилизация кассовых аппаратов

Транспорт

Старый автомобиль не только занимает место на базе или в гараже, «портит вид» и требует ежегодной уплаты транспортного налога. Такое имущество может стать причиной пожара, аварии, загрязнения почвы. Сдав его на утилизацию, можно освободить территорию и избежать неприятностей с контролирующими организациями, например Государственным пожарным надзором.

  • Утилизация автомобилей

Огнетушители

Выбрасывать старый огнетушитель вместе с коммунальными отходами нельзя. Газ, эмульсия или порошок, содержащиеся в баллоне, могут загрязнять окружающую среду. Попытка самостоятельно разобрать сосуд под давлением может привести к несчастному случаю. Правильно и безопасно будет привлечь лицензированную организацию на договорной основе.

  • Утилизация огнетушителей

Мебель и бытовая техника

Накопилась старая мебель? Офисные столы и стулья, диваны и кресла в обычный контейнер не выбросишь ‒ на крупногабаритный мусор нужно оформлять специальные талоны. С бытовой техникой (холодильники, плиты, стиральные и посудомоечные машины) нужно быть гораздо осторожнее. Особенно с имуществом с фреонсодержащими элементами, токопроводящими частями. Удобнее всего организовать погрузку и вывоз силами специализированной организации.

  • Утилизация старой мебели и бытовой техники

Архивные документы

Утилизация документов надежным подрядчиком обеспечит конфиденциальность и защитит от утечки информации.

  • Утилизация документов

Оформление договора на оказание услуг по обращению с отходами обеспечит:

  • Выполнение работ в заранее установленные сроки по фиксированной цене;
  • Предоставление комплекта документов для отчетности и проверок.

Для заказа услуги по вывозу и утилизации любого вида имущества коммерческого предприятия или бюджетной организации, расчета стоимости или получения консультации заполните, пожалуйста, форму или позвоните по телефону (812) 294-89-73, 294-84-74.