Отмена минимального налога УСН

С 2018 года власти планируют повысить единый налог на вмененный доход, который зачастую применяется малым бизнесом. Налог, рост которого заморожен уже два года, решили проиндексировать по инфляции Фото: Владимир Горовых / РИА Новости

Единый налог на вмененный доход в 2018 году увеличится на 3,9%, следует из проекта Минэкономразвития, опубликованного на портале проектов нормативно-правовых актов. Это произойдет за счет повышения соответствующего коэффициента-дефлятора с 1,798 до 1,868. Инфляция по итогам 2017 года составит 3,2%, в 2018-м — 4%, прогнозирует Минэкономразвития.

Повышение в соответствии с инфляцией выглядит справедливым, рассуждает эксперт сервиса для предпринимателей компании «СКБ Контур» Павел Орловский. Рост всего на 4% «не может не радовать», добавляет он.

Режим ЕНВД, который для малых предприятий является альтернативой почти всем налогам, разрешается использовать в нескольких отраслях, в частности в розничной торговле, общественном питании, оказании бытовых услуг и т.д. За налоговую базу берут вмененный доход, который рассчитывается как базовая доходность конкретного вида деятельности, умноженная на число работников или площадь помещения и еще на два коэффициента (этот доход государство «вменяет», то есть он не зависит от фактической доходности конкретного бизнеса). Первый коэффициент — повышающий коэффициент-дефлятор, который и устанавливает Минэкономразвития. Второй — понижающий, его утверждает руководство муниципалитетов. Ставка налога по этому вмененному доходу составляет 15%.

Налог на вмененный доход — один из самых популярных и удачных налоговых режимов для малого бизнеса, отмечает зампред комитета «Опоры России» по налогам Сергей Зеленов. Любое повышение по нему чувствительно, потому что покупательная способность достаточно сильно упала по сравнению с той, что была несколько лет назад, говорит он. Но рост на 4% вполне приемлем как альтернатива отмене режима ЕНВД или сокращению видов деятельности, по отношению к которым он применяется, добавляет эксперт. «Я не думаю, что такое увеличение всерьез повлияет на способность предпринимателей выплачивать этот налог», — констатирует он. Пополнения от ЕНВД будут ощутимы для местных бюджетов, полагает Зеленов.

ЕНВД зачисляется в бюджеты муниципалитетов. В январе—сентябре 2017 года, по данным Федерального казначейства, доходы от этого налога составили 51,2 млрд руб. На режиме ЕНВД работают 2,03 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (отчет ФНС на начало 2017 года). Их число при этом сокращается — еще годом ранее ЕНВД предпочитали 2,09 млн малых предприятий и ИП.

Коэффициент-дефлятор для ЕНВД, который ранее стабильно рос каждый год, был впервые заморожен при подготовке бюджета на 2016 год. Тогда его изначально планировали повысить на 16%, но решение пересмотрели: глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров внес законопроект о заморозке, отметив, что запланированный рост значительно превышает прогноз по инфляции. Затем с ним согласился и Минфин с Минэкономразвития — коэффициент оставили на прежнем уровне, что позволило сократить нагрузку на бизнес по ЕНВД на 14 млрд руб.

Похожим образом развивались события и в прошлом году. Тогда Минфин разработал предложение по росту дефлятора на 5,2%: это означало бы, что в 2017 году малый бизнес заплатит в бюджет на 4 млрд руб. больше, говорил в интервью Reuters Алексей Улюкаев, в то время занимавший пост министра экономического развития: «И никаких обоснований. То есть предлагается, чтобы заплатили больше, при этом непонятно, останутся ли плательщики этого налога в белом секторе или уйдут в тень?» Но у премьер-министра Дмитрия Медведева все-таки договорились о том, чтобы оставить ЕНВД на прежнем уровне, объяснял Улюкаев. Таким образом, заморозка продлилась еще на один год.

В какой-то мере рост ЕНВД скажется на микробизнесе, но не стоит ждать волны массовых протестов предпринимателей, рассуждает директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. Такое медленное повышение связано в том числе и с грядущими выборами президента, добавляет он: «Никто не будет создавать точки социального напряжения, в том числе в бизнес-среде». Но после выборов налоги вырастут сильнее, считает Миронов.

Минфин не ответил на запрос РБК. Представитель Минэкономразвития сообщил, что дефлятор рассчитан в соответствии с Налоговым кодексом (он предусматривает индексацию коэффициента по инфляции в предшествующем году). РБК направил вопросы главе бюджетного комитета Макарову, но не получил ответа.

Другие налоги

Минэкономразвития предлагает изменить коэффициенты-дефляторы не только применительно к ЕНВД, но и в отношении других налоговых режимов малого бизнеса — торгового сбора, упрощенной и патентной систем налогообложения. Все они увеличиваются примерно на 4%, отмечает Орловский. Что касается упрощенной системы, нынешнее повышение не повлияет на предельную величину дохода, при которой допускается использование упрощенки, поясняет он. Этот показатель заморожен до 2020 года, напоминает эксперт (112,5 млн руб. за девять месяцев года, предшествующего переходу на УСН, для перехода на этот режим и 150 млн руб. по итогам года для действующих плательщиков УСН).

Рост по патентной системе влияет на максимальный размер потенциального дохода по патенту, который могут установить региональные власти, говорит Орловский. То есть повышение коэффициента «не равно увеличению стоимости патента», у регионов пока лишь появляется такая возможность, решение остается за властями субъектов, добавляет он. Похожая ситуация и с торговым сбором, который действует в городах федерального значения: Москве, например, придется менять соответствующий закон, чтобы дефлятор повлиял на конечный размер сбора. Впрочем, это маловероятно, полагает Орловский. Совершенствование механизма обложения торговым сбором — одно из главных направлений налоговой политики Москвы в следующую трехлетку, сказано в пояснительной записке к проекту столичного бюджета.

Отказ от применения упрощенки

Главная — Статьи

  • Порядок действий
  • Отказ и уведомление
  • Минфин о сроках уведомления
  • Плюсы и минусы отказа

Переход с общего режима налогообложения на УСН и обратно возможен только с начала календарного года. При этом такой переход носит просто уведомительный характер. Но что будет, если с небольшим опозданием уведомить, к примеру, об отказе в применении «упрощенки»? По большому счету, если организация или ИП будет уплачивать вместо «упрощенного» налога налоги в рамках общего режима налогообложения, бюджет от этого только выиграет, но… Давайте разбираться, так ли все просто.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода добровольно перейти на иной режим налогообложения (п. 3 ст. 346.13 НК). Досрочно расстаться с «упрощенкой» придется, что называется, насильно в случае, если не будут соблюдены условия, позволяющие работать на УСН (превышение лимита по выручке, стоимости ОС, численности персонала и т.д.). В иных ситуациях отдать предпочтение иному режиму налогообложения можно только с начала нового календарного года.

Порядок действий

О переходе на другой налоговый режим в силу положений п. 6 ст. 346.13 Налогового кодекса (далее — Кодекс) требуется уведомить налоговую инспекцию по месту нахождения организации (месту жительства — для индивидуального предпринимателя). Данной нормой установлен и срок, в течение которого нужно направить в налоговую это уведомление — не позднее 15 января года, в котором предполагается переход на иной режим налогообложения. К примеру, об отказе в применении «упрощенки» с 1 января 2016 г. налоговый орган нужно уведомить до 15 января 2016 г.

В принципе названное уведомление можно составить в произвольной форме. Главное, чтобы в нем были указаны все необходимые реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать как налогоплательщика, который решил расстаться с УСН, так и налоговый орган, в который такое уведомление подается. С другой стороны, чтобы не упустить из виду какой-либо существенный момент, целесообразно воспользоваться формой уведомления, которая утверждена Приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. N ММВ-7-3/829@. Однако подчеркнем, что данная форма носит рекомендательный характер. И если уведомление будет представлено на бланке, который налогоплательщик разработал самостоятельно, то инспекция все равно должна его принять, причем считается, что налоговый орган должным образом уведомлен о волеизъявлении налогоплательщика.

Отметим также, что уведомление можно подать в электронной форме. Его Формат утвержден Приказом ФНС России от 16 ноября 2012 г. N ММВ-7-6/878@.

Отказ и уведомление

Как видим, Кодексом установлен порядок перехода с УСН на иной режим налогообложения. Установлен и вполне конкретный срок, в течение которого налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о своем решении.

В то же время указанное уведомление подается тогда, когда компания и ИП по факту уже работают на ином режиме налогообложения. Более того, Кодексом не установлено право налогового органа запретить налогоплательщику отказаться от УСН в пользу, к примеру, общего режима налогообложения. В связи с этим возникает вопрос: а какие может повлечь последствия несвоевременное представление в инспекцию этого уведомления?

На данный момент в судебной практике на сей счет преобладает позиция, выгодная непунктуальным налогоплательщикам. Так, в Определении ВАС РФ от 30 апреля 2014 г. N ВАС-1687/14 исходя из положений ст. ст. 346.11 — 346.13 Кодекса сделан вывод о том, что отказ от применения УСН является правом налогоплательщика и носит уведомительный характер. А поскольку в рассматриваемом деле налогоплательщик с начала года осуществлял хозяйственную деятельность, оформлял первичные документы и представлял налоговые декларации, соответствующие общей системе налогообложения, суды сочли обоснованным применение им общего режима налогообложения и вычетов по НДС. Ну а то, что налогоплательщик нарушил срок направления в инспекцию уведомления, так это ничего страшного. Ведь налоговым законодательством не предусмотрены последствия пропуска данного срока в виде запрета налогоплательщику применять иной режим налогообложения.

Аналогичный вывод сделан в Постановлениях ФАС Уральского округа от 9 октября 2012 г. N Ф09-9293/12, ФАС Центрального округа от 16 января 2014 г. N А68-276/2013 и т.д.

Минфин о сроках уведомления

Между тем у контролирующих органов по данному вопросу имеется иная точка зрения. Еще в Письме от 19 июля 2011 г. N ЕД-4-3/11587 представители ФНС России указывали на то, что Кодексом предоставлено право добровольно принимать решение о переходе с УСН на иной налоговый режим, при обязательном соблюдении условий такого перехода. В связи с чем положениями гл. 26.2 Кодекса установлены четкие сроки для реализации налогоплательщиком своего решения о переходе с УСН на иной режим налогообложения посредством направления в налоговый орган соответствующего уведомления.

Следовательно, направление налогоплательщиком уведомления о переходе с УСН на иной режим налогообложения в сроки более поздние, чем те, что определены ст. 346.13 Кодекса, является нарушением установленного порядка перехода с УСН на иной режим налогообложения. А стало быть, такой налогоплательщик не вправе осуществить указанный переход, а обязан применять УСН до конца налогового периода.

Минфин России в Письме от 3 июля 2015 г. N 03-11-11/38553 также не оставил налогоплательщикам, которые при соблюдении всех прочих требований, установленных гл. 26.2 Кодекса, несвоевременно уведомили налоговый орган об отказе в применении УСН, никаких надежд. В таких случаях, указывают финансисты, налогоплательщик применять иной режим налогообложения не вправе. То есть рассчитываться с бюджетом в рамках «упрощенки» ему придется как минимум до начала следующего года.

Плюсы и минусы отказа

Желание расстаться с УСН может быть обусловлено различными причинами. И как бы странно это ни звучало, налогоплательщиков на такой шаг нередко толкают проблемы с НДС, от которого «упрощенцы» вообще-то освобождены. Как бы там ни было, обычно переход на иной режим налогообложения планируется заранее. Поэтому в принципе бухгалтерам не должно составить особого труда заблаговременно отправить в налоговый орган уведомление об отказе в применении УСН. Тем более что ничего хитрого при его заполнении нет. Тогда останется лишь заплатить «упрощенный» налог за последний год применения УСН и представить в налоговый орган декларацию по УСН. Сделать это нужно до 31 марта года, в котором предпочтение было отдано иному режиму налогообложения (п. 7 ст. 346.21, пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК). Несвоевременное же представление названного уведомления неминуемо вызовет претензии со стороны налоговых органов, так что, скорее всего, выяснять отношения придется уже в суде. И, хотя судебная практика по данному вопросу для налогоплательщиков благоприятна, согласитесь, это еще и экономия времени, которое так необходимо для бизнеса, а заодно и нервов, которые лишними не бывают.

В завершение отметим, что с 1 января 2016 г. на законодательном уровне урегулирован вопрос об учете на УСН сумм НДС, выделенных в счетах-фактурах, что называется, на добровольных началах. Благодаря Закону от 6 апреля 2015 г. N 84-ФЗ с этого момента «упрощенцы» будут избавлены от необходимости учитывать сумму «выделенного» НДС, которая по факту у налогоплательщика и не задерживается, в составе налогооблагаемых доходов. В связи с этим представляется, что нынешним «упрощенцам», даже если их контрагенты настаивают на совместной работе только с НДС, имеет смысл подумать, прежде чем отказываться от применения УСН. Ведь «упрощенка» дает налогоплательщикам и массу преимуществ перед «общережимниками».

Что именно изменится

ИП как форма может исчезнуть в принципе, и заниматься бизнесом физическому лицу после изменений можно будет только в качестве «самозанятого лица». Всех, кто имеет работников, обяжут оформить ООО. Объяснение таким инициативам простое: фактически организуется целое предприятие, при этом ИП старается отгородиться от ответственности за работников, возникают постоянные проблемы с оформлением трудовых отношений, уплатой взносов.

Предприниматели в сравнении с юридическими лицами имеют более простую систему отчетности, ставки по налогам в некоторых случаях ниже. Да и требования контролирующих организаций к ИП намного меньше, чем к другим формам.

Представители бизнеса согласны, что изменения давно пора проводить, но не стоит делать это за такой короткий срок и предложили ограничить возможность ИП нанимать работников не более 5 человек. Предлагается сохранить статус ИП, в частности из-за того, что многие пользуются патентной системой налогообложения.

Одновременно с этим в законодательство вводиться институт самозанятого лица как способ ведения бизнеса и разработать для этого статуса отдельную систему налогообложения и взносов в социальные фонды.

Что стоит за изменениями

Предприниматели нередко уклоняются от полной уплаты налогов, и делают это разными схемами. Кроме того, из-за нечеткости законодательства в части определения малого и среднего бизнеса, те, кто фактически организует целые предприятии, получают значительные преференции перед теми, кто действительно работает сам на себя.

Последние исследования показали, что большая часть предпринимателей получает доход не больше чем средний рабочий или служащий в средней компании, иногда его доход даже меньше, а суммы, которые приходится отдавать в бюджет, значительны. По мнению представителей бизнеса, разработка дополнений специально для самозанятых – тех, кто работает один, поможет оптимизировать и распределить налоговую нагрузку между плательщиками.

С началом кризиса стало понятно, что для многих ИП действующая налоговая нагрузка обременительна. Это приводит к тому, что миллионы людей работают, не платя налогов, кроме того, они лишены из-за этого и социальной защиты. В правительстве решили не ужесточать административные меры, а направить усилия на создания хороших условий, в которых будет иметь смысл оформляться официально и работать в правовом поле.

Одна из проблем, которую предстоит решить – неэффективность патентной системы, хотя ею пользуются многие, её трудно назвать удобной для основной массы предпринимателей, желающих работать на упрощенной системе. Проблема распределения предприятий по категориям сформировалась давно, и нельзя сказать, что она носит только теоретический характер.

Где же грань разумного

Если отменят ИП полностью, то те, кто имеет большой оборот достаточно легко перейдут в ООО, выхода другого нет, а те, кто действительно работают одни, получат значительные проблемы. Сложности связаны с переоформлением документов, с налоговыми платежами. Не имя собственной бухгалтерии и соответствующих знаний предприниматели будут снова вынужденны изучать нормативные документы и корректировать отчетность.

Это приведет к тому, что многие просто уйдут в тень или прекратят деятельность. Подобное уже происходило, когда, по мнению правительства, небольшое повышение страховых тарифов привело к тому, что сотни тысяч мелких предпринимателей решили закрыть бизнес. По примерным оценкам где-то около 600 тыс. человек из-за повышений ушли в тень.

Чиновники, ответственные за принятие этих решений, видели, к чему они привели, однако каких-то шагов для исправления ситуации очень долго не предпринималось.

Бизнес боится перемен. Это аксиома. Если с нововведениями увеличится объем отчетности, вырастут ставки налогов, то проще вместо переоформления или сократить работников или перейти на черную бухгалтерию. И то и то принесет только потери для бюджета.

Негативной является и неясность будущих изменений, правительство четко ничего не говорит, и предприниматели уже готовятся к худшему. Представители бизнеса считают, что предварительно правительство должно выяснить мнение участников рынка, четко объяснив суть изменений, чтобы не сделать лишних ошибок.

Если удастся ввести простую систему налогообложения самозанятых лиц и снизить порог вхождения, то это привлечет, хотя бы часть людей, работающих в тени. Хорошие результаты не будут заметны сразу, но это дело времени. Но лучшим вариантом останется дополнение существующей системы налогообложения в части самозанятых с сохранением ИП как организационно-правовой формы, позволяющей вести бизнес.

  • Поддерживаете ли Вы инициативу о отмене ИП?

  • Да
  • Нет
  • Голосовать