Ответственность за налоговые правонарушения

Содержание

Размеры штрафов налоговой инспекции

Компании на общей системе налогообложения по общему правилу являются плательщиками НДС и должны представлять в налоговые органы декларацию по НДС. Форма декларации утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558 (п. 5 ст. 174, подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 2 приказа ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558). Если в течение квартала организация выполняла обязанности налогового агента, то в декларации придется заполнить и соответствующий раздел.

Декларацию нужно сдать не позднее 25 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом (п. 5 ст. 174, ст. 163 НК РФ).

Если декларацию по НДС не сдать в срок, то налоговая инспекция привлечет компанию к налоговой ответственности. Сумма штрафа составит 5% от неуплаченного в срок налога. Налоговая инспекция начислит штраф за каждый месяц просрочки, полный или неполный. Минимальный размер штрафа — 1000 рублей. Максимальная сумма штрафа не может превышать 30% от суммы неуплаченного в срок налога (ст. 119 НК РФ).

Кроме того директор или главный бухгалтер организации может быть привлечен к административной ответственности. Суд может как вынести предупреждение, так и оштрафовать данное лицо на 300-500 рублей (ст. 15.5, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Исчисленную сумму налога нужно перечислить в бюджет. Сделать это следует равными долями не позднее 25 числа в течение трех месяцев, следующих за налоговым периодом (ст. 163, ст. 174 НК РФ). Если не перечислить налог вовремя, то налоговая инспекция предъявит организации претензии.

Во-первых, компании начислят пени за каждый день просрочки, если налог будет перечислен с опозданием (п. 3 ст. 45, п. 3, 4 ст. 75 НК РФ). Сумму пени рассчитают по формуле:

Пени за просрочку уплаты налога (авансового платежа) = Сумма налога (авансового платежа), не уплаченная в бюджет х Количество дней просрочки (календарных) х 1/300 действовавшей ставки рефинансирования

Во-вторых, ИФНС может наложить на компанию штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ).

Правда, данный штраф можно оспорить в суде. Дело в том, что судьи при рассмотрении аналогичных дел приходят к выводу, что ситуация, когда декларация сдана, а налог не уплачен, не является основанием для штрафа. Оштрафовать можно только те фирмы, которые ошиблись с начислением налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 №15162/06). Наложение штрафа правомерно в ситуации, когда компания подаст уточненную декларацию, в которой сумма налога увеличится (письмо ФНС России от 22.08.2014 №СА-4-7/16692).

Штрафы налоговой инспекции для юридических лиц

Мера ответственности за налоговое правонарушение — налоговая санкция в виде штрафа (п.п. 1,2 ст. 114 НК РФ).

В общем случае штрафы за неуплату или неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) установлены в следующих размерах (ст. 122 НК РФ):

  • 20% от неуплаченной суммы налога, если правонарушение совершено без умысла;
  • 40% от неуплаченной суммы налога, если налоговое правонарушение совершено умышленно.
  • В иных размерах штраф взимается в двух случаях. Так, за неуплату или неполную уплату налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих или финансовых условий, не сопоставимых с рыночными, налогоплательщику грозит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (ст. 129.3 НК РФ). Указанный размер штрафа применяется, если налог доначислен за налоговый период, начиная с 2017 года (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ ).

    А за неуплату или неполную уплату сумм налога за налоговый период, начиная с 2018 года, которые возникли в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей (ст. 129.5 НК РФ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ ).

    Проверка штрафов в налоговой инспекции

    В налоговой о штрафах узнать налогоплательщик может, как правило, только в отношении себя лично. При наличии нотариально удостоверенной доверенности эту информацию о доверителе может получить и доверенное лицо (представитель) (п. 2 ст. 27 НК РФ).

    Для этого налогоплательщик или его представитель могут обратиться в налоговую инспекцию за Справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам или Справкой об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов. При этом налоговая инспекция обязана выдать такие справки в течение соответственно 5 или 10 рабочих дней со дня поступления в налоговую инспекцию запроса (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

    Удобный способ получения информации о задолженности по штрафам физлица – личный кабинет налогоплательщика.

    Также, авторизовавшись на Едином портале государственных услуг, информацию о налоговой задолженности (в т.ч. по штрафам) можно получить, воспользовавшись сервисом «Узнай свою задолженность».

    В том случае, когда неисполненная задолженность по уплате налогов и штрафов передана на исполнение судебным приставам, информацию о долге можно получить на официальном сайте ФССП в Банке данных исполнительных производств. Для этого достаточно ввести фамилию и имя налогоплательщика. Для сужения поиска можно также указать территориальный орган ФССП, отчество физлица и его дату рождения.

    Как уменьшить налоговый штраф?

    Когда налогоплательщик проиграл судебную баталию и ему начислена недоимка по налогам (сборам), имеется ли возможность хотя бы снизить начисленную сумму штрафных санкций? На практике налоговики зачастую не учитывают обстоятельства, которые позволяют снизить размер штрафа минимум в 2 раза.

    По общему правилу, при наличии смягчающих обстоятельств налоговый штраф должен быть уменьшен минимум в 2 раза (п.3 ст.114 НК РФ). Налоговая инспекция при вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения зачастую не учитывает у налогоплательщика наличие смягчающих обстоятельств для снижения штрафа (постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 г. №41/9 и Конституционного суда РФ от 15.07.1999 г. №11-П).

    Статьей 106 НК РФ предусмотрено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в НК РФ.

    Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут компании и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 и 18 НК РФ (п.1 ст.107 НК РФ).

    В соответствии с п.1 ст.112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

    1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

    При этом непредставление документов, например, по причине болезни главного бухгалтера должно быть документально подтверждено, иначе данный факт будет отклонен судом (Решение АС Нижегородской области от 04.10.2016 г. №А43-23657/2016).

    2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

    2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

    3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
    Иными словами, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, указанный в ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим.

    Таким образом, судом, рассматривающим дело, так же как и налоговым органом при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам мероприятий налогового контроля, могут быть признаны смягчающими иные обстоятельства.

    Как указано в п.19 постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 г. №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ», если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п.1 ст.112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.

    Судебная практика рассмотрения смягчающих обстоятельств, позволяющих снизить штраф

    Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, суды при наложении санкции должны учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо.

    На практике налоговики в лучшем случае снижают штраф в 2 раза. Однако суды снижают штрафы в 10 раз и больше. Проанализируем, какие смягчающие обстоятельства позволяют существенно снизить штраф. Тяжелое финансовое положение компании позволило снизить размер штрафа за неуплату налога на прибыль и НДС с 846,9 тыс. рублей до 169,4 тыс. рублей, т.е. в 5 раз (Постановление АC Северо-Западного округа от 14.04.2017 г. №А13-7201/2015). А впервые совершенное правонарушение позволяет снизить штраф за неправомерный вычет НДС в 2 раза (Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 17.04.2017 г. №А81-4/2017).

    Как показывает судебная практика, если речь идет об исполнении обязанностей налогового агента и, соответственно, снижении штрафа по ст.123 НК РФ, то суды оставляют без внимания такие причины налогового агента, как:

    • последствия ликвидации аварии в компании;
    • введение процедуры наблюдения сроком на шесть месяцев в рамках производства и связанная с этим приостановка деятельности организации;
    • снижение производительности работ;
    • отсутствие навигации и тяжелые погодные условия;
    • сложное финансовое положение;
    • важность налогоплательщика для города, в связи с созданием рабочих мест и обеспечением занятости населения.
    • Как отмечают суды, из положений ст.24 НК РФ следует, что налоговый агент должен не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из налогового законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния.

      Функция налогового агента сводится к исчислению, удержанию из доходов налогоплательщика и своевременному перечислению в бюджет НДФЛ, но никоим образом не к распоряжению по своему усмотрению такими средствами.

      В действительности, оставляя данный налог на предприятии, заявитель вместо исполнения обязанностей налогового агента незаконно использовал удержанные денежные средства в текущей деятельности компании.

      Таким образом, вмененное компании налоговое правонарушение совершено умышленно, то есть компания осознавала противоправный характер своих действий.

      В силу изложенного, довод компании о наличии на предприятии тяжелого финансового положения в целях признания такого обстоятельства, смягчающим налоговую ответственность и снижения размера наложенного штрафа суд не принимает. В рассматриваемом случае в действиях налогоплательщика суд усмотрел явное пренебрежительное отношение компании к исполнению своей обязанности как налогового агента на протяжении продолжительного периода, в связи с чем, применение пп.3 п. 1 ст.112 в корреспонденции с п.3 ст.114 НК РФ не будет соответствовать публичным интересам государства.

      Цена вопроса в данном решении – штраф в размере 6, 6 млн рублей (Решение АС Сахалинской области от 17.04.2017 г. №А59-447/2017).

      В подобном деле суд также не учел в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, добросовестность налогового агента и признание им вины в совершенном правонарушении, отсутствие неблагоприятных экономических последствий правонарушения и причиненного государству материального ущерба, тяжелое финансовое положение в проверяемом периоде, повлекшее несвоевременное перечисление НДФЛ, отсутствие умысла в совершенном правонарушении.

      Судьи подчеркнули, что добросовестное исполнение обязанностей является нормой поведения. А средства, удержанные из доходов работников компании в качестве НДФЛ, не являются для налогового агента собственными и он не вправе самостоятельно ими распоряжаться.

      Кроме того, судом было учтено, что ранее по результатам налоговой проверки компании уже принимался акт о привлечении к налоговой ответственности за неполное перечисление сумм НДФЛ (Определение АС Волгоградской области от 23.03.2017 г. №А12-41063/2016).

      Размер штрафа сам по себе не является достаточным основанием для его снижения. Как правило, налоговым агентам могут снизить штраф в 2 раза (за небольшую просрочку в перечислении НДФЛ). И исключением является снижение штрафа в 6,9 раза за несвоевременное перечисление НДФЛ (Постановление АС Дальневосточного округа от 05.10.2016 г. №Ф03-4598/2016).

      Можно ли снизить штраф за опоздание со сдачей пенсионной отчетности?

      С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются гл.34 НК РФ.

      Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться гл.15 НК РФ.

      Однако, до 01.01.2017 г., по мнению специалистов ПФР, в пенсионном законодательстве не указаны обстоятельства, исключающие вину лица в связи с непредставлением страхователем в установленный срок отчетности, не определен порядок снижения сумм штрафов за данное правонарушение. Поэтому сумма штрафа не подлежит пересмотру и снижению.

      Но, как свидетельствует судебная практика, размер штрафа можно существенно снизить. Нельзя однозначно сказать насколько будет снижен размер штрафа за позднюю сдачу отчетности. Суды по-разному оценивают наличие смягчающих обстоятельств.

      В Постановлении от 19.01.2016 г. №2-П Конституционный суд РФ указывает на индивидуализацию содержания (объема) ответственности. То есть должны быть рассмотрены конкретные обстоятельства, которые послужили причиной несвоевременного представления отчетности для рассмотрения их судом при принятии решения о смягчении вины и снижении суммы штрафных санкций.

      В качестве смягчающих обстоятельств компания привела в суде следующие факты:

    • отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам, в связи с незначительностью нарушения срока предоставления сведений (4 месяца);
    • задолженности по страховым взносам не имеется;
    • совершение такого правонарушения впервые.
    • Компанией данное нарушение не оспаривалось, а в качестве причины была названа смена руководства и главных бухгалтеров, в связи с чем, была утеряна база расчета налогов.

      Но данные доводы суд не принял, поскольку сам по себе факт уплаты взносов не влияет на правонарушение связанное с не представлением индивидуальных сведений, поскольку обязанность по уплате взносов и обязанность по представлению индивидуальных сведений являются различными.

      Таким образом, решение ПФР оставлено в силе (Решение АС города Москвы от 24.03.2017 г. №А40-248810/2016).

      В аналогичных делах (страхователи представили сведения индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением установленного срока) суд признал соразмерной сумму штрафа в размере 1 000 рублей (Решение АС Ульяновской области от 10.01.2017 г. №А72-16860/2016), 8 000 рублей, т.е. снизил в 5 раз (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 г. №А60-57728/2016), 1 000 рублей, т.е. снизил в 8 раз (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 г. №А60-51998/2016).

      В споре с фондом компании удалось снизить штраф со 131 000 рублей до 1 000 рублей, т.е. в 131 раз (Решение АС Республики Марий Эл от 01.12.2016 г. №А38-9108/2016). Арбитражный суд учел в качестве смягчающих ответственность следующие обстоятельства: признание совершения правонарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий для работников и бюджета, социально-значимый характер деятельности предприятия.

      Значительного снижения штрафа удается добиться социально значимым компаниям. Например, суд принял во внимание то обстоятельство, что деятельность учреждения является социально значимой, направленной на сохранение здоровья населения, что оно обеспечивает работой 55 человек. Кроме того, суд отметил, что неуплата учреждением страховых взносов обусловлена его добросовестным заблуждением относительно применяемого тарифа (т.е. страхователь неправомерно применял пониженный тариф), неверным толкованием правовой нормы (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 г. №А50-18767/2016).

      Можно ли применить смягчающие обстоятельства для снижения размера пени?

      Наличие смягчающих обстоятельств не поможет снизить размер пеней (Постановление КС от 17.12.1996 г. №20­П). Снижение суммы штрафа не несет за собой ущерба бюджету, поскольку согласно правовой позиции КС РФ (Постановление от 17.12.1996 г. №20-П, определение от 04.07.2002 г. №202-О), компенсацией потерь бюджета в связи с несвоевременной уплатой в бюджет налогов является пеня, которая представляет собой дополнительный и обязательный платеж в бюджет.

      Арбитражные суды опираются на вышеприведенную позицию КС РФ (Постановление АС Московского округа от 02.02.2017 г. №А40-66585/2016). И размер сниженного штрафа не имеет значения, поскольку «…из совокупности положений указанных норм не следует, что при наличии смягчающих обстоятельств подлежит снижению помимо штрафа за совершение налогового правонарушения еще и размер пени, т.е. денежной суммы, подлежащей выплате в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, которая является способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов» (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 г. №А68-5374/2016).

      Может ли налоговый орган инициировать возникновение каких-либо налоговых правоотношений?

      Все темы данного раздела:

      Предъявление требований о возврате (зачете) излишне уплаченного (взысканного) налога, о возмещении косвенного налога.
      Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за нал

      Предъявление требований о возмещении убытков, причиненных незаконными актами (действиями, бездействием) налоговых органов или их должностных лиц.
      Исходя из подп. 14 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 35 НК РФ налогоплательщики имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (б

      Возражения частного субъекта при судебном взыскании с него обязательных платежей.
      Налоговый кодекс РФ в п. 2 ст. 45 предусматривает случаи, когда взыскание налога (пени, санкций) с налогоплательщика производится только в судебном порядке. С учетом Постановления Президиума ВАС РФ

      Возражения должника в процедуре банкротства.
      Исходя из п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 25, в силу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» для целей возбуждения дела о банкротстве учитываются то

      Сборы за пользование объектами животного мира.
      Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и

      Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
      В силу п. 2 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов также признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные пр

      Содержатся ли в федеральных конституционных законах нормы налогового права?
      1) содержатся; 2) не содержатся; 3) содержатся в единственном федеральном конституционном законе — НК РФ. 35. Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ ут

      Какие нормативные акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу?
      1) такие акты не могут приниматься в силу запрета, установленного в ст. 54 Конституции РФ; 2) акты, улучшающие положение частных субъектов, если прямо предусматривают это; 3) любы

      Может ли годовалый младенец стать налогоплательщиком?
      1) не может, поскольку до появления самостоятельной гражданской дееспособности статус налогоплательщика у физического лица не возникает; 2) может, если приобретет обязанность по уплате кон

      Может ли налоговый орган отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации?
      1) может, при очевидно неверном исчислении налога в декларации; 2) не может, при условии представления декларации по установленной форме; 3) не может ни при каких обстоятельствах.

      Может ли налоговый орган инициировать возникновение каких-либо налоговых правоотношений?
      1) налоговый орган может инициировать возникновение всех без исключения налоговых правоотношений; 2) налоговый орган может инициировать возникновение некоторых налоговых правоотношений;

      Как обозначаются налоги, в которых юридический и фактический налогоплательщики не совпадают?
      1) косвенные налоги; 2) разовые налоги; 3) прямые налоги. 119. Наследник умершего индивидуального предпринимателя принял наследство. Налоговая инспекция предложил

      Какой набор элементов является минимально необходимым для того, чтобы налог являлся установленным и мог уплачиваться?
      1) налогоплательщик, объект налога, сумма налога (способ ее исчисления), срок (периодичность) уплаты, получатель платежа; 2) налогоплательщик, сумма налога (способ ее исчисления), срок (пе

      Является ли пеня за неуплату налога, в соответствии с НК РФ, мерой ответственности за налоговые правонарушения?
      1) является; 2) не является; 3) является только при виновной неуплате налога. 168. Пеня за неуплату налога, в соответствии со ст. 75 НК РФ, исчисляется исходя из

      Каким образом по общему правилу принудительно взыскивается пеня за неуплату налога?
      1) как с физических лиц, так и с организаций — в судебном порядке; 2) с физических лиц (в том числе с индивидуальных предпринимателей) — в судебном порядке; с организаций — во внесудебном

      Какой документ обязан направить налогоплательщику налоговый орган для того, чтобы иметь возможность инициировать взыскание любого налога?
      1) налоговое уведомление; 2) требование об уплате налога; 3) решение о взыскании налога. 194. Срок на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств

      Какие виды налоговых проверок предусмотрены в НК РФ?
      1) сплошная, выборочная; 2) выездная, камеральная; 3) документальная, фактическая. 202. Решение о проведении камеральной налоговой проверки: 1)

      В какой срок должен быть составлен акт камеральной налоговой проверки?
      1) при проведении камеральной налоговой проверки акт проверки не составляется; 2) не позднее 2 месяцев после составления справки о проведенной проверке; 3) в течение 10 дней после

      В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?
      1) в течение 2 месяцев со дня выявления налоговых правонарушений; 2) в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке; 3) при проведении выездной налоговой пр

      Может ли организация привлекаться к налоговой ответственности, а ее должностные лица — одновременно к административной ответственности?
      1) это возможно, т.к. привлечение организации к налоговой ответственности само по себе не освобождает ее должностных лиц от административной ответственности; 2) это невозможно, т.к. никто

      В течение какого срока налоговый орган может принять решение о привлечении к ответственности за неуплату налога по ст. 122 НК РФ?
      1) в течение трех лет со дня, следующего после окончания соответствующего налогового периода; 2) в течение трех лет со дня, следующего после срока уплаты налога; 3) в течение шест

      Каким образом по общему правилу взыскиваются штрафы за налоговые правонарушения?
      1) только в судебном порядке; 2) с индивидуальных предпринимателей — во внесудебном порядке; в остальных случаях — в судебном порядке; 3) с физических лиц, не являющихся индивидуа

      В какой срок ненормативный правовой акт налогового органа (за исключением решения по результатам проверки) может быть беспрепятственно обжалован?
      1) в течение одного года с момента его принятия; 2) в течение трех месяцев со дня, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов; 3) в тече

      Облагается ли НДФЛ доход в виде автомобиля, полученного в дар, если даритель не является родственником одаряемого?
      1) облагается в части рыночной стоимости, превышающей 1 млн. руб.; 2) облагается; 3) не облагается. 309. Прибылью в соответствии с гл. 25 НК РФ для российских орг

      Содержатся ли в федеральных конституционных законах нормы налогового права?
      Ответ: 1) содержатся. Ключ: НК РФ федеральным конституционным законом не является. В ст. 36 Федерального Конституционного закона «О Правительстве РФ&

      Какие нормативные акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу?
      Ответ: 2) акты, улучшающие положение частных субъектов, если прямо предусматривают это. Ключ: В соответствии со ст. 54 Конституции РФ законы, устанавливаю

      Может ли годовалый младенец стать налогоплательщиком?
      Ответ: 2) может, если приобретет обязанность по уплате конкретного налога путем действий своих представителей. Ключ: Исходя из ст. 19, п. 2 ст. 11 НК РФ д

      Может ли налоговый орган отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации?
      Ответ: 2) не может, при условии представления декларации по установленной форме. Ключ: В силу п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в приня

      Как обозначаются налоги, в которых юридический и фактический налогоплательщики не совпадают?
      Ответ: 1) косвенные налоги. Ключ: Наукой налогового права выделяются косвенные налоги (в настоящее время — НДС и акциз), обязанность по уплате которых как

      Какой набор элементов является минимально необходимым для того, чтобы налог являлся установленным и мог уплачиваться?
      Ответ: 1) налогоплательщик, объект налога, сумма налога (способ ее исчисления), срок (периодичность) уплаты, получатель платежа. Ключ: Минимально необходи

      Является ли пеня за неуплату налога, в соответствии с НК РФ, мерой ответственности за налоговые правонарушения?
      Ответ: 2) не является. Ключ: Пункт 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9: пеня не является мерой налоговой ответственности (ст. ст

      Каким образом, по общему правилу, принудительно взыскивается пеня за неуплату налога?
      Ответ: 3) с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в судебном порядке; с организаций и индивидуальных предпринимателей — во внесудебном порядке.

      Какой документ обязан направить налогоплательщику налоговый орган для того, чтобы иметь возможность инициировать взыскание любого налога?
      Ответ: 2) требование об уплате налога. Ключ: Налоговое уведомление направляется налогоплательщику в случае, если налог исчисляется налоговым органом (п. 2

      Какие виды налоговых проверок предусмотрены в НК РФ?
      Ответ: 2) выездная, камеральная. Ключ: Пункт 1 ст. 87 НК РФ: налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков

      В какой срок должен быть составлен акт камеральной налоговой проверки?
      Ответ: 3) в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Ключ: Пункт 1 ст. 100 НК РФ: в случае выявления нарушений законодательства о н

      В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?
      Ответ: 2) в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке. Ключ: Пункт 1 ст. 100 НК РФ: по результатам выездной налоговой проверки в

      Может ли организация привлекаться к налоговой ответственности, а ее должностные лица — одновременно к административной ответственности?
      Ответ: 1) это возможно, т.к. привлечение организации к налоговой ответственности само по себе не освобождает ее должностных лиц от административной ответственности.

      В течение какого срока налоговый орган может принять решение о привлечении к ответственности за неуплату налога по ст. 122 НК РФ?
      Ответ: 1) в течение трех лет со дня, следующего после окончания соответствующего налогового периода. Ключ: Пункт 1 ст. 113 НК РФ: лицо не может быть привл

      Каким образом по общему правилу взыскиваются штрафы за налоговые правонарушения?
      Ответ: 3) с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в судебном порядке; с организаций и индивидуальных предпринимателей — во внесудебном порядке.

      В какой срок ненормативный правовой акт налогового органа (за исключением решения по результатам проверки) может быть беспрепятственно обжалован?
      Ответ: 2) в течение трех месяцев со дня, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Ключ: Пункт 2 ст. 139 НК Р

      Облагается ли НДФЛ доход в виде автомобиля, полученного в дар, если даритель не является родственником одаряемого?
      Ответ: 2) облагается. Ключ: В соответствии с п. 18.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ (освобождаются от налогообложения) доходы в денежной и

      Ответственность за налоговые правонарушения.

      Нарушение законодательства о бухгалтерском и налоговом учете влечет за собой наложение штрафных санкций.

      Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

      Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации регламентирует ответственность за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

      Понятие грубого нарушения

      Под грубым нарушением правил ведения налогового учета, согласно абз.3 п.3 ст.120 НК РФ, понимается:

      • отсутствие первичных документов;
      • отсутствие счетов-фактур;
      • отсутствие регистров бухгалтерского учета;
      • отсутствие регистров налогового учета;
      • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

      Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета, согласно ст.15.11 КоАП РФ, понимается:

      • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
      • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%;
      • нарушение порядка и сроков хранения учетных документов.

      Штрафы за налоговые правонарушения

      В Налоговом Кодексе за грубое нарушение правил учета предусмотрены следующие административные штрафы:

      — если нарушения совершены в течение одного налогового периода, взыскивается штраф в размере 10 000 рублей;

      — если нарушения совершаются в течение более одного налогового периода, взыскивается штраф в размере 30 000 рублей;

      — если нарушения повлекли занижение налоговой базы, штраф взыскивается в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей, но если выяснится, что нарушения законодательства совершены умышленно, штраф составит 40 % от неуплаченной суммы налога.

      Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, а так же порядка и сроков хранения учетных документов грозит наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

      Как избежать административной ответственности

      При грубом нарушении правил налогового учета, повлекшем за собой занижение налоговой базы, ответственности можно избежать, если представить уточненную налоговую декларацию.

      Статьей 81 НК РФ установлено, что выполнение данного требования до того как ошибки будут выявлены сотрудниками ИФНС или налогоплательщику станет известно о назначении в отношении себя выездной налоговой проверки, может позволить ему избежать налоговой ответственности если:

      — уточненная декларация представлена по истечении срока сдачи первичной декларации, но до истечения срока уплаты налога;

      — уточненная декларация представлена после истечения срока подачи первичной декларации и срока уплаты налога, но до подачи уточненной декларации произведена уплата недостающей суммы налога и пени. Уплата пени в данном случае является обязательным условием освобождения от ответственности (пп.1 п.4 ст.81 НК РФ).

      Избежать ответственности за грубое нарушение правил бухгалтерского учета, согласно п.2 примечаний к ст.15.11 КоАП РФ, возможно в следующих случаях:

      — исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном российским законодательством порядке;

      — представления уточненной налоговой декларации и погашения соответствующей недоимки, а также уплаты пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового Кодекса.

      Штрафы за несданную вовремя отчетность

      Сроки представления деклараций в налоговые органы определены нормами НК РФ. По каждому налогу эти сроки различны. Налоговые санкции за несданную вовремя отчетность установлены статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

      Непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган влечет взыскание штрафа в размере 5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации.

      Расчет штрафа производиться за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, но не более 30% от отраженной в этой декларации суммы налога и не менее 1 000 рублей.

      За непредставление в налоговую инспекцию бухгалтерской отчетности, декларации по налогу на прибыль организации (авансовый расчет), расчета по авансовому платежу по налогу на имущество, сведений о среднесписочной численности, справок по форме 2-НДФЛ и прочих сведений и отчетов, согласно п.1 ст.126 НК РФ взимается штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

      За непредставление отчетности также налагается административный штраф. Административный штраф налагается одновременно с налоговой санкцией и не заменяет ее.

      Статьей 15.5 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 300 до 500 рублей.

      Статьей 15.6 КоАП РФ для должностных лиц организации предусмотрены административные штрафы в размерах от 300 до 500 рублей в случае с опозданием сдачи либо с отказом от сдачи бухгалтерской отчетности, а также прочих сведений и отчетов, необходимых для осуществления налогового контроля.

      Снижение штрафных санкций за налоговые правонарушения

      Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

      Смягчающими ответственность обстоятельствами признаются:

      — совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

      — совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

      — тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

      — иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

      Иными смягчающими ответственность обстоятельствами могут быть признаны:

      • отсутствие реального ущерба бюджету государственного внебюджетного фонда (нарушение не повлекло возникновения недоимки по уплате налогов);
      • совершение правонарушения впервые;
      • незначительный пропуск срока подачи деклараций и отчетности;
      • необходимость доставки документов из другого населенного пункта;
      • большой объем истребованных документов;
      • отсутствие (увольнение, отпуск, командировка) главного бухгалтера и другие.

      Перечень смягчающих обстоятельств НК РФ не ограничивает.

      В данной статье освещены нормы законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету, а также ответственность за их нарушения. Также законодательством предусмотрены штрафы за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, нарушения сроков подачи статистической и экологической отчетности, нарушения в области пенсионного обеспечения и социального страхования.

      Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, которая приведена на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

      За консультацией по вопросам ответственности за нарушения правил бухгалтерского и налогового учета, а так же по вопросам ответственности за нарушения других норм законодательства РФ Вы можете обратиться к специалистам нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

      Налоговая санкция

      Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл.16 НК РФ.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая имеет и превентивное значение — предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности, налоговой санкции.

      Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

      Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

      • — В арбитражный суд — при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя;
      • — В суд общей юрисдикции — при взыскании налоговой санкции с физического лица не являющегося индивидуальным предпринимателем;

      Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст. 107 НК РФ).

      Поскольку налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, именно за них в НК РФ установлены увеличенные размеры взысканий. Например, в силу 122 НК РФ неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления сумм налога по итогам налогового периода, выявленная при выездной налоговой проверке, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. При этом за те же действия, совершенные умышленно, штраф взыскивается в размере 40% неуплаченной суммы налога.

      Если в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговые органы выявят налоговые правонарушения, то будет принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Если будут установлены умысел и неосторожность в налоговых правонарушениях, то финансовая ответственность за налоговые правонарушения будет более жесткая.

      Обстоятельства, исключающие вину

      Помимо форм вины существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. В ст. 111 и ст. 112 НК РФ приведены обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

      Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:

      • — вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
      • — если лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
      • — использование налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам законодательства о налогах и сборах подготовленных финансовым органом;

      Представленный в статье перечень обстоятельств, также как и в ст. 111 НК РФ, является открытым. Это означает, что суды и налоговые органы на свое усмотрение могут признать то или иное обстоятельство смягчающим со всеми закрепленными в Кодексе последствиями.

      Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

      • — отсутствие события налогового правонарушения;
      • — отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
      • — совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
      • — истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

      Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

      Обстоятельства, смягчающие ответственность

      Обстоятельства, смягчающие ответственность (совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств:

      • — совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения;
      • — в силу материальной, служебной или иной зависимости;

      В НК РФ определено, что наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, влечет снижение размера налоговой санкции не менее чем в два раза. В п. 3 статьи 114 НК РФ представлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, следовательно, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, количества смягчающих обстоятельств, личности налогоплательщика или его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Также в НК РФ прописаны отягчающие обстоятельства, при наличии которых ответственность за налоговое правонарушение должна быть увеличена.

      Плательщик считается привлеченным к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Совершение в этот промежуток времени аналогичного правонарушения будет являться отягчающим обстоятельством и основанием для увеличения штрафа на 100%.

      Согласно п. 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика.

      Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года, по истечению которого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за его совершение.

      Срок, в течение которого может быть взыскана налоговая санкция, исчисляется с даты составления акта налоговой проверки (камеральной или выездной), а не вынесения решения по ее результату. Данный срок является пресекательным, т. е. не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

      налог ответственность закон