ПБУ 13 2000

1. Общие положения

1. Настоящее положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

2. При применении настоящего Положения не рассматриваются в качестве экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и т.п. действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.

3. Настоящее Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с:

  • государственным регулированием цен и тарифов;
  • применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
  • участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

4. Исходя из настоящего Положения, в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме: субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств).
Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются на:

  • средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
  • средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

2. Учет бюджетных средств

5. Организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

6. В случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

7. Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.

8. Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим, согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.

9. Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:

  • суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов — на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;
  • сумму бюджетных средств на финансирование текущих расходов — в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.

Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.

10. Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы.

11. Любые условные обязательства и условные активы, связанные с признанными в бухгалтерском учете организации бюджетными средствами, рассматриваются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/98 (утверждено приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. №57н, зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1675).

12. Если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.

13. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5 настоящего Положения, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.

14. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму, подлежащую возврату, производится запись:

  • в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов — в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату. Одновременно уменьшаются финансовые результаты организации и восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов;
  • в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов — в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования, или такой остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых результатов организации и возникновение задолженности по их возврату.

15. Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

3. Учет бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи

16. Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.

17. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном настоящим Положением для учета бюджетных средств.

18. Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), для целей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считаются прочими формами государственной помощи.

19. Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.

4. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

20. Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

21. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе внереализационных доходов как активы, полученные безвозмездно.
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, отражаютсяна счете учета финансовых результатов в составе внереализационных расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.

22. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:

  • характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
    назначение и величина бюджетных кредитов;
  • характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
  • невыполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

Основным нормативным актом, определяющим порядок учета государственных субсидий, является ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденное 16 октября 2000 г. приказом Минфина РФ № 92н.

Государственная помощь — это увеличение экономичес­кой выгоды организации в результате поступления акти­вов (денежных средств, иного имущества).

При этом эко- » номической выгодой не является деятельность государства, которая влияет на общие хозяйственные условия: создание в развивающихся регионах инфраструктуры (строительство дорог, средств связи, инженерных коммуникаций и т. д.), установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке, и т. п.

Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые организации на условиях долевого финансирования целе­вых расходов. Субвенция — это бюджетные средства, пре­доставляемые организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной осно­ве (в дальнейшем субсидии и субвенции мы будем назы­вать бюджетными средствами).

На практике государство оказывает организациям по­мощь не только в денежной, но и в натуральной форме: безвозмездно передает земельные участки, природные объекты, объекты инженерной инфраструктуры и т. д.

ПБУ 13/2000 устанавливает два способа принятия к учету бюджетных средств. Первый способ заключается в следующем: в бухгалтерском учете организации одно­временно отражаются дебиторская задолженность по бюджетным средствам и возникновение целевого финан­сирования:

Д-т 76 К-т 86 — отражена задолженность по целевому бюджетному финансированию.

По мере фактического получения средств предприятия делают проводки:

Д-т 51 К-т 76 — поступили денежные средства, предос­тавленные бюджетом;

Д-т 08 К-т 76 — поступили объекты имущества, предо­ставленные бюджетом.

Такой способ учета бюджетных средств можно приме­нять только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:

• организация уверена, что сможет выполнить условия пре­доставления бюджетных средств (подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономи­ческие обоснования, утвержденная проектно-сметная документация);

• организация уверена, что получит бюджетные сред­ства (подтверждением могут быть утвержденная бюд­жетная роспись, уведомление о бюджетных ассигно­ваниях, лимитах бюджетных обязательств и т. д.).

При втором способе бюджетные средства принимают­ся к учету по мере фактического поступления ресурсов. В бухгалтерском учете это отражается следующими про­водками:

Д-т 51 К-т 86 — поступили денежные средства, предо­ставленные бюджетом;

Д-т 08 К-т 86 — поступили объекты имущества, предо­ставленные бюджетом.

Организация определяет стоимость объектов имущества, предоставленных бюджетом, исходя из цены, по которой в сравнительных обстоятельствах она определяет стоимость таких же или подобных активов.

Порядок списания бюджетных средств зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены: для финансирования капитальных расходов, текущих расхо­дов или расходов, которые организация понесла в преды­дущем отчетном периоде.

1. Бюджетные средства получены на финансирование капитальных расходов. В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 организация, вводя объекты внеоборотных активов (основ­ных средств, нематериальных активов) в эксплуатацию, списывает со счета целевого финансирования сумму бюд­жетных средств и учитывает их как доходы будущих пери­одов.

Затем, по мере начисления амортизации, соответству­ющие суммы ежемесячно списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:

Д-т 76 К-т 86 — отражена задолженность по бюджетно­му финансированию;

Д-т 51 К-т 76 — поступило бюджетное финансирова­ние;

Д-т 86 К-т 98 — учтены бюджетные средства в составе доходов будущих периодов после оприходования объекта.

Если организации за счет бюджетных средств поку­пают внеоборотные активы, не подлежащие амортизации (объекты внешнего благоустройства, дорожного хозяй­ства, библиотечные фонды), то они в течение срока, в котором признаются расходы, связанные с выполне­нием условий предоставления бюджетных средств, спи­сывают эти средства со счета доходов будущих периодов на прочие доходы.

2. Бюджетные средства получены на финансирование текущих расходов. В этом случае в момент принятия к уче­

ту материально-производственных запасов, начисления оп­латы труда и т. п., бюджетные средства списываются со сче­та целевого финансирования и учитываются как доходы будущих периодов. Затем, по мере отпуска МПЗ в произ­водство и начисления заработной платы, соответствующие суммы списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:

Д-т 51 К-т 86 — поступили денежные средства, предоставленные бюджетом;

Д-т 10 К-т 60 — оприходованы материалы;

Д-т 86 К-т 98 — учтены бюджетные средства в составе доходов будущих периодов;

Д-т 20 К-т 10 — списаны в производство материалы;

Д-т 98 К-т 91 — отнесена на прочие доходы часть средств бюджетного финансирования.

3. Бюджетные средства получены на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов. Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, бюджетные средства, полученные на финан­сирование расходов предыдущих отчетных периодов, сна­чала отражаются в составе задолженности по бюджетному финансированию. Затем, по мере поступления эти средства списываются на прочие доходы:

Д-т 51 К-т 76 — поступило бюджетное финансирова­ние;

Д-т 76 К-т 91 — отнесены на прочие доходы бюджетные средства.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, организация должна вернуть бюджетные средства, если она использо­вала их не по назначению или не использовала в срок. Порядок отражения в учете операций по возврату бюд­жетных средств зависит от того, когда были получены эти средства — в текущем отчетном периоде или в предыду­щие годы.

Организации, которые возвращают бюджетные сред­ства, полученные в текущем году, делают исправительные (сторнировочные) проводки. Это установлено п. 13 ПБУ 13/2000.

В бухгалтерском учете организации это отражается сле­дующим образом:

Д-т 86 К-т 98 — восстановлены полученные бюджет­ные средства, ранее отнесенные в состав доходов бу­дущих периодов;

Д-т 98 К-т 91 — восстановлена часть средств бюд­жетного финансирования, отнесенная на прочие до­ходы;

Д-т 86 К-т 51 — возвращены бюджетные средства.

В соответствии с ПБУ 13/2000 организации должны раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о государственной помощи, представленной в форме суб­венций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключени­ем налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов).

Вопросы для самоконтроля

1. На каких счетах учитываются кредиты банка и займы ?

2. Как отражаются в учете проценты по кредитам ?

3. На какие цели могут поступать средства целевого фи­нансирования ?

4. Что показывает остаток по счету 86?