ПБУ

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2018 году

Все ПБУ, действующие в 2018 году:

ПБУ 1/2008
«Учетная политика организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 2/2008
«Учет договоров строительного подряда»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 4/99
«Бухгалтерская отчетность организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 5/01
«Учет материально-производственных запасов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 6/01
«Учет основных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 7/98
«События после отчетной даты»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 8/2010
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 9/99
«Доходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 10/99
«Расходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 11/2008
«Информация о связанных сторонах»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 12/2010
«Информация по сегментам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 13/2000
«Учет государственной помощи»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 14/2007
«Учет нематериальных активов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 15/2008
«Учет расходов по займам и кредитам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 16/02
«Информация по прекращаемой деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 18/02
«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 19/02
«Учет финансовых вложений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 20/03
«Информация об участии в совместной деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 21/2008
«Изменения оценочных значений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 22/2010
«Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 23/2011
«Отчет о движении денежных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 24/2011
«Учет затрат на освоение природных ресурсов».
(статьи, новости и разьяснения)

Последние редакции всех действующих ПБУ можно найти в «Справочнике бухгалтера» на «Клерке»

Новые ПБУ в 2019–2021 годах

Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2019–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета…» от от 18.04.2018 N 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета

N п/п Рабочее наименование проекта стандарта Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
1.1 Запасы 2019
1.2 Нематериальные активы 2020
1.3 Аренда 2022
1.4 Основные средства 2020
1.5 Незавершенные капитальные вложения 2020
1.6 Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) 2020
1.7 Документы и документооборот в бухгалтерском учете 2020
1.8 Доходы 2022
1.9 Некоммерческая деятельность 2021
1.10 Бухгалтерская отчетность 2021
1.11 Участие в зависимых организациях и совместная деятельность 2021
1.12 Расходы 2022
1.13 Финансовые инструменты 2022
1.14 Добыча полезных ископаемых 2022

Разработка изменений в федеральные стандарты бухгалтерского учета

N п/п Рабочее наименование проекта стандарта Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
2.1 Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» <4> 2020
2.2 Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» <5> 2020
2.3 Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» <6> 2020

Инвентаризации материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/2001 и по инициативе правоохранительных органов

Инвентаризация ― это проверка фактического наличия и состояния имущества организации, ее финансовых обязательств на определенную дату и последующее сопоставление полученных данных с данными бухгалтерского учета.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49.

Согласно ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском учете» в процессе инвентаризации происходит выявление расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов.

Инвентаризация выполняет следующие задачи в правоохранительной деятельности, такие как:

1) установление действительной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей;

2) контроль за сохранностью этих средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

3) обнаружение товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям.

4) установление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

5) проверку соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей.

С помощью инвентаризации правоохранительные органы:

1) проверяют полноту и достоверность данных бухгалтерского учета;

2) выявляют ошибки, допущенные в учете;

3) принимают на учет неучтенные хозяйственные объекты;

4) контролируют сохранность хозяйственных средств;

5) выявляют и предупреждают неучтенные ценности и допущенные потери;

6) контролирует работу материально-ответственных лиц.

Инвентаризация может быть проведена по всей организации либо по ее структурным подразделениям. Можно выделить инвентаризацию, проводимую по видам имущества и инвентаризацию по долгам и обязательствам организации.

Инвентаризация состоит из следующих обязательных частей:

1) подготовительные мероприятия ― сопровождаются изданием приказа по форме № ИНВ-22 о проведении инвентаризации (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88). На данном этапе назначается инвентаризационная комиссия, подсчитывается примерное время, которое потребуется для проведения инвентаризации. Для получения наибольших результатов необходимо грамотно разработать внутренние инструкции;

2) вещественная и документальная проверка ― сопровождается выявлением, взвешиванием, обмериванием и подсчетом материально-производственных запасов. На данном этапе происходит оформление актов инвентаризации инвентаризационных описей;

3) сравнительно-аналитические мероприятия ― сопровождаются проверкой и сопоставлением данных инвентаризационных описей и актов инвентаризации с данными бухгалтерского учета. На данном выявляются расхождения учетных оценок и текущих, происходит и подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации;

4) заключительные мероприятия сопровождаются оформлением ведомостей учета результатов, выявленных инвентаризацией по форме № ИНВ-26 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88). На данном этапе необходимо внести бухгалтерские записи в учетные регистры по результатам инвентаризации и издать приказ об утверждении результатов инвентаризации и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Методологическая база для проведения инвентаризации состоит из следующих нормативных актов:

1. ФЗ «О бухгалтерском учете»;

2. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. №44н. (взамен действовавшего ПБУ 5/98);

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н);

4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49;

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98);

6. постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;

7. постановление Госкомстата РФ от 27 марта 2000 г. № 26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»».

Функции инвентаризации:

1) учетная (можно в натуральном измерителе сравнить правильность ведения документации всех хозяйственных организаций);

2) контрольная (является методом фактического контроля за деятельностью материально ответственного лица).

Инвентаризации подвергается все имущество организации независимо от его местонахождения.

Инвентаризация бывает:

1) товарно-материальных ценностей (проводится в местах их хранения в присутствии материально ответственного лица путем проверки рабочей комиссией фактического наличия ценностей);

2) денежных средств и расчетов (в кассе проверяется фактическое наличие денежных средств).

Случаи обязательного проведения инвентаризации:

1) передача имущества организации в аренду;

2) преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия;

3) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

4) смена материально ответственных лиц;

5) установление фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

6) стихийное бедствие, пожар, авария или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;

7) ликвидация или реорганизация предприятия.

При наличии на предприятии коллективной материальной ответственности инвентаризация обязательна в следующих случаях:

1) при смене руководителя;

2) при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов;

3) по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Инвентаризацию можно классифицировать на виды по различным основаниям.

По основаниям для проведения:

1) плановая ― проводится на предприятии в определенные сроки в течение всего года по календарному плану;

2) внеплановая ― проводимая вне графика.

По объему:

1) полные ― охватывают все виды товарно-материальных ценностей. Цель — обеспечить реальность бухгалтерских балансов на конец года;

2) неполные ― охватываются отдельные виды принадлежащего предприятию имущества.

Различают инвентаризацию:

1) основных средств;

2) нематериальных активов;

3) товарно-материальных ценностей;

4) денежных средств;

5) расчетов.

По полноте охвата наименований проверяемых ценностей:

1) сплошные ― охватывают все разновидности наименований товарно-материальных ценностей, средств и расчетов;

2) выборочные инвентаризации ― проверяется только какая-то совокупность материальных ценностей.

Инвентаризации по инициативе правоохранительных органов применяется восновном на предприятиях торговли и общественного питания, где значительная часть хозяйственных операций при продаже товаров за наличный расчет не оформляется первичными документами.

Инвентаризация организуется на основании распоряжения руководителя организации. В случае ее проведения по инициативе правоохранительных органов руководитель органа дознания направляет мотивированный документ на имя руководителя организации.

Требование о назначения инвентаризации может быть направлено по почте.

Основаниями проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов являются сведения:

1) о присвоении или растрате чужого имущества, вверенного материально ответственному лицу;

2) о фактах обмана потребителей;

3) об изготовлении неучтенных товаров, завозе неучтенной или фальсифицированной продукции;

4) об умышленном уничтожении имущества;

5) о наличии информации об умышленной пересортице, документально не оформленных ценностях.

Ознакомившись с имеющейся информацией, сотрудник правоохранительного органа может принять решение о назначении инвентаризации на конкретном объекте. При этом необходимо провести подготовительные действия, направленные на обеспечение внезапности и эффективности предстоящей проверки.

Перед началом инвентаризации могут быть произведены следующие действия:

1) закрытие организации, предприятия и прекращение торгово-закупочных, расчетных операций;

2) изъятие в присутствии руководителя организации всех приходно-расходных документов, при необходимости визирование их;

3) изъятие документов оперативно-технического учета, а также черновых записей.

Инвентаризации может быть проведена успешно только при соблюдении ряда требований:

1) комиссионности ― создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия;

2) внезапности. Проведение инвентаризации должно быть для проверяемых неожиданным;

3) действительности. Все виды товарно-материальных ценностей подлежат обязательному подотчету, взвешиванию, обмеру;

4) непрерывности. При невозможности закончить инвентаризацию в течение 1 дня она должна быть закончена в течение последующих дней.

По прибытии комиссии сотрудники правоохранительных органов представляются ей и объясняют причины проведения инвентаризации.

Прежде чем комиссия приступит к непосредственному снятию остатков, материально ответственное лицо должно дать подписку, что к моменту проведения инвентаризации у него на руках нет никаких приходных и расходных документов, не приложенных к отчету.

Начинать инвентаризацию рекомендуется с кассы. Результаты инвентаризации кассы оформляются актом.

Перед началом инвентаризационная комиссия должна провести следующие действия:

1) проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения;

2) получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении (п. 3.14. Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (утв. приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. №№ 20н, ГБ-3-04/39)).

Проверка фактического наличия имущества производится при участии материально ответственных лиц.

На заключительном этапе инвентаризации осуществляется сравнения показателей бухгалтерского учета с данными инвентаризационной описи.

По результатам инвентаризации составляются следующие документы:

1) документы, где фиксируются фактические остатки (инвентаризационные описи);

2) документы, на основе которых определяются результаты инвентаризации (сличительная ведомость);

3) акт результатов инвентаризации;

4) акт контрольной проверки проведенной инвентаризации;

5) расчет естественной убыли;

6) акт на испорченные товары;

7) объяснения материально ответственного лица;

8) решение руководителя по результатам инвентаризации;

9) иные документы.

Для отражения полученных при инвентаризации данных фактического наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения и на всех этапах их движения в организации применяется Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-3. Выявленные не отраженные в учете материальные ценности также подлежат включению в указанную Инвентаризационную опись.

Излишки имущества, выявленные при инвентаризации, в соответствии с подп. «а» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 № 34н, приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации.

При проведении инвентаризации по инициативе правоохранительных органов описи должны быть составлены не менее чем в 3 экземплярах как рукописно, так и с использованием средств вычислительной и другой организационной техники. Все экземпляры инвентаризационной описи считаются подлинниками.

Результатами инвентаризации являются:

1) равенство фактического и книжного остатков;

2) превышение фактических остатков над книжными;

3) превышение книжного остатка над фактическим.

По окончании инвентаризации ее материалы рассматривают на заседании постоянно действующей инвентаризационной комиссии, на котором выясняют причины недостач и излишков.

По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета проверок правильности проведения инвентаризаций.

Сотрудник правоохранительного органа, по инициативе которого назначена инвентаризация, проверяет правильность заполнения инвентаризационной описи, а также наличие подписей членов комиссии.

Результаты инвентаризации являются основными доказательствами при расследовании хищений, поэтому инвентаризационные документы приобщаются к проверочным материалам и уголовным делам. Эти документы дают возможность правоохранительным органам устанавливать факт и сумму недостач и излишков товарно-материальных ценностей.

Способы сокрытия недостач при проведении инвентаризации:

1) занесение в инвентаризационную опись несуществующих товаров (может быть выявлен путем опроса лиц, принимавших участие в инвентаризации);

2) последующая дописка количества товаров в инвентаризационных описях (можно обнаружить путем сопоставления различных экземпляров описей);

3) составление бестоварных расходных накладных;

4) несвоевременное оприходование товаров.

Одним из результатов инвентаризации является наличие излишков товарно-материальных ценностей.

Различают две группы искажений результатов инвентаризации при сокрытии излишков:

1) сокрытие излишков путем искажения данных о фактических остатках материальных ценностей (невключение в опись фактически имевшихся в наличии ценностей путем обмана членов комиссии или по сговору с ними; дописки штрихов, запятых и цифр в графе «количество товаров»);

2) подлоги, совершаемые с помощь искажения книжных остатков:

а) составление из товарных приходных накладных, увеличивающих книжный остаток и соответственно уменьшающих размер излишков;

б) несвоевременное (досрочное) оприходование ценностей (к товарным отчетам, составленным до инвентаризации, прилагаются приходные документы, поступившие позднее);

в) несвоевременное проведение по отчетности расходных документов.

Для учета имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

При определении доходов и расходов методом начисления датой признания прочего дохода в виде стоимости излишков материалов считается дата оприходования этих излишков (по аналогии с подп. 1 п. 4 ст. 271 НК), которое оформляется приходным ордером по форме № М-4.

Способы предупреждения противоправных действий при проведении инвентаризации:

1) до начала фактического снятия остатков у материально ответственного лица необходимо взять подписку о том, что все документы приложены к отчету и у него ничего не осталось;

2) представитель правоохранительного органа удостоверяет своей подписью товарные отчеты и приложенные к ним первичные документы за несколько дней, до проведения инвентаризации.

При выявлении попыток сокрытия излишков сотрудники правоохранительных органов обязаны выяснять причины нарушений, проводить опрос членов инвентаризационной комиссии, выявлять соучастников.

Заключительная проверка качества проведенной инвентаризации состоит из двух частей:

1) проверяется правильность определения остатка в ходе проведения инвентаризации:

а) полнота проверки товарно-материальных ценностей в натуре;

б) правильность отражения в инвентаризационной описи товаров, предъявленных комиссии;

в) правильность таксировки и подсчетов в инвентаризационной описи;

2) проверяются учетные данные бухгалтерии:

а) правильность указания остатка на начало межинвентаризационного периода;

б) учтены ли бухгалтерией все приходные и расходные документы;

в) полностью ли учтены нормы естественной убыли;

г) полнота проведения зачетов недостач и излишков.

Результаты инвентаризации — это самый распространенный способ собирания и закрепления фактических данных, при помощи которых можно не только установить ущерб, нанесенный противоправным деянием, но и получить материалы, которые могут быть доказательством по делу.