Плата за загрязнение

За что нужно платить

Статьей 16 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что плату надо перечислять за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • атмосферные выбросы стационарными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

Плата за атмосферные выбросы

Вносить плату за выбросы в атмосферный воздух организации должны независимо от вида деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Если они оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то обязанность есть. Это следует из статей 16, 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ.

Плата за загрязнение водных объектов

Обязанность вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты возникает в процессе деятельности организаций, у которых образуются сточные воды. Ведь их сбрасывают в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения (постановление Правительства от 13.09.2016 № 913).

Платеж за размещение отходов

Если в процессе работы у организации образуются отходы, то она обязана перечислять за загрязнение окружающей среды особый платеж.

Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды
Как заполнить платежное поручение по налогам и страховым взносам,
Какую отчетность сдавать в Росприроднадзор,
Кто платит за негативное воздействие на окружающую среду,
Оцените ответ Полезный Бесполезный ПомощникСайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2018–2019 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Подробнее о периоде, на который этот документ распространяет свое действие, читайте в статье «Утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

С 2010 года ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. То есть за 2018 год декларация должна быть представлена в Росприроднадзор не позднее 08.03.2019, т.к. 10.03.2019 — выходной день.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Подробнее о представлении декларации читайте в статье «Как сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду?».

См. также «Росприродназдзор предложил заявления о зачете и возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Платежи за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования. Формирование экономического механизма взимания платы за загрязнение окружающей среды следует рассматривать поэтапно.

Основой современной системы платежей является методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба (1983) и методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства (1983). Согласно этим документам рассматривались два методических подхода к расчету платы;

первый подход — плата исходит из расчета суммы полного экономического ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей среде (либо ущерба, нанесенного только в результате превышения установленных нормативов);

второй подход — плата включает затраты на осуществление природоохранных мероприятий.

Поскольку, как было отмечено выше (п, 3.3), определение экономического ущерба имеет ряд методических трудностей, предпочтение отдавалось второму подходу. Однако в целом методические разработки не имели практической значимости. Кроме того, до конца 80-х годов доминировал подход к загрязнению окружающей среды как преступной деятельности, которая устраняется путем применения жестких административных методов.

В 1990 г. началось проведение экономического эксперимента по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования. Цели эксперимента:

отработка методических подходов к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение окружающей среды;

определение фактических размеров платежей за загрязнение;

определение источников выплат и направлений расходования собранных средств.

Основные выводы эксперимента:

выявлена необходимость создания правовой основы экономического механизма взимания платы за загрязнение;

создана система внебюджетных экологических фондов, которые аккумулировали средства от поступления платежей;

предприятия стали утверждать нормативы воздействия на окружающую среду— ПДВ (ПДС), а также находить средства на проведение природоохранных мероприятий

Следующий этап развития экономического механизма введения платежей за загрязнение связан с утверждением нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в 1992 г. В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы:

плата должна носить единый межотраслевой характер (вне зависимости от отраслевой принадлежности предприятия);

плата зависит от массы и состава выбросов;

плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах:

плата учитывает региональную экологическую специфику {величину ассимиляционного потенциала природной среды);

плата должна выполнять стимулирующую функцию (побуждать предприятия к осуществлению природоохранных мероприятий);

порядок взимания платы должен носить законодательный характер.

В результате было введено два норматива платы:

за ПДВ;

за превышение ПДВ (в кратном размере).

Платежи осуществлялись за счет прибыли предприятий.

Через коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов была учтена экологическая специфика регионов.

Суммарная величина платежа за загрязнение определялась следующими факторами:

общая масса выбросов (сбросов, отходов);

структура выбросов и агрессивность ингредиентов по отношению к природной среде;

соблюдение установленных нормативов ПДВ (ПДС);

структура загрязняющих веществ по активности их воздействия на население;

уровень использования ресурсосберегающих технологий;

проведение природоохранных мероприятий в заданных объемах и в установленные сроки;

эффективность использования действующего природоохранного оборудования.

С 2004 г. вступил в действие Закон КР “Об охране окружающей природной среды”, который закрепил введение платы за загрязнение и другие виды воздействия.

Следующий этап в развитии экономического механизма взимания платы за загрязнения связан с утверждением порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Этот документ был дополнен документами нормативно-методического характера, определяющими применение базовых нормативов платы, порядок взимания платы с учетом коэффициентов инфляции.

В это время на всех уровнях управления природопользованием и охраной окружающей среды возникли специальные отделы по экономическому механизму природопользования. В структуре Госналогслужбы были созданы специальные подразделения, осуществляющие контроль над 10%-ми платежами в госбюджет.

В настоящее время действует введенная в 1993 г. система платежей за загрязнение окружающей среды. Плата за загрязнение взимается с предприятий, организаций, других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории КР.

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности следующие виды воздействия на окружающую среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (в т.ч. через канализационные системы), а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

размещение отходов.

По своей экономической сути норматив платы за загрязнение эквивалентен части величины годового удельного экономического ущерба от загрязнения, предназначенной на возмещение затрат по предотвращению воздействия выбросов загрязняющих веществ на реципиентов и достижение допустимого уровня загрязнения.

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для природной среды и здоровья населения. Базовые нормативы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода 4-го класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов. Показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества рассчитываются как величина, обратная ПДК данного вещества в атмосферном воздухе или водном объекте.

Базовые нормативы платы ежегодно увеличиваются на коэффициенты индексации с учетом инфляции, а также корректируются на коэффициенты экологической ситуации, которые учитывают суммарное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещением отходов загрязняющих веществ на данной территории. Основой этих коэффициентов является показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономического района. Коэффициенты экологической ситуации могут быть увеличены решением органов исполнительной власти субъектов Федерации:

для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, на территории национальных парков, заповедников, в экологокурортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции (до двух раз);

для природопользователей, осуществляющих выбросы в атмосферу городов и промышленных центров, — на 20%.

Установлены два вида базовых нормативов платы:

за нормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (в пределах ПДВ, ПДС);

за сверхнормативные (сверхлимитные) выбросы.

Таким образом, в России используется система двухставочного платежа:

плата за выбросы, осуществленные в пределах установленного норматива;

плата за сверхнормативные выбросы (в размере 5-кратной ставки за нормативные выбросы).

Например, если выбросы в атмосферу меньше, чем установленные лимиты, то плата рассчитывается по формуле:

Если по некоторым ингредиентам имеется превышение фактических выбросов над лимитами, используется следующая формула:

, где

P — ставка платежа за выбросы 1-го вещества,

Vi — фактические объемы выбросов 1-го вещества,

Vin — нормативные объемы выброса 1-го вещества,

m — число загрязняющих веществ.

Суммарный платеж за все выбросы в атмосферу составит следующую величину:

, где

k — коэффициент, характеризующий региональную специфику территории.

Базовые нормативы платы за выбросы в атмосфер: от стационарных и передвижных источников установлены по 217 видам загрязняющих веществ и дифференцируются (1992) в пределах допустимых нормативов от 0,6 руб./т (по ненталу) до 16 500 000 руб./т (по бензапирену). Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты установлены по 198 загрязняющим вредным веществам и различаются от 2 руб./т (по сухому остатку) до 221 750 000 000 руб./т (по фоксину).

Коэффициенты экологической ситуации состояния атмосферного воздуха установлены по II экономическим районам (от 1,0 по Дальневосточному до 2,0 по Уральскому). Коэффициенты состояния водных объектов установлены по бассейнам морей — наибольшие значения соответствуют бассейну реки Кубани (от 1,49 до 2,9).

Источники платы за загрязнение окружающей природной среды:

себестоимость продукции — в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС);

прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов.

Кроме того, при невыполнении требований по оформлению документов (разрешений на выброс, сброс — ВСВ, ВСС) весь объем загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитный и предприятие должно выплачивать как платежи, так и штрафы из оставшейся в его распоряжении прибыли.

При взимании платежей за загрязнение предусмотрены льготы, которые выполняют стимулирующую роль для предприятия (см. п. 4.7). Эти льготы не имеют самостоятельного значения, а отражены в виде льгот при налогообложении доходов, имущества предприятий.

Согласно Закону РФ “Об основах налоговой системы” (1991) следующие виды льгот: изъятие из налогооблагаемой базы определенных объектов, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, налоговый кредит.

Таким образом, из налогооблагаемой прибыли предприятия исключаются суммы:

реинвестируемые внутри предприятия на природоохранные нужды или используемые на финансирование долевого участия в строительстве и эксплуатации региональных объектов экологической инфраструктуры (в размере 30% от капитальных вложений на природоохранные мероприятия);

взносов в экологические фонды (не более 3% налогооблагаемой прибыли).

При налогообложении имущества предприятия исчисляемая для целей налогообложения сумма уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектив природоохранного назначения. А для малых предприятий при приобретении природоохранного оборудования, проведении ими научно-исследовательских и конструкторских работ используется инвестиционный налоговый кредит в размере 10% от цены закупленного и введенного в действие оборудования, изготовленного в РФ, в котором стоимость закупленных за пределами РФ составляющих не превышает 40% общей стоимости.

Размеры платежей корректируются территориальными природоохранными органами с учетом освоения предприятием средств, выделяемых на природоохранные мероприятия. Основой для этого является план мероприятий, проводимых предприятием, согласованный “Примерным перечнем природоохранных мероприятий”. При этой корректировке подлежат только 90% суммы платежей (10% направляются в федеральный бюджет для финансирования деятельности территориальных органов охраны природы). Все расчеты основываются на проектно-сметной документации предприятия, в состав которой входит эколого-экномический паспорт предприятия

Практически предприятия осуществляют следующие действия в связи с платежами за загрязнение:

плановые и фактические расчеты платежей поквартально и в целом за год (расчеты могут уточняться по окончании планового периода в сторону как увеличения, так и снижения в зависимости от фактических затрат);

планирование и учет природоохранных затрат;

согласование и утверждение расчетов платежей в природоохранных органах;

отчитываются перед природоохранными органами и налоговой службой.

Средства от платежей за загрязнение (плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов) перечисляются, согласно Закону “Об окружающей природной среде”, в бесспорном порядке:

  • 90% — на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов (федерального, регионального и местного уровня — 10, 30, 60% соответственно);
  • 10%—в доход федерального бюджета для финансирования деятельности органов государственного управления в области охраны окружающей среды.

Таким образом, 10%-е отчисления от платы за загрязнение окружающей природной среды относятся к обязательным платежам в федеральный бюджет и имеют налоговый характер.

Перечисление платежей предприятием отражается в его бухгалтерской отчетности (план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий).

Контроль за правильностью расчетов и поступлением средств от платежей за загрязнение во внебюджетные экологические фонды осуществляют территориальные подразделения Госкомитета по охране окружающей природной среды, а за поступлением 10% в доход федерального бюджета — Госналогслужба совместно с территориальными органами охраны природы.

В случае занижения предприятием размеров платежей в бюджет с него взыскивается из прибыли вся сумма заниженных или сокрытых платежей, а также штраф (основанием является акт о выявленных нарушениях, составляемый контролирующими органами). В случае несвоевременного поступления средств взыскивается пеня в размере 0,3% от суммы платежа за каждый день просрочки.

Излишние платежи, поступившие в результате неправильного их начисления, подлежат возврату по письменному заявлению предприятия в течение 30 дней с даты его поступления или зачету в счет будущих периодов

Если платежи за загрязнение окружающей среды сверх установленных предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то контролирующие органы ставят вопрос о приостановке или прекращении деятельности этого предприятия.

Таким образом, значение платежей за загрязнение заключается в стимулировании предприятий к самостоятельному осуществлению природоохранных мероприятий, а также в аккумулировании средств в системе внебюджетных экологических фондов для проведения природоохранных мероприятий.

Рассмотрим некоторые проблемные аспекты действия экономического механизма взимания платы за загрязнение.

Отсутствие целостности .системы права: несоответствие принятых законов (о предприятии, о налогообложении) Закону “Об охране окружающей природной среды”.

Различная методологическая база расчета платы за загрязнения, сохраняющая традиции ведомственного подхода (например, разногласия по нормативам платы за сброс сточных вод промышленного происхождения между природоохранными органами и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства).

Фактическое невзимание платы за загрязнения, превышающие ПДВ, по причине сложности установления и доказательства причинно-следственных связей.

Низкие размеры индексации платежей за загрязнение.

В условиях прогрессирующего экономического спада производства предприятия не в состоянии платить большие штрафы, что приводит к усилению административно-правовых форм воздействия на предприятия.

Корректировка платежей за загрязнение не имеет законодательного станса, она зависит от конкретных ответственных лиц. В результате, как показывает практика, льготы по платежам не выполняют своей стимулирующей функции и не всегда обоснованы.

При несоблюдении сроков уплаты и других нарушениях по платежам, направляемым в систему внебюджетных экологических фондов, нормы налогового законодательства не применяются.

Перспективы развития экономического механизма взимания платы за загрязнение окружающей среды в частности определяются следующими направлениями:

развитие природоохранного законодательства, в т.ч. по упорядочению использования льгот по платежам за загрязнение;

формирование рыночных институтов природопользования, дополняющих систему правового и административно-экономического механизма;

введение действенной системы контроля над незарегистрированными источниками загрязнения;

введение новых видов платежей с учетом региональных особенностей хозяйственной деятельности, а также технологических особенностей производства; например, взимание платы за загрязнение почв, особенно в районах интенсивного земледелия; проработка вопросов взимания платежей за особо опасные виды загрязнения; введение платежей на топливо и др.;

использование системы компенсационной ответственности и штрафных санкций за загрязнение окружающей среды в ходе военных действий, испытаний оружия, уничтожения боеприпасов и вооружений;

усовершенствование механизма индексации базовых ставок в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции.

С экономической точки зрения плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия на нее является платой за пользование ассимиляционным потенциалом природной среды. В этом значении она, как и плата за пользование всеми природными ресурсами, должна отражать реальные значения общественных издержки производства. В западных странах эти платежи получили название «Pigovian tax» (пигувианский налог — по имени учёного предложившего его) Пигувианский налог — это абсолютная величина, численно равная «зазору» (разнице между общественно необходимыми издержками на производство(воспроизводство) этого товара и его рыночной цены.