Плательщики акцизов

3. Кто является плательщиками акцизов?

  • •Тесты Тема: Теоретические основы налогообложения
  • •1. В чем заключается содержание фискальной функции налогов?
  • •2. В чем заключается содержание регулирующей функции налогов?
  • •7. Что понимается под объектом налогообложения?
  • •8. Что понимается под налоговым периодом?
  • •9. Что понимается под сроком уплаты налогов и сборов?
  • •10. Что понимается под налоговыми льготами?
  • •Тесты Тема: Налог на добавленную стоимость
  • •1. Какие операции признаются объектом обложения ндс?
  • •2. Кто является плательщиками ндс?
  • •8. Как определяется сумма ндс, подлежащая уплате в бюджет?
  • •3. Кто является плательщиками акцизов?
  • •4. Какие операции не подлежат налогообложению акцизами?
  • •5. Что является объектом налогообложения акцизами?
  • •6. Какой налоговый период установлен для налогоплательщиков акцизов?
  • •7. Какие суммы акциза подлежат налоговым вычетам?
  • •8. Каковы ставки акцизов?
  • •1. Адвалорные, в абсолютной сумме на единицу измерения, комбинированные;
  • •9. Как определяется налоговая база при реализации произведенных подакцизных товаров?
  • •10. На какие суммы производится увеличение налоговой базы акциза?
  • •Тесты Тема: Налог на доходы физических лиц
  • •1. В каком размере предоставляются социальные налоговые вычеты при расчете налога на доходы физических лиц?
  • •2. Какие налоговые ставки установлены по налогу на доходы физических лиц?
  • •13 %; 35 %; 30 %; 9%;
  • •3. Какие доходы физических лиц облагаются налогом по ставке 35 %?
  • •4. Что является объектом налогообложения налога на доходы физических лиц?
  • •5. Кто является плательщиками налога на доходы физических лиц?
  • •6. Кто имеет право на получение профессионального налогового вычета?
  • •7. К каким налогам относится налог на доходы физических лиц?
  • •8. Какие доходы не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц?
  • •9. В каком размере предоставляются имущественный налоговый вычет при расчете налога на доходы физических лиц?
  • •10. В каком размере предоставляются стандартные налоговые вычеты при расчете налога на доходы физических лиц?
  • •6. Какие ставки установлены по единому социальному налогу?
  • •7. Как определяется налоговая база по единому социальному налогу?
  • •8. В какие сроки производится уплата единого социального налога?
  • •9. Какой порядок исчисления единого социального налога?
  • •10. Какие суммы не подлежат налогообложению единым социальным налогом?
  • •Тесты Тема: Государственная пошлина
  • •1. Что понимается под государственной пошлиной?
  • •2. Кто является плательщиком государственной пошлины?
  • •3. Каков порядок и сроки уплаты государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд рф, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям?
  • •2. Уплачивается ли налог на имущество организаций при применении упрощенной системы налогообложения?
  • •6. Как определяется среднегодовая (средняя) стоимость имущества для расчета налога на имущество организаций?
  • •7. Каким образом исчисляется сумма авансового платежа по итогам каждого отчетного периода по налогу на имущество организаций?
  • •6. Какие применяются ставки налога на игорный в случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов рф?
  • •4.Что не является объектом обложения транспортным налогом?
  • •5. Как определяется налоговая база по транспортному налогу?
  • •6. К каким налогам относится транспортный налог?
  • •7. Из какого источника уплачивается транспортный налог?
  • •8. Какой порядок исчисления транспортного налога?
  • •9. Что понимается под налоговым периодом по транспортному налогу?
  • •10. В каком порядке производится исчисление транспортного налога в случае регистрации транспортного средства или снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода?
  • •5. Каковы ставки земельного налога, установленные главой 31 Налогового кодекса рф?
  • •3. 0,3%; 1,5%.
  • •6. В отношении каких земельных участков ставка земельного налога не может превышать 0,3%?
  • •7. В каком порядке производится исчисление земельного налога в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу?
  • •3. Кто освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц?
  • •4. К каким налогам относится налог на имущество физических лиц?
  • •7. Какие организации не подпадают под действие упрощенной системы налогообложения?
  • •8. Что предусматривает применение упрощенной системы налогообложения для организаций?
  • •9. По каким налогам сохраняется действующий порядок их уплаты для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения?
  • •2. Какой порядок зачисления сумм единого налога на вмененный доход?
  • •3. Какие виды предпринимательской деятельности переведены на уплату единого налога на вмененный доход?
  • •4. Какая ставка единого налога на вмененный доход?
  • •8. Что является объектом налогообложения единого налога на вмененный доход?
  • •9. Кто является плательщиками единого налога на вмененный доход?
  • •10. Какие налоги взимаются при введении единого налога на вмененный доход?

Повышение оригинальности

Санкт-Петербург
2011 год

    Введение……………………………………………………………………….3
    Акцизы в России………………………………………………………………4
    Акцизы в Армении…………………………………………………………..13
    Акцизы в Латвии…………………………………………………………….18
    Заключение…………………………………………………………………..23
    Список литературы………………………………………………………….24

Введение.
Акцизы были введены Законом Российской Федерации «Об акцизах» от 06.12.91. В настоящее время порядок применения акцизов регулируется гл. 22 НК РФ. Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателями. Акцизы устанавливаются на высокорентабельную продукцию и товары, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также социально- вредные товары.
Товары, облагаемые акцизами, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой.
Государство использует акцизы для регулирования спроса и предложения, а также для пополнения государственного бюджета.
Как и большинство налогов, акцизы обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. Фискальная функция заключается прежде всего в том, что акцизы являются косвенным налогом, регулирующая функция — в том, что в основе налог обложения подакцизных товаров лежат издержки, которые несет общество в виде расходов государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг.
Акцизы в России.
Налогоплательщиками акциза (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Подакцизные товары
1) спирт этиловый из всех видов сырья;

      спирт коньячный;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

    виноматериалы;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента
4) табачная продукция;
5) автомобили легковые;
5.1) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
6) автомобильный бензин;
7) дизельное топливо;
8) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
9) прямогонный бензин. Для целей настоящей главы под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:

— реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
— продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
— передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
— передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
— передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
— передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
— передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
— передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
— ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
— получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.
— получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
— передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта и (или) коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе передача произведенного этилового спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке).
Налоговый период — календарный месяц.
Налоговые ставки

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно
1 2 3 4
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке) 190 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 230 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 245 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового) 231 рубль за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 254 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 280 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового) 190 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 230 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 245 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового 5 рублей за 1 литр 6 рублей за 1 литр 7 рублей за 1 литр
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие 18 рублей за 1 литр 22 рубля за 1 литр 24 рубля за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно 0 рублей за 1 литр 0 рублей за 1 литр 0 рублей за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления спирта этилового 10 рублей за 1 литр 12 рублей за 1 литр 13 рублей за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента 17 рублей за 1 литр 21 рубль за 1 литр 23 рубля за 1 литр
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) 510 рублей за 1 кг 610 рублей за 1 кг 650 рублей за 1 кг
Сигары 30 рублей за 1 штуку 36 рублей за 1 штуку 39 рублей за 1 штуку
Сигариллы (сигариты), биди, кретек 435 рублей за 1 000 штук 530 рублей за 1 000 штук 565 рублей за 1 000 штук
Сигареты с фильтром 280 рублей за 1 000 штук + 7 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 360 рублей за 1 000 штук 360 рублей за 1 000 штук + 7,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 460 рублей за 1 000 штук 460 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 590 рублей за 1 000 штук
Сигареты без фильтра, папиросы 250 рублей за 1 000 штук + 7 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 310 рублей за 1 000 штук 360 рублей за 1 000 штук + 7,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 460 рублей за 1 000 штук 460 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 590 рублей за 1 000 штук
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно 27 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 29 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 31 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) 260 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 285 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 302 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5 5 995 рублей за 1 тонну 7 725 рублей за 1 тонну 9 511 рублей за 1 тонну
класса 3 5 672 рубля за 1 тонну 7 382 рубля за 1 тонну 9 151 рубль за 1 тонну
класса 4 и класса 5 5 143 рубля за 1 тонну 6 822 рубля за 1 тонну 8 560 рублей за 1 тонну
Дизельное топливо:
не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 5 2 753 рубля за 1 тонну 4 098 рублей за 1 тонну 5 500 рублей за 1 тонну
класса 3 2 485 рублей за 1 тонну 3 814 рублей за 1 тонну 5 199 рублей за 1 тонну
класса 4 и класса 5 2 247 рублей за 1 тонну 3 562 рубля за 1 тонну 4 934 рубля за 1 тонну
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 4 681 рубль за 1 тонну 6 072 рубля за 1 тонну 7 509 рублей за 1 тонну
Прямогонный бензин 6 089 рублей за 1 тонну 7 824 рубля за 1 тонну 9 617 рублей за 1 тонну.

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
с 1 августа по 31 декабря 2011 года включительно с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно
1 2 3 4
Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), спирт коньячный:
реализуемый организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, и организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза (за исключением спирта этилового и спирта коньячного, ввозимых на территорию Российской Федерации), и (или) передаваемый при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и (или) реализуемый (или передаваемый производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе ввозимый на территорию Российской Федерации), и (или) передаваемый в структуре одной организации при совершении налогоплательщиком операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, за исключением операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, а также за исключением спирта этилового и (или) спирта коньячного, реализуемых (или передаваемых производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, и спирта этилового, реализуемого организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 34 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 37 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 40 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

Акцизы в Армении.
Закон республики Армения об акцизном налоге (принят 07.07.2000г)
Акцизный налог – это косвенный налог, уплачиваемый в установленных законом порядке и размере в государственный бюджет за ввоз товаров, установленных пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона, или за отчуждение этих товаров лицами, производящими их на территории Республики Армения.
Товары, подлежащие обложению акцизным налогом, и плательщики налога
1. пиво, виноградные и прочие вина, виноматериалы, спирт и спиртные напитки, промышленные заменители табака, сигары, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей, бензин, сырая нефть и нефтепродукты, дизельное топливо, нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды (за исключением природного газа).
2. Акцизный налог в Республике Армения уплачивают юридические лица (в том числе зарегистрированные в установленном порядке в Республике Армения представители и филиалы иностранных юридических лиц) и физические лица, ввозящие или производящие вышеуказанные товары (включая производящих бутилирование или иную фасовку).
3. Обязательство по исчислению и уплате акцизного налога за подлежащие обложению акцизным налогом товары, производимые (изготовляемые, бутилируемые) на территории республики по договорам, заключенным с лицами, получившими в установленном порядке государственную регистрацию в Республике Армения, и из предоставленного ими сырья (в том числе для бутилирования или фасовки в иную тару), несут эти лица (заказчики).
4. Обязательство по исчислению и уплате акцизного налога за подлежащие обложению акцизным налогом товары, производимые (изготовляемые, бутилируемые) на территории республики по договорам, заключенным с лицами, не получившими в установленном порядке государственную регистрацию в Республике Армения, и из предоставленного ими сырья (в том числе для бутилирования или фасовки в иную тару), несут лица, производящие (изготовляющие, бутилирующие) их.
5. В случае перехода к залогодержателю в установленном законодательством порядке права распоряжения товарами, переданными залогодержателю в качестве предмета залога, обязательство по уплате акцизного налога несет залогодатель, если последний в соответствии с настоящим Законом считается налогоплательщиком.
Объект, облагаемый акцизным налогом, и налогооблагаемая база
1. Объектом, облагаемым акцизным налогом, считается:
а) ввоз в Республику Армения товаров, подлежащих обложению акцизным налогом в таможенном режиме ,,ввоз для свободного обращения”;
б) отчуждение (в том числе безвозмездное) производителями (включая производящих бутилирование и иную фасовку) на территории Республики Армения товаров, подлежащих обложению акцизным налогом. По смыслу применения настоящей статьи объектом налогообложения считается также отчуждение (обмен) товаров, подлежащих обложению акцизным налогом, в обмен на имущество (включая товары), услуги, работы и имущественные права.
2. В контексте настоящего Закона налогооблагаемой базой считается количество (объем) товаров, подлежащих обложению акцизным налогом, выраженное в установленных настоящим Законом натуральных единицах измерения, в отношении которых сумма акцизного налога исчисляется по ставкам и в порядке, установленным законом.
Ставки акцизного налога
1. Акцизный налог уплачивается по следующим ставкам:
(на 17.10.2011г. 100 AMD= 8,28 руб. по курсу ЦБ РФ)

Код продукции по ТН ВЭД Наименование группы товаров Единица базы налогообложения Ставка акцизного налога (в драмах)
2203 Пиво 1 литр 70
2204
2204 10
Виноградные и прочие вина, виноматериал,
в том числе:
игристые вина
шампанское
1 литр 100
180
300
2205 Вермут и прочие виноградные вина с добавлением растительных и ароматических экстрактов 1 литр 500
2206 Прочие напитки сброженные (сидр яблочный, сидр грушевый (перру), напиток медовый) 1 литр 180
2207 Этиловый спирт 1 литр (в пересчете на 100-процентный спирт) 600
2208
2208 20
2208 60,
2208 70
Спиртные напитки,
в том числе:
спиртные настойки, полученные в результате дистилляции (перегонки) виноградного вина или виноматериала (коньяк, арманьяк и прочие)
Водка, ликеры и фруктовая водка
1 литр 1500
1200
300
2403 Промышленные заменители табака 1 килограмм 1500
2709 Сырая нефть и нефтепродукты 1 тонна 27000
2710 00 690 Дизельное топливо 1 тонна 11500
2711
(за исключением 2711 11 и 271121)
Нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды (за исключением природного газа) 1 тонна 1000

    Для видов товаров с содержанием спирта свыше 40 процентов, включенных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи под кодом 2208, ставка налога за каждый процентный пункт, превышающий 40 процентов содержания спирта, увеличивается на 7, 5 драма.
    3. Ставки акцизного налога на табачную продукцию и бензин устанавливаются отдельными законами.
    4. Законом могут устанавливаться фиксированные платежи, заменяющие акцизный налог.

Льготы по акцизному налогу
1.Акцизным налогом не облагаются:
а) вывоз из Республики Армения товаров, подлежащих обложению акцизным налогом, если имеется документ, установленный подпунктом ,,б” пункта 1 статьи 9 настоящего Закона;
б) подлежащие обложению акцизным налогом товары, ввозимые на таможенную территорию республики в таможенных режимах, оформленных в установленном таможенным законодательством Республики Армения порядке, отличающихся от таможенного режима ,,ввоз для свободного обращения”, и вывозимые с этой территории;
в) ввоз и отчуждение подлежащих обложению акцизным налогом товаров, конфискованных в установленном законодательством порядке, переданных государству бесхозяйных товаров и товаров, перешедших государству по праву наследования;
г) подлежащие обложению акцизным налогом товары, ввозимые в Республику Армения физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, которые по количеству или таможенной стоимости не превышают размеры, установленные таможенным законодательством.
2. Законом могут устанавливаться другие льготы по акцизному налогу.
Акцизы в Латвии
Закон ЛР от 14.11.2003 «Об акцизном налоге»
Облагаемые налогом алкогольные напитки:
1) пиво;
2) вино;
3) сброженные напитки;
4) промежуточные продукты;
5) прочие алкогольные напитки, упомянутые в части шестой данной статьи.
Облагаемые налогом табачные изделия:
1) сигары и сигариллы:
2) сигареты;
3) курительный табак:
a) мелко нарезанный табак для закрутки сигарет.
b) прочий курительный табак
Облагаемые налогом нефтепродукты:
(1) нефтепродукты, их заменители и компоненты, а также другие продукты, которые полностью или частично состоят из углеводородов.
(2) нефтепродукты, классифицируемые по группе товаров 27 и 29 Комбинированной номенклатуры, установлены в приложении к данному закону.
(3) также продукты, классифицируемые по группе товаров 34 и 38 Комбинированной номенклатуры, а также прочие продукты (независимо от того, в какую группу Комбинированной номенклатуры они включены), если упомянутые продукты реализуются или предусмотрены для реализации, использованы или предусмотрены для использования в качестве горючего, топлива или их заменителей или компонентов.
Облагаемые налогом безалкогольные напитки и кофе:
(1) безалкогольные напитки — воды и минеральные воды с добавлением сахара, других подсластителей или ароматических веществ — и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых и овощных соков и нектаров, натуральных вод и минеральных вод, искусственных минеральных вод без добавления сахара, других подсластителей или ароматических веществ.
(2) кофе — молотый или немолотый, жареный или нежареный, с кофеином или без такового, классифицируемый по группе товаров 0901 Комбинированной номенклатуры, а также кофейные экстракты, эссенции, концентраты и изделия на основе этих экстрактов, эссенций или концентратов или на основе кофе, классифицируемые по группе товаров 210 111 или 210112 Комбинированной номенклатуры.
Плательщики налога
1) импортер;
2) держатель склада в установленных данным законом случаях;
3) утвержденный торговец, неутвержденный торговец, пересылающий торговец или представитель налогоплательщика в установленных данным законом случаях;
4) лицо, ввозящее в Латвийскую Республику или получающее из другого государства-участника акцизные товары, которые уже выпущены в свободное обращение в другом государстве-участнике;
5) прочие лица в соответствии с данным законом.
Ставки налога и налоговые базы
По алкогольным напиткам:
1) по пиву — 2,18 LVL за каждый объемный процент абсолютного спирта, но не менее 4 LVL за 100 литров;
2) по вину — 40 LVL (45 LVL с 1 февраля 2010 года) за 100 литров;
3) по сброженным напиткам — 40 LVL (45 LVL с 1 февраля 2010 года) за 100 литров;
4) по промежуточным продуктам:
a) с содержанием абсолютного спирта до 15 объемных процентов (включительно) — 42 LVL (45 LVL с 1 февраля 2010 года) за 100 литров;
b) с содержанием абсолютного спирта от 15 объемных процентов (не включительно) до 22 объемных процентов (включительно) — 70 LVL за 100 литров;
5) по прочим алкогольным напиткам (за 100 литров абсолютного спирта) — 890 LVL.
По табачным изделиям:
1) по сигарам и сигариллам (за 1000 сигар или сигарилл) — 11 LVL;
2) по сигаретам: 22,5 LVL за 1000 штук + 34,5 % от максимальной розничной цены.
Минимальная ставка – 48 LVL
3) Курительный табак:
3.1) мелко нарезанный табак для скручивания сигарет 23 LVL за 1000 г.
3.2) другой курительный табак 23 LVL за 1000 шт.
По нефтепродуктам:
1) на не содержащий свинец бензин, его заменители и компоненты — 269 LVL за 1000 литров;
1.1) если добавлен этиловый спирт, полученный из сельскохозяйственного сырья, и дегидрированный (минимум 99,5 объемных процента), и он составляет 5,0 об. % от общего количества) 256 LVL за 1000 литров;
1.2) если добавлен этиловый спирт, полученный из сельскохозяйственного сырья и дегидрированный (минимум 99,5 объемных процента), и он составляет от 70 до 85 объемных процентов от общего количества 80,7 LVL (с 1 января 2010 года) за 1000 литров;
2) на содержащий свинец бензин, его заменители и компоненты — 300 LVL за 1000 литров;
3) на керосин, его заменители и компоненты — 234 LVL за 1000 литров;
3.1) при использовании в качестве топлива (маркированное) 15 LVL за 1000 литров;
4) на дизельное топливо (газойль), его заменители и компоненты — 234 LVL за 1000 литров;
4.1) при использовании в качестве топлива (маркированное) 15 LVL за 1000 литров;
4.2) если добавленное масло из рапсовых семян или биологическое дизельное топливо составляет 5-30 объемных процентов (не включительно) от общего количества продукта 223 LVL за 1000 литров;
4.3) если добавленное масло из рапсовых семян или биологическое дизельное топливо составляет минимум 30 объемных процентов от общего количества продукта 164 LVL за 1000 литров;
5) на нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды — 90 LVL за 1000 килограммов;
5.1) при использовании в качестве топлива 0 LVL за 1000 килограммов;
6) Топливное масло с колориметрическим индексом менее 2,0 и с кинематической вязкостью при 50 °C менее 25 мм2/с, продукты- заменители и компоненты 234 LVL за 1000 литров;

6.1) при использовании в качестве топлива (маркированное) 15 LVL за 1000 литров;
7) Топливное масло с колориметрическим индексом, равным 2,0 или более, и с кинематической вязкостью при 50 °C равной 25 мм2/с или более, продукты-заменители и компоненты 11 LVL за 1000 килограммов;
8) Отходы масла, которые входят в товарную позицию KN 2710, если они предназначены для использования в качестве топлива 15 LVL за 1000 литров;
9) Масло рапсовых семян, используемое в качестве топлива или горючего, а также биодизельное топливо, полностью полученное из рапсовых семян 0 LVL за 1000 литров.
По безалкогольным напиткам:
— Безалкогольные напитки 4 LVL за 100 литров;
— Акцизный налог на кофе — 100 LVL за 100 кг.
и т.д……………..

Акцизы

Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, введены в России с 1992 года. Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. В настоящее время порядок обложения акцизами регулируется Налоговым кодексом РФ (часть II глава 22).

Основными отличиями акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера применения — потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых, — без эквивалентность. Если первое отличает акцизы от таких налогов на потребление с широкой базой обложения, как НДС или налог с продаж, то второе — от всевозможных платежей и сборов за пользование общественными товарами или услугами (гербовые сборы, сборы за пересечение границы и т.д.).

Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так называемые традиционные акцизы — на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная.

Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами, и способа коррекции негативных экстерналий.

Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть пере распределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане. Кроме того, возможно также преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах к люксовым товарам (автомобили, дорогая электроника и т.д.), поощрение местных производителей или же улучшение внешнеторгового баланса путем взимания акцизов в дополнение к таможенным пошлинам с импортных товаров.

Обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями (табачные изделия и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы) может отчасти воспрепятствовать их потреблению. Такие косвенные результаты могут стать дополнительным эффектом от внедрения налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений. Для достижения этой цели акцизы должны быть, во-первых, просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Если же местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах, проблемой может стать контрабанда. Кроме того, если ставки акцизов слишком высоки, может возрасти нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров. Подобное производство может стать опасным для общественного здоровья, обеспокоенность которым и было одной из причин введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. он должен взиматься либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки) .

исчисление ставка косвенный налог акциз

>Акциз

Акциз

Акциз — налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

  1. По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам.
  2. По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  3. По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения, т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
  4. По способу изъятия акцизы также как и НДС относятся к косвенным налогам;
  5. По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на налогоплательщика;
  6. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в федеральный, так и в региональные бюджеты.

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

Состав подакцизных товаров

Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили. Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений (табл. 11).

Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом Таблица 11

Наименование продукции

Условия освобождения от налогообложения

спиртосодержащие средства медицинского назначения

Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения

Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл.

парфюмерно-косметическая продукция,

1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно;

  • разлитая в емкости до 100 мл;
  • наличие пульверизатора.

2. разлитая в емкости не более 100 мл.;

  • с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно.

отходы

  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей;
  • образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликерово- дочных изделий;
  • соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

Плательщики акциза

Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку ст.179 Налогового кодекса устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.

При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.

Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого товарищества. Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.

Объект налогообложения

Ст. 182 НК РФ признает объектом налогообложения определенный перечень операций, совершаемых с подакцизными товарами. К ним относятся как операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, операции по получению и оприходованию подакцизной продукции, отдельные виды передачи подакцизных товаров, в том числе на давальческой основе, операции по перемещению подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Согласно ст. 182 НК РФ, реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

Объектом обложения акцизами признаются и некоторые операции по передаче на территории РФ произведенных подакцизных товаров:

  • передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача подакцизных товаров для переработки на давальческой основе;
  • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества.

Согласно п. 1, п. п. 6 ст. 182 НК РФ, объект возникает и в случае реализации экономическими субъектами конфискованных, бесхозяйных или подлежащих обращению в государственную или муниципальную собственность подакцизных товаров.

Под налогообложение попадает передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организации, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества. Объектом налогообложения является также импорт подакцизных товаров на таможенную территорию России.

Особенностью возникновения объекта при производстве подакцизной продукции является то, что, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ, в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого ст. 193 НК РФ установлена повышенная ставка акциза нежели на товары, использованные в качестве сырья.

В особую группу операций, вызывающих объект налогообложения, можно выделить операции получения (оприходования) подакцизной продукции. При этом объект возникает лишь при оприходовании такой подакцизной продукции, как денатурированный этиловый спирт и пря- могонный бензин. Под оприходованием понимается принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизной продукции, произведенной из собственного сырья и материалов. Кроме того, для факта возникновения объекта обязательным условием является наличие соответствующего свидетельства.

Предприятия получают свидетельства на добровольной основе. Свидетельства не являются документом, разрешающим или запрещающим осуществлять перечисленные в них виды деятельности, и не заменяют собой соответствующую лицензию на производство денатурата или неспиртосодержащей продукции. Таким образом, свидетельство — это документ, непосредственно связанный лишь с исчислением акциза на денатурированный спирт. Свидетельства выдаются организациям при соблюдении требований, перечисленных в п. 4 ст. 179.2 НК.

Условия предоставления Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином имеют некоторые отличительные особенности. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • производство прямогонного бензина, в том числе из давальче- ского сырья (материалов);
  • производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальче- ского сырья (материалов).

Для получения свидетельства на производство прямогонного бензина необходимо, чтобы у заявителя имелись мощности по производству указанного вида товаров. Производственные мощности могут принадлежать организации-заявителю на праве собственности, на праве владения или пользования либо на других законных основаниях.

Получить свидетельство на переработку прямогонного бензина можно при наличии у заявителя договора об оказании им услуг по переработке давальческого сырья, в результате которой производится прямогонный бензин. Данное условие должно сочетаться с требованием о наличии производственных мощностей по производству продукции нефтехимии. На основании договора об оказании услуг по переработке прямогонного бензина свидетельство выдается, если заявитель является собственником перерабатываемого бензина и договор заключен с производителем продукции нефтехимии.

Операции, освобождаемые от налогообложения

Ряд операций с подакцизной продукцией подлежит освобождению от налогообложения. К таким операциям в соответствии со ст. 183 относятся:

  • реализация подакцизных товаров на экспорт;
  • передача подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров между подразделениями одной организации (при условии, что эти подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками);
  • первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
  • Согласно п. 2 ст. 184 НК, налогоплательщику предоставляется освобождение от уплаты акциза при совершении экспортных операций:
  • вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта;
  • ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

В обоих случаях для получения освобождения от уплаты акцизов требуется предоставить в налоговый орган поручительство банка в соответствии со ст. 74 НК или банковскую гарантию. Кроме того, в установленный срок — документы, подтверждающие факт экспорта.

Для подтверждения факта экспорта в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации подакцизных товаров, представляются следующие документы (п. 7 ст. 198 НК РФ):

  • контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
  • платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации на счет налогоплательщика в российском банке;
  • грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа;
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории России.

Ставки акцизов

Налоговым кодексом (ст. 193) установлены единые на территории Российской Федерации ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.

Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).

Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества.

Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен.

Отдельные виды подакцизных товаров, например алкогольная и табачная продукция, подлежат обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными марками. В то же время марка служит способом идентификации легальности производства или ввоза товара на территорию России.

Обязательной маркировке акцизными марками подлежит табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации. Цена акцизной марки составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета налога на добавленную стоимость.

В целях осуществления контроля за уплатой налогов и обеспечения легальности производства и оборота на территории Российской Федерации подлежит маркировке алкогольная продукция. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством;
  • алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками не допускается. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов.

Существуют два вида маркировки: федеральная специальная марка и акцизная марка. Акцизной маркой маркируется вся продукция импортного производства, ввозимая на территорию Российской Федерации, федеральной специальной маркой — продукция отечественного производства.

Налоговая база

Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется:

  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки;
  • как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
  • как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.

При применении комбинированной ставки по отдельным видам подакцизной продукции, в частности табачным изделиям, в Налоговом кодексе используется понятие расчетной стоимости. Расчетная стоимость — произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом под максимальной розничной ценой понимается цена, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована конечному потребителю. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Налоговый кодекс содержит требование ведения раздельного учета операций с подакцизными товарами. В частности, статьей 190 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен организовать раздельный учет операций с подакцизными товарами, по которым установлены различные налоговые ставки. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

В отношении различных видов подакцизной продукции также применяется особый порядок определения налоговой базы и применения ставки. К примеру, при применении ставки по алкогольной продукции налоговая база определяется как объем реализованной продукции в натуральном выражении, т. е. в литрах, что вызывает необходимость пересчета на безводный этиловый спирт.

Пример: Ликеро-водочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 40%. За январь произведено 400 л. данного подакцизного товара. Применяемая налоговая ставка — 210 руб за 1 л. безводного этилового спирта. Сумма акциза по приобретенному этиловому спирту — 1400 руб. Рассчитаем сумму акциза.

1. Определим налоговую базу в пересчете на безводный спирт: 400 л. * 40% = 160 л.

2. Определим сумму акциза по реализованной подакцизной продукции:

  • 160 л * 210 руб. = 33600 руб. 00 коп.

3. Определим сумму акциза, подлежащего уплате по алкогольной продукции. Для этого исчисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.

  • 33600 — 1400 = 32200 руб. 00 коп.

Некоторые особенности определения налоговой базы установлены при ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации. Установлено, что в данном случае налоговая база определяется либо как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по тем товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, либо, в случае применения адвалорных ставок, как сумма таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В отношении подакцизных товаров, по которым применяются комбинированные налоговые ставки, налоговая база формируется из следующих элементов: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, определяемая в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

Налоговым периодом является календарный месяц — для организаций и индивидуальных предпринимателей, а для лиц, признаваемых налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу России — согласно Таможенному кодексу России.

Порядок исчисления акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле:

А=НБ*Cm,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении);
  • Cm — ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле:

А=НБ*Cm + R*Рмах,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база в натуральном выражении;
  • Cm — ставка налога в рублях за единицу продукции;
  • R — доля в процентах;
  • Рмax. — максимальная розничная цена подакцизных товаров.

Общая сумма акциза исчисляется сложением всех сумм акциза по каждому виду подакцизного товара, облагаемому по разным акцизным ставкам, по итогам каждого налогового периода и применительно ко всем подакцизным операциям.

Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческо- го сырья, обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья сумму акциза. Сумма акциза выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах. В случае реализации подакцизной продукции в розницу сумма акциза включается в цену товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма акциза не выделяется. Сумму акциза не выделяют отдельной строкой и в том случае, когда совершаемые операции с подакцизными товарами освобождены от налогообложения на основании Кодекса (например, при реализации товаров на экспорт). В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».

Согласно ст. 200 НК РФ, налогоплательщики имеют право уменьшить исчисленную сумму акциза на суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При этом налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками подакцизных товаров, в части сумм акциза, фактически уплаченных продавцам при приобретении указанных товаров. Условием применения данного вычета является списание приобретенного сырья в производство.

Важным условием вычета является факт уплаты акциза. Пунктом 3 ст. 201 также установлено, что в случае, если в отчетном налоговом периоде стоимость подакцизных товаров отнесена на расходы по производству других подакцизных товаров без уплаты акциза по этим товарам продавцам, то суммы акциза подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором произведена его уплата продавцам.

Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой акциза и суммами налоговых вычетов. В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза в отчетном месяце налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения подлежит зачету в счет текущих (или предстоящих) платежей по акцизу.

Условия применения вычетов при расчета акциза перечислены в ст. 201 Налогового кодекса.

Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности

При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется ст. 195 НК РФ как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию. Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Согласно ст. 204 НК РФ, уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства, за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта. При получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.