Порядок передачи имущества в хозяйственное ведение

от 12.03.2015г. с.Ачхой-Мартан № 17

Об утверждении Порядка передачи муниципального имущества

в хозяйственное ведение или в оперативное управление

Руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в соответствии с Уставом Ачхой-Мартановского муниципального района Чеченской Республики администрация Ачхой-Мартановского муниципального района, а также с целью осуществления контроля за использованием муниципального имущества, обеспечения его сохранности, целевого, рационального и эффективного использования

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок передачи муниципального имущества Ачхой-Мартановского муниципального района в хозяйственное ведение или в оперативное управление. Прилагается.

2.Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.

Глава администрации

Ачхой-Мартановского

Муниципального района Б.Х.Хаджаев

УТВЕРЖДЕНО

постановлением главы

администрации

Ачхой-Мартановского

муниципального района

Порядок

передачи имущества муниципального района

в хозяйственное ведение или в оперативное управление

1. Общие положения

1.1. Порядок передачи имущества муниципального района в хозяйственное ведение или оперативное управление,закрепления имущества Ачхой-Мартановского муниципального района на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (далее — Порядок) разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и определяет порядок передачи в хозяйственное ведение или на праве оперативного управления имущества, относящегося к муниципальной собственности Ачхой-Мартановского муниципального района.

1.2. Настоящий Порядок регулирует процесс передачи имущества муниципального района в хозяйственное ведение или оперативное управление администрацией муниципального района (далее — Администрация) подведомственным учреждениям (далее — учреждения) имущества муниципального Ачхой-Мартановского муниципального района с целью его рационального и эффективного использования.

1.3. Действие настоящего Порядка не распространяется на передачу в хозяйственное ведение или в оперативное управление жилых помещений и земельных участков.

1.4. Текущий контроль за использованием муниципального имущества в части изменения его стоимости по составу осуществляется бухгалтером-финансистом администрации муниципального района путем анализа количественно-суммового движения основных средств ежеквартально.

1.5. Последующий контроль за использованием муниципального имущества осуществляется после завершения финансового года в целом. При этом с участием представителей Администрации проводится инвентаризация основных фондов муниципальной собственности. Результаты инвентаризации оформляются в установленном порядке.

1.6. Процент отчисления в бюджет муниципального района от прибыли подведомственных учреждений устанавливается администрацией Ачхой-Мартановского муниципального района при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

Расчет и перечисление суммы части прибыли учреждений, подлежащей перечислению в бюджет, осуществляются в соответствии с Порядком, установленным Приложением 1 к настоящему Положению.

1.7. Администрация муниципального района осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества, которое закреплено за подведомственными учреждениями, договором хозяйственного ведения или оперативного управления по вопросам, отнесенным к ее компетенции. Непосредственно предметом проверок использования муниципального имущества является заключенный договор хозяйственного ведения и оперативного управления.

1.8. От имени собственника муниципального имущества Администрация муниципального района (далее — Собственник) выступает Администрация.

1.9. Администрация осуществляет работу по подготовке и заключению договоров хозяйственного ведения или оперативного управления муниципального имущества и является представителем Собственника по всем вопросам, связанным с разрешением споров, возникающих в связи с указанными договорами.

1.10. Администрация муниципального района вправе принять решение об ограничении либо запрещении передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение или в оперативное управление.

2. Порядок передачи муниципального имущества муниципальным предприятиям в хозяйственное ведение или в оперативное управление

2.1. Договором хозяйственного ведения или оперативного управления закрепляется движимое и недвижимое муниципальное имущество (имущественные комплексы, здания, сооружения, нежилые помещения, водо-, тепло-, электро- коммуникации, коммуникации канализации, объекты благоустройства) за муниципальными предприятиями.

2.2. Для получения муниципального имущества в хозяйственное ведение или в оперативное управление при создании Предприятия инициатор создания представляет в Администрацию муниципального района следующие документы:

а) заявление заинтересованной стороны;

в) устав (проект) Предприятия, банковские реквизиты (заверенные в установленном порядке);

д) письменное согласие балансодержателя муниципального имущества;

е) передаточный акт или разделительный баланс (в случае, если Предприятие создается в порядке реорганизации).

ж) инвентаризационная опись имущества с учетом проведенной на момент заключения договора переоценки основных фондов.

2.3. В течение тридцати дней с момента получения всех документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, Администрация принимает решение о закреплении имущества за Предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Решение Администрации о закреплении за учреждением муниципального имущества, входящего в перечень объектов, передача которых в хозяйственное ведение или в оперативное управление возможна только с согласия главы администрации муниципального района и принимается после вступления в силу соответствующего решения главы администрации муниципального района.

2.4. Закрепление муниципального имущества за муниципальными предприятиями договором хозяйственного ведения ли оперативного управления осуществляется Администрацией на основании постановления администрации Ачхой-Мартановского муниципального района и представленных учреждением документов. Имущество, закрепленное договором хозяйственного ведения, или оперативного управления является муниципальной собственностью.

2.5. После утверждения закрепления за Предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления между Администрацией и учреждением заключается договор о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Указанный договор заключается по форме, установленной Приложением 2 к настоящему Положению.

2.6. На основании указанных в пунктах 2.4, 2.5 настоящего Порядка постановления главы администрации муниципального района и договора между Администрацией и учреждением имущество передается Предприятию по акту приема-передачи. Форма акта приема-передачи устанавливается Администрацией муниципального района.

2.7. Договор хозяйственного ведения или оперативного управления оформляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых в десятидневный срок с момента подписания передается в Администрацию муниципального района.

2.8. Право хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации, которая осуществляется учреждением самостоятельно за свой счет.

2.9. Имущество, приобретенное в результате хозяйственной деятельности предприятий, является муниципальной собственностью администрации муниципального района

2.10. С момента возникновения у муниципального учреждения права хозяйственного ведения или оперативного управления на закрепленное за ним имущество Администрация муниципального района исключает данное имущество из состава муниципальной казны.

2.11. В случае дополнительного предоставления учреждением имущества в хозяйственное ведение или в оперативное управление, в процессе его деятельности данное учреждение представляет в Администрацию муниципального района заявление о предоставлении имущества в хозяйственное ведение или в оперативное управление подписанное руководителем учреждения, заверенное печатью учреждения, документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающего договор (заверенные в установленном порядке); и согласованное с балансодержателем данного имущества, а также сведения об имуществе, передаваемом в хозяйственное ведение или в оперативное управление.

2.12. Дополнительное предоставление имущества в хозяйственное ведение или в оперативное управление учреждению в процессе его деятельности осуществляется в порядке, установленном пунктами 2.3-2.6 настоящего Положения.

2.13. Право хозяйственного ведения или оперативного управления движимым имуществом возникает у учреждения с момента подписания Администрацией муниципального района акта приема-передачи и дополнительного соглашения к договору.

3. Порядок использования имущества, принадлежащего предприятию

на праве хозяйственного ведения или оперативного управления

3.1. Имущество, принадлежащее учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, учитывается на его балансе в соответствии с требованиями действующего законодательства.

3.2. Учреждение распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами. Оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества (товарищества) или иным образом распоряжаться таким имуществом без согласия Собственника имущества муниципального района. Движимым и недвижимым имуществом учреждение распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом учреждения.

3.3. В отношении имущества, принадлежащего учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, учреждение обязано:

— отражать имущество на своем балансе;

— обеспечивать сохранность имущества и его эксплуатацию в соответствии с техническими требованиями;

— заключить договоры аренды земельных участков под недвижимым имуществом;

— заключить договоры страхования имущества, договоры страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

— проводить текущий и капитальный ремонт имущества и их инженерных конструкций;

— проводить инвентаризацию имущества, результаты которой не реже одного раза в год представлять в Администрацию муниципального района;

— оплачивать налог на имущество, переданное ему в хозяйственное ведение или в оперативное управление;

— производить начисление амортизации, восстановление изнашиваемой части имущества в соответствии с действующим законодательством, установленными нормами и порядком амортизации.

3.4. Страхование имущества, принадлежащего учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управлении, осуществляется за счет собственных средств учреждения в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.

3.5. Собственник имущества, закрепленного за предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

3.6. Учреждение самостоятельно заключает договоры на оказание коммунальных и других услуг по жизнеобеспечению закрепленных за ним помещений с организациями (предприятиями), их предоставляющими.

3.7. Часть неиспользуемых учреждением нежилых помещений может передаваться в аренду юридическим и физическим лицам путем заключения с учреждением договора аренды, согласованного с Собственником.

3.8. Продажа движимого имущества, закрепленного за учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляется самостоятельно на условиях согласно действующему законодательству.

Высвобождающееся имущество учреждения реализуется на аукционе. При этом все средства, полученные от продажи, поступают в доход бюджета Ачхой-Мартановского муниципального района. Учреждение, осуществившее продажу имущества, не позднее 14 дней после продажи представляет в Администрацию муниципального района копию приказа о продаже, договор купли-продажи (документ его заменяющий), отчет об оценке стоимости выкупаемого объекта, а также заверенные нотариально либо выдавшим их органом копии иных документов, касающихся оценки выкупаемого объекта.

3.9. При выявлении излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества и (или) при наличии письменного добровольного отказа от имущества учреждений специалист администрации готовит проект постановления главы администрации муниципального района об изъятии имущества муниципальных учреждений, приеме его на баланс Администрации и передачи его другим учреждениям.

3.10. После издания указанного постановления администрации муниципального района оформляется акт приема-передачи. Акт подписывается руководителем и главным бухгалтером передающей и принимающей сторон и скрепляется печатями.

3.11. Имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение или в оперативное управление учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. Данное имущество включается в реестр объектов собственности муниципального района. Учреждение представляет в Администрацию муниципального района сведения о приобретенном учреждением имуществе не реже одного раза в квартал.

3.12. Все вопросы разрешения споров, связанных с изъятием и передачей муниципального имущества, решаются в установленном действующим законодательством порядке.

3.13. Учреждение лишается правом хозяйственного ведения с расторжением договора хозяйственного ведения или оперативного управления в установленном законом и договором порядке по инициативе Собственника в следующих случаях:

а) использование муниципального имущества не по назначению;

б) не освоение учреждением предоставленных им помещений в течение двух месяцев без уважительной причины;

в) предоставление помещений в аренду без согласования с Собственником;

г) ухудшение состояния муниципального имущества по вине Предприятия;

д) допущение перерывов в использовании муниципального имущества свыше трех месяцев в течение календарного года;

е) появление государственных или муниципальных нужд в муниципальном имуществе.

ж) сдача в залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества (товарищества) или иным образом распоряжаться таким имуществом без согласования с Собственником.

3.14. Согласие собственника на продажу, безвозмездную передачу, мену, передачу в залог, иное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего учреждению, на праве хозяйственного ведения, оформляется постановлением главы администрации муниципального района.

Согласие собственника на участие учреждения в некоммерческой организации, а также на внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ недвижимого и движимого имущества, а также денежных средств оформляется постановлением главы администрации муниципального района. Согласие собственника на отчуждение акций, долей участия в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, принадлежащих учреждению на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления оформляется постановлением главы администрации муниципального района.

Согласие Собственника на заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, иных договоров в отношении имущества, принадлежащего Пользователю на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления оформляется постановлением главы администрации муниципального района.

3.15. Для получения согласия Администрации на распоряжение недвижимым имуществом учреждение представляет проект соответствующего договора.

3.16. В течение тридцати дней с момента получения документа, указанного в пункте 3.15 настоящего Порядка, Администрация принимает решение о согласовании сделки по распоряжению недвижимым имуществом, принадлежащим Предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо об отказе в согласовании.

3.17. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иными федеральными законами, распоряжение имуществом, принадлежащим учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляется путем проведения торгов (конкурса или аукциона).

3.18. Договор прекращается в следующих случаях:

а) окончания срока договора;

б) ликвидации юридического лица;

в) реорганизации юридического лица;

г) по соглашению сторон.

3.19. Договоры хозяйственного ведения или оперативного управления муниципального имущества, заключенные в нарушение настоящего Порядка и действующих нормативных актов, признаются недействительными в соответствии с действующим законодательством.

4. Защита права муниципальной собственности

4.1. В случае утраты учреждением муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение или в оперативное управление, Администрация в муниципального района в установленном законом порядке принимает меры для возмещения причиненного ущерба.

4.2. В случаях, установленных законом, учреждение, а также их должностные лица за утрату, не использование, использование не по назначению, порчу переданного в хозяйственное ведение или в оперативное управление имущества могут быть привлечены к административной, уголовной и гражданской ответственности в порядке, установленном законом.

4.3. Руководитель учреждения в случаях не использования, использования не по назначению, утраты или повреждения имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, трудовым договором с руководителем муниципального унитарного предприятия.

5. Списание муниципального имущества, относящегося к основным средствам, закрепленного договором хозяйственного ведения

или на праве оперативного управления за учреждением

5.1. Списание муниципального имущества, относящегося к основным средствам, закрепленного договором хозяйственного ведения за учреждением, осуществляется на основании постановления главы администрации после утверждения актов списания, оформленных в порядке, предусмотренном Положением о порядке списания имущества муниципального района, относящегося к основным средствам, находящегося в безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении и оперативном управлении предприятий и учреждений муниципального района, в случаях, когда восстановление имущества невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда оно не может быть реализовано либо передано другим предприятиям и учреждениям в установленном порядке.

5.2. Разборка и демонтаж муниципального имущества, относящегося к основным средствам, до утверждения актов на списание не допускается.

Порядок

расчета и перечисления суммы части прибыли предприятий,

подлежащей перечислению в бюджет муниципального района

1. Настоящий Порядок подлежит применению учреждениями при осуществлении расчета и перечисления в бюджет муниципального района части прибыли, остающейся в распоряжении учреждения после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет администрации муниципального района

2. Размер отчислений от прибыли учреждения устанавливается ежегодно решением администрации муниципального района и не должен превышать 20% от прибыли, остающейся после уплаты налогов (том числе налога на прибыль) и иных обязательных платежей.

3. Сумма прибыли, подлежащей перечислению в бюджет муниципального района (далее — сумма платежа), исчисляется учреждением самостоятельно по итогам финансово-хозяйственной деятельности за год на основании данных бухгалтерской отчетности по форме утвержденной приказом Минфина РФ с учетом установленных размеров отчислений по формуле:

С = Пр х Норматив / 100 %, где

С — сумма платежа;

Пр — чистая прибыль отчетного периода, остающаяся в распоряжении учреждения после уплаты налогов и иных обязательных платежей (код 190 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», по форме утвержденной приказом Минфина РФ);

Норматив – фиксированный процент отчисления части чистой прибыли муниципального учреждения, остающейся после уплаты налогов (в том числе налога на прибыль) и иных обязательных платежей, от использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении определяемый решением администрации о бюджете муниципального района на соответствующий финансовый год.

Для учреждений, применяющих общую систему налогообложения, объектом, с которого производится исчисление платежа, является прибыль, остающаяся после уплаты налогов (в том числе налога на прибыль) и иных обязательных платежей.

Для учрежденний, применяющих упрощенную систему налогообложения или являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, объектом, с которого производится исчисление платежа, является расчетная прибыль (доходы минус расходы).

Для учреждений, применяющих различные системы налогообложения, объектом, с которого производится исчисление платежа, является сумма прибылей, исчисленных по каждой системе налогообложения отдельно.

4. Расчет платежа представляется учреждением в администрацию муниципального района в сроки, установленные действующим законодательством для сдачи годовой бухгалтерской отчетности в налоговую службу Российской Федерации.

5. Внесение платежа в бюджет муниципального района производится в десятидневный срок со дня, установленного действующим законодательством для сдачи годовой бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию.

6. Сумма платежа перечисляется учреждением в бюджет муниципального района по реквизитам, доведенным до учреждения главным администратором доходов бюджета муниципального района.

7. Сумма платежа может быть внесена частями, срок платежа может быть продлен. При этом график внесения платежей и срок устанавливается по согласованию с Администрацией муниципального района.

7. Излишне внесенные учреждением суммы платежа засчитываются ему в счет очередных платежей.

8. За неисполнение или ненадлежащее исполнение учреждением обязанности по перечислению суммы части прибыли, остающейся в распоряжении учреждение после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет сельского поселения, начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы платежа.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным днем уплаты суммы платежа.

9. В случае отрицательного финансового результата по итогам финансово-хозяйственной деятельности учреждения за отчетный период, учреждение представляет в Администрацию пояснительную записку с указанием причин возникновения убытков.

10. учреждение ежегодно по сроку уплаты платежа представляет Администрацию следующие документы:

1) форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской отчетности предприятия», по форме утвержденной приказом Минфина РФ;

2) расчет платежа, подлежащего перечислению в бюджет учреждением, по формуле, утвержденной настоящим Порядком;

3) копию платежного поручения, подтверждающего факт уплаты причитающегося платежа (с отметкой банка).

10. Руководитель учреждения несет персональную ответственность за достоверность данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности Предприятия, правильность исчисления и своевременность уплаты платежей, предоставление отчетности.

11. В случае не перечисления платежа (уплаты не в полном объеме) указанные денежные средства подлежат взысканию в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

12. Учет и контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты учреждением платежей в бюджет муниципального района осуществляет Администрация, отдел бухгалтерского учета.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 30 марта 2016 г. N 02-01-10/18023 Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение и сообщает следующее. Согласно положениям Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В соответствии с указанным федеральным законом унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. В соответствии с положениями статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, являющимся получателями субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, открываются лицевые счета для учета операций с указанными субсидиями в органе Федерального казначейства, или финансовом органе субъекта Российской Федерации, или финансовом органе муниципального образования, а в случае обращения финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) об открытии и ведении лицевого счета государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации (муниципального унитарного предприятия) — в органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством. При этом отмечаем, что ни одним из федеральных законов не установлено иных случаев, в соответствии с которыми государственные (муниципальные) унитарные предприятия обязаны открывать счета в финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования. Учитывая, что акт представительного органа муниципального образования не может устанавливать нормы, вступающие в противоречие с нормами федерального закона, и в силу положений Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальные унитарные предприятия города, не являющиеся получателями средств из местного бюджета в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, открывают банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

О счетах, открываемых МУП

Законодательство РФ предполагает существование различных форм распоряжения собственностью. Собственник может продавать собственность, дарить, обменивать, передавать по наследству и совершать другие операции подобного характера. Одной из таких форм распоряжения собственностью является передача собственности в хозяйственное управление (ведение).

Что такое хозяйственное управление

Говоря о хозяйственном управлении, в большинстве случаев имеют ввиду один из видов распоряжения имущества, который предполагает передачу собственником собственности другому лицу во временное пользование в рамках заключенного между ними договора.

Чаще всего собственник передает свое имущество юридическому лицу (предприятию, компании и другому), реже – физическому (предпринимателю и другому).

Какие права имеет собственник, передавший свою собственность в хозяйственное ведение

Передавая собственность в хозяйственное управление, собственник наделяется рядом определенных прав, которые так или иначе касаются передаваемой им в пользование собственности.

Так, например, передавая собственность в пользование в рамках хозяйственного ведения, собственник имеет право контролировать, в каком состоянии находится его собственность, осуществляет ли лицо, которому была передана собственность, должный уход за ней.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ
Москва, обл 8 (499) 703-35-33 доб. 822
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 309-06-71 доб. 475
Федеральный номер 8 (800) 555-67-55 доб. 454

Помимо этого, собственник имеет право на часть финансовых средств, получаемых лицом, которому была передана собственность в рамках хозяйственного управления, от пользования собственностью. Эта сумма заранее обговаривается и прописывается в договоре, который заключается при передаче собственником имущества в хозяйственное ведение.

Какие права имеет лицо, которое приняло собственность в хозяйственное управление?

Юридическое (реже физическое) лицо, которое приняло собственность в хозяйственное управление, так же, как и собственник, передавший собственность в хозяйственное ведение, имеет установленные права.
Так, например, одним из прав лица, получившего собственность в хозяйственное управление, является право на сохранение полученной собственности у себя в пользовании до истечения срока договора, заключенного при передаче собственности в хозяйственное управление.

До тех пор, пока срок действия договора о передаче имущества в хозяйственное управление не истечет, собственник, передавший собственность в хозяйственное ведение, не имеет права вернуть её обратно.

Помимо этого, юридическое (реже физическое) лицо не имеет право распоряжаться полученной от собственника собственностью по личному усмотрению.

Так, например, если собственник передал в хозяйственное управление жилплощадь, то лицо, которое приняло жилплощадь в хозяйственное ведение, имеет право сдавать её, не может продавать, сдавать в залог, обменивать и другое.

Обязанности лица, принявшего имущество в хозяйственное управление

Принимая имущество в хозяйственное управление, юридическое (реже физическое) лицо обязуется выполнять ряд требований, прописанных в договоре о передаче собственности в хозяйственное ведение.

Большинство этих требований касаются собственника, передавшего собственность в хозяйственное управление, и самого имущества.

Так, например, получая собственность в хозяйственное ведение, юридическое (реже физическое) лицо обязуется сохранять полученную от собственника собственность в надлежащем состоянии, следить за состоянием полученной собственности.

Помимо этого, лицо, получившее имущество в хозяйственное управление, обязуется выплачивать собственнику часть дохода, полученного от использования полученного имущества. Сумма, которая должна выплачиваться юридическим (реже физическим) лицом собственнику, прописана в договоре о передачи имущества в хозяйственное управление.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ
Москва, обл 8 (499) 703-35-33 доб. 822
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 309-06-71 доб. 475
Федеральный номер 8 (800) 555-67-55 доб. 454

Что следует учитывать при заключении договора с унитарным предприятием

Государственное или муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая имеет ряд особенностей, обусловленных тем, что собственником ее имущества выступает публично-правовое образование – государство (в лице Российской федерации или ее субъекта) либо муниципальное образование.

Само предприятие обладает ограниченным вещным правом на такое имущество – правом хозяйственного ведения либо правом оперативного управления. В связи с этим можно выделить два вида предприятий:

  • основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
  • основанные на праве оперативного управления – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Иногда унитарные предприятия ошибочно отождествляют с государственными корпорациями либо государственными компаниями. Государственная корпорация и государственная компания – это самостоятельные организационно-правовые формы юридических лиц, причем и первая, и вторая – некоммерческие организации.

Для контрагента унитарного предприятия особенно важно знать следующее:

  • ограничения в распоряжении имуществом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения;
  • ограничения в распоряжении имуществом казенного предприятия;
  • иные важные для него особенности унитарного предприятия.

Кроме того, необходимо знать о действиях, которые ему необходимо предпринять, чтобы обезопасить себя от оспаривания заключенной с ним сделки.

Ограничения в распоряжении имуществом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения

Для всех видов имущества унитарного предприятия предусмотрено одно общее ограничение. Предприятие вправе распоряжаться своим имуществом (не только недвижимым, но и движимым), если это не лишает его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом. То есть предприятие может распоряжаться имуществом только в пределах своей специальной правоспособности.

Сделка, которую предприятие совершило с нарушением этого требования, ничтожна. Такое правило установлено в пункте 3 статьи 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях (далее – Закон о предприятиях). При этом не имеет значения, было получено согласие собственника на совершение такой сделки или нет.

Пример из практики: суд признал ничтожным договор ипотеки, поскольку предприятие вышло за пределы своей специальной правоспособности, заключая его

Банк (кредитор) и ООО «Т.» (заемщик) заключили договор об открытии кредитной линии.

По условиям договора кредитор обязался предоставить заемщику кредит для пополнения оборотных средств, а заемщик принял на себя обязательство возвратить такую же сумму денег по графику с уплатой процентов за пользование кредитом.

В обеспечение исполнения заемщиком обязательства по кредитному договору банк, государственное унитарное предприятие «А.» и министерство заключили договор об ипотеке (о залоге недвижимости). Согласно договору залогодатели передали банку как залогодержателю в залог недвижимое имущество, которое принадлежало ГУП «А.» на праве хозяйственного ведения.

Договор ипотеки был зарегистрирован управлением Росреестра.

Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о признании ничтожным договора ипотеки. По мнению истца, договор ипотеки не соответствует требованиям закона. Исковые требования министерство мотивировало тем, что предметом спорного договора явилось административное здание, которое находилось в государственной собственности Республики Марий Эл и в хозяйственном ведении ГУП «А.». Поэтому его нельзя было предоставить в залог по обязательствам коммерческой организации.

Суд удовлетворил требование министерства. При этом суд сослался:

  • на пункт 3 статьи 18 Закона о предприятиях;
  • на пункт 18 постановления от 1 июля 1996 г. Пленума Верховного суда РФ № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 6/8).

В частности, пункт 18 постановления № 6/8 разъясняет, что унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами.

Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ.

Как указал суд, целью создания ГУП «А.» в соответствии с его уставом явилась организация технической эксплуатации административных зданий, инженерных коммуникаций и оборудования, которые находятся в хозяйственном ведении.

Спорный объект недвижимости передали в хозяйственное ведение для содержания и эксплуатации административного здания, в котором размещаются органы государственной власти РФ. Для достижения указанных целей в уставе предприятия было предусмотрено его право заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами.

По мнению суда, передавая в залог административное здание и земельный участок, ГУП «А.» вышло за пределы своей специальной правоспособности. Ведь передача здания в залог в качестве обеспечения по обязательствам иной коммерческой организации (ООО «Т.») никоим образом не способствует целям и предмету деятельности данного унитарного предприятия (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12 января 2012 г. по делу № А38-1607/2011, определением ВАС РФ от 9 апреля 2012 г. № ВАС-3832/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Ограничения в распоряжении недвижимым имуществом

Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника его имущества:

  • продавать принадлежащее ему недвижимое имущество;
  • сдавать его в аренду (причем если истек срок действия договора аренды, на который было получено согласие, то для заключения договора на новый срок потребуется новое согласие собственника – см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2010 г. по делу № А32-14304/2009);
  • передавать его в залог;
  • вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;
  • иным способом распоряжаться таким имуществом.

Если предприятие распорядилось недвижимым имуществом без согласия собственника, такая сделка является оспоримой, и срок исковой давности по ней составляет год (п. 2 ст. 181 ГК РФ).

Такую сделку суд может признать недействительной по иску самого предприятия или собственника имущества, но не любого заинтересованного лица (абз. 3 п. 9 совместного постановления от 29 апреля 2010 г. Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Какие ограничения имеет предприятие при аренде земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности?

Предприятие, которое выступает арендатором земельного участка, не вправе (п. 5 ст. 18 Закона о предприятиях):

1) сдавать участок в субаренду. Исключение составляют три случая:

  • предприятие получило согласие собственника на сдачу участка (его части) в субаренду;
  • предприятие получило согласие собственника на передачу прав и обязанностей предприятия по договору аренды земельного участка или его части концессионеру, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка (его части) в целях:

– создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества

– или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

  • земельный участок находится в границе морских портов. К таким относятся и искусственные земельные участки, созданные в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением ранее упомянутого случая (когда получено согласие собственника на передачу прав и обязанностей предприятия по договору аренды земельного участка или его части концессионеру);

3) передавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Ограничения в распоряжении движимым имуществом

Государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. Однако, помимо общего правила о распоряжении имуществом в рамках своей правоспособности, есть также дополнительные ограничения.

Основная группа ограничений предусмотрена Законом о предприятиях (№ 161-ФЗ от 14.11.2002). Для контрагента важны некоторые из них. Так, предприятие не вправе без согласия собственника:

  • во-первых, распоряжаться вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими предприятию акциями (абз. 2 п. 2 ст. 6 Закона о предприятиях. Отсутствие согласия собственника имущества предприятия на совершение им, например, сделки купли-продажи доли в уставном капитале общества, принадлежащей такому предприятию, влечет ничтожность такой сделки.

Возможна ситуация, когда сделка предприятия по сути прикрывает приватизацию государственного или муниципального имущества. Такая сделка (несколько сделок) может быть признана ничтожной.

Пример из практики: суд указал, что передача хозяйственному обществу имущества, которое принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения, прикрывает незаконную приватизацию. Такая сделка ничтожна, хозяйственное общество обязано возвратить имущество муниципальному району

Постановление администрации муниципального района разрешило МУП войти в состав участников ООО «И.» с долей участия не менее 25 процентов и с передачей в качестве вклада в уставный капитал общества 23 объектов муниципального нежилого фонда, находящихся у данного предприятия на праве хозяйственного ведения.

Общее собрание участников ООО «И.» приняло решение создать указанное общество, заключило учредительный договор и утвердило устав общества.

В соответствии с актом приема-передачи принадлежащие МУП на праве хозяйственного ведения объекты недвижимости были переданы ООО «И.». Право собственности на них было зарегистрировано за ООО «И.».

Администрация также приняла впоследствии постановление о ликвидации МУП, в ЕГРЮЛ была внесена запись о регистрации МУП в связи с его ликвидацией.

Суд пришел к выводу, что действия администрации – это прикрытие незаконной приватизации. Он указал следующее: «последовательные действия администрации, МУП и других участвующих в деле лиц (совершенные притом в короткий промежуток времени) по оформлению передачи муниципального имущества (23 объекта недвижимости) в хозяйственное ведение унитарного предприятия, по изменению собственником уставных функций унитарного предприятия, по передаче муниципальным предприятием с согласия собственника его имущества в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью и последующая ликвидация муниципального предприятия по решению его учредителя свидетельствуют о том, что указанные действия были направлены на достижение определенного результата – отчуждение муниципального имущества в собственность ООО с нарушением требований закона о приватизации».

Суд признал сделку по передаче муниципального имущества ничтожной в соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса РФ, указав, что возврат ООО «И.» в казну муниципального района спорного недвижимого имущества не противоречит требованиям статьи 167 Гражданского кодекса РФ. В связи с этим суд посчитал невозможным сохранение госрегистрации права собственности ООО «И.» на спорное недвижимое имущество. На этом основании суд удовлетворил требование прокурора о применении последствий недействительности ничтожной сделки и обязал ООО «И.» возвратить спорное имущество его собственнику – муниципальному району (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2009 г. № 18АП-4757/2009 по делу № А07-5981/2008).

  • во-вторых, заключать сделки, которые связаны с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Кроме того, Закон о предприятиях позволяет закрепить в уставе предприятия виды и (или) размер иных сделок, которые предприятие не сможет заключать без согласия собственника;
  • в-третьих, заключать сделки с заинтересованностью;
  • в-четвертых, заключать крупные сделки.

Помимо Закона о предприятиях, ограничения на совершение сделок могут быть установлены также иными нормативно-правовыми актами. Как правило, это случаи, которые касаются всех юридических лиц. Например, запрет дарения между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ).

Что необходимо сделать контрагенту предприятия, чтобы обезопасить себя от оспаривания сделки

Контрагенту до заключения сделки необходимо предпринять следующие действия:

  • запросить устав у унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. В нем могут быть закреплены виды и (или) размер сделок, которые предприятие не имеет права заключать без согласия собственника, но для которых в соответствии с законодательством получения такого согласия не предусмотрено (абз. 2 п. 4 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях). Нужно убедиться в том, что заключаемая сделка не поименована в уставе предприятия в качестве такой сделки;
  • получить у унитарного предприятия подтверждение согласия собственника его имущества на совершение сделки. Оно может быть получено предприятием в виде ответного письма от органа исполнительной власти, в подведомственности которого оно находится, о согласии на совершение сделки. Необходимо иметь в виду, что собственник имущества предприятия может выразить свое согласие путем визирования письма предприятия, которое обращено к собственнику (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 июля 2011 г. по делу № А82-11843/2010).

Решения по вопросам согласования принимаются лицами, уполномоченными собственником имущества предприятия.

Контрагенту предприятия необходимо убедиться в том, что согласие дало уполномоченное лицо собственника имущества предприятия, иначе сделка (или сделки), например, по купле-продаже акций (долей), может быть признана недействительной.

Пример из практики: распоряжение о согласии на реализацию акций было подписано неуполномоченным лицом. Суд признал это основанием для признания недействительными сделок по продаже акций, принадлежавших предприятию

Исполняющая обязанности председателя Земельно-имущественной палаты муниципального района К. подписала распоряжение, которым разрешила предприятию реализовать принадлежащий ему пакет обыкновенных именных бездокументарных акций. Такое распоряжение в последующем было отменено распоряжением председателя этой Земельно-имущественной палаты.

Муниципальное образование обратилось в суд с иском о признании недействительными сделок по продаже обыкновенных именных бездокументарных акций, принадлежащих предприятию, и проданных им на основании указанного распоряжения, подписанного К. По мнению муниципального образования, К. не являлась лицом, уполномоченным на подписание подобного распоряжения.

Суд посчитал этот довод правомерным исходя из следующего. В соответствии с Положением о Земельно-имущественной палате муниципального района, утвержденным решением Совета муниципального образования, председатель палаты назначается на должность Советом муниципального района по представлению главы муниципального района. К. была назначена распоряжением, подписанным руководителем аппарата муниципального района, что противоречило указанному положению. Руководителю аппарата муниципального района Советом муниципального образования не делегировались полномочия по назначению председателя названной палаты или возложению исполнения его обязанностей на кого-либо. Данное обстоятельство (отсутствие полномочий у лица, подписавшего распоряжение о разрешении реализовать акции) суд признал достаточным для признания сделок по продаже акций недействительными, однако отказал в иске, поскольку данные акции уже были проданы третьим лицам (постановление ФАС Поволжского округа от 26 декабря 2012 г. по делу № А65-4835/2011).

Другие важные для контрагента особенности унитарного предприятия

К другим общим особенностям унитарного предприятия, которые могут иметь значение при определенных обстоятельствах, относятся следующие:

  • по общему правилу предприятие не вправе заключать сделки по приобретению товаров, работ или услуг без проведенных им закупочных процедур.Такие процедуры проводят в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Отдельные юридические лица могут руководствоваться Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • место нахождения унитарного предприятия определяется местом его госрегистрации (п. 2 ст. 4 Закона об унитарных предприятиях);
  • унитарное предприятие обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц (п. 3 ст. 4 Закона об унитарных предприятиях).

У унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, имеется присущая только ему еще одна особенность. Такое предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия не несет ответственности по его обязательствам. Однако если несостоятельность (банкротство) такого предприятия была вызвана действиями собственника имущества унитарного предприятия, то на него при недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия (п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях).

Пример из практики: суд привлек администрацию муниципального образования к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия ввиду ее бездействия

МУП «Ж.» было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден А.Е.С.

В рамках процедуры конкурсного производства в арбитражный суд поступило заявление ОАО «Н.» о привлечении к субсидиарной ответственности муниципального образования «Чкаловский район Нижегородской области» в лице администрации Чкаловского района Нижегородской области (далее по тексту – администрация, заявитель).

Суд, исследуя дело, установил следующее. По состоянию на 1 января 2008 года деятельность предприятия была убыточной, и возможность удовлетворить требования всех кредиторов за счет активов предприятия (дебиторская задолженность) составляла 40 процентов. В 2009 году ситуация не изменилась.

Согласно статье 15 Закона об унитарных предприятиях в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного на дату госрегистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

Из финансово-хозяйственного анализа было видно, что по состоянию на 1 января 2008 года величина чистых активов была отрицательной и составляла 16 020 000 руб., по состоянию на 1 января 2009 года – 17 222 000 руб.

Минимальный размер уставного фонда согласно части 3 статьи 12 Закона об унитарных предприятиях на дату регистрации МУП «Ж.» должен был составлять не менее чем 1000 МРОТ, установленного федеральным законом на дату госрегистрации государственного предприятия.

В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленным в зависимости от МРОТ, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

Уставный капитал МУП «Ж.» на дату регистрации составил 100 000 руб.

Таким образом, уже по состоянию на 1 января 2008 года стоимость чистых активов должника была меньше минимального размера уставного фонда, и уже тогда учредитель должен был принять решение о ликвидации предприятия, реорганизации либо об обращении в суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве).

На основании пункта 2 статьи 26 Закона об унитарных предприятиях контроль за деятельностью унитарного предприятия производится органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Контроль со стороны органа, осуществляющего полномочия собственника, производится в том числе при утверждении бухгалтерской отчетности и отчетов унитарного предприятия, при утверждении показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроле их выполнения (ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).

В пункте 3 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях указано, что унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам бухгалтерскую отчетность и иные документы по перечню, определяемому соответствующими органами.

Судом было установлено, что стоимость чистых активов МУП «Ж.» не была восстановлена до минимального размера уставного фонда.

Администрация не приняла решение ни о ликвидации (реорганизации), ни об обращении в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) МУП «Ж.». Предприятие продолжало оказывать услуги населению и увеличивало долги перед кредиторами.

Таким образом, учредитель нарушил статьи 11, 12, 15 Закона об унитарных предприятиях, статью 9 Закона о банкротстве.

Суд усмотрел в бездействии администрации злоупотребление правом, предусмотренным пунктом 5 статьи 8 Закона об унитарных предприятиях, поскольку бездействие администрации было направлено на избежание ответственности перед кредиторами по обязательствам МУП «Ж.» за счет муниципального имущества.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения администрации к субсидиарной ответственности в связи с наличием причинной связи между бездействием администрации и последствиями в виде усугубления неплатежеспособности МУП «Ж», приведшими к его банкротству (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2012 г. по делу № А43-38193/2009, постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 17 декабря 2012 г. оставлено без изменения).

В отличие от унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, для казенных предприятий Закон об унитарных предприятиях устанавливает следующие особенности:

  • Российская Федерация или ее субъекты, а также муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества (п. 3 ст. 7 Закона о предприятиях);
  • при преобразовании казенного предприятия в унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию (абз. 2 п. 5 ст. 29 Закона о предприятиях).