Приказ о проверке

Содержание

Лист ознакомления

Листы ознакомления с документами организации (приказ, должностная инструкция, график отпусков и т.п.) являются необходимыми для доказательства факта ознакомления работников с различными кадровыми документами.

Некоторые внутренние локальные нормативные акты (ЛНА), такие как «Положение о персональных данных», «Правила внутреннего трудового распорядка» «График отпусков», Приказы и т.п., являются обязательными для ознакомления и соблюдения всеми работниками организации. Перед началом работы у данного работодателя, а также в случае изменения или утверждения нового ЛНА работники в обязательном порядке должны быть ознакомлены с ними под роспись. Наиболее простой формой доказательства факта ознакомления явлются листы ознакомления. Листы указываются в качестве приложений к ЛНА.

Обычно лист ознакомления оформляется в виде таблицы с графами «Ф.И.О сотрудника», «Должность», «Дата ознакомления», «Подпись». Работники собственноручно заполняют как минимум графы «Дата ознакомления», «Подпись».

При заполнении даты ознакомления необходимо помнить, что работник приступает к работе после ознакомления с ЛНА, поэтому дата ознакомления не должна быть позже даты начала работы в соответствии с трудовым договором.

Сроков хранения для листов ознакомления законодательством не установлено. Рекомендуется хранить лист как минимум все время действия ЛНА.

Этот документ используется в следующих процедурах:

Ознакомление под роспись: как оформить?

Если тебе поручено доставить какое-то важное письмо или другой документ, крепко держи его в руке и ни на секунду не выпускай, но передай непосредственно получателю.

В статье мы расскажем об одной из важнейших секретарских обязанностей – ознакомление работников с документом под роспись. Разберемся, как оформить отметку об ознакомлении и какие варианты ознакомления существуют.

Ознакомить работников с документами под роспись – одна из обязанностей секретаря, однако далеко не самая любимая. Вне зависимости от настроения и степени загруженности мы можем часами отыскивать нужных работников, чтобы объяснять, вручать и брать «автографы».

Для чего это нужно? Цели ознакомления работников с документами просты и очевидны:

1. Своевременное исполнение поручений руководства. Сотрудник, которому дано поручение, должен знать об этом, в противном случае поручение останется не выполненным.

2. Исполнение требований трудового законодательства, в случае ненадлежащего исполнения которых документ теряет силу или организации грозит штраф.

3. Упорядочение определенных организационных и производственных процессов.

Далее рассмотрим, как оформляется отметка об ознакомлении в различных видах документов.

Приказ – это важнейший распорядительный документ, с помощью которого регулируются все аспекты деятельности организации. Выделяют три вида приказов:

1) по личному составу;

2) по административно-хозяйственной деятельности;

3) по основной деятельности.

Отметка об ознакомлении в приказах по личному составу

Это особая группа приказов, с помощью которых осуществляется управление персоналом предприятия: прием на работу, увольнение, кадровые перестановки и иные действия, ведущие к изменению рабочей деятельности, а также взыскания и поощрения, командировки и отпуска.

Поэтому факт ознакомления работника с такими приказами обязательно должен оформляться документально.

Если порядок ознакомления, установленный законом, нарушается, документ может не вступить в силу. Это касается, в частности, приказов о наложении взысканий.

Для приказов о приеме, увольнении, оформлении отпуска или командировки существуют унифицированные формы, в которые уже заложена отметка об ознакомлении. Например:

•приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма № Т-1*);

•приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу (№ Т-5*);

•приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (№ Т-6*);

•приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (№ Т-8*);

•приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (№ Т-9*);

•приказ (распоряжение) о поощрении работника (№ Т-11*).

Прочие приказы по личному составу оформляются на утвержденном бланке организации или на утвержденном бланке приказа. Отметка об ознакомлении проставляется либо на обороте последнего листа приказа (Пример 1), либо на отдельном листе (Пример 2). В обоих случаях отметка об ознакомлении оформляется одинаково – указывается должность, подпись, расшифровка подписи и дата.

В то же время на практике изредка встречаются утвержденные формы бланков приказов, где отметки об ознакомлении располагаются на последнем листе приказа внизу, при наличии там свободного места (Пример 3).

Этот вариант, очевидно, имеет в своей основе вид унифицированных форм, где отметки об ознакомлении располагаются именно внизу документа.

Основное неудобство этого варианта в том, что из-за дефицита места годится только для приказов без отметок о приложении, без согласования, и с которыми нужно ознакомить от одного до трех работников.

Особое внимание уделяйте ознакомлению работников с приказами о взысканиях. Это связано с тем, что Трудовой кодекс РФ в ст. 193 устанавливает четкие сроки ознакомления с подобными приказами: «Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт».

Акт об отказе работника ознакомиться с приказом должен содержать следующую информацию (Пример 4):

•должность, Ф.И.О. работника;

•должности, Ф.И.О. работников, засвидетельствовавших факт отказа (не менее двух, но, как правило, трех);

•номер и дату приказа, с которым отказывается знакомиться работник;

•личные подписи свидетелей.

Назначение акта: зафиксировать отказ от подписи. Это позволит работодателю доказать в суде соблюдение требований ТК РФ.

При этом роспись работника типа «С решением не согласен. Малахов. 20.01.2017» подтверждает факт ознакомления с документом. То есть работник внимательно прочитал, обдумал и даже не согласен. Но подпись его у вас будет, а это главное.

Отметка об ознакомлении с приказами по основной или административно-хозяйственной деятельности

Отметка об ознакомлении с такими приказами оформляется так же, как и в приказах по личному составу. Знакомить с приказом под роспись надлежит всех фигурантов – лиц, которые в нем упомянуты.

Если с приказом следует ознакомить лиц, которые согласовывали проект этого приказа и в документе проставлены соответствующие визы, вносить этих работников в список ознакомления не нужно. Однако это необходимо закрепить в инструкции по делопроизводству. В противном случае согласующих лиц нужно ознакомить с приказом на общих основаниях.

*Утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.

Л.А. Назарова, специалист по документационному обеспечению

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 10, 2017.

Функции и роль приказа

Прежде чем рассматривать непосредственно необходимость листа ознакомления и принцип его формирования, необходимо разобраться – что представляет собой приказ и почему такое важное значение имеет момент подтверждения факта прочтения текста документа сотрудниками и понимания его сути.

Итак, приказ – что это за документ? Приказом, собственно, называется распоряжение директора организации (руководителя), содержащее какое-либо решение или побуждение к действию, запрет, инструкцию к выполнению каких-либо задач в зависимости от ситуации, которые относятся непосредственно к рабочим моментам и затрагивают интересы данного предприятия или организации.

По своей сути документ может относиться к любым сторонам взаимоотношений сотрудников и работодателей, а также процессов, на которые работники своими действиями могут оказать влияния.

В частности, приказы могут быть следующего рода или назначения:

  1. О приеме на работу (назначении определенного работника или до этого стороннего соискателя на должность).
  2. О проведении плановой или внеплановой оценки сотрудников (аттестации).
  3. О переводе одного или нескольких членов трудового коллектива в другое подразделение, на другую должность.
  4. О предоставлении планового или внепланового отпуска.
  5. О проведении индексации заработной платы сотрудников организации или предприятия.
  6. О возложении обязанностей на работника, связанных с изменением штатного расписания, временным отсутствием основного сотрудника, ранее выполнявшего эти обязанности.
  7. Особенностью издаваемых документов является то, что все они подписываются исключительно руководителем (в некоторых случаях лицом, временно исполняющим его обязанности).

    Также необходимо отметить, что хоть такие документы могут действовать исключительно в пределах одной организации, но их текст ни в коей мере не должен нарушать гражданские или трудовые права работника.

    В том случае, если такой факт будет иметь место, сотрудники организации могут направить жалобу в соответствующие органы, и вследствие разбирательства наименьшей мерой наказания может быть привлечение к административной ответственности руководства организации и должностных лиц.

    Отдельный документ в качестве листа ознакомления с приказом не всегда необходим – в большинстве случаев его используют в тех ситуациях, когда вынесенное распоряжение касается большого количества сотрудников. Это может быть целое структурное подразделение, один или несколько отделов, какая-то определенная категория работников, которых приказ непосредственно затрагивает.

    Разумеется, такой лист не представляет собой отдельного документа – он лишь служит приложением к приказу и отдельно существовать или оформляться кем-либо не может.

    Необходимость письменного заверения

    Для чего нужен лист ознакомления с приказом? В процессе трудовых отношений нередко возникают ситуации, при которых между работодателем и членом трудового коллектива возникает спор. Именно для того, чтобы подтвердить правоту одной из сторон и служат такие документы, они могут подтвердить, что конкретный работник ознакомился с текстом приказа и в дальнейшем не выполнил необходимые действия.

    Может быть и наоборот, если подписи сотрудника в таком листе нет, то и фактически ответственности за невыполнение его он нести не может.

    Нельзя забывать, что в процессе судебного разбирательства может быть назначена графологическая экспертиза, которая с легкостью подтвердит, что фактически сотрудник на листе ознакомления своей росписи не ставил и, что еще хуже, его подпись была подделана.

    Такое действие уже попадает под определенную статью и может быть чревато весьма тяжелыми последствиями для лица, допустившего этот факт. В связи с этим лучшим вариантом все же будет подождать выздоровления (возвращения работника и т.д.) для того, чтобы он лично поставил свою подпись и указал фамилию, имя и отчество.

    Важным моментом является то, что подпись в листе ознакомления означает не только факт самого ознакомления – своим автографом работник подтверждает, что согласен с приказом и готов выполнять то, что руководитель требует.

    В большинстве случаев ознакомление с приказом и подпись листа ознакомления осуществляются, как только сам документ издается, даже если до начала его действия еще есть некоторое время – таким образом все члены трудового коллектива на момент необходимости выполнения уже будут осведомлены.

    Образец листа

    Всего несколько лет назад большинство кадровой документации, в том числе и лист ознакомления, имели строгую типовую форму. Но уже с 2013 года такое требование отменили, и хоть многие еще продолжают пользоваться типовыми формами, они являются лишь рекомендованными, хоть и содержат все необходимые разделы.

    Каждая организация или предприятие вправе разрабатывать собственную форму листа ознакомления с приказом, но при этом не стоит забывать, что требований к документам никто не отменял – в обязательном порядке они должны содержать все те данные, которые требуются к наличию действующим законодательством.

    В том случае, если такой лист будет составлен не в соответствии с правилами или с их нарушениями, то при возникновении споров любой более-менее опытный юрист с легкостью сможет доказать отсутствие юридической силы у такого документа. То есть фактически это может означать, что работники с приказом ознакомлены не были.

    Итак, рассмотрим, из каких основных частей должен состоять лист ознакомления с приказом:

  8. Наименование предприятия. В данном случае лучшим вариантом будет его написание в полном соответствии с тем, как оно отражено в свидетельстве о государственной регистрации (разумеется, если это коммерческая организация).
  9. Название документа – в таком случае дословно прописывают «лист ознакомления с приказом».
  10. Номер приказа, дату его подписания (издания), а также суть. Этот пункт является особенно важным, поскольку именно он указывает фактически на тот документ, о знакомстве с которым работники организации расписываются.
  11. Основная таблица, в которой непосредственно содержатся все данные и сведения, подтверждающие факт знакомства с текстом приказа.

Поскольку именно в таблице отражается ознакомление с приказом и согласие с его выполнением, рассмотрим более подробно основные ее составляющие:

  • Порядковый номер. В этом случае непосредственно к самому сотруднику, который расписывается в листе, отношения он не имеет – такой номер предназначен исключительно для указания номера подписей по порядку.
  • Фамилия имя и отчество работника. К отражению таких сведений нет особенных требований, но лучшим вариантом будет полное написание – без сокращений имени и фамилии, как некоторые делают.
  • Должность сотрудника (она также отражается полностью без каких-либо сокращений или аббревиатур).
  • Дата, на которую конкретный работник был ознакомлен с приказом. В таком случае нет запретов на то, что даты могут отличаться – то есть часть работников, к примеру, может подписать его 21 марта, другие – 23 марта и еще одна группа – 24 марта. В этом случае основное внимание уделяется достоверности отражаемых в листе сведений.
  • Подпись каждого из работников.
  • В некоторых случаях количество работников, которое должно поставить подпись о своем ознакомлении, слишком большое, листов получается несколько. В такой ситуации листы обязательно скрепляют (при помощи степлера, прошивают и т.д.), но впоследствии нумеруют.

    Наличие печати на таких листах не требуется, поскольку уже на протяжении нескольких лет сама печать не является обязательной для проставления на внутренней документации организации (разумеется, если во внутренних нормативных документах организации не отмечено обратное).

    Сколько должен храниться лист ознакомления? Стоит отметить, что храниться он должен в первую очередь вместе с основным документом, к которому служит приложением, хотя в некоторых организациях для них создают отдельный журнал. Если же говорить о том, сколько он должен храниться, то тут уже определяются то тому приказу, к которому он прикреплен.

    Как оформить ознакомление с приказами под роспись? Ответ на вопрос — на видео.

    Ознакомление с приказами

    Дорогие коллеги, здравствуйте!

    Подскажите пожалуйста! В каких случаях и какие виды документов нужно знакомить сотрудников под роспись? В нашей организации знакомят с приказами на отпуск, с графиками работы и т.д. Но вот с приказами на премию никого не знакомят, а это для сотрудников самый интересный вопрос. И выплата премии у нас происходит так: кто-то где-то услышал про премию, звонят мне (бухгалтеру по ЗП) с вопросами по сумме и когда будет, а я еще ничего не знаю, т.к. приказа на оплату еще не принесли, когда приносят, то начинаются звонки по уточнению сумм.
    так нужно ли знакомить с приказом на премию? Если можно, то приведите документы, на что ссылаться в этом вопросе. Спасибо!

    А если так?

    Цитата: В некоторых организациях при составлении Приказа по форме N Т-11а возникает проблема с заполнением графы 6 «С приказом (распоряжением) работник ознакомлен. Личная подпись работника». Дело в том, что необходимость заполнения этой графы приводит к тому, что информация о размерах премий становится общедоступной, что не всегда желательно для работодателя. Как решить данную проблему, сказано в Письме УФНС России по г. Москве от 27.12.2007 N 20-12/124747. Приказ по форме N Т-11а может быть принят в качестве документального подтверждения произведенных расходов в целях исчисления налога на прибыль даже при отсутствии записи об ознакомлении работников с приказом. Указанная позиция объясняется следующим. К числу обязательных реквизитов первичных документов, принимаемых для целей налогообложения прибыли, относятся реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ). В названном пункте не содержится такой реквизит, как «С приказом (распоряжением) работник ознакомлен. Личная подпись работника». Следовательно, приказ (распоряжение) о поощрении работников (форма N Т-11а), имеющий все реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, может быть принят в качестве документального подтверждения произведенных расходов в целях исчисления налога на прибыль и при отсутствии записи об ознакомлении работников с приказом.

    (с) Васильева Е.В. Расходы на оплату труда сотрудников: особенности налогообложения // Российский налоговый курьер. 2010. N 15. С. 45 — 53.
    Номер в ИБ СПС КонсультантПлюс 151798

    Цитата: Судебная практика свидетельствует о том, что нарушение работодателем норм законодательства в части обязательности ознакомления работников с локальными нормативными актами организации до подписания трудового договора (ст. ст. 22, 68 ТК РФ) не всегда влечет за собой ответственность. Приведем пример толкования норм законодательства, основываясь на решении Ленинского районного суда г. Курска от 18.02.2010.
    А. обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействия работодателя в части неознакомления работника с локальными актами работодателя (приказом о приеме на работу, должностной инструкцией, положением о премировании, правилами внутреннего трудового распорядка), просила взыскать моральный вред в размере 10000 руб.
    Рассмотрев материалы дела, суд пришел к следующим выводам. Несмотря на то что, согласно ст. ст. 22 и 68 ТК РФ, ознакомление с локальными нормативными актами является обязанностью работодателя, по смыслу ст. 3 ГПК РФ, заявленный иск может быть удовлетворен только в том случае, если неознакомление истца с локальными трудовыми актами привело к нарушению его конкретных субъективных прав. Иными словами, на истца возлагается обязанность, не ограничиваясь констатацией факта неознакомления с локальными трудовыми актами, указать, какие негативные последствия для него повлекли незаконные действия (бездействие) работодателя. Само по себе неознакомление А. с приказом о приеме на работу, должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, положением о премировании, представленными работодателем, при отсутствии факта нарушения прав, свобод и законных интересов не может являться основанием к удовлетворению иска.

    (с) Писаренко О.В. Правовое поле локальных нормативных актов работодателя // Административное право. 2011. N 3. С. 83 — 89.

    Цитата: Вопрос: В Трудовом кодексе РФ есть отсылка к локальным нормативным актам организации. Однако определения таких актов в ТК РФ не найти. Какие документы являются локальными нормативными актами?
    Ответ: Действительно, Трудовой кодекс РФ не содержит определения локального нормативного акта. Однако в ст. 5 ТК РФ перечислены нормативные акты, регулирующие трудовые отношения. Они указаны в последовательности убывания их юридической силы. Последними в этой иерархии названы коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права. При этом в ТК РФ указано, что локальные нормативные акты принимаются работодателем (ст. 8 ТК РФ).
    Таким образом, внутренние локальные нормативные акты — это письменные документы организации, которые определяют общие принципы ее работы и обязательны для исполнения всеми работниками организации, деятельности которых они касаются (положения, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, штатное расписание, приказы и др.).
    Основное назначение локального нормативного акта состоит в конкретизации нормативно-правовых актов более высокого уровня с учетом особенностей организации и условий труда в ней.
    Поэтому при приеме на работу каждого нового работника работодатель обязан ознакомить его под роспись с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка и теми локальными нормативными актами, которые имеют отношение к его трудовой деятельности (ч. 2 ст. 22, ст. 68 ТК РФ). В первую очередь это должностная инструкция, положение об оплате труда.
    Также под роспись работники информируются о вновь принятых локальных нормативных актах, непосредственно касающихся их трудовой деятельности (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
    При этом нормы локального нормативного акта не должны ухудшать положение работников по сравнению с положением, установленным законами и иными федеральными, региональными, местными нормативными актами, а также коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ).

    (с) А.Н.Краснопеева Издательство «Главная книга» 23.07.2009

    Ложка дёгтя: нарушение положений ст. 22, ст. 68 ТК РФ относится к административным правонарушениям, влекущим ответственность по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.

    Основания для формирования приказа:
    «Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны руководителей и специалистов»

    Сроки обучения

    Руководители и специалисты проходят обучение по охране труда (в соответствии с должностными обязанностями) в первый месяц с момента поступления на работу. В дальнейшем обучение и проверка знаний требований охраны труда проводится не реже одного раза в три года.

    Кто должен проходить обучение и проверку знаний по охране труда

    Ч.2. п.2.3.1. Порядка, утв. Постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 (с изменениями на 30 ноября 2016 года) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (выдержки из текста ч.2. п. 2.3.1. Порядка, имеющие отношение к деятельности предприятий и организаций различных форм собственности в области обучения охраны труда руководителей и специалистов) гласит:

    «Обучение по охране труда проходят:

    руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица …;

    специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, …;

    члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций…».

    Кто проводит обучение по охране труда руководителей и специалистов

    Если на предприятии есть комиссия по проверке знаний требований охраны труда, руководители и специалисты могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда непосредственно на предприятии.

    В случае, если комиссии на предприятии нет, то обучение проводится образовательными учреждения профессионального образования, иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность (наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно).

    Обучение руководителей и специалистов по охране труда проводится преподавателями, специализирующихся на преподавании дисциплин: «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», иными специалистами, имеющими необходимую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.

    Обучение может быть очным (лекции, семинары, консультации, деловые игры) и дистанционным.

    Проверка знаний требований охраны труда

    Когда проводится проверка знаний требований охраны труда

    Очередную проверку знаний требований охраны труда у руководителей и специалистов проводят не реже одного раза в три года.

    Внеочередная проверка проводится в следующих случаях:
    1. Изменения нормативных актов, содержащих требования охраны труда. При этом проверке подлежит знание только этих изменений.
    2. Изменение технологического процесса или ввод нового оборудования. Проверка при этом касается только этих изменений.
    3. Перевод или назначение сотрудника на должность, когда новые обязанности требуют дополнительных знаний в области охраны труда.
    4. По требованию государственных контролирующих органов, по требованию работодателя, если имеют место нарушения требований охраны труда.
    5. После аварий и несчастных случаев, после неоднократного нарушения работниками требований охраны труда.
    6. Перерыв более года в работе в должности.

    Комиссия по проверке знаний требований охраны труда

    Для проведения проверки знаний требований охраны труда на предприятии создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда (не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с п. 3.4 Порядка, утв. Постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 и не менее пяти человек в соответствии с п.10.7 ГОСТ 12.0.004-2015 «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА»).

    Комиссия состоит из председателя, заместителя, секретаря и членов комиссии.

    В состав комиссии могут быть включены: руководитель предприятия, руководители структурных подразделений, специалисты службы охраны труда и др.

    Комиссия обучающей организации может проводить проверку знаний требований охраны труда только тех лиц, которые прошли в этой организации обучение по охране труда.

    Проверка проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, соблюдение требований которых является прямой обязанностью лиц, проходящих проверку, с учетом их должностных обязанностей.

    По результатам проверки оформляется протокол установленной формы и, при успешном прохождении проверки, работнику выдается удостоверение.

    Если проверка не пройдена, работнику дается срок не более месяца для повторной проверки знаний требований охраны труда.

    Приказ о проведение обучения по охране труда

    Об организации обучения и проверки знаний

    требований охраны труда

    В целях выполнения требований положения Трудового кодекса РФ, ГОСТа 12.0.004- «Организация обучения безопасности труда», постановления Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.03 г. «О порядке обучения по охране труда и провер­ ки знаний требований охраны труда работников организации»

    П Р И КА З Ы В А Ю:

    1. В период с 12.03.2010 г. по 31.04.2010г. во всех производственных подразделениях ор ганизации провести обучение и проверку знаний по безопасности труда в соответствии с утвержденными программами обучения.

    2. В ходе обучения и проверки знаний вести графики посещае мости занятий и добиваться 100% присутствия персонала.

    3. При получении работником неудовлетворительной оцен ки по результатам занятий назначить повторную проверку знаний не позднее одного месяца, при этом к самостоятельной работе не до пускать.

    4. После приема на работу работника руководитель структур ного подразделения обязан в течение месяца провести стажировку и обучение работника вопросам безопасности труда с оформлением соответствующих документов.

    5. Инженеру по охране труда оказать необходимую методиче скую помощь руководителям структурных подразделений в подготовке и проведения занятий.

    По окончании занятий и проверки знаний персоналом обеспе­ чить сохранность протоколов проверки знаний, вести контроль соблюдения очередных занятий и проверок знаний персоналом структурных подразделений. При невыполнении графиков готовить приказы об отстранении работников от работы.

    6. Главному инженеру Медведеву Д. А обеспечить контроль вы полнения приказа.

    7.Инспектору по кадрам Сорокиной Л. А. ознакомить настоящим приказом под роспись до 15.02.2010г..

    >Приказ по организации обучения по охране труда в организации

    ООО «Рога и Копыта»

    г. Южноморск » » _ 2011 г.

    ПРИКАЗ № __

    Об организации обучения по охране труда

    П Р И К А З Ы В А Ю:

    1.1.1 Обязанности по организации проведения первичного обучения по охране труда вновь принятых руководителей и специалистов возложить на главного инженера (или зам. директора) Иванова И.И.

    1.1.3 Обязанности по обучению руководителей и специалистов, не занимающихся организацией и проведением работ, не осуществляющих контроль и технический надзор за выполнением работ (приложение 2), возложить на инженера по охране труда Сидорова С.С. Обучение проводится по программе, утвержденной директором предприятия ХХ.ХХ.20ХХ г. По окончании обучения для них проводится проверка знаний требований охраны труда в аттестационной комиссии предприятия с оформлением протокола и удостоверений о проверке знаний требований охраны труда установленной формы.

    1.2 Порядок обучения вновь принятых рабочих:

    1.2.1 Обучение по охране труда вновь принятых рабочих, а также обучение их безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим, проводить в течение первого месяца после приема на работу новых работников.

    1.2.2 Обязанности по проведению обучения по охране труда вновь принятых рабочих возложить на их непосредственных руководителей: мастера Вовкина В.В., энергетика Александрова А.А., начальника гаража Константинова К.К., начальника охраны Алексеева А.А.

    1.2.3 В отсутствие лиц, указанных в п. 1.2.1, обязанности по проведению первичного обучения по охране труда вновь принятых рабочих любого из подразделений возложить на лиц, их замещающих в установленном порядке.

    1.2.5 По окончании обучения вновь принятым рабочим проводится проверка знаний требований охраны труда в аттестационной комиссии предприятия с оформлением протокола и удостоверений о проверке знаний требований охраны труда установленной формы. Обязанности по документальному оформлению обучения по охране труда вновь принятых рабочих возложить на инженера по охране труда Сидорова С.С.

    Продолжительность стажировки определять исходя из знаний, умений и навыков работника, которому назначается стажировка.

    Обязанности по проведению стажировки вновь принятых рабочих возложить на их непосредственных руководителей: мастера Вовкина В.В., энергетика Александрова А.А., начальника гаража Константинова К.К., начальника охраны Алексеева А.А.

    2. Установить следующий порядок периодического обучения по охране труда работников предприятия: для руководителей и специалистов – не реже 1 раза в 3 года, для рабочих – ежегодно по вышеуказанным программам обучения для каждой категории работающих.

    Обязанности по проведению периодического обучения по охране труда возложить на лиц, проводящих первичное обучение по охране труда в соответствии с пп. 1.1.3, 1.2.2.

    Документальное оформление периодического обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда проводить аналогично первичному обучению по охране труда.

    >Пример приказа по организации обучения по охране труда

    г. ХХХ «____» _______ 2011 г.

    ПРИКАЗ № ____

    Об организации обучения

    по охране труда

    В соответствии с требованиями раздела 2.2 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (утвержденных Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29), –

    1. Установить следующий порядок первичного обучения по охране труда вновь принятых работников предприятия:

    1.1 Порядок обучения руководителей и специалистов:

    1.1.2 Для руководителей и специалистов, занимающиеся организацией и проведением работ, а также осуществляющих контроль и технический надзор за выполнением работ (приложение 1) организовать специальное обучение по охране труда в течение первого месяца работы в обучающей организациях (учебных центрах), имеющих лицензию на образовательную деятельность в области охраны труда. По окончании обучения для руководителей и специалистов проводится проверка знаний требований охраны труда комиссией обучающей организации с выдачей протокола и удостоверений о проверке знаний требований охраны труда установленной формы.

    1.1.3 Обязанности по обучению руководителей и специалистов, не занимающихся организацией и проведением работ, не осуществляющих контроль и технический надзор за выполнением работ (приложение 2), возложить на инженера по охране труда Крайнего Б.Б. Обучение проводится по программе, утвержденной директором предприятия ХХ.ХХ.20ХХ г. По окончании обучения для них проводится проверка знаний требований охраны труда в аттестационной комиссии предприятия с оформлением протокола и удостоверений о проверке знаний требований охраны труда установленной формы.

    1.2.2 Обязанности по проведению обучения по охране труда вновь принятых рабочих возложить на их непосредственных руководителей: мастера Семенова М.М., энергетика Т.Т. Токова, начальника гаража Петрова П.П., начальника охраны Бдительного О.К.

    1.2.4 Обучение проводить по программе обучения, утвержденной директором предприятия ХХ.ХХ.20ХХ г.

    1.2.5 По окончании обучения вновь принятым рабочим проводится проверка знаний требований охраны труда в аттестационной комиссии предприятия с оформлением протокола и удостоверений о проверке знаний требований охраны труда установленной формы. Обязанности по документальному оформлению обучения по охране труда вновь принятых рабочих возложить на инженера по охране труда Крайнего Б.Б.

    1.2.6 Для рабочих, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также обслуживающих опасные производственные объекты, после прохождения обучения организовать проведение стажировки под руководством опытных рабочих в течение 2-12 смен.

    Обязанности по проведению стажировки вновь принятых рабочих возложить на их непосредственных руководителей: мастера Семенова М.М., энергетика Т.Т. Токова, начальника гаража Петрова П.П., начальника охраны Бдительного О.К.

    1.2.7 Первичное обучение по охране труда проводить по соответствующим программам обучения по охране труда, утвержденным директором предприятия.

    1.2.8 Допуск рабочих к самостоятельной работе оформлять приказом по предприятию.

    3. Для проверки знаний требований охраны труда создать на предприятии постоянно действующую комиссию по проверке знаний в составе:

    Приказ № 31 от 18-03-2010 «О прохождении обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда»

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Ленина»

    от «18» марта 2010 г. № 31

    П Р И К А З

    “О прохождении обучения по

    охране труда и проверки знаний

    требований охраны труда”

    Во исполнение предписания Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ивановской области Тихомировой Т.И. от 19.02.2010 г. № ПЛ-65/9/3, требований ТК РФ и «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда»

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Руководителям структурных подразделений организовать и провести обучение подчиненного персонала по охране труда в период 22-26 марта текущего года по программам:

    — руководителей и специалистов (начальников управлений, отделов, центров, заведующих лабораториями, кабинетами и т.д., инженеров, программистов, электроников и т.д., ППС) — по «Программе обучения по Охране труда руководителей и специалистов «ИГЭУ им. В.И. Ленина» (лектором может быть назначен сотрудник структурного подразделения, прошедший обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в ПДЭК ИГЭУ);

    — работникам рабочих профессий, внесенных в «Перечень профессий и видов работ, при выполнении которых работники подлежат прохождению обучения по охране труда по специальным программам» — по соответствующим программам (графа 2 «Перечня…») (лектором может быть назначен непосредственный руководитель работников, прошедший обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в ПДЭК ИГЭУ);

    — прочим работникам рабочих профессий — по «Программе обучения по охране труда работников рабочих профессий «ИГЭУ им. В.И. Ленина» (лектором может быть назначен непосредственный руководитель работников, прошедший обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в ПДЭК ИГЭУ).

    3. При проведении обучения заполнять Журнал учета посещения занятий по форме Предметно-группового журнала ИГЭУ.

    4. Руководителям структурных подразделений организовать проведение проверки знаний требований охраны труда у работников рабочих профессий подчиненных подразделений, прошедших обучение в соответствии с настоящим приказом (проверку знаний провести непосредственным руководителям работников) 26, 29, 30 и 31 марта текущего года.

    5. ПДЭК ИГЭУ по Охране труда провести проверку знаний руководителей и специалистов, прошедших обучение в соответствии с настоящим приказом 26, 29, 30 и 31 марта текущего года.

    Как обосновать приказ об обучении сотрудников и проверке знаний по охране труда

    Приказ по охране труда может быть разработан только на основании актуальных нормативных правовых документов. Многие специалисты по ОТ, как опытные, так и начинающие, ошибочно полагают, что обязаны исполнять не только требования постановлений правительства, ТК РФ, санпинов, но и ГОСТ и методических указаний, а некоторые считают нормативным правовым документом письмо Минтруда или Роспотребнадзора. Однако это не так.

    Если в приказе такой специалист сошлется на ГОСТ 12.0.004-2015 или другой документ рекомендательного характера, автоматически, согласно 8 статье ТК РФ, для данного работодателя акт добровольного применения превратится в обязательный для исполнения. Если ГОСТ выбран руководящим документом в локальном Положении, то становится обязательным исполнение всех пунктов ГОСТ, а не одного отдельного раздела. В результате специалист по ОТ получит при проверке предписание о нарушении.

    ГОСТом можно и нужно пользоваться, но ссылку на него в приказе делать не следует, если не изучены до конца все его рекомендации. Например, согласно ГОСТ-2015 стажировке подлежат все работники, от генерального директора до слесаря или уборщицы. Если вы сошлетесь на этот документ в своем приказе, непроведение стажировки уборщицы будет расценено по статье 5.27.1. КоАП РФ.

    В приказе об организации обучения по охране труда ссылаться можно только на два нормативных документа – на статью 225 ТК РФ и на Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда от 13 января 2003 года № 1/29. Можно пользоваться любыми рекомендациями, не противоречащими этим двум нормативным правовым актам, но ссылку на них давать не стоит.

    Как правильно оформить приказ о проведении обучения и проверки знаний по охране труда в 2018 году

    Приказ руководителя организации о проведении обучения по охране труда должен быть конкретным. Следует перечислить сотрудников, ответственных за проведение или разработку программы каждого вида инструктажа: вводного или первичного. Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа нужно разрабатывать с осторожностью. Нельзя включать в него весь офисный персонал.

    Допускается освобождать от первичного инструктажа только тот персонал, который не работает с электрифицированным инструментом и не управляет электроприборами. Поэтому уборщица с пылесосом и бухгалтер с компьютером в этот список не попадают. С ними нужно проводить ежегодно присвоение 1 группы по электробезопасности и обучение оказанию первой помощи.

    Перечень профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по ОТ, должен быть составлен согласно штатному расписанию. Каждый работник рабочей профессии должен иметь инструкцию по профессии, а каждый специалист – инструкцию по виду работ.

    Перечень должностей сотрудников, которые должны проходить обучение и проверку знаний по ОТ в обучающей организации, должен разрабатываться в соответствии с должностными обязанностями работников.

    Если главный бухгалтер руководит бухгалтерией и проводит для своих сотрудников первичный и повторный инструктажи, то обучение должно проводиться в учебных центрах. Если эту работу проводит другой руководитель или специалист, то главного бухгалтера нужно обучать внутри организации с периодичностью 1 раз в 3 года по программе обучения продолжительностью 40 часов. Следует руководствоваться вторым абзацем пункта 2.3.2 Порядка 1/29, чтобы не отправлять на обучение в учебный центр всех руководителей и специалистов. Это сэкономит деньги, повысит интерес обучающихся к охране труда и позволит оптимизировать процесс обучения по ОТ.

    Контроль за исполнением приказа об обучении руководитель может возложить на себя или на руководителя службы охраны труда.