Природно ресурсные платежи

Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами: Земельным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах», Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Федеральным законом «О животном мире» и др.

Общие требования платности использования земли

Общие требования платности использования земли установлены Земельным кодексом РФ. Согласно Земельного кодекса РФ плата за использование земли взимается в формах:

    1. земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и
    2. арендной платы.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

За арендуемую землю взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ (часть первая) земельный налог относится к местным налогам.

Платежи за пользование недрами

Платежи при пользовании недрами регулируются в Закона РФ «О недрах». При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;
  • регулярные платежи за пользование недрами;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, определен постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 249. Регулярные платежи за пользование недрами по указанным участкам уплачиваются пользователями недр, осуществляющими поиск и разведку месторождений, ежеквартально и зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Общие требования о плате за водопользование

Общие требования о плате за водопользование устанавливаются Водным кодексом РФ (). Такая плата предусматривается договором на водопользование. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Платежи за пользование лесным фондом в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г.

Общие требования к платежам за пользование животным миром установлены Федеральным законом «О животном мире». Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах ().

Платежи за природопользование

Принцип платности природопользования широко применяется в ряде экономически развитых стран; успешной его реализации за рубежом способствовала, прежде всего, соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая, в частности, вопросы управления и контроля в сфере экологии.

Система платежей за природные ресурсы в России начала формироваться в 70-е г. прошлого века. Элементами этой системы становились плата за водные и земельные ресурсы и др.

В 1991 году принцип «платности использования ресурсов» впервые был закреплен в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20).

Цели введения платного природопользования: 1) рациональное и комплексное использование природных ресурсов; 2) улучшение ООС; 3) выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов; 4) финансовые интересы государства.

Система платежей за природопользование в РФвключает:

– платежи за природные ресурсы;

– платежи за загрязнение окружающей среды;

– платежи на воспроизводство и охрану ресурсов окружающей среды.

В Российской Федерации в настоящее время взимаются сле­дующие виды ресурсных платежей(рис. 15).

Рис. 15. Виды ресурсных платежей в Российской Федерации

Плата за землю.Объектами налогообложенияявляются земли сельскохозяй­ственного назначения, земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, энергетики, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли городов и других населенных пунктов.

Земельный налогустанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади. Размер налога зависит от место­положения плательщика и качества земли, но не зависит от ито­гов хозяйственной деятельности на земле.

Арендная платаможет устанавливаться в денежной и натуральной форме по договоренности арендатора с арендодателем.

Нормативная цена земли– показатель, характеризующий стоимость участка земли определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Плательщиками являются физические и юридические лица.

Плата за пользование недрами.Закон «О недрах» определяет следующую систему платежей за пользование недрами:

– платежи за право пользования недрами;

– отчисления на воспроизводство минеральной сырьевой базы;

– акцизы;

– платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Платежи за право пользования недрами, акваторией и участ­ками морского дна включают платежи за право на поиски и раз­ведку месторождений полезных ископаемых, их добычу, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г., ст. 16), плата за природные ресурсы взимается: 1) за право использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов; 2) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; 3) на их воспроизводство и охрану. При этом право определения и применения нормативов платы за использование природных ресурсов предоставлено Правительству России.

Плата за право пользования природным ресурсом является налогом за природопользование и включена в налоговую систему.

Плата за нерациональное использование природных ресурсов – это форма экономической ответственности природопользователя за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны при­родных ресурсов и их рационального использования, иначе штрафные санкции в повышенном размере за нерациональное использование ресурсов.

Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов – это компенсация затрат организаций и ведомств, осуществляющих воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

Средства, полученные в виде платы за право пользования природными ресурсами, поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в следующих пропорциях:

Федеральный бюджет:

–платежи за право на пользование недрами в пределах исключительно мор­ской экономической зоны – в полном объеме;

– платежи за право пользования недрами континентального шельфа в границах территориального моря – 40%;

– платежи за право на добычу углеводородного сы­рья – 40%;

– платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенных – 25%.

Бюджеты субъектов РФ:

– платежи за право на добычу углеводородного сы­рья – 30%;

– платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенных –25%;

– платежи за право пользования недрами континентального шельфа в границах территориального моря – 60%.

В местные бюджеты:

– платежи за право на добычу углеводородного сырья – 30%;

– платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенных – 50%;

– платежи за добычу общераспространенных полезных ис­копаемых на территории муниципального образования – в пол­ном объеме;

– платежи за право пользования недрами на территории му­ниципального образования для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых – в полном объеме.

Распределение платежей за право на добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений или групп месторож­дений между бюджетами разных уровней может устанавливать­ся в иных пропорциях по соглашению всех заинтересованных сторон.

Важно подчеркнуть, что внесение платы за природные ресурсы, включая платежи за сверхлимитное природопользование, не освобождает природопользователя от необходимости выполнения мероприятий по возмещению вреда, причиненного экологическим правонаруше­нием, и выполнению мер по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Плата за загрязнение ОПСреализует принципы платности природопользования и экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

По своей экономической сути указанный вид платы за загрязне­ния представляет собой возмещение части экономического ущерба от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные и подземные объекты, а также размещения отходов (в соответствии с принципом «загрязнитель платит»). Предусматривается, что данный вид платы должен быть главным источником получения средств, которые необходимы для компенсации ущерба от загрязнения ОПС, выполнения работ по ликвидации последствий загрязнения, а также обеспечения повышения экономической заинтересованности и ответственности природопользователей в выполнении нормативов экологических требований.

Плата за загрязнение (экологический налог)по действую­щему налоговому законодательству взимается с природопользователей за следующие виды вредных воздействий на окружающую природную среду:

– выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

– сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, любое подземное размещение загрязняющих веществ;

– размещение отходов.

Изначально платежи за загрязнение окружающей природной среды должны были выполнять две функции: компенсаторную и стимулирующую.

Компенсаторная функциясостояла в том, что предприятия-загрязнители должны были возмещать ущерб природе, причинен­ный от выбросов вредных веществ в штатном режиме функциони­рования (так называемая эколого-экономическая ответствен­ность).

Стимулирующая функция платежей за загрязнениезаклю­чается в побуждении предприятий-загрязнителей к сокращению объема вредных веществ, выбрасываемых в окружающую природ­ную среду.

В настоящий момент обе функции платежей за загрязнение не выполняются, так как:

– во-первых, размеры платежей не соответствуют величине ущерба, причиненного загрязнением, следовательно, не мо­гут его компенсировать;

– во-вторых, объем капиталовложений в природоохранное оборудование намного превышает уровень платежей, и предпри­ятию экономически более целесообразно внести плату за заг­рязнение, а не инвестировать средства в новые природоохран­ные технологии или очистное оборудование.

В этой связи необходима корректировка и индексация платежей за загрязнение.

При определении платежей за загрязнениеустанавлива­ются два вида базовых нормативов платы:

– за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

– за выбросы, сбросы, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Необходимо отметить, что при размещении отходов устанавливаются только лимиты.

Дифференцированные нормативы исчисляются МПР Рос­сии на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регио­нов. К ним относятся природно-климатические, эконо­мические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определя­ется умножением коэффициента, отражающего экологичес­кие особенности региона, на базовую ставку платежей.

При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причем с учетом экологи­ческой ситуации исполнительные местные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повыше­ние разрешается до 20%, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных пар­ков, особо охраняемых, в том числе заповедных территори­ях, эколого-курортных регионах, – в 2 раза.

Платежи за загрязнение,осуществляемые в объемах, не превышающих ПДВ и ПДС, относятся на себестоимость продук­ции; при превышении уровня допустимого загрязнения они вы­плачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя после уплаты налогов.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды на­правляются в экологические фонды различных уровней (90% от­числений) и федеральный бюджет (10% отчислений).

В качестве платежей за вредные выбросы могут засчитывать­ся затраты по выполнению природоохранных мероприятий.

1. Плата за пользование природными ресурсами

Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются ресурсными налогами и регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Предусматривается установление федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В федеральной системе налогов и сборов предусмотрены:

-земельный налог; налог на пользование недрами; налог на добычу полезных ископаемых; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами; водный налог;

Кроме того взимаются неналоговые платежи:

-плата за пользование недрами; плата за аренду земли; плата за пользование лесным фондом; федеральные лицензионные сборы.

В федеральной системе налогов и сборов предусмотрены:

Плата за нерациональное использование природных ресурсов — это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненных в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов – компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

В современных условиях плата за природные ресурсы выполняет воспроизводственную функцию.

Плата за пользование землей

Порядок и размер взимания платы за пользование землей установлен Земельным Кодексом РФ № 102 — ФЗ от 19 июня 2007 года. Статья 65. Платность использования земли

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) иарендная плата.

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей в процентах от кадастровой стоимости в расчете на год. Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам угодий, природным зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов. С учетом инфляции уровень земельного налога индексируется.

Плата за пользование водой

В 2006 году принят Водный кодекс РФ (№74 –ФЗ от 3 июня 2006 года, в ред. № 102-ФЗ от 19.06.2007 г.)

Статья 20. Плата за пользование водным объектом

1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

— стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

— дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

— равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

3. При потреблении воды в пределах лимита забора воды плата взимается по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы. За сверхлимитный забор воды плата за воду взимается в пятикратном размере.

Предусмотрены два платежа:

— за пользование водными объектами (водный налог);

-плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

Источником платы за пользование водой (водный налог) и платы, направляемой на восстановление и охрану водных ресурсов является себестоимость продукции (услуг).

Плата за пользование недрами

В настоящее время действует следующая система платежей за недра:

— Платежи за пользование недрами;

— Платежи за право добычи полезных ископаемых;

— Платежи за право использовать отходы горно-добывающих и перерабатывающих производств;

-Платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Согласно действующему законодательству, в России предоставление недр в пользование оформляется государственным разрешением в виде лицензии.

Платежи за пользование лесным фондом

Лесной кодекс Российской Федерации (№ 200-ФЗ от 4 декабря 2006 года) регламентирует основы рационального использования, охраны, защиты, воспроизводства и повышения экологического и ресурсного потенциала лесов. Статья 94. Платность использования лесов

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Платежи за пользование лесным фондом поступают в федеральный бюджет — 40%, в бюджеты субъектов РФ – 60% и используются для финансирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресурсов.

Платежи за пользование объектами животного мира

В соответствии с налоговым кодексом установлен размер, порядок взимания, распределения и использования сбора за право пользования объектами животного мира. Платежи вносят организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие изъятие из среды обитания объекты животного мира.

62. Платежи за загрязнение окружающей среды. В России введена плата за загрязнение окружающей природной среды, которая взимается за:

— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;

— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;

— размещение отходов.

В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы:

— плата должна носить единый межотраслевой характер;

— плата зависит от массы и состава выбросов;

— плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах;

— при оплате учитывается региональная экологическая специфика (ассимиляционный потенциал).

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности воздействие на окружающую среду (выбросы, сбросы, размещение отходов):

Базовые нормативы платы корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации и индексации с учетом инфляции. Устанавливаемые на федеральном уровне коэффициент индексаций платы за загрязнение может регулироваться в субъектах Федерации.

Источники платы за загрязнение окружающей природной среды:

— себестоимость продукции – в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС);

— прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы.

При взимании платы установлены льготы для предприятий. Используются следующие виды льгот: при налогообложении имущества предприятий исчисляемая для целей налогооблогаемая база уменьшается на балансовую стоимость объектов природоохранного назначения; из налогооблогаемой прибыли исключаются суммы реинвестируемые внутри предприятия на природоохранные нужды и другие.

Частичное освобождение от платы за загрязнениие распространяется на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае природопользователи освобождаются от платы пропорционально объемам загрязнения, связанного с оказанием вышеперечисленных услуг. Полное или частичное освобождение от платы за загрязнение предусматривается при соблюдении установленных для природопользователей природоохранными органами норм и требований, в противном случае плата за загрязнение рассчитывается и взимается на общих основаниях.

В целях стимулирования природоохранной деятельности применяется корректировка (снижение) платы с учетом освоения средств природопользователем на выполнение природоохранных мероприятий в диапазоне 0-100% размера платы, начисленной природопользователю за фактическое загрязнение окружающей среды.

Плата за загрязнение может выступать в 2 формах:

1.налоговой (сборы в рамках государственной налоговой системы);

2.вненалоговой (сборы в поступают во внебюджетные фонды).

В России при введении в практику хозяйственной и экономической жизни принципа «загрязнитель платит» была установлена вненалоговая форма взимания платы за загрязнение, основная часть (90%) которой поступает в государственные внебюджетные экологические фонды. Средства от платежей за загрязнение перечисляются в доходы бюджетов всех уровней,

Существующая система платежей за загрязнение окружающей среды имеет ряд недостатков, главный из них:

— низкий уровень платежей;

— нормативы платы установлены не на все загрязняющие вещества, образующиеся на предприятиях;

— многие предприятия обладают слабой материальной базой контроля, поэтому плата является заниженной даже по тем веществам, для которых имеются нормативы платы;

— коэффициенты индексации платы за загрязнение не сопоставимы с фактическими темпами роста инфляции, поэтому аккумулируемые за счет нее средства быстро обесцениваются;

— системой платежей не охвачены некоторые распространенные виды негативного воздействия на окружающую среду (радиационное, бактериологическое и др.).

Тем не менее применение действующего механизма определения и взимания платы за загрязнение окружающей среды доказало его жизнеспособность и правильность основных применяемых принципов.

Дифференциация базовых нормативов платы за размещение отходов принята в зависимости от их деления на два вида – нетоксичные и токсичные. В объеме размещения нетоксичных отходов учитываются отходы добывающей промышленности и отходы переработки.

При размещении отходов на территории природопользователя в соответствии с разрешительными документами в расчет платы вводится понижающий коэффициент. При размещении отходов в водоохранных зонах на ненадлежащем удалении от селитебных территорий в расчет платы вводят повышающие коэффициенты, имеющие значение от 3 до 5.