Проверка налога на прибыль

Вероятность выездной проверки налога на прибыль можно снизить

Налоговики должны проверять каждую компанию не реже чем один раз в три года. Однако на практике это не всегда возможно. Поэтому многие компании (в том числе и крупные) живут без налоговых ревизий много лет, даже не зная, что такое выездная налоговая проверка. Во многом это зависит от показателей их налоговой и бухгалтерской отчетности, на основе анализа которых и отбирают налогоплательщиков на выездную проверку. Кроме того, на этапе углубленной камеральной проверки могут быть выявлены схемы ухода от налогообложения. Именно поэтому успешное прохождение камеральной проверки может длительное время ограждать компанию от проверки выездной.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Представитель центрального аппарата ФНС России:
— Проведение эффективной камеральной проверки возможно благодаря наличию у налоговых органов прав на истребование дополнительных документов у налогоплательщиков, их контрагентов и банков. Проверка налоговой декларации даже с учетом анализа динамики показателей не может вскрыть саму схему уклонения от налогообложения, а либо выявляет очевидные ошибки и нарушения, либо является поводом для так называемой углубленной проверки с истребованием документов.

Что и как анализируют налоговики? На что надо обратить внимание при составлении налоговых деклараций, чтобы не попасть в «черный список» кандидатов на выездную проверку? Ответы на эти вопросы приведены в документе ФНС России с грифом «Для служебного пользования» — Методических рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на прибыль организаций, которые оказались в распоряжении экспертов «ПНП».

Этап первый: проверка контрольных соотношений

Первый этап камеральной проверки включает в себя анализ показателей декларации на выполнение контрольных соотношений, то есть проверяется связь отдельных данных декларации между собой. Кроме того, на этом этапе идет проверка отдельных показателей декларации на соответствие их главе 25 Налогового кодекса.

Для начала налоговики устанавливают факты несоответствия или отсутствия логической связи между показателями налоговой и (или) бухгалтерской отчетности. Если они будут обнаружены, у компании могут запросить пояснения о порядке формирования отдельных сумм доходов и расходов, а также операций, финансовые результаты которых учтены при расчете налоговой базы. Причем первичные документы могут быть затребованы только если у налоговиков появятся основания предполагать, что база по налогу на прибыль занижена.

Внимание! Налоговая инспекция обязательно потребует пояснений, если в налоговой декларации будут заявлены:

  • льготы;
  • пониженные ставки;
  • убыток от финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по отдельным операциям, финансовый результат по которым определяется в особом порядке;
  • средства целевого финансирования.

Поэтому, чтобы предупредить возможные вопросы налоговиков, в пояснительной записке к годовой отчетности желательно разъяснить порядок применения льгот по налогу. А также расшифровать отдельные прибыли и убытки с указанием на то, как рассчитывался налог в этом случае.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Валерий Бахтин, эксперт КГ «Что делать Консалт»:
— Для снижения риска проведения выездной налоговой проверки компании надо подробно раскрыть показатели отчетности в пояснительной записке. Окончательно должны уйти в прошлое формальные пояснительные записки на одной страничке. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности организации с обоснованием изменения отдельных показателей в отчетном году может снять ряд вопросов при камеральной проверке.
Однако главным критерием для назначения выездной проверки является все же наличие убытка. Поэтому планируйте свою деятельность так, чтобы всегда иметь небольшую, но стабильную прибыль. Так вы существенно снизите вероятность выездной налоговой проверки.

Казусы в контрольных соотношениях

Благодаря недоработке Методических рекомендаций в некоторых ситуациях налоговики всегда будут требовать у компании пояснений и дополнительных документов.

Ведь в Методических рекомендациях не учли тот факт, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя. Между тем специалисты из ФНС требуют, чтобы нижестоящие подразделения уделяли пристальное внимание именно проверке данных декларации на выполнение контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности. Причем, как правило, такая проверка проходит не вручную, а в автоматизированном режиме — с помощью специальной программы. Поэтому инспектор и не будет вникать, почему показатели не совпадают. Он сразу вызовет налогоплательщика для объяснений.

Например, объяснения потребуют, когда компания заявила амортизационную премию. Методологи из ФНС рекомендуют при проверке правомерности включения в расходы амортизационной премии (п. 1.1 ст. 259 НК РФ) сравнить данные бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного (налогового) периода. При этом, если у компании данные бухгалтерской отчетности по основным средствам не изменились, а амортизационная премия тем не менее заявлена, Методические рекомендации советуют запросить документы, подтверждающие основания ее применения.

Однако в ФНС забыли о том, что в бухгалтерском учете амортизационная премия не начисляется (ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н)! Кроме того, порядок начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. Поэтому показатели по строке 044 приложения 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль и по строке 120 бухгалтерского баланса (форма № 1) соотноситься не будут никогда.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Валерий Бахтин, эксперт КГ «Что делать Консалт»:
— Методологи из ФНС имели в виду не сравнение данных налогового и бухгалтерского учета, а проверку данных раздела «Основные средства» приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и, в частности, колонки № 4 «Поступило». Если эта колонка не заполнена, есть повод проверить, откуда взялась амортизационная премия. Поэтому хочется обратить внимание на необходимость тщательного заполнения формы № 5 и сверки ее показателей с основными формами отчетности.

Кроме того, в ФНС считают, что у компании в обязательном порядке надо запросить пояснения, если показатели прибыли в бухгалтерской и налоговой отчетности значительно расходятся или если в бухгалтерской отчетности отражена прибыль, а в налоговой декларации — убыток. Однако в Методических рекомендациях не нашел отражение тот факт, что с введением ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н) причины этих отклонений можно увидеть как в бухгалтерском балансе компании, так и в отчете о прибылях и убытках.

Поэтому, если по результатам года бухгалтерская прибыль компании оказалась больше налоговой, в пояснительной записке к годовому отчету лучше сразу расшифровать для налоговых инспекторов перечень отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов, постоянных налоговых обязательств (активов).

Методика экономического анализа из ФНС на втором этапе

На втором этапе камеральной проверки налоговики проводят экономический анализ показателей декларации по налогу на прибыль. Как сказано в Методических рекомендациях, именно по результатам этого этапа налоговые органы должны окончательно отобрать налогоплательщиков для выездной налоговой проверки, а также разработать план действий по ее эффективному проведению.

Экономический анализ декларации проводится ежеквартально только в отношении крупнейших налогоплательщиков, а также тех компаний, налоговые поступления которых в бюджет составляют не менее 60 процентов всех поступлений в налоговом органе. Для остальных налогоплательщиков — раз в год по результатам годовой отчетности.

В его рамках оценивают результаты финансово-хозяйственной деятельности компании и определяют их влияние на размер налоговой базы по налогу на прибыль. Экономический анализ проводится в зависимости от конкретных значений финансово-экономических показателей по данным бухгалтерской и налоговой отчетности.

В качестве примера таких показателей методологи из ФНС указали обороты по реализации, сумму доходов и расходов. Причем налоговым органам на местах дано право самостоятельно определять для каждого показателя значительность отклонения и его критерии. Однако методологи ФНС не указали для своих подчиненных, какие значения этих показателей считаются нормальными.

ФНС России рекомендует обращать особое внимание на компании, которые заявляют в декларации незначительные суммы налога на прибыль либо убыток.

В рамках второго этапа проверки налоговики проводят углубленный анализ в части сопоставления показателей, отраженных в декларациях по налогу на прибыль, с данными бухгалтерской отчетности и показателями налоговых деклараций по другим видам налогов. Методические рекомендации предписывают анализировать эти показатели в динамике.

Отдельные показатели налоговых деклараций с данными соответствующей бухгалтерской отчетности налоговики сопоставляют за последние три года, непосредственно предшествующих году проведения анализа. Это помогает им отследить тенденции в формировании доходов и расходов, влияющих не только на налог на прибыль, но и на суммы других налогов.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Ольга Федотова, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению ООО АФ «ВнешЭкономАудит»:
— При проверке деклараций по налогу на прибыль налоговики часто проверяют сопоставимость расходов за несколько последовательных периодов.
Во-первых, контролеры исходят из рентабельности сделок, то есть проверят долю прямых расходов в выручке от реализации. Если расходы возросли, а выручка осталась прежней — это повод для проверки. Во-вторых, анализируется доля косвенных расходов. Если их величина из года в год увеличивается в разы, в то время как сумма выручки за проверяемые периоды увеличилась незначительно, есть повод для выяснения этого обстоятельства на территории налогоплательщика.
Кроме того, налоговые органы в ходе камеральной проверки запрашивают у компаний не только первичные документы, подтверждающие приведенные в декларации суммы, но и обоснование увеличения таких сумм.

Внимание! При значительном расхождении сумм показателей некоторых строк налоговой декларации по налогу на прибыль с суммой показателей соответствующих строк формы № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» (см. таблицу) компанию попросят предоставить в налоговую инспекцию информацию об источниках такого расхождения.

Причем сами специалисты из ФНС указывают, что данные показатели могут и не совпадать. Однако это может происходить довольно редко и по тем операциям, доходы и расходы по которым определяются в особом порядке. Например, при наличии операций с ценными бумагами, при безвозмездном получении имущества, при товарообменных сделках. Кроме того, налоговики считают, что различие показателей определено четкими причинами, перечень которых достаточно узок.

Среди таких причин в Методических рекомендациях указаны:

  • отказ от признания выручки в бухгалтерском учете в случае невыполнения дополнительных условий к передаче права собственности по сделке;
  • наличие производств с длительным циклом;
  • пересчет выручки по правилам статьи 40 Налогового кодекса;
  • переоценка стоимости имущества.

Обратите внимание, что на практике причин расхождения указанных выше показателей гораздо больше, чем заявлено налоговиками. Например, благодаря некоторым видам доходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли, но отражаются в бухгалтерской отчетности:

  • положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;
  • стоимость безвозмездно полученного имущества от учредителей, доля которых в уставном капитале компании более 50 процентов;
  • стоимость у арендодателя неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенного арендатором.

Кроме того, некоторые виды доходов могут быть отражены только в налоговом учете. Например, это проценты по договору займа, срок действия которого приходится более чем на один налоговый период. В налоговом учете этот доход будет признан на конец соответствующего отчетного (налогового) периода (п. 6 ст. 271 НК РФ). В бухгалтерском учете проценты отражаются исходя из условий договора, в соответствии с которыми начисление и уплата процентов могут быть предусмотрены на дату возврата всей суммы займа.

Поэтому, если сумма показателей, приведенных в таблице, у вас значительно расходится, заранее подготовьте разъяснения для налоговиков. Желательно в письменном виде со ссылками на нормы налогового и бухгалтерского законодательства.

Источники информации для косвенной оценки налоговой базы

К вопросам камеральной проверки относится и сопоставление сумм других налогов, исчисляемых в зависимости от показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций. Из внутренних источников информации налоговики используют данные других налоговых деклараций.

Внимание! На основе анализа доходной и расходной частей декларации по налогу на прибыль инспектор делает выводы о возможных суммах других налогов. А именно сопоставляет налоговые базы по различным видам налогов. Например, если в декларации заявлена значительная доля расходов на оплату труда, то налоговики ожидают от компании и значительные суммы поступлений ЕСН.

Конечно, такая зависимость не позволяет точно определить сумму других налогов, подлежащих уплате. Однако помогает налоговикам сформировать определенные тенденции в объемах различных налогов, которые они должны отслеживать. Например, если компания задекларировала значительные суммы НДС к возмещению за счет поставок продукции на экспорт, налоговики могут заранее спрогнозировать уровень доходов этой компании. Ведь изменение мировых цен на экспортируемые товары будет прямо пропорционально влиять на размер налогооблагаемой прибыли.

Помимо этого налоговики могут оценить налоговую базу по косвенным признакам на основании данных из внешних источников информации. Например, для анализа затрат компании на изготовление единицы продукции специалисты из ФНС рекомендуют запрашивать специализированные организации о физических объемах потребления, ценах на ресурсы и т. д. Ведь производственный процесс предполагает использование определенной технологии. А именно на единицу производимой продукции должно расходоваться вполне определенное количество ресурсов. Зная количество использованных ресурсов, налоговики могут определить объем выпущенной продукции и тем самым проверить сопоставимость заявленных организацией доходов.

Комментарий эксперта
Анна Дымова, эксперт департамента налогов и права аудиторско-консалтинговой компании «ФБК»:
— Интерес инспекторов может вызвать существенное отличие показателей декларации налогоплательщика по сравнению с показателями компаний, осуществляющих аналогичную деятельность. Поэтому, если компания работает в высокодоходной сфере экономики и при этом убыточна или показывает слишком маленькую прибыль, вероятность выездной проверки существенно возрастает. Если убыточность деятельности обусловлена какими-либо объективными факторами, об этом лучше заранее сообщить инспектору в пояснительной записке к годовой отчетности.

Кроме того, ресурсы употребляются в определенных пропорциях. Причем норму расхода ресурсов налоговый орган может взять у других компаний из этой отрасли. Если эта норма нарушена, налоговики считают, что часть готовой продукции не отражена в учете. То есть затраты списаны на все количество выпущенной продукции, а выручка от реализации отражена частично. Поэтому в такой ситуации по рекомендации специалистов ФНС для получения дополнительных доказательств инспекция проведет встречные проверки у контрагентов проверяемой компании.

Комментарий эксперта
Татьяна Васильева, юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»:
— Важно помнить, что налоговики могли уже проверить налогоплательщика, который осуществляет такую же деятельность, как и ваша компания. В таком случае они знают примерный уровень цен по тем или иным сделкам. Соответственно знают, каких расходов и доходов ожидать. Более того, налоговые органы поддерживают связь с независимыми экспертами, от которых могут получать данные о ценах. Особенно это касается налоговых инспекций, которые контролируют крупнейших налогоплательщиков.
Сигналом к проведению проверки могут быть просьбы из других налоговых инспекций предоставить информацию.
Кроме того, налогоплательщику важно следить за судебными процессами, в которых участвует его налоговая инспекция. Так ему будет известно, какие вопросы для его налогового органа уже «наработаны», какие предъявляются претензии, какие были рассмотрены документы.

Таким образом, чтобы уменьшить вероятность проведения в компании выездной налоговой проверки, надо:

  • проанализировать внимательно причины различий между отдельными показателями налоговой декларации, иметь всегда готовые объяснения;
  • проверить наличие всех первичных документов утвержденной формы по каждой сумме расходов;
  • проанализировать экономическую оправданность наиболее крупных сумм расходов, заявленных в налоговой декларации.

Порядок проверки налога на прибыль

Контроль уплаты налога на прибыль осуществляется налоговыми органами в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок в соответствии с общей частью Налогового кодекса РБ (глава 9-Налоговый контроль); Указом Президента РБ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ» №510 от 16окт. 2009г. и Положением о порядке организации и проведении проверок в рамках этого указа.

Камеральная проверка налога на прибыль проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговой декларации по налогу на прибыль и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение.

Камеральной проверкой устанавливаются:

*своевременность и полнота представления налоговой декларации по налогу на прибыль;

*правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета), четкость их заполнения;

*соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации (расчете), данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);

*соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;

*правильность арифметического подсчета итоговой суммы налога, подлежащего уплате в бюджет;

*соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

*обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

*своевременность и полнота уплаты в бюджет налога на прибыль.

Выездная налоговая проверка налога на прибыль производится в ходе комплексной проверки. До начала данной проверки проводится подготовительная работа, в процессе которой анализируется информация налоговых деклараций по налогу на прибыль: структура налоговой базы, применяемые ставки налога на прибыль, данные по льготам, а также отсрочка по уплате налога или уплата налога на прибыль за счет налогового кредита.

На предварительном этапе выясняются виды деятельности, осуществляемые плательщиком, наличие внешнеэкономических операций, изучается порядок признания выручки в бухгалтерском учете, принятый в учетной политике; изучаются предыдущие акты проверок в целях ознакомления с видами налоговых нарушений и проверяется своевременность выполнения требований по их устранению. Кроме того изучаются нормативные акты по организации хозяйственной деятельности и БУ, типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в сфере деятельности плательщика, ответы и разъяснения направляемые плательщику на подаваемые запросы, производится выборка сведений в базах данных, имеющихся в налоговом органе. На основании проведенной подготовительной работы составляется программа проверки, оформляется предписание на проведение проверки. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

На первоначальном этапе проведения выездной налоговой проверки изучается: система организации БУ и НУ проверяемого плательщика, внутренние правила документирования операций и документооборота, порядок ведения регистров БУ и НУ, особенности ведения БУ, порядок отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг, иных ценностей), особенности признания доходов и расходов от внереализационных операций, оговоренные в учетной политике.

Проведение проверки включает контроль следующих вопросов:

1.соответствие данных регистров БУ данным Главной книги, баланса, налоговой декларации;

2.соответствие данных НУ (если ведутся) данным БУ;

3.правильность оформления первичных бухгалтерских документов;

4.правильность определения себестоимости произведенной и реализованной продукции, расходов на реализацию товаров и иных расходов;

5.правильность отражения выручки от реализации товаров (продукции, работ, услуг);

6.своевременность отражения в декларации внереализационных доходов и расходов;

7.состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами и обоснованность образования, наличие и списание дебиторской и кредиторской задолженности;

8.обоснованность применения льгот;

9.правильность исчисления и полнота уплаты налога на прибыль.

В соответствии с особенной частью НК РБ налог на прибыль исчисляется из ВП подлежащей н/о = ВП — ЛП. ВП= П от реал. + Внрд – Вррр.

При проверке правильности исчисления и уплаты налога на прибыль определяется достоверность отражения в налоговой декларации налоговой базы и сверяется ее соответствие с данными БУ, расчетных корректировок по налогу на прибыль, отгрузок (по которым прошло 60 дней со дня отгрузки – если выручка учитывается по оплате). Данные о выручке, доходах и расходах, отраженные в налоговой декларации сверяются с данными БУ по счетам 90,91,92. Для проверки достоверности отраженных данных производится сверка регистров БУ(главной книги, журналов-ордеров, машинограмм) с данными первичных документов (выписки из расчетных счетов в бел.р. и иност. валюте, кассовые документы, счета оплаченные покупателями и др. документы выборочным или сплошным методом.

При проверке выручки следует обратить внимание на :

**При учете выручки по оплате отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав либо по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав (за исключением банков)— днем отгрузки товаров признается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке

**При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имуще­ственных прав выручка от их реализации отражается в размере не менее суммы затрат на их производство либо приобретение (выполнение, оказание) и затрат на безвозмездную передачу, а при безвозмездной передаче основных средств и нематериальных активов — не менее их остаточной стоимости и затрат на безвозмездную передачу. Выручка от реализации, затраты на производство либо приобретение (выполнение, оказание), затраты на безвозмездную передачу отражаются в том отчетном периоде, в котором фактически переданы товары (выполнены работы, оказаны услуги), переданы имущественные права.

При проверке правильности учета Внрд. и Внрр следует проверить их состав для целей н/о и период в котором они отражены (определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражаются в том отчетном периоде, в котором они фактически получены плательщиком или фактически понесены:

*не следует включать дивиденды, полеченные от источника на тер-ии РБ, а следует включать от источников за пределами РБ

*суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности — отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день, следующий за днем истечения срока исковой давности

*стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации — отражаются в том отчетном периоде, в котором имущество подлежит оприходованию в бухгалтерском учете организации

*доходы от операций по сдаче в аренду имущества — отражаются в том отчетном периоде, на который приходится последний день установленного договором каждого периода, к которому относится арендная плата (лизинговый платеж) по этой сдаче (передаче), но не ранее момента фактической сдачи (передачи) объекта аренды (лизинга) арендатору (лизингополучателю)

*положительные суммовые разницы, возникающие при пога­шении дебиторской или кредиторской задолженности — отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день погашения дебиторской или кредиторской задолженности;

*положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте определяемые в порядке, установленном законодательством и с учетом принятой учетной политики (переоценка производится при изменении Национальным банком Республики Беларусь курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период)

*суммы недостач, потерь и порчи активов, в том числе произошедших сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если их виновники не установлены или суд отказал во взыскании с них — отражаются в том отчетном периоде, к которому относятся документы, подтверждающие, что виновники не были установлены или суд отказал во взыскании с них

*убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности — отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день, следующий за днем истечения таких сроков

При проверке затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, следует проконтролировать их состав, т.к. согласно НК РБ есть затраты не учитываемые при н/о:

вознаграждения по итогам работы за год

материальная помощь

командировочные расходы, произведенные сверх норм

на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх лимитов, доводимых до организаций в установ­ленном порядке

налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов

потери, убытки от недостачи имущества и (или) его порчи, произошедшие сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если судом отказано во взыскании данных сумм по причине ненадлежащего учета и хранения материальных ценностей, пропуска срока исковой давности или по другим зависящим от организации причинам