Проводки по страхованию

В бухучете затраты на взносы по ДМС признают в отчетном периоде их фактического совершения, независимо от времени выплаты денежных средств.

Стандартный пакет добровольного медицинского страхования (ДМС) — вещь для сотрудников компании обыденная, а значит, и практика учета, с ним связанная, не должна вызывать затруднения у бухгалтера. Но именно он нередко оказывается в тупике. Рассмотрим детально порядок учета различных вариантов договоров ДМС и немного облегчим трудовые будни.

Взносы на ДМС в налоговом учете

По договору ДМС работодатель платит страховые взносы страховой компании, которая обязуется финансировать медицинские услуги для конкретного работника. При этом перечень услуг может отличаться: зависеть от должности сотрудника, срока его работы в компании и других факторов.

В налоговом учете расходы фирмы на ДМС сотрудников включают в состав расходов на оплату труда*(1) при выполнении следующих условий:

— трудовой или коллективный договор содержит обязательство работодателя предоставить сотруднику полис ДМС*(2);
— договор ДМС заключен со страховой компанией (которая имеет лицензию на ведение деятельности в области ДМС на территории РФ) на срок не менее одного года;
— максимальная сумма затрат на взносы по ДМС не должна превышать 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Взносы по договорам ДМС не облагают НДФЛ, страховыми взносами на обязательное страхование и «травматизм»*(3).

Расчет нормативной суммы

Для расчета предельной суммы страховых взносов по полисам ДМС нужно руководствоваться несколькими правилами. Во-первых, из общей суммы расходов на оплату труда необходимо исключить взносы по договорам обязательного страхования работников, добровольного страхования жизни и добровольного личного страхования работника, а также уплачиваемые в рамках программы по государственному софинансированию пенсий взносы*(4).

Во-вторых, при расчете норматива расходы на оплату труда учитывают нарастающим итогом со дня вступления договора ДМС в силу*(5). При расчете норматива нужно учитывать расходы на оплату труда всех сотрудников компании, а не только застрахованных лиц*(6).

Пример
15 сентября фирма заключила договор ДМС сотрудников. Срок действия договора — 1 год. Общая сумма страховых взносов — 200 000 руб. Эту сумму фирма перечислила страховой компании на дату заключения договора. Ежемесячный постоянный размер расходов на оплату труда составляет 400 000 руб. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев. Сразу отметим, что в примере все расчеты представлены для невисокосного года.

Сумму расходов на оплату труда необходимо скорректировать с учетом периода действия договора и суммы страховых взносов, поименованных в п. 16 ст. 255п. 16 ст. 255 НК РФ.

По итогам 9 месяцев расходы на оплату труда для целей определения норматива составят:
(400 000 руб. — 200 000 руб.) : 30 дн. х 15 дн. = 100 000 руб.

По итогам года расходы на оплату труда для целей определения норматива составят:
100 000 руб. + 1 200 000 руб. (сумма за период с октября по декабрь) = 1 300 000 руб.
Таким образом, фирма сможет признать расходы на ДМС в размере:
— за 9 месяцев:
100 000 руб. х 6% = 6000 руб.;
— за год:
1 300 000 руб. х 6% = 78 000 руб.

Если фирма применяет кассовый метод в налоговом учете, то страховые взносы по договору ДМС отражают в полном объеме на дату их оплаты*(7). В компаниях, применяющих метод начисления, учет будет зависеть от условий договора. Но в любом случае включить страховые взносы в расходы можно только после их оплаты*(8).

Если страховой взнос уплачивают разовым платежом, то такие затраты включают в расходы отчетного периода в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней его действия в каждом месяце.

Пример
Воспользуемся условиями первого примерапервого примера . Для фирмы отчетными периодами являются квартал, полугодие, 9 месяцев.

Сумма страховых взносов, относящихся к 9 месяцам, составила:
200 000 руб. : 365 дн. х 16 дн. = 8767,12 руб.
Сумма страховых взносов за год составила:
200 000 руб. : 365 дн. х 108 дн. = 59 178,08 руб.
Таким образом, по итогам 9 месяцев признать в расходах можно только 6000 руб. из 8767,12 руб., а по итогам года учитывают полную сумму — 59 178,08 руб.

Если по условиям договора ДМС страховой взнос перечисляют несколькими платежами, то каждый платеж учитывают равномерно в течение периода, за который он был произведен*(9). Возможны ситуации, по которым договор не устанавливает, к какому периоду (месяц, квартал и более) относится каждый отдельный платеж. В таком случае нужно определять предельный размер расходов на ДМС исходя из общей суммы страхового взноса и количества календарных дней, в течение которых будет действовать договор*(10). Это означает применение методологии учета аналогичной той, что используется для договоров с разовым платежом. При этом не нужно забывать, что учитывать в составе расходов можно только фактически оплаченные страховые взносы.

Пример
Воспользуемся условиями первого примера. Страховую премию уплачивают ежемесячными платежами до 15-го числа каждого месяца в размере 16 667 руб. При этом договором установлено, что первый платеж относят к периоду с 15 сентября по 15 октября, второй — с 15 октября по 15 ноября и так далее до окончания срока действия договора.

Сумма страховых взносов, относящихся к 9 месяцам, составит:
16 667 руб. : 31 дн. х 16 дн. = 8602,32 руб.
Сумма страховых взносов за год составит:
8602,32 (за период с 15 сентября по 15 ноября) + 16 667 руб. (за период с 15 октября по 15 ноября) + 16 667 руб. (за период с 15 ноября по 15 декабря) + 9139,96 руб. (за период с 15 по 31 декабря—16 667 руб. : 31 дн. х 17 дн.) = 51 076,28 руб.
Таким образом, по итогам 9 месяцев признать в расходах можно только 6000 руб. из 8602,32 руб., а по итогам года учитывают полную сумму в размере 51 076,28 руб.

Бухгалтерский учет

Правила бухучета расходов по договору ДМС имеют отличия от порядка налогового учета. Прежде всего нужно помнить, что затраты на страховые взносы в бухучете признают в том же отчетном периоде, в котором они производились, независимо от времени фактической выплаты денежных средств*(11). Поэтому расходы на ДМС следует ежемесячно учитывать исходя из общей суммы страховой премии и количества календарных дней действия договора в текущем месяце.

Страховые взносы, уплаченные разовым или несколькими платежами, признают в составе расчетов с дебиторами и кредиторами и отражают в отчетности как дебиторскую задолженность, ведь они являются предоплатой и предусматривают возможность возврата страховой премии при досрочном расторжении договора.

На дату перечисления страхового взноса формируют бухгалтерскую запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» и кредиту счета 51 «Расчетные счета». А также на последнее число месяца бухгалтерские записи формируют по дебету счетов затрат 2020 (2626 , 4444 ) и кредиту счетов 76, субсчет 76-1.

Пример
Воспользуемся условиями первого примерапервого примера . Бухгалтер отразил операции следующими проводками:
— 15 сентября:
Дебет 76-176-1 Кредит 51
— 200 000 руб. — отражено перечисление страховой премии на основании выписки банка по расчетному счету;
31 сентября:
Дебет 2020 Кредит 76-1
— 8767,12 руб. — (200 000 руб. : 365 дн. х 16 дн.) — отражены расходы на страхование, относящиеся к сентябрю.

Спорные вопросы

Если договор ДМС, заключенный на срок более одного года, был расторгнут до окончания срока действия, а общий срок действия составил менее года, то компания должна включить в состав доходов всю сумму страховой премии, ранее учтенную в расходах. Минфин России придерживается данной позиции*(12) несмотря на то, что в налоговом законодательстве отсутствует требование восстанавливать расходы в отношении договоров ДМС*(13).

На практике довольно часто компании страхуют не только сотрудников, но и их родственников, которые не состоят с фирмой в трудовых отношениях. Страховые взносы, уплаченные в отношении таких лиц, нельзя учитывать в качестве расходов при расчете базы по налогу на прибыль*(14). Но при этом не нужно начислять и страховые взносы в ПФР, ФОМС и ФСС России и на «травматизм». Также не удерживают НДФЛ со стоимости страхового полиса, оформленного на члена семьи*(15).