Проводки по услугам

Понятие и виды услуг

Услуги — вид деятельности, не имеющей материального выражения, результаты которой реализуются и потребляются в процессе хоздеятельности предприятия (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Услуги существуют в большом многообразии, в частности:

  • информационные;
  • аудиторские;
  • транспортные;
  • хранения;
  • консультационные;
  • риелторские;
  • связи;
  • обучения и др.

В бухгалтерском учете все услуги включаются в состав затрат на основании первичных учетных документов.

Основными первичными документами, подтверждающими факт исполнения услуг, являются:

  1. Договор.
  2. Акт выполненных работ или иной документ, подтверждающий приемку услуг.

ВАЖНО! Минфин считает, что если договором не предусмотрен пункт о составлении акта, то формировать его нужно только в случаях, предусмотренных законодательством (письмо от 13.11.2009 № 03-03-06/1/750). Гражданский кодекс обязывает составлять акт, подтверждающий приемку работ, только в случае строительного подряда (ст. 720 ГК РФ).

Порядок заключения и условия договора оказания услуг регламентированы гл. 37–41, 47–49, 51, 52 ГК РФ. Основными действующими лицами в договоре выступают исполнитель и заказчик услуг. Рассмотрим порядок бухучета у каждого из них.

Учет услуг у исполнителя

Бухучет у исполнителя напрямую зависит от вида деятельности и режима налогообложения. Чаще всего компании-исполнители услуг с целью снижения налоговой нагрузки выбирают спецрежимы: ЕНВД или УСН. Наряду с ними может применяться и ОСНО.

  1. Учет доходов.

Выручка от оказанных услуг является доходом от обычных видов деятельности. Порядок ее учета регламентируется п. 5 ПБУ 9/99.

Проводки у исполнителя при реализации услуг будут следующими:

  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена реализация услуг.
  • Дт 90.3 Кт 68 — начислен НДС.
  • Дт 90.2 Кт 20 (23, 25, 26, 43) — списана себестоимость оказанных услуг.
  • Дт 50 (51) Кт 62 — услуги оплачены заказчиком.
  1. Учет затрат.

Бухгалтерский учет затрат у компаний, занимающихся оказанием услуг, имеет свою специфику, поскольку зависит от конкретного вида деятельности. Если компания занимается оказанием услуг, не требующих материальных вложений (например, информационных, аудиторских или им подобных), то все затраты собираются в дебет счета 20 «Производственные расходы» (п. 5 ПБУ 10/99).

Рассмотрим, например, услуги обучения. Основные затраты — оплата труда сотрудников, начисление налогов и взносов, амортизация и проч. То есть для оказания данных услуг организация не затрачивает материальных ценностей на производство каких-либо объектов. По итогам месяца ее издержки списываются в себестоимость продаж проводкой Дт 90.2 Кт 20.

Если же фирма оказывает услуги и при этом производит какие-то материальные ценности, то учет затрат организовывается с использованием счетов 20 «Производственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» для учета управленческих издержек, а по мере надобности задействуется и 25-й счет «Общепроизводственные расходы». Произведенные объекты учитываются на счете 43 «Готовая продукция».

Пример

ООО «Модерн» оказывает услуги наружной рекламы. ООО «Ассорти» заказало баннер на магазин. Сумма по договору составила 38 335 руб. (в т.ч. НДС 5 847,71 руб.).

Проводки в учете ООО «Модерн»:

  • Дт 51 Кт 62 — 38 335 руб. — поступила оплата от ООО «Ассорти».
  • Дт 62 Кт 90.1 — 38 335 руб. — отражена реализация услуг.
  • Дт 90.3 Кт 68 — 5 847,71 руб. — выделен НДС.

На изготовление баннера было затрачено материалов на сумму 17 342 руб. (без учета НДС). Оплата труда работников составила 8 500 руб., взносы с ФОТ — 2 805 руб.

Проводки:

  • Дт 20 Кт 10 — 17 432 руб. — списаны материалы на изготовление баннера;
  • Дт 20 Кт 70 — 8 500 руб. — начислена заработная плата работникам;
  • Дт 20 Кт 69 — 2 805 руб. — начислены взносы с ФОТ.

Согласно учетной политике, ООО «Модерн» ведет учет готовой продукции по фактической себестоимости.

  • Дт 43 Кт 20 — 28 737 руб. (17 432 + 8 500 + 2 805) — изготовлен баннер по фактической себестоимости.
  • Дт 90.2 Кт 43 — 28 737 руб. — списана себестоимость услуг.

Первичные документы по учету услуг

В налоговом учете услуги также включаются в состав затрат и уменьшают налогооблагаемую прибыль при условии экономической обоснованности и наличии первичных учетных документов (ст. 252 НК РФ). Исключением являются нормируемые расходы, когда в базу при подсчете прибыли включается лишь часть затрат по норме, указанной в налоговом законодательстве.

Как уже было отмечено выше, чаще всего для подтверждения факта оказания услуги составляется акт выполненных работ. Форма акта не содержится в альбоме унифицированных форм (за исключением формы КС-2), разрабатывается и согласовывается сторонами договора самостоятельно, с учетом условий каждой конкретной сделки. При этом бланк должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ:

  • Наименование и дату документа.
  • Название компании-составителя документа.
  • Наименование выполненных работ с указанием стоимостных и количественных характеристик.
  • Подписи сторон с указанием должностей и фамилий подписывающих лиц.

Образец заполнения акта сдачи-приемки выполненных работ см. в материале «Акт сдачи-приемки выполненных работ – образец на 2018 г.».

Факт оказания услуг в строительстве подтверждает акт по форме КС-2.

Алгоритм заполнения данного документа приведен в статье «Акт приемки выполненных работ в строительстве – образец».

При оказании транспортных услуг компанией-перевозчиком помимо акта выполненных работ обязательно должны быть транспортные документы. К таким документам, в частности, относятся транспортные накладные.

ВАЖНО! С 2013 года унифицированные формы не являются обязательными к использованию, организации вправе разрабатывать их самостоятельно.

О порядке учета транспортных расходов подробно рассказано в публикации «Транспортные расходы отнесены на счет покупателя — проводка».

лекции заур / Тесты / Тесты по курсу

Итоговый тест по курсу

» Практические основы бухгалтерского учета имущества организации»

1. По какой стоимости включаются основные средства в валюту баланса?

а) по первоначальной;

+б) по остаточной;

в) по восстановительной.

2. На каком счете ведут учет продажи ценных бумаг?

а) 90;

б) 58;

+в) 91.

3. Какой проводкой отражают начисление амортизации основных средств цеха?

а) Д-т 01 К-т 02;

+б) Д-т 25 К-т 02;

в) Д-т 02 К-т 25.

4. Какими бухгалтерскими проводками отражают списание стоимости выбывшего объекта основных средств?

+а) Д-т 02 К-т 01, Д-т 91 К-т 01;

б) Д-т 91 К-т 02, Д-т 99 К-т 01;

в) Д-т 02 К-т 91, Д-т 91 К-т 01.

5.Как отразить приобретение оборудования, требующего монтажа?

а) Д-т 01 К-т 60, Д-т 07 К-т 01;

б) Д-т 08 К-т 60, Д-т 07 К-т 60;

+в) Д-т 07 К-т 60, Д-т 19 К-т 60.

6. Как начисляется амортизация по нематериальным активам?

а) равномерно;

+б) исходя из срока полезного использования и первоначальной стоимости;

в) 50% при поступлении и 50% при списании.

7. Какой из способов начисления амортизации не применяется для объектов

нематериальных активов:

а) линейный способ;

б) способ уменьшаемого остатка;

в) пропорционально объему продукции;

+г) суммы числа лет полезного использования.

8. Какими проводками отражают приобретение НМА у юридического лица?

+а) Д-т 08 К-т 60, Д-т 19 К-т 60, Д-т 04 К-т 08;

б) Д-т 04 К-т 08, Д-т 04 К-т 19;

в) Д-т 04 К-т 76;

г) Д-т 04 К-т 60.

9. Деловая репутация фирмы — это

а) совокупность затрат, понесенных в связи с созданием организации;

+б) разница между оценочной стоимостью организации и чистой стоимостью ее

имущества;

в) право на использование фирменного наименования юридического лица?

10. К финансовым вложениям относят:

а) вложения организации в расширение производства;

+б) инвестиции организации в уставные капиталы других организаций и ценные бумаги;

в) затраты организации на приобретение основных средств.

11. Если фактическая стоимость приобретенных облигаций больше номинальной, тогда разницу списывают проводкой:

+а) Дт 58 Кт 91;

б) Дт 91 Кт 58;

в) Дт 99 Кт 58.

12. К долговым ценным бумагам относят:

а) акции;

б) облигации;

+в) паи.

13. Долгосрочные инвестиции в объекты основных средств направлены:

а) на долгосрочные финансовые вложения в государственные ценные бумаги;

б) на ремонт основных средств;

+в) на приобретение земельных участков и объектов природопользования.

14. Долгосрочные инвестиции учитываются на счетах:

а) 01 «Основные средства»;

б) 04 «Нематериальные активы»;

в) 07 «Оборудование к установке»;

+г) 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

15. Расчеты между застройщиками и подрядчиками за выполненные работы по строительству объекта основных средств осуществляются:

+а) по сметной стоимости;

б) по договорной стоимости;

в) по инвентарной стоимости;

г) по плановой себестоимости.

16.Какой проводкой оформляют операцию «акцептован счет поставщика за поступившие материалы на склад»?

+а) Д-т10 К-т 60, Д-т 19 К-т 60;

б) Д-т 10 К-т 60;

в) Д-т 10 К-т 62.

17. Указать проводку операции перечисления средств транспортной организации за доставку материалов:

а) Д-т 10 К-т 60;

+б) Д-т 76 К-т51;

в) Д-т 10 К-т51.

18. По какой оценке отражаются в балансе материалы?

а) по плановой;

б) по учетной;

в) по договорной;

+г) по фактической себестоимости.

19.На каком синтетическом счете определяется результат от реализации материалов:

а) 10 «Материалы»;

б) 51 «Расчетные счета»;

в) 90 «Продажи»;

+г) 91 «Прочие доходы и расходы»?

20. В основе деления затрат на прямые и косвенные лежит:

а) номенклатура выпускаемой продукции;

б) место возникновения затрат;

+в) экономическая однородность затрат;

г) объем производства.

21. Полная себестоимость продукции определяется:

а) путем суммирования всех затрат на производство;

+б) путем суммирования производственной себестоимости и внепроизводственных расходов;

в) путем вычитания из производственной себестоимости расходов по реализации продуктов;

22. Какой проводкой отражают списание себестоимости оказанных услуг, выполненных работ?

+а) Д-т 90 К-т 20;

б) Д-т 91 К-т 20;

в) Д-т 43 К-т 20.

23. Затраты на освоение новых видов продукции учитывают на счете:

а) 96 «Резервы предстоящих расходов»;

+б) 97 «Расходы будущих периодов»;

в) 20 «Основное производство»;

г) 23 «Вспомогательное производство».

24. В соответствии с международными стандартами учета в балансе готовая продукция оценивается по:

а) нормативной стоимости;

б) договорной цене;

+в) фактической себестоимости.

25. Полная себестоимость реализованной продукции представляет собой:

а) фактическую себестоимость выпущенной готовой продукции;

+б) сумму фактической себестоимости реализованной продукции и расходов на продажу.

26. Начисление НДС отражают в учете проводкой:

а) Д-т 68 К-т 90;

+б) Д-т 90 К-т 68;

в)Д-т 68 К-т 43.

27. Прибыль, полученная от продажи продукции (работ, услуг), отражается записью:

а) Д-т 91 К-т 99;

б) Д-т 99 К-т 84;

+в) Д-т 90 К-т 99.

28.В платежном поручении покупатель указывает платеж:

а) общей суммой, не выделяя НДС;

б) общей суммой с указанием НДС в процентах;

+в) общей суммой с указанием суммы НДС.

29. Какими проводками отражают оприходование поступившего от поставщика товара и тары:

+а) Д-т 41 К-т 60, Д-т 19 К-т 60;

б) Д-т 60 К-т 41;

в) Д-т 41 К-т 44.

30. По какой стоимости отражают товары в балансе:

а) по учетной;

+б) по фактической;

в) по рыночной.

31. Какую проводку делают на сумму торговой наценки в организациях розничной торговли:

а) Д-т 42 К-т 41

+б) Д-т 41 К-т 42;

в) Д-т 44 К-т 42.

32. Учет продажи товаров ведет на счете:

а) 44;

+б) 90;

в) 91.

33. Что означает бухгалтерская запись Д-т 51 К-т 62?

а) перечисление покупателю денежных средств;

+б) получение аванса от покупателя.

34. Что означает сальдо дебетовое на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами»?

+а) задолженность подотчетных лиц предприятию;

б) задолженность предприятия подотчетным лицам.

35. Расчеты по депонированной заработной плате относят:

а) к дебиторской задолженности;

+б) к кредиторской задолженности.

36. Какой проводкой отражает поставщик предварительную оплату полученную от покупателя?

а) Д-т51 К-т 60;

+б) Д-т51 К-т62;

в) Д-т 60 К-т51.

37. Какой проводкой заказчик отражает предварительную оплату услуг?

а) Д-т 51 К-т62;

б) Д-62 К-Т51;

+в) Д-т 60 К-т51.

38. Какой бухгалтерской записью отражают продажу продукции за наличный расчет?

а) Д-т51 К-т 90;

+б) Д-т 50 К-т 90;

в) Д-т50 К-т 51;

г) Д-т50 К-т76.

39. Излишне зачисленные (списанные) банком суммы отражаются на счете:

а) 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

+б) 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

в) 99 «Прибыли и убытки»;

г) 91 «Прочие доходы и расходы».

40. Какой проводкой отражают приобретение чековой книжки для расчетов чеками?

+а) Д-т 55/2 К-т 51;

б) Д-т 60 К-т 55/2;

в) Д-т 76 К-т 55/2.

41. Зачисление валютной выручки на счет продавца отражается записью:

+а) Д-т 52 «Транзитный валютный счет» К-т 90 «Продажи»;

б) Д-т 52 «Текущий валютный счет» К-т 90 «Продажи».