Расходы на автомобиль

Общие правила списания

Имущество автономных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться (в том числе списывать) особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Остальным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Общие правила списания имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, определены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

В соответствии с п. 3 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если:

  • имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

  • имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Для справки: с учетом немалой стоимости автомобилей и их значимости для ведения деятельности учреждений такие объекты обычно отнесены к особо ценному имуществу.

Решение о списании особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, принимается таким учреждением по согласованию с учредителем. В отношении остального имущества (в том числе особо ценного имущества, приобретенного за счет приносящей доход деятельности) решение о списании принимается автономным учреждением самостоятельно (пп. «и», «к» п. 4 Положения № 834, п. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества учреждением создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее – комиссия). Данная комиссия осуществляет следующие полномочия (п. 5, 6 Положения № 834):

1) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

2) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

3) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества;

4) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее – акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

К сведению: комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения.

В случае отсутствия в учреждении работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. По общему правилу эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе. Однако договором, заключенным автономным учреждением и экспертом, может быть предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта.

Комиссия вправе рассматривать предоставленные ей документы не более 14 дней. После этого принимается решение большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании.

Решение о списании федерального имущества принимается путем подписания комиссией акта о списании. Оформленный и подписанный комиссией акт на списание утверждается учреждением самостоятельно, а случаях, требующих согласования с учредителем, – после согласования учредителем в установленном им порядке. До утверждения акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), а также списание имущества в бухгалтерском учете не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).

После завершения мероприятий, закрепленных в акте о списании, утвержденный руководителем учреждения акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», направляются учреждением в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).

Акт о списании, а также прочие документы, оформляемые при списании

Согласно Приказу № 52н при списании транспортных средств оформляется акт о списании (ф. 0504105). Такой акт составляется на каждый списываемый автомобиль.

К акту о списании в обязательном порядке прилагается копия инвентарной карточки списываемого объекта.

Ранее было указано, что при списании федерального имущества к акту дополнительно формируется пакет документов согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автономное учреждение.

К примеру, согласно Приказу Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956 для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры учреждениями на праве оперативного управления, учреждения, помимо акта о списании, формируют следующие документы:

1) технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности списания объектов федерального имущества, подписанное руководителем учреждения (уполномоченным им лицом), подготавливаемое учреждением в произвольной форме;

2) копию заключения о техническом состоянии объекта федерального имущества, подтверждающего отсутствие возможности восстановления и дальнейшего использования;

3) заверенную в установленном порядке копию инвентарной карточки списываемого объекта;

4) фотографию объекта имущества, предлагаемого к списанию, позволяющую однозначно идентифицировать такой объект.

Кроме того, для списания автотранспортных средств дополнительно к указанным документам оформляются:

  • копия технического паспорта транспортного средства;

  • копия свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;

  • заверенная в установленном порядке копия акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания автотранспортного средства в результате аварии.

Помимо этого, дополнительно представляются:

а) при списании автомобиля, выбывшего вследствие аварии, стихийного бедствия и иных чрезвычайных ситуаций:

  • копия акта о повреждениях, причиненных автомобилю;

  • копия справки уполномоченных организаций, подтверждающей факт аварии, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации;

б) при списании автомобиля, выбывшего вследствие хищения, утраты или порчи:

  • копия постановления о возбуждении уголовного дела, копия постановления о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов учреждения или возмещению причиненного ущерба (в случаях хищения или нанесения ущерба имуществу);

  • копии объяснительных записок руководителя и материально ответственных лиц учреждения о факте хищения, утраты или порчи имущества и т. п.;

  • копии документов, подтверждающие наказание виновных лиц (копия приказа учреждения о принятии мер в отношении виновных лиц (работников учреждения), допустивших повреждение объекта федерального имущества;

  • копия справки о возмещении ущерба виновными лицами.

Обратите внимание: копии документов должны быть заверены уполномоченным лицом организации и печатью.

Отражение выбытия автомобиля в бухгалтерском учете

Основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения операций по выбытию транспортного средства служит акт о списании (ф. 0504105).

После принятия оформленного акта, утвержденного руководителем, бухгалтер (иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) отражает в нем бухгалтерские записи, которыми отражены операции по списанию объектов в разд. «Отметка бухгалтерии о списании».

В соответствии с п. 12 Инструкции № 183н выбытие транспортных средств отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Согласно принятому комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решению о списании объектов основных средств, оформленному актом о списании, операции отражаются:

– при выбытии объекта помимо воли автономного учреждения (при выявленных недостачах, хищениях, фактах уничтожения основных средств при террористических актах)

0 104 25 000
0 104 35 000
0 401 10 172

0 101 25 000
0 101 35 000

– при уничтожении, разрушении, приведении в негодность вследствие стихийных бедствий (иных бедствий, природного явления, катастрофы)

0 104 25 000
0 104 35 000
0 401 20 273

0 101 25 000
0 101 35 000

– при принятии решения о списании по иным основаниям, а также при принятии решения о прекращении эксплуатации объекта, в том числе по причине физического износа*

0 101 25 000
0 104 35 000
0 401 10 172

0 101 25 000
0 101 35 000

Передача объекта основных средств в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами)

0 304 04 310

0 101 25 000
0 101 35 000

Передача в соответствии с законодательством РФ транспортного средства безвозмездно отражается:

– при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)

0 401 20 241

0 101 25 000
0 101 35 000

– при передаче в соответствии с законодательством РФ иным правообладателям, за исключением органов государственной (муниципальной) власти

2 401 20 241
2 401 20 242
2 401 20 252
2 401 20 253
2 104 25 000
2 104 35 000

0 101 25 000
0 101 35 000

Продажа транспортных средств

0 104 25 000
0 104 35 000
0 401 10 172

0 101 25 000
0 101 35 000

* Одновременно выбывшие из эксплуатации транспортные средства, поступившие на хранение до момента их демонтажа и (или) утилизации, отражаются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Пример 1.

Служебный автомобиль попал в ДТП. Авария произошла по вине третьих лиц. Согласно экспертизе страховой организации автомобиль не пригоден к дальнейшей эксплуатации. На основании справок, подтверждающих факт аварии и повреждения, причиненные транспортному средству, комиссией принято решение о его списании и дальнейшей передаче на утилизацию. Автомобиль стоимостью 300 000 руб. числился на счете 4 101 25 000. Сумма амортизационных отчислений по нему на момент аварии составила 200 000 руб.

В бухгалтерском учете автономного учреждения операции по списанию отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списан пришедший в негодность автомобиль на основании решения комиссии:

– в сумме начисленной амортизации

4 104 25 000

4 101 25 000

200 000

– в сумме остаточной стоимости
(300 000 — 200 000) руб.

4 401 10 172

4 101 25 000

100 000

Принят списанный автомобиль на забалансовый учет до момента утилизации

Забалансовый счет 02

Списан с забалансового учета переданный на утилизацию автомобиль

Забалансовый счет 02

Пример 2.

Вследствие паводка затопило гараж автономного учреждения. В результате серьезно пострадал служебный автомобиль. По оценкам экспертов, ущерб, причиненный автомобилю, не позволяет эксплуатировать его в дальнейшем. Кроме того, эксперты также сделали вывод о нецелесообразности восстановления автомобиля (с учетом того, что автомобиль старый, стоимость его ремонта значительно превысит его рыночную стоимость). На основании экспертных оценок комиссия приняла решение о списании автомобиля. Автомобиль стоимостью 150 000 руб. числился на счете 4 101 25 000. Амортизация по нему была начислена полностью. После утверждения акта о списании произведена разборка автомобиля. К учету приняты годные запчасти на общую сумму 50 000 руб. Остальная часть автомобиля сдана в металлолом. Доход от сдачи металлолома составил 20 000 руб.

В бухгалтерском учете автономного учреждения данные операции отразятся следующим образом:

>Расходы на ремонт автомобиля в бухучете

Расходы на ремонт автомобиля в бухучете

Не забудьте, что после регистрации автомобиля на фирму, у вас появится обязанность платить транспортный налог (ст. 357 НК РФ). Он зависит от мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Организации должны самостоятельно рассчитывать сумму налога и перечислять его в сроки, установленные законами субъектов РФ. О тонкостях исчисления и уплаты данного налога шла речь в статье «Транспортный налог заплатит собственник» (ПБ № 7, 2005). Также надо иметь в виду, что стоимость машины увеличит базу по налогу на имущество.

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

По окончании работ подрядчик должен сдать заказчику отчет об израсходованных материалах (п. 1 ст. 713 ГК РФ). На основании полученного отчета материалы нужно списать на счета учета затрат. В зависимости от того, за каким подразделением организации закреплен отремонтированный автомобиль, сделайте проводку:

Если организация ремонтирует автомобиль самостоятельно, а ремонтное подразделение находится на ее территории, то при списании запчастей оформите требование-накладную по форме № М-11. Если запчасти передаются для ремонта в подразделение, которое находится за пределами территории организации, или подрядчику, то оформите передачу накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).

Расходы на ремонт автомобиля: отражение в учете предприятия

По общим правилам расходы на проведение всех видов ремонта признаются расходами отчетного периода, т.е. списываются на расходы того отчетного периода, в котором они понесены. Эти правила указаны в п.п. 30 и 32 Методрекомендаций № 561, а именно: расходы на капитальный ремонт объектов ОС признаются расходами отчетного периода и расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования (технический осмотр, техническое обслуживание, любой вид ремонта и т.п.), включаются в состав расходов отчетного периода. Но в порядке исключения расходы на некоторые капитальные ремонты автомобиля, связанные с заменой тех базовых частей, срок полезного использования которых закончился, могут быть капитализированы. В таком случае речь идет не о замене «по желанию» предприятия, а о замене базовых частей автомобиля, выработавших свой ресурс. Здесь же следует вспомнить и об определении «капитальный ремонт» из Положения № 102, в котором речь идет в том числе и о замене базовых частей транспортного средства.

1) расходы на поддержание автомобиля в рабочем состоянии и получение первоначально определенной суммы экономических выгод от его использования включаются в состав расходов того отчетного периода, в котором они понесены, и отражаются по дебету счета 23 «Производство» или счетов классов 8 и 9;

Автомобиль на предприятии: учет расходов на ремонт

В большинстве случаев для того чтобы бухгалтеру правильно отразить в учете тот или иной ремонт, желательно иметь по этому поводу заключение ответственного лица (например, инженера), которое закрепляется приказом руководителя предприятия. Однако это теоретически идеальный вариант и на практике не всегда реально его достичь. Поэтому, по мнению «БУХГАЛТЕР&ЗАКОН», в таком случае можно обойтись заключением инженера, который утвердит директор.

В соответствии с пп. 138.3.2 НКУ не подлежат амортизации и проводятся за счет соответствующих источников финансирования расходы на приобретение / самостоятельное изготовление и ремонт, а также на реконструкцию, модернизацию или иные улучшения основных средств, которые не используются в хозяйственной деятельности предприятия. Однако этот запрет касается тех предприятий, которые имеют годовые объемы дохода свыше 20 млн. грн., которые должны проводить корректировку финансового результата по требованию абз. 9 пп. 134.1.1 НКУ. В эти ряды входят также те, кто самостоятельно принял решение о корректировке финансового результата (абз. 8 пп. 134.1.1 НКУ).

Автомобиль — гениальное изобретение человечества, без которого современная жизнь не возможна. Он стал таким же неотъемлемым атрибутом нашей эпохи, как конный экипаж во времена старинные. Что поделать: обмен информацией благодаря компьютерной технике происходит с совершенно безумной быстротой. А это требует повышения скоростей и от других отраслей, в частности, от транспортной. Автомобиль — это совершенно уникальная степень свободы в бизнесе. Если на ж/д, морской или авиационный транспорт влияет множество факторов, то автомобиль сокращает такую зависимость до предела: он наиболее автономный. Сел — поехал. Словом, автомобиль на фирме сегодня — это не роскошь, а суровая необходимость. В нашей статье мы расскажем о том, как отразить в налоговом и бухгалтерском учете расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автомобиля.

В последнее время распространенным способом расчетов за услуги автомойки стала покупка талонов. Предприятие оплачивает, например, сто сеансов мойки и получает сто талонов. Их раздают водителям, а на мойке в обмен на талон моют машину. Так что же такое талоны? Являются ли они материальной ценностью? Безусловно, нет. Это своего рода документ, подтверждающий право на определенную услугу. С точки зрения Закона о прибыли — не что иное, как предоплата за услуги. При этом автомойка выдает разработанные ею документы (талоны) для упрощенной идентификации клиентов. Ну не заставлять же водителей возить с собой документы, подтверждающие оплату. Поэтому покупка талонов — это для предприятия первое событие, по нему отражают валовые расходы (при условии, что мойка — плательщик налога на прибыль на общих основаниях). Вторым событием будет получение акта выполненных работ. Понятно, что на каждый сеанс мойки такой документ требовать нет смысла. Будет лучше, если акт составят за целый месяц, указав количество моек и сумму, которую нужно за них заплатить.

Бухгалтерская пресса и публикации 2008

Пример 2. На основании смет на ремонт ООО «Перевозчик» запланировало в 2006 г. провести ремонт грузовых автомобилей на сумму 960 000 руб. В августе 2006 г. часть автомобилей отремонтирована собственными силами, затраты составили 600 000 руб. В октябре 2006 г. ремонтом автомобилей занималась сторонняя организация. Стоимость работ составила 354 000 руб. (в том числе НДС — 54 000 руб.). Предприятие находится на традиционной системе налогообложения.

Если планируется проведение сложных и дорогостоящих видов капитального ремонта ОС в течение более одного налогового периода, то п. 2 ст. 324 НК РФ позволяет организации увеличить размер формируемого резерва. Предельный размер отчислений в резерв увеличивается на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период согласно графику проведения ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные виды ремонта не осуществлялись. В Письме от 29.11.2005 N 03-03-04/1/386 Минфин пояснил, что понимается под предыдущими налоговыми периодами. Налогоплательщики вправе производить отчисления в резерв на ремонт ОС для проведения особо сложных видов ремонта при условии, что он не производил ремонт в течение предыдущих трех налоговых периодов, то есть трех лет, непосредственно предшествующих текущему налоговому периоду.

Учёт пробега автомобиля

За рабочий день автомобиль проходит n-ное количество километров. Количество пройденных автомобилем километров определяется, как разница между показаниями спидометра на конец дня и показаниями спидометра на начало дня.

Показания спидометра фиксируются уполномоченным лицом в первичных документах — путевом листе, маршрутном листе на начало и конец рабочего дня.

Параллельно с проставлением данных спидометров в первичных бухгалтерских документах (путевых и маршрутных листах) лицо, ответственное за учёт пробега автомобилей ведёт Журнал снятия показаний спидометра (таблица 13.5). Для каждого автомобиля отводится несколько страниц журнала, с таким расчётом, чтобы их хватило для ведения ежедневных записей в течение года. По окончании года журнал закрывается и показания спидометра на последний день переносятся в новый журнал.

Таблица 13.5 — Журнал снятия показаний спидометра

Журнал снятия показаний спидометра

на 200__г.

Автомобиль_____________________Номер____________________

Дата

Показания спидометра (км)

Количество километров в день

Подпись

На начало дня

На конец дня

Итого за май 13500

Итого за июнь 244

В установленные приказом по предприятию сроки ответственное лицо передаёт в бухгалтерию «Справку о пробеге автотранспортных средств» (таблица 13.6), в которой указывается пробег каждого автомобиля за месяц.

Таблица 13.6 — Справка о пробеге автотранспортных средств

Предприятие___________________

Справка о пробеге автотранспортных средств

за ___________________200__г.

Автомобиль

Номер

Пробег за месяц

Нормировочный коэффициент*

ВАЗ-2106

т609вх

0,1089

*Нормировочный коэффициент определяется делением линейной нормы расхода топлива, определённой для заданных условий эксплуатации, на 100.

Полученные бухгалтерией данные сводятся в ведомость пробега и расхода топлива транспортных средств (таблица 13.7).

Учёт расхода смазочных материалов

Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 литров общего расхода топлива (м3 для СПГ), рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Для того, чтобы установить соответствие фактического расхода смазочных материалов в течение месяца установленным нормам пользуются ведомостью пробега и расхода топлива. Результаты расчёта сводятся в журнал учёта нормативного расхода смазочных материалов (таблица 13.8).

Итак, норма расхода смазочных материалов известна. Но это не означает, что такое их количество подлежит списанию. В этом месяце могло быть израсходовано как большее, так и меньшее количество смазочных материалов.

В случае, если фактически израсходовано меньшее количество, на разницу между нормативным расходом и фактическим создаётся резерв. В противном случае, когда фактический расход превышает нормативный, происходит уменьшение резерва.

В случае, если фактический расход смазочных материалов систематически превышает нормативный, разницу между фактическим и нормативным расходом следует отражать в учёте на отдельном субсчёте на счетах затрат.

Таблица 13.7 — Ведомость пробега и расхода топлива

Предприятие___________________

Ведомость пробега и расхода топлива

транспортных средств за ____________200__г.

Бензин АИ-92

Автомобиль

Нормиро-вочный коэффи-циент

Счёт 20

Счёт 25

Счёт 26

Счёт__

Всего литров

км

литр

км

литр

км

литр

км

литр

ВАЗ-2106

0,1098

26,6

26,6

………….

АЗЛК-2141

0,121

333,4

333,4

Итого за месяц

360,0

360,0

Таблица 13.8 — Журнал учёта нормативного расхода смазочных материалов

Нормы расхода смазочных материалов

за _____________200__г.

Авто-мобиль

Общий расход топли-ва по нор-мам (л)

Моторные масла

Трансмиссион- ные масла

Специальные масла

Пластичные смазки

Норма на

100 л

Норма расхода

Норма на

100 л

Норма расхода

Норма на

100 л

Норма расхода

Норма на

100 л

Норма расхода

ВАЗ — 2106

26,6

0,6

0,16

0,1

0,027

0,03

0,008

0,1

0,027

……..

АЗЛК — 2141

333,4

1,8

6,0

0,15

0,5

0,05

0,17

0,1

0,333

Итого за месяц

6,16

0,527

0,178

0,36