Раздельный учет НДС

Распределение НДС при раздельном учете

Предъявляемые поставщиками товаров, работ, услуг суммы налога на добавленную стоимость необходимо либо принять к вычету (в налогооблагаемых операциях), либо включить в стоимость продукции для расчета налога на прибыль (в освобожденных от налога операциях). Это указано в п. 4 ст. 170 НК РФ.

При этом если компания не ведет раздельный учет по НДС, но осуществляет налогооблагаемую и освобожденную от налогообложения деятельность, то она не может ни применить право вычета по входному НДС, ни увеличить на сумму налога стоимость продукции (абз. 6 п. 4 ст. 170 НК РФ). Об этом же говорится в письме Минфина от 11.11.2009 № 03-07-11/296. Также с этим соглашаются и суды, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика по отказам налогоплательщикам в исках, если они не ведут раздельный учет НДС (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.04.2009 № Ф04-2146/2009(4710-А27-19), Ф04-2146/2009(4321-А27-19) по делу № А27-10576/2008).

Однако если товары, работы, услуги используются только в отношении налогооблагаемых операций, то даже при отсутствии раздельного учета НДС налогоплательщик вправе воспользоваться правом на вычет по ним (письмо ФНС от 02.02.2007 № ШТ-6-03/68@).

Принципы ведения раздельного учета по НДС

1. В одном виде деятельности.

При приобретении товаров и услуг, которые целиком используются в облагаемой налогом деятельности, трудностей у налогоплательщика с отображением их в налоговом учете не возникает. Так, предъявленный поставщиком к вычету НДС покупатель целиком сможет принять к вычету на основании п. 1 ст. 172 и п. 4 ст. 170 НК РФ.

Если же приобретаемые товары будут полностью использоваться в освобожденной от обложения налогом деятельности, то сумма НДС целиком будет отнесена к увеличению их стоимости.

2. В нескольких видах деятельности.

В тех же случаях, когда приобретаемые товары, основные средства (ОС), услуги, нематериальные активы (НМА), работы или имущественные права будут использоваться как в налогооблагаемой, так и в освобожденной от НДС (либо облагаемой по ставке 0%) деятельности, распределение НДС при раздельном учете будет особым. Тогда часть предъявленного поставщиком налога может быть использована как вычет, а другая часть — направлена на увеличение стоимости покупки.

Для того чтобы определить, какая сумма налога будет использована в качестве вычета, а какая пойдет на увеличение стоимости, необходимо высчитать пропорцию (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Налогоплательщику следует внести запись о поступившем счете-фактуре в книге покупок только в той части, которая пойдет на вычет (п. 2, подп. «у» п. 6, п. 23(2) Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Особенности расчета пропорции при раздельном учете НДС

1. Налоговый период.

Пропорция определяется на основании данных налогового периода, которым является квартал (письма Минфина от 12.11.2008 № 03-07-07/121 и ФНС от 27.05.2009 № 3-1-11/373@). Распределять «зашедший» от поставщика НДС следует в том налоговом периоде, когда товары были приняты на учет (письмо Минфина от 18.10.2007 № 03-07-15/159).

Исключение составляют основные средства и нематериальные активы, которые были приняты на учет в первом или втором месяце квартала. Распределять НДС в соответствии с пропорцией по этим активам налогоплательщик вправе по итогам того месяца, когда они были отображены в учете в связи с их приемкой (подп. 1 п. 4.1 ст. 170 НК РФ).

Кроме того, особые правила при расчете пропорции действуют и в отношении:

  • операций с фининструментами срочных сделок (подп. 2 п. 4.1 ст. 170 НК РФ);
  • клиринговых операций (подп. 3 п. 4.1 ст. 170 НК РФ);
  • операций по предоставлению займа ценными бумагами или деньгами, операций РЕПО (подп. 4 п. 4.1 ст. 170 НК РФ) или продажи ценных бумаг (подп. 5 п. 4.1 ст. 170 НК РФ).

2. Формула.

Для того чтобы разобраться, как ведется раздельный учет НДС, следует ознакомиться с такими формулами:

ПНДС = СНДС / Собщ.

где ПНДС – пропорциональный НДС к вычету;

СНДС – суммарное значение выручки по товарам, отгруженным в рамках налогооблагаемых операций;

Собщ – общая сумма отгруженных товаров за отчетный период.

НДС = Снеобл / Собщ.

НДС – сумма НДС, направляемая на увеличение стоимости товаров;

Снеобл – стоимость товаров, отгруженных в рамках освобожденных от налогообложения операций;

Собщ – общая сумма отгруженных товаров за отчетный период.

См. также материал «Разъяснено, как считать пропорцию для раздельного учета, если имела место продажа ценных бумаг».

Указанные выше формулы выведены на основании норм, содержащихся в п. 4.1 ст. 170 НК РФ. При этом в расчете пропорции не следует учитывать те поступления, которые не могут быть признаны выручкой от реализации товаров. Это:

  • проценты по депозитным вкладам (письмо Минфина от 17.03.2010 № 03-07-11/64);
  • дивиденды по акциям (письма Минфина России от 17.03.2010 № 03-07-11/64, от 11.11.2009 № 03-07-11/295);
  • дисконты по векселям (письмо Минфина России от 17.03.2010 № 03-07-11/64);
  • суммы, полученные в виде штрафных санкций, связанных с изменением условий займа (письмо Минфина от 19.07.2012 № 03-07-08/188);
  • полученное подразделением финансирование от головной компании (постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2012 № 2037/12);
  • сделки эмитентов депозитарных расписок России по размещению этих расписок, а также по связанной с расписками купле-продаже ценных бумаг (абз. 8 п. 4 ст. 170 НК РФ).

При подсчете общей суммы отгруженных товаров за отчетный период следует учитывать реализацию как на территории России, так и за ее пределами (определение ВАС РФ от 30.06.2008 № 6529/08).

Использовать другие формулы для расчета пропорций — например, исходя из площади помещений, которые используются для облагаемой и освобожденной от налога деятельности, — нельзя (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.2009 № А33-7683/08-Ф02-959/09).

3. Сумма без НДС.

Для расчета пропорции необходимо брать стоимость отгруженных товаров без учета НДС (письмо Минфина от 18.08.2009 № 03-07-11/208, ФНС России от 21.03.2011 № КЕ-4-3/4414). При этом необходимо учитывать, что сложившаяся судебная практика полностью поддерживает выводы финансового ведомства и контролеров (постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008№ 7185/08).

Чиновники, Президиум ВАС РФ и нижестоящие арбитражные суды обосновывают свои решения тем, что ведение раздельного учета по НДС должно быть в сопоставимых значениях. Причем при расчете как облагаемых НДС операций, так и не облагаемых.

В то же время некоторые судьи не усматривают в ст. 170 Налогового кодекса прямого указания на то, что при расчете пропорции надлежит исключить сумму НДС, и выносят решения в пользу налогоплательщиков, которые не соглашаются с озвученной выше позицией (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.05.2007 № Ф04-2637/2007(33744-А45-42) по делу № А45-6961/2006-46/292, ФАС Московского округа от 28.06.2007, 29.06.2007 № КА-А40/5984-07 по делу № А40-73242/06-129-462).

Методика раздельного учета НДС

В гл. 21 НК РФ не прописана методика раздельного учета НДС, поэтому налогоплательщики определяют ее самостоятельно. На практике предприятия закрепляют методические рекомендации по раздельному учету НДС в своей учетной политике (постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.2011 № А55-19268/2010 и письмо УФНС Москвы от 11.03.2010 № 16-15/25433).

Если же предприятие фактически пользуется раздельным учетом НДС, но в правилах по его ведению в учетной политике это не отражено, то имеется возможность оспорить вероятный отказ фискалов в праве на вычет в суде. В этом случае необходимо только представить доказательства того, что такое разделение при учете НДС ведется (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.08.2011 № А53-19990/2010).

Однако существует и негативная судебная практика для налогоплательщиков, которые не смогли доказать, что раздельный учет ведется (постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.07.2011 № Ф03-2961/2011). Поэтому игнорировать отражение правил раздельного учета в учетной политике не стоит.

О том, как быть, если в определенном периоде не было отгрузки, см. в материале «Раздельный учет НДС в бездоходных периодах ведется по правилам налогоплательщика».

Как ведется раздельный учет НДС: проводки

Необходимо открыть субсчета второго порядка для учета поступающего от поставщиков НДС. Так, на субсчете 19-1 будет собираться НДС по товарам (услугам, ОС, НМА), которые используются в обоих видах деятельности. На 19-2 предлагается накапливать НДС по товарам, которые будут использованы в облагаемой налогом деятельности. На субсчете 19-3 будет учитываться НДС, который впоследствии увеличит стоимость товаров, используемых в освобожденной от налогообложения деятельности.

Пример проводок при оприходовании основного средства:

Январь

Дт 08 Кт 60 (от поставщика принято оборудование) — 60 000 руб.

Дт 19-1 Кт 60 (учтен входной НДС) — 10 800 руб.

Дт 60 Кт 51 (перечислены деньги поставщику) — 70 800 руб.

Дт 01 Кт 08 (оборудование принято на учет) — 60 000 руб.

Февраль

Дт 44 Кт 02 (начислена амортизация линейным способом, срок использования оборудования — 4 года) — 1 250 руб.

Март

Дт 19-2 Кт 19-1 (НДС, который будет использован в качестве вычета) — 7 000 руб.

Дт 19-3 Кт 19-1 (сумма НДС, которая пойдет на увеличение стоимости оборудования) — 3 000 руб.

Дт 68 Кт 19-2 (НДС, принятый к вычету) — 7 000 руб.

Дт 01 Кт 19-3 (увеличение балансовой стоимости оборудования) — 3 000 руб.

Дт 44 Кт 02 (доначисление амортизации за февраль) — 62,5 руб.

Дт 44 Кт 02 (амортизация за март) — 1 131,25 руб.

Когда можно не вести раздельный учет по НДС

Довольно часто возникают ситуации, когда у налогоплательщика не возникает обязанности по ведению раздельного учета НДС, но он осуществляет налогооблагаемые и освобожденные от налогообложения операции.

1. Правило 5%.

В п. 4 ст. 170 НК РФ упоминается так называемое правило 5%. Это значит, что налогоплательщик может не вести раздельный учет налога в тех налоговых периодах, когда общие расходы по операциям, освобожденным от НДС (не облагаемым НДС) меньше или равны 5% от суммарного значения всех расходов на производственный процесс. В эти периоды все суммы предъявляемого поставщиками НДС подлежат вычету целиком.

Важно помнить, что при расчете показателей используются именно затраты на ведение необлагаемых операций, а не выручка от такой деятельности (письмо Минфина от 08.09.2011 № 03-07-11/241). При этом учитываются расходы по всем не облагаемым НДС операциям, а не по какой-то одной при исчислении 5% барьера (письмо ФНС от 03.08.2012 № ЕД-4-3/12919@).

См. также материал «Экспортеры тоже могут применять ”правило 5%”».

2. Иные случаи.

Кроме указанной в Налоговом кодексе РФ возможности отказаться от раздельного учета НДС существуют также и другие случаи, когда суды признают за налогоплательщиками это право:

  • если товары сразу были приобретены для целей, не облагаемых НДС, но впоследствии их назначение было изменено (определение ВАС РФ от 26.06.2008 № 8277/08);
  • если предъявлены к погашению векселя третьих лиц с учетом того, что основная деятельность, облагаемая НДС, тоже ведется.

В этом случает ФАС Московского округа встал на сторону налогоплательщика, указав, что тот не должен вести раздельный учет, поскольку ни общеадминистративные, ни производственные расходы не могут быть включены в затраты по приобретению векселей. Кроме того, в п. 4 ст. 170 НК РФ не упоминается об операциях, связанных с обращением ценных бумаг — только о товарных операциях (постановление ФАС Московского округа от 23.09.2009 № КА-А40/9481-09).

Итоги

Обязанность ведения раздельного учета, предъявляемого поставщиками НДС, возникает в том случае, если налогоплательщик осуществляет и облагаемую, и не облагаемую данным налогом деятельность. Условия и принципы ведения такого учета указаны в пп. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ.

Если предприятие приобретает материалы, товары или услуги, которые впоследствии будут использоваться для обоих видов деятельности, то следует высчитать пропорцию, в соответствии с которой будет делиться входной НДС. При этом часть налога будет использована в виде вычета при учете операций, облагаемых НДС, а другая доля пойдет на увеличение стоимости активов, которые использовались в операциях, не облагаемых НДС.

Скажите, пожалуйста, как мне вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, как делить расходы по госконтрактам на 20 счете? Есть какая-то методика, примеры, рекомендации?

Отвечает Александр Родионов, заместитель руководителя экспертной поддержки

О том как вести учет прямых затрат при ГОЗ на 20 счете сказано в рекомендации ниже. Если несколько ГОЗ, то открывайте отдельные субсчета к счету 20 по каждому ГОЗ, то есть это позаказный метод учета.
Прямые затраты не делятся по госконтрактам, так как это прямые затраты, они определяются в отношении каждого контракта на основании первичных документов – лимитно-заборных карт, накладных на отпуск материалов, табелей учета рабочего времени и тд.

Распределять нужно косвенные расходы между госконтрактами по методике, которая установлена учетной политикой, например, пропорционально прямым затратам или заработной плате производственных рабочих и так далее

О том как распределять косвенные расходы читайте в рекомендациях:

? Как учитывать общепроизводственные расходы

? Как учитывать общехозяйственные расходы

Обоснование

Из рекомендации

Игорь Ложников, государственный советник Российской Федерации 1-го класса

Как учитывать прямые расходы при исполнении гособоронзаказа

Прямые расходы – это составная часть полной себестоимости оборонной продукции (работ, услуг). Их относят на удорожание стоимости отдельного контракта по гособоронзаказу, которую строго контролирует государство. Поэтому важно правильно вести учет таких расходов. Как это сделать, вы узнаете из рекомендации.

Как организовать раздельный учет расходов

Исполнители гособоронзаказа должны вести раздельный учет расходов в рамках каждого контракта. Ведь им отчитываться за каждый потраченный рубль перед головным исполнителем, а ему – перед госзаказчиком. Головной исполнитель обязан составлять расчетно-калькуляционные материалы, которые вправе запросить на проверку госзаказчик. Поэтому раздельный учет ведите с максимальной детализацией расходов. Для этого составьте номенклатуру калькуляционных статей затрат и организуйте аналитический учет прямых расходов.

Это следует из положений подпункта 19 пункта 1, подпункта 17 пункта 2 статьи 8 Закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ, Порядка, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 г. № 200.

Прямые затраты отражайте по дебету счета 20. Аналитический учет к нему организуйте в разрезе каждого госконтракта. Для этого к счету 20 откройте субсчета первого и второго порядка. Назвать эти субсчета можно так: субсчет первого порядка – по коду-идентификатору контракта, второго порядка – по статье затрат из принятой номенклатуры. Например, счет 20 субсчет «ГОЗ № 1/Зарплата» и т. д.

В учете затраты отражайте проводкой:

Дебет 20 Кредит 10 (70, 69, 60…)
– учтены прямые затраты на выполнение гособоронзаказа.

Важно: в учете материальных затрат есть особенность. Так, в общем случае материалы принимайте к учету по фактической себестоимости без входного НДС. В этой же сумме (без НДС) материальные затраты относите на себестоимость гособоронзаказа. Организации и предприниматели, которые освобождены от уплаты НДС, могут включить налог в себестоимость материалов и отнести его на себестоимость гособоронпродукции. Но это необходимо согласовать с заказчиком. Если же заказчик не даст согласие, входной НДС в себестоимость гособоронзаказа не включайте. Сумму налога отнесите в счет уменьшения прибыли. Это следует из пункта 6 ПБУ 5/01, пункта 6 Порядка, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 № 200.

Косвенные, то есть общепроизводственные и общехозяйственные, расходы накапливайте на одноименных счетах 25 и 26. В конце месяца спишите эти суммы в дебет счета 20. При этом расходы на продажу и управленческие расходы можно сразу списывать в дебет счета 90 «Продажи». Такое указание есть в пункте 9 ПБУ 10/99.

Распределяйте косвенные расходы по каждому госконтракту пропорционально показателям, которые установили в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

При отнесении косвенных расходов на себестоимость продукции делайте проводку:

Дебет 20 Кредит 25 (26)
– учтены в составе затрат на выполнение госконтракта общепроизводственные (общехозяйственные) расходы.

Подробнее об учете косвенных расходов и о том, как их распределять, см.:

? Как учитывать общепроизводственные расходы по гособоронзаказу;

? Как учитывать общехозяйственные расходы по гособоронзаказу.

В целом прямые расходы по гособоронзаказу относите на себестоимость продукции (работ, услуг) в общем порядке с учетом отдельных особенностей.

Как составить номенклатуру калькуляционных статей затрат

Типовая номенклатура прямых статей затрат на гособоронзаказ дана в приказе Минпромэнерго России от 23 августа 2006 г. № 200. Но каждый исполнитель с ее учетом составляет свою собственную номенклатуру.

Прямые расходы основного и вспомогательного производства на гособоронзаказ объединяют в такие группы:

? затраты на материалы;

? затраты на оплату труда основных производственных работников;

? отчисления на социальные нужды.

Детализацию статей прямых затрат к каждой группе с пояснениями смотрите в таблице.

В каждую из перечисленных статей включают только те затраты, которые можно непосредственно отнести на увеличение стоимости конкретного контракта. Например, зарплату производственных работников. А вот зарплату административно-управленческого персонала в прямые расходы не включайте, за исключением случаев, когда деятельность инженерно-технического работника или служащего связана исключительно с выполнением одного контракта.

Также в состав производственной себестоимости продукции (работ, услуг) включите расходы по спецстатьям:

? «Затраты на подготовку и освоение производства»;

? «Затраты на специальную технологическую оснастку»;

? «Специальные затраты».

12.139685 (6,9,24,92)

Ситуация: можно ли включить в состав прямых расходов вознаграждение внештатному специалисту, который выполнил работы для гособоронзаказа по договору подряда

Да, если подрядчик выполнил работы в рамках одного конкретного заказа (контракта).

Если подрядчик выполнил работу, которая нужна для исполнения нескольких заказов, затраты по договору подряда в прямые расходы непосредственно не включаются. Отнесите их на стоимость (себестоимость) таких заказов через статьи накладных расходов (общепроизводственные, общехозяйственные расходы) или в статьи прямых расходов после того, как распределите накопленные затраты между несколькими контрактами (видами продукции). В прямые расходы на конкретный гооборонзаказ сразу включайте только те затраты, которые можно непосредственно отнести на увеличение себестоимости этого заказа. Детализацию групп прямых затрат на гособоронзаказ с пояснениями смотрите в таблице.

Номенклатуру прямых статей затрат на гособоронзаказ составьте самостоятельно – с учетом Порядка, который утвержден приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 № 200. При этом соблюдайте принцип существенности. Это значит, что статьи затрат можно не только сокращать, но и наоборот – вводить новые. Допустим, у вас большой удельный вес работ и услуг производственного характера, которые выполняют сторонние организации. Тогда в группе прямых затрат целесообразно ввести калькуляционную статью (аналитический счет) «Работы и услуги сторонних организаций (лиц) производственного характера».

Принятую в организации номенклатуру статей прямых затрат закрепите в учетной политике для целей бухучета, а в части работ, выполняемых по гособоронзаказу, – согласуйте с заказчиком.

Вознаграждение внештатному специалисту включайте в ту калькуляционную статью затрат, к которой относятся данные расходы. Например, включите затраты:
– на разработку технологического процесса – в статью «Затраты на подготовку и освоение производства»;
– на наладку оборудования, которое связано с текущей модернизацией оборудования, – в статью «Специальные затраты»;
– на отдельные сварочные работы; водолазные работы, отдельные технологические операции в процессе выпуска продукции – в статью «Работы и услуги сторонних организаций производственного характера» и т. д.

Оплачивать вознаграждение, а также налоги и страховые взносы с него можно со спецсчета для целей гособоронзаказа. Это следует из подпункта «ж» пункта 1 статьи 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

Как упростить учет прямых затрат

Номенклатура прямых статей затрат на гособоронзаказ из приказа Минпромэнерго России от 23 августа 2006 г. № 200 носит типовой характер. Поэтому в зависимости от специфики производства и от требования госзаказчика исполнители сами определяют уровень детализации расходов. Кому-то нужна подробная детализация, кому-то нет. В этом и заключается упрощение учета, то есть в «подгонке» детализации под свою специфику.

Например, с учетом положений отраслевых инструкций по учету себестоимости продукции на предприятиях оборонных отраслей промышленности можно применять такие упрощенные варианты учета затрат:

Название статьи затратКак упростить по ней учетЗатраты на материалы

Возвратные отходы и затраты на приобретение покупных полуфабрикатов, при их незначительном удельном весе, можно не выделять в отдельные группы, а учитывать в составе статьи «Сырье и основные материалы».

Незначительность удельного веса в общей сумме прямых расходов на контракт определяйте по уровню существенности. Показатель уровня существенности определите самостоятельно и закрепите его в учетной политике для целей бухучета. Например, 5 процентов от суммы прямых расходов

Топливо на технологические цели

Если ваша компания не относится к организациям энергоемких отраслей и производств, расходы на топливо для технологических целей можно учитывать в составе статьи «Сырье и основные материалы».

Для организаций энергоемких отраслей и производств эту группу затрат целесообразно выделять. Например, при учете топлива для плавильных агрегатов в литейных цехах, нагрева металла в кузнечно-штамповом и прессовых цехах

Энергия на технологические целиЭту статью затрат, как правило, выделяют при учете электроэнергии для электропечей в литейном производстве, для термических печей, для электродуговой и точечной сварки, электроискровой и электрохимической обработки, электролиза, для высокочастотных установок. В других производствах такие расходы можно учитывать в составе статьи «Сырье и основные материалы»

Важно: принцип существенности носит универсальный характер. Его применяйте не только при оптимизации (сокращении) объектов калькулирования, но и для введения дополнительных статей затрат. Например, в авиационной промышленности на самолетостроительных предприятиях в качестве самостоятельной калькуляционной статьи прямых расходов необходимо введение статьи «Двигатели». Дело в том, что стоимость двигателей в производственной, да и полной себестоимости летательных аппаратов достигает 50 и более процентов.

Как учитывать отдельные статьи прямых затрат

В учете отдельных статей прямых затрат есть специфика. Вот их список:

? затраты на подготовку и освоение производства;

? затраты на специальную технологическую оснастку;

? специальные затраты;

? проценты по кредиту на гособоронзаказ.

Рассмотрим каждую статью в отдельности.

Затраты на подготовку и освоение производства

Типовой перечень затрат на подготовку и освоение производства приведен в приложениях 1 и 2 к Порядку, утвержденному приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 г. № 200. По данной статье калькуляции учитывайте затраты на запуск производства продукции на новых предприятиях, производствах, цехах и агрегатах, а также затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологических процессов.

Вот особенности, которые важно знать бухгалтеру:

? согласуйте затраты с заказчиком при формировании цены контракта;

? учитывайте затраты на подготовку и освоение производства отдельно от расходов на основное производство на счете 97 «Расходы будущих периодов». При незначительном объеме таких затрат и небольшого периода работ (в пределах отчетного года) учитывайте их на счете 20, а в цехах вспомогательного производства – на счете 23;

? откройте отдельный заказ для каждого вида работ. Работы по подготовке и освоению производства принимает специальная комиссия. Она составит акт о выполнении работ. Этот акт утверждает руководитель организации, а в соответствующих случаях и заказчик.

Остатки материальных ценностей уменьшают произведенные расходы (кредит счета 97). Порядок списания остатков материальных ценностей на производственные расходы зависит от вида таких ценностей и приведен в таблице.

Виды остатков материальных ценностейПорядок их списания на производственные расходыПродукция, которую получили при пробном выпуске и контрольных испытаниях, в том числе опытные образцы

Если такая продукция соответствует стандартам и техническим условиям, спишите ее в дебет счета 43 «Готовая продукция» по договорным ценам. В учете сделайте проводку:

Дебет 43 Кредит 97
– уменьшены производственные расходы на стоимость опытных образцов, которые соответствуют стандартам и техническим условиям продукции гособоронзаказа.

Если опытные образцы не соответствуют стандартам и техническим условиям продукции гособоронзаказа, оприходуйте их на счет 10 «Материалы» по цене возможной реализации. Например, по цене металлолома. В учете сделайте проводку:

Дебет 10 Кредит 97
– уменьшены производственные расходы на стоимость опытных образцов, которые не соответствуют стандартам и техническим условиям продукции гособоронзаказа

Остатки незавершенного производства – продукция, которая не прошла все стадии обработки

Если такие остатки материальных ценностей планируете использовать в производстве продукции, включите их в себестоимость выпускаемых изделий. Их нормативную себестоимость отнесите в дебет счетов 20, 23. В учете сделайте проводку:

Дебет 20, 23 Кредит 97
– остатки незавершенного производства, использованные в производстве продукции гособоронзаказа, включены в ее себестоимость.

Если незавершенку не используете в производстве продукции гооборонзаказа, учтите ее на счете 10 «Материалы». В учете сделайте проводку:

Дебет 10 Кредит 97
– уменьшены производственные расходы на стоимость незавершенных остатков, которые не будут использованы в производстве продукции гособоронзаказа

Неиспользованные детали, узлы, блоки, материалы и отходы

Их оприходуйте на склад (в т. ч. без фактической их передачи, т. е. транзитом). Стоимость ценностей определите согласно Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Стоимость таких ценностей спишите в дебет счета 10 «Материалы». В учете сделайте проводку:

Дебет 10 Кредит 97
– уменьшены производственные расходы на стоимость неиспользованных деталей, узлов, блоков, материалов и отходов.

Если ценности списываете транзитом, одновременно сделайте проводки:

Дебет 10 Кредит 97
– уменьшены производственные расходы на стоимость неиспользованных деталей, узлов, блоков, материалов и отходов

Дебет 20, 23 Кредит 10
– стоимость неиспользованных деталей, узлов, блоков, материалов и отходов включена в себестоимость продукции гособоронзаказа

Специальные инструменты и приспособления, специальное технологическое, контрольно-испытательное (стендовое) оборудование

Их оприходуйте на склад по учетной стоимости. Как правило, это цена изготовления. В учете сделайте запись:

Дебет 10 субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» Кредит 97
– уменьшены производственные расходы на стоимость специнструмента, который использовали при производстве продукции гособоронзаказа.

Другие расходы на подготовку и освоение производства, которые остались после списания остатков материальных ценностей, списывайте равномерно. Начните их списывать с первого месяца серийного выпуска изделий гособоронзаказа. Сроки и нормы (ставки) такого списания согласуйте с госзаказчиком гособоронзаказа.

Сами нормы погашения (списания) установите пропорционально объему выпускаемой продукции. Это следует из Порядка, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 г. № 200.

Например, затраты на подготовку и освоение производства изделия «Малахит» (условное наименование) составили 80 000 000 руб. Согласно утвержденной смете их списывают в течение первых двух лет серийного выпуска данного изделия на себестоимость выпускаемой продукции гособоронзаказа. По плану объем выпуска за этот период времени составляет 40 изделий. Норма списания на одно изделие составит 2 000 000 руб. (80 000 000 руб. : 40 шт.).

При изготовлении изделия по разовым (индивидуальным) заказам затраты на подготовку и освоение производства полностью включите в себестоимость изделия (партии) по окончании производства. Такой порядок списания затрат применяют, например, в судостроении или при изготовлении ракетно-космической техники.

Накопленные расходы на подготовку и освоение производства на счете 97 списывайте в дебет счета 20, 23. В учете делайте проводку:

Дебет 20, 23 Кредит 97
– списание расходов на подготовку и освоение производства по гособоронзаказу.

Если результаты работ по подготовке и освоению производства использовали при выпуске двух и более видов продукции гособоронзаказа, то затраты распределите между ними. Сделайте это пропорционально плановой или фактической себестоимости выпускаемой продукции. Вариант распределения затрат закрепите в учетной политике организации по бухучету

Затраты на специальную технологическую оснастку

86.88135 (6,9,24,92)

Как учесть затраты на специальную технологическую оснастку для гособоронзаказа в бухучете

В состав производственной себестоимости продукции, работ, услуг (контрактов) включайте затраты на изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки целевого назначения. Такие затраты занимают значительный удельный вес в расходах для ряда производств военно-промышленного комплекса. Поэтому их учитывайте по отдельной статье «Затраты на специальную технологическую оснастку» (приказы Минпромэнерго России от 23 августа 2006 г. № 200, Минпромторга России от 3 июля 2014 г. № 1257).

К специальной оснастке относят:

? специальные инструменты и приспособления, для производства нетиповых видов продукции. Это могут быть модели, кокиля, опоки, штампы, пресс-формы, прокатные валки и т. п.;

? специальное технологическое оборудование для нестандартных операций;

? контрольно-испытательные аппаратура и оборудование, предназначенные для регулировок, испытаний конкретных изделий и сдачи их заказчику. Например, стенды, пульты, макеты готовых изделий, испытательные установки;

? реакторное оборудование;

? дезавакционное оборудование;

? другие виды специального оборудования.

Конкретный перечень специальной оснастки каждая организация определяет для себя самостоятельно исходя из особенностей производства.

Это следует из Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н.

Специальную оснастку учитывайте на счете 10 «Материалы». К учету ее примите по фактической себестоимости, то есть в сумме фактических затрат на ее приобретение или изготовление.

В бухучете сделайте проводку:

Дебет 10-10 Кредит 60
– приобретена оснастка.

Отпуск оснастки в эксплуатацию отразите внутренней проводкой:

Дебет 10-11 Кредит 10-10
– передана оснастка в эксплуатацию.

С месяца, следующего за месяцем, когда оснастку передали в эксплуатацию, списывайте ее стоимость на расходы. Нормы списания спецоснастки согласуйте с госзаказчиком. Способ списания закрепите в учетной политике для целей бухучета. Это один из способов:

– пропорционально объему выпущенной продукции по гособоронзаказу;

– линейным способом в течение срока полезного использования оснастки.

Это предусмотрено пунктами 20 и 24 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н.

Списание стоимости оснастки на затраты отразите проводкой:

Дебет 20 Кредит 10-11
– списана часть стоимости оснастки.

При изготовлении единичных заказов по гособоронзаказу расходы на инструмент и приспособления целевого назначения отнесите на себестоимость продукции (контракта) полностью в момент передачи ценностей в производство. Исполнители госзаказа со значительным количеством специальной оснастки вправе учитывать ее комплектами (группами).

Это следует из Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н.

Специальные затраты

Типовая номенклатура специальных затрат приведена в приложении 4 к Порядку, утвержденному приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 г. № 200. К специальным относят расходы:

? спецотделов (спецслужб): конструкторские, технологические, испытательные (лаборатории) подразделения;

? на содержание специальных объектов. Например, полигонов, эллингов, док-камер, аэродромов;

? на испытания изготавливаемой техники. Например, летные испытания, включая контрольно-сдаточные полеты;

? на проведение других специфических (специальных) работ.

Учет расходов по статье «Специальные затраты» ведите так:

1. Формируйте расходы по каждому объекту учета, то есть по каждой спецслужбе (спецобъекту или спецработе). Для этого открывайте отдельные заказы и субсчета к счету 20, 23. Например, субсчет «Летные испытания объекта № 007» субсчета «Спецзатраты» счета 20 «Основное производство». В учете сделайте проводку:

Дебет 20 (23) Кредит 10 (70, 69, 71, 25, 60, 76, …)
– учтены спецзатраты по гособоронзаказу.

По окончании отчетного периода накопленные затраты спишите на себестоимость выпускаемой продукции (на стоимость работ по контракту) по прямой принадлежности. В учете сделайте запись:

Дебет 20 Кредит 20 (23)
– спецзатраты по гособоронзаказу включены в себестоимость продукции (контракта).

2. Спецзатраты по нескольким контрактам (например, затраты на лаборатории, полигоны) распределите. Базу для распределения установите самостоятельно. Как правило, это зарплата основных производственных работников (непосредственных исполнителей) или контрактная цена изделий. Свой выбор закрепите в учетной политике для бухучета.

Долю спецзатрат по объекту учета (например, лаборатория, полигон) по конкретному контракту (например, ГОЗ № 1 – производство вертолета) рассчитайте по формуле:

Доля спецзатрат по объекту учета (например, полигон) по конкретному контракту (например, ГОЗ № 1 – производство вертолета)=Зарплата основных производственных работников по всем контрактам, по которым провели спецработы (например, работы на полигоне):Зарплата основных производственных работников по конкретному контракту (например, ГОЗ № 1 – производство вертолета)

Сумму спецзатрат, которая относится к расходам конкретного контракта по гособоронзаказу, рассчитайте так:

Сумма спецзатрат, которая относится к расходам конкретного контракта по гособоронзаказу=Сумма спецзатрат по всем контрактам, по которым провели спецработы (например, работы на полигоне)?Доля спецзатрат по объекту учета (например, полигон) по конкретному контракту (например, ГОЗ № 1 – производство вертолета)

3. Спецзатраты можно не списывать в отчетном периоде, а оставить в составе незавершенного производства, если:

? подготовительные работы или сами спецработы ведут несколько месяцев. Например, испытания судов вне акватории завода;

? работать начали в одном календарном году, а закончили в другом.

4. Спецзатраты можно включить в состав общехозяйственных, если их удельный вес незначителен. Такой порядок учета закрепите в учетной политике. Незначительность удельного веса определяйте по показателю существенности.

Проценты по кредитам

Под конкретный гособоронзаказ исполнитель вправе взять кредит. Его размер и срок согласуйте с заказчиком. Проценты по такому кредиту включайте в состав прямых расходов, но только в размере не более ставки рефинансирования, увеличенной на 1,5 процента. Учитывайте их на отдельном субсчете к счету 20. Сверхнормативные проценты в себестоимость госконтракта не включайте. Их отнесите на прочие расходы, которые не связаны с гособоронзаказом.

В учете делайте такие записи:

Дебет 20 Кредит 66 (67)
– проценты по кредиту на гособоронзаказ в пределах лимита включены в себестоимость продукции (контракта);

Дебет 91-2 Кредит 66 (67)
– сверхнормативные проценты по кредиту на гособоронзаказ включены в состав прочих расходов.

Важно: проценты по кредитам и займам, которые не согласованы с заказчиком, включать в себестоимость гособоронпродукции нельзя.

Это следует из пункта 14 Порядка, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 г. № 200, приказа ФСТ России от 24 марта 2014 г. № 469-а.

Как учитывать остатки материалов

86.96959 (6,9,24,92)

Как учитывать остатки материалов по гособоронзаказу

После оконченного производством гособоронзаказа проведите инвентаризацию. Это поможет:

? выявить остатки материальных ценностей, которые по учету списали на гособоронзаказ, а по факту – нет;

? подтвердить сальдо по соответствующим субсчетам. Например, по субсчету «Сырье и материалы по ГОЗ №1» счета 10 «Материалы».

Выявили остатки материальных ценностей (остатки незавершенного производства, материалов, образцов и т. д.)? Отразите их на отдельном субсчете. Например, на субсчете «Остатки материалов по ГОЗ №1» счета 10 «Материалы»:

Дебет 10 субсчет «Остатки материалов по ГОЗ №1» Кредит 20 (23)
– оприходованы остатки материальных ценностей по выполненному гособоронзаказу.

Как правило, такое имущество является собственностью заказчика. Поэтому если исполнитель выявил остатки материальных ценностей, то он обязан сообщить об этом заказчику. А заказчик уже решает, как поступить с имуществом:

? потребовать вернуть (отправить) ценности в свой адрес или в адрес третьего лица;

? передать остатки в собственность исполнителя.

Исполнитель отправляет остатки материалов заказчику

Передачу ценностей отразите проводками:

Дебет 76 Кредит 10 субсчет «Остатки материалов по ГОЗ №1»
– остатки материальных ценностей по выполненному гособоронзаказу переданы заказчику (третьим лицам).

Компенсацию за переданные материальные ценности отразите проводкой:

Дебет 51 Кредит 76
– поступила компенсация за переданные остатки материальных ценностей по выполненному гособоронзаказу от заказчика (третьих лиц).

Заказчик передает остатки в собственность исполнителя

В данном случае сальдо с кредита субсчетов «Остатки материалов по ГОЗ №1», «Сырье и материалы по ГОЗ №1» и др. счета 10 «Материалы» перенесите в дебет соответствующих субсчетов (например, субсчетов «Прочие материалы», «Топливо», «Инструмент») счета 10 «Материалы». В бухучете сделайте проводки:

Дебет 10 субсчет «Прочие материалы» Кредит 10 субсчет «Остатки материалов по ГОЗ №1»
– остатки материальных ценностей по выполненному гособоронзаказу получены в собственность.

Дебет 10 субсчет «Прочие материалы» Кредит 10 субсчет «Сырье и материалы по ГОЗ №1»
– остатки материальных ценностей по выполненному гособоронзаказу получены в собственность.