Развитие бухгалтерского учета в России

Современный бухгалтерский учет

С распадом СССР и выделением Украины как нового государства в ее экономической политике произошли значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета. Произошел переход к приятой во всем мире системе Международных стандартов. Становление и развитие новых рыночных отношений, управление экономикой, использование Международных стандартов бухгалтерского учета предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского учета. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» сформулированы следующие задачи: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Украины при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости. Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, в Законе сформулированы и основные требования к его ведению: оценка имущества в гривнах; раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций; непрерывность учета во времени; ведение учета двойной записью в системе счетов; соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета; отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия; раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения. На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной деятельности, принимаются различные управленческие решения. В системе управления хозяйственной деятельностью предприятия бухгалтерский учет выполняет ряд функций.

Контрольная функция имеет большое значение в условиях развития рыночных отношений и наличия различных форм собственности. Работники бухгалтерии, аудиторских фирм, налоговых служб осуществляют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества предприятий и организаций, правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений. С помощью бухгалтерского учета осуществляются три вида контроля — предварительный, текущий и последующий. Информационная функция — одна из главных функций бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет является основным источником информации, поставляемой разным уровням управления. На ее основе принимаются соответствующие решения. Информация, получаемая в системе бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.

> Развитие бухгалтерского учета в России

Дореволюционная Россия

Учет в России формировался под влиянием обстоятельств, но зачастую, особенно в постпетровскую эпоху, испытывал влияние европейской бухгалтерской мысли. Становление учета в России проходило применительно к пяти типам предприятий: монастыри, поместья, домашнее хозяйство, торговля и ростовщичество, строительство и промышленное производство.

Какой-либо одной строгой формы ведения книг не было. Каждый писарь вел книги по своему усмотрению. В качестве технического средства применялись счеты.

Усложнение государственного механизма заставило царя Алексея Михайловича прибегнуть к созданию особого приказа Счетных дел. Этот приказ ведал учетом и контролем государственных финансов, ревизовал приходно-расходные книги, руководил постановкой учета и отчетности в государственных учреждениях, изымал в государственную казну свободные денежные средства, образовавшиеся в других приказах.

Значительные изменения в организации учета произошли при Петре I, который уделял большое внимание подготовке в специальных школах грамотных людей, знающих счеты и умеющих вести счетные книги. Для изучения счетоводства по европейскому образцу посылались за границу специальные лица, которые затем переводили на русский язык книги по коммерческому делу. Петр I добивался не только точного учета государственных доходов и расходов, но и правильного ведения учета на казенных заводах.

В России слово «бухгалтер» появилось в начале XVIII в. в период реформ Петра I. Первый русский бухгалтер – иностранный купец Тиммерман – представил образцы ведения счетоводства по примеру заграничных купцов. Приказом Коммерц-Коллегии от 11 сентября 1732 г. он был назначен главным бухгалтером Санкт-Петербургской таможни. Реорганизация управления привела к замене приказов коллегиями, вместо приказа Счетных дел создали Ревизион-коллегию. В ее обязанности входил контроль за всеми государственными доходами и расходами, а также борьба со злоупотреблениями. В связи с этим особое значение приобрела правильная постановка учета. Петр I считал: «…оттого, что в приходах и расходах не всюду счет бывает, к воровству много случай дает».

Очень подробный и хорошо налаженный учет велся на казенных заводах. Все факты хозяйственной жизни отражались в хронологическом реестре – Журнале. Рабочая сила учитывалась в Списках мастеровых людей, а материалы – в специальных приходно-расходных книгах, в которых было необходимо «записывать каждую вещь по содержанию своему, счетом, мерою и весом, и по цене». Так же тщательно велся учет инструментов, которые выдавались мастерам под расписку. Учитывалось время, отработанное на различных участках, и на основе этих данных выплачивалось жалование.

Позднее появляются первые печатные труды по бухгалтерскому учету на русском языке. В 1783 г. была опубликована первая книга по бухгалтерскому учету «Ключ коммерции или торговли, т.е. наука бухгалтерии, изъявляющая содержание книг и провождение счетов купеческих».

Первый русский перевод трактата Л. Пачоли «О счетах и записях» издан Э. Г. Вальденбергом в 1893 г. под названием «Трактат о счетах и записях», второй – О. О. Бауэром в 1913 г. Затем эта книга издавалась неоднократно и всегда была популярна среди истинных теоретиков бухгалтерского учета.

Из многих замечательных русских ученых-экономистов отметим троих.

В 1870 г. Ф. В. Езерский создал русскую форму тройного, как он называл, счетоводства. Она позволяла в любое время, а не только один раз в год давать сведения о хозяйственном положении предприятия и о результатах его деятельности.

В 1877 г. И. Ф. Балицкий предложил использовать бухгалтерские счета и приемы двойной записи для исчисления национального богатства страны, для отражения образования и распределения национального дохода. По признанию западных экономистов, Балицкий одним из первых сформулировал цели и методы национального счетоводства, которое как научное направление стало формироваться в Западной Европе лишь в конце 1930-х гг., т.е. 60 лет спустя. Заслуживают внимания его идеи об отражении на счетах бухгалтерского учета природных богатств страны: земли, лесов, животного мира, залежей полезных ископаемых.

В 1907 г. Н. С. Лунский возглавил первую в России кафедру бухгалтерского учета в Московском коммерческом институте. Он внес большой вклад в разработку теории бухгалтерского баланса и в методику изучения данной науки. Лунский стал первым профессором бухгалтерского учета в нашей стране.

Важный вывод, связанный с опытом в дореволюционной России, сводится к признанию преимуществ системы производственного (промышленного) счетоводства перед учетом торговым. Именно производственное счетоводство адаптировало в конечном счете двойную запись.

В России бухгалтерский учет как наука получил свое развитие в первой половине XIX в. Его основоположниками стали К. М. Арнольд (он был первым в Москве преподавателем бухгалтерского учета, приехав из Германии), И. Н. Ахметов (служащий петербургской торговой фирмы), Э. А. Мудров (учитель математики и физики в гимназии).

Введение

Переход экономики России к рыночным отношениям поставил перед бухгалтерским учетом совершенно новые цели. Существовавшая ранее в условиях планируемой командной экономики система бухгалтерского учета, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов. Финансовое положение и финансовые результаты деятельности рассматривались во вторую очередь или не рассматривались вообще.

Появившиеся в результате экономических преобразований “изменения системы общественных отношений, а так же гражданско-правовой среды” привели к “необходимости адекватной трансформации бухгалтерского учета” в России, “в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)”, для обеспечения прозрачности, понятности и достоверности финансовой отчетности компаний квалифицированным пользователям.

Использование МСФО в России необходимо по следующим причинам:

Во-первых, это обусловлено развитием мировой экономики, требующей единой информационной бухгалтер­ской системы, адекватного языка общения между компаниями, дей­ствующими на международных рынках. Многие западные инвесторы и банкиры отказываются принимать бухгалтерскую отчетность, составленную по российским стандартам, поскольку та не отвечает международным нормам и не отражает реального имущественного и финансового положения организаций. Поэтому российским предприятиям, планирующим привлечение заемного или акционерного капитала, придется составлять финансовую отчетность по МСФО (или аналогичным стандартам, например, по GAAP США). Таким образом, российские предприятия, заинтересованные в привлечении недорогого заемного или акционерного капитала, сталкиваются с двойной нагрузкой и затратами, связанными с составлением двойного комплекта отчетности (согласно РСБУ и МСФО) и проведением двойного аудита. Такая двойная нагрузка сохраняется и после привлечения капитала, поскольку новым инвесторам также требуется отчетность в формате МСФО и, вероятнее всего, ее аудит. В тех редких случаях, когда инвесторы соглашаются принимать российскую отчетность, стоимость капитала резко возрастает. Стоимость акций, реализуемых на основании данных российской финансовой отчетности, оказывается ниже, чем при наличии финансовой отчетности в формате МСФО, прошедшей аудит согласно Международным стандартам аудита (МСА) или другим эквивалентным стандартам.

Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. С самого начала стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методического подхода основным критерием служит полезность информации для принятия экономических решений.

В-третьих, МСФО закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Эти стандарты представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Они носят лишь рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе со значительной экономией времени и ресурсов можно разработать национальные стандарты ведения бухгалтерского учета.

Цель курсовой работы – проанализировать направления реформирования бухгалтерского учета в России.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

· изучить правительственную программу реформирования бухгалтерского учета в России;

· проанализировать результаты достигнутые в ходе выполнение программы;

· определить основные проблемы реформирования бухгалтерского учета в России;

· исследовать существующие международные стандарты бухгалтерского учета и сопоставить их с российской системой бухгалтерского учета;

· сделать выводы о соответствии между РСПБУ и МСФО.

Работа состоит из двух глав. Первая глава повещена сущности и рассмотрены цели реформы; приведены результаты реформирования бухгалтерской системы на сегодняшний день. Вторая глава различиям в ведении учета по МСФО и РСБУ; международным стандартам не утвержденным в российской практике; расхождениям в формах и методах представления финансовой отчетности.

1. Основные направления развития Бухгалтерского учета в России.

1.1 Программа реформы бухгалтерского учета в России.

Основные направления реформирования бухгалтерского учета сформулированы в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 283 от 06.03.1998 г.

Согласно данной Программы, целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Основные задачи реформы, определенные Программой, заключаются в следующем:

· сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

· обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

· оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Программой предусмотрен календарный План мероприятий по ее реализации. Данный План бухгалтерских стандартов постепенно реализуется, хотя и со значительным срывом сроков. Например, проектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», срок выполнения обозначен как декабрь 1999 г., — но на сегодняшний день принципиальные изменения не вносились, что не позволяет организациям соблюдать определенные принципы учета, такие как принцип начисления и др.

26марта 2001 года Министерством Финансов РФ были приняты дополнения к Программе «О мерах по реализации в 2001-2005 годах Программ реформирования бухгалтерского учета». В этом документе еще раз подчеркивается, что глобализация рынка капитала требует сопоставимости представляемой информации, в связи, с чем национальная система будет разрабатываться на основе МСФО.

В соответствии с принятой Программой для достижения поставленных целей было предусмотрено проведение трех блоков мероприятий:

· Создание системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО;

· Обеспечение практической возможности применения МСФО в качестве единственных бухгалтерских стандартов для подготовки финансовой отчетности эмитентами ценных бумаг;

· Развитие бухгалтерской профессии.

1.2 Изменения РСБУ в соответствии с МСФО.

В рамках выполнения правительственной Программы в части, связанной с нормативной базой, распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.05.98 г. N 587-р принят План внедрения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в практику. Минфином России утвержден ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) в соответствии с существующими международными стандартами (см. табл. 1.1).

Табл.1.1 Положения по бухгалтерскому учёту

ПБУ Название Приказ Минфина Дата приказа Вступление в силу Соответствующий международный стандарт
1/98 Учётная политика организации № 60н 09.12.98 01.01.99 МСФО 1
2/94 Учёт договоров (контрактов) на капитальное строительство № 167 20.12.94 01.01.95 МСФО 11
3/00 Учёт имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте № 2н 10.01.00 начиная с бухгалтерских отчётов 2000 г. МСФО 21
4/99 Бухгалтерская отчётность организации № 43н 06.07.99 начиная с бухгалтерских отчётов 2000 г. МСФО 1
5/01 Учёт материально-производственных запасов № 44н 09.06.01 01.01.02 МСФО 2
6/01 Учёт основных средств № 26н 30.03.01 01.01.02 МСФО 16
7/98 События после отчётной даты № 56н 25.11.98 01.01.99 МСФО 10
8/01 Условные факты хозяйственной деятельности №96н 28.11.01 01.01.02 МСФО 10
9/99 Доходы организации №32н 6.05.99 01.01.00
10/99 Расходы организации №33н 6.05.99 01.01.00
11/00 Информация по аффилированным лицам № 5н 13.01.00 начиная с бухгалтерских отчётов 2000 г. МСФО 28
12/00 Информация по сегментам №11н 27.01.00 начиная с бухгалтерских отчётов 2000 г. МСФО 14
13/00 Учет государственной помощи № 92н 16.10.00 01.01.01 МСФО 20
14/00 Учет нематериальных активов № 91н 16.10.00 01.01.01 МСФО 38
15/01 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию № 60н 02.08.01 01.01.02 МСФО 23
16/02 Информация о прекращении деятельности №66н 02.07.02 01.01.03 МСФО 35
19/02 Учет финансовых вложений №126н 10.12.02 Начиная с бухгалтерских отчетов 2003 г. МСФО 39
17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы №115н 19.11.02 01.01.03 МСФО 38
18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль №114н 19.11.02 Начиная с бухгалтерских отчетов 2003г. МСФО 12

Кроме того, были внесены изменения и дополнения в основной документ, в котором в концентрированном виде изложены фундаментальные правила бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности — в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.