Сельское хозяйство налоги

Льготы по транспортному налогу для сельхозпроизводителей

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Транспортный налог для сельских жителей

Освободиться от уплаты дорожного налога можно только за те транспортные средства, которые участвуют в сельхозработах, все остальные уплачивают налог как и все.

Производителями сельхозпродукции считаются не только организации, но и обычные граждане, которые ведут личное хозяйство.

Необходимо обратиться в ФНС со следующими документами:

— выписка из похозяйственной книги или — справки из органов муниципальных образований (чтобы доказать ведение ЛПХ);

— документы на земельный участок и на ТС;

— заявление на получение льготы.

У нас есть таблица, из которой Вы можете узнать о наличии льгот в Вашем регионе.

Сельские жители выплачивают транспортный налог (ТН) по тем же ставкам и в те же сроки, что и жители городов. Что касается льгот, то государство не рассматривает данную категорию граждан в качестве льготников по ТН, поэтому говорить о том, что они имеют в этом плане преимущество перед горожанами, тоже нельзя.

Тем не менее как в региональном, так и в федеральном законодательстве существуют льготы, которые освобождают сельских жителей от уплаты автоналога. Такие льготы нацелены на поддержку сельского хозяйства, поэтому распространяются только на тех автовладельцев, которые занимаются сельскохозяйственными работами. Подробнее о том, кто из проживающих в сельской местности имеют право не платить дорожный налог, расскажем ниже.

Согласно Налоговому кодексу РФ транспортный налог в сельской местности не платят производители сельхозпродукции. Освободиться от уплаты дорожного налога можно только за те транспортные средства, которые участвуют в сельхозработах.

п. 2 ст. 358 НК РФ:

«Не являются объектом налогообложения:

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции».

Кто считается производителем сельхозпродукции?

Производителями сельхозпродукции считаются не только организации, фермерские хозяйства и сельхозкооперативы, но и обычные граждане, которые ведут личное подсобное хозяйство (ЛПХ).

ч. 2 ст. 3 Федеральный закон от 29.12.2006 N 264 «О развитии сельского хозяйства»:

«Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»

То есть если вы выращиваете на своем участке картошку, и у вас есть трактор, который вы используете для вспашки земли, то вы имеете полное право не платить за этот трактор налог.

Что нужно сделать, чтобы не платить автоналог, если я веду ЛПХ?

Чтобы получить льготу, необходимо обратиться в налоговую инспекцию, которая обслуживает ваш район, собрав следующие документы:

выписка из похозяйственной книги или справки из органов муниципальных образований (чтобы доказать ведение ЛПХ);

документы на земельный участок и на ТС;

заявление на получение льготы (как правильно оформить заявление, мы писали здесь.

Обратите внимание: Чтобы не платить налог на авто, следует обращаться в налоговую с этим пакетом документов каждый год.

Налоговые льготы по транспортному налогу

Известно, что транспортный налог (ТН) относится к региональным сборам. Нормативное регулирование подобных бюджетных платежей осуществляется посредством НК РФ, а также законодательных актов властей регионов (стат. 356). Кто освобождается от уплаты транспортного налога согласно Налоговому Кодексу? В соответствии со стат. 361.1 это:

  • Физлица, владеющие транспортным средством (ТС) с максимально разрешенной грузоподъемностью свыше 12 т – при этом автомобиль должен быть зарегистрирован в специальном реестре ТС, а общая сумма платы за причиняемый автодорогам вред равна или превышает начисленный транспортный налог.
  • Льгота по ТН рассчитывается путем уменьшения самого налога на сумму платы.
  • Дополнительно льготы по транспортному налогу имеют те физлица, которым предоставлены определенные субсидии в регионах РФ. Каждый субъект России самостоятельно определяет перечень льготных категорий граждан, в частности, это могут быть пенсионеры. Чтобы выяснить, кто освобожден от уплаты транспортного налога, нужно обратиться в налоговую инспекцию своего региона или ознакомиться со справочной информацией на портале ФНС.

    Кто не платит транспортный налог в России по региональным нормам

    Положены ли льготы ветеранам боевых действий по транспортному налогу? Имеются ли льготы по транспортному налогу для ветеранов труда? Грамотные ответы на эти и прочие схожие вопросы относительно субсидий по ТН для предприятий и физлиц необходимо получать в территориальном подразделении ИФНС своего региона (субъекта РФ) либо самостоятельно изучать нормативно-правовые акты местного законодательства. Эти льготы могут быть в регионе, а могут отсутствовать. Не обращаясь в налоговую инспекцию, о льготах по своему региону можно узнать на ]]> сайте ФНС России ]]> .

    Большинство регионов России представляет льготы по ТН:

  1. Героям СССР, Героям Российской Федерации.
  2. Инвалидам I группы и II.
  3. Ветеранам (инвалидам) любых боевых действий.
  4. Инвалидам ВОВ, а также ветеранам ВОВ.
  5. Узникам концлагерей.
  6. Ветеранам труда.
  7. Лицам, награжденным Орденом славы независимо от степени.
  8. Пенсионерам (мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет).
  9. Чернобыльцам.
  10. Опекуну (родителю) многодетной семьи.
  11. Опекуну (родителю) ребенка-инвалида.
  12. Опекуну ребенка-инвалида, недееспособного по решению суда.
  13. Лицам, перенесшим лучевую болезнь в результате работы с ядерными установками.
  14. Другим лицам.

К примеру, по Закону № 843-ЗС от 10.05.12 г. в Ростовской обл. действуют по транспортному налогу льготы для инвалидов в части л/авто, мотороллеров и мотоциклов мощностью до 100 л.с., а пенсионеры не входят в число льготников и обязаны уплачивать налог на общих основаниях.

Как оформляется освобождение от транспортного налога

Чтобы оформить положенную региональными властями льготу, гражданам следует самостоятельно представить в налоговые органы подтверждающие документы. В первую очередь нужно заполнить заявление на льготу по транспортному налогу – представляется в письменном виде, по рекомендованной форме, с обязательным указанием госномера и марки ТС. Кроме того, потребуется предъявить паспорт, копию техпаспорта на авто, права водителя, льготный документ (например, пенсионное удостоверение).

Общий срок подачи документов – с момента возникновения права на льготу, то есть, к примеру, с даты выхода физлица на пенсию или с даты присвоения инвалидности. Точный срок устанавливается отдельно региональными властями, но специалисты рекомендуют подавать документы до массовой рассылки уведомлений об уплате налога, то есть до 1 апреля. Если документация подается несвоевременно, налоги будут пересчитаны, но не более, чем за 3 последних года. Перерасчет налоговых обязательств выполняется со дня рассмотрения всех документов (в среднем 30 дн.) и присвоения права на льготу.

Транспортный налог: можно воспользоваться льготой

Сельхозпроизводители имеют право на льготу по транспортному налогу. При этом она действует в отношении ограниченного перечня транспортных средств и при соблюдении ряда условий. Так как регионы теперь имеют право повышать ставку налога в десять раз, цена ошибки может оказаться слишком высока. О том, как правильно воспользоваться льготой, мы расскажем в статье.

Кто освобожден от уплаты налога

Не облагаются транспортным налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины (подп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ). Применить льготу можно, если выполнено два условия:
– транспортные средства зарегистрированы на сельхозпроизводителей;
– машины используются в работах, непосредственно связанных с производством сельскохозяйственной продукции.

О том, кто признан сельхозтоваропроизводителем в отношении транспортного налога, в Налоговом кодексе РФ не сказано.

Зато там говорится, кто считается сельхозпроизводителем для перехода на единый сельскохозяйственный налог (ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

Однако чиновники полагают, что, применяя льготу по транспортному налогу, необходимо ориентироваться не на Налоговый кодекс РФ, а на Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-04/05*.

* Текст письма опубликован в рубрике «Нормативная база/архив документов»

Итак, сельскохозяйственные производители в отношении транспортного налога – это организации или индивидуальные предприниматели, которые производят сельхозпродукцию, осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку, а затем реализуют. Доля дохода от ее реализации должна составлять не менее 70 процентов за календарный год, а сама продукция может быть только из Перечня, который утвержден постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 446 (далее – постановление № 446).

Таким образом, для того чтобы воспользоваться льготой по транспортному налогу за 2009 год, организация должна соответствовать статусу сельхозпроизводителя в этом же периоде. То есть доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за 2009 год должна составлять не менее 70 процентов. При этом имеется в виду продукция, которая указана в Перечне постановления № 446.

Льготу необходимо подтвердить

Итак, чтобы воспользоваться льготой по транспортному налогу, организация должна подтвердить статус сельхозпроизводителя. Для этого в инспекцию надо представить расчет доли произведенной сельхозпродукции в общем объеме продукции за налоговый период. Об этом сказано в пункте 17.3 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177. На этом повсеместно настаивают налоговики, и суды их поддерживают (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 25 января 2007 г. № А65-14601/2006-СА2-8). Правда, есть судебные решения с противоположными выводами (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 февраля 2005 г. № А26-6893/04-24).

На наш взгляд, безопаснее всего подать в налоговую инспекцию расчет и подтвердить статус сельхозпроизводителя, чтобы избежать лишних проблем.

ТЕХНИКА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Если организация применяет технику не только для производства сельхозпродукции, но и для других работ, то она не лишается права применять льготу по транспортному налогу. Об этом сообщили специалисты Минфина России в письме от 5 июня 2006 г. № 03-06-04-04/22.

Чиновники не против, чтобы техника использовалась в других целях. Главное, чтобы при этом она обязательно участвовала в производстве сельхозпродукции. Подтвердить это компания сможет соответствующими первичными документами. Они утверждены приказами Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. № 68 «Об утверждении унифи-
цированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья». Так, например, фактическое использование молоковозов по назначению может быть подтверждено товарно-транспортной накладной (молсырье) по форме № СП-33.

Что признается спецтехникой

В паспорте транспортного средства, выданного ГИБДД или Гостехнадзором, должно быть указано, что автомобиль является трактором, комбайном или специальной автомашиной. Только в этом случае можно применить льготу.

Если в документах будет указана другая информация, например «грузовой автомобиль», то транспортный налог придется заплатить в общеустановленном порядке. Даже в том случае, если этот автомобиль фактически используется для сельскохозяйственных работ. На таком подходе настаивает Минфин России: письма от 22 ноября 2007 г. № 03-05-06-04/42, от 17 августа 2007 г. № 03-05-06-04/35.

Аналогичное мнение у налоговиков – письмо ФНС России от 6 июля 2007 г. № 18-0-09/0204. Суды также на стороне чиновников – постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. № 2620/07 и от 28 апреля 2007 г. № 2965/07.

Однако со спецтехникой не все так однозначно. Далеко не всегда в паспорте транспортного средства указывается, что машина является специальной. Иногда туда просто вписывают наименование транспортного средства.

В подпункте 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ уточнено, что можно считать специальными автомашинами. Это молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, перевозки и внесения минеральных удобрений, машины ветеринарной помощи, технического обслуживания.

Однако это далеко не весь перечень. Полный список спецтехники приведен в Общероссийском классификаторе* основных фондов ОК 013-94 под кодами 14 3410040 и 15 3410040.

* Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359.

Если в паспорте транспортного средства указано, например, «сахаровоз», то льготу по налогу применять можно. Так как сахаровоз относится к спецтехнике (код 15 3410367).

Если же модель транспортного средства не указана в классификаторе, то льготу применять нельзя. Такой подход разделяют арбитражные суды – постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2006 г. № А74-111/06-Ф02-3541/06-С1.

Освобождение от транспортного налога ИП на ЕСХН

Не совсем понятно, в чем вопрос?

Федеральная льгота по транспортному налогу распространяется на тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ). Таким образом данная льгота связана не с применением ЕСХН, а с соответствием ИП статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя (п. 17.3 Методических рекомендаций по по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177).
Определение сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей льготирования по транспортному налогу дано в ст. 1 Закона № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
Фактическое использование льготируемых транспортных средств в сельхозработах подтверждают соответствующей первичкой (путевыми листами и пр.).

Или вопрос касался какой-то региональной льготы для плательщиков ЕСХН?

Актуальная информация для финансистов и бухгалтеров сельхозпредприятий

Льгота по транспортному налогу сельхозтоваропроизводителям

М.А. Пудова, аудитор

При определенных условиях можно вывести из-под налогообложения сельскохозяйственную технику. Подробности – в статье.

Сельхозтехнику нужно регистрировать

Если у предприятия есть автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также водные и воздушные транспортные средства, то оно должно платить транспортный налог (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ).

При этом техника должна быть зарегистрирована.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 такую процедуру проводят:

· подразделения ГИБДД – для автомототранспортных средств, имеющих максимальную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автодорогам общего пользования;

· органы Гостехнадзора – для тракторов, самоходных дорожно-строительных и других машин и прицепов к ним, включая автомототранспорт, имеющий максимальную скорость 50 километров в час и менее, а также не предназначенный для движения по автодорогам общего пользования.

Напомним: правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним утверждены приказом МВД России от24 ноября 2008г. №1001, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин – Минсельхозпродом России 16 января 1995года. Обязательным условием для регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов являются их паспорта (п. 1 постановления Правительства РФ от15мая 1995г. №460). На практике бывает, что технику, которая применяется внутри хозяйства и не передвигается по дорогам общего пользования, предприятие не регистрирует. Однако нужно помнить: это не освобождает от уплаты транспортного налога (постановление Президиума ВАСРФ от7 июня 2012г. №14341/11).

Когда применяется льгота по налогу

Для сельхозпроизводителей предусмотрена льгота по транспортному налогу. Так, он не рассчитывается с тракторов, самоходных комбайнов всех марок, а также спецмашин. Последние представляют собой молоковозы, скотовозы и технику для перевозки птицы. К специальным относятся и машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания (подп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ).

Но чтобы у инспекторов не было возражений, хозяйству нужно соблюсти ряд условий. Проанализируем их.

Для применения льготы хозяйство должно иметь статус сельхозпроизводителя. То есть оно должно производить сельхозпродукцию, проводить первичную и последующую переработку и продавать ее. При этом доля выручки от реализации сельхозпродукции в общем доходе от продаж должна составлять не менее 70 процентов.

В письме Минфина России от19 мая 2009г. №03-05-05-04/05 чиновники пояснили: соблюдение данного условия является обязательным, чтобы освободить сельхозтехнику от налога. В противном случае для применения льготы будет недостаточно ни регистрации техники за предприятием, ни ее использования в сельскохозяйственных работах (постановление ФАС Волго-Вятского округа от28 сентября 2012г. №А31-8691/2010).

Фактическое применение техники

От налога освобождаются не только тракторы и комбайны, но и специальные автомашины, используемые в производстве сельскохозяйственной продукции.

Например, у хозяйства может быть грузовой фургон, оборудованный кузовом, предназначенным исключительно для перевозки сельскохозяйственных животных, или седельный тягач со специальным прицепом, используемый для этих же целей. В этом случае у хозяйства есть шанс убедить судей, что техника нужна исключительно для перевозки скота (постановление ФАС Центрального округа от11 марта 2014г. №А48-1307/2013). Даже несмотря на то, что такие машины могут предназначаться и для других целей.

При проверке налоговики смотрят, под каким кодом содержится наименование техники в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном постановлением Госстандарта России от26 декабря 1994г. №359.

Например, седельные тягачи имеют код 153410210, в то время как, например, спецавтомобили-фургоны или автоцистерны входят в группировку с кодом 153410040. То есть тягачи не могут быть отнесены к таким категориям машин.

Кроме того, по мнению чиновников, для признания транспортного средства специальным необходима соответствующая отметка в его паспорте.

Тем не менее хозяйство может попробовать отстоять свою точку зрения в суде. Так, ФАС Уральского округа посчитал, что отсутствие такой отметки еще не основание для исключения транспорта из состава специального (постановление от5ноября 2009г. №Ф09-2237/09-С2).

Получается, что если, например, сельхозпроизводитель для перевозки птицы оборудовал машину, то отсутствие в ее паспорте соответствующей отметки не означает, что льготу применять нельзя.

Более того, такой транспорт можно использовать и не по прямому назначению: для вывоза помета. Ведь это обусловлено особенностями выращивания и содержания птицы (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от2 апреля 2007г. №Ф04-1701/2007 (32783-А46-40)).

Правда, в некоторых случаях судьи все же могут посчитать, что техника в соответствии с классификатором ОК 013-94 не относится к специальной, а лишь используется для производства сельхозпродукции, поэтому по ней не применяется льгота (постановление ФАС Поволжского округа от12 января 2010г. №А06-2630/2009).

Если хозяйство платит налог

В тех случаях, когда хозяйство не вправе применить льготу, придется рассчитать и уплатить транспортный налог. Напомним: региональные власти определяют его ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Рассмотрим особенности расчета налога, авансов по нему и применения повышающих коэффициентов.

Транспортный налог хозяйство перечисляет по итогам года. При этом обратите внимание: для юридических лиц уплачиваемая сумма рассчитывается следующим образом. Налоговая база умножается на ставку и из полученного произведения вычитается общая величина авансовых платежей за год (п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ).

Напомним: организации в течение года уплачивается аванс. При условии, что региональными властями не предусмотрено иное. Размер авансового платежа составляет 1/4 произведения налоговой базы и ставки (п. 2.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ). Его сумма учитывается в расходах по налогу на прибыль в том периоде, за который он начислен (письмо ФНС России от9июня 2011г. №ЕД-4-3/9163@). › |

При этом расчеты авансовых платежей в инспекцию представлять не нужно.

Для автотранспортной техники ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу. Если региональные власти их не определили, то нужно применять те, которые указаны в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ. Между тем субъектам РФ дано право увеличивать или уменьшать ставки. Правда, не более чем в десять раз. Исключение составляют легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л. с. Для них нет ограничения на уменьшение ставок (письмо Минфина России от4 октября 2013г. №03-05-06-04/41282).

При этом для легковых автомобилей со средней стоимостью от 3 млн руб. установлены повышающие коэффициенты к сумме налога.

Перечень таких машин опубликован на сайте Минпромторга России (www.minpromtorg.gov.ru). В дальнейшем такая информация должна размещаться ежегодно не позднее 1 марта. Применять повышающие коэффициенты нужно только при расчете суммы налога за год. При этом авансовые платежи исчисляются в прежнем порядке. К ним повышающие коэффициенты не применяются.

Соответствующее разъяснение специалисты Минфина России привели в письме от11апреля 2014г. №03-05-04-01/16508 (направлено для работы нижестоящим налоговым органам письмом ФНС России от22 апреля 2014г. №БС-4-11/7781@).

Важно запомнить
По дорогостоящим машинам установлены коэффициенты, повышающие сумму налога. Однако они не применяются при расчете авансовых платежей.