Схема возмещения НДС

5 рекомендаций по возврату НДС

2. Правильно оформляйте документы, особенно счета-фактуры. При наличии в счете-фактуре хотя бы мельчайшего недочета или несоответствия иным документам (договору, счетам, накладным на поставку товара, актам выполненных работ или услуг) налоговый орган отказывает в возмещении НДС в той сумме, которая указана в счете-фактуре. Проблема еще в том, что счета-фактуры оформляет не тот налогоплательщик, который претендует на вычет НДС по ним, а его контрагент, который не несет финансовой ответственности за допущенные в счете-фактуре ошибки. В крупных организациях в бухгалтерии на проверку счетов-фактур обычно выделяют специальных сотрудников, которые при обнаружении ошибок запрашивают контрагента об исправлении. Малый бизнес, как правило, такого себе позволить не может.

Часто происходит путаница с указанием местонахождения контрагента (указывают фактический адрес, а налоговый орган проверяет по реестру и устанавливает, что юридический адрес организации — иной), несовпадение в номерах платежных документов или наименовании организаций-грузоотправителей (особенно если товары перевозит транспортная организация-перевозчик).

Если раньше большую часть судов по подобным основаниям налогоплательщики проигрывали, то в последнее время судебная практика в данной области стала лояльнее. Суды стали принимать исправленные счета-фактуры, выданные контрагентом налогоплательщику уже в ходе судебного процесса.

3. Ведите раздельный учет НДС по операциям, которые им облагаются, не облагаемым и облагаемым по ставке 0%. Как правило, возврат НДС так или иначе связан с видами деятельности, по которым положены льготы: либо они вообще не облагаются НДС, либо облагаются по нулевой ставке (экспорт). Если в организации не ведется раздельный учет НДС по таким операциям, то возврат практически гарантированно обречен на провал.

4. Если дело все-таки дойдет до суда, имейте в виду, что ст. 78 НК РФ устанавливает обязанность налогового органа в случае просрочки возврата налога начислять на сумму проценты в размере, равном ставке рефинансирования. Данную сумму можно сразу включить в исковые требования, однако налоговым органам это, как правило, очень не нравится.

5. Огромное количество отказов налоговых органов в возмещении НДС базируется на установлении того факта, что контрагент налогоплательщика не перечислил полученный от него НДС в бюджет. Эта проблема чаще всего возникает, если у контрагента возникли проблемы, он находится в предбанкротном состоянии или изначально являлся «однодневкой». По сути, налоговые органы стремятся возложить на налогоплательщиков функции по контролю за контрагентами.

В таких случаях суды стремятся установить, имел ли налогоплательщик, заявивший НДС к возмещению, намерение уклониться от уплаты налогов с использованием «однодневки» или же стал жертвой мошенников. Впрочем, и в последнем случае налогоплательщику может быть отказано в возмещении НДС, если суд сочтет, что он не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента.

Лучше заранее разработать комплекс мер по установлению добросовестности контрагентов. Например, установить приказом по предприятию обязательное ведение журнала правовой экспертизы поставщиков. С помощью собственной юридической службы либо с привлечением специализированной юридической компании установить факты, отвечающие требованиям добросовестности контрагента: учредительные документы, постановка на налоговый учет, запрос баланса через Росстат, установление местонахождения юрлица, позиционирование компании на рынке через интернет и т. д. Все это необходимо оформить документально через составление акта. Круг исследуемых вопросов добросовестности «правилами игры» не ограничен. В дальнейшем все эти элементы делопроизводства или, как ее называют правоведы, «параправовая макулатура», может послужить противовесом необоснованным обвинениях в уклонении от уплаты налогов.

Forbes консультировали юридические компании «Каменская и партнеры», «Рэйнбоу 2000»

Правила возмещения НДС по законодательству РФ

Вся процедура возмещения НДС расписана в статье 176 НК РФ. Но стоит знать, что на это можно рассчитывать лишь по окончанию налогового периода, когда уже подведены итоги и видно, что сумма вычетов превысила налоговую сумму. Главное чтобы подсчеты были проведены по признанным налоговой службой операциям. Именно полученная в итоге расчетов разница и должна быть возмещена государством. Возврат денежных средств может осуществляться напрямую, а может (по желанию) пойти в счет уплаты будущего НДС.

Приход денежных средств осуществляется на протяжении 90 дней по окончанию налогового периода. Перевод проводится самостоятельно ФНС, так как если у предпринимателя или организации перед государством остались долги в виде пени, недоимки или налоговых санкций, то денежные средства не поступят в распоряжение фирмы, а погасят текущие долги. Если никаких долгов нет, а возврат не произведен, налогоплательщик должен подать соответствующее заявление. После чего ФНС обязуется рассмотреть запрос о проведение выплат, положительное решение направляется в казначейство, а последнее обязуется на протяжении 14 дней вернуть указанные средства.

Стоит учесть, что ФНС при получении ходатайства может разрешить полное возмещение заявленной суммы, частичное возмещение той суммы, которая была указана, а может и полностью отказать в возврате денежных средств.

Важная информация

Если в общих чертах процедура НДС возмещение из бюджета выглядит просто, то на деле она состоит из нескольких этапов и является довольно сложной. Стоит заметить, что недобросовестные налогоплательщики могут не рассчитывать на быстрый возврат денежных средств, так как ФНС до этого хорошенько проверит все поступления.

Первым этапом считается подача в налоговую службу декларации по налогу на добавленную стоимость. Данный документ должен стать подтверждением, что предприниматель уплатил суму превышающую сумму начисленного налога.

Вторым этапом проводится проверка. После получения декларации представители налоговой службы проводит камеральную проверку для того, чтобы найти подтверждение или наоборот отказать в возврате указанной суммы. Итогом проверки является акт, в котором перечисляются все найденные нарушения (в случае их наличия) и на основании этих данных дается положительное решение или отказ. Налогоплательщик должен быть извещен налоговым органом о принятом решении в письменном виде на протяжении 10 дней со дня принятия решения.

Когда выявленные нарушения, по мнению предпринимателя, не обоснованы, то их можно опротестовать, подав в письменном виде список возражений в налоговую, однако на принятие окончательного решения он чаще всего не влияет. Если после всех манипуляций получен отказ в возмещении НДС налогоплательщик может обжаловать это решение в суде.

Программа НДС возмещение предполагает рассмотрение спорных дел в арбитражном суде, но для этого налогоплательщик должен выйти победителем при первичном рассмотрении дела и апелляции. Если говорить о ФНС, то она имеет право подачи кассационной жалобы или обратиться в надзорную инстанцию для обжалования. В случае, когда судовое разбирательство привело к принятию положительного решения для налогоплательщика, он получает право требовать возвращение определенной суммы НДС по основанию исполнительного письма. Помимо этого требовать от налоговой службы оплаты счетов по суду, которые включают в себя оплату государственной пошлины и работы юриста. Также налогоплательщик имеет возможность взыскать проценты на ту сумму, которая вернулась с задержкой. Начисляются они по истечении 12 дней от момента окончания проверки в случае получения положительного решения суда.

Каким образом можно повысить вероятность возврата НДС

Естественно налоговики не станут сразу же возвращать деньги, поэтому если налогоплательщик уверен в том, что он переплатил в бюджет деньги стоит лично позаботиться о возмещении. Для продвижения своего дела стоит собрать пакет документов, что свидетельствуют о переплате и проследить, чтобы они были оформлены в соответствии с законодательными нормами. Особенно рекомендуется обратить внимание на данный пункт предпринимателям, которые занимаются продажами товаров или предоставляют услуги населению, описанные в п. 1 статьи 164 НК РФ.

Порядок подачи заявления для крупных налогоплательщиков

Если на протяжении трех лет организация или предприниматель заплатил в государственную казну налогов от 10 млрд. рублей и более он считается крупным налогоплательщиком. Они наряду с декларацией предоставляет банковские гарантии НДС. Тут действует особый заявительный порядок по возврату переплаченных денежных средств. Схема возмещения направлена на возможность получения переплаченных денежных средств еще до момента окончания проверки. Для этого на протяжении 5 дней после подачи декларации в налоговую нужно направить заявление о применении заявительного порядка возврата НДС. В нем указывается, что предприниматель или организация обязуется вернуть в бюджет денежные средства, если сумма фактического прихода является больше от установленного НДС. Также обязуется возвращать все денежные средства, полученные в случае полного или частичного отказа на возмещение НДС.

Данная схема работы позволяет налогоплательщику быстро получить заявленную сумму, что указана в декларации не привязываясь к срокам проверки и получении акта с ее результатами. По окончании проверки будет проведен полный расчет. Налогоплательщик должен удовлетворить требование о возврате денежных средств на протяжении 5 дней с момента получения оповещения. В случае не выполнения или возврата неполной суммы вступает в силу действие банковской гарантии и государство требует уплату долга уже от финансовой организации.

Какое наказание ожидает обманщиков

Каждый предприниматель подающий декларацию в налоговый орган должен отдавать себе отчет в том, что во время проверки ФНС получит доступ ко всем финансовым документам налогоплательщика, которые могут подтвердить правомерность выплаты указанной в декларации суммы. Но все же нужно готовиться к тому, что требуя НДС возмещение для ИП это закончится тотальной проверкой всей финансовой документации и если она не находится в идеальном порядке лучше отказаться от этой идеи сразу, чтобы не навлечь на себя дополнительные проверки налоговой. Они могут быть направленные на проверку всей деятельности компании, а не только уплаты НДС.

Налоговая служба уполномочена проводить такие жесткие проверки из-за большого количества мошенников, которые хотят обогатиться за счет государства. Поэтому имейте в виду, если налоговый орган при проверке обнаружит малейшую возможность для отказа в возврате НДС, он обязательно ею воспользуется. Так что наличие судовых разбирательств по этим вопросам для большинства предпринимателей является обычным делом.

На сегодняшний день существует множество фирм, которые оказывают услуги именно по вопросу возврата НДС. Есть такие, что берутся возвращать «долг» государства, даже в безнадежных казалось бы ситуациях. В своем большинстве в таких фирмах промышляют мошенники, которые могут только добавить проблем. А все их «беспроигрышные схемы возврата НДС» могут привести к привлечению к уголовной ответственности руководителя предприятия по факту мошенничества. Если сумма, указанная на возврат, составляет от четверти до одного миллиона рублей, то такое финансовое преступление относится к ряду тяжких и суд при их рассмотрении практикует выносить реальные сроки наказания (до 10 лет лишения свободы). Поэтому, чтобы не попасть в руки мошенников ознакомьтесь со всеми нюансами данного вопроса и прочтите литературу на тему НДС возмещение для чайников, чтобы понять с чего нужно начать и как обойти всевозможные подводные камни.

Рекомендации, которых следует придерживаться

Итак, подитожив всю вышеизложенную информацию можно сформулировать пять рекомендаций, которые помогут налогоплательщику в процессе возврата. Главное усвоить, что НДС возмещение – это не поле для игр, но более 80% от всех судебных тяжб, которые сегодня рассматриваются по данному вопросу, выигрывает именно налогоплательщик. На что же обратить внимание, чтобы не привлечь проблемы во время возврата налога на добавленную стоимость?

  1. Перед подачей заявления в налоговый орган стоит провести самостоятельную внутреннюю проверку финансовой отчетной документации, которая связана с данным вопросом. Так как глубокая проверка с налоговой гарантирована!

  2. Проверьте правильность оформления всех счетов-фактур. В случае обнаружения во время проверки в документах неточности или даже машинальной описки налоговый орган имеет право отказать в возмещении суммы налога указанной в данном документе. Адрес, выбитый на счетах, должен совпадать с юридическим адресом фирмы, который и будут запрашивать при проверке налоговики. Также должны совпадать номера в накладных и платежных документах, название организаций ответственных за отправку грузов и т.п.

  3. Рекомендуется вести учет НДС раздельно по продукции, которая облагается налогом, что не облагается и облагается налогом в 0%. Это важно, потому что возврат налога напрямую связан с деятельностью, ее видами и льготами. Если учет налогов ведется в общем потоке, то рассчитывать на возврат отдельной суммы будет очень сложно и провал в таком деле более чем гарантирован.

  4. В случае, когда налогоплательщик уверен в своих силах и разбирательство дошло до суда стоит учитывать факт начисления процентов на сумму возврата, что применяются с первого дня просрочки. Процент приравнивается к ставке рефинансирования.

  5. Большое количество отказов по возврату налога основаны на том, что контрагент налогоплательщика не позаботился о своевременном перечислении его в бюджет. Данная проблема возникает у контрагентов находящихся за шаг до банкротства или у «особей-однодневок». Таким образом, налоговая служба стремится выработать у налогоплательщика чувство долга и контролировать своего контрагента. В судовом порядке проходит разбирательство для установления факта намеренного уклонения от выплаты налога или же обнаружение доказательств, подтверждающих, что налогоплательщик стал жертвой мошенников.

  6. НДС возмещение физическим лицам возможно лишь в случае покупки за рубежом продуктов питания по принципу taxfree при возвращении в Россию. На границе расположены специальные домики, где можно вернуть сумму налога по предоставленным чекам. Автомобили с гражданами РФ подъезжают к домику с приобретенными товарами, где сотрудник налоговой должен удостоверится в реальном его наличии в соответствии с предъявленными чеками. Если все сходится, то уже на месте проверки возмещается 10% от стоимости товара. Есть лишь одно условие, товар должен быть приобретен в магазинах, которые работают по системе taxfree. В любых других случаях физлица нее могут рассчитывать на возвращение НДС (даже частичное).

Запомните, что ходатайствовать о возбуждение уголовного дела по факту мошенничества может и налоговая служба по итогам проверки финансовой документации фирмы или предприятия. Недобросовестный руководитель ответит по закону, предъявляя претензии к государству и требуя НДС возмещение безосновательно. Поэтому, чтобы не оказаться за решеткой подавайте запрос только по факту на законном основании, а не на основании искусственно созданной ситуации и махинаций.

Налоговики рассказали, как они выявляют факты незаконного возмещения НДС из бюджета (Лахман Р., Крылова М.)

Каковы нетипичные признаки сомнительности контрагентов.
«Обналичка» со счета контрагента — признак недобросовестности.
Что помогает инспекторам доказать фиктивность возмещения НДС.
В распоряжении редакции журнала РНК оказался документ одного из региональных управлений ФНС России. Документ посвящен мероприятиям налогового контроля, которые осуществляются в рамках проведения камеральных проверок, связанных с возмещением НДС (ст. 176 НК РФ). Он был разослан контролерам на местах для использования в работе.
Содержащаяся в документе информация позволит узнать, каким образом налоговики выявляют незаконные схемы возмещения НДС из бюджета. К тому же в нем приведен перечень контрольных мероприятий, необходимых для сбора доказательственной базы.
Кроме того, УФНС выделило несколько новых признаков сомнительности контрагентов. Аналогичными критериями и рекомендациями руководствуются проверяющие и из других субъектов РФ.
Чиновники выделяют прямые и косвенные признаки сомнительности контрагентов
В документе чиновники сетуют на то, что в ходе камеральных проверок все чаще выявляются случаи, связанные с незаконным возмещением НДС из бюджета. Отдельные организации действуют исключительно с целью получения дохода за счет бюджета в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.
В целях недопущения незаконного возмещения НДС налоговое управление призывает проверяющих на местах более тщательно выявлять проблемных контрагентов налогоплательщика. Причем УФНС выделяет прямые и косвенные признаки сомнительности контрагентов. Наличие совокупности таких признаков может стать для проверяющих сигналом о том, что компания использует незаконные схемы возмещения НДС.
По мнению чиновников, к прямым признакам сомнительности относятся, в частности, непредставление контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности, отказ руководителей и учредителей контрагента от участия в деятельности компании, нахождение этих лиц в розыске по ранее совершенным уголовным преступлениям, неоднократное изменение юридического адреса (миграция из одной инспекции в другую). А также местонахождение контрагента по адресу массовой регистрации, наличие массовых руководителей и учредителей, отсутствие трудовых ресурсов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Помимо стандартных критериев, УФНС приводит достаточно нетипичные признаки сомнительности контрагентов. Например, наличие единственного расчетного счета, который открыт в банке, находящемся далеко от офиса контрагента (в другом городе и даже регионе).
Также в числе нетипичных признаков указан случай, когда учредители и должностные лица контрагента проживают в одном субъекте РФ, а компания зарегистрирована в другом регионе страны.
Длительная отсрочка по оплате товаров, работ, услуг является новым сомнительным признаком
К косвенным признакам проблемности контрагента относится, в частности, представление нулевой налоговой и бухгалтерской отчетности, минимальная численность сотрудников (один-два человека), отсутствие компании по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, отсутствие на балансе контрагента основных средств и иного имущества. А также отсутствие в банковской выписке расходов (платежей), связанных с ведением деятельности (аренда, коммунальные платежи, Интернет и т.д.).
Наличие значительных оборотов по банковскому счету при уплате минимальных сумм налогов в бюджет также вызовет подозрения у контролеров. Как и идентичность денежных сумм, поступивших на расчетный счет и списанных с него в течение одного — трех рабочих дней. Или если расчетные счета налогоплательщика и его контрагента открыты в одном кредитном учреждении.
Обналичивание денег со счета контрагента (под видом приобретения ценных бумаг или выдачи займов в адрес физлиц) по-прежнему служит явным признаком, доказывающим его недобросовестность.
Помимо указанных признаков, налоговое управление приводит следующие косвенные критерии сомнительности контрагентов:
— покупателем товаров, работ, услуг контрагента является только налогоплательщик либо узкий круг лиц;
— государственная регистрация контрагента осуществлена незадолго до исполнения спорных сделок (в течение шести месяцев);
— регистрация контрагента на основании недостоверных паспортных данных, представленных учредителями и должностными лицами компании (в том числе по утраченным паспортам);
— отсутствие за прошлый отчетный период, то есть до подачи декларации к возмещению, платежей по НДС в бюджет либо сумма налога к уплате ранее составляла менее 10% от суммы, заявленной к возмещению;
— наличие взаимозависимости между участниками сделок, которые задействованы в цепочке поставки и продажи товаров (работ, услуг);
— подача уточненной декларации в ходе проведения камеральной проверки ранее поданной декларации, в которой сумма налога заявлена к возмещению, при этом вновь заявленная сумма возмещения налога уменьшилась более чем на 80%.
Опять же УФНС приводит несколько необычных косвенных критериев сомнительности контрагентов. Это, к примеру, длительная отсрочка по оплате реализованных в адрес налогоплательщика товаров, работ, услуг. В этом случае, по мнению налогового руководства, существует вероятность, что у покупателя нет намерения оплатить спорные товары (работы, услуги), поэтому сделку можно считать фиктивной. При этом длительной проверяющие считают отсрочку шесть месяцев и более. Кроме того, УФНС считает подозрительным, если склад, на котором хранится товар, приобретенный компанией у поставщика, находится в одном субъекте РФ, а продавец и покупатель в другом.
С выходом новой формы декларации по НДС популярность использования компаний-«прокладок» возросла
В документе чиновники отмечают, что перечень признаков, на основании которых контрагент признается проблемным, является открытым. И может меняться под влиянием арбитражной практики и поправок, вносимых в законодательство. Руководство обращает внимание подчиненных и на тот факт, что многие компании, которые заявляют НДС к возмещению из бюджета, умышленно привлекают или создают фирмы-«однодневки» с целью получения необоснованной налоговой выгоды. При этом контрагенты-«однодневки», как правило, имеют прямые сомнительные признаки.
Впрочем, в настоящее время для хищения средств из бюджета все чаще используются контрагенты, имеющие отдельные косвенные сомнительные признаки (так называемые компании-прокладки). Эти контрагенты обычно представляют в установленные сроки бухгалтерскую и налоговую отчетность, располагаются по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и уплачивают в бюджет незначительные суммы налогов. Такие поставщики и подрядчики путем создания фиктивного документооборота (например, в рамках посреднических договоров) выступают своеобразным буфером между проверяемым налогоплательщиком и «однодневками».
Отметим, что в связи с выходом новой формы декларации по НДС (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) использование компаний-«прокладок» становится более актуальным. При этом так называемые прокладки зачастую внедряются в деятельность налогоплательщика именно в качестве перепродавцов товаров, работ, услуг, а не в качестве посредников. Поскольку новая декларация по НДС предусматривает раскрытие всей информации о контрагентах, которая отражается в книге покупок и книге продаж.
Так, в разд. 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» декларации (п. 45 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) отражаются также ИНН и КПП посредника (агента, комиссионера, экспедитора, застройщика). А разд. 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период» (п. 49 Порядка заполнения декларации) заполняют не только посредники на общей системе, но и посредники, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС (ст. ст. 145 и 145.1 НК РФ), и лица, которые не являются плательщиками НДС (в частности, компании на УСН).
Таким образом, теперь прямое использование фирм-«однодневок» (в том числе в качестве посредников) становится довольно опасным и нецелесообразным мероприятием.
По мнению УФНС, необходимо исследовать весь комплект документов, подтверждающих перемещение товара
С целью пресечения необоснованного возмещения из бюджета НДС налоговое руководство рекомендует проверяющим на местах проводить определенный перечень мероприятий налогового контроля. В том числе с использованием сведений из внешних источников (например, Интернет, запросы в банки и госорганы).
УФНС настаивает, что сбор и систематизация доказательственной базы, предметом которой является факт совершения фиктивных сделок, должны осуществляться по двум направлениям: исследование товарного потока (фактического наличия и перемещения товаров) и исследование финансового потока (движения денежных средств и векселей). При этом мероприятия по сбору доказательственной базы должны проводиться как в отношении прямого поставщика или подрядчика, так и по всей цепочке контрагентов, вплоть до производителя товаров (работ, услуг). Это необходимо, чтобы выявить круговую схему движения денежных средств, факт обналичивания и конечного получателя денег, то есть организатора схемы по незаконному возмещению налога (как правило, это проверяемый налогоплательщик).
По мнению чиновников, при проведении камеральной проверки у налогоплательщика (помимо основной «первички», свидетельствующей о совершении операций и оприходовании ТМЦ) необходимо истребовать весь комплект документов (ст. 93 НК РФ), подтверждающих перемещение товара. Это транспортные и товаросопроводительные документы. С помощью этих документов можно установить методы транспортировки, идентифицировать транспорт и лиц, осуществляющих транспортировку. А также установить сроки доставки товара и склад, на котором он хранится.
Эти сведения помогут проследить фактическое наличие и движение ТМЦ от грузоотправителя к грузополучателю, проверить правоустанавливающие бумаги на складские помещения (договоры аренды, свидетельства на право собственности), договоры хранения. При этом одним из мероприятий налогового контроля является допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ) — должностных лиц проверяемого покупателя и его контрагентов по факту реального существования ТМЦ, их транспортировки и хранения.
Осмотр в рамках «камералки» поможет установить фактическое наличие товара
В рамках камеральной проверки УФНС советует провести осмотр офисов и складов компании (п. 1 ст. 92 НК РФ). Основанием для этого является постановление, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем (абз. 2 п. 1 ст. 92 НК РФ). Чиновники настаивают, что важно осмотреть документы и предметы, которые находятся в местах непосредственного хранения товара, приобретенного по сомнительным сделкам.
В протоколе желательно зафиксировать следующие сведения: описание товарной продукции, ее серийный номер, штрихкод. К протоколу можно приложить копии сопроводительной документации (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификаты и т.п.), а также фото- и видеоматериалы.
Также целесообразно провести выборочный осмотр товара (упаковок, ящиков), расположенных в разных местах склада. Это исключит предоставление для осмотра так называемых образцов товара, не соответствующих реальной номенклатуре и количеству, заявленным налогоплательщиком. Далее чиновники рекомендуют на основании истребованных сертификатов соответствия на продукцию установить производителей ТМЦ.
Кроме того, для выявления незаконного возмещения налога УФНС рекомендует инспекторам на местах провести следующие мероприятия налогового контроля:
— проанализировать перспективы дальнейшей реализации спорного товара или использования его в деятельности, облагаемой НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом исследуются договоры купли-продажи;
— установить способы и сроки расчетов за приобретенные проверяемым покупателем товары (работы, услуги), определить источники финансирования деятельности налогоплательщика (наличие собственных денежных средств, использование ценных бумаг, получение займов, проведение взаимозачетов);
— направить запросы в кредитно-финансовые учреждения о предоставлении информации о движении денежных средств по всем расчетным счетам налогоплательщика (п. 2 ст. 86 НК РФ) и его контрагентов (в том числе второго и третьего звена).

Разврат НДС: Бухгалтерия налоговых мошенников

Операции по возмещению налога на добавленную стоимость превратились в многомиллиардный криминальный бизнес.

В конце февраля федеральные СМИ сообщили об очередном громком достижении правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией. В Туве по факту покушения на получение крупной взятки были задержаны трое высокопоставленных сотрудников Федеральной налоговой службы. За нескромное вознаграждение в 6 млн рублей чиновники обещали посодействовать коммерческой организации в возвращении налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме более 350 млн рублей. Впрочем, несмотря на столь внушительные цифры, и у предпринимателей, и в правоохранительном сообществе это известие не вызвало большого удивления. Незаконное возмещение налога на добавленную стоимость уже давно превратилось в высокодоходный криминальный бизнес для мошенников и их подельников в государственных структурах, а общий навар преступных группировок исчисляется сотнями миллиардов рублей. Корреспондент «Нашей Версии» попробовал разобраться в бухгалтерии налоговых мошенников.

Махинации вокруг НДС начались сразу после его появления в 1992 году. Одним из самых распространённых способов незаконного изъятия денег из казны стали фиктивные экспортные операции. По действующему законодательству организациям-экспортёрам возмещается НДС, уплаченный ими своим поставщикам внутри страны. Допустим, вы покупаете у приятеля матрёшку за 100 рублей. 18% этой цены составляет НДС. Затем вы перепродаёте матрёшку, скажем, в Финляндию. После того как сделка совершена, вы можете смело идти в налоговую и требовать возмещения тех самых 18 рублей НДС. А ведь такие матрёшки часто существуют исключительно на бумаге. Конечно же, в реальности мошенники пользуются куда более изощрёнными схемами, да и без поддержки коррумпированных сотрудников налоговых органов подобные авантюры провернуть практически невозможно. Поэтому правоохранительным органам схватить за руку налоговых махинаторов удаётся нечасто, а если дела и возбуждаются, то, как правило, в отношении рядовых исполнителей, чьи подписи стоят под фиктивными накладными и учредительными документами фирм-однодневок.

Хотя бывают и исключения. Сегодня в Мосгорсуде рассматривается беспрецедентное уголовное дело в отношении участников преступной группировки, которые за два года кипучей деятельности выкачали из казны по подложным документам более 230 млн рублей. В нашем распоряжении оказались эксклюзивные подробности этой истории.
В кабинете следователя Главного следственного управления при ГУВД по г. Москве майора юстиции Александра Брянцева лабиринты из коробок с документами: в деле по хищениям НДС 350 томов, а на сбор всех доказательств у следствия ушло два года.
«В схемах мошенничества участвовало 40 фирм-однодневок, – рассказывает Александр Брянцев, – и по каждой приобщали первичную документацию, отчётность, товарные накладные и так далее. Обвинение участникам группы предъявлено по 30 эпизодам».
Организатор бизнеса по незаконному возмещению НДС уроженец Северной Осетии гражданин Т. Стояков (фамилия изменена) попал в поле зрения правоохранительных органов ещё в середине 2006 года. Тревожный звонок поступил из налоговых органов, которые выяснили, что в 2005 году Стояков участвовал в сомнительной схеме с возмещением НДС. Такие схемы профессионалы называют «каруселями». Стоякову тогда принадлежала вполне легальная фирма ООО «Вояж», которая занималась торговлей алкогольной продукцией. На базе этой фирмы мошенник организовал липовые поставки картонных коробок, а оплата между участниками фиктивной сделки осуществлялась при помощи векселей, которые де-факто были пустыми бумажками. Но схема сработала, и в итоге Стоякову и Ко удалось облапошить государство на 15,6 млн рублей. Мошенник вошёл во вкус, и криминальный конвейер по хищению НДС вскоре заработал на полную катушку.
«В 2006 году Стояков сколачивает устойчивую преступную группу, специализирующуюся исключительно на хищениях НДС. Свою деятельность они перемещают из Москвы в Балашиху, – объясняет Александр Брянцев. – Как установлено, в группу входило восемь активных участников, роли между которыми чётко распределялись. Одни специализировались на подделке документов, другие – на ведении липовой бухгалтерии и обналичке, третьи разрабатывали схемы мошенничества».
В Балашихе жулики занимались в основном махинациями с льготным налогом на добавленную стоимость. В России ряд товаров облагается 10-процентным НДС, тогда как в цену остальных закладывается 18-процентный налог. По закону производитель льготных товаров имеет право на возмещение этих лишних 8%, поскольку при покупке сырья и оборудования он платит обычный налог. Необходимо лишь предоставить документы, подтверждающие факт закупок сырья, реализации и движения товара.
К делу участники налоговой шайки относились творчески. Например, зарегистрированная ими фирма-пустышка ООО «Балком» якобы производила кисломолочный напиток «Альпийский тан». Естественно, на деле никакого производства не было, хотя, судя по документам, преступники хорошо разбирались в технологии изготовления этого продукта. Так, например, они предоставляли в налоговые органы фиктивные договоры, транспортные накладные и платёжные поручения, подтверждающие поставки такого экзотического сырья, как «баккоконцентрат термофильных молочнокислых стрептококов» или «вытяжка из горных трав». Сложная игра стоила свеч: только с помощью «Альпийского тана» мошенники умыкнули из казны более 5 млн рублей. Помимо «Альпийского тана» лжепромышленники якобы разливали по бутылкам фруктовые напитки, льняное масло, изготавливали полиграфическую продукцию и так далее. Каждая операция приносила от 1,5 до 20 млн рублей, а в общей сложности только в 2006–2007 годах злодеи похитили из казны более 215 миллионов. Правда, жулики не подозревали, что их телефоны уже давно стоят на «прослушке». Как только у оперативников появились весомые доказательства их преступной деятельности, их задержали, но, кажется, оперативники проснулись слишком поздно.
Главный же вопрос возникает к налоговикам: куда всё это время смотрели сотрудники балашихинского УФНС, ведь подвох можно было выявить даже при поверхностной проверке деятельности фирм-однодневок?
«Я уверен, что у них были сообщники в налоговой службе, – говорит следователь Александр Брянцев. – Добросовестные предприниматели месяцами бьются в судах с налоговыми органами за возврат НДС, а здесь деньги перечислялись на счета однодневок по первому требованию. Всё это наталкивает на определённые выводы. Кстати, установлено, что один из участников группы ранее являлся сотрудником УФНС Балашихи, и именно он, как выяснилось, отвечал в группе за взаимодействие с чиновниками. Сейчас данный гражданин в бегах, и допросить его пока не удалось».
Молчит и главный герой этой налоговой драмы – гражданин Стояков. Не исключено, что он чем-то или кем-то серьёзно напуган. Хотя в его положении отказ от сотрудничества со следствием вряд ли назовёшь разумным шагом – Стояков обвиняется в организации преступной группы, мошенничестве, лжепредпринимательстве и легализации преступных доходов. В совокупности эти обвинения тянут более чем на 20 лет колонии…
Впрочем, для балашихинских налоговиков, которые, мягко говоря, прозевали хищение 215 млн из казны, дело не прошло бесследно. В августе 2009 года в отношении сотрудника УФНС по г. Балашихе, который проверял подлинность предоставленных жуликами документов, возбуждено уголовное дело по статье «халатность».
– Может, стоит ужесточить процедуру возмещения НДС, чтобы у преступников и их подельников-чиновников вообще не осталось никаких лазеек? – спрашиваем следователя Александра Брянцева.
– У государства есть все инструменты для эффективного контроля за законностью таких операций, – отвечает Александр Брянцев. – И если бы контролирующие структуры – а это не только налоговая служба – добросовестно относились к исполнению своих обязанностей, то такой криминальный бизнес быстро бы сошёл на нет. Пока же мы наблюдаем обратный процесс.
По данным, предоставленным нам департаментом экономической безопасности МВД РФ, в 2009 году в России сотрудники ведомства выявили около 21 тыс. налоговых преступлений. Отдельной статистики по махинациям с возмещением налога на добавленную стоимость МВД не ведёт, но, по независимым оценкам, ежегодно махинаторы похищают из казны 10–30 млрд рублей. На вооружении преступников более десятка проверенных временем схем мошенничества, с которыми регулярно доводится сталкиваться оперативникам ДЭБ.
Так, в середине 2009 года в Москве было возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью по факту хищения НДС в размере 69 млн рублей путём завышения расходов по поставке продукции. Чуть позже возбудили дело против руководителей столичной организации, которые путём необоснованного завышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль уклонились от уплаты в бюджет Российской Федерации указанных налогов на сумму свыше 30 млн рублей.
Махинации вскрывают и в регионах: в Забайкальском крае возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество» в отношении руководителя ООО по факту неуплаты налога на добавленную стоимость в размере 79 млн рублей и неправомерному возмещению НДС в размере 118 млн рублей.
«Дела возбуждаются не только в отношении коммерсантов, но и в отношении сотрудников налоговых органов, которые участвуют в махинациях с НДС, – рассказывает «Нашей Версии» представитель ДЭБ МВД Альберт Истомин. – В частности, в 2009 году возбудили уголовное дело по статье «о злоупотреблении должностными полномочиями» по факту незаконного возмещения НДС, повлёкшего хищение должностными лицами ИФНС России № 30 по г. Москве денежных средств из федерального бюджета в размере 60,3 млн рублей. Ещё одно уголовное дело по статье «превышение должностных полномочий» заведено против государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок ИФНС России № 43 по г. Москве, который способствовал принятию указанным подразделением налогового органа решения о возмещении ООО, имеющему признаки фирмы-однодневки, НДС в размере 14,7 млн рублей».
От кипучей деятельности махинаторов страдает не только казна, но и добросовестные предприниматели. Из-за роста числа подобных преступлений налоговая чуть ли не в каждом предпринимателе видит потенциального мошенника, поэтому возмещать НДС приходится в судебном порядке.
«Сегодня около 80% всех сумм по возврату НДС предприниматели вынуждены возмещать через суд. И выигрывают они по итогам 2009 года 70–80% дел, – рассказывает «Нашей Версии» руководитель отдела налогового права консалтинговой группы «Интелис» Антон Сляднев. – Проверки и суды затягиваются на несколько месяцев, и фактически получается, что бизнес кредитует государство. Одна из главных причин, по которой налоговые органы отказываются возмещать НДС, – боязнь того, что налогоплательщик окажется недобросовестным. ФНС просто снимает с себя ответственность и перекладывает её на суды».
По мнению многих экспертов, практика, когда добросовестный бизнес за возмещением НДС отправляют в суд, обусловлена не только перестраховкой налоговиков. Очевидно, что здесь существует и коррупционный подтекст. Фактически налоговые чиновники под любым надуманным предлогом могут отсрочить выплаты. А могут их и ускорить без всяких там судебных разбирательств, как это, например, делалось в Балашихе с компенсацией за фиктивные поставки «баккоконцентрата термофильных молочнокислых стрептококов». Необходимо лишь чиновников должным образом простимулировать.
Вообще, ситуация вокруг возмещения НДС сегодня выглядит патовой. С одной стороны, бизнес настаивает на том, что процедуру необходимо упростить, так как действующий порядок отнимает слишком много сил и ресурсов. С другой – очевидно, что даже в нынешнем жёстком законодательстве есть масса дырок, которыми умело пользуются мошенники. Что же делать?
Государство всё-таки решило процедуру упрощать. С января 2010 года в Российской Федерации введён уведомительный порядок возмещения НДС, что вроде бы должно облегчить жизнь бизнесу. Правда, чтобы возместить таким образом НДС, предприятия должны либо быть очень богатыми (совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ за последние три года должна составлять не менее 10 млрд рублей), либо к налоговой декларации компания обязана предоставить действующую банковскую гарантию на эту же сумму. Если после возмещения НДС вскроется обман, то банк возместит выплаты из бюджета.
«Новая процедура действует уже три месяца, но до сих пор налоговые органы не подготовили список банков, которые могут предоставлять такие гарантии, – уточняет Антон Сляднев. – Кроме того, банкам нужно предоставлять гарантию по установленной форме, а форма эта по-прежнему не установлена».
Плюсы нового порядка возмещения НДС очевидны. Во-первых, никакой серьёзный банк не предоставит многомиллиардные гарантии конторам «рога и копыта». Во-вторых, бюджет, если что, всегда сможет компенсировать свои потери. И, наконец, российские налоговые чиновники – одни из самых коррумпированных налоговых чиновников в мире – фактически будут отстранены от принятия решений на возмещение НДС. Правда, в то, что принятая система эффективно заработает, верят не все. И как видно, для этого есть вполне весомые основания.

  • Справка

В России налог на добавленную стоимость (НДС) действует с 1992 года. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 года установлена в размере 18%. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10%; для экспортируемых товаров – ставка 0%. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в частности лицензированные образовательные услуги. Самые высокие ставки НДС – 25% – действуют в Норвегии и Дании. В ряде развитых стран, например в США, НДС отсутствует, вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 до 11%. В последнее время высказываются предложения полностью отменить НДС в России или ещё существеннее сократить его. Впрочем, по мнению экспертов, в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт этого налога формируется около четверти федерального бюджета России.